Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Владимирский государственный↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Л. С. К У Л Ы Г И Н А БАЗОВЫЕ КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ РУКОВОДЯЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЕНЕДЖЕРА КАК ЭФФЕКТИВНОГО ЛИДЕРА (темы 6-10)
В Л А Д И М И Р 2 0 0 5
УДК 371.128 ББК 74.268.8 К 90 Кулыгина Л.С. Базовые конспекты лекций по учебной дисциплине «Психология руководящей деятельности». Специальность «061100 – Менеджмент организации», квалификация – менеджер. Раздел 1. Общие психологические основы развития личности менеджера как эффективного лидера (темы 6 – 10): в 2-х ч. Ч 2. – Владимир: ВГПУ, 2005. – 59 с. Базовые конспекты лекций представляют собой структурированный комплекс информационных материалов в соответствии с тематическим планом авторской учебной программы по дисциплине (Кулыгина Л.С. Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология». Специальность «061100 – Менеджмент организации», квалификация – менеджер: в 4-х ч. Ч.3. Учебная программа дисциплины «Психология руководящей деятельности». - Владимир, 2005). Основное назначение данной работы состоит в том, чтобы помочь студентам и преподавателям лучше организовать учебную аудиторную и самостоятельную работу студентов по приобретению ведущих знаний по учебной дисциплине «Психология руководящей деятельности». Учебное пособие может быть успешно использовано как для обучения студентов, так и в системе переподготовки кадров.
Ответственный редактор: Молева Г. А. - канд. пед. наук, доцент
Рецензент: Артамонова Е. Р.- канд. псих. наук, доцент
Печатается по решению редакционно-издательского совета ВГПУ © Владимирский государственный педагогический университет, 2005 Оглавление Тема 6. Сущность принципа «от внутреннего к внешнему» и Общая характеристика концепции С. Кови «Семь навыков лидера»…………………………………………………………… 4 Тема 7. Навыки лидера, способствующие движению человека От «зависимости» к «независимости» и обеспечивающие «личную победу»………………………………………………... 12 Тема 8. Навыки лидера, способствующие движению человека От «независимости» к «взаимодополнительности» и обеспечивающие «коллективную победу»..…………………... 25 Тема 9. Навык сбалансированного самообновления и достижения самоэффективности.………………………………………….… 40 Тема 10. Уровни принцип-центричного руководства и Тема 8. Навыки лидера, способствующие движению человека От «независимости» к «взаимодополнительности» и Тема 9. Навык сбалансированного самообновления и достижения Самоэффективности (Кови С. Семь навыков лидера. - М., 1996. – 448 с.) Навык 7. «Заточите пилу» Представьте себе, что вы гуляете по лесу и видите человека, который ожесточенно пилит дерево. - Что вы делаете? - А вы сами не видите? Пилю дерево. - У вас изнуренный вид. Давно работаете? - Больше пяти часов — и буквально валюсь с ног. Та еще работёнка! - Почему бы вам не устроить пятиминутный перерыв, чтобы заточить пилу? Уверен - дела пойдут гораздо быстрее. - Некогда мне точить пилу! - парирует он. - Я пилю дерево! Навык 7 требует выделять время для заточки пилы. Он замыкает в кольцо все остальные навыки, потому что только благодаря ему их применение становится возможным. · Четыре измерения обновления Навык 7 - это ваша личная способность к производству (СП). Он позволяет сохранять и поддерживать в хорошем состоянии ваше главное достояние - вас самих. Он обновляет четыре измерения вашей личности: фи-зическое, духовное, интеллектуальное и социально-эмоциональное (рис. 9). Принцип «заточите пилу» требует от нас учитывать все четыре измерения, четыре мотивации нашей деятельности. Нужно истово, не прекращая усилий, мудро и сбалансированно трудиться над развитием личной способности к производству до тех пор, пока она не станет второй натурой - полезной привычкой. А поскольку она находится в нашем «круге влияния», никто не сделает этого за нас - только мы сами. Это самое выгодное, доступное людям помещение капитала: инвестиции в самих себя. Главный инструмент, при помощи которого мы справляемся с трудностями жизни. Поэтому, чтобы добиться жизненного успеха, мы должны признать важность самообновления и регулярно отводить время на «заточку пилы» во всех четырёх измерениях. · Физическое измерение Необходимо проявлять постоянную заботу о своём теле: правильно питаться, достаточно отдыхать, вовремя снимать напряжение, регулярно заниматься физкультурой. Правильно составленная программа физических упражнений может быть выполнена у себя дома. Она должна развивать ВЫНОСЛИВОСТЬ, ГИБКОСТЬ И СИЛУ. Цель упражнений на ВЫНОСЛИВОСТЬ (обычно это элементы аэробики) - поддержка сердечно-сосудистой деятельности - способности сердца осуществлять кровоснабжение всех органов. ГИБКОСТЬ достигается через упражнения на растяжение связок. Многие специалисты рекомендуют
перед началом упражнений разогрев, а по окончании — охлаждение. Разогрев обеспечивает расслабление и согревание мышц, их подготовку к более активным упражнениям. А охлаждение способствует растворению молочной кислоты, чтобы не ныли мышцы. Для увеличения СИЛЫ используются такие упражнения, как толчки, подтягивания, приседания, подъем тяжестей. Ваша потребность в том или ином объеме силы зависит от обстоятельств. Если вы занимаетесь физическим трудом или спортом, рост силы поможет улучшить показатели, а если сидячей работой и ваш жизненный успех не требует большой физической силы, будет достаточно легкой гимнастики с элементами аэробики и потягивания. Пример. «Придержать штангу» (с. 376). · Духовное измерение Обновление в духовной сфере обеспечивает внутреннее руководство вашей жизнью. Духовное измерение - ваш центр, ваше неизменное ядро, ваша верность системе ценностей. Это — очень личный и очень важный участок. Питающие его источники вдохновляют и возвышают вас, обеспечивая постоянный контакт с вечными истинами человечества. Поэтому у людей выработалось особое отношение к этой деятельности. Это могут быть размышления над Библией, такой же эффект на многих оказывает великая литература или великая музыка. Другие находят источник обновления, общаясь с природой. Пример. «Четыре рецепта» (с. 379). · Интеллектуальное измерение Наше интеллектуальное развитие и дисциплина ума достигаются главным образом за счёт традиционного официального обучения. Непрерывная учёба – жизненно важный процесс интеллектуального обновления. Проактивные люди находят множество способов пополнить своё образование. Лучший способ постоянно обогащать свой ум новой информацией и расширять эрудицию – это развить у себя привычку читать хорошие книги. Ещё один способ «заточить пилу» - письмо. Заведите дневник, записывайте свои впечатления, выводы, новые знания – и это существенно прояснит ваши мысли, сделает их более точными и взаимоувязанными. «Заточка пилы» по первым трём измерениям – это деятельность, которую можно назвать КАЖДОДНЕВНОЙ ЛИЧНОЙ ПОБЕДОЙ. Уделяйте ей хотя бы по часу в день – до конца жизни. Это окажет огромное влияние на каждое измерение, любую человеческую связь. · Социально-эмоциональное измерение Социальное и эмоциональное измерения нашей жизни тесно связаны между собой, потому что эмоции в первую очередь (хотя и не только) зависят от отношений с окружающими. В отличие от других измерений, обновление в социально-эмоциональной сфере не требует больших затрат времени. Оно вершится в повседневном общении. Тем не менее, не обойтись без определённых усилий. Иногда приходится подталкивать себя, потому что не все достигли уровня личной победы и усвоили умения и навыки коллективной победы, необходимые для автоматического применения навыков 4,5,6. Успешное применение навыков 4,5,6 – дело не столько ума, сколько эмоций и в огромной степени зависит от чувства личной безопасности. Если источник личной безопасности находится вне нас, можно воспользоваться навыками коллективной победы. Откуда берётся стойкое чувство внутренней безопасности? Оно не зависит от чужого мнения, обращения с нами других людей или навязанных сценариев. Так же как от условий жизни и общественного положения. Оно идёт изнутри и обусловлено соответствием вашей жизни верным принципам и непреходящим ценностям. Достойная жизнь – главный источник чувства собственного достоинства. Ганс Селье в своём монументальном исследовании, посвящённом стрессу, часто говорил, что долгая, счастливая жизнь – результат возможности приносить пользу, разрабатывать важные проекты, которые увлекают самого человека и спасают чужие жизни. Смысл его этики выражен в следующих словах: «Заслужить любовь ближнего!». Бернард Шоу: «Я радуюсь самой жизни. Она для меня – не быстро сгорающая свеча, а чудесная лампа, которую мне дали подержать, и мне хочется, чтобы она горела как можно ярче, прежде чем я передам её грядущим поколениям». · Сценарии для других Большинство людей зависит от «социального зеркала» - руководствуется чужими мнениями и установками. Мы с вами – часть этого социального зеркала. Как мы отражаем других людей? И как это отражение сказывается на их жизни? Мы способны внести весомый вклад в развитие окружающих. Чем яснее мы видим их невостребованный потенциал, тем активнее действует наше воображение (а не память). Мы перестаём «клеить ярлыки»; при каждой встрече смотрим на них свежими глазами. Тем самым мы помогаем им состояться в качестве независимых личностей, способных вступать в глубокие, радостные, взаимообогащающие и продуктивные отношения с другими людьми. Гёте писал: «Если вы принимаете людей такими, каковы они есть со всеми присущими им недостатками, вы никогда не сделаете их лучшими. Если же вы обращаетесь с ними как с идеальными людьми, вы поднимаете их на ту высоту, на которой вы хотели бы их увидеть». Пример. «Английский компьютер» (с. 391). · Баланс обновления Хотя обновление важно в каждом из измерений, оно становится особенно эффективным, если обеспечено равновесие между всеми четырьмя. Пренебрежительное отношение к одному измерению пагубно отражается на остальных. Применительно к производственному коллективу физическое измерение выражается в экономических терминах. Интеллектуальное или психологическое связано с такими вещами, как признание, прогресс, повышение квалификации, открытие талантов. Социально-эмоциональное – с моральным климатом в коллективе. А духовное – с осознанием смысла совместной деятельности через постановку целей, взаимных вкладов и высокую порядочность. Если в коллективе ущемляется одно или несколько измерений, это отражается на всех сторонах его деятельности. Творческая энергия, способная привести к гигантскому положительному скачку, обращается против коллектива и становится тормозящей силой на пути прогресса и повышения производительности труда. Например, коллектив нацелен исключительно на деньги. Эта цель обычно не декларируется, её маскируют под что-нибудь другое. Но работающих на таком предприятии или в такой компании интересует только материальная выгода. В этом случае можно говорить об отрицательном единстве, которое приводит к соперничеству между подразделениями, агрессивности, интригам, глухой обороне. Без стимула в виде денег прогресс был бы сильно затруднён, но деньги не могут быть единственным смыслом существования коллектива. Мы не можем жить без пищи, однако нельзя сказать, будто мы живём, чтобы есть. Эффективность коллектива, так же как и индивидуальная, нуждается в развитии и систематическом обновлении – мудром и уравновешенном.
· Устремлённая вверх спираль Обновление – это принцип (и процесс), который даёт нам возможность двигаться по устремлённой вверх спирали перемен беспрерывного совершенствования. Чтобы спираль осмысленно и неуклонно вела путём прогресса, нужно принять во внимание ещё один аспект обновления, имеющий отношение к уникальной человеческой способности – совесть. Совесть – это способность чувствовать наше соответствие или несоответствие верным принципам и возвышать нас до их уровня. Как жирная пища и недостаток физических упражнений способны погубить спортивную форму атлета, все грубое, непристойное может вызвать наступление внутренней тьмы, которая давит и глушит высокие чувства и делает подмены. Даг Хаммаршельд говорил: «Нельзя играть со зверем в себе – и не превратиться в зверя; играть с ложью – и не утратить право на истину; играть с жестокостью – и не утратить чувствительность. Кто хочет видеть свой сад цветущим и благоухающим, не оставляет сорняков». Наделённые самосознанием, мы должны определить жизненные цели и принципы; иначе пустота заполнится, и мы утратим способность воспринимать идеи и станем пресмыкающимися, занятыми только выживанием и размножением. Люди, существующие на таком уровне, не живут, а как бы «подвергаются жизни». Они реагируют на внешние раздражители, не подозревая о дремлющих в них уникальных способностях. Чтобы двигаться вверх по спирали, необходимо всё время узнавать новое, ставить перед собой цель и действовать на более высоком витке спирали. · «Эпизод из жизни», в котором отразилась вся суть концепции и принципа «от внутреннего к внешнему» Пример. «Академический отпуск» (с. 401) – это стоит прочитать лично.
Руководителей ( Кови С. «Принцип-центричное руководство. - Мн., 2002.- 368 с.)
· Восприятие глубины проблем взаимодействий и Взаимоотношений людей «Когда я предложил директору одной фирмы вовлечь своих людей в составление корпоративной формулы предназначения, выделив на эту работу полгода, он ответил: «Вы нас недооцениваете, Стивен. Мы справимся с этим за выходные». Я вижу людей, которые за выходные пытаются вдохнуть новую жизнь в отношения с супругой или с отгородившимся стеной сыном, за выходные пытаются изменить культуру корпорации. Но некоторые вещи попросту невозможно сделать за выходные». Некоторые привычки неэффективности коренятся в нашем воспитании, ориентирующем нас на быстродействующие и кратковременные решения. В школе многие в течение года бьют баклуши, а потом с помощью зубрежки успешно сдают экзамены. Но разве зубрежка поможет, если вы занимаетесь сельским хозяйством? Можно ли прогулять две недели, не доя корову, а потом наверстать упущенное? Можно ли "забыть" посеять весной и проспать все лето, а потом, постаравшись, осенью собрать урожай? Такой подход в отношении сельского хозяйства может показаться нелепым, но в системе просвещения мы почему-то считаем это нормальным; потом занимаем хорошие рабочие места, даже если на самом деле не получаем сколько-нибудь приличного образования. Если я пытаюсь использовать манипуляционную стратегию и тактику, добиваясь, чтобы люди делали то, что я хочу, - хоть мой характер порочен или сомнительна моя компетентность, долгосрочного успеха мне не видать. Если нет доверия, риторика и добрые намерения - непрочный фундамент для перманентного успеха. · Решение: сосредоточенность на естественных принципах и БАЗОВЫЕ КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ по учебной дисциплине «Психология руководящей деятельности». Специальность: «061100 – Менеджмент», квалификация - менеджер МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Л. С. К У Л Ы Г И Н А БАЗОВЫЕ КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ РУКОВОДЯЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.126.180 (0.014 с.) |