Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Навык 5. «Стремитесь сначала понять, а уж затем – быть понятым»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
- навык эффективного межличностного общения · Характер и общение Искусство общения - главное в нашей жизни. Мы общаемся большую часть своего времени - если не считать сна. Способность эффективно общаться имеет решающее значение для вашей эффективности. В общении важно, какой вы человек на самом деле, а не по отзывам окружающих или тому имиджу, которому вы стараетесь соответствовать. Подлинный характер даёт излучение, шлёт сигналы, сам говорит за себя. Навык 5 - ключ к эффективному межличностному общению. Древние греки разработали великолепную философию, суть которой воплощена в трех ключевых словах: еthos, раthоs и 1оgоs. EТНОS - это характер, ваша человеческая надежность, компетентность и порядочность. Это - внушаемое вами доверие, ваш счет в «банке эмоций». РАТНОS - чувства, настроенность на эмоциональную волну собеседника. LОGОS - логика, подход с позиций разума. Обратите внимание на последовательность: ЭТОС, ПАФОС, ЛОГОС - ХАРАКТЕР, ОТНОШЕНИЯ и только затем — ЛОГИКА. Вот еще одна болезненная ломка стереотипа. Большинство сразу переходит к логосу, включает левое полушарие, воспринимает смысл, стремится убедить в правильности своих взглядов – и не принимает в расчёт характер и отношения. Пример. «Стиль руководства начальника» (с. 335). «Мы профинансируем ваш проект» (с. 335). · Основные виды коммуникации Чтение и письмо - формы общения. Говорение и слушание - тоже. В сущности, это и есть четыре основных вида коммуникации. Вы несколько лет учились читать, писать и говорить - а слушать? Какой курс обучения вы прошли, чтобы научиться по-настоящему глубоко понимать других людей, смотреть на вещи их глазами? В мире сравнительно мало людей, которые действительно учились слушать. Да и то обучение происходило в рам-ках персональной этики в отрыве от характера и отношений жизненно важных для подлинного понимания. Наше общение с другими сводится к кол-лективным монологам: до нас абсолютно не доходит, что у них на душе. Пример. «Очки»(с.308), «Ну, моя радость расскажи» (с. 309) «Сын меня совсем не слушает» (с. 312) · Уровни слушания Когда кто-то другой говорит, мы слушаем на одном из четырех уровней: 1. ИГНОРИРУЕМ своего собеседника, абсолютно не слушая. 2. ПРИТВОРЯЕМСЯ, будто слушаем: «Да...Угу..Вы совершенно правы.» 3. СЛУШАЕМ ИЗБИРАТЕЛЬНО: воспринимаем только отдельные моменты. Обычно мы поступаем так со своим наиболее частым собеседником или ребенком дошкольного возраста. 4. ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЕМ: сосредоточиваем энергию души на том, что говорит другой человек. 5. СЛУШАНИЕ-СОПЕРЕЖИВАНИЕ – это слушание с целью понять по-настоящему на интеллектуальном и эмоциональном уровнях, взглянуть на вещи глазами собеседника, проникнуться его чувствами. А это совсем иная установка. Сопереживание отличается от сочувствия. Сочувствие - разновидность договора, вид оценки. Иногда это самая подходящая реакция. Но люди слишком часто полагаются на сочувствие - это делает их зависимыми. · Характеристика слушания-сопереживания. Слушание-сопереживание является средством повышения остатка на счету в «банке эмоций». Ведь вкладом является только то, что другой человек считаем таковым. Можно вылезти вон из кожи и всё-таки понести убытки, если ваш партнёр по общению считает, что вы манипулируете им, ищете свою выгоду, снисходите до его нужд. При слушании-сопереживании вы слушаете ушами, но также, что гораздо важнее - глазами и сердцем. Стараетесь понять не только смысл, но и чувства. Слушаете, чтобы понять, как себя вести. Подключаете правое полушарие головного мозга. Ощущаете, интуитивно угадываете. Истинное сопереживание - громадный вклад в «банк эмоций». Оно оказывает целебное действие, потому что снабжает человека психологическим кислородом. После физического выживания насущнейшая потребность человека в выживании психологическом. Ему необходимо быть понятым, снискать одобрение и признание. Сопереживая, вы снабжаете собеседника психологическим кислородом. А когда эта жизненная потребность удовлетворена, можно сосредоточиться на решении проблемы. Потребность в психологическом кислороде оказывает огромное влияние на человеческое общение во всех областях жизни. Пример. «Крупная сделка с недвижимостью» (с. 315). · Диагноз до рецепта Сначала понять, а уж затем быть понятым, поставить диагноз и только после этого выписать рецепт - не так уж и просто. Гораздо легче - протянуть другому очки, которые многие годы служили вам самому. Но в долгосрочной перспективе это наносит П и СП непоправимый ущерб. Нельзя достичь максимума взаимозависимой продукции, опираясь на неточное понимание интересов других людей. Как нельзя иметь и межличностную СП - крупный счет в «банке эмоции», если у людей не возникает ощущения, что их поняли. Слушание-сопереживание связано с большим риском. Чтобы по-настоящему глубоко слушать, требуется немалый резерв безопасности, потому что вы открываете душу и воспринимаете чужое влияние. Вы становитесь уязвимым. В каком-то смысле это парадокс: чтобы влиять, нужно самому испытывать влияние. То есть быть по-настоящему понятым. Вот почему навыки 1, 2, 3 носят фундаментальный характер. Они создают внутреннее, неизменное ядро личности и принципиальный центр, находясь в котором вы можете позволить себе раскрыться. Тот же принцип действует в торговле. Знающий свое дело продавец старается сначала понять нужды и войти в положение покупателя. Продавец-дилетант продает ТОВАР, а профессионал РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. Это совсем иной подход. Профессионал обладает способностью ставить диагноз, то есть понять клиента. Он видит глубинную связь между человеческими потребностями и товарами и услугами. И имеет мужество, если понадобится, честно сказать: «Мой товар (или вид услуг) вам не подойдет». Пример. «Грудной ребёнок» (с. 317) · Четыре вида автобиографической реакции Слушая большей частью автобиографически, мы склонны реагировать одним из следующих четырех способов. 1. ОЦЕНИВАЕМ - соглашаемся либо не соглашаемся. 2. ЗОНДИРУЕМ - задаем вопросы. 3. СОВЕТУЕМ или 4. ИНТЕРПРЕТИРУЕМ - пытаемся «вычислить» собеседника, объяснить его мотивы и поступки. И все это с позиций собственного опыта. Такие реакции возникают сами собой. Мы на них запрограм-мированы. Мы живем в окружении подобных моделей. Но помогают ли они по-настоящему понимать людей? Постоянное зондирование – одна из главных причин, почему родители не становятся настоящими друзьями своих детей. Как много значит подлинное понимание! Ни один, данный с лучшими намерениями совет гроша ломаного не стоит, если мы не докопались до корней проблемы. А мы никогда не докопаемся, если блуждаем в лабиринте своей биографии, не удосуживаемся снять очки и посмотреть на мир с другой точки зрения. Пример. «Ну, сын, как дела?» (с. 321). · Технология овладения навыком слушания-сопереживания Навык - всего лишь верхушка айсберга и включает в себя четыре стадии». Первая и наименее эффективная - согласие, выраженное мимикой. Без опоры на характер и отношения этот навык лишь оскорбляет людей и заставляет их замыкаться в себе. Тем не менее, мы называем его навыком первой стадии, потому что он, по крайней мере, побуждает вас слушать. Реагировать при помощи мимики не так уж и трудно. Нужно просто прислушиваться к словам и повторять их. Ум при этом бездействует. Вторая стадия слушания-сопереживания - перефразирование, то есть воспроизведение услышанного «своими словами». Теперь вы уже думаете о том, что он сказал, - главным образом левым, логическим полушарием головного мозга. Это чуть более эффективно, но ограничено рамками словесного общения. На третьей стадии вы включаете правое полушарие и отражаете не только смысл, но и чувства. Четвёртая стадия синтезирует (объединяет) вторую и третью. Вы перефразируете содержание и отражаете чувства. Пример. «Господи, пап, я сыт по горло»: а) диалог с анализом реплик отца с точки зрения его автобиографических реакций на реплики сына (с. 322); б) диалог с анализом мыслей, чувств, внутренних реакций сына на реплики отца (с. 323); в) диалог с применением отцом слушания-сопереживания (с. 326). · Важные выводы, или мудрые совет. 1. Слушание-сопереживание отнимает много времени, но гораздо меньше, чем требуется на исправление ошибок и преодоление недоразумений, когда вы уже слишком далеко зашли. Даже если у другого человека совсем другая жизненная философия, попытайтесь ПОНЯТЬ. 2. Старайтесь в первую очередь понять. Это самый сильнодействующий навык эффективности. Если вы зримо, наглядно, доходчиво, выражаете свои идеи, увязываете их с общими задачами организации, демонстрируете прекрасное знание их проблем, вы повышаете уровень доверия к себе. Различия превращаются в краеугольный камень единства. 3. Навык «сначала понять, а уж затем быть понятым» поднимает вас на уровень высокой чёткости и последовательности. И люди не могут не оценить этого. Они видят, что вы действительно верите в то, что предлагаете и печётесь об общей выгоде. 4. Чем глубже вы понимаете других, тем больше уважаете и восхищаетесь ими. Пример. «Окно» (с. 331).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.38 (0.007 с.) |