Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 1. Гражданское право как ветвь (отрасль) права, его система. Отграничение от смежных отраслей.↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопрос 1. Гражданское право как ветвь (отрасль) права, его система. Отграничение от смежных отраслей. ГП – система правовых норм, содержащихся в принимаемых или санкционированных федеральным государством законах и других нормативно-правовых актах, основанных на признании юридического равенства участников регулируемых ими имущественных и неимущественных отношений; воле участников приобретать и осуществлять в своих интересах гражданские права; неприкосновенности собственности; свободе договора; недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела; судебной защите нарушенных прав участников гражданских правоотношений. Система отрасли ГП – совокупность основанных на общих принципах взаимосвязанных и разграниченных гражданско-правовых подотраслей, институтов и норм. Помимо деления на Общую и Особенную части все гражданско-правовые нормы делятся на подотрасли права (- это совокупности однородных и предметно-взаимосвязанных гражданско-правовых институтов): право собственности и иные вещные права; обязательственное право; личные неимущественные права; право на результаты интеллектуальной деятельности; наследственное право. В свою очередь Общая часть и подотрасли Особенной части делятся на институты (- это совокупности правовых норм, регулирующих относительно самостоятельные группы однородных и взаимосвязанных общественных отношений (напр., исковая давность, общая собственность). Отдельные институты делятся на субинституты (напр., институт купли-продажи делится на институт розничной купли-продажи). Соотношение с другими отраслями права. Критерии разграничения отраслей – предмет и метод правового регулирования. Административное право: общее – предметом являются имущественные отношения, отличие – властное подчинение одной стороны другой, отношения не носят эквивалентно-возмездного характера (напр., взимание штрафа). Финансовое право: отличие – регулирует исключительно имущественные отношения, они не носят товарно-денежного характера. Трудовое право: отличие – организационное подчинение (неравенство сторон), имущественная необособленность. Семейное право: общее - предметом являются имущественные и неимущественные отношения, отличие – преобладают неимущественные отношения, отношения не носят эквивалентно-возмездного характера, большая степень императивности. Функции: регулятивная – ГП обеспечивает функционирование имущественных и неимущественных отношений, режим правомерности их регулирования, максимальный учет интересов их участников; охранительная – ГП обеспечивает восстановление нарушенных или оспариваемых прав, что выражается в мерах гражданско-правовой ответственности; кооперационно-координирующая – ГП участвует в регулировании комплексных общественных отношений (т.е., гражданские отношения + налоговые + таможенные + трудовые…), возникающих, в основном в экономической сфере деятельности общества. Вопрос 2. Предмет и метод гражданского права Предметом является круг общественных отношений, который регулирует данная отрасль. Предмет является достаточно широким, сформулирован в ст. 2 ГК. 4 составляющих предмета: (1) имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников гражданского оборота; (2) личные не имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников гражданского оборота и связанные с имущественными; (3) личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными; (4) имущественные отношения, основанные на власти и подчинении (регулируются в случаях прямо предусмотренных законом). Метод гражданского права - это способ воздействия норм права на отношения, регулируемые гражданским законодательством. По содержанию и общей направленности метод гражданского права является предметно-координационным, отражающим специфику модельного гражданского правоотношения, закрепленного в нормах права. Наиболее характерные черты гражданско-правового метода: Метод является общим способом правового регулирования имущественных и неимущественных отношений. Отдельные его проявления (юридическое равенство сторон, дозволительный характер гражданско-правовых норм и т.п.) находятся в ряду производных свойств от предметно-координационной сущности метода гражданского права, входя в его содержание в качестве составных частей. Метод имеет производный характер от предмета гражданского права, отсюда проистекает и его название. Включение в название метода координационного элемента объясняется: -во-первых, его функцией по координации поведения участников гражданского правоотношения. Координация обеспечивается на уровне соблюдения положений закона о юридическом равенстве участников правоотношения на всех стадиях его существования, включая возможность обращения в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав участников правоотношения. -во-вторых, необходимостью координации субъективных прав и обязанностей участников гражданского правоотношения с нормами объективного права. Координация выражается в определении степени свободы участников правоотношения, касающейся установления и осуществления ими субъективных прав и обязанностей. Такая координация проводится в форме даваемого законодателем дозволения участникам соответствующего правоотношения самим устанавливать данные права и обязанности главным образом через посредство диспозитивных норм права. Координационный элемент в содержании метода не имеет доминирующего значения. В ГК наблюдается значительное преобладание императивных норм права над диспозитивными. Также, гражданско-правовой метод выполняет внешние функции: - с его помощью индивидуализируется гражданское право как основная ветвь права в системе российского права. - на его основе осуществляется взаимодействие с другими ветвями права. Вопрос 3. Источники гражданского права: понятие и система Источники гражданского права представляют собой систему его внешних форм, в которых содержатся гражданско-правовые нормы. Согласно ст.3 ГК гражданское законодательство состоит из: -Гражданский кодекс (абз.1 ч.2 ст.3 ГК) -иные ФЗ (абз.1 п.2 ст.3 ГК) -другие ФЗ (абз.2 п.2 ст.3 ГК) -указы Президента РФ (п.3 ст.3 ГК) -постановления Правительства РФ (п.4 ст.3 ГК) -акты федеральных органов исполнительной власти. Вопрос 10. Опека. Цель института опеки и попечительства – восполнить недостающую дееспособность той категории граждан, которые этой дееспособностью полностью или частично не обладают, защитить их права и законные интересы. Основное отличие опеки и попечительства – в объеме гражданско-правовых обязанностей, которые закон возлагает на опекуна и попечителя в зависимости от объема дееспособности их подопечных. Опека устанавливается над малолетними (в возрасте до 14 лет), а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Назначает опекуна (попечителя) орган опеки и попечительства. Опекуном (попечителем) может быть назначен только совершеннолетний дееспособный гражданин при его согласии на это. Опекуны и попечители исполняют свои обязанности безвозмездно. Они проживают совместно с подопечным, обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. Если подопечный несовершеннолетний, опекун (попечитель) должен заботиться о его обучении и воспитании. Опекуны и попечители осуществляют предоставленные им права под надзором органов опеки и попечительства. Опекун, попечитель, их близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением случаев передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование. Ненадлежащее исполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей влечет его отстранение от исполнения этих обязанностей постановлением главы местной администрации. Опека прекращается: над несовершеннолетними – по достижении ими 14-летнего возраста (заменяется попечительством), а над недееспособными душевнобольными – на основании решения суда о признании их дееспособными в случае выздоровления. Вопрос 11. Попечительство. Цель института опеки и попечительства – восполнить недостающую дееспособность той категории граждан, которые этой дееспособностью полностью или частично не обладают, защитить их права и законные интересы. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотиками. Попечитель не совершает сделок вместо подопечного, но осуществляет контроль путем дачи согласия на совершение тех сделок, которые гражданин, находящийся под попечительством, не вправе совершать сам. Попечитель не является законным представителем своего подопечного. Попечительство прекращается: над несовершеннолетними – по достижении ими совершеннолетия, при вступлении несовершеннолетнего в брак или эмансипации; над ограничено дееспособными совершеннолетними – на основании решения суда об отмене ограничения дееспособности. Патронаж (особая форма попечительства) (устанавливается над совершеннолетним гражданином, обладающим полной дееспособностью с его согласия и по его инициативе, в функции попечителя не входит компенсация недостающей дееспособности). Помощник (попечитель при установлении патронажа) исполняет свои обязанности на основании договора поручения или договора о доверительном управлении имуществом, заключаемым с самим подопечным. Основания установления патронажа (неспособность совершеннолетнего дееспособного гражданина по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, и его адресованная в органы опеки и попечительства просьба об установлении над ним патронажа). Патронаж считается установленным (с момента назначения органом опеки и попечительства конкретного помощника, что может произойти только с согласия подопечного). Патронаж прекращается (для прекращения необходимо решение органов опеки и попечительства): 1) по требованию лица, находящегося под патронажем; 2) по просьбе попечителя-помощника (при наличии уважительных причин, делающих невозможным дальнейшее осуществление его обязанностей); 3) при освобождении попечителя-помощника от его обязанностей (ввиду ненадлежащего их исполнения); 4) в связи со смертью подопечного или попечителя. Вопрос 17. Образование юридических лиц. Учредительные документы. Государственная регистрация. Возникновение юр. лица включает непосредственное создание и гос. регистрацию. Юр. лицо может быть создано путем учреждения или путем реорганизации уже существующего юр. лица. В теории и на практике выделяют 3 основных порядка создания ЮЛ: 1) Распорядительны й (сегодня практически не применяется) – юр. лицо создается на основе распоряжения собственника имущества или уполномоченного им органа. 2) Разрешительный – инициатива создания исходит от будущих участников (учредителей) юр. лица, а компетентный гос. орган проверяет законность образования данного юр. лица. Этот порядок включает след. стадии: 1) инициатив. акт учредителей; 2) издание согласованного акта компетентного органа; 3) организационная работа. Так создаются банки, коммерческого юридического лица с большим размером устав. капитала. 3) Явочно-нормативный (наиболее распространен) – здесь требуется лишь инициатива учредителей, их явка. Компетентный гос. орган проверяет соблюдение порядка образования и соответствия характера и целей создаваемого юр. Лица общим требованиям, предъявляемым законом к данной организационно-правовой форме юр. лица. Учредителями юр. лиц могут быть как физ., так и юр. лица с ограничениями, уст. законом, а также государство, гос. и муницип. образования в порядке, уст. законом. Учредительные документы – правовая основа деятельности юридического лица (наряду с законодательством и иными нормативными актами) (в зависимости от указания закона юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора). § Устав (наименование юридического лица; место его нахождения; порядок управления его деятельностью; другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида) (в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций, должны быть определены предмет и цели их деятельности). § Учредительный договор (учредители обязуются создать юридическое лицо; определяют порядок совместной деятельности по его созданию; условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности; условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков; управление деятельностью юридического лица; порядок выхода учредителей (участников) из его состава) Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (в случаях, установленных законом, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях). Процедура создания юр. лица заканчивается его государственной регистрацией. Государственная регистрация юридических лиц – акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах (в данной форме государство контролирует создание юридических лиц; признает их юридическим лицами и предоставляет им правосубъектность). Особенности системы государственной регистрации юридических лиц (обязательность; единый субъект, осуществляющий государственную регистрацию; ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления; контрольная функция осуществляющих регистрацию органов; исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации). Государственная регистрация юридических лиц о существляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа (момент государственной регистрации – внесение регистрирующим органом записи в государственный реестр). Основания для отказа в регистрации (непредставление определенных законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган). Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п.2 ст.51 ГК). Вопрос 22. Банкротство Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Законы, регламентирующие несостоятельность (банкротство): ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Признаки несостоятельности: требования кредиторов не погашены в течении более чем 3 мес., сумма задолженности не менее чем 100.000 рублей. С заявлением о признании лица банкротом могут обратиться: должник, конкурентные кредиторы, уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления на которых возложена обязанность по взысканию обязательных платежей и санкций. Процедуры, применяемые при рассмотрении дела о банкротстве юридического лица: 1) Наблюдение (применяется в целях обеспечения сохранности имущества должника, анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения их первого собрания) (вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству; оканчивается с даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания должника банкротом и открытия конкурсного производства или мирового соглашения). Последствия наблюдения (приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям; запрещается удовлетворение требований учредителя; запрещается зачет встречного однородного требования; назначается временный управляющий; ограничиваются полномочия органов управления). 2) Финансовое оздоровление (применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности) (оканчивается: при истечении срока (принятие арбитражным судом определений о прекращении производства по делу или о введении внешнего управления либо решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; досрочно – по инициативе собрания кредиторов (путем принятия судом…)). Последствия финансового оздоровления (отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; запрещаются удовлетворение требований учредителя; прекращается начисление неустоек, процентов и иных финансовых санкций; применяется строго формализованный порядок предъявления требований кредиторов; утверждается административный управляющий и ограничиваются полномочия органов управления). 3) Внешнее управление (применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности) (вводится на основании решения собрания кредиторов или на стадии любой процедуры банкротства) (оканчивается путем принятия арбитражным судом определений о прекращении производства по делу (в том числе при утверждении мирового соглашения) или решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства). Последствия введения внешнего управления (полномочия органов управления должника передаются внешнему управляющему; отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов). 4) Конкурсное производство (процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов) (открывается с принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом, сроком на 1 год с возможностью продления не более чем на 6 месяцев) (оканчивается вынесением определений арбитражного суда о прекращении производства по делу в случае удовлетворения всех кредиторов (или в случае утверждения мирового соглашения) или о переходе к внешнему управлению (если в отношении должника не вводилось финансовое оздоровление или внешнее управление), или о завершении конкурсного производства (основание для внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации должника). Последствия открытия конкурсного производства (прекращаются полномочия органов управления; прекращается начисление неустоек, процентов и иных финансовых санкций; срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим; все требования могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства; формируется конкурсная масса; снимаются ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом; вводится ограничительный порядок совершения сделок по отчуждению имущества должника). 5) Мировое соглашение (применяется на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу путем достижения соглашения между должником и кредиторами) (утверждается арбитражным судом после погашения задолженности по требованиям кредиторов 1-ой и 2-ой очереди – основание для прекращения производства по делу) Очередность удовлетворения требований кредиторов (ст.64 ГК): 1) требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью 2) расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту); 3) требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица; 4) задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; 5) расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом. Общее значение норм о несостоятельности (банкротстве): 1) предоставление возможности добровольным предпринимателям реорганизовать дела и восстановить статус полноценных субъектов оборота; 2) предоставление гарантий кредиторам (ответственность должника за свои действия, справедливое распределение между кредиторами возможных потерь); 3) исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов и оздоровление рынка. Вопрос 31. Учреждения. Фонды. Религиозные организации Учреждение (не относится к числу объединений граждан и (или) юридических лиц) (отсутствуют отношения членства; оно создается для осуществления определенных функций и характеризуется существенной зависимостью от учредителя (обязан полностью или частично финансировать учреждение; несет субсидиарную ответственность по его обязательствам)). Учреждения подразделяются (в зависимости от субъектного состава учредителей) (государственные и иные (муниципальные, общественные)) (государственные (муниципальные) обладают налоговыми и иными льготами). Классификация учреждений (по функциональному назначению) (государственные органы, образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, учреждения социального обслуживания, учреждения культуры). Учреждения могут создаваться одним или несколькими учредителями (учредительный документ – устав). Учреждение финансируется учредителем (полностью или частично путем выделения ему денежных средств по смете и (или) путем закрепления за ним иного имущества на праве оперативного управления). Источники формирования имущества (имущество, закрепленное за учреждением его учредителем; иные поступления (в том числе доходы от осуществляемой в соответствии с учредительными документами деятельности)). Имущество учреждений принадлежит учредителю на праве собственности (имущество учреждения, приобретенное им по безвозмездной сделке и в силу иных юридических действий, направленных на безвозмездный переход права собственности, поступает в собственность учреждения). Учреждение отвечает по своим обязательствам не всем принадлежащим ему имуществом (предметом взыскания по претензиям кредиторов могут быть только находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства) (предметом взыскания может быть имущество учреждения, приобретенное им на доходы, полученные от самостоятельной приносящей доходы деятельности) (при недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении учреждения, субсидиарную ответственность по его обязательствам несет учредитель). МГЮА - учреждение высшего профессионального образования, на праве оперативного управления. Фонд (не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая общественно полезные цели) (не рассматривается законом в качестве объединения граждан и (или) юридических лиц). Основные цели деятельности (носят общеполезный характер) (не преследует цели удовлетворения материальных или нематериальных потребностей своих участников). Учредителями фонда могут быть (граждане, юридические лица, муниципальные образования) (учредительный документ – устав (содержит сведения о попечительском совете фонда, о судьбе его имущества в случае ликвидации)). Состав и порядок образования органов фонда (определяются уставом) (попечительский совет осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением им законодательства). Учредители фонда не сохраняют обязательственных прав на их имущество (не несут ответственности по обязательствам фонда). Источник формирования имущества фонда (добровольные имущественные взносы учредителей, на основании которых фонд создается) (гарантия надлежащего использования имущества – обязанность ежегодного опубликования отчета об использовании имущества). Фонд может быть ликвидирован (только в судебном порядке при наличии исчерпывающего перечня оснований, установленных п.2 ст.65 ГК (банкротство) и п.2 ст.118 ГК). Религиозные объединения создаются в форме религиозных организаций (имею права юридического лица) и религиозных групп (не обладают правами юридического лица). Религиозная организация – добровольное объединение граждан, иных лиц, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Религиозные организации подразделяются (местные (состоят из граждан, постоянно проживающих в одной местности) и централизованные (состоят не менее чем из 3 местных)). Учредители (не менее 10 граждан, объединенных в религиозную группу) (централизованные образуются при наличии не мене 3 местных) (религиозные организации действуют на основании устава). Имущество (принадлежит им на праве собственности). Вопрос 32. Участие Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований во внутреннем и внешнем гражданском обороте. В перечне субъектов гражданских правоотношений наряду с гражданами и юридическими лицами закон называет также Российскую Федерацию и ее субъекты (ст. 2, 124ГК). РФ и субъекты РФ будучи коллективными образованиями, обладают всеми признаками, необходимыми для такого рода субъектов гражданского права: организационное единство; обособление имущества; признак ответственности по своим обязательствам (ст. 126 ГК); возможность выступления РФ и ее субъектов от собственного имени при приобретении и осуществлении имущественных и личных неимущественных прав, выступлении в суде (ст. 125 ГК). Характеризуя правосубъектность РФ и ее субъектов, закон устанавливает, что в этих случаях следует применять нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК). Гражданская правоспособность государства, субъектов РФ определяется как специальная, допускающая возможность иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законом. Органы государственной власти и местного самоуправления, действующие в сфере ГП: 1) на федеральном уровне (Президент, Правительство, министерства, ведомства, другие органы государственной власти) 2) на уровне субъектов РФ (президенты, губернаторы, правительства, министерства, ведомства, администрации); 3) на уровне муниципальных образований (собрания народных представителей, исполнительные органы (мэры, старосты)). От имени государства, его субъектов и муниципальных образований по их специальному поручению могут выступать (государственные органы, органы местного самоуправления,, юридические лица, граждане). Сфера участия публично-правовых образований в гражданском обороте определяется рамками их гражданской правоспособности (специальная, допускающая возможность иметь только те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законом). Правовой статус публичных образований, выступающих в качестве субъектов гражданского права (приравнен к правовому статусу юридических лиц, если иное не вытекает из закона и их особенностей (публично-правовые образования, в отличие от юридических лиц, не вправе отказываться от права собственности (ст. 236 ГК))). Сфера ГПО, участниками которых являются публично-правовые образования: 1) отношения собственности (право владения, пользования и распоряжения их имуществом) (осуществляются непосредственно через органы государственной власти и местного самоуправления и опосредованно (созданием унитарных предприятий и учреждений)); 2) обязательственные отношения (при эмиссии и обращении государственных и муниципальных ценных бумаг, при возврате вкладов граждан банками); 3) договорные отношения (при условии, что их действия не выходят за рамки их правоспособности и соблюдается принцип равенства с другими участниками гражданского оборота); 4) обязательства из причинения вреда (возмещение вреда, причиненного гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности); 5) наследственные правоотношения (могут быть призваны к наследованию по завещанию, а РФ – к наследованию по закону); 6) при осуществлении ВЭД (не являются участниками внешнеэкономического оборота) (становятся участниками внешнеэкономических ГПО только в случаях заключения сделок от их имени органами государственной власти и местного самоуправления). 3. Особенности ответственности публично-правовых образований. Публично-правовые образования не отвечают по долгам друг друга (ст. 127 ГК РФ).Основания и условия для привлечения к гражданско-правовой ответственности публично-правовых образований: • неправомерное поведение, связанное с нарушением договора, либо причинением вреда • факт причинения вреда либо ущерба • причинно-следственная связь между неправомерным поведением и наступившим последствием в виде вреда • вина презимируется, однако причинитель вреда может доказать свою невиновность и в этом случае лицо освобождают от ответственности • в тех случаях когда вред причинен неправомерными действиями прокуратуры и суда доказывать вину нет необходимости; безвиновное возмещение вреда. Особенности ответственности публично-правовых образований: • публично-правовые образования обладают более широкими возможностями по компенсации вреда в силу наличия казны. • на размер, способ, порядок возмещения вреда публично-правовое образование может повлиять изданием нормативным актов. Вопрос 47. Доверенность. Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами (ст. 185 ГК РФ). Из ст. 185 ГК РФ следует, что доверенность должна быть составлена в простой письменной форме. На совершение ряда сделок требуется обязательное нотариальное удостоверение доверенности. В частности, должна быть нотариально удостоверена доверенность для совершения сделок, требующих нотариальной формы. Закон устанавливает исчерпывающий перечень случаев удостоверения доверенностей на совершение действий от имени граждан не только нотариальным органом, но и организацией, в которой доверитель работает или учится, управлением дома, в котором он зарегистрирован, или администрацией стационарного лечебного учреждения, где он находится на излечении. Специально оговаривается форма доверенности от имени военнослужащих. Доверенность может выдаваться как непосредственно гражданину, так и юридическому лицу. Однако полномочия юридического лица, указанные в доверенности, должны ограничиваться рамками специальной правоспособности. В противном случае доверенность признается недействительной (ст. 168 ГК РФ). Доверенность от имени государственной или иной организации может не оформляться нотариально и выдается за подписью руководителя или лиц, уполномоченных на это уставом (положением), с приложением печати. Закон устанавливает особый порядок оформления доверенности на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности. Она должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации (п. 5 ст. 185 ГК РФ). Доверенность может быть выдана (несколькими представляемыми одному представителю и одним представляемым нескольким представителям) (если во втором случае представители наделены одинаковым объемом полномочий, и в отношениях с третьим лицом такие представители одновременно делают противоречащие друг другу волеизъявления, третье лицо должно обратиться непосредственно к представляемому). Виды доверенностей с точки зрения объема переданных полномочий: 1) генеральная (выдается для совершения широкого круга разнообразных сделок и иных юридических действий, связанных со всем объемом деятельности представляемого); 2) специальная (предназначена для совершения однородных сделок и определенных юридических действий); 3) разовая (уполномочивает представителя совершить конкретную сделку или иное юридическое действие). Срок действия доверенности не может превышать 3 лет (выданная на больший срок, действует в течение 3 лет) (срок действия доверенности, выданной в порядке передоверия, не может превышать срока действия доверенности, на основании которой она выдана). Отсутствие срока в доверенности не влечет утрату ее юридической силы (действует 1 год) (доверенность, не содержащая указания на дату совершения – ничтожная) (исключение – нотариально удостоверенная доверенность, предназначенная для совершения действий за границей – если в ней не указан срок действия, она сохраняет силу до отмены ее лицом, выдавшим ее). Передоверие (осуществляется путем выдачи представителем новой доверенности лицу, наделенному представительскими функциями) (возможно только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено доверенностью или когда представитель вынужден к передоверию силой обстоятельств для охраны интересов представляемого) (круг лиц, которые могут быть наделены полномочиями в порядке передоверия, может быть ограничен). Представитель, наделивший полномочием другое лицо (должен известить об этом представляемого и сообщить ему необходимые сведения об этом лице). Основания прекращения доверенности (исчерпывающий перечень) (ст.188 ГК) (истечение срока доверенности; отмена доверенности представляемым; отказ от доверенности представителя; прекращение юридического лица (действующего в качестве представляемого или представителя); смерть (признание недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим) представляемого или представителя) (с прекращением доверенности теряет силу передоверие). Гарантии, обеспечивающие интересы субъектов представительства на случай прекращения доверенности (представляемый, отменивший доверенность, обязан известить об этом представителя и третье лицо, для представительства перед которым выдана доверенность (представитель обязан немедленно вернуть доверенность)) (правовые последствия прекращения доверенности наступают в момент, когда представитель узнал об этом) (прав и обязанности, возникшие до этого момента, сохраняют значение для представляемого в отношении третьего лица). Отмена доверенности и отказ от нее – односторонние сделки (не требуют согласия соответственно представителя или представляемого) (отказ от этих прав ничтожен). Юридическую силу имеет лишь подлинник доверенности (но не ее копии, в том числе удостоверенные нотариально) (отсутствие у представителя подлинника доверенности создает неопровержимую презумпцию отмены доверенности и последовавшего вслед за тем возврата ее представляемому). Вопрос 51. Последствия истечения сроков исковой давности. Требования, на которые исковая давность не распространяется. Нормы об исковой давности носят императивный характер. Это значит, что не допускается заключение соглашений, изменяющих сроки давности или порядок их исчисле
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 812; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.104 (0.013 с.) |