Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На какие моменты обратить особое внимание.

Поиск

Что важно сделать непосредственно перед проведением урока и как потом проанализировать свою деятельность?

Предлагаемый материал поможет вам грамотно подготовиться к проведению урока.

Практика «Пробные уроки в школе» проводится с целью выработки у студентов профессиональных умений планирования, организации и анализа уроков, а также других форм учебной и внеучебной деятельности детей. Данный вид практики предусматривает развитие у практикантов творческого отношения к педагогическому труду.

Задачи практики:

-совершенствование умений и навыков наблюдения за учебно-воспитательным процессом и анализа его результатов,

-овладение студентами методами, приемами и средствами проведения уроков, занятий и навыками руководства познавательной деятельностью школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями,

- обучение студентов творческому применению на практике знаний, полученных при изучении психолого-педагогических дисциплин и частных методик,

- формирование методологической культуры студентов,

- развитие умений осуществлять исследовательскую деятельность.

В ходе данного вида практики студенты должны овладеть следующими умениями:

-планировать уроки и внеклассные занятия по предметам с учетом различных вариантов школьного учебного плана и учебных программ разного типа, разрабатывать конспекты уроков и внеклассных занятий;

-работать с методической литературой, школьными учебниками и программами, творчески отбирать материал, наглядные пособия, ТСО к урокам и занятиям;

-выбирать наиболее эффективные формы, методы, приемы проведения уроков и внеклассных занятий с учетом особенностей физического и психического развития учащихся;

-проводить диагностику уровня развития личности и коллектива учащихся, сформированности у школьников знаний, умений и навыков по предмету или общеучебных умений и навыков;

-разрабатывать и изготавливать наглядные пособия, дидактический материал к урокам и внеклассным занятиям.

 

Этапы планирования урока и подготовки к нему студента

Подготовка к уроку - такой же важный этап, как и проведение урока. Успех пробных уроков, а, следовательно, формирование у практикантов профессиональных умений и навыков зависит, прежде всего, от своевременной и полноценной подготовки к урокам. В подготовке к урокам все должно быть тщательно продумано, предусмотрено и хорошо оформлено.

 

1. Тему пробного урока с точным указанием его основной дидактической цели /чему надо научить детей и т. п./ практикант должен получить у учителя школы не позднее, чем за неделю до проведения урока.

2. Восстановить в памяти материал учебных дисциплин «Теоретические основы математики» и «Методики преподавания начального курса математики», выделить опорные знания, умения и навыки по данной теме.

3. Определить место урока в теме, а темы в годовом курсе математики. Каждый урок является не только основной составной частью образовательного процесса как системы, но и сам может быть рассмотрен как самостоятельная система. Вершиной всякой системы, ее первым системообразующим фактором является цель, которая должна отвечать ряду необходимых условий. Цель должна быть реальной, достижимой, но не легкой. Она должна быть конкретной и четко изложенной. Всякая цель как планируемый, ожидаемый результат деятельности должна быть легко диагностируемой. Главная дидактическая цель может отражать примерно следующее:

· какое понятие, правило, закон должны усвоить и на каком уровне учащиеся;

· как будет раскрыто содержание определенного понятия и его основных признаков;

· что учащиеся должны будут научиться находить, определять, вычислять, измерять, изготовлять…

· какие выводы должны будут научиться делать учащиеся.

Главная дидактическая цель урока характеризует его конечный результат, т.е., что и в какой степени должно измениться в области знаний и умений у учащихся, а также в совершенствовании, развитии и закреплении у них определенных навыков.

4. Определение познавательно-воспитательно-развивающие задачи урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы. Для достижения главной дидактической цели урока практикант решает целый комплекс задач обучения, воспитания, развития.

5. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические, познакомиться с их содержанием.

6. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, выяснить, что требуется от учителя по программе к данному уроку.

7. Отобрать оптимальное содержание материала урока, расчленить его на ряд опорных знаний, дидактически обработать.

8. Выделить главный материал, который ученик должен понять и запомнить на уроке.

9. Определить тип и наиболее целесообразные методы и приемы обучения на нем, разработать структуру урока.

10. Установить связи с другими предметами при изучении нового материала и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.

11. Планировать все действия учителя и учащихся на всех этапах урока, и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.

12. Подобрать дидактические средства урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).

13. Проверить оборудование и технические средства обучения.

14. Спланировать записи и зарисовки на доске учителем для выполнения аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.

15. Спланировать самостоятельную работу учащихся на уроке и определить ее объем, формы и ее направленность на развитие их самостоятельности.

16. Разработать приемы закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемы обобщения и систематизации знаний.

17. Составить список учеников, знания и умения которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики домашнего задания.

18. Продумать приемы подведения итогов урока.

19. Внести корректировки в содержание урока, учитывая особенности учащихся класса (по результатам консультации у учителя):

· успеваемость (сильный, слабый, неоднородный, пассивный, активный и т.п.);

· отношение учащихся к предмету;

· темп работы;

· сформированность учебных умений;

· общая подготовленность учащихся;

· отношение к разным видам учебной деятельности;

· отношение к разным формам учебной работы, в том числе нестандартным;

· общая дисциплина учащихся.

 

Действия практиканта при планировании и

Конкретизации задач урока

1. Познакомиться со всем возможным кругом задач обучения, воспитания и развития при изучении данного предмета, данного раздела и темы данного урока. Осуществляется путем ознакомления с программой, содержанием учебника и методическими пособиями.

2. Конкретизировать задачи изучения темы с учетом возрастных и других особенностей учеников данного класса, их учебной подготовленности, воспитанности и развития.

3. Выделить ряд главных задач образования, воспитания и развития школьников с учетом сравнения их значимости и имеющегося на их решение времени.

 

Задачи урока

I. Познавательные задачи (какие знания, умения и навыки возможно развивать на учебном материале урока):

1. Проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках.

2. Обеспечить усвоение основных задач, входящих в содержание темы урока.

3. Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу

4. Сформировать (закрепить, продолжить формирование) следующие общеучебные умения и навыки на материале этого урока.

5. Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению…(фактов, понятий, правил, законов, положений, способов действий).

6. Обеспечить применение знаний и способов действий.

7. Организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.

8. Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы.

9. Обеспечить проверку и оценку знаний.

10. Способствовать формированию представления о…..

11. Способствовать осознанному усвоению знаний и способов деятельности.

 

II. Воспитательные задачи (к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале урока):

1. Содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих понятий (например: причинно-следственные связи и отношения, познаваемость мира и природы, развитие природы и др.)

2. Осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: гуманизм, товарищество, этические нормы поведения.

3. В целях решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления.

4. Формировать правильное отношение к природе через содержание задач.

III. Задачи развития учащихся (какие познавательные способности учащихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов):

1. В целях решения задач развития у учащихся умений выделять главное, существенное в изучаемом материале (например, обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или контрольных вопросов, формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия).

2. Решать задачи развития у школьников самостоятельности мышления, мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация.

3. Обеспечивать развитие речи учащихся в учебной деятельности.

4. Формировать у школьников умения преодолевать трудности в учении, закалять волю; обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний.

5. Развивать у учащихся познавательный интерес.

6. Развивать интеллектуальные способности, мыслительные умения, умения переносить знания и умения в новые ситуации.

Требования к уроку математики

1. Построение урока должно соответствовать его типу, определенной структуре, его содержание - основной дидактической цели и четко отражать место урока в его общей теме.

2. Урок должен содержать подготовительные задания и упражнения для восприятия нового материала. Необходимо обратить внимание на их целесообразность.

3. Объем и глубина изучения нового материала должны соответствовать программным требованиям, методика знакомства должна соответствовать основным дидактическим принципам обучения: научности, сознательности и активности, наглядности, прочности, связи теории с практикой, доступности.

4. На уроке должна быть продумана система заданий для углубления и закрепления знаний, умений и навыков.

5. Необходимо использовать разные виды самостоятельной работы учащихся, которая бы способствовала осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода.

6. Для обеспечения познавательной активности учащихся использовать развивающие упражнения, проблемные вопросы и ситуации, дополнительный числовой и краеведческий материал.

7. Особое внимание в ходе урока необходимо уделять использованию математической терминологии.

 

Типы уроков математики

Каждый урок складывается из определенных элементов (звеньев, этапов), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяя таким образом структуру урока, под которой следует понимать состав элементов, их определенную последовательность и взаимосвязи между ними. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива.

В методике преподавания математике выделяют структуру внешнюю и внутреннюю. Внешняя структура – это этапы урока, на которых решаются те или иные дидактические задачи.

Внутренняя структура определяется содержанием и последовательностью учебных заданий, взаимосвязью между ними, отражает процесс усвоения учащимися математического содержания и характер их деятельности.

Многообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов. В зависимости от основной дидактической цели урока, которая подчиняет все цели урока, выделяются следующие типы уроков:

 

Комбинированный урок

Данный тип урока наиболее распространен в практике школы, так как в его содержание включается часть нового материала (чаще: продолжение изучения той или иной темы) и повторение материала изученного ранее.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и умений, необходимых для сознательного усвоения новых математических знаний.

3. Изучение нового материала.

4. Первичное усвоение учащимися материала. Осознание и осмысление учащимися материала.

5. Применение и закрепление изученного на данном уроке и ранее пройденного.

6. Итог урока. Задание на дом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 679; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.146 (0.011 с.)