Тема 1. Теоретические основы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Теоретические основы



планирования

Планирование – важнейшая функция управления производством

1.2. Принципы планирования

1.3. Типы внутрифирменного планирования

1.4. Этапы планирования

1.5. Методы планирования

Планирование – важнейшая функция управления

Производством

 

Прежде чем начать какое – либо дело, человек должен определиться что должно быть сделано, к какому сроку, с помощью каких средств и какие ресурсы при этом будут затрачены. Несоблюдение этих условий ведет к невыполнению планов и, следовательно, к недостижению цели. Поэтому первой и основополагающей стадией управления любым видом деятельности всегда является процесс постановки целей и нахождения способов ее достижения, что имеет место в рамках функции планирования.

Вообще процесс управления предприятием состоит из многих функций, к которым в частности относятся:

1. Планирование – служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.

Прогнозирование в управленческом цикле предшествует планированию и ставит своей задачей научное предвидение развития производства, а также поиск решений, которые обеспечивают развитие производства в оптимальном режиме.

Поскольку прогнозирование предшествует планированию, то его можно считать подфункцией планирования.

2. Организация как функция управления - это деятельность, направленная на создание и развитие структуры хозяйственной системы. В зависимости от объекта различают организацию производства, труда и управления. Функция организации предполагает регламентацию отдельных элементов процесса управления, установления времени выполнения работ, состава исполнителей, ответственности, технического и информационного обеспечения.

3. Координация заключается в обеспечении необходимой согласованности действий работников. Цель координации – устранить параллельное выполнение функций и дублирование работ.

Регулирование – сохранение режима функционирования хозяйственной системы. С помощью регулирования устраняются отклонения от заданных параметров и обеспечивается нормальное протекание производственных процессов.

4. Учет предполагает осуществление сбора информации о состоянии хозяйственной системы и является основой анализа.

Анализ – комплексное изучение производственно – хозяйственной деятельности предприятия и повышение эффективности функционирования производства путем выявления и мобилизации имеющихся ресурсов.

Контроль является средством обеспечения обратных связей в системе управления. Посредством контроля проверяется выполнение плановых решений и оценивается их последствий.

5. Активизация – интенсификация трудовой и общественной деятельности работников на основе повышения творческого потенциала личности и коллектива. Активизация достигается комплексным применением методов морального и материального стимулирования.

Любой процесс управления производством независимо от его объема, назначения и формы собственности представляет собой единство пяти функций управления: организация, планирование, мотивация, координация, контроль.

Планирование – важнейшая функция управления, на которой:

Ø определяются цели деятельности;

Ø устанавливаются необходимые средства для достижения этих целей;

Ø определяются методы (пути) реализации этих целей.

Планирование – это процесс формирования образа будущего (далекого или близкого) и принятие решений для успешного функционирования организации.

План – это система взаимосвязанных, объединенных общей целью заданий, обеспечивающих реализацию целей производственной системы.

 

1.2. Принципы планирования

 

Принцип – определенное положение или правило, которым руководствуются в жизни или деятельности.

А. Файоль в рамках административной школы управления предложил 14 принципов управления, среди которых можно выделить следующие: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, дисциплина, единство действий, подчиненность личных интересов интересам организации, вознаграждение, централизация, скалярная цепь (распоряжения по уровням иерархии), порядок, справедливость, стабильность персонала, инициатива и корпоративный дух.

К принципам планирования относятся следующие:

Принцип единства предполагает, что планирование в организации имеет системный (комплексный) характер; это означает единство целей как для вертикальной управленческой иерархии, так и горизонтальных связей.

Принцип участия рассматривается в тесной связи с принципом единства. Он означает, что работник предприятия независимо от занимаемой и выполняемой функции становится участником процесса планирования.

Принцип непрерывности означает, что процесс планирования во времени должен быть непрерывным исходя из следующих предпосылок:

Ø изменение внешней среды может носить непредсказуемый характер и потребует корректировок плана;

Ø не всегда возможно предусмотреть изменение во внутренней сфере.

Принцип гибкости заключается в необходимости предусматривать при составлении планов определенные производственные резервы. Величина резервов зависит от уровня профессиональной компетентности плановиков. Они должны быть достаточными для достижения поставленной цели, не завышенными или заниженными.

Принцип точности связан с понятием «эффективности» плана и принципом гибкости, т.е. планы должны быть максимально приближены к существующим возможностям предприятия.

1.3. Типы внутрифирменного планирования

 

Планирование можно классифицировать по следующим критериям (признак):

1. по степени охвата

- общее - планирование, охватывающее все аспекты деятельности предприятия;

- частичное – планирование, охватывающее отдельные аспекты деятельности предприятия;

2. по сферам функционирования:

- планирование сбыта;

- производства;

- персонала;

- закупок;

- инвестиционное планирование;

- планирование финансов;

3. по степени неопределенности планирования:

- детерминированное (определенное) - при полной предсказуемости внешней среды;

- вероятностное (стохастическое) - в условиях полной неопределенности внешней среды;

4. по временной ориентации целей планирования:

- реактивное (ориентация на прошлое);

- инактивное (ориентация настоящее);

- преактивное (ориентация на будущее);

- интерактивное (направлено на поиск оптимального решения и считается близким к идеальному);

5. по горизонту планирования:

- долгосрочное (10 – 15 лет);

- среднесрочное (3 – 5 лет);

- краткосрочное (до 1 года);

- оперативное (от 1 до 10 – 12 рабочих дней).

Долгосрочное планирование охватывает период 10 – 15 лет и предполагает реализацию следующих этапов:

- экономическое прогнозирование – система, обеспечивающая разработку многовариантной гипотезы о возможных направлениях и результатах развития предприятия, о требуемых для их достижения ресурсах и организационных мерах. Функциями экономического прогнозирования являются:

- анализ экономических, социальных, экологических и научно – технических тенденций;

- оценка сложившейся ситуации на предприятии и на рынке и выявление ключевых проблем;

- анализ направлений изменений в соответствующих областях, оценка их в будущем и выявление новых проблем;

- определение возможных альтернатив развития;

- накопление достаточной информации для принятия оптимальных плановых решений.

- стратегическое планирование предусматривает разработку глобальных целей развития предприятия с учетом неконтролируемых факторов внешней среды и изменений внутренней среды предприятия; направлено на разработку стратегических решений и выявление новых возможностей для функционирования предприятия;

- разработка долгосрочного плана: на этой стадии разрабатываются общие принципы ориентации предприятия на перспективу (концепция развития предприятия), определяют главное направление и программы развития, содержание и последовательность осуществление важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Долгосрочные планы могут быть направлены на осуществление комплексных программ развития предприятия – определение размеров и направлений капиталовложений, внедрение технических новшеств и прогрессивной технологии, диверсификация производства, совершенствование системы управления по отдельным подразделениям, те. объектами долгосрочного плана могут быть финансы, производственные мощности, инвестиции, исследования и разработки, доля рынка, организационная структура и т.д.

Особенностью долгосрочного планирования является то, что оно не предполагает разработку конечных количественных показателей, а ограничивается качественными характеристиками, которые затем уточняются в среднесрочных планах и программах.

Среднесрочное планирование охватывает период 3 – 5 лет. В рамках среднесрочного планирования формулируются или уточняются основные задачи на установленный период, а именно разрабатываются функциональные стратегии предприятия:

- производственная;

- стратегия маркетинга и сбыта;

- финансовая;

- кадровая и т.д.

Наряду с этим определяется объем и структура необходимых ресурсов и форм материально – технического снабжения с учетом внутрифирменной специализации и кооперирования производства.

Среднесрочные планы предусматривают разработку определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

Краткосрочное (текущее) планирование осуществляется путем детальной проработки (обычно на год) планов предприятия в целом и его отдельных подразделений. Главная задача текущего планирования – разработка плана реализации продукции и на его основе системы планов: по сырью, производства, по труду, движения запасов готовой продукции, сметы расходов, рекламных мероприятий, прибыли, капитальных вложений, исследований и разработок, финансового плана.

Основными элементами текущего планирования являются календарные (месячные, квартальные, полугодовые) планы, которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных в долгосрочных и среднесрочных планах. Реализация календарных планов имеет место через систему бюджетов. Бюджет – план доходов и расходов предприятия в натуральном и стоимостном выражении. Бюджеты охватывают все стороны деятельности предприятия, составляются укрупнено или в деталях. Общий бюджет предприятия включает все бюджеты по планируемой деятельности предприятия.

Оперативное планирование на предприятии охватывает период от 1 до 10 – 12 рабочих дней обычно оперативные планы бывают суточными и включают следующие элементы:

- производственные программы цехов, участков и технологических линий, отражающих реальную загрузку производственных мощностей;

- оперативные задания этим подразделениям;

- планы – графики движения изделий, узлов и деталей по технологической цепочке.

Бизнес –план не выделяется в качестве отдельного вида планирования, а является, скорее, средством достижения целей предприятия, определенных долгосрочными (стратегическими) программами предприятия.

Бизнес – план – это документ, всесторонне отражающий все аспекты предполагаемой деятельности предприятия в течение определенного периода, как правило, одного года и укрупнено на последующие 2 – 3 года без детализации, характеризуя основные направления деятельности и важнейшие результаты.

Цель разработки бизнес – плана – подтвердить с помощью конкретных расчетов и анализа эффективность производственно – хозяйственной деятельности предприятия.

Бизнес – план выполняет 3 главные функции:

1. отражает основы концепции деятельности предприятия на базе маркетингового, производственного и финансового планов;

2. оценивает фактические результаты работы предприятия за определенный период и контролирует выполнение различных бюджетов и показателей краткосрочны планов;

3. создает условия для привлечения необходимых средств для реализации проекта или создания нового предприятия.

Бизнес – план позволяет:

- охарактеризовать технический, производственный и экономический потенциал действующего или создаваемого предприятия, а также состояние рынков, с которыми оно связано;

- сформулировать цели, задачи и стратегию предстоящей деятельности с учетом возможных трудностей;

- оценить потребность в финансовых ресурсах, затраты на производство, сбыт, управление, научные исследования и разработки.

Бизнес – план содержит следующие основные разделы:

- резюме,

- характеристику создаваемого продукта,

- оценку рынка сбыта, анализ конкуренции на рынке,

- стратегию маркетинга,

- план производства,

- организационный план,

- юридический план,

- оценку риска и страхование,

- финансовый план и стратегию финансирования.

1.4. Этапы планирования

 

Планирование - это процесс определения целей и выбора способов их достижения, предполагающий осуществление следующих этапов:

- определение целей планирования,

- анализ проблемы (стратегический),

- определение альтернатив,

- оценка вариантов (альтернатив) развития,

- принятие решения,

- разработка плана,

- формирование бюджета,

- реализация плана,

- контроль,

- анализ отклонений, корректировка плана.

1.5. Методы планирования

 

Основная задача планирования – разработать мероприятия, которые необходимо выполнить сегодня для того, чтобы предприятие могло эффективно работать в будущем, т.е. средства и методы обоснования плановых решений являются связующим звеном между настоящим и будущим.

Использование методов и средств планирования имеет свои особенности:

1. Безусловно, в настоящее время существует множество методов, которые могут быть использованы как именно для планирования деятельности предприятия, так и для управления предприятием в целом. Этих методов действительно очень много, и специалисты в области планирования не всегда обладают знаниями и навыками по их использованию, поэтому рассмотрим методы планирования в общем виде, поскольку в той или иной ситуации может быть использован какой – либо специфический метод, по которому имеется специальная литература.

2. Использование методов планирования в и в других сферах деятельности предприятия: для контроля, нормирования и т.д.

3. Рассмотрение методов планирования в широком и узком смысле. В практике под методом обычно понимается технический прием, процедура или другой инструмент, имеющий существенной значение для выполнения определенной задачи. Однако метод можно рассматривать и в более широком аспекте, включая в него и другие составляющие (квалификацию специалиста, информационное обеспечение, различные приемы, связанные со стимулированием идей, мотивацией работников, формированием политики бизнеса и т.д.).

4. Совместимость методов планирования. В практике планирования различные методы могут использоваться одновременно, в комплексе, что создает проблему их синектической (целесообразной) совместимости. Термин «синектика» обозначает сочетание различных и на первый взгляд не имеющих отношения к рассматриваемой проблеме элементов, введен в теорию и практику планирования Джорджем Стейнером для обозначения комбинации людей и различных методов, включая количественные и качественные методы планирования, интуицию, догадки и т.д. для нахождения рациональных решений в процессе планирования. Проблема состоит в том, что не все методы могут сочетаться между собой, кроме того, затраты на их применение также различны. Целесообразность их применения может изменяться в зависимости от времени и задач, поэтому при планировании важно знать, что отдельные методы или их элементы совместимы друг с другом.

5. Различная степень формализации используемых в процессе планирования методов. Некоторые методы хорошо разработаны, доведены до уровня экономико-математических моделей и имеют соответствующее программное обеспечение, другие – имеют слабое описание как самого метода, так и алгоритмов его применения.

 

Традиционные методы принятия плановых решений

 

1. Методы, характерные для лица, принимающего решения в области планирования

Творчество занимает особое место в системе методов планирования, его значение трудно переоценить при всей важности формальных методов планирования. Этот метод обычно связывают с личностными характеристиками менеджера, принимающего плановые решения: его представления и ценности, отношение к риску, самосознание, основной жизненной позицией, реальные личностные мотивы, уровень образования и творческий потенциал.

Творчество в аспекте планирования можно определит как способность плановика разрабатывать и применять новые и лучшие по сравнению с традиционными плановые решения, выходить за привычный образ мыслей и воплощать в плане новые и оригинальные идеи.

Дж. Стейнер отмечает, что «дорога о ценной идеи до воплощения ее в конечный коммерческий продукт трудна и опасна, и творчество может и должно охватывать весь этот путь».

Структура процесса творчества весьма схожа со структурой процесса решения проблемы. Этапами творческого процесса являются:

- подготовка,

- изучение проблемы,

- получение идей и сбор данных,

- накопление гипотез и альтернатив,

- временное прекращение работы над проблемой, в процессе которого человек ждет озарения;

- синтез – соединение всех частей проблемы воедино,

- четкое формулирование идеи или идей,

- проверка путем эксперимента.

Однако в процессе творчества редко можно выделить четко очерченные стадии, чаще всего творческий процесс характеризуется длительными задержками, состоянием покоя, а также резкими и непредвиденными рывками вперед.

Предчувствие – это сильное, неосознанное ощущение того, что нечто произойдет или может произойти; предугадывание, основанное на здравом смысле.

Интуиция – это способность к знанию или знание, полученное без логического рассуждения, без помощи умозаключений. Это мышление в спешке, врожденное инстинктивное знание.

Проницательность означает способность видеть внутренний характер явления, понимать подлинную природу вещей или распознавать скрытую истину путем абстрактного видения или интуитивного понимания.

Адаптивный поиск, основанный на общем знании проблемы: личное знание вопроса не всегда может быть подходящим для решения той или иной проблемы, возникшей в данный момент времени. Опыт прошлого, безусловно, оказывает определенную поддержку и является основой для принятия плановых управленческих решений, но не может гарантировать их оптимальность, поскольку методы, применяемые в прошлом, не всегда могут быть использованы в настоящий момент.

2. Методы, способствующие реализации целей планирования

- балансовые методы,

- нормативные,

- математико-статистические.

Балансовый метод реализуется через составление системы балансов – материально – вещественных, стоимостных и трудовых.

Баланс – бюджетная таблица, в левой части которой находятся источники ресурсов (для материально – вещественных - остатки на начало периода, внутренняя экономия, резервы), а в правой – их распределение (текущее потребление, реализация на сторону, остаток на конец периода, резервы). Основу баланса составляет балансовое уравнение, смысл которого заключается в том, что сумма остатков ресурсов на начало периода и их поступления из внешних и внутренних источников должна быть равна сумме их расхода.

В балансе обычно приводятся ресурсы с выделением основных поставщиков, что позволяет контролировать их движение, а распределение осуществляется с таким расчетом, чтобы обеспечить выполнение задач, стоящих перед организацией в настоящий момент.

Использование стоимостных балансов связано с некоторыми обстоятельствами:

Ø большинство предприятий, работающих в условиях рыночной экономики, приобретают за деньги все, что им необходимо для производства и реализации продукции, и за готовую продукцию также получают доход в денежном выражении, поэтому применение стоимостных балансов является очевидным,

Ø некоторые потоки ресурсов могут выражаться только в денежной форме,

Ø обобщенные показатели, характеризующие потоки ресурсов и продукции, могут быть только стоимостными.

В качестве примера стоимостных балансов можно привести бухгалтерский баланс, финансовый план, баланс доходов и расходов организации.

К трудовым балансам можно отнести баланс рабочего времени, в котором отражаются ресурсы времени и распределение времени для работы.

Нормативный метод состоит в том, что в основу плановых заданий положены нормы планового использования ресурсов, их затрат на единицу продукции (сырье, материалы, оборудование, рабочее время, денежные средства и др.).

Этот метод может использоваться самостоятельно, а также в совокупности с балансовым методом.

Нормы могут быть:

- натуральными,

- стоимостными,

- трудовыми.

Натуральные нормы используются в расчетах расходов материальных ресурсов на производство единицы продукции.

Стоимостные нормы отражают затраты ресурсов в обобщенном виде, затраты, которые могут быть выражены только в денежной форме (амортизация ОПФ).

Нормы времени выражают затраты времени на выполнение конкретных работ или их отдельных элементов.

Нормирование ресурсов может осуществляться 3 методами:

1. при отчетно-статистическом методе фактический объем выпущенной продукции сопоставляется с затратами ресурсов, т.е. определяется размер расходов на единицу продукции. Недостатком является то, что при использовании данного метода полученные нормы расходов являются усредненными.

2. опытно-производственный метод основывается на испытаниях оборудования, хронометраже операций, выполняемых наиболее опытными и квалифицированными работниками.

3. аналитически-расчетный метод определения норм исходит из конструктивных особенностей и возможностей оборудования, анализа качественных характеристик, применяемого сырья и материалов.

Математико-статистические методы (экономико-математические) сводятся к оптимизационным расчетам на основе различных моделей.

Для использования таких методов необходимо выделить экономический объект или процесс и записать его с помощью математических зависимостей (уравнений, неравенств и т.д.), т.е. необходимо составить модель.

Математическая модель – это система выражений, описывающих характеристики объекта моделирования и взаимосвязи между ними. Процесс моделирования заключается в построении моделей, которые облегчают изучение свойств планируемых процессов и объектов.

Моделирование является логико-математическим отображением структуры и процесса функционирования планируемого объекта с целью проведения с помощью данной модели эксперимента. Сущность моделирования заключается в создании такого налога изучаемых объектов, в котором отражены все их важнейшие с точки зрения цели исследования свойства и опущены малозначимые черты.

Модели классифицируются по следующим критериям:

· по форме (графические, числовые, логические, табличные)

· по временным интервалам (динамические, статические).

Во внутрифирменном планировании наиболее широкое применение нашли следующие экономико-математические методы:

- теории вероятности и математической статистики,

- математического программирования,

- имитации,

- оценки и пересмотра планов.


Тема 2. Организация плановой работы

На предприятии

 

2.1. Понятие формы и системы планирования

2.2. Организация планирования на предприятии

2.3. Структура плановых органов

2.4. Значение внутрифирменного планирования в условиях рынка

2.5. Система планов предприятия

 

2.1. Понятие формы и системы планирования

Форма планирования – совокупность различных видов планирования, применяемая одновременно на конкретном предприятии.

На выбор формы планирования оказывают влияние следующие факторы:

1. факторы, обусловленные спецификой предприятия (концентрация капитала, уровень механизации и автоматизации производства, географическое расположение фирмы и т.д.);

2. факторы внешней среды (факторы прямого и косвенного воздействия);

3. критерии, обусловленные спецификой самого процесса планирования (полнота, детализация, точность, ясность, гибкость, экономичность планирования).

Система планирования - совокупность взаимосвязанных между собой процессов планирования, протекающих на предприятии.

Эффективность системы планирования обусловлена органичным сочетанием ее элементов, к которым относятся:

1. плановый персонал,

2. механизм планирования,

3. процесс планирования.

К плановому персоналу предприятия относятся все специалисты, выполняющие функцию планирования на предприятии (это могут быть непосредственно специалисты плановой службы (ПЭО) или работники других подразделений, выполняющие функцию планирования на своем рабочем месте).

Аппарат плановых работников функционирует в форме соответствующей организационной структуры. Рациональная организационная структура плановых органов предприятия является одним из важнейших условий эффективного выполнения намеченных плановых заданий. Организационная структура в рамках плановой службы предприятия выполняет следующие функции:

- устанавливает необходимое количество планового персонала и его распределение по подразделениям аппарата управления,

- определяет состав плановых органов;

- регламентирует линейные, функциональные и информационные связи между плановыми работниками и подразделениями,

- устанавливает права, обязанности и ответственность плановиков,

- определяет требования к их профессиональному уровню и т.д.

Организационная структура плановой службы предприятия входит в состав структуры управления подвержена влиянию как внешних, так и внутренних факторов предприятия, хотя в большей степени на организационную структуру плановой службы оказывают влияние факторы. отражающие специфику предприятия:

- степень специализации производства (доля основной продукции в общем объеме производства),

- степень массовости производства (количество изготавливаемой однотипной продукции),

- организационно- правовая форма предприятия,

- теснота связи между отдельными производственными единицами предприятия,

- размеры предприятия и его производственных единиц,

- внешние связи предприятия,

- уровень инновационного потенциала предприятия,

- эффективность использования ресурсов,

- методы организации производства, труда и управления.

Механизм планирования – совокупность средств и методов, с помощью которых принимаются плановые решения и обеспечивается их реализация.

Если организационная структура отражает внешнее строение системы планирования, ее форму, то механизм планирования раскрывает внутреннее строение, содержание системы планирования.

Основными элементами механизма планирования являются:

1. цели и задачи функционирования предприятия,

2. функции планирования – обособившиеся виды деятельности, порождаемые разделение труда внутри процесса планирования, т.е. любая работа, любые действия, совершаемые в процессе формирования плана и направленное на изменение состояния предприятия:

- прогнозирование,

- уменьшение сложности – разделение процесса планирования на отдельные плановые расчеты, объекты или этапы для упрощения разработки и реализации плана, а также контроля за его выполнением,

- обеспечение безопасности (учет фактора риска при планировании),

- оптимизация – планирование должно обеспечить выбор наилучшего варианта развития предприятия с точки зрения ограниченности ресурсов,

- функция воспитания и обучения – планирование оказывает воспитательный эффект посредством образцов рациональных действий и позволяет учиться на ошибках.

3. методы планирования – способы реализации плановых идей.

Последним элементом системы планирования является процесс планирования – последовательность работ, выполняемых при составлении плана.

2.2. Организация планирования на предприятии

 

Под формой организации плановой работы понимается характер вертикальных и горизонтальных связей, обеспечивающий разработку и реализацию плана в соответствии с целями и задачами предприятия.

Можно выделить две основные формы организации плановой работы:

1. с централизованными функциями планирования: на предприятии при высшем руководстве создается служба планирования и контроля, которая подчиняется президенту или вице -президенту и занимается разработкой перспективных и текущих планов, а также следит за ходом их выполнения.

2. при децентрализованной системе плановая работа может осуществляться согласно 3 уровням управления.

Высшее звено специализируется на стратегическом планировании, занимается поиском новых возможностей и продуктов производства.

Среднее звено – тактическое планирование - создание предпосылок для известных возможностей и продуктов предприятия.

Низовое звено – оперативное планирование – реализация имеющихся возможностей предприятия.

При дивизиональной структуре управления предприятием центральная служба планирования занимается разработкой общей стратегии предприятия, координирует и контролирует работу плановых служб отделений, проверяет состояние их текущих финансовых расходов.

На предприятии могут быть также реализована различные организационные схемы плановой работы:

- планирование снизу вверх – от планов на местах через планы подразделений к общему плану предприятия путем согласования и объединения, т.е. низовая организационная ступень формирует подробный план своего аспекта работы и затем такие планы обобщаются в общий план предприятия;

- планирование сверху вниз – по иерархии, исходя из общего плана предприятия, двигаясь к участкам и рабочим местам. Нижестоящие уровни при этом корректируют и преобразовывают их в соответствии со спецификой работы,

- встречное планирование – считается идеальным, т.к. процесс планирования объединяет предыдущие формы планирования. Осуществляется предварительное планирование по главным целям и составляются общие планы предприятия. На более низких уровнях происходит конкретизация планов. Выбираются оптимальные решения и устраняются разногласия между частными целями плана. Этот процесс может повторяться многократно, что и приближает его к идеалу.

2.3. Структура плановых органов

 

На американских предприятиях функцию планирования выполняет отдел производственного планирования и контроля, который состоит из трех секторов:

- производственного планирования,

- производственного контроля,

- сектор контроля над производственными запасами (А.И. Ильин).

На отечественных крупных машиностроительных предприятиях функцию планирования обычно реализует планово – экономический отдел, который в своем составе может содержать следующие структурные подразделения (секторы, бюро, группы):

- технико-экономического планирования,

- себестоимости,

- цен,

- экономического анализа,

- учета и статистики,

- калькуляции, нормативов и др.

ПЭО взаимодействует с различными структурными подразделениями предприятия, в частности:

- бухгалтерией,

- отделами главного конструктора, механика, технолога, энергетика,

- отделами сбыта, маркетинга, материально – технического обеспечения и др.

Основными функциями ПЭО являются:

1. в области планирования:

- организация и общее руководство разработкой проектов перспективных и текущих планов предприятия,

- планирование производственно – хозяйственной деятельности структурных подразделений предприятия,

- внесение соответствующих корректировок в планы предприятия и его подразделений при условии изменения внешней и внутренней ситуации,

2. в области организации планово – экономической работы:

- подготовка необходимой информации для рассмотрения проектов планов,

- организация работы по нормированию и ценообразованию, организация разработки мероприятий по эффективному использованию производственных мощностей, основных и оборотных фондов, различного рода ресурсов,

- организация разработки мероприятий по выполнению и перевыполнению планов,

3. в области анализа и оперативного статистического учета:

- контроль за выполнением структурными подразделениям предприятия годовых, квартальных, месячных, декадных и суточных плановых заданий,

- организация и руководство работой по комплексному экономическому анализу производственно – хозяйственной деятельности предприятия,

- предоставление необходимой информации по результатам анализа деятельности предприятия,

- контроль за правильностью производимых различными службами расчетов экономической эффективности,

- организация статистической отчетности,

4. в области методологической работы:

- методическое руководство разработкой форм и документации, порядка и сроков проведения различного рода плановой работы,

- изучение и распространение передового опыта планирования.

2.4. Значение внутрифирменного планирования в условиях рынка

 

Несколько лет назад планирование считалось центральным звеном управления как на макроуровне, так и в рамках отдельного предприятия. Советская экономическая наука детально разработала иерархическую систему планирования, охватывающую все уровни управления народным хозяйством, но сейчас многие предприятия оказались в некотором информационном вакууме: с одной стороны, обилие неупорядоченной внешней информации (часто противоречивой или неверной), с другой - отсутствие (каких-либо указаний или подсказки извне) о выборе перспективных направлений развития.

Отказ от централизованного руководства плановой работой на разных уровнях совпал с резким ухудшением экономического положения подавляющего числа предприятий. Приватизация государственных предприятий поставила трудные проблемы выживания и развития теперь уже частных предприятий перед новыми владельцами. Несмотря на явное их желание лучше организовать работу, планировать развитие фирм, резкая смена экономических условий существования предприятий привела, в том числе, и к резкому снижению качества плановой работы. В ряде случаев даже крупные компании ограничиваются только оперативными планами, разрабатывают годовые финансовые планы, но отношение к ним складывается как к чисто формальным документам, поскольку они силь



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.014 с.)