Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инвестиционная привлекательность

Поиск

 

Калининград является ядром Калининградской области, где инвестиционная активность наиболее высокая. Общий объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) за 2014 год, составил 28 909,9 млн. рублей (2013 год - 22 516,1 млн. рублей), что на 128,4% больше чем аналогичный показатель 2013 года. Данный показатель имеет тенденцию к восстановлению роста инвестиций, в большей степени он был обеспечен увеличением объемов выполняемых строительно-монтажных работ на муниципальных объектах, объектах ФЦП, а также строительством образовательных учреждений в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

 

Динамика поступления инвестиций в основной капитал по городу Калининграду,

(без учета субъектов малого предпринимательства)

 

         
Всего, млрд. руб. 33,8 22,6 22,5 28,9

 

 

Инвестиционная привлекательность Калининграда обусловлена:

Наличием режима Особой экономической зоны (ОЭЗ);

Выгодным географическим расположением, наличием незамерзающего порта, близостью границ стран ЕС;

Доминирующим положением Калининграда в регионе, которое способствует концентрации многих факторов: транспортных потоков, финансовых ресурсов, рабочей силы и т.д.;

Развитой финансовой инфраструктурой

Системой муниципального сопровождения инвестиционных проектов на всех этапах

Широким вузовским потенциалом и наличием высококвалифицированной рабочей силы

Высоким уровнем жизни населения

Развитой транспортной системой.

Возможностью реализации инвестиционных проектов в любой отрасли.

Наличием опыта работы в современных европейских стандартах управления.

В рамках Стратегии социально-экономического развития городского округа «Город Калининград» на период до 2035 года (утв. решением городского Совета депутатов Калининграда от 09 октября 2013г. №302) (далее - Стратегия) одним из важнейших аспектов развития города на средне- и долгосрочную перспективу является его территориальное планирование. Качество архитектурно-планировочных решений в городской черте, а также экологическая безопасность и комфорт проживания существенным образом влияют на капитализацию городских территорий и привлекательность города для инвестиций.

Так, в рамках территориального планирования предполагается:

- осуществить застройку юго-восточной части острова Октябрьский, с учетом проведения финального этапа Чемпионата Мира по футболу в 2018 году;

- размещение ряда крупных торгово-развлекательных центров в этой части города;

- развитие центральной части города с уделением особого внимания территории Московского района, примыкающей непосредственно к историческому центру города,

- проведением капитального ремонта существующих зданий и ремонтом фасадов.

Таким образом, вниманию потенциальных инвесторов представляются следующие проекты:

- создание объектов инженерно-технической, транспортной, энергетической, туристской, спортивной инфраструктуры в рамках подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года;

- восстановление части старого города и Королевского замка в историческом центре Калининграда.

Кроме того, основными проектами, реализация которых возможна в Калининграде в рамках Стратегии социально-экономического развития города будут являться:

- Водный фасад города. Проект развития яхтенной гавани;

- Строительство одного или нескольких экспозиционно-выставочных комплексов, конгресс-центров;

- Реализация проектов комплексного редевелопмента промышленных зон в центре города под строительство общественно-жилых зон (с целью формирования новых подцентров);

- Строительство индустриальных и логистических парков в пригородной зоне;

- Развитие системы портов «Калининград-Балтийск», сомасштабной транспортному рынку Балтики.

Кроме того, следует отметить, что одной из стратегических целей Стратегии города Калининграда на период до 2035 года является развитие среды, благоприятной для ведения бизнеса, и развитие инновационной экономики, в т.ч. числе за счет развития инновационной инфраструктуры. Ознакомиться с утвержденной Стратегией города Калининграда можно на официальном сайте администрации городского округа «Город Калининград» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.klgd.ru в разделе «Экономика», подраздел «Стратегия до 2035 года»).

 

Для улучшения инвестиционного климата в городе реализуются следующие программы:

1. Муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городском округе «Город Калининград» со сроком реализации 2015-2017 годы, утвержденная постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 20.10.2014 №1635;

2. Среднесрочная адресная инвестиционная программа на 2014-2016 годы, утвержденная постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 10.09.2014 №1396.

В долгосрочной перспективе основными факторами, влияющими на социально-экономическое развитие городского округа, будут:

Окончание в 2016 году режима таможенных преференций, установленных Федеральным Законом от 10.01.2006 г. №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Окончание режима таможенных преференций негативно сказывается на инвестиционной привлекательности области и является основной причиной пессимистичной оценки предпринимателями и крупными промышленными предприятиями перспектив развития собственного бизнеса и наращивания производственных мощностей. В 2016 году местным производителям придется выбирать один из режимов таможенного оформления: ввоз сырья с уплатой таможенных платежей с последующим вывозом продукции на территорию Таможенного союза или «растаможка» уже готовой продукции, при этом издержки производителей после завершения переходного периода вырастут в обоих случаях, причем максимальный рост эксперты областной торгово-промышленной палаты оценили более чем на 35 процентов от нынешней себестоимости. В конечном итоге указанные изменения в инвестиционном климате области могут повлечь за собой постепенное сокращение объемов инвестиций в экономику города в течение 2014-2017 годов с существенным снижением инвестиционной активности в 2017 году. Худший сценарий развития событий предполагает постепенное в течение 2015-2017 годов закрытие значительной части малых и средних предприятий городского округа, существенное даже по сравнению с кризисными 2008-2009 годами увеличение безработицы и снижение реальных доходов населения.

Риски дальнейшего углубления конфликта с Украиной, применение Россией специальных временных экономических мер, связанных с ограничением импорта ряда товаров из стран, которые ввели санкции в отношении Москвы в результате возникшего международного политического конфликта с эпицентром в Украине: США, государств ЕС, Канады, Австралии и Норвегии, что определяет ухудшение условий заимствования на внешних рынках и ограничение взаимной торговли с Украиной, возможное расширение санкций и сокращение торговли с Россией в целом.

Либерализация национального таможенного законодательства, связанного с вступлением России во Всемирную торговую организацию, что так же может негативно сказаться на конкурентоспособности как малого предпринимательства, так и крупных промышленных предприятий.

В подготовленном на вариантной основе прогнозе социально-экономического развития городского округа «Город Калининград» на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов оптимистичный вариант (вариант 2) предполагает реализацию органами местного самоуправления активной политики по поддержке малого бизнеса, долгосрочный положительный эффект от реализации целевых программ по развитию социальной и инженерной инфраструктуры города. Также оптимистичный вариант прогноза учитывает усилия Правительства области по решению проблемы 2016 года, за счет, например, лоббирования нового Федерального закона, определяющего правовые, организационные, хозяйственные и финансовые основы существования Калининградской области как «особого административного района», предполагающего необходимость выравнивания условий для бизнеса с остальной территорией России, формирование конкурентных преимуществ и способы минимизации затрат и издержек для производителей. Кроме того, в указанном варианте прогноза учтены планируемые к реализации крупные инвестиционные проекты, существенно влияющие на экономическую ситуацию в городе, а также перспектива развития новых отраслей экономики.

В оптимистичном варианте предполагается, что постепенная либерализация таможенного законодательства вынудит местных производителей повышать качество производимых и предоставляемых местными предприятиями товаров и услуг, снижая при этом производственные издержки за счет снижения энергоемкости производства и повышения производительности труда. Таким образом, ожидаются положительные результаты от вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию в виде постепенного повышения конкурентоспособности местных производителей.

Оптимистический вариант также учитывает готовность российских компаний, а также партнеров России из стран Таможенного союза, БРИКС и других увеличить поставки продовольственных товаров, недавнее решение Россельхознадзора снять ограничения на поставки мяса из Бразилии, планы российских властей по увеличению продовольственного импорта из других стран Южной Америки. Кроме того, Правительством области при поддержке федеральных властей будет разработана «дорожная карта», учитывающая особенности эксклавной экономики самой западной территории России в условиях запрета на ввоз некоторых видов продукции из США, Европейского союза и ряда других стран.

Пессимистичный вариант (вариант 1) прогноза предполагает более резкое замедление темпов роста экономики в плановом периоде на фоне утраты областью таможенных преференций. Данный вариант характеризуется спадом темпов роста экономики (до 2-3% роста промышленности в год), спадом инвестиций, снижением оборота розничной торговли, снижением общей конкурентоспособности города, как следствие – повышением социальной напряженности, а также повышенным оттоком трудоспособного и наиболее квалифицированного населения.

Ниже представлен SWOT – анализ областного центра Калининградской области, в нем выявлены ключевые, как благоприятные, так и неблагоприятные внешние события и условия, которые влияют или могут существенно повлиять на ситуацию в области и городе, то есть определяют «возможности» и «угрозы» для развития Калининграда.

 

Сильные стороны (S) Слабые стороны (W)
Выгодное геоэкономическое положение области и города. Режим особой экономической зоны в Калининградской области. Один из незамерзающих портов на Балтике с развитой портовой инфраструктурой. Строительство Приморского кольца – современной автомагистрали, связывающей между собой Калининград, аэропорт, прибрежные города региона в единую транспортную сеть. Предпосылки (наличие объектов историко-культурного наследия) для развития исторического и познавательного туризма. Наличие искусственно созданного в досоветский период ландшафта, а также набережных, обладающих рекреационным потенциалом. Приход в город ряда крупных национальных/транснациональных компаний и финансовых институтов. Развитые торговые сети, конкурентоспособные не только на региональном, но и на национальном рынке. Развитый относительно других регионов России малый и средний бизнес. Развитый потребительский рынок. Обслуживание населения по принципу «одного окна» в социальной сфере. Развитая инфраструктура спорта. Развитая система профессионального образования (вузы). Высокий образовательный и культурный уровень значительной части населения города. Высокая толерантность городского сообщества к различным конфессиям, политическим, этническим и другим социальным группам, уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Высокий уровень общественной активности. Энергетическая независимость (строительство Балтийской АЭС). Анклавность (эксклавность) территории области и возникающие в этой связи таможенные и визовые проблемы для развития туризма, развития товаропроизводителей, ориентированных на российский рынок, низкая продовольственная безопасность. Высокие железнодорожные тарифы на транспортировку грузов на российскую территорию. Территория города подвержена воздействию ряда природно-техногенных процессов – затоплению нагонными паводками, подтоплению грунтовыми водами и др. Данные явления и процессы осложняют ведение хозяйственной деятельности на территории города и требуют комплекса защитных инженерно-технических мероприятий. Нерешенность вопросов, связанных с экологией и безопасностью проживания, а также безопасностью и удобством пребывания в Калининграде российских и иностранных туристов (отсутствие навигации, сервисных информационных пунктов (информационные стенды, указатели с дублированием на латинице), высокая степень загрязнения воздуха и водоемов). Отсутствие комфортной городской среды: недостаточное благоустройство города, отсутствие пешеходных прогулочных зон, недостаточное количество озелененных пространств, зон отдыха, прогулок и развлечений для горожан и туристов, значительная доля заброшенных территорий. Низкий уровень доступности городской среды для инвалидов. Нескоординированное развитие городских инженерных инфраструктур. Отсутствие инженерно подготовленных площадок под строительство жилья, развития инновационных производств. Высокая степень изношенности зданий жилого и нежилого фондов. Отсутствие продуманной внутригородской транспортной системы. Потеря предприятиями Калининграда, оставшимися от советских времен, традиционных рынков сбыта. Отсутствие важных условий для создания благоприятного инвестиционного климата, необходимого для развития бизнеса и его инфраструктуры. Нестабильность законодательной базы для предпринимательской деятельности. Недостаток кадров необходимой квалификации (особенно квалифицированной рабочей силы и инженерных кадров, способных обеспечить развитие инновационной экономики). Отсутствие развитой системы подготовки персонала в секторе гостеприимства. Высокие темпы старения населения, сокращение трудоспособного населения.  
Возможности (O) Угрозы (Т)
Развитие транспортно-транзитных функций города. Развитие постиндустриальной экономики. Интеграция в культурную жизнь Балтийского макрорегиона, формирование общего с Европой и Россией календаря культурных событий. Возможность участия в международных инфраструктурных и спортивных проектах. Развитие туризма (включая водный туризм, велотуризм, познавательный туризм, бизнес-туризм). Развитие ярмарочной и выставочной деятельности. Формирование собственной торговой и сервисной специализации города. Интеграция в рынки сбыта Восточной Европы, Балтийского макрорегиона. Развитие янтарной промышленности. Проведение финального этапа Чемпионата Мира по футболу в 2018 г. Ужесточение визового и таможенного режима со стороны ЕЭС. Окончание в 2016 году режима таможенных преференций по Федеральному Закону от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Ухудшение рекреационного потенциала Калининградской области вследствие обострения экологических проблем. Дестабилизация мировой экономики, возможное продолжение мирового кризиса. Вступление Российской Федерации в июле 2012 года во Всемирную торговую организацию.

В течение последних семи лет на территории города реализовано и реализуется ряд крупных инвестиционных проектов в различных сферах экономики. Так, в отрасли обрабатывающих производств компанией «Продукты питания» реализован проект по производству замороженных полуфабрикатов под торговыми марками «Золотой петушок», «Домашняя сказка» (мощности завода позволяют производить 13 000 тонн продукции в месяц, занято 1100 чел.), в транспортно-логистической сфере в июне 2009 года компанией «ДСВ Транспорт» завершен инвестиционный проект по строительству грузового терминала для международного автотранспорта со складами хранения промышленных и хозяйственных товаров (объем инвестиций 500 млн.руб., емкость склада 10300 паллето-мест, терминал рассчитан на объём обработки до 100 фур в день, паркинг способен разместить единовременно до 200 фур), в сфере строительства коммерческой недвижимости ООО «Компания проектного финансирования» реализована первая очередь инвестиционного проекта по созданию центра деловой активности и этнографического туризма «Рыбная деревня» с предоставлением уникального комплекса развлекательно - познавательных услуг, широкого ассортимента традиционных бизнес-услуг и т.д.

В Единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области с 2006 года включено 125 предприятий, из них на текущий момент действующими резидентами являются 91. Резидентами ОЭЗ в Калининграде с иностранным капиталом является более 40 компаний, общий объём инвестиций, которых составляет более 33,2 млрд. руб., т.е. более 40 % от объема капитальных вложений всех резидентов ОЭЗ. Наибольшее количество резидентов осуществляют инвестиционные проекты в таких отраслях как операции с недвижимым имуществом, транспорт и связь, производство прочих неметаллических минеральных продуктов, производство пищевых продуктов, производство мебели, электрооборудования, электронного и оптического оборудования.

Одним из резидентов ОЭЗ (ООО «БалтТехПром») реализуется на территории городского округа проект создания Балтийского Промышленного Парка. Строительство парка ведется по адресу: Балтийское шоссе, 125. Парк располагается за пределами массовой жилой застройки (расстояние до жилой застройки – больше 4 км). Общая площадь участка – свыше 120 га.

Инфраструктура промышленного парка включает в себя трансформаторную подстанцию с возможностью расширения мощности до 40 МВт и производственно-отопительную котельную мощностью до 90 тн/час, комплекс водозабора и водоподготовки, а также очистные сооружения промышленных ливневых сточных вод, противопожарное обеспечение (пожарное депо), сливную эстакаду и склад темных нефтепродуктов. Оформляется разрешительная документация для прокладки газопровода до территории парка. По территории парка проходят железнодорожные пути (протяженность ж/д полотна – 10 км).

В настоящее время единственным резидентом парка является ЗАО «Алко-Нафта», построившее на территории парка современное и отвечающее самым строгим экологическим стандартам производство ПЭТФ мощностью 220 тыс. т/год – крупнейший завод данного профиля в Восточной Европе. Полная застройка территории промышленного парка в существующих границах позволит разместить на территории парка 6-7 предприятий-резидентов промышленного парка, являющихся в том числе резидентами ОЭЗ в Калининградской области, общий объем инвестиций в строительство которых может составить ~450 млн. евро. Запуск новых предприятий-резидентов промпарка создаст ~1 500 рабочих мест.

Основной специализацией Балтийского Промышленного Парка станет производство перспективной продукции химии и нефтехимии. В первую очередь речь идет о производстве перспективных полимеров (в т.ч. биополимеров) и продукции на их основе для пищевой промышленности, автомобилестроения, машиностроения, электротехники, электроники, радиотехники, текстильной промышленности и строительной отрасли. Возможно так же размещение средне- и малотоннажных предприятий органической химии и нефтехимии, производство комплектующих для Группы компаний «Автотор», автосборочных предприятий Северо-Западного федерального округа, Республики Беларусь, а также предприятий стран ЕС. Реализация проекта Балтийского промышленного парка приведет к развитию химической и нефтехимической промышленности в Калининграде. На данный момент указанный промышленный парк является одной из самых инвестиционно-привлекательных площадок городского округа.

С 2013 года Российская Федерация стала членом Всемирно Торговой Организации (ВТО), которая призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются право­вым базисом современной международной торговли.

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает созда­ние пос­то­ян­но дей­ству­юще­го фо­ру­ма стран-чле­нов для уре­гу­ли­ро­ва­ния проб­лем, ока­зы­ва­ющих вли­яние на их мно­гос­то­рон­ние тор­го­вые от­но­ше­ния, и конт­ро­ля за ре­али­за­ци­ей сог­ла­ше­ний и до­го­во­рен­нос­тей Уруг­вай­ско­го ра­ун­да. ВТО функ­ци­они­ру­ет во мно­гом так же, как и ГАТТ, но при этом осу­щест­вля­ет конт­роль за бо­лее ши­ро­ким спект­ром тор­го­вых сог­ла­ше­ний (вклю­чая тор­гов­лю ус­лу­га­ми и воп­ро­сы тор­го­вых ас­пек­тов прав ин­тел­лек­ту­аль­ной собс­твен­нос­ти) и име­ет го­раз­до боль­шие пол­но­мо­чия в свя­зи с со­вер­шенс­тво­ва­ни­ем про­це­дур при­ня­тия ре­ше­ний и их вы­пол­не­ния чле­на­ми ор­га­ни­за­ции. Не­отъ­ем­ле­мой частью ВТО яв­ля­ет­ся уни­каль­ный ме­ха­низм раз­ре­ше­ния тор­го­вых спо­ров.

Чле­на­ми Все­мир­ной тор­го­вой ор­га­ни­за­ции яв­ля­ют­ся уже 153 стран ми­ра, и в бли­жай­шие го­ды их чис­ло бу­дет уве­ли­чи­вать­ся. Это оз­на­ча­ет, что прак­ти­чес­ки вся­кое го­су­дарс­тво, пре­тен­ду­ющее на соз­да­ние сов­ре­мен­ной, эф­фек­тив­ной эко­но­ми­ки и рав­ноп­рав­ное учас­тие в ми­ро­вой тор­гов­ле, стре­мит­ся стать чле­ном ВТО. Рос­сия в этом смыс­ле не яв­ля­ет­ся иск­лю­че­ни­ем.

Учас­тие в ВТО да­ет стра­не мно­жест­во пре­иму­ществ. Их по­лу­че­ние и яв­ля­ет­ся в праг­ма­ти­чес­ком смыс­ле целью при­со­еди­не­ния к ВТО. Конк­рет­ны­ми це­ля­ми при­со­еди­не­ния для Рос­сии мож­но счи­тать сле­ду­ющие:

- по­лу­че­ние луч­ших в срав­не­нии с су­щест­ву­ющи­ми и не­диск­ри­ми­на­ци­он­ных ус­ло­вий для дос­ту­па рос­сий­ской про­дук­ции на иност­ран­ные рын­ки;

- дос­туп к меж­ду­на­род­но­му ме­ха­низ­му раз­ре­ше­ния тор­го­вых спо­ров;

- соз­да­ние бо­лее бла­гоп­ри­ят­но­го кли­ма­та для иност­ран­ных ин­вес­ти­ций в ре­зуль­та­те при­ве­де­ния за­ко­но­да­тель­ной сис­те­мы в со­от­ветс­твие с нор­ма­ми ВТО;

- рас­ши­ре­ние воз­мож­нос­тей для рос­сий­ских ин­вес­то­ров в стра­нах-чле­нах ВТО,в част­нос­ти, в бан­ковс­кой сфе­ре;

- соз­да­ние ус­ло­вий для по­вы­ше­ния ка­чест­ва и кон­ку­рен­тос­по­соб­нос­ти оте­чест­вен­ной про­дук­ции в ре­зуль­та­те уве­ли­че­ния по­то­ка иност­ран­ных то­ва­ров, ус­луг и ин­вес­ти­ций на рос­сий­ский ры­нок;

- учас­тие в вы­ра­бот­ке пра­вил меж­ду­на­род­ной тор­гов­ли с уче­том сво­их на­ци­ональ­ных ин­те­ре­сов;

- улуч­ше­ние имид­жа Рос­сии в ми­ре как пол­ноп­рав­но­го участ­ни­ка меж­ду­на­род­ной тор­гов­ли.

Власти Калининграда большое внимание уделяют формированию эффективной инвестиционной политики, особенно в градостроительной сфере. По состоянию на конец 2014 года в реестре инвестиционных договоров администрации городского округа «Город Калининград» числится 66 договоров, из них 35 являются прекращенными, 31 договоров находятся в стадии реализации. в том числе в стадии завершения 6 Договоров.

Кроме того, на территории городского округа реализуются 10 Договоров безвозмездного оказания услуг, из которых в стадии окончания находятся семь.

По результатам реализации Инвестиционных проектов и Договоров безвозмездного оказания услуг в собственность городского округа переходят жилые и нежилые помещения, детские и спортивные площадки, объекты транспортной, инженерной инфраструктуры и благоустройства, проектная документация; реконструируются парки, скверы и социально значимые объекты.

Например, в 2014 году построены детские спортивные площадки, выполнен ремонт дорог. Одним из Инвесторов в собственность городского округа было передано 37 квартиры.

В последнее время наиболее часто Инвесторы обращаются с предложением провести капитальный ремонт дорог, реконструкцию городских скверов и парков, благоустроить места культурно-массового отдыха.

В ближайшем будущем планируется строительство речного вокзала, благоустройство территории общего пользования по ул. Маршала Борзова – ул. Космонавта Леонова, планируется к передаче еще 61 квартиры.

Основное направление взятых частными инвесторами на себя обязательств – это работы по благоустройству города путем развития новых микрорайонов, строительства и ремонта автодорог, размещения детских и спортивных площадок, как на внутридомовых территориях, так и на территориях детских учебных заведений. Также действующие инвестиционные проекты направлены на развитие и застройку центральной части города, в том числе с проведением работ по реконструкции берегозащитных сооружений и строительству набережных общего пользования.

 

9. Международная и межрегиональная деятельность муниципального образования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.224 (0.017 с.)