Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация гигиенического обучения детей в школе

Поиск

Темы для 16 занятий

  Методы и средства стоматологического просвещения.
  Индивидуальные и групповые беседы с детьми разного возраста, родителями по вопросам гигиены полости рта и профилактики кариеса.
  Организация и проведение «уроков гигиены» в детском дошкольном учреждении и школе.
  Очаговая деминерализация эмали. Методы выявления.
  Эндогенная безлекарственная профилактика кариеса. Роль питания в развитии кариесогенной ситуации. Принципы устранения кариесогенных факторов, касающихся вопросов питания.
  Профилактика кариеса реминерализующими средствами (задачи, показания к применению, методы реминерализующей терапии).
  Реминерализующая терапия. Использование реминерализирующих средств и растворов.
  Применение фторидов для профилактики кариеса. Системные методы фторидпрофилактики. Показания, противопоказания, эффективность.
  Применение фторидов для профилактики кариеса. Местные методы фторидпрофилактики. Показания, противопоказания, эффективность. Освоение методов местного применения фторидов: фторидсодержащие лаки, гели, растворы.
  Эндогенная лекарственная профилактика кариеса. Назначение противокариозных препаратов внутрь.
  Профилактика фиссурного кариеса. Герметизация фиссур. Показания, противопоказания, эффективность. Освоение метода «герметизации фиссур».
  Профилактика фиссурного кариеса. Герметизация фиссур. Показания, противопоказания, эффективность. Освоение метода «герметизации фиссур».
  Профилактика некариозных поражений: флюороза, гипоплазия эмали. Факторы риска возникновения флюороза, системной и местной гипоплазии и их устранение. Дифференциальная диагностика пятен при флюорозе, гипоплазии и очаговой деминерализации.
  Профилактика некариозных поражений: флюороза, гипоплазия эмали. Факторы риска возникновения флюороза, системной и местной гипоплазии и их устранение. Дифференциальная диагностика пятен при флюорозе, гипоплазии и очаговой деминерализации.
  Профилактика повышенной чувствительности твердых тканей зубов. Выбор средств индивидуальной гигиены при повышенной чувствительности.
  Зачетное занятие.

Занятие № 1.

Тема: Методы и средства стоматологического просвещения.

Цель занятия: изучить методы и средства стоматологического просвещения

СРС:

Материальное оснащение: таблицы, наглядные пособия.

Контрольные вопросы для усвоения темы:

1. Дать определение стоматологическому санитарному просвещению?

2. Дать определение «обеспечению здоровья»?

3. Методы стоматологического просвещения?

4. Средства стоматологического просвещения?

5. Формы проведения стоматологического просвещения?

6. Методы оценки санитарного просвещения?

Содержание темы:

Стоматологическое просвещение населения является одним из основных компонентов любой программы профилактики и должно предшествовать и сопутствовать обучению гигиене полости рта.

Стоматологические просвещение включает в себя мотивацию населения в целом и индивидуума в частности и поддержанию здоровья, а также обучение правилам гигиены полости рта.

Стоматологическое здоровье зависит от общего состоя­ния организма, поведения и привы­чек человека, а также особенностей окружающей среды. Специалисты должны вырабатывать у населения убежденность в необходимости ре­гулярного ухода за полостью рта с целью предупреждения кариеса зу­бов и болезней пародонта.

Обеспечение здоровья — это создание человеку условий жизнедеятельности, исключающих вредные для здоровья факторы, а также предоставление адекватной медицинской помощи для поддержания необходимого уровня здоровья.

Санитарное просвещение и обеспечение здоровья — две части единого профилактического комплекса мероприятий. При отрыве санитарного просвещения от обеспечения здоровья его проведение среди населения будет неоправданной тратой времени и средств. Санитарное просвещение должно проводиться на высоком профессиональном уровне. Санитарное просвещение и обеспечение здоровья населения подразделяются на три организационные формы: индивидуальную, групповую и массовую.

Различают устный, печатный, наглядный и комбинированный методы санитарного просвещения.

Формы проведения санитарно-просветительной работы подразделяются на активные и пассивные.

Активная ее форма заключается в непосредственном контакте обучающего лица (педагога, медсестры, стоматолога) с контингентами детей. Основными методами активной санпросветработы является беседа с группой детей, лекция в классе, выступление на родительском собрании. Эффективность данного вида работы во многом зависит от подготовки и уровня гигиенических знаний и навыков специалиста, проводящего занятия, а также от адаптированности излагаемого материала непосредственно к той аудитории слушателей, с которой проводятся занятия, беседы, лекции.

Пассивная форма санитарного просвещения предусматривает ознакомление различных слоев населения с основами стоматологической профилактики с помощью средств наглядной агитации (плакаты, памятки, стенды, фильмы, диапозитивы). Ее проведение не требует постоянного участия педагогов и медицинского персонала, что упрощает воспитательный процесс. Правильное ее оформление и размещение играет важную роль в привлечении к ней внимания и интереса детского коллектива.

Как активные, так и пассивные формы санпросветработы необхо димо применять среди организованных групп детского населения (дет ские комбинаты, школы) и неорганизованных детей, посещающих сто матологические детские учреждения с родителями или без них. При чем среди организованного населения эта работа осуществляется бо лее эффективно, так как охватывает все четыре основные звена (медра ботники, педагоги, родители и дети). Среди неорганизованного населения следует ожидать меньшую эффективность, потому что участвует в работе только два звена (родители и дети). Преимуществом активных форм работы является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалистов и населения, что обеспечивает наибольший эффект воздействия на аудиторию. В свою очередь, пассивные методы работы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на неограниченную аудиторию. Недостатком ее является отсутствие обратной связи между специалистами и населением. Однако, повышение качества пропаганды позволяет усилить эффект пассивной формы санпросветработы.

Методы оценки просвещения могут быть:

1.субъективными

2.объективными

Целессобразно начинать мотивацию с педагогов, медицинских работников детских учреждений и родителей детей. Родители должны уделять особое внимание гигиеническому уходу за полостью рта ребенка с момента прорезывания зубов. От понимания родителями степени своей ответственности в подходе к этой проблеме зависит здоровье ребенка. Важным этапом является мотивация детей. Занятия с детьми должны быть строго дифференцированными, в зависимости от их возраста. Неотъемлемой частью стоматологического просвещения населения являются рекомендации, касающиеся вопросов питания, так как известна его роль в сохранении здоровья полости рта.

Питание может влиять на ткани зуба:

Во время прорезывания

После прорезывания.

Тестовые задания:

1. Проведение беседы с пациентом по вопросам гигиены полости рта на стоматологическом приеме - это форма проведения стоматологического просвещения:

1. индивидуальная

2. групповая

3. массовая

2. Активным методом стоматологического просвещения является:

1 издание научно-популярной литературы

2. проведение выставок средств гигиены полости рта

3. занятия по обучению гигиене полости рта в группе детского сада

4. телевизионная реклама

 

3. Пассивным методом стоматологического просвещения является:

1. проведение бесед, лекций, докладов

2. издание научно-популярной литературы

3. проведение "урока здоровья" в школе

4. беседа с пациентом по вопросам гигиены полости рта на стоматологическом приеме

 

4. Эффективность стоматологического просвещения может быть оценена:

1. по результатам анкетирования населения

2. по количеству поставленных пломб

3. по количеству стоматологических клиник

4. по качеству оказания стоматологической помощи населению

 

5. Что не относиться к активным формам санитарно-просветильной работы:

1. проведение бесед

2. выступления

3. чтение лекций

4. подготовка санбюллетней

5. проведение уроков здоровья

 

6. Какой компонент входит в гигиеническое воспитание населения:

1. санитарно-просветительная работа

2. комплексная программа профилактики

3. санитарно-эпидемиологическое образование

4. выявление кариесогенной ситуации

5. валеология

7. Телевизионная реклама средств гигиены полости рта -это форма проведения стоматологического просвещения:

1. индивидуальная

2. групповая

3.массовая

 

8. Проведение " урока здоровья " в организованном детском коллективе -

это форма проведения стоматологического просвещения:

1. индивидуальная

2. групповая

3. массовая

 

9. Анкетирование дает возможность оценить:

1. уровень знаний населения о профилактике стоматологических заболеваний

2. гигиеническое состояние полости рта пациентов

3. качество оказания стоматологической помощи населению

5.качество работы фирм-производителей средств гигиены полости рта

 

10. Объективную оценку эффективности стоматологического просвещения проводят

1. определению гигиенического состояния полости рта пациентов

2. результатам анкетирования населения

3. количеству стоматологических учреждений

4. количеству поставленных пломб

5. количеству и качеству рекламы средств гигиены полости рта в СМИ

Рекомендуемая литература:

1. Э.М Кузьмина Профилактика стоматологических заболеваний.: Учебное пособие. М., 2001.

2. Сунцов В.Г., Леонтьев В.К. Стоматологическая профилактика у детей. — Москва: мед.книга; н.новгород: изд-во НГМА, 2001.

3. Т.В. Попруженко. Т.Н. Терехова Профилактика основных стоматологических заболеваний. ¾ М.: МЕДпресс-информ, 2009

4. Персин Л.С, Елизарова В.М., Дьякова СВ. Стоматология детского возраста. — Изд. 5-е, перераб. и доп. — М.: Медицина, 2006.

5. Энциклопедия профилактической стоматологии / Под ред. С.Б. Улитовского. -СПб.: Человек, 2004.

 

Занятие №2.

Тема: Индивидуальные и групповые беседы с детьми разного возраста, родителями по вопросам гигиены полости рта и профилактики кариеса.

Цель занятия: Научиться проводить индивидуальные и групповые беседы с детьми разного возраста, родителями по вопросам гигиены полости рта и профилактики кариеса.

СРС: Разработать план индивидуальной и групповой беседы по вопросам гигиены полости рта и профилактике кариеса с детьми и родителями разного возраста.

Материальное оснащение: таблицы, наглядные пособия.

Контрольные вопросы для усвоения темы:

1. Понятие «обучение гигиене полости рта»?

2. Проведение индивидуальных и групповых бесед с детьми по вопросам гигиены полости рта.

4. Проведение индивидуальных и групповых бесед с родителями по вопросам гигиены полости рта.

5. Понятие «профилактика кариеса зубов»?

Содержание темы:

ОБУЧЕНИЕ ГИГИЕНЕ ПОЛОСТИ РТА — метод санитарно-профилактической работы в стоматологии по обучению населения мероприятиям по гигиене полости рта. Обучение гигиене полости рта является частью мероприятий по профи­лактике заболеваний полости рта.

Обучение гигиене полости рта детей:

2-4 года. Необходимо использовать склонность в этом возрасте к подражанию, коллективным за­нятиям, внушаемость. В этот период дети слиш­ком малы, чтобы понять необходимость ухода за полостью рта, вместе с тем приобретенные в этом возрасте навыки становятся особенно прочны­ми. Важно создать у ребенка позитивное отношение к гигиеническим процедурам. Этому способствует непосредственное общение с ним, соответствую­щие цвет и форма срелств индивидуальной гигиены полости рта.

Обучение чистке зубов рекомендуется проводить в детском саду (7 занятий по 15 мин) в следующей последовательности:

- I занятие — осмотр полости рта детей с помощью стоматологического зеркала и шпателя;

- IIзанятие — обучение ребенка полосканию полос­ти рта с последующим закреплением навыка и конт­ролем его после еды;

- III занятие — рассказ о зубной щетке, ее назначе­нии, демонстрация пользования на модели;

- IV занятие — обучение детей пользованию щеткой на моделях челюстей и контроль этого навыка;

- V занятиечистка зубов детьми без пасты зубной с последующим мытьем щетки водой, высушивани­ем и хранением в стакане с закреплением в даль­нейшем этого навыка.

- VIзанятие чистка зубов детьми без пасты утром и вечером (дома) под контролем родителей (воспи­тателей, медицинского работника);

- VII занятие (дома) — чистка зубов детьми утром и вечером с пастой, осуществление ухода за зубной щеткой, полоскание рта.

5-7 лет целесообразно начать с беседы о роли зу­бов для здоровья, необходимости ухода за ними, т.к. в этом возрасте дети уже способны воспринять эти знания. Дальнейшие занятия также необходимо строить в форме интересной, занимательной игры.

Обучение чистке зубов детей 5-7 лет произво­дится аналогично (в 7 занятий), однако больше вни­мания уделяется объяснению правил чистки зубов, проведению ее на игрушках, а главное — контролю за усвоением правил чистки каждым ребенком. По­этому детям нужно объяснить роль окрашивания зубного налета и значение его удаления при чистке зубов.

Младший школьный возраст (1-4 классы) про­водится в 5 уроков. В этом возрасте больше внима­ния следует уделить рассказу о роли зубов в жизни человека, их заболеваниях, возможности их предо­твращения, мероприятиях по профилактике забо­леваний полости рта. Детей целесообразно позна­комить с более широким кругом средств индивиду­альной гигиены полости рта.

Обучение гигиене полости рта взрослых заключается в совместной с па­циентом разработке индивидуальной программы ги­гиенической профилактики, в т.ч. в подборе средств индивидуальной гигиены полости рта, обучении правилам их использования, выработке схемы про­ведения гигиено-профилактической проиедуры. Обучение родителей в системе гигиенического воспитания должно быть минимальным. Чаще всего оно проводится после лекций и бесед в комнате гигиены. Родителям также нужно показать, как правильно чистить зубы, чтобы в домашних условиях они могли контролировать продолжительность, кратность и правильность ухода за полостью рта у своих детей. Здесь же еще раз заостряется внимание родителей на их ответственности за культуру потребления углеводов детьми, т.е. сочетание обучения с санпросветработой. Обучение родителей, пришедших с детьми в поликлинику по обращаемости, проводится по тем же принципам параллельно с обучением детей в комнате гигиены или перед раковиной с зеркалом в лечебном кабинете.

Обучение родителей детей до года достаточно сложно организовать в рамках стоматологического приема, так как дети этого возраста редко являются нашими пациентами. Чтобы просветить эту важную в стратегическом профилактическом плане группу, стоматолог должен выступать инициатором сотрудничества с теми врачами, к которым неизбежно обращаются будущие, а затем — молодые родители.

Стоматолог должен активно участвовать в работе лекториев для беременных, организуемых в женских консультациях, и школ молодых родителей при детских поликлиниках, выступая с лекциями, беседами и т.д. Идеальным вариантом, реализованным в ряде стран, является привлечение к обучению родителей малышей основам гигиенического ухода за полостью рта педиатров и патронажных педиатрических медицинских сестер, которые раньше других специалистов входят в семью новорожденного; этих специалистов должен мотивировать, просветить и обучить стоматолог.

Обучение родителей детей в возрасте от 1 до 3 лет проводит стоматолог. Педиатр обязан направить ребенка на консультацию к стоматологу в возрасте 1, 2, 3 лет, и стоматолог должен проводить на приеме соответствующие беседы и обучать родителей практическим приемам чистки зубов ребенка.

Обучение самих детей элементам гигиенического ухода за полостью рта ложится в основном на плечи родителей, которым стоматолог должен объяснить основные правила: опора на личный пример, обеспечение психологического комфорта во время гигиенических процедур, предложение интересных моделей детских щеток, игровая форма «уроков», ограничения во времени (не более 3—5 мин) и в объеме нового материала, поощрение ребенка за усердие и успехи.

ПРОФИЛАКТИКА КАРИЕСА ЗУБОВ — система ме­роприятий по снижению заболеваемости кариесом зубов. По В.К. Леонтьеву и О.Г. Аврамовой (2001), по механизму мероприятия по профилактике карие­са зубов можно разделить на 3 группы:

- общеукрепляющие (оздоровительные);

- патогенетические — направленные на различные звенья патогенеза кариеса зубов и на повышение кариесреэистентности;

- этиологические — воздействующие на этиологи­ческий фактор (микробную флору полости рта).

Все этиопатогенетические методы также мож­но разделить на:

- коммунальные — фторирование воды, пищевой соли, молока и других продуктов; санитарное про­свещение по вопросам П. к. з.;

- групповые — обучение мероприятиям по гигиене полости рта и контроль за их проведением; санация очагов ка­риеса; рациональное питание: применение фторирован­ной воды (оптимальное содержание фтора в пить­евой воде — 0,7-1,3 мг/л), контроль потребления легкоферментируемых углеводов (ребенок получа­ет сладкое один раз в неделю с обязательной чист­кой зубов после), наличие в рационе белков (лизин, аргинин, метионин и др.), витаминов (С, D, группа В), микроэлементов (фтор, медь, селен и др.), ко­торые имеют существенное значение в обмене ве­ществ тканей зуба;

- индивидуальные — мероприятия с ис­пользованием противокариесных средств (каль­ций и фтор) — фторсодержащих зубных паст и ополаскивателей (для детей — безалкогольных) — и средств, содержащих противомикробные вещества; подбор средств индивидуальной гигиены полости рта специалистом-сто­матологом (детским врачом, врачом общей практи­ки, гигиенистом стоматологическим) с учетом инди­видуального стоматологического и гигиенического статусов, разработка «Индивидуальной Гигиени­ческой Программы Профилактики Кариеса Зубов» и мониторинг и, при необ­ходимости, корректировка ее проведения; профес­сиональная гигиена полости рта с использованием фторсодержащих средств — лаков, гелей и др.

 

Тестовые задания:

1. Для объективной оценки эффективности гигиены полости рта наиболее подходит:

1. индекс окрашивания по Федорову-Володкиной

2. подбирается индивидуально

3. упрощенный индекс ВОЗ

4. полный индекс ВОЗ

5. периодический индекс ВОЗ

2. Гигиеническое обучение и воспитание необходимо начинать:

1. с начала прорезывания первых постоянных зубов (5-6 лет)

2. со времени прорезывания всех постоянных зубов (12-13 лет)

3. в возрасте 3-4 года

4. с двух лет

5. в возрасте прорезывания первых временных зубов

3. По механизму мероприятий по профилактике карие­са зубов разделяют:

Установите соответствие:

1.общеукрепляющую

2. патогенетическую

3. этиологическую

а) воздействующую на этиологи­ческий фактор

б) оздоровительную

в) направленную на различные звенья патогенеза кариеса зубов и на повышение кариесрезистентности

4. Обучение чистке зубовдетском саду:

Определите последовательность:

1.обучение ребенка полосканию полос­ти рта с последующим закреплением навыка и конт­ролем его после еды

2.осмотр полости рта детей

3. чистка зубов детьми утром и вечером с пастой,

4. обучение детей пользованию щеткой на моделях челюстей и контроль этого навыка;

5.чистка зубов детьми без пасты утром и вечером (дома) под контролем родителей (воспи­тателей, медицинского работника);

6. рассказ о зубной щетке, демонстрация пользования на модели;

7. чистка зубов детьми без пасты зубной с последующим мытьем щетки водой, высушивани­ем и хранением в стакане с закреплением в даль­нейшем этого навыка.

5. При обучении пациента гигиене полости рта необходимо подчеркнуть, что рост налета возобновляется; через сколько часов после тщательной чистки зубов он начинает расти и вредно воздействовать на зубы и десну?

1.через 1 час

2.через 3 часа

3.через 6 часов

4.через 12 часов

5.через 24 часов

6. Самое важное в поддержании гигиены полости рта:

1.употреблять много воды и тщательно полоскать рот

2.регулярно посещать зубного гигиениста

3.тщательно чистить зубы щеткой и пользоваться флоссами не менее 1 раза в день

4.использовать антисептические полоскания

5.верно все

 

7. Индивидуальная гигиена полости рта осуществляется:

1. самим пациентом

2. врачом-стоматологом

3. пациентом под контролем врача-стоматолога

 

8. Детям 2-3 лет рекомендуется чистить зубы:

1. утром

2. утром и вечером

3. 1 раз в 3 дня

4. на ночь

9. Детям 3 лет для чистки зубов рекомендуется использовать:

1. зубную щетку

2. зубную щетку и зубную пасту

3. зубную щетку и зубной порошок

4. зубную щетку и эликсиры

5. флоссы

 

10. Профилактика кариеса у детей включает в себя:

1. обучение рациональной гигиене полости рта

2. контролируемую чистку зубов

3. реминерализирующую терапию

4. герметизацию фиссур

5. все вышеперечисленное

Рекомендуемая литература:

1. Сунцов В.Г., Леонтьев В.К. Стоматологическая профилактика у детей. — Москва: мед.книга; н.новгород: изд-во НГМА, 2001.

2. Энциклопедия профилактической стоматологии / Под ред. С.Б. Улитовского. -СПб.: Человек, 2004.

3. И.К. Луцкая Профилактическая стоматология.-М.:Мед. лит, 2009.

4. Т.В. Попруженко. Т.Н. Терехова Профилактика основных стоматологических заболеваний. ¾ М.: МЕДпресс-информ, 2009

 

Занятие № 3.

Тема: Организация и проведение «уроков гигиены» в детском дошкольном учреждении и школе.

Цель занятия: Научиться организовывать и проводить «уроки гигиены» в детском дошкольном учреждении и школе.

СРС: Составить план «урока гигиены» для детей различного возраста.

Материальное оснащение: таблицы, наглядные пособия.

Контрольные вопросы для усвоения темы:

1.Формирование каких представлений и навыков предполагает гигиеническое воспитание среди родителей и детей разного возраста?

2.Как должен быть оборудован кабинет гигиены в поликлинике и в школе?

3.Какие методы контроля работы по воспитанию навыков гигиены вам известны?

 

Содержание темы:

Гигиеническое воспитание состоит из двух основных разделов: - санитарно - просветительной работы, предусматривающей доведение до населения информации об основных факторах риска возникновения стоматологических заболеваний, об индивидуальных, семейных и коллективных мерах их предупреждения; - обучение методу гигиенического ухода за полостью рта, предусматривающее привитие правильных и эффективных приемов удаления зубного налета и остатков пищи с поверхности зубов и межзубных промежутков с помощью средств ухода за полостью рта (зубные щетки, пасты, нити и зубочистки).

Обучение детей — самый трудоемкий и ответственный этап гигиенического воспитания. Лучше всего его проводить в сочетании с активными и пассивными формами санпросветработы, т.е. чередовать эти мероприятия. Обязательными атрибутами обучения методам гигиены полости рта должны быть крупные игрушки (для младших детей), модели челюстей, рисунки, плакаты, зеркала, раковины. В различных возрастных группах детей характер обучающих занятий дифференцируется. Так, у детей 2—4 лет беседы и обучение должны быть тесно переплетены между собой в форме игрового обучающего продолжительного, в несколько занятий, спектакля, в котором беседа подана в виде доступной детям игры (на примере «зайки», который хорошо чистит зубы, ест морковку и не любит конфеты), а обучение навыкам носит регулярный последовательный характер с требованием неукоснительного повторения и закрепления навыков путем их усложнения от занятия к занятию. К их окончанию ребенок должен владеть этими навыками полностью, хотя может чисто внешне, поверхностно представлять их необходимость. В соответствии с игровой ситуацией должно быть оформлено помещение. Плакаты и рисунки должны нести в себе определенную смысловую и

ся муляжи, слайды, специальная литература и пособия. Закрепляются обучающую нагрузку. Для детей 5—7 лет в обучение чистке зубов можно внести элементы соревнования, если предварительно или после окончания гигиенических мероприятий покрасить зубной налет.

В этом случае дети могут наглядно убедиться в качестве ухода за полостью рта и необходимости довольно длительного времени для удаления налета. У школьников обучение гигиеническим навыкам проводится в комнате гигиены перед зеркалами. Группа обучающихся не должна превышать 7—8 человек. Обычно это обучение проводится на втором уроке здоровья и закрепляется на третьем.

Очень сложно проводить обучение гигиене полости рта у старшеклассников, которые в большинстве случаев уверены в правильности проводимых ими гигиенических мероприятий, довольно скептически относятся к словам и действиям стоматолога, стесняются друг друга. Группы обучающихся должны быть минимальными, отдельно юноши, отдельно девушки.

Среди неорганизованных детей работа по обучению гигиеническим навыкам чаще всего проводится перед лечебным приемом в кабинете поликлиники.

Занятие № 4.

Тема: Очаговая деминерализация эмали. Методы выявления.

Цель занятия: Изучить понятие очаговой деминерализации эмали и методы выявления.

СРС: оценка состояния зубов, зубных рядов.

Материальное оснащение: таблицы, наглядные пособия, «стоматологическое трио», лотки для инструментов, красители.

Контрольные вопросы для усвоения темы:

1.Дать определение «очаговой деминерализации эмали»?

2. Классификация поражений зубов с очаговой деминерализацией?

3. Перечислить методы выявления «очаговой деминерализации эмали»?

4. Основные методы выявления «очаговой деминерализации эмали»?

5.Дополнительные методы диагностики «очаговой деминерализации эмали»?

Содержание темы:

Очаговая деминерализация эмали – это системное поражение пришеечных участков зубов в результате недоразвития и снижения количества кальция в ткани зуба. Такое состояние формируется в период созревания ткани зуба после его прорезывания. Особенность этого заболевания – поражение практически всех зубов. По изменению в ткани зуба этот процесс похож на начальный кариес. В пришеечной зоне зубов определяются меловидные участки, которые особенно хорошо видны при высушивании зуба струей воздуха. Очаговая деминерализация эмали начинается с потери ее естественного блеска на ограниченном участке в дальнейшем происходит изменение цвета в виде меловидно-матового (белое, серое или светло-желтое) - острое течение кариозного процесса или прогрессирующая деминерализация - или пигментированного пятна с коричневыми оттенками (хроническое течение или приостановившееся).

Очаговая деминерализация эмали в зависимости от характера течения подразделяется на медленно- и быстротекущую.

Классификация очаговой деминерализации эмали зубов:
1. Медленнотекущая:
-начальная стадия;
- развившаяся стадия;
- стадия дефекта.
2. Быстротекущая:
- начальная стадия;
- развившаяся стадия;
- стадия дефекта.

 

Методы выявления

Для клинической диагностики кариеса применяются основные (опрос, осмотр, зондирование, температурные пробы) и дополнительные (витальное окрашивание, трансиллюминация, электрометрия, измерение биоэлектрических потенциалов, рентгенография) методы обследования.

Использование стоматологического зеркала и зонда позволяет легко найти и диагностировать кариозные полости.

Осмотр

Осмотр зуба проводится визуально и с помощью зеркала. При осмотре пораженного участка зуба может определяться меловое (матовое) или реже пигментированное пятно, окрашенное в желтый, коричневый или черный цвет. Однако чаще выявляется наличие кариозной полости той или иной глубины. У детей чаще, чем у взрослых, кариозные полости локализуются на жевательных поверхностях временных и постоянных моляров. Кариес зубов у детей характеризуется преимущественно острым течением, быстрым проникновением в дентин, поэтому размер входного отверстия в кариозную полость, как правило, не отражает ее истинной величины.

Во временном прикусе часто диагностируется множественный кариес, развитие которого связано со структурной неполноценностью зубных тканей. В связи с этим на одноименных зубах кариозные полости располагаются симметрично, они часто имеют одинаковую величину и форму. У детей во временных зубах нередко встречаются циркулярный и плоскостной кариес. Плоскостной кариес характеризуется неглубокими полостями, которые чаще локализуются в эмали и не углубляются в дентин.

Метод зондирования

Зондированием диагностируют, уточняют и дополняют полученные при осмотре данные. Зонд позволяет определить степень и глубину поражения эмали и дентина, выявить консистенцию кариозного дентина на стенках и дне кариозной полости, определить чувствительность в области эмалево-дентинной границы и дна.

Визуальный метод
Этот метод наиболее легко выполним в условиях стоматологического кабинета и эффективен для выявления очагов деминерализации эмали в виде белого пятна. Обследуемый зуб очищают от налета, изолируют от слюны и поверхность высушивают воздухом. Визуально определяют размеры очагов деминерализации.

Инструментальные методы

Лазерная диагностика

В основе лазерной диагностики кариеса лежит флюоресценция – свечение твердых тел, жидкостей и газов, вызванное светом, рентгеновским или корпускулярным излучением. Атомы флюоресцирующего вещества поглощают энергию квантов падающего излучения и переходят в возбужденное состояние. Это состояние очень нестабильно, поэтому атомы вещества спонтанно возвращаются в исходное состояние, выделяя избыток энергии в виде характерного флуоресцентного излучения. Лазерная диагностика кариеса основана на флуоресцентных свойствах бактерий – возбудителей кариеса. Зуб облучается лазером определенной волны. Спектр флюоресценции инфицированных тканей отличается от спектра флюоресценции здоровых тканей. Это различие и фиксируется соответствующим диагностическим оборудованием.

Лазерная флюорометрия.

Диагностика с помощью аппарата «Диагнодент», разработанного немецкой фирмой КаVо. используется для выявления начального кариеса в тех случаях, когда его трудно определить визуально (например, очаги деминерализации расположены на контактных поверхностях зубов или в области фиссур жевательной поверхности). Лазерный диод выпускает импульсные световые волны определенной длины (655 нм) на зубную поверность и отражаются. Это отражение световой волны принимается специальными фотоэлементами. Кариес изменяет оптические свойства твердых тканей зуба, которые при этом флюоресцируют световыми волнами другой длины. Патологически измененные ткани зуба отражают световые волны другой длины, в отличие от интактной эмали. Длина отраженных волн анализируется соответствующей электроникой аппарата, и при обнаружении очага деминерализации появляется звуковой сигнал.

Длина отраженных волн анализируется соответствующей электроникой прибора и преобразуется в цифровые значения и акустический сигнал.

рисунок 1

Методика работы с "Diagnodent" заключается в следующем:

— поверхность зуба очищается от мягкого налета и зубных отложений, которые могут исказить показания прибора;

— поверхность зуба высушивается;

— с помощью датчика освещается исследуемый участок тканей зуба, и через несколько секунд на цифровом табло появляются данные исследования в виде цифровых показателей.

По данным A. Lussi (1995), цифровые показатели шкалы от 0 до 14 соответствуют нормальной структуре эмали, от 15 до 25 — кариесу в пределах эмали, от 21 до 90 — кариесу в пределах дентина. По данным отечественных авторов О.А.Краснослободцевой и Л.Ю.Ореховой (2000), показатели кариеса в стадии пятна соответствуют 9+2, поверхностному кариесу — 15+3, среднему кариесу — 50+3. Отличия цифровых показателей, характеризующих состояние тканей зуба, у разных авторов, по всей вероятности, объясняется различной степенью минерализации эмали и дентина в разных регионах — в Германии и в России. По заключению разработчиков прибора "Diagnodent", с его помощью кариес выявляется в 90% случаев.

В качестве вспомогательных средств, использование интраоральной камеры «SoproLife» разработанной Life-D.T. - методика, для оценки измерения автофлюоресценции на различных этапах развития кариеса и получения увеличенного изображения на экране.

Дает возможность провести очень точную диагностику заболеваний полости рта, увидеть любые, даже самые незначительные изменения поверхности зубов, десен, слизистой оболочки, оценить состояние имеющихся пломб и реставрационных конструкций. Интраоральная камера сканирует за считанные минуты все зубы и межзубные пространства и выводит на экран результат – так называемую «карту зубов», где здоровые и кариозные зубы окращены разными цветами. Пациент может сам убедиться в необходимости той или иной терапии, после просмотра такой «карты»;

Реже в стоматологии используется люминесцентная стоматоскопия зубов с помощью ультрафиолетового облучения. Принцип диагностики основан на различном характере свечения здоровых и пораженных кариесом участков эмали. Так, здоровые зубы в УФ-лучах дают свечение голубоватого цвета, а для кариозных пятен характерно как бы гашение люминесценции с более четким проявлением контуров очага поражения. УФО-стоматоскопия. Проводится в затемненной комнате с помощью стоматоскопа флюоресцентного.

Трансиллюминация — это метод диагностики кариеса, который предполагает использование галогеновой лампы и фиброоптического элемента, при помощи которого создается мощный пучок холодного света. При интактной коронке свет равно



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 860; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.104 (0.016 с.)