Вопрос 15. Место жительства гражданина, место нахождения юридического лица и их юридическое значение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 15. Место жительства гражданина, место нахождения юридического лица и их юридическое значение



Для осуществления и защиты прав лица и устойчивости гражданских правоотношений необходима четкая индивидуализация каждого субъекта гражданского права. Среди средств такой индивидуализации для граждан существенными являются имя гражданина и его место жительства.

Согласно ст. 20 ГК, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или перимущественно проживает. Согласно Закону РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» местом жительства считается жилой дом, квартира, служебная жилая площадь, общежитие, дом-интернат для инвалидов, иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма либо на иных законных основаниях.

Для постоянного проживания характерна его несменяемость в течение более или менее стабильного времени, а отличительным признаком преимущественного проживания является относительное постоянство по сравнению с продолжительностью проживания в других местах. Постоянное или преимущественное проживание предполагает, что гражданин всегда присутствует в определенном месте, хотя бы в тот или иной промежуток времени его там не было. Временное отсутствие не означает перемену места жительства. Некоторые граждане могут не иметь постоянного проживания из-за специфики своей деятельности (геологи, моряки дальнего плавания и т.д.).

Каждый гражданин может иметь только одно место жительства, которое должно определяться с достаточной точностью (с указанием населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры).

Граждане регистрируются по месту жительства в соответствии с Правилами регистрации, утверждаемыми Правительством РФ (ранее так называемая прописка). Согласно Закону РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения…» гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан не позднее 7-ми дней со дня прибытия на новое место жительства подать в соответствующий орган заявление на регистрацию, а орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина в течение 3-х дней с момента подачи заявления.

Свободный выбор места жительства – одно из важнейших конституционных прав человека (ст. 27 Конституции РФ), которое охраняется гражданским законодательством как принадлежащее гражданину нематериальное благо. Четкость определения места жительства не ограничивает права гражданина на свободное передвижение и выбор места жительства.

Закон РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения…» устанавливает исчерпывающий перечень оснований ограничения права граждан на свободный выбор места жительства: в пограничной полосе, закрытых военных городках, ЗАТО, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Кроме того, п. 2 ст. 20 ГК устанавливает необходимое место жительства двух категорий лиц: несовершеннолетних, не достигших 14-ти лет, и граждан, находящихся под опекой. Они не могут по своему усмотрению выбирать место жительства – им признается место жительства их законных представителей. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также граждане, признанные ограниченно дееспособными, могут выбирать место жительства с согласия родителей, усыновителей и попечителей.

От места жительства следует отличать место пребывания. Местом пребывания признается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, больница, а также другое жилое помещение, где гражданин проживает временно.

По месту пребывание граждане также обязаны зарегистрироваться (как правило, регистрация осуществляется администрацией учреждения, где гражданин временно проживает). Регистрация по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Юридическое значение места жительства:

для стабильности складывающихся правовых отношений презюмируется, что гражданин всегда находится в месте своего жительства;

в ряде случаев закон требует обязательного указания места жительства в документах (например, аваль подписывается авалистом с указанием его места жительства – ст. 881 ГК);

к месту жительства привязываются определенные юридические последствия (местом открытия наследства признается последнее место жительства наследодателя; место жительства должника необходимо знать для установления места исполнения обязательств; в связи с отсутствием сведений о гражданине в месте его жительства в течение определенного периода времени он может быть признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим и т.д.);

в гражданско-процессуальном праве место жительства имеет определяющее значение для установления подсудности гражданских дел.

О местонахождении говорят применительно к юридическому лицу. В отличие от физических лиц, обладающих правом на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, место нахождения юридического лица, по общему правилу, определяется местом его государственной регистрации. Исключение составляют случаи, когда в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица установлено иное.

Место нахождение юридического лица должно указываться в его учредительных документах.

Четкое указание места нахождения юридического лица важно для решения ряда вопросов его деятельности: определение места исполнения обязательств, когда оно не указано в договоре; установление территориальной подсудности дел; место уплаты налогов и др.

На практике местом нахождения юридического лица считают его почтовый адрес.

Вопрос 16. Понятие и признаки юридического лица

Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п.1 ст.48 ГК).

Признаки юридического лица:

1) организационное единство:

а) наличие системы существенных социальных взаимосвязей (посредством которых люди объединяются в единое целое);

б) наличие внутренней структурной и функциональной дифференциации;

в) наличие определенной цели образования и функционирования;

2) обладание обособленным имуществом (закрепление за юридическим лицом на праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления, праве самостоятельного распоряжения имущества, обособленного от имущества третьих лиц (в том числе создавших имущественную базу деятельности юридического лица)) (экономический признак);

3) способность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени (способность от своего имени приобретать, иметь и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, самостоятельно нести имущественную ответственность по своим обязательствам) (материально-правовой признак);

4) способность быть истцом и ответчиком в суде общей компетенции, арбитражном и третейском суде (процессуальная правоспособность) (процессуально-правовой признак).

Основные цели создания юридических лиц (должны быть легальными и удовлетворять требованиям, предъявляемым к осуществлению субъективных гражданских прав):

1) обособление определенной имущественной массы и включение ее в гражданский оборот;

2) ограничение предпринимательского риска;

3) оформление, осуществление и защита коллективных (групповых) законных интересов различного рода в имущественной и нематериальной сфере.

Вопрос 17. Образование юридических лиц. Учредительные документы. Государственная регистрация.

Возникновение юр. лица включает непосредственное создание и гос. регистрацию. Юр. лицо может быть создано путем учреждения или путем реорганизации уже существующего юр. лица.

В теории и на практике выделяют 3 основных порядка создания ЮЛ:

1) Распорядительны й (сегодня практически не применяется) – юр. лицо создается на основе распоряжения собственника имущества или уполномоченного им органа.

2) Разрешительный – инициатива создания исходит от будущих участников (учредителей) юр. лица, а компетентный гос. орган проверяет законность образования данного юр. лица. Этот порядок включает след. стадии: 1) инициатив. акт учредителей; 2) издание согласованного акта компетентного органа; 3) организационная работа. Так создаются банки, коммерческого юридического лица с большим размером устав. капитала.

3) Явочно-нормативный (наиболее распространен) – здесь требуется лишь инициатива учредителей, их явка. Компетентный гос. орган проверяет соблюдение порядка образования и соответствия характера и целей создаваемого юр. Лица общим требованиям, предъявляемым законом к данной организационно-правовой форме юр. лица.

Учредителями юр. лиц могут быть как физ., так и юр. лица с ограничениями, уст. законом, а также государство, гос. и муницип. образования в порядке, уст. законом.

Учредительные документы – правовая основа деятельности юридического лица (наряду с законодательством и иными нормативными актами) (в зависимости от указания закона юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора).

§ Устав (наименование юридического лица; место его нахождения; порядок управления его деятельностью; другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида) (в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций, должны быть определены предмет и цели их деятельности).

§ Учредительный договор (учредители обязуются создать юридическое лицо; определяют порядок совместной деятельности по его созданию; условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности; условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков; управление деятельностью юридического лица; порядок выхода учредителей (участников) из его состава)

Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (в случаях, установленных законом, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях).

Процедура создания юр. лица заканчивается его государственной регистрацией. Государственная регистрация юридических лиц – акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах (в данной форме государство контролирует создание юридических лиц; признает их юридическим лицами и предоставляет им правосубъектность).

Особенности системы государственной регистрации юридических лиц (обязательность; единый субъект, осуществляющий государственную регистрацию; ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления; контрольная функция осуществляющих регистрацию органов; исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации).

Государственная регистрация юридических лиц о существляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа (момент государственной регистрации – внесение регистрирующим органом записи в государственный реестр).

Основания для отказа в регистрации (непредставление определенных законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган).

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п.2 ст.51 ГК).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 962; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.148.105 (0.012 с.)