Обеспечивающие «коллективную победу» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обеспечивающие «коллективную победу»



(Кови С. Семь навыков лидера. - М., 1996. – 448 с.)

· Основы взаимодополнительности.

Эффективная взаимодополнительность может быть построена только на фундаменте подлинной независимости. Нельзя «впрыгнуть» в эффективные взаимоотношения, минуя духовную зрелость, не имея силы характера сохранить их. Нельзя преуспеть в отношениях с другими людьми, не преуспев в отношениях с самим собой. Плодов не бывает без корней. Это принцип причины и следствия. Личная победа предшествует коллективной. Самостоятельность и самодисциплина – надёжный фундамент для строительства добрых отношений с другими людьми. Главное в человеческих отношениях – не то, что мы говорим или делаем, а то, КАКИЕ мы. И если наши слова и поступки идут не из глубины души («этика характера»), а обусловлены вычитанными рекомендациями («персональная этика»), люди почувствуют фальшь. Мы просто не сумеем создать и сохранить фундамент, необходимый для эффективной взаимодополнительности.

· Счёт в «банке эмоций»

Все мы знаем, что такое денежный счёт в банке. Мы делаем взносы и создаём резерв, из которого можем по необходимости черпать средства. Счёт в «банке эмоций» – это объём доверия, чувство безопасности в отношениях с другим человеком.

Если я отношусь к вам честно и с уважением, выполняю обязательства, - я создаю резерв. Ваше доверие ко мне увеличивается; я могу рассчитывать на него в случае необходимости. Даже если я допущу ошибку, эмоциональный резерв будет мне поддержкой. Мне не всегда удаётся чётко сформулировать свои мысли, но вы меня поймёте, не станете цепляться к словам. Когда эмоциональный счёт доверия велик, общение становится лёгким, непринуждённым, эффективным.

Если я отношусь к вам грубо, неуважительно, обрываю на полуслове, раздражаюсь по пустякам, не считаюсь с вашим мнением, угрожаю вам, критикую, злоупотребляю вашим доверием, угрожаю вам или начинаю «играть роль маленького оловянного божка, счёт в «банке эмоций» постепенно иссякает. Уровень доверия становится низким. Велико ли пространство для манёвра? Следует помнить, что в человеческих отноше-ниях пожарные меры не более чем мираж. Строительство и текущий «ре-монт» отношений требуют времени - это долгосрочное капиталовложение.

· Основные вклады, формирующие «банк эмоций»

1. Понять человека. По-настоящему понять человека – возможно, самый

трудный вклад в строительство отношений, и он же – ключ ко всем остальным вкладам. То, что представляется ценным вкладом вам самому, может не иметь особой цены для другого человека. Он может даже расценить это как изъятие средств, если вы не достучитесь до его сердца, не затронете глубоких жизненных интересов. То, что для одного – смысл жизни, для другого – пустяк. Чтобы сделать эффективный вклад, необходимо, чтобы то, что дорого для другого человека, стало таким же дорогим для вас. Например, признавая ценность того, чем занят ваш ребёнок, вы демонстрируете понимание его личности, а это – солидный вклад.

Пример. «Турне» (с. 248), «Китайская стена в миниатюре» (с. 248)

2. Внимание к мелочам. В человеческих отношениях не существует такого понятия, как мелочи. Маленькие одолжения и знаки внимания исключительно важны. И наоборот, незначительные проявления небрежно-сти, неуважения ведут к серьезному отчуждению. Люди очень чувстви-тельны и уязвимы. Не думаю, что возраст или жизненный опыт играют здесь боль­шую роль. Сколько бы мы ни строили из себя «крутых», под «толстой кожей» таятся нежные, ранимые сердца.

Пример. «Вечер с сыновьями» (с. 250).

3. Выполнять обещанное. Сдержать данное слово — ценнейший вклад. Нарушить его — причинить огромный ущерб от­ношениям. Нет ничего хуже, чем пообещать что-то такое, чему другой придает серьезное значение, и не исполнить. В следующий раз вам просто не поверят.

4. Уточнение требований. Нечеткие требования в области задач подрыва­ют качество общения и снижают уровень доверия. Причина едва ли не всех сложностей в отноше­ниях между людьми - противоречивые или дву­смысленно выраженные требования, несогласован­ные представления о ролях и задачах. Распреде­ляем ли мы обязанности на работе, спорим ли с домашними о том, кто должен убираться в комна­те, кормить рыбок или выносить мусор - можно дать гарантию: нечётко сформулированные условия обязательно приведут к недоразумениям, взаимному разочарованию и утрате доверия.

Многие требования не оговариваются специаль­но, а подразумеваются. Даже если эти требования не оговорены, а зача­стую и вовсе неосознанны, их выполнение явится солидным вкладом; невыполнение же влечет за собой неисчислимые потери.

Пример. «Диалог с шефом» (с.252).

5. Порядочность. Личная порядочность — основа доверия. Недостаток порядочности способен свести на нет все ваши попытки существенно пополнить счет в «банке эмоций». Понятие ПОРЯДОЧНОСТИ включает в себя ЧЕСТНОСТЬ, но не сводится к ней. Это мера нашего достоинства. Как минимум порядочность предполагает избегание лжи, хитрости, покушения на чужое достоинство. Одно из важнейших проявлений порядочности — уважение к отсутствующим. Проявляя его, вы заслуживаете доверие присутствующих. Если же вы плохо отзываетесь о людях у них за спиной, присутствующие перестают вам доверять. Двуличие создаёт иллюзию вклада в отношения доверия, однако на самом деле это убытки, потому что вы демонстрируете свою непорядочность.

Пример. «Секрет третьего лица» (с. 255), «Папа, ты меня любишь?» (с. 256).

6. Искренняя просьба о прощении. «Сняв со счета» в «банке эмоций», необходимо извиниться - причем искренне. Тогда ваш счет снова пополнится. Чтобы быстро и от всего сердца (не из жало­сти) попросить прощения, порой требуется изряд­ная сила воли, а также большое самообладание и уверенность в себе, основанные на верных прин­ципах и высших моральных ценностях. Люди, не чувствующие себя в безопасности, на такое не способны. Это делает их уязвимыми.

«Если нужно кланяться, кланяйся до земли». «Плати до последнего фартинга». «Жестоки — слабые. Благо­родства можно ждать только от сильных» - таковы мудрые советы из разных стран провинившимся.

Искренняя просьба о прощении — солидный вклад в «банк эмоций». Повторная просьба, воспри­нятая как неискренняя - изъятие средств, кото­рое сразу же сказывается на отношениях. Одно дело — совершить ошибку и совсем дру­гое — не признать ее. Люди прощают ошибки, идущие от ума: непонимание ситуации, ложное мнение, но с гораздо большим трудом прощают ошибки сердца: недобрые намерения, недостойные мотивы, самолюбивые потуги закамуфлировать первоначальную ошибку.

Пример. «Я тебя не прощаю!» (с. 257).

· Законы любви и законы жизни.

Зачисляя на счет в «банке эмоций» сокровища безусловной (не ставящей условий) любви, живя по ее законам, мы подаем пример окружающим. Нужно ста­раться, чтобы важное для другого человека стало для вас таким же важным, как этот другой. Другими словами, проявляя бескорыстную любовь, отказываясь от давления на близких нам людей, мы внушаем им чувство защищенности, помогаем им самоутвердиться в качестве лично­стей с развитым чувством собственного достоин­ства. Мы создаем условия для их роста и развития, облегчаем для них задачу жить в согласии с есте­ственными законами жизни: законами сотрудничества, личного вклада, самодисциплины и порядочности. Нарушая законы любви, ставя этот величайший дар в зависимость от соблюдения каких-либо ус­ловий, мы подаем дурной пример остальным, за­гоняем их в угол, вынуждаем занять реактивную, оборонительную позицию; центр их жизненных интересов смеща­ется в сторону вражды; им важнее «отстаивать свои права», чем проактивно слушать и уважать внутренние побуждения. Бунт зреет в сердце - не в уме. Выход может быть только один: делать новые вклады - вкла­ды бескорыстной любви. Стоит задуматься над мыслью о том, что благороднее посвятить себя одному человеку, чем спасать массы, - и предпринять действия к улучшению отношений.

Пример. «Поступление в колледж» (с. 259), «Нравственная пытка» (с. 262).

· Проблемы П – возможности СП

Во взаимозависимой ситуации всякая проблема «П» создаёт условия для «СП» - предоставляет нам шанс пополнить счёт в Банке Эмоций, что в свою очередь, существенно влияет на увеличение продукта.

Если родители усматривают в проблемах своих детей не тяжкое бремя, источник отрицательных эмоций, а новый шанс, это радикально меняет их отношения с детьми. Родители стремятся понять своих детей и оказать им поддержку, нет! Только не это! Вспыхивает другая, более оптимистичная: «Вот ещё одна возможность для меня помочь моему ребёнку, сделать вклад в наши отношения». Это справедливо и для деловых отношений.

Пример. «Сеть универмагов» (с. 264).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.006 с.)