Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, предмет и метод КП России.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие, предмет и метод КП России. КП - это ведущая отрасль национального права, представляющая систему правовых норм, регулирующих устройство государства, организацию государственной власти и местного самоуправления, отношения между человеком и государством. Конституционное право как отрасль права в любом государстве — составная часть его национальной правовой системы. Эта отрасль права является совокупностью правовых норм, установленных и охраняемых государством. Предмет – то, что регулируют нормы права Предметом конституционного права является особый срез общественных отношений, имеющихся во всех сферах общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу: а) устройства государства и организации государственной власти; б) гражданской свободы. 1. Регулирование устройства гос-ваи организации гос. деятельности осуществляется путем установления основополагающих положений, принципов, определяющих качественную характеристику гос-ва. Это – народовластие, гос. суверенитет, разделение властей, форма правления, форма гос.-территор. устройства. Это также - определение субъектов гос. власти и способов ее реализации. 2. Отношения между человеком и гражданином. КПН устанавливают основополагающие принципы правового статуса личности, основные права, свободы и обязанности. Как и любая отрасль права, КП воздействует на общественные отношения с помощью методов КП. Методы - совокупность приемов, средств, форм правового воздействия на общественные отношения и их участников. Тем самым отношения упорядочиваются, развиваются. КП применяет такие правовые методы как установление прав, возложение обязанностей и ответственности, дозволение, запрет и др. Управомочивающие нормы конституционного права закрепляют компетенцию государственных органов, права автономий или субъектов федерации и т. п Метод обязывания. Он закрепляют обязанность субъектов осуществлять свои действия в соответствии с предписанием. Метод дозволения. Предписания, содержащиеся в этих нормах, не управомочивают, не обязывают, но разрешают субъекту КП действовать по своему усмотрению. Метод запрещения. - ч. 5 ст. 13 Конституции РФ. Предписания в данном случае запрещают субъектам конституционного права осуществлять названные действия. Методы регулирования - обеспечивают нормальное функционирование институтов государственной власти, гарантирует народовластие. Посредством различных методов регулирования гарантируются и основные права и свободы человека и гражданина.
Понятие, виды и особенности конституционно-правовых норм КПН являются установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу. Они отличаются от норм других отраслей права своим содержанием, источниками, в которых они выражены; учредительным характером содержащихся в них предписаний; субъектами, на регулирование поведения которых они направлены; своеобразием вида норм; особенностями их структуры и др. По назначению в механизме правового регулирования КПН разделяются на материальные и процессуальные. Материальная норма предусматривает содержание действия по правовому регулированию общественных отношений (ч. 1 ст. 105 Конституции РФ). Процессуальные нормы определяют формы, в которых эта норма должна быть реализована (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ). Специальными сводами процедурных норм являются регламенты палат парламентов, в некоторых странах — законы о парламентах. Классификация по юридической силе осуществляется в прямой зависимости от того, в каком нормативном акте (конституции, законе, подзаконном акте) выражена норма конституционного права. Наибольшей юридической силой обладают нормы конституций. Ни одна правовая норма не может противоречить конституции страны. Различают также нормы, действующие на территории всей страны, и нормы, действующие на территории отдельных регионов, субъектов федерации, муниципальных образований. По времени их действия на постоянные и временные. Временными нормами являются такие, которые выражены в актах временного действия, в переходных положениях конституций и др. Постоянные нормы конституционного права не имеют определенного срока действия. Нормы конституционного права объединяются в конституционно-правовые институты. Особенности. 1) особое содержание регулируемых обществ. отношений (фундам.) 2) правовые источники (внешняя форма закрепления и выражения КПН). Источники КП занимают верхнюю ступень в иерархии источников п.н. 3) КПН носят первичный, учредительный хар-р. 4) Своеобразие видов КПН. (Общезакрепленные нормы: нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефинации, нормы-задачи и т.д., регулятивные нормы, связанные с власти-отношениями фед. хар-ра. 5) Особенность во внутр. стр-ре. 6) Обеспечение реализации с помощью особого механизма (конституц. мех-зм реализации КПН).
Конституционно-правовые отношения: структура и виды. Отношения, урегулированные нормами конституционного права, становятся конституционно-правовыми отношениями. Все они возникают в основном в процессе осуществления государственной власти и реализации прав и свобод человека. Носят общий или конкретный характер. Нормы-принципы, нормы-декларации порождают правоотношения общего характера, которыми, как правило, не определены субъекты отношений, их конкретные права и обязанности (ст. 10 Конституции РФ). Для возникновения конкретных КПО недостаточно только урегулированности конституционно-правовой нормой, необходим также определенный юридический факт, приводящий норму в действие Регулируемые конституцией общественные отношения являются объектом (предметом) конституционного регулирования. Кроме юридических фактов необходимы еще субъекты, которые наделяются определенными правами и обязанностями. Между ними и возникают правоотношения. Субъектами КПО являются: а) физические лица: граждане, иностранцы, лица без гражданства, обладающие конституционными правами и свободами на территории данной страны; правда,права иностранцев и лиц без гражданства ограничены; б) общности людей: народ данной страны, которому принадлежит вся государственная власть; народы субъектов федерации; население административно-территориальных единиц в) государство, обладающее суверенитетом на всей своей территории и независимостью в отношениях с другими государствами; г) государственно-территориальные образования, являющиеся составными частями федераций и обладающие законодательно-властными полномочиями; автономные образования в унитарных государствах, имеющие определенные права в решении национально-культурных вопросов; д) ОГВ: центральные, региональные, государственные ОМС; е) ОМС, создаваемые муниципальными образованиями, которые наделяются правом решать все основные вопросы местной жизни; ж) депутаты парламентов и региональных законодательных собраний, представительных учреждений местного самоуправления; з) ассоциации граждан: политические партии, одной из функций, которых является участие в формировании представительных органов путем выдвижения кандидатов в депутаты или списков кандидатов, кандидата на должность президента страны и других должностных лиц; массовые общественные организации, профсоюзы, религиозные объединения и др.
Нормы международного права, международные и внутригосударственные договоры. 9. Конституции республик – субъектов РФ, Уставы. Регламенты палат Федерального собрания. Действующие правовые акты бывшего СССР и РСФСР.
Этапы конституционного развития России. Всего было 5 Конституций. Принятие каждой из них знаменовало изменение в жизни общества. Первые 4 – социалистические и развивались на основе преемственности. Им был присущ фиктивный характер. Конституция 1918 г. Она руководствовалась в определении основ конституционного строя лозунгами большевиков и опиралась на первые декреты советской власти. Полностью отрицала народный суверенитет, власть утверждала за Советами, устанавливала диктатуру пролетариата. Она включала положения, ориентированные на все мировое сообщество: победа социализма во всем мире, уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, беспощадное уничтожение эксплуататоров. Открыто признавала насилие в целях утверждения нового строя. Конституция 1925 г. Причина – образование СССР. Отразила факт вхождения РСФСР в СССР. Не было прямого указания на суверенитет РСФСР. В связи с появлением в РСФСР субъектов, в К появились положения, определяющие их статус. Конституция 1937 г. Причина –вследствие принятия Конституции СССР 1936 г. Вступление страны в новый этап ее развития – социализм победил окончательно. К сохранила классовую сущность, отменила лишения политических прав граждан по социальному признаку, ввела всеобщее тайное избирательное право, включила принцип равноправия граждан. Впервые появились главы об основных правах и обязанностях граждан. Они были классово ориентированы и делали упор на коллективные права. К закрепляла руководящую роль ВКПБ. Впервые норма о праве РСФСР выхода из СССР. Конституция 1978 г. Отразила этап развития социализма. Понятие трудящиеся заменено на народ, который являлся субъектом государственной власти. Появляется отдельная статья о партии, КПСС объявлялась руководящей и направляющей силой. Закреплялось равенство граждан независимо от происхождения и социального положения. Дан полный перечень прав и свобод граждан. Появилась норма о суверенитете РСФСР. 5 Конституция 1993 г. – см. ниже.
6. Основные черты и свойства конституции. 8. Форма и структура Конституции на примере Конституции РФ 1993 года. По форме выражения – писаная. По форме – единый акт. По форме правления - республиканская. В зависимости от политического режима – демократическая. По форме государственно-территориального устройства – федеративная. По порядку изменения и дополнения - смешанная (гибкие, жесткие). В науке КП различают юридическую и фактическую конституцию. Юридическая — это определенная система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу. Фактическая — это реально сложившиеся основы государственного и общественного строя. По структуре Конституция РФ 1993 г. состоит из Преамбулы, 137 статей, объединенных в первом разделе и состоящем из 9 глав – Основная часть, и “Заключительных и переходных положений”, являющихся вторым разделом. См. Конституцию. Юридические свойства: 1. Верховенство Конституции РФ закреплено впервые в конституционном законодательстве нашей страны (ч. 2 ст. 4). Оно означает, прежде всего, — утверждение нового конституционного строя, правового государства, оно вытекает из того, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Верховенство обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы, означает, что Конституция в иерархии правовых актов РФ занимает высшее место (ч. 1 ст. 15). 2. Конституция РФ является н.а. прямого действия (ч. 1ст. 15). Означает, что новая Конституция РФ не декларативный и пропагандистский документ, а правовой акт, которым надлежит руководствоваться в судах и в других государственных органах. 3. Легитимность - она принята законным путем, т. е. в том порядке, который предусмотрен в действовавшей до этого конституции. 4. Реальность - ее предписания исполнимы и гарантированы в условиях режима законности и правопорядка, предусматривает и гарантирует народовластие, права и свободы человека и гражданина. 5. Стабильность проявляется в незыблемости ее предписаний, в сохранении высокой степени устойчивости и неподверженности воздействию политических сил, меняющихся у власти.
Понятие и виды конституций. В ходе исторической эволюции сложились 2 группы Конституций: старые конституции - приняты в условиях, сильно отличающихся от современных, действующих и сейчас, но с внесением изменений и дополнениями. США, Норвегия, Болгария, Швейцария, Англия. (В I мировую войну в Австрии), содержат основные законы гос-ва – и конституции нового поколения - после II мировой войны (Германия, Италия, Франция), представляют собой основной закон гражданского общ-ва, права человека. Виды Конституций. I. 1) Писанные - единый, кодифицированный основной закон гос-ва и общ-ва, устанавливающий гос. строй страны, изложенный в определенной логической системе, возникшие в 18 веке (I Конституция США, затем Франция и Польша). 2) Неписаные - система, совок-ть законов, конституционных обычаев, судебно-конституционных прецедентов, в ~ закреплены основы обществ.-гос. строя страны, права человека и т.д. Она некодифицированна, не состоит из единого правового акта. II. По способу принятия: 1) Демократическая - конституц. референдумы, конвенты. 2) Недемократич. - октроированные - дарованные сверху (Непал, СССР-1936г). III. По способу внесения в Конституцию (действующую) поправок. 1) Жесткие, когда хотя бы частичное изменение ее текста происходит в усложненном порядке, чем принятие проекта з-на (Зап. Страны, США, Япония, Соврем. Российская Конституция). 2) Гибкие - изменения в обычном законодат. порядке. Конституции также различны по форме гос. устройства, по форме правления (республика/монархия).
Конституционный статус Федерального Собрания РФ Согласно ст. 94 законодательная власть в РФ принадлежит Федеральному Собранию. Это означает, что оно выступает представителем всего многонационального народа РФ, формируется на основе всеобщего участия населения в политическом процесс. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат — Совета Федерации и ГосДумы (ст. 95). Двухпалатный парламент отражает федеративное устройство нашего государства. Нижняя палата выступает как прямое представительство различных групп населения, политических партий и движений и формируется путем общенациональных выборов. Верхняя палата призвана отразить специфические черты федерализма и выступает как представительство субъектов Федерации. Основной характеристикой ФС является его право на принятие федеральных законов и федеральных конституционных законов. Принятие всех федеральных законов отнесено к компетенция Гос Думы, избираемой непосредственно населением РФ. Принятие решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности государства отнесенное к компетенции Федерального Собрания. Палаты парламента действуют не в порядке кратковременных периодических сессий, а практически постоянно — это является необходимым условием активной роли парламента в политической жизни общества. Вследствие наделения обеих палат различными полномочиями, Конституция установила раздельный порядок заседания Совета Федерации и ГосДумы. Как правило, заседания палат проходят открыто. См. ст. 100. Для обеспечения порядка организации работы парламента депутаты каждой из палат избирают из своего состава Председателя и его заместителей, образуют комитеты и комиссии, в которых осуществляется более тщательное обсуждение проблем, проводится проработка законодательных актов. См. ст. 101. Свои Регламенты. В нем имеются разделы о полномочиях и порядке избрания Председателя палаты и его заместителей, о порядке проведения заседания, перечень комитетов и комиссий, их численность и т. п.
Правовой статус депутата. Правовое положение депутата определяется конституциями, конституционными и органическими законами, регламентами палат и обычаями. Основные принципы, касающиеся статуса парламентария: 1. Принцип независимости: юридически депутаты не должны подчиняться воле избирателей, партийных органов и органов государственной власти. Они рассматриваются как представители всей нации, а не одного избирательного органа. Парламентарии в своей деятельности должны руководствоваться только конституцией и своей совестью. Это так называемый принцип свободного мандата. Принцип независимости включает также парламентские привилегии, и прежде всего, иммунитет, важнейшими элементами которого являются свобода слова и голосования и депутатская неприкосновенность. Депутат не м.б. привлечен к уголовной ответственности за высказывания в парламенте и за голосование, поскольку они осуществляются в силу мандата. Депутатская неприкосновенность (индемнитет) — означает, что член парламента не м.б. подвергнут уголовному преследованию или аресту без санкции соответствующей палаты, за исключением случаев, когда он застигнут на месте совершения преступления. 2. Принцип недопустимости совмещений постов: депутаты являются профессиональными парламентариями. В силу этого депутатский мандат несовместим ни с какой государственной или иной должностью. Единственным исключением является право занятия министерских должностей в парламентских республиках. 3. Принцип равноправия депутатов выражен в праве избирать и быть избранными на парламентские должности, в состав комитетов, в праве законодательной инициативы, в праве участия в дебатах и голосовании. Этому принципу подчинено и прекращение срока действия мандата. Он м.б. прекращен по окончании срока полномочий депутата; вследствие смерти депутата; в результате лишения мандата; в результате признания выборов недействительными.
17. Сущность и содержание избирательного права. Избират. право в объективном смысле - это сис-ма КПН, ~ опред-ют круг лиц, имеющих право избирать или быть избранными в органы гос. власти и органы местного самоуправления, участвующих в референдуме. А так же эта сис-ма норм, ~ опр-ет порядок орг-ции и проведения референдумов и выборов в РФ. Избират. право в субъективном смысле, выраж-ся в предоставлении каждому гражданина РФ возможности участия в выборов органов гос. власти и органов местного самоуправления, а также в голосовании на референдуме и включая в свое содержание два элемента: 1) Пассивное избират. право - право быть избранным на выборные должности. 2) Активное избират. право - право избирать в органы гос-ва и участвование в голосовании на референдуме. Возрастной ценз активного и пассивного ИП существенно различ-ся (18 и 21- ГД, 35- президент). Различного рода ограничения устанавливает ФЗ № 124 от 19.09.97 "Об осн. гарантиях избират. прав и прав на участие в референдуме РФ". принципы избирательного права РФ: всеобщность; равенство граждан России при выборах; прямые выборы; тайное голосование. Принцип всеобщности означает, что каждый гражданин РФ, достигший определенного возраста, независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, социального происхождения и т. д. имеет право избирать и быть избранным в соответствующий представительный орган государственной власти. Принцип равенства граждан РФ при выборах означает, что каждый избиратель имеет наравне с другими только один голос; все граждане участвуют в выборах на равных основаниях. Этот принцип обеспечивается дополнительно организационными и правовыми мерами. Для выборов создаются однотипные избирательные округа, в которых устанавливаются общие нормы представительства. Эти округа равны по количеству проживающих граждан и по количеству избираемых от округа кандидатов. Каждый избиратель может быть внесен только в один список, может голосовать в данных выборах только один раз. Избирательный бюллетень выдается по документу, удостоверяющему личность; в списке избирателей делается отметка о выдаче бюллетеня. Прямые выборы означают, что депутаты во все представительные органы государственной власти избираются гражданами непосредственно. Прямые выборы, в отличие от многостепенных, являются более демократичными, так как обеспечивают непосредственное волеизъявление избирателей. Тайное голосование выражается в том, что на выборах исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя и результаты голосования не могут быть известны другим лицам. Этот принцип обеспечивается тем, что в помещениях для голосования оборудуются специальные кабины для тайного голосования; избирательные бюллетени не нумеруются и не содержат никаких пометок, которые позволили бы установить личность голосовавшего. Активное избирательное право — право участвовать с решающим голосом в избрании и отзыве членов выборных государственных органов. Пассивное избирательное право — право быть избранным в качестве полномочного лица в выборные государственные органы. Активным избирательным правом наделяются граждане по достижении ими 18 лет (т. е. с наступления гражданского совершеннолетия). Право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) предоставляется либо в 18 лет, либо позднее 21 год — для избрания в депутаты Государственной Думы (ч. 1 ст. 97 Конституции); 35 лет и постоянное проживание в РФ неменее 10 лет — для избрания в качестве Президента Российской Федерации (ч. 2 ст. 81 Конституции). Ограничения на граждан, не способных по своему психическому или умственному состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (в этом случае недееспособность лица должна быть признана в судебном порядке). Также не имеют право избирать и быть избранными лица, находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Такое ограничение не распространяется на лиц, находящихся в местах заключения, если в отношении них еще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлении, влекущем за собой лишение свободы. Приобретение гражданства. Ст. 12 Закона о гражданстве определяет основания и порядок приобретения гражданства РФ: 1. В результате его признания. Все граждане СССР, постоянно проживавшие на территории РФ на день принятия закона 6 февраля 1992 г. В течении 1 года можно было заявить о нежелании состоять в гражданстве РФ. 2. По рождению. Не требует совершения к.-л. действий. (право крови, право почвы). 3. В порядке регистрации. Путем подачи заявления в ОВД. 4. В результате приема в гражданство (натурализация). Осущ. Президент по личному ходатайству. Для иностранцев - проживать 5 лет, а для лиц без гражданства - 3 года. 5. В результате восстановления гражданства; 6. Путем выбора гражданства (оптация) при изменении территории РФ; 7. По иным основаниям, предусмотренным законом. К иным основаниям приобретения гражданства законодательство относит: усыновление, опекунство, соглашение родителей о российском гражданстве ребенка, предоставление почетного гражданства и др. В порядке регистрации гражданином РФ могут стать: · лица, у которых родственники являются гражданами РФ, · лица, у которых на момент рождения хоть 1 из родителей был гражданином РФ, но которые приобрели другое гражданство по рождению, · в течении 5 лет после достижения 18-летнего возраста, дети, бывшие граждане РФ, родившиеся после прекращения у родителей гражданства РФ. В ч. 3 ст.6 Конституции РФ установлен запрет на лишение гражданина России его гражданства. Никакой государственный орган, никакое должностное лицо не могут сделать это ни при каких обстоятельствах, так как лишение гражданства противоречит естественным правам человека и является антигуманным. Формы восстановления в гражданстве: 1) в порядке регистрации; 2) путем признания компетентными органами факта восстановления и 3) по ходатайству лица. Гражданство РФ считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента РФ. Срок рассмотрения ходатайств в ведомстве Президента — не более 9 месяцев. Решения обжалованию не подлежат, но через один год возможно повторное ходатайство. Решения исполняются органами внутренних дел или иностранных дел за рубежом. Органы, занимающиеся вопросами гражданства: · Президент РФ; · Комиссия по вопросам гражданнства при Президенте РФ; · МВД; · МИД; · Дипломатич. Представительства РФ; · Консульские учреждения.
Прекращение гражданства. Основания: 1. Выход из гражданства РФ. 2. Отмена решения о приеме в гражданство РФ. 3. Выбор гражданства при изменении гос. принадлежности, терр-рии. 4. Др. Выход из гражданства м.б. осуществлен: 1. По ходатайству гражданина. 2. В порядке регистрации, если у лица, подавшего заявление хотя бы один из родителей супруг или ребенок имеет др. гражданство, либо если лицо выехало на постоян. место жительства в др. гос-во в устан. законом порядке. Ходатайство о выходе м.б. отменено: 1. Если лицо проживает в гос-ве или собирается поселиться в гос-ве, не связанным с РФ о правовой помощи и имеет физич. обяз-ва перед гражданами РФ или невыполненные обяз-ва перед гос-вом. 2. После получения лицом повестки о призвании его на срочную военную службу и до окончания службы. 3. Если лицо признано в кач-ве обвиняемого по уголовным делам или в отношении него имеется вступивший в силу обвинит. приговор. Отказ д.б. мотивирован и не м.б. обжалован в суде. Существует отмена решения о приеме гражданства РФ. Отмена решения не м.б. распространена на супруга, детей, родителей, если не будет доказано, что они были осведомлены о незаконном приобретении гражданства.
Судебная система Под судебной системой принято понимать совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями. Суды в Российской Федерации подразделяются на два вида — суды федеральные и суды субъектов Российской Федерации. По иерархическому признаку всю совокупность федеральных судов следовало бы сгруппировать в три подсистемы. В одну входит Конституционный Суд РФ, в другую — Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции, а в третью — Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему суды. 1. Наибольшее количество федеральных судов входит во второй из названных блоков. Они именуются судами общей юрисдикции, В их ведение передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разрешаемых в судебном порядке. Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями. По этому признаку общие (гражданские) суды подразделяются на суды трех звеньев (уровней): — основное звено — районные суды; — среднее звено — верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов; - в ысшее звено — Верховный Суд РФ. Подобным образом подразделяются военные суды: — основное звено — суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов; — среднее звено — суды военных округов, флотов, видов и групп войск; - высшее звено — Военная коллегия Верховного Суда РФ. 2. Арбитражные суды рассматривают споры, возникшие при разрешении экономических споров, возникших из гражданских, административных и иных правонарушений. Подсистема арбитражных судов: — основное звено — арбитражные суды субъектов РФ; - среднее звено — федеральные арбитражные суды округов; - высшее звено — Высший Арбитражный Суд РФ. 3. Конституционный суд РФ осуществляет контроль за соответствием новых законов Конституции РФ и дает разъяснения по ее положениям. Суды субъектов РФ не образуют подобного рода подсистем, поскольку их конституционные (уставные) суды и учреждаемые там мировые судьи не образуют каких-то взаимосвязанных или взаимоподчиненных структур. Помимо разделения судов на звенья судебной системы, определяющего их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции на суды первой инстанции, суды второй (кассационной) инстанции и суды надзорной инстанции. Суд первой инстанции в системе судов общей юрисдикции непосредственно исследует доказательства в судебном заседании, рассматривая гражданские и уголовные дела по существу, и именем государства выносит решение по гражданскому делу или приговор по уголовному делу. Суды первого звена судебной системы - суды только первой инстанции. В качестве суда первой инстанции в соответствии с процессуальным законом может выступать суд любого звена судебной системы. Суд второй (кассационной) инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или кассационного протеста прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, и вправе отменить их или в определенных пределах внести в них изменения. Например, областной суд является судом второй инстанции по отношению к районному суду. Суд надзорной инстанции по протестам управомоченных на то прокуроров или председателей судов (и их заместителей) проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой инстанции, а также решений суда кассационной инстанции или нижестоящей надзорной инстанции. Суды второго звена судебной системы могут выступать в качестве судов первой, второй и надзорной инстанции. Законодательный процесс 1 стадия – Законодательная инициатива. (Ст. 104). Ее формы: · внесение в ГД законопроектов и поправок к законопроектам; · законодательное предложение о разработке и принятии новых ФКЗ и ФЗ; · внесение изменений и дополнений в действующее законодательство; · в форме предложений о поправках и пересмотре положений ФКЗ. Необходимые условия: · предоставление текстов законопроектов; · обоснование необходимости его принятия; · предоставление справок о состоянии законодательства в этой сфере; · предоставление финансового и экономического обоснования. 2 стадия – Рассмотрение законопроекта ГосДумой. Регламентом ГД детально определен порядок рассмотрения законопроектов. Он осуществляется в три чтения, в ходе которых обсуждаются положения законопроекта, оценивается его концепция и необходимость принятия, вносятся поправки и т. п. 3 стадия - Принятие закона ГосДумой. Согласно Конституции РФ и Регламенту Государственной Думы, федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов ГД. В течение 5 дней передаются в Совет Федерации. См. ч. 4 ст. 105. Могут вноситься поправки, после чего законопроект возвращается в Комиссию, ответственную за него. Далее отправляют к инициатору и депутаты ГД рассматривают его во втором чтении. Принятый во втором чтении, он отправляется в ответственный Комитет ГД для устранения возможных внутренних противоречий (перестановка слов) – 7 дней. Потом в Совет ГД для включения в рассмотрение вопросов. 4 стадия – Рассмотрение и одобрение Советом Федерации. Законопроект поступает в ответственный Комитет СФ, Председатель которого в 6 дн. срок принимает решение (одобрить или отклонить). СФ может сразу одобрить, а может обсудить, либо отклонить без обсуждения 5 стадия – Преодоление разногласий между СФ и ГД - В случае отклонения…(см. ч. 4 ст. 105 ). По результатам работы согласительной комиссии составляется протокол, содержащий предложения по преодолению разногласий. При повторном рассмотрении ФЗ обсуждаются только предложения, указанные в протоколе. В случае отклонения хоть одного пункта – СК продолжает работу. Если при повторном рассмотрении ГД не приняла предложений СК – закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3. 6 стадия - Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту РФ. См. ст. 107. Сущ. ФЗ “О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ”, в соотв. с которым на территории РФ применяются только те законы, которые были официально опубликованы (Российская газета, Сборник законодательства), вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечению 10 дней. *Если в течение 14 дней Президент отклонит этот закон…(см. ч.3 ст. 107) ФКЗ считается принятым…(ч. 2 ст. 108). Принятый ФЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом и обнародованию. Выборы в РФ. Современное конституционное право рассматривает институт выборов как неотъемлемое свойство демократии —средство реализации народного суверенитета, способ формирования и выражения общественного мнения. Посредством выборов формируются различные органы государственной власти — парламенты, главы государств и т.п. Следовательно, выборы — это форма непосредственной демократии. Общественные отношения, связанные с выборами, моделируются в различных социальных нормах. Среди них важнейшее место занимают правовые нормы. Акт выборов — это обозначенный во времени процесс, имеющий особое внутреннее содержание: формирование из индивидуальной и коллективной воли членов общества волеизъявления народа, либо территориального коллектива по вопросу комплектования представительных органов власти. Следовательно, содержание избирательного права — это правовое регулирование организации проведения выборов и подсчета голосов. Избирательное право понимается в двух значениях. 1. В объективном смысле - система КПН, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. 2. В субъективном смысле - гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах в органы государственной власти. Оно представляет собой комплекс правомочий (например, активное и пассивное избирательное право, прямое и косвенное избирательное право). Нормы избирательного права получают выражение в правовых актах, являющихся его источниками. В силу той важной роли, которую играют выборы в политическом процессе, нормы избирательного права содержатся прежде всего в конституциях, где закрепляются черты, общие для выборов в целом, а в соответствующих законах — черты, присущие порядку формирования органов власти государства Понятие, предмет и метод КП России. КП - это ведущая отрасль национального права, представляющая систему правовых норм, регулирующих устройство государства, организацию государственной власти и местного самоуправления, отношения между человеком и государством. Конституционное право как отрасль права в любом государстве — составная часть его национ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 1759; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.248 (0.016 с.) |