Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Евразийское патентное законодательство

Поиск

ЕВРАЗИЙСКОЕ ПАТЕНТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

(Комментарий)

 

Москва, 1998


 

ВВЕДЕНИЕ

Расширение международных экономических связей во всемирном масштабе повысило значение интеграционных процессов в экономике, являющихся ведущими в системе межгосударственных отношений.

Одно из важных направлений в интернационализации хозяйственной жизни - сотрудничество государств в области правовой охраны промышленной собственности, основным объектом которой являются изобретения. Оно проявляется в новых формах международного сотрудничества в рамках Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. (с последующими изменениями). Во второй половине текущего столетия были созданы как универсальные международные патентные учреждения (Международный союз патентной кооперации, образованный Договором о патентной кооперации (РСТ) 1970 г.), так и международные региональные организации в области охраны промышленной собственности.

Указанные процессы происходили на фоне интеграции национальных патентных систем путем унификации патентного права, т.е. введения единообразных, а в ряде случаев и единых норм регулирования патентных отношений.

Следует отметить, что пионером в области региональной патентной интеграции явились государства Африканского континента. Так, в 1962 г. в Либревиле франкоязычными государствами Африки было заключено Соглашение о создании Африканского и Мальгашского ведомства по охране промышленной собственности. На смену этому Соглашению пришло Бангийское соглашение 1977 г. о создании Африканской организации интеллектуальной собственности. Быстрые процессы патентной интеграции в странах этого региона объясняются тем обстоятельством, что до провозглашения независимости в этих государствах на основе концепции прямого управления метрополии действовало французское патентное законодательство.

Общность исторического и экономического развития англоязычных государств Африки обусловила создание ими в 1976 г. Организации промышленной собственности англоязычных стран Африки (в настоящее время - Африканская региональная организация промышленной собственности).

Наиболее удачным примером региональной патентной интеграции, с точки зрения ее эффективности, выступила Западная Европа. В значительной степени это было предопределено высоким уровнем экономического развития западноевропейских государств, их общей культуры и профессиональной подготовки сторонников осуществления патентной интеграции.

Здание европейской патентной системы построено в основном на двух патентных конвенциях - Конвенции о выдаче европейских патентов (Европейской патентной конвенции), принятой в 1973 г. в Мюнхене, и Конвенции о европейском патенте для Общего рынка (Конвенции о патенте Сообщества), подписанной в 1975 г. в Люксембурге и получившей впоследствии (1985 г.) название Соглашения о патенте Сообщества.

Вместе с тем окончательные цели западноевропейской патентной интеграции пока что не достигнуты, поскольку Люксембургское соглашение о патенте Сообщества, предусматривающее выдачу единого европейского патента с действием на территории всех государств-членов ЕС, еще не вступило в силу. Как известно, на основании Мюнхенской конвенции выдаются европейские патенты. Осуществление прав, вытекающих из европейского патента, регулируется нормами национальных законодательств государств-участников этой конвенции.

В совершенно иных условиях развивались процессы патентной интеграции в государствах - бывших субъектах СССР. Как известно, Содружество Независимых Государств сложилось в условиях быстрого распада СССР и только с образованием Межгосударственного экономического комитета Экономического союза приобрело определенные черты экономической интеграции. Формирование жизнеспособного интеграционного сообщества связано также с расширением Таможенного союза и образованием Платежного союза. Убедившись на собственном опыте в том, насколько трудно поодиночке включаться в мировое хозяйство, завоевывать свое место в конкурентной борьбе, государства-участники СНГ пришли к пониманию необходимости налаживания интеграционных процессов внутри Содружества.

Особенно рельефно это проявилось в процессе патентной интеграции государств-участников СНГ. По существу, речь идет о реинтеграции в данной области на новой основе - взаимовыгодное сотрудничество национальных патентных систем и Евразийской патентной системы. Впервые заявители всего мирового сообщества получили право выбора - в зависимости от своих экономических интересов получать либо национальные патенты, либо евразийский патент, действующий на территории всех государств-участников Евразийской патентной конвенции.

Кроме того, патентную интеграцию можно рассматривать как предпосылку для продвижения интеграции в таможенной и валютной сферах.

Усилиями большинства государств-участников СНГ образован наднациональный орган - Евразийская патентная организация, в чем проявилась готовность государств идти в определенной мере на добровольное ограничение суверенитета, что в конечном итоге соответствует их собственным интересам. Следует особо отметить, что вступление в силу Евразийской патентной конвенции знаменовало собой формальный выход за рамки СНГ, поскольку членство в этой конвенции открыто для любого государства - члена ООН, связанного также Парижской конвенцией и РСТ.

Создание Евразийской патентной системы - значительное событие для изобретателей и предпринимателей как государств - бывших субъектов СССР, так и всего мирового сообщества.

С вступлением в силу Евразийской патентной конвенции на территории государств-участников сформировано единое патентное пространство, что с учетом международной практики патентной кооперации и интеграции обеспечивает:

- упрощение и удешевление процедуры получения охранного документа, действующего во всех государствах-участниках Конвенции (одна евразийская заявка на одном языке (русском) - одна экспертиза - единый евразийский патент);

- получение надежных евразийских патентов как следствие обязательной проверочной экспертизы евразийских заявок;

- гармонизацию охраны прав патентовладельцев в пределах единого патентного пространства на основе Конвенции и принятых для ее применения других нормативных актов.

2. Организационная структура

Административный совет

Одним из органов Евразийской патентной организации является Административный совет. Это своего рода представительный орган, в котором участвует каждое государство-член Организации.

Его общая задача - контроль за деятельностью Евразийского патентного ведомства.

В компетенцию Административного совета согласно статьи 3(3) Конвенции входит:

- утверждение своих Правил процедуры;

- избрание своего Председателя на возобновляемый двухлетний срок;

- назначение Президента Евразийского ведомства на возобновляемый шестилетний срок;

- дача рекомендации Президенту Евразийского ведомства в отношении назначения вице-президентов;

- одобрение соглашения о штаб-квартире Организации;

- одобрение соглашений, заключаемых Организацией с государствами и международными организациями;

- утверждение большинством в две трети голосов Патентной, Финансовой и Административной инструкций;

- принятие большинством в две трети голосов годового бюджета, рассмотрение годового отчета и одобрение годовых счетов Организации;

- осуществление иных действий.

Упомянутый выше довольно объемный перечень полномочий Административного совета не является исчерпывающим. Он дополнен правилом 5 Административной инструкции к Евразийской патентной конвенции, согласно которому Административный совет правомочен принимать и изменять Положение о пошлинах Евразийской патентной организации, Правила процедуры Административного совета, а также другие документы.

Государства-участники представлены в Административном совете полномочным представителем и его заместителем, которые могут привлекать к себе в помощь референтов и экспертов.

Каждое государство-участник имеет в Административном совете один голос. При этом кворум составляет две трети от числа этих государств.

Решения в Административном совете принимаются на основе консенсуса, а при отсутствии консенсуса - простым большинством участвующих в голосовании полномочных представителей государств-участников за исключением тех случаев, когда в Конвенции предусматривается единогласие или большинство в две трети голосов.

Не считаются участвующими в голосовании те полномочные представители государств-участников, которые воздерживаются от голосования.

Заседания Административного совета подразделяются на очередные и внеочередные. Очередное заседание созывается в каждом календарном году, а внеочередные - по инициативе не менее трех государств-участников, Председателя Административного совета или Президента Евразийского патентного ведомства. При этом заседания созываются Президентом Евразийского ведомства.

В работе заседаний Административного совета принимают участие с правом совещательного голоса представители ВОИС, а также по приглашению Организации представители других международных организаций или государств (в качестве наблюдателей).

Новизна

В соответствии с правилом 3 Патентной инструкции изобретение признается новым, если оно не является частью предшествующего уровня техники.

Предшествующий уровень техники включает все сведения, которые стали общедоступными в мире до даты подачи заявки в Евразийское патентное ведомство или, если испрошен приоритет, до даты ее приоритета.

Как следует из приведенного определения, предшествующий уровень техники включает в себя все, что стало любыми законными средствами доступно общественности до даты подачи заявки.

Абсолютный характер новизны

Новизна изобретения может быть опорочена любой предшествующей информацией, ставшей доступной любыми средствами общественности в любой части мира, независимо от источника такой информации, включая и самого автора изобретения.

Таким образом, в отношении новизны к изобретению предъявляются требования абсолютной мировой новизны.

Общедоступный характер сведений

Что понимается под общедоступностью сведений?

Для того, чтобы те или иные сведения можно было бы считать общедоступными, они должны законным образом быть представлены общественности таким образом, чтобы любой желающий ознакомиться с ними имел возможность получить необходимую информацию. При этом к общедоступным сведениям не относятся сведения, которые получены под секретом или конфиденциально в силу исполнения служебных обязанностей, например, в процессе проведения экспериментальных работ.

При оценке общедоступности сведений применительно к оценке новизны изобретения не имеет никакого значения, был ли кто-нибудь фактически знаком с данной информацией и понял ли ее сущность.

Для того, чтобы считать данную информацию общедоступной, достаточно того, что она представлена таким образом, который позволял бы любому человеку ознакомиться с ней и понять ее сущность.

В каком виде должны быть представлены сведения для того, чтобы они могли считаться общедоступными?

Патентной инструкцией не определяется характер сведений, которые могут считаться общедоступными. Вместе с тем, исходя из мировой практики, предполагается, что информация об изобретении может быть представлена в виде:

а) публикации описания изобретения;

б) публичного выступления;

в) публичного использования изобретения.

Наиболее распространенным видом информации являются любого рода публикации, в которых раскрыто содержание изобретения (книги, статьи, патентная документация и т.д.)

Публикация чертежей или рисунков также относится к сведениям, которые могут опорочить новизну изобретения. При этом необходимо, чтобы чертежи или рисунки были представлены в таком виде, который бы позволял без описания понять сущность изобретения.

Публичное выступление

Раскрытие сущности изобретения может быть сделано устно. В силу абсолютного характера новизны изобретения любое устное публичное выступление, в котором раскрывается существо изобретения, включается в предшествующий уровень техники. Вместе с этим возникает проблема доказывания раскрытия данной информации.

Для этого требуется, чтобы содержание устного публичного сообщения было подтверждено письменно. При этом письменное изложение содержания устного сообщения может быть опубликовано и после подачи заявки на изобретение, новизна которого может быть опорочена данным сообщением.

Единственное, что требуется доказать в данном случае, это факт предшествования устного публичного выступления и достоверность его описания в приведенной публикации.

Публичное использование изобретения

Под публичным использованием изобретения понимается представление или эксплуатация изобретения. Для того, чтобы данное использование могло быть отнесено к предшествующему уровню техники при оценке новизны заявленного изобретения, необходимо, чтобы использование изобретения было осуществлено публично и позволило бы третьим лицам понять сущность и принцип действия предмета изобретения.

Может ли ранее поданная, но неопубликованная заявка, считаться частью предшествующего уровня техники?

Из вышеизложенного следует, что в предшествующий уровень техники включается любая информация независимо от формы ее представления, которая стала общедоступной в мире до даты подачи заявки в Евразийское ведомство или, если испрошен приоритет, до даты приоритета.

Вместе с тем, в отношении заявок на изобретения возникает вопрос, может ли одна заявка быть противопоставлена другой заявке на аналогичное изобретение, если до даты подачи второй заявки она еще не была опубликована.

В этом случае более ранняя заявка, оставаясь недоступной общественности, формально не является частью предшествующего уровня техники. В таком случае создается ситуация, когда на одно и тоже изобретение должны быть выданы два патента.

Во избежание выдачи двух евразийских патентов на одно и то же изобретение содержание более ранней заявки в соответствии с Патентной инструкцией включается в состав предшествующего уровня техники для целей проверки новизны изобретения. Такое включение в уровень техники осуществляется при условии, что более ранняя заявка или выданный по ней евразийский патент впоследствии будут опубликованы в установленном порядке.

При этом под содержанием более ранней заявки понимается описание изобретения, чертежи и формула изобретения в той редакции, в которой заявка была подана на дату ее подачи (правило 3 Патентной инструкции).

В соответствии с правилом 3(1) Патентной инструкции в предшествующий уровень техники включается содержание международной заявки с даты ее подачи или с даты приоритета, если он испрошен, если заявитель в установленные сроки уплатил Евразийскому ведомству предусмотренные пошлины и представил перевод на русский язык международной заявки согласно требованиям правила 71 Патентной инструкции.

Раскрытие информации, предшествующее подаче заявки

В соответствии с правилом 3(3) Патентной инструкции не признается обстоятельством, препятствующим признанию патентоспособности изобретения, такое раскрытие информации, относящейся к изобретению, которое сделано самим изобретателем, заявителем или любым другим лицом, получившим от них прямо или косвенно эту информацию при условии, что сведения о сущности изобретения стали общедоступными не ранее, чем за шесть месяцев до даты подачи евразийской заявки или до даты приоритета, если он испрошен.

При этом обязанность доказывания обстоятельств раскрытия информации лежит на заявителе.


Изобретение, являющееся частью предшествующего уровня техники

Объект изобретения может считаться частью предшествующего уровня техники при условии, если он целиком раскрыт в информации, общедоступной в мире до даты подачи заявки в Евразийское ведомство или, если испрошен приоритет, до даты приоритета.

Это означает, что при оценке новизны изобретения ему не может быть противопоставлен так называемый "сборный прототип".

В этой связи частью второй правила 3 Патентной инструкции предусматривается, что объекты, являющиеся частью предшествующего уровня техники, для определения новизны изобретения могут учитываться лишь отдельно.

Это значит, что новизна изобретения рассматривается с точки зрения концепции идентичности. Все, что не идентично, считается новым. Качественная оценка патентоспособности такого изобретения проводится с позиции критерия “изобретательский уровень”.

Изобретательский уровень

Изобретательский уровень является одним из трех условий патентоспособности изобретения.

В соответствии с правилом 3 Патентной инструкции изобретение имеет изобретательский уровень, если оно для специалиста очевидным образом не следует из предшествующего уровня техники.

Как следует из данного определения, оценка изобретательского уровня производится в отношении специалиста, для которого изобретение не должно очевидным образом вытекать из предшествующего уровня техники.

Таким образом, изобретательский уровень определяется исходя из предшествующего уровня техники, гипотетической фигуры специалиста и критерия очевидности.

Из изложенного следует, что предшествующий уровень техники является основой для определения новизны и изобретательского уровня.

Однако в отношении оценки изобретательского уровня в уровень техники не включаются ранее поданные заявки, если они не опубликованы до даты подачи заявки или до даты приоритета, если он испрошен.

Такое ограничение обусловлено требованием общедоступности на указанную дату информации, которой должен руководствоваться специалист при проверке соответствия изобретения требованию изобретательского уровня.

В практике охраны изобретений критерий "изобретательский уровень" является наиболее сложным для оценки и вместе с тем наиболее часто оспариваемым при рассмотрении дел, связанных с опротестованием правомерности выдачи патентов по техническим причинам.

Неочевидность изобретения является критерием, который оценивается применительно к специалисту.

Специалист - кто он такой?

По своей сути введение специалиста в определение изобретательского уровня является юридической фикцией, аналогичной фигуре "доброго отца семейства (bonus pater familias)", утвердившейся в мировой практике еще со времен римского права.

Вместе с тем, несмотря на гипотетический характер специалиста, к нему предъявляются вполне конкретные требования.

С точки зрения его личных качеств, специалист считается обладающим ординарными качествами, он образован и активен, что означает его возможность использовать свои профессиональные знания в полной мере.

С профессиональной точки зрения, этот специалист обладает обычными знаниями в рассматриваемой области техники. Имеется в виду, что он в курсе проблем и утвердившихся мнений в этой области.

Юридическая практика и доктрина развитых стран мира выработали определенное отношение к фигуре специалиста - это конструктор, а не пользователь объекта изобретения.

Он знает, как действовать в данной области, но он не может создавать изобретения.

Что же понимается под данной областью техники?

Как правило, под данной областью техники понимается область техники, которая охватывается формулой изобретения.

Если изобретение касается нескольких областей техники, то предполагается, что рассматриваемый нами специалист должен обладать знаниями во всех этих областях. Это положение в практике Европейского патентного ведомства известно как концепция "команды экспертов". Например, в лазерной технологии под специалистом понимается команда из трех экспертов - специалистов в области физики, электроники и химии соответственно.

При оценке изобретательского уровня предшествующий уровень техники должен быть взят во всей совокупности. Это существенным образом отличает оценку данного критерия патентоспособности от оценки новизны изобретения, при которой изобретению может быть противопоставлен только один объект, исходя из концепции идентичности.

Нельзя требовать от специалиста знания всех областей техники одинаково. Он обладает нормальными знаниями в области, к которой относится изобретение, или в смежных областях, но он не может знать области, далекие от рассматриваемой или вообще не связанные с ней.

Таким образом, уровень техники при оценке изобретательского уровня рассматриваются в определенной иерархии.

Очевидность

Изобретение не имеет изобретательского уровня, если рассматриваемый нами специалист может его реализовать, используя свои профессиональные знания предшествующего уровня техники путем простого выполнения операций и комбинации средств, раскрытых данным уровнем техники.

Изобретательский уровень оценивается путем исследования поставленной изобретателем проблемы и средств, которые были использованы для того, чтобы решить эту проблему.

Наряду с рассмотренными объективными показателями оценки изобретательского уровня, в мировой практике широко используются так называемые вспомогательные критерии оценки изобретательского уровня.

В частности, в юридической практике и доктринах США, Канады, многих западноевропейских стран для оценки изобретательского уровня выработаны следующие косвенные критерии:

- коммерческий успех, сопутствующий изобретению;

- сложность решаемой задачи и преодоление трудностей на пути ее решения;

- технический прогресс;

- решение проблемы, которая долгое время не могла быть решена;

- преодоление скептицизма в данной области техники;

- новый неожиданный результат;

- множество выданных на данное изобретение лицензий;

- высокие затраты, связанные с исследованиями и разработкой;

- имитация и подделка со стороны конкурентов;

- преодоление сложной процедуры получения патента, получение параллельных патентов на данное изобретение за границей и т.д.

Представляется, что правоприменительная практика Евразийского патентного ведомства пойдет по упомянутому выше пути при оценке изобретательского уровня.

Промышленная применимость

В соответствии с правилом 3 Патентной инструкции изобретение является промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других областях человеческой деятельности.

Как следует из определения, промышленная применимость изобретения определяется возможностью его использования в различных областях человеческой деятельности.

Что понимается в данном случае под использованием?

В понятие “использование”, исходя из мировой юридической практики, входит эксплуатация изобретения или его изготовление.

Таким образом, чтобы считать изобретение отвечающим критерию промышленной применимости, достаточно того, чтобы оно могло быть изготовлено, т.е. могло бы приобрести форму устройства или вещества.

Изобретение может быть использовано, если оно обладает свойствами, позволяющими ему получить заявленный технический эффект.

Не следует смешивать понятие “промышленная применимость” с понятиями “полезность” или “технический прогресс”.

Критерий “промышленная применимость” не имеет ничего общего с экономической рентабельностью изобретения.

Несмотря на это, технический аспект является очень важным при оценке промышленной применимости.

Важным условием оценки критерия промышленная применимость является требование возможности изготовления изобретения.

Если в заявке описана лишь теоретическая идея и результат не может быть получен, как в случае с "вечным двигателем", то тогда гипотетический специалист, фигуру которого мы рассмотрели выше, не может получить результат, описанный в заявке. Возможен и такой случай, когда результат получен чисто случайно и изобретатель не в состоянии описать способ его получения, т.е. отсутствует детерминированное правило получения указанного результата.

В этом случае изобретение также не отвечает критерию “промышленная применимость”.

При оценке критерия “промышленная применимость” важным обстоятельством является условие реализации изобретения специалистом.

Это требование не следует смешивать с условием полного раскрытия изобретения в описании заявки.

Как правило, раскрытие считается неполным, если изобретателем не раскрыт элемент, который он знает, но по какой-то причине посчитал возможным не описывать.

В этом случае суд может вынести решение в пользу действительности патента, если докажет, что изобретение может быть воспроизведено специалистом в этой области техники.

В то же время, если никто не в состоянии воспроизвести описанное в заявке изобретение, то можно говорить о том, что изобретение не отвечает критерию промышленной применимости.

Таким образом, если, несмотря на описание и все содержащиеся в заявке сведения об изобретении, последнее не может быть реализовано или описанный результат не может быть получен, то тогда считается, что изобретение не отвечает критерию промышленная применимость.

В соответствии со статьей 6 Конвенции евразийский патент выдается на изобретение, отвечающее рассмотренным выше условиям патентоспособности.

ПАТЕНТОВАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

 

Право на евразийский патент

Кто может подать евразийскую заявку?

Конвенцией предусматривается заявительская система подачи евразийской заявки, согласно которой патент выдается первому заявителю без проверки его правомочий в отношении заявленного изобретения.

Конвенцией декларируется право изобретателя или его правопреемника на получение патента (статья 7(1)). Как следует из содержания указанной статьи, кроме требования указания имени изобретателя в евразийской заявке, в Конвенции не содержится никаких положений относительно проверки со стороны Евразийского ведомства достоверности заявления об авторстве. Из статьи 7(2) Конвенции следует, что для целей процедуры в Евразийском ведомстве заявитель считается имеющим право на получение евразийского патента.

Изобретателем признается физическое лицо, творческим трудом которого создано изобретение.

Если изобретение создано совместным творческим трудом нескольких лиц, то все они признаются изобретателями. При этом право на получение евразийского патента принадлежит совместно им самим или их правопреемникам.

В случае, если заявка подана неправомочным лицом, то действительный изобретатель или лицо, правомочное подать евразийскую заявку могут обжаловать такое действие в суде.

На основании вступившего в силу решения суда или другого компетентного органа государства - участника Конвенции действительный изобретатель, на изобретение которого была подана евразийская заявка, или лицо, признанное правомочным подать евразийскую заявку, могут в соответствии с правилом 7 Патентной инструкции принять один из следующих трех возможных решений. В частности, они могут продолжить делопроизводство по евразийской заявке вместо заявителя, подать новую евразийскую заявку на то же самое изобретение с сохранением приоритета первой заявки, либо могут ходатайствовать об отклонении евразийской заявки.

Вместе с тем, ни Конвенцией, ни Патентной инструкцией не определяется в настоящее время, в чьей юрисдикции находится рассмотрение указанных споров применительно к спорящим сторонам.

Если изобретение создано независимо несколькими изобретателями, то право на евразийский патент принадлежит тому изобретателю или его правопреемнику, чья евразийская заявка имеет более раннюю дату подачи или более ранний приоритет.

Право на служебное изобретение

К разряду служебных изобретений относят изобретения, создаваемые работником в связи с выполнением им служебных обязанностей или полученного от работодателя конкретного задания.

Конвенцией не дается понятие служебного изобретения. Более того, она не затрагивает вопрос правообладания евразийским патентом применительно к служащим, а относит его решение к компетенции государств. В частности, статьей 7(1) Конвенции предусматривается, что если изобретатель является служащим, то право на евразийский патент определяется в соответствии с законодательством того государства, в котором служащий имеет основное место службы. Если государство, в котором служащий имеет основное место службы, не может быть определено, то применяется законодательство того государства, в котором работодатель занимается предпринимательской деятельностью, с которой связан служащий.

Оформление евразийской заявки

Все документы евразийской заявки оформляются таким образом, чтобы можно было обеспечить их длительное хранение и непосредственное репродуцирование в неограниченном количестве копий.

Требования к оформлению евразийской заявки изложены в правиле 29 Патентной инструкции.

В соответствии со статьей 15 Конвенции евразийская заявка может быть подана непосредственно в Евразийское патентное ведомство.

В то же время этой статьей Конвенции предусматривается, что для заявителей стран - участниц Конвенции евразийская заявка подается через национальное патентное ведомство, если это предусмотрено законодательством данного государства.

В этой связи, если евразийская заявка подается непосредственно в Евразийское ведомство, то все документы заявки представляются в трех экземплярах.

В случае, если евразийская заявка подается заявителем страны - участницы Конвенции через свое национальное ведомство, то все документы евразийской заявки представляются в четырех экземплярах.

В отличие от указанных требований документ, подтверждающий уплату единой процедурной пошлины, и доверенность на представительство перед Евразийским ведомством представляются в одном экземпляре.

Требования к оформлению евразийской заявки приведены в правиле 29 Патентной инструкции.


Единство изобретения

В соответствии с правилом 4 Патентной инструкции евразийская заявка должна относиться к одному изобретению или группе изобретений, связанных между собой настолько, что они образуют единый изобретательский замысел.

Как уже было указано выше, группу изобретений могут образовывать как изобретения, относящиеся к одному и тому же объекту изобретения (устройству, способу, веществу и т.д.), изложенные в независимых пунктах формулы изобретения (варианты), так и изобретения, относящиеся к разным объектам.

В любом случае связь между изобретениями, образующими группу, должна носить технический характер и обеспечивать получение заявленного технического результата.

Как следует из положений правила 4 Патентной инструкции, требование единства изобретения считается в данном случае выполненным, если имеется техническая взаимосвязь между этими изобретениями, выражаемая одним или несколькими одинаковыми или соответствующими особыми техническими признаками, то есть такими техническими признаками, которые определяют вклад, вносимый в уровень техники каждым из заявленных изобретений.

Если евразийская заявка не отвечает требованиям единства изобретения, то в трехмесячный срок с даты отправки Евразийским ведомством соответствующего уведомления может быть подана одна или несколько выделенных евразийских заявок.

Выделенная евразийская заявка имеет дату подачи и, в соответствующих случаях, дату приоритета первоначальной евразийской заявки, из которой она была выделена.

Часто возникают сложности в определении единства изобретения в заявках на «промежуточный» и «конечный» продукты и возможности защиты одним патентом «конечного» и «промежуточного» продукта.

Термин «промежуточный» обозначает промежуточный или начальный продукт. К таковым относятся продукты, свойства которых позволяют использовать их для производства конечных продуктов посредством физических и/или химических превращений, в результате которых осуществляется преобразование промежуточного продукта.

Согласно разъяснению Евразийского ведомства, опубликованному в Бюллетене Евразийского патентного ведомства № 2 за 1996 г., единство изобретения считается соблюденным, если удовлетворены следующие два условия:

1) промежуточный и конечный продукты имеют один и тот же структурный элемент, то есть:

основные химические структуры промежуточного и конечного продукта те же самые, или

химические структуры этих продуктов взаимосвязаны так, что структура промежуточного продукта включается в качестве существенного структурного элемента в структуру конечного продукта, и

2) промежуточный и конечный продукты взаимосвязаны в том смысле, что конечный продукт получается либо непосредственно из промежуточного продукта, либо выделяется из него через небольшое число других промежуточных продуктов, которые содержат тот же самый существенный структурный элемент.

Единство изобретения может быть также соблюдено между промежуточным и конечным продуктом с неизвестной структурой, например, между промежуточным продуктом, имеющим неизвестную структуру и, конечным продуктом с неизвестной структурой.

В таких случаях должно быть показано, что промежуточный продукт содержит такой же существенный структурный элемент, как и конечный продукт, либо привносит этот существенный структурный элемент в конечный продукт.

Различные промежуточные продукты, используемые в различных способах получения конечного продукта, могут быть указаны в одной формуле изобретения (как варианты) при условии, что все они обладают общим (подобным) существенным структурным элементом.

Вопрос единства изобретения также возникает при защите в рамках одной формулы изобретения целого и его части.

Евразийским законодательством такая возможность не исключена.

Единство изобретения считается соблюденным в том случае, когда в одной заявке объединяются изобретения, относящиеся к целому объекту и к его части, которая может быть также применена самостоятельно или в составе других объектов.

При этом существо изобретения, характеризующегося частью объекта, должно быть связано с техническим результатом, достигаемым изобретением, характеризующимся целым объектом и описанным в независимом пункте.

Требование достижения какого-либо технического результата, связанного исключительно с частью целого, к подобным группам изобретений не предъявляется.

Право приоритета

В соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности от 1883 г. евразийская заявка может содержать просьбу об установлении приоритета по одной или нескольким предшествующим заявкам, поданным в любом государстве - участнике Парижской конвенции или в отношении любого такого государства.

Приоритет изобретения может быть установлен по дате подачи предшествующей заявки на изобретение в любом таком государстве, если в Евразийское ведомство евразийская заявка подана в течение двенадцати месяцев с указанной даты.

Если же по независящим от заявителя обстоятельствам, евразийская заявка с испрашиванием приоритета не могла быть подана в указанный срок, последний может быть продлен, но не более чем на два месяца, при условии уплаты дополнительной пошлины.

Приоритет изобретения может быть установлен по дате поступления дополнительных материалов, если они оформлены заявителем в качестве самостоятельной евразийской заявки, которая



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.44 (0.017 с.)