Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характерные признаки принцип-центричныхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
руководителей………………………………………….……… 45
Тема 6. Сущность принципа «от внутреннего к внешнему» и общая характеристика концепции С.Кови «Семь навыков лидера» (Кови С. «Семь навыков лидера» - М., 1996, - 448 с.; Кови С. «Принцип-центричное руководство. - Мн., 2002.- 368 с.) Концепция С. Кови «Семь навыков лидера» составляет ядро курса «Психология руководящей деятельности», потому что последовательно и целостно позволяет осознать и сформировать ядро личности человека как эффективного лидера. · Проблема нарушения принципа «от внутреннего к внешнему» Немало людей, добившихся колоссального – прямо-таки невероятного – внешнего успеха, однако вынужденных вести изнурительную борьбу с внутренней неудовлетворенностью, страдающих от личной несостоятельности и недостатка цельности, испытывающих острую потребность в гармоничных отношениях с окружающими людьми. Достаточно знакомы проблемы, которыми люди делятся друг с другом: «Я сделал блестящую карьеру и добился громадного профессионального успеха – за счёт личного и семейного благополучия. Жена и дети отдалились; я и себя-то не узнаю и не могу с уверенностью сказать, что для меня действительно важно. Вот и приходится задаваться вопросом: стоила ли овчинка выделки?». «Когда мои родственники или друзья добиваются успеха, я расточаю улыбки и с энтузиазмом их поздравляю. Однако на самом деле меня гложет зависть. Откуда она берется?». Все это – болезненные, архисложные проблемы, затрагивающие глу-бинные пласты человеческой личности, которые решить уже очень сложно. · Персональная этика и этика характера Проявив интерес к проблеме достижения человеком успеха в жизни, С. Кови тщательно изучил всю доступную литературу об успехе, опубликованную в США с 1776 года и подметил одну настораживающую закономерность. Литература об успехе, вышедшая за последние полвека, весьма поверхностна. Она почти целиком посвящена осознанию социального образа (имиджа), его созданию, механизму действия и способам быстрого восстановления. Такой подход резко контрастирует с тем, что имело место в первые полтора столетия, когда главное внимание уделялось фундаментальным свойствам личности, считавшимся залогом жизненного успеха. Это такие черты характера, как постоянство, скромность, верность, умеренность, мужество, справедливость, терпение, трудолюбие, искренность и правило нравственности «поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе». В сущности, это история человеческих усилий, направленных на укоренение в своем характере определенных принципов и навыков. Таким образом, существуют две жизненные философии, две жизненные концепции как социальные представления о путях достижения успеха: этика характера исходит из существования основополагающих принципов, отражающих естественные законы развития, на которых строится достойная жизнь; если не придерживаться этих принципов, невозможно достичь ни подлинного успеха, *ни прочного счастья. В соответствии с этикой характера перемены в жизни происходят по принципу «от внутреннего к внешнему» или «изнутри наружу». Этика характера – это фундаментальное свойство личности, позволяющее следовать философии жизни, основные принципы которой отражают всемогущие естественные законы гармонии Вселенной. В духе этики характера истинную уверенность в себе придаёт человеку глубокое осознание самоценности. Если человек понимает, принимает себя и дорожит тем, чем обладает, он стремится к самоактуализации и любые достигнутые результаты являются открытием себя. Неудачи не являются ни предметом разочарования в себе, ни поводом для самообмана, а служат уроком, предметом анализа и стимулом к саморазвитию. Персональная этика (этика имиджа) – рассматривает успех как производное от создания «общественного имиджа», системы правил и образцов поведения, умений и технических приемов, служащих «смазкой» при взаимодействии с другими людьми. Развитие персональной этики шло по двум направлениям: одно занялось правилами поведения в обществе; другое – внедрением в сознание положительной установки. Воодушевляющие формулы: «Правильное отношение – залог правильного решения», «Улыбкой скорее завоюешь друзей, чем серьёзностью» в общем-то верны, но поверхностны. В целом персональная этика сводится к манипулированию. Приходится задуматься над достоинствами подлинными и мнимыми. И тогда можно ощутить мощное влияние на наших современников персональной этики, как философии легкого успеха. Эриху Фромму принадлежат слова, прозорливо характеризующие корни и плоды персональной этики: «Ныне появился новый тип личности, который ведет себя как автомат – не зная и не понимая самого себя; всё, что он знает, это эталон, которому нужно соответствовать. Совершается подмена: вместо подлинного общения предлагается бессодержательный лепет; вместо искренней радости синтетическая улыбка, вместо боли – тупое отчаяние. О таком человеке можно сказать две вещи. Во-первых, он страдает недостатком непосредственности и отсутствием индивидуальности; иногда болезнь заходит так далеко, что кажется неизлечимой, а во-вторых – он мало чем отличается от миллионов живущих на земле людей». Разумеется отдельные элементы персональной этики (искусство общения, положительное мышление и др.) - полезны и важны для достижения успеха и всё же они вторичны. Становится очевидным, что если мы заинтересованы лишь в незначительных переменах, можно сосредоточить усилия на отношении и поведении. Но если мы нацелены на качественный скачок и долговременную перспективу, возникает необходимость пересмотреть всю нашу жизненную философию. Главное в человеческих отношениях – не то, что мы говорим или делаем, а то, какие мы. И если наши слова и поступки идут не из глубины души (этика характера), а обусловлены вычитанными рекомендациями (персональная этика), люди почувствуют фальшь. Мы просто не сумеем создать и сохранить фундамент, необходимый для эффективной взаимодополнительности. · Власть установки и значение смены установок Характер активности человека, его эмоции и поступки, определяется тем, как он смотрит на мир, через призму каких установок. Модель мира – верная или нет – определяет наш образ мыслей и образ действий. Пример. Эксперимент с картинами (с. 24, 25, 50). Пример. Случай в подземке (с. 32). Каков механизм образования установок и как он влияет на наше видение, которое в свою очередь определяет поведение? Как глубоко установка пускает в нас корни и определяет наш успех или неудачу? Вспомните, стоя перед обрывом один видит пропасть, другой – мост. От того как человек смотрит на окружающий мир и каким его видит, зависит и то как он будет действовать в нем – или опасаться, бежать; или защищаться, проявлять агрессию, бороться; или созидать, творчески воспользовавшись шансами для самоактуализации. Установка представляет собой некоторую сложившуюся картину мира и неосознанную готовность поступать определенным образом в соответствии с ней. Мы убеждены, что смотрим на мир незамутнённым, объективным взглядом, и вдруг оказывается, что другие думают о себе то же самое, однако видят совсем другое. Образно говоря, «точка зрения зависит от кочки зрения». Каждому хочется верить, что его картина мира ближе других к объективной реальности. Но это не так. Мы воспринимаем мир в зависимости от условий и от того, каковы мы сами. Пытаясь описать явления окружающей действительности, мы, в сущности, описываем себя, своё представление о них. Факты вне толкований не имеют смысла. Чем полнее мы отдаём себе отчёт в наличии базовых представлений и их роли в формировании нашей картины мира, чем ответственнее подходим к их проверке действительностью, чем внимательнее прислушиваемся к другим и считаемся с их мнением, тем шире наш кругозор и объективнее точка зрения. Необходимо понять, что, рассматривая через ту или иную призму окружающую действительность, мы не должны оставлять без внимания и саму призму, т.к. она способна влиять на наше видение. Установка неотделима от личности. В человеческом измерении «быть» и «видеть» - одно и то же. Невозможно подняться на качественно иную ступень в восприятии мира, не изменив самих себя, - и наоборот. И вот тут-то становится очевидным один из существенных недостатков персональной этики. Попытка ограничиться внешними переменами – изменить подход к проблеме и своё поведение – и уклониться от пересмотра основной установки в долгосрочной перспективе оказывается несостоятельной. Люди смотрят на жизнь и взаимоотношения с окружающими сквозь призму сложившихся на основе их жизненного опыта стереотипов как их субъективной реальности. Как правило, стереотип чрезвычайно устойчив. Зато ломка стереотипа с неодолимой силой влечёт радикальные перемены – независимо от того, являются ли они внезапными или постепенными. Пример. «Коперник». «Эйнштейн» «Микробы и бактерии» (с. 31). В основе этики характера лежит аксиома о существовании ПРИНЦИПОВ, от которых зависит успех нашей деятельности. Они выполняют роль естественных законов, которые непозволительно нарушить. На протяжении жизни человек проходит несколько стадий роста и развития. Каждая ступень развития равно необходима и требует времени. Нельзя прыгать через ступеньки. Это относится ко всем фазам жизни и видам деятельности. Никому не дано безнаказанно игнорировать естественный ход событий и пытаться ускорить движение вперёд. Это – против законов природы. Все попытки «срезать угол» приведут к краху и разочарованию. «Мы не в силах сокрушить закон; всё, что мы можем, это рухнуть при столкновении с ним». Пример. «Линкор и маяк» (с. 35-36), «Воспитание сына» (с. 14-16; 19-20). Наша эффективность опирается на определённые нерушимые принципы – естественные законы, столь же реальные и неизменные для человека как, например, закон гравитации в физике. Эти принципы вплетены в ткань жизни всякого цивилизованного общества и служат корнями любой семьи и любого общественного института. Они являют собой законы Вселенной, которые проникают в самую глубь человеческих взаимоотношений. Например, «закон урожая» - сначала подготовить почву, посадить семена, окучивать, полоть, поливать, пока растение не достигнет полной зрелости. · Принцип-центричный подход к организации жизни Дайте человеку рыбу, и вы накормите его на целый день; научите человека ловить рыбу, и вы накормите его на всю жизнь. Принципы подобны компасу: они всегда указывают путь. Зная их, невозможно заблудиться, не собьют с толку конфликтующие голоса и ложные ценности. Принципы суть самоочевидные, доказывающие себя естественные законы. Они составляют фундамент личной и корпоративной культуры. История учит, что люди процветают настолько, насколько их жизнь гармонирует с верными принципами. Упадок всякого общества обусловлен действиями, нарушающими правильные принципы. Концентрация на правильных принципах – этот ключ к развитию могучей внутренней энергии, с помощью которой мы можем реализовать многие из своих мечтаний. Систему жизнеобеспечения человека можно представить четырьмя измерениями или координатными осями: безопасность, ориентация, мудрость и власть (рис. 2) Когда в центре жизни человека находятся принципы, это обеспечивает достаточное чувство безопасности, чтобы не видеть угрозы в переменах, сравнениях и критике; внутреннюю ориентацию, позволяющую ему обнаружить своё предназначение, определить свою роль, переписать жизненный сценарий и пересмотреть цели; достаточную мудрость, чтобы учиться на своих ошибках и стремиться к самосовершенствованию; достаточную власть над собой, чтобы уметь эффективно общаться и взаимодействовать даже в условиях стресса. Сосредоточение на альтернативных центрах – работе, удовольствиях, друзьях, врагах, семье, церкви, приобретениях, деньгах и т.д. – ослабляет и дезорганизует нас.
Безопасность – это наше чувство собственного достоинства, осознание самоценности, самоуважение, сила характера, чувство собственной идентичности, эмоциональная гавань. Степень проявления может колебаться от неуверенности в себе, беззащитности, роли марионетки до глубокой убеждённости в собственной значимости, уверенности в своих силах. Ориентация (целеустремлённость) – это то, что направляет нашу жизнь. Значимую роль играют стандарты жизни – критерии, которые в каждый конкретный момент определяют наши решения и поступки. Степень проявления может колебаться от пристрастия к материальным благам до социальной совести и далее до духовной совести. Мудрость – это разумный взгляд на жизнь, чувство равновесия, интуиция, проникновение в суть вещей, единение, интегрированная целостность; это наш жизненный опыт, наша жизненная перспектива, понимание того, как действуют и соотносятся между собой разные принципы, понимание природы вещей. Власть над собой (энергия) – это способность действовать, потенциальные возможности человека что-либо совершить, сила и мужество, необходимые для достижения задуманного. Это возможность делать выбор и принимать решения. Это также способность искоренять старые привычки, преодолевать вредные привычки и культивировать новые, более эффективные, полезные навыки. Степень проявления может колебаться от беспомощности и зависимости человека до дальновидности и дисциплинированности, построения жизни на основе его собственных решений. Когда эти четыре взаимосвязанных фактора гармонируют между собой, они порождают благородную личность уравновешенного во всех отношениях человека. · Сущность принципа «от внутреннего к внешнему» Альберт Эйнштейн заметил: «Сложные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы находились в момент их зарождения». Относительно проблем, возникающих в нашей жизни, мы начинаем понимать их коренной, фундаментальный характер и то, что здесь не помогут поверхностный подход и скороспелые решения. Этот новый уровень мышления и есть то, что получило название «Семь навыков лидера». Он представляет из себя принципиальный, опирающийся на коренные свойства личности, новый – «от внутреннего к внешнему» - подход к личной и межличностной эффективности. Принцип «от внутреннего к внешнему» предлагает начать с себя, более того - с самой интимной, наиболее глубоко укоренившейся части нашего существа: жизненной философии, а также свойств характера и мотивов. Суть этого подхода в следующем: если вы хотите ИМЕТЬ счастливую семью, нужно БЫТЬ человеком, способным вырабатывать положительную энергию и нейтрализовать отрицательную. Хотите ИМЕТЬ послушных сына или дочь – БУДЬТЕ всепонимающим, способным к сопереживанию, последовательным и любящим родителем. Хотите ИМЕТЬ больше самостоятельности на работе, будьте ответственным, полезным, высокоэффективным работником. Принцип «от внутреннего к внешнему» подразумевает, что личные победы предшествуют коллективным. Бессмысленно ставить ПЕРСОНУ впереди ХАРАКТЕРА, ИМИДЖ – впереди ЛИЧНОСТИ, пытаться улучшить отношения с другими людьми, не избавившись от собственных недостатков. Подход «от внутреннего к внешнему» сулит непрерывный процесс обновления на основе естественных законов, управляющих формированием личности и прогрессом. Это – уходящая вверх спираль, ведущая к более высоким формам ответственной независимости и дальше – к эффективной взаимодополнительности. Если мы искренне стремимся понять и усвоить эти принципы, применить их в жизни, нам будут близки слова Т.С. Элиота: «Мы должны, ни на минуту не останавливаясь, идти дорогой постижения истины - чтобы в конце пути оказаться там же, откуда начали, - и не узнать этого места». · Навыки жизненного успеха. Социальное развитие человека происходит как поступательное движение в непрерывном росте зрелости от зависимости к независимости и далее к взаимодополнительности. Можно предложить следующий графический образ, раскрывающий структуру этого восхождения (рис. 3). Мы приходим в мир полностью зависимыми. Без помощи других мы не способны выжить, тем более развиваться. Переход от детства к взрослой жизни вершится в соответствии с естественными законами развития. Существует множество степеней зрелости. К примеру, полная физическая зрелость не обязательно сопровождается одновременной эмоциональной и интеллектуальной зрелостью. А с другой стороны, физическая неполноценность ещё не означает умственной или эмоциональной неполноценности. В процессе зрелости ЗАВИСИМОСТЬ относится к установке «ТЫ»: Ты заботишься обо мне; Ты ради меня расшибёшься в лепёшку; Я не доволен твоими результатами. НЕЗАВИСИМОСТЬ относится к установке «Я»: Я в
состоянии это сделать; Я несу за это ответственность; Я могу сам о себе позаботиться; у меня есть свобода выбора. ВЗАИМОДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ относится к установке «МЫ»: Мы можем это сделать; Мы готовы сотрудничать; Мы объединяем усилия, таланты, знания и умения, чтобы совместно создать нечто ценное. Зависимые люди нуждаются в других, чтобы получить от них то, что им нужно. Независимые могут добиться этого ценой собственных усилий. Взаимодополнительные сочетают свои усилия с усилиями других людей и добиваются максимального успеха. Будучи взаимодополнительной личностью, вы имеете возможность делиться лучшим в себе с другими и сами получаете доступ к богатейшим ресурсам и потенциальным возможностям других людей. Переход с одной ступени социального развития на следующую происходит при формировании у человека некоторых качеств личности, сформированных на уровне навыков. Для перехода от зависимости к независимости требуется развитие навыков эффективного самоуправления своей жизнедеятельностью, к которым относятся навыки 1, 2, 3. Являясь личными победами, они становятся ядром личности. Для перехода от независимости к взаимодополнительности требуется развитие навыков эффективного взаимодействия с другими людьми, к которым относятся навыки 4, 5, 6. Эти навыки в сочетании с первыми тремя приводят людей к коллективными победам, которые не сводимы к вкладам участвующих в них людей, а значительно их превосходят. Навык 7 замыкает в круг и объединяет все навыки. Это навык непрерывного совершенствования, образующий устремленную вверх спираль развития, которая всякий раз подни-мает нас на более высокий уровень понимания и овладения каждым из навыков. «Семь навыков» - это навыки жизненного успеха. Будучи основанными на принципах, они приносят максимальные долговременные результаты, какие только возможны. Они составляют «ядро» личности, формируют мощный центр, как бы «атлас» правильных карт, благодаря которым индивид может успешно решать свои проблемы, расширять круг возможностей и, постоянно учась и усваивая другие принципы, подниматься на следующие витки спирали. · Секрет эффективности «Семь навыков» ещё и потому могут быть названы навыками лидера, что в их основе лежит принцип эффективности, полностью согласующийся с естественным законом, который называют балансом П/СП. Здесь П – продукт, или конечный результат, а СП – способность к производству. Этот закон легко понять, если вспомнить басню Эзопа о гусыне. Пример. Басня о гусыне, несущей золотые яйца (с. 63). Если вы строите свою жизнь, ориентируясь на «золотые яйца», и пренебрегаете интересами «гусыни», вы рано или поздно останетесь без совокупности вещей и явлений, обладающих способностью производить продукт, и, следовательно, без самого продукта. С другой стороны, если вы предпочтёте холить «гусыню», не ставя перед ней задачи нести «золотые яйца», скоро вам будет не на что кормиться самому и кормить «гусыню». · Привычки неэффективных людей Не развивая у себя навыки лидера, человек приобретает привычки неэффективных людей, отражающие нечто прямо противоположное привычкам эффективных людей. Назовём их: 1. Сомневайтесь в себе и вините других. 2. Работайте без чёткого представления о конечной цели. 3. В первую очередь занимайтесь срочными делами. 4. Мыслите в категориях односторонней победы. 5. Стремитесь сначала быть понятым. 6. Если не можете победить, идите на компромисс. 7. Бойтесь перемен и отвергайте улучшения. Эффективный человек, обладая семью навыками лидера, продвигается по шкале Зрелости, неэффективный – пятится по шкале Незрелости. Личные неудачи влекут за собой катастрофические публичные поражения. Человек переходит из состояния Зависимости, когда окружающие снабжают его всем необходимым для жизни и удовлетворяют его потребности и желания, через состояние Контрзависимости, характеризуемое позицией «дай бог или бежать», в состояние Созависимости, когда человек сотрудничает с окружающими скорее деструктивным образом.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.130.185 (0.01 с.) |