Принципы гигиенического обучения и воспитания




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы гигиенического обучения и воспитания



Гигиеническое обучение и воспитание является обязательным разделом работы каждого медицинского работника. Оно включено в план-график их работы из расчета 4 часа в месяц. Кроме медицинских профилактических услуг (диспансеризации) условиях детской поликлиники осуществляется санитарное просвещение, т.е. пропаганда медицинских и гигиенических знаний путем организации и проведения мероприятий, с целью сохранения и укрепления здоровья, предупреждения заболеваний и их осложнений.

Принципами организации гигиенического обучения и воспитания в соответствии с Концепцией сохранения и укрепления здоровья населения РФ методами и средствами гигиенического обучения и воспитания от 30.07.1997г. являются:

ü государственный характер;

ü плановость;

ü массовость;

ü участие всех медицинских работников;

ü участие других организаций и населения;

ü наличие специальных органов и учреждений гигиенического обучения и воспитания;

ü общедоступность и целенаправленность;

ü научность;

ü дифференцированность;

ü оптимистичность.

 

Методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни

Методы Средства
Устный Лекция, беседа, совет, дискуссия, информационное выступление по радио, вечер вопросов и ответов, громкое чтение и др.
Печатный Памятка, листовка, статья в газете, доска вопросов и ответов, лозунг, книга, брошюра, стенная санитарная печать и др.
Наглядный Плакаты, слайды, натуральные объекты, муляжи, фотографии и др.
Смешанный Телевидение, кинофильмы, выставки (стационарные и передвижные), уголки здоровья, курсовые занятия, театрализованные постановки

 

Лекция является массовым средством гигиенического обучения и воспитания, характеризуется наибольшей ёмкостью переработанной лектором информации. За небольшой период времени лектор должен изложить новый, большой материал. Обычно для чтения лекции предполагается большая аудитория.

Беседапредполагает активное участие слушателей. Задача ведущего беседы заключается в том, чтобы сделать ее интересной путем наводящих вопросов, вовлекать слушателей в общий разговор.

Вечер вопросов и ответов требует предварительной подготовки и хорошей организованности. Население заранее оповещается о проведении такого вечера, заранее собираются вопросы от населения.

Доска вопросов и ответов – форма заочных консультаций.

Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы врача. Она рассчитана на конкретного человека. Например: памятка больному, страдающему сахарным диабетом, памятка по контрацепции и др.

Стенная санитарная печать – стенная газета санитарно-просветительной тематики, которая должна быть актуальна, наглядна и содержать конкретную информацию.

Плакаты – массовое средство санитарного просвещения. над которым работают ученые, художники, педагоги и др.

Применяя различные средства гигиенического обученияи воспитания населения, медицинские работники должны знать, что степень усвоения информации зависит от методов обучения:

ü 5% - лекция;

ü 10% - чтение;

ü 20% - аудиовизуальные средства;

ü 30% - использование наглядных пособий;

ü 50% - обсуждение в группах;

ü 70% - обучение практикой действия;

ü 90% - выступление в роли обучающего.

 

К наиболее современным формам работы по гигиеническому обучению населения могут быть отнесены конференции, праздники здоровья, телефон доверия, школы здоровья, различного рода тренинги и др.

 

Выбор стратегии обучения пациента

 

Выбор наилучшей стратегии обучения пациента зависти от множества фактов: ученик, среда обучения, содержание, имеющиеся ресурсы.

Необходимо определить, в какой области обучения сильна конкретная медицинская сестра, и чего она хочет достичь.

Некоторые стратегии обучения лучше подходят к той или иной области. Например, демонстрация гораздо более эффективная стратегия при обучении подростка самоинъекции инсулина, чем лекция или групповое обсуждение.

При выборе стратегии важно учитывать физические и интеллектуальные возможности ученика (коллеги или пациента)

У пациентов могут быть свои соображения о том, как надо учить преподнесенную им информацию. Например, один пациент может не хотеть участвовать в групповом учебном задании. Тогда ему дается письменный материал с тем, чтобы он занимался самостоятельно и, если надо, задавал вопросы.

Важно определиться располагает ли обстановка к выбранной стратегии. Очень трудно проводить дискуссию, когда на занятии присутствует большое количество людей.

При выборе соответствующей стратегии обучения для родителей ребенка важно учитывать принципы андрогогики – науки об образовании и обучении взрослых.

Готовность взрослого учиться зависит от количества предыдущего учения.

Внутренняя мотивация обеспечивает более глубокий и постоянный процесс обучения.

Положительное закрепление обучения более эффективно.

4. Материал и задания, имеющие смысл, логично распложенные, легче учатся и дольше запоминаются.

5. Активное участие в учебных заданиях способствует процессу обучения.

6. На обучение влияют факторы среды. Такие явные стимулы, как шум, теснота, температура, освещение могут мешать процессу обучения.

Надо учитывать и общие педагогические принципы:

Повторение закрепляет обучение.

Необходимо использовать все органы чувств (зрение, слух, осязание).

Информация должна соответствовать потребностям ученика.

4. Информацию предоставляют от знакомого к незнакомому, от простого к сложному.

5. То, что вводиться первым и последним, воспринимается лучше.

6. Обязательна эмоциональная стимуляция – новизна, неожиданность фактов, юмор, интонация речи.

7. Будьте кратки, учите по принципу «надо знать», а не по принципу «хорошо бы знать».

Каждая стратегия обучения имеет свои преимущества и недостатки.

Лекция

Рекомендуется тогда, когда

ü Вас больше всего беспокоит подача информации (рассказ об абсолютно новом для пациента)

ü Вы вводите новые понятия, начинаете изучение темы или даете указания, которые подводят к другим стратегиям, активно включающим учеников в работу.

Обсуждение в малых группах (жужжащие группы)

Рекомендуются когда:

ü Вы хотите добиться участия всех учеников

ü Вы хотите, чтобы ученики увязали информацию со своим собственным опытом.

Обсуждение в больших группах

Рекомендуются, когда:

ü Вы хотите изучить применение теории

ü Вы хотите получить обратную связь о степени понимания темы

Ролевая игра

Рекомендуются, когда:

ü Вы хотите предоставить возможность прорепетировать новое поведение в относительно безопасной среде. (родители друг на друге отрабатывают навыки ухода за ребенком, моделируя проблемные ситуации)

ü Вы хотите внести в обучение новизну и веселье.

ü Вы хотите сделать абстрактные понятия более конкретными.

ü Вы хотите поощрить участие ученика в процессе обучения.

Типичный случай из практики

Рекомендуются, когда:

ü Вы хотите поддержать творческое мышление, обучение открытием и разрешение проблем.

Домашнее чтение

Рекомендуются, когда:

ü Ученики могут справиться с учебой самостоятельно.

Видеофильмы

Рекомендуются, когда:

ü Вы хотите, чтобы ученик испытал ситуации и реальной жизни с тем, чтобы он изучил свое отношение к проблеме.

Экскурсия

Рекомендуются, когда:

ü Вы хотите предоставить возможность для непосредственного наблюдения процесса, процедуры, мероприятия и т.д., которые нельзя качественно показать в аудитории.

 

Этапы сестринского обучения

ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - это двусторонний процесс целенаправленной деятельности медицинской сестры и пациента, обеспечивающий усвоение знаний и формирование навыков у пациента.

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ:

1) пропаганда здорового образа жизни, позволяющая сохранить и ук­репить здоровье (иди коррекция существующего образа жизни);





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.247.17 (0.022 с.)