Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что значит подготовиться к уроку?↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
УРОКИ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Методические рекомендации для студентов по подготовке к практике «Пробные уроки в школе»
специальность 050709 «Преподавание в начальных классах»
2010 Автор: Юферева М. А., преподаватель методики преподавания начального курса математики Рецензент: Бочкарева М.В., кандидат педагогических наук, заместитель директора Кировского педагогического колледжа по научно- методической работе
УРОКИ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (методические рекомендации для студентов по подготовке к практике «Пробные уроки в школе») Одобрены организационно-методическим советом Кировского педагогического колледжа: протокол №3 от 20.10.2008.
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями к организации практики пробных уроков по специальности 050709 «Преподавание в начальных классах». Издание содержит основные требования к урокам математики в начальной школе, нормы оценок устных и письменных работ учащихся, схемы анализа уроков и контрольных работ. Предложены типы уроков математики, раскрыты особенности их построения, приведены типичные причины затруднений практикантов на уроках. Издание предназначено для студентов Кировского педагогического колледжа, обучающихся по специальности 050709 «Преподавание в начальных классах». Содержание
Подготовка к уроку – важный этап работы учителя. Что значит подготовиться к уроку? На какие моменты обратить особое внимание? Конкретизации задач урока 1. Познакомиться со всем возможным кругом задач обучения, воспитания и развития при изучении данного предмета, данного раздела и темы данного урока. Осуществляется путем ознакомления с программой, содержанием учебника и методическими пособиями. 2. Конкретизировать задачи изучения темы с учетом возрастных и других особенностей учеников данного класса, их учебной подготовленности, воспитанности и развития. 3. Выделить ряд главных задач образования, воспитания и развития школьников с учетом сравнения их значимости и имеющегося на их решение времени.
Задачи урока I. Познавательные задачи (какие знания, умения и навыки возможно развивать на учебном материале урока): 1. Проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках. 2. Обеспечить усвоение основных задач, входящих в содержание темы урока. 3. Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу 4. Сформировать (закрепить, продолжить формирование) следующие общеучебные умения и навыки на материале этого урока. 5. Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению…(фактов, понятий, правил, законов, положений, способов действий). 6. Обеспечить применение знаний и способов действий. 7. Организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях. 8. Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы. 9. Обеспечить проверку и оценку знаний. 10. Способствовать формированию представления о….. 11. Способствовать осознанному усвоению знаний и способов деятельности.
II. Воспитательные задачи (к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале урока): 1. Содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих понятий (например: причинно-следственные связи и отношения, познаваемость мира и природы, развитие природы и др.) 2. Осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: гуманизм, товарищество, этические нормы поведения. 3. В целях решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления. 4. Формировать правильное отношение к природе через содержание задач. III. Задачи развития учащихся (какие познавательные способности учащихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов): 1. В целях решения задач развития у учащихся умений выделять главное, существенное в изучаемом материале (например, обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или контрольных вопросов, формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия). 2. Решать задачи развития у школьников самостоятельности мышления, мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. 3. Обеспечивать развитие речи учащихся в учебной деятельности. 4. Формировать у школьников умения преодолевать трудности в учении, закалять волю; обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний. 5. Развивать у учащихся познавательный интерес. 6. Развивать интеллектуальные способности, мыслительные умения, умения переносить знания и умения в новые ситуации. Требования к уроку математики 1. Построение урока должно соответствовать его типу, определенной структуре, его содержание - основной дидактической цели и четко отражать место урока в его общей теме. 2. Урок должен содержать подготовительные задания и упражнения для восприятия нового материала. Необходимо обратить внимание на их целесообразность. 3. Объем и глубина изучения нового материала должны соответствовать программным требованиям, методика знакомства должна соответствовать основным дидактическим принципам обучения: научности, сознательности и активности, наглядности, прочности, связи теории с практикой, доступности. 4. На уроке должна быть продумана система заданий для углубления и закрепления знаний, умений и навыков. 5. Необходимо использовать разные виды самостоятельной работы учащихся, которая бы способствовала осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода. 6. Для обеспечения познавательной активности учащихся использовать развивающие упражнения, проблемные вопросы и ситуации, дополнительный числовой и краеведческий материал. 7. Особое внимание в ходе урока необходимо уделять использованию математической терминологии.
Типы уроков математики Каждый урок складывается из определенных элементов (звеньев, этапов), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяя таким образом структуру урока, под которой следует понимать состав элементов, их определенную последовательность и взаимосвязи между ними. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. В методике преподавания математике выделяют структуру внешнюю и внутреннюю. Внешняя структура – это этапы урока, на которых решаются те или иные дидактические задачи. Внутренняя структура определяется содержанием и последовательностью учебных заданий, взаимосвязью между ними, отражает процесс усвоения учащимися математического содержания и характер их деятельности. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов. В зависимости от основной дидактической цели урока, которая подчиняет все цели урока, выделяются следующие типы уроков:
Комбинированный урок Данный тип урока наиболее распространен в практике школы, так как в его содержание включается часть нового материала (чаще: продолжение изучения той или иной темы) и повторение материала изученного ранее. Структура урока: 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний и умений, необходимых для сознательного усвоения новых математических знаний. 3. Изучение нового материала. 4. Первичное усвоение учащимися материала. Осознание и осмысление учащимися материала. 5. Применение и закрепление изученного на данном уроке и ранее пройденного. 6. Итог урока. Задание на дом.
Ход урока
Ход урока
Самостоятельная работа вариант 1 1. Из чисел 68, 47, 62, 54 выбери те, при делении которых на 9 в остатке получается 3. Выполни записи деления с остатком. 2. Выполни деление с остатком: 33:4 8:5 30:14 78:20 (выполни проверку) 3. Реши задачу: Надо упаковать 28 подарков в коробки, по 5 штук в каждую. Сколько потребуется таких коробок? Сколько подарков останется? 4. Вычисли: 100-72:24 18∙3 + 90:6 вариант 2 1.Из чисел 45, 48, 59, 66 выбери те, при делении которых на 5 в остатке получается 2. Выполни записи деления с остатком. 2. Выполни деление с остатком: 75:9 7:3 12:11 32:20(выполни проверку) 3. Реши задачу: На аэродроме 38 самолетов. Сколько всего троек самолетов может подняться в воздух? Сколько самолетов останется на земле? 4. Вычисли: 42∙2-47 56:8 + 9∙9 Структура урока:
Ход урока:
Самоанализ урока математики 1. Какими требованиями руководствовался (консультация учителя, методические рекомендации)? 2. Как определил цели урока? 3. Как учтена взаимосвязь уроков в теме? 4. Как был предвиден ход урока, как оправдан? Пришлось ли отступить от запланированных действий и почему? 5. Правильно ли подобран учебный материал к уроку? 6. Как спланирована деятельность учащихся? 7. Каковы приемы и методы работы учителя и учащихся? Как они оправдали себя? Если нет, то почему? 8. Оправдали ли себя используемые наглядные пособия, в том числе ТСО? Какова их психолого-педагогическая ценность? Если нет, то почему? 9. Что на уроке способствовало развитию познавательных способностей, что это доказывает? 10. В чем заключалась самостоятельная работа учащихся, какова ее педагогическая ценность? 11. Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры, поведения? 12. Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учеников? Как они были преодолены? Каковы причины затруднений, пути устранения? На какие ответы учащихся не смог отреагировать? 13. Достигнуты ли цель и задачи урока, что это доказывает? Если нет, то почему? 14. Оценка результативности урока. 15. Доволен ли учитель уроком? 16. Направления совершенствования урока.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин). Цель: интериоризация нового способа действий, рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха. Требования к этапу: 1) Учащиеся самостоятельно выполняют задания на новый способ действий. 2) Самостоятельная проверка по эталону. 3) Создание ситуации успеха. 4) Допустившие ошибки выявляют их причину и исправляют ошибки. Рекомендации к проведению: · Обучение процедуре грамотного самоконтроля. · Письменная работа небольшого объема, узкой типовой направленности. · Индивидуальная деятельность. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
ПО МАТЕМАТИКЕ I. ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ ОЦЕНКА «5» ставится ученику, если он: · при ответе обнаруживает осознанное усвоение изученного материала и умеет им самостоятельно пользоваться; · производит вычисления правильно, достаточно быстро и рационально; умеет проверить произведенные вычисления; · умеет самостоятельно решить задачу (составить план, объяснить ход решения, точно сформулировать ответ на вопрос задачи); · правильно выполняет задания практического характера. ОЦЕНКА «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в работе, которые исправляет сам при указании учителя о том, что он допустил ошибку. ОЦЕНКА «3» ставится ученику, если он показывает осознанное усвоение более половины изученных вопросов и исправляет допущенные ошибки после пояснения учителя. ОЦЕНКА «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с решением задач и примеров. ОЦЕНКА «1» ставится ученику, если он обнаруживает полное незнание программного материала и не приступает к выполнению задания.
II. ПИСЬМЕННАЯ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ Письменная работа по математике может состоять только из примеров, только из задач, быть комбинированной или представлять собой математический диктант, когда учащиеся записывают только ответы. Объем контрольной работы трех первых видов должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось в I полугодии 2 класса до 20 мин., во II полугодии до 35 мин., в I и II полугодиях 3 и 4 классов - до 40 мин., причем за указанное время учащиеся должны успеть не только выполнить работу, но и проверить ее.
А./ ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА, СОДЕРЖАЩАЯ ТОЛЬКО ПРИМЕРЫ При оценке письменной работы, включающей только примеры (при числе вычислительных действий не более 12) и имеющей целью проверку вычислительных навыков учащихся, ставятся следующие отметки: ОЦЕНКА «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно. ОЦЕНКА «4» ставится, если в работе допущены 1-2 вычислительные ошибки. ОЦЕНКА «3» ставится, если в работе допущены 3-4 вычислительные ошибки. ОЦЕНКА «2» ставится, если в работе допущено 5 и более вычислительных ошибок. ОЦЕНКА «1» ставится, если все примеры выполнены с ошибками. Б./ ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА, СОДЕРЖАЩАЯ ТОЛЬКО ЗАДАЧИ При оценке письменной работы, состоящей только из задач (2 или 3 задачи) и имеющей целью проверку умений решать задачи, ставятся следующие отметки: ОЦЕНКА «5» ставится, если все задачи решены без ошибок. ОЦЕНКА «4» ставится, если нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 1-2 вычислительные ошибки. ОЦЕНКА «3» ставится, если допущена хотя бы 1 ошибка в ходе решения задачи независимо от того, 2 или 3 задачи содержит работа, 1 вычислительная ошибка или если вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача. ОЦЕНКА «2» ставится, если допущены ошибки в ходе решения двух задач или допущена 1 ошибка в ходе решения задач и 2 вычислительные ошибки в других задачах. ОЦЕНКА «1» ставится, если все задачи не решены.
В./ ПИСЬМЕННАЯ КОМБИНИРОВАННАЯ РАБОТА Письменная комбинированная работа ставит своей целью проверку знаний, умений, навыков учащихся по всему материалу темы, четверти, полугодия, всего учебного года и содержит одновременно задачи, примеры и задания других видов (задания по нумерации чисел, на сравнении чисел, на порядок действий и т. д.) Ошибки, допущенные при выполнении этих видов заданий, относятся к вычислительным ошибкам. 1. При оценке письменной комбинированной работы, состоящей из 1 задачи, примеров и заданий других видов, ставятся следующие отметки: ОЦЕНКА «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно. ОЦЕНКА «4» ставится, если в работе допущены 1-2 вычислительные ошибки. ОЦЕНКА «3» ставится, если в работе допущена ошибка в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущены 3-4 вычислительные ошибки при отсутствии ошибок в ходе решения задачи. ОЦЕНКА «2» ставится, если допущена ошибка в ходе решения задачи и хотя бы 1 вычислительная ошибка при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок. ОЦЕНКА «1» ставится, если все задания не выполнены или все задания выполнены с ошибками. 2. При оценке письменной комбинированной работы, состоящей из 2 задач и примеров, ставятся следующие оценки: ОЦЕНКА «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно. ОЦЕНКА «4» ставится, если в работе допущены 1-2 вычислительные ошибки. ОЦЕНКА «3» ставится, если в раб
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.170.164 (0.016 с.) |