Экономическая сущность налогов, их роль в формировании доходов бюджетов всех уровней. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая сущность налогов, их роль в формировании доходов бюджетов всех уровней.



Экономическая сущность налогов, их роль в формировании доходов бюджетов всех уровней.

Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства. Государству для выполнения своих функций необходимы финансовые средства, которые оно получает по средствам налогов. В этой связи со временем возникновения государства налоги стали частью экономических отношений. Исторически система налогов и налогообложения прошла достаточно длительный путь своего становления и развития и в настоящее время функционирует в рамках общих правил налогообложения закрепленных в НК РФ.

В ст. 3 НК выделены следующие принципы налогообложения:

1) принцип всеобщности налогообложения – каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. 2) принцип не дискриминационности – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных и других подобных критериев. 3) принцип справедливости – при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. 4) принцип равенства налогообложения – не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или место происхождения капитала. 5) принцип экономической обоснованности – налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными не допустимы налоги и сборы, препятствующие реализацию гражданам своих конституционных прав, не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство России или создающее препятствие экономической деятельности физических лиц и организации. 6) принцип соразмерности – не на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги сборы, не предусмотренные в НК. 7) принцип определенности – при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформированы, чтобы каждый знал, когда и с в каком порядке он должен платить. 8) принцип толкования в пользу налогоплательщика всех неясностей законодательства – все неустранимые сомнения противоречия и неясности акта законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Как экономическая категория налоги рассматриваются в рамках процесса общественного воспроизводства при этом они обслуживают ту часть производственных, экономических и денежных отношений, которая связана с образованием и использованием государственных доходов в денежной форме на принудительной основе. В этой связи налоги относят к государственному финансовому хозяйству и рассматривают как централизованный финансовый ресурс и основа доходной базы бюджетной системы страны, что отражает финансовую сущность налогов и позволяет их связать с функцией денег как меру стоимости и средство платежа. Связь с функцией денег как средство платежа проявляется в том, что в налоговых отношениях государство и налогоплательщики попеременно или одновременно выступают в роли кредитора или должника в силу разрыва времени предоставления общественных благ. Таким образом, налоги как финансовая категория опосредствует на эквивалентной возвратной и возмездной основе часть стоимости чистого продукта общества от субъектов хозяйствования и граждан к государству форм законодательно установленных обязательных платежей предназначенных для покрытия расходов государства при выполнении им своих функций.

Выделяют следующие отличительные признаки налоговых платежей: 1) законодательно-правовой статус отчуждения денежных средств в бюджет. 2) обязательность и определенность сроков уплаты и размеров платежа. 3) фиксированность норм изъятия денежных средств.

В соответствии со ст. 8 НК под налогом понимают обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Основными свойствами налогов является их обязанность и безэквивалентность. Первое свойство связано с тем, что государство изымает определенную часть дохода налогоплательщика, а второе свойство свидетельствует о том, что уплата налогов не сопровождается встречным исполнением государства каких-либо обязательств.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сбора государственными органами, юридически значимых действий включая предоставление прав и выдачу разрешений.

Сходства и различия налога и сбора.

Признаки сравнения Налог Сбор
1. Законность На основе закона
2. Обязанность Не свободный выбор плательщика
3. Индивидуальная безвозмездность Отсутствие встречного удовлетворения Наличие встречного удовлетворения
4. Регулярность уплаты Регулярно Не регулярно
5. Цель платежа Обеспечение деятельность государства Покрытие затрат связанных с оказанием юридически значимых действий.

Налоговые льготы, их виды и назначение. Условия применения налоговых льгот.

Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от уплаты налога, предоставленное налоговым законодательством при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика. Налоговые льготы – важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер. Цель налоговых льгот – сокращение налогового обязательства налогоплательщика, реже – отсрочка или рассрочка платежа, что в конечном итоге, косвенно приводит к сокращению налоговых обязательств.

В зависимости от того, изменение каких элементов налогов предполагает та или иная налоговая льгота, и с учетом характера этих изменений, можно выделить следующие их виды:

- изъятие - это разновидность налоговых льгот, дающих право налогоплательщику исключать из налогооблагаемой базы отдельные объекты налогообложения или их части;

- скидка - предоставляет налогоплательщику право уменьшения налогооблагаемой базы на сумму определенных вычетов;

- понижение ставки налога (сбора) - означает возможность уплачивать налог (сбор) по ставкам меньшим, чем те, которые установлены в общем порядке;

- изменение срока уплаты налога (сбора) - льгота, позволяющая уплачивать налоги (сборы) в более поздние сроки;

- реструктуризация задолженности по налогам и сборам, пени и штрафам - предоставляет налогоплательщикам возможность отсрочки исполнения обязанностей по уплате недоимок, пени и штрафов за нарушения законодательства о налогах и сборах;

- освобождение от уплаты налога (сбора) - предусматривает полный или частичный отказ налогооблагающего субъекта от налоговых притязаний в отношении отдельных категорий налогоплательщиков (плательщиков сборов) в течение определенного срока (налоговые каникулы) или бессрочно (налоговый эмунитет).

 

Плательщики акциза

Следующие лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению акцизами:

1. Организации

2. Индивидуальные предприниматели

3. Лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения являются следующие операции:

1. реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров;

2. продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров;

3. передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику указанного сырья либо другим лицам;

4. передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров (кроме прямогонного бензина и этилового спирта);

5. передача на территории РФ подакцизных товаров для собственных нужд;

6. передача на территории РФ подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, в качестве взноса по договору простого товарищества;

7. передача организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику при его выходе из организации, а также передача в рамках договора простого товарищества, при выделении его доли из общего имущества или разделе такого имущества;

8. передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

9. ввоз подакцизных товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;

10. получение денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции;

11. получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

Порядок исчисления акцизов

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой налоговой ставки и объема реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров

Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными нефтепродуктами, определяется отдельно от суммы акциза по другим подакцизным товарам.

Сумма акциза исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Фискальное значение

В Российской Федерации фискальное значение таможенно-тарифного регулирования остается достаточно высоким, именно поэтому так важно исключить всевозможные случаи недополучения казной таможенных доходов. Такая ситуация может произойти из-за несвоевременной уплаты таможенных платежей.

Статья 340 Таможенного кодекса РФ регламентирует способы обеспечения уплаты таможенных платежей. В частности, она обеспечивается следующими способами:

— залогом товаров и иного имущества;

— банковской гарантией;

— перечислением денежных средств на счет Федерального казначейства или в случае, установленном пунктом 3 ст. 287 ТК РФ, внесением их в кассу таможенного органа (денежный залог);

— поручительством.

Обеспечение уплаты таможенных платежей может производиться любым из способов по выбору плательщика.

На наш взгляд, наиболее надежным из них является залог товаров и иного имущества (ст. 341 ТК РФ). Предметом залога могут быть товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, а также иное имущество, считающееся предметом залога в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Виды пошлин

В зависимости от направления облагаемых товаров выделяют:

- Импортные (ввозные) пошлины — наиболее распространённый как в мировой практике, так и в России вид пошлин;

- Экспортные (вывозные) пошлины — встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти), ВТО призывает к полной отмене таких пошлин;

- Транзитные пошлины — в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.

В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара. При этом они делятся на:

- Базовые ставки, которые применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе;

- Максимальные ставки, которые применяются к государствам, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режима наибольшего благоприятствования (составляют 200 % от указанных в Таможенном тарифе);

- Преференциальные ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесённых к категории развивающихся. В настоящее время они составляют 75 % от базовых.

В зависимости от способа исчисления ставок таможенные пошлины подразделяют на:

- Адвалорные— определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации.

- Специфические — устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объёма, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливаются в евро, например, 0,3 евро за килограмм;

- Комбинированные — при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.

Особые виды таможенных пошлин:

- Специальные — могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы России; как способ пресечения недобросовестной конкуренции;

- Антидемпинговые — предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам, что подразумевает более высокую стоимость их на рынке страны-экспортёра, чем страны-импортёра;

- Компенсационные — вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров;

- Сезонные — могут устанавливаться для товаров, объёмы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция).

Механизм исчисления

Основой для исчисления таможенных платежей является таможенная стоимость, если иное не предусмотрено законом. Порядок определения таможенной стоимости закреплен в Законе РФ "О таможенном тарифе". Особенностью исчисления НДС является то, что объект налогообложения (таможенная стоимость) увеличивается на размер таможенной пошлины, а по подакцизным товарам - и на сумму акциза. При исчислении таможенных платежей в иностранной валюте полученные суммы округляются до второго знака после запятой. Если же расчет ведется в российских рублях, суммы округляются до целых чисел. Следует отметить, что при уплате наличными деньгами в кассу таможенного органа таможенного платежа, величина которого, исчисленная в иностранной валюте, составляет дробную величину меньше единицы, округление размера платежа производится в большую сторону.

Механизм уплаты

Таможенная пошлина, налоги и сбор за таможенное оформление уплачиваются до или одновременно с принятием таможенной декларации. В том случае, если декларант просрочил с подачей таможенной декларации, сроки уплаты таможенных платежей будут исчисляться со дня истечения срока подачи таможенной декларации. При перемещении через российскую таможенную границу товаров, не предназначенных для коммерческих целей, таможенные платежи уплачиваются одновременно с принятием таможенной декларации.

 

Принципы налогового учета

Определение Налоговым кодексом Российской Федерации основных правил ведения налогового учета организации базируется на формулировке набора его базовых принципов.

В части норм, касающихся налога на прибыль организаций, НК РФ, вводит принцип последовательности применения учетной политики для целей налогообложения (налоговой политики организации).

Случаями, при которых организация может изменять приказ об учетной политике для целей налогообложения в части налога на прибыль, называются:

-изменение законодательства о налогах и сборах;

-изменение применяемых организацией методов налогового учета.

Налоговый кодекс Российской Федерации выделяет три уровня обобщения информации в налоговом учете организации:

-первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

-аналитические регистры налогового учета;

-расчет налоговой базы.

Определяя первичные учетные документы как "подтверждение данных налогового учета", Налоговый кодекс фактически следующим из основных принципов налогового учета вводит принцип документирования, в соответствии с которым основанием записи в регистрах налогового учета служит первичный документ, оформляющий соответствующий факт хозяйственной жизни.

Форма регистров налогового учета - определяется ст. 314 НК РФ - и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике для целей налогообложения.

Вместе с тем, специальным предписанием ст. 313 НК РФ определяется перечень обязательных реквизитов аналитического регистра налогового учета, которые он должен содержать в обязательном порядке; это:

-наименование регистра;

-период (дата) составления;

-измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

-наименование хозяйственных операций;

-подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Нормативно определяя порядок ведения аналитических регистров налогового учета, НК РФ формулирует следующий принцип налогового учета - принцип непрерывности.

Согласно ст. 314 НК РФ, формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

Согласно п. 2 ст. 271 НК РФ, по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Устанавливая принцип равномерности признания доходов и расходов как общее правило, НК РФ отдельно определяет критерии признания доходов и расходов при методе начисления (ст. 271 НК РФ) и при кассовом методе (ст. 273 НК РФ).

Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.

Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные:

1.Период, за который определяется налоговая база (нарастающим итогом).

2. Сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде:

-выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав;

-выручка от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

-выручка от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;

-выручка от реализации покупных товаров;

-выручка от реализации основных средств;

-выручка от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств.

3.Сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации:

-расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства, расходы, понесенные при реализации имущества, имущественных прав.

-расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

-расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;

-расходы, понесенные при реализации покупных товаров;

-расходы, связанные с реализацией основных средств;

-расходы, понесенные обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг).

4.Прибыль (убыток) от реализации:

-прибыль от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, прибыль (убыток) от реализации имущества, имущественных прав;

-прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

-прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;

-прибыль (убыток) от реализации покупных товаров;

-прибыль (убыток) от реализации основных средств;

-прибыль (убыток) от реализации обслуживающих производств и хозяйств.

5.Сумма внереализационных доходов:

-доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;

-доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.

6.Сумма внереализационных расходов, в частности:

-расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;

-расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.

7.Прибыль (убыток) от внереализационных операций.

8.Итого налоговая база за отчетный (налоговый) период.

Для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащего переносу.

Налогоплательщики

Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН.

Объекты налогообложения

- Доходы - Доходы, уменьшенные на величину расходов

Выбор объекта налогообложения* осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применяется УСН. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи Заявления о переходе на УСН налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, в котором подано Заявление.

Далее объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно, с начала налогового периода (с 1 января), если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения.

В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.

* Налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения только "доходы, уменьшенные на величину расходов".

Порядок исчисления и уплаты

По итогам каждого отчетного периода налогоплательщиками исчисляется сумма авансового платежа по налогу.

 

Ранее исчисленные суммы авансовых платежей засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы:

Сумма налога (авансовых платежей по налогу) к уплате может быть уменьшена не более чем на 50% на суммы:

страховых взносов за этот же период времени;

выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.

С 1 января 2012 г. предприниматели, применяющие УСН с объектом "доходы" могут исчисленный единый налог (авансовый платеж) уменьшить на всю сумму взносов в ПФР и ФОМС, рассчитанную исходя из стоимости страхового года, даже если размер взносов составит более 50% суммы налога (авансового платежа). Индивидуальные предприниматели могут принять к вычету как взносы, уплаченные за своих работников, так и взносы, уплаченные за себя.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов:

Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1% от доходов.

Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. Иначе, уплачивается налог, исчисленный в общем порядке.

Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

По итогам налогового периода осуществляется уплата налога и представление налоговой декларации:

Организациями - не позднее 31 марта,

Индивидуальными предпринимателями - не позднее 30 апреля.

Минимальный налог уплачивается по итогам налогового периода - не позднее 31 марта.

 

Порядок установления ЕНВД

ЕНВД вводится в действие законами муниципальных районов, городских округов, городов, применяется наряду с общей системой налогообложения и распространяется только на определенные виды деятельности.

Налогоплательщики не вправе применять ЕНВД, если:

среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

доля участия других юридических лиц в уставном капитале организации составляет более 25%.

Объект налогообложения

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход на очередной календарный месяц

Порядок исчисления:

Базовая доходность - это условная доходность в стоимостном выражении на единицу физического показателя, характеризующая определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях. В качестве единицы физического показателя могут применяться единицы площади, численность работающих, количество оборудованных рабочих мест, единицы производственной мощности и др.

Повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности - коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности. Правительством РФ (письмо от 07.09.1998 № 4435п-П5) рекомендованы повышающие (понижающие) коэффициенты, учитывающие особенности подвидов деятельности, а также ведения предпринимательской деятельности:

-в различных группах регионов;

-в зависимости от типа населенного пункта;

-в зависимости от дислокации предприятия.

Вмененный доход (ВД) определяется как произведение базовой доходности, понижающих (повышающих) коэффициентов и количества единиц физического показателя:

ВД = БД х К1,2,3…. * Е, где

БД - базовая доходность,

К1,2,3…. - понижающие (повышающие) коэффициенты,

Е - количество единиц физического показателя.

Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2.

К1 - устанавливается на календарный год - коэффициент-дефлятор, рассчитываемый как произведение коэффициента, применяемого в предшествующем периоде, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен в РФ в предшествующем календарном году.

К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности (ассортимент, сезонность, режим работы, величину доходов и т.д.)

Значения К2 определяются правовыми актами муниципальных районов, городских округов, городов для всех категорий налогоплательщиков в пределах от 0,005 до 1 включительно.

Учет показателей для исчисления ЕНВД, ведется раздельно по каждому виду деятельности, облагаемой ЕНВД.

Также раздельный учет ведется в отношении деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, и деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения

 

Порядок применения льгот

Льготы по налогу на имущество организаций приняты федеральным законодательством, но регионам дано право дополнять список льгот.

В соответствии со статьей 381 НК РФ ч. II(1) освобождаются от налогообложения:

• религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

• организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

• организации - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения;

• организации - в отношении космических объектов;

• имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

• имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций.

Налогоплательщики

Организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.

Постановка на учет в качестве налогоплательщиков осуществляется:

По месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. (территория субъекта(ов) РФ, на которой расположен участок)

По месту нахождения организации (месту жительства физического лица) в случае, если добыча полезных ископаемых осущеcтвляется на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ либо арендуемых.

Объект налогообложения

1. Полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ;

2. Полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию;

3. Полезные ископаемые, добытые из недр за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых).

Ряд полезных ископаемых не признается объектом налогообложения.

Налоговая база

Определяется налогоплательщиком самостоятельно как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

Налоговая база при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому.

В отношении полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Налоговый период Календарный месяц.

Налоговые ставки Таблица налоговых ставок по налогу на добычу полезных ископаемых

Исчисление и уплата налога

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма налога по нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутному газу и газу горючему природному из всех видов месторождений углеводородного сырья исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.

Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. При этом сумма налога рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.

Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами РФ, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя

Уплата налога и отчетностьНалог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

Обязанность представления налоговой декларации возникает начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых.

Налоговая декларация представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация представляется в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика.

 

Объекты налогообложения

Виды пользования водными объектами:

1. забор воды из водных объектов;

2. использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

3. использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4. использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Порядок исчисления:

Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно.

Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи в отношении всех видов водопользования.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

При исчислении водного налога по окончании налогового периода налогоплательщик в соответствии с комментируемой статьей должен самостоятельно исчислить налог, а именно: определить налоговую базу и умножить ее на соответствующую налоговую ставку. При различных видах пользования одним и тем же водным объектом водный налог должен исчисляться по соответствующим ставкам, установленным за каждый вид водопользования. Таким образом, порядок исчисления суммы водного налога достаточно прост.

Порядок и сроки уплаты налога:

Общая сумма налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения.

Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог, исчисленный, по истечении налогового периода, уплачивается по местонахождению используемого водного объекта. Если налогоплательщик осуществляет пользование нескольких водных объектов, в том числе расположенных на территориях разных субъектов Российской Федерации, водный налог уплачивается по месту каждого используемого водного объекта.

Вместе с тем при решении вопроса об уплате водного налога следует руководствоваться тем, что объектом налогообложения является пользование водным объектом и уплата налога должна производиться по месту фактического пользования водным объектом.

Суммы водного налога в размере 100% зачисляются в доход федерального бюджета

.

Налогоплательщики

Плательщиками сборов за пользование объектами животного мира признаются организации и физические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.53 (0.136 с.)