Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Максимальная адаптация к болезни.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Таким образом, СУЩНОСТЬ СЕСТРИНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ состоит в передаче знаний, умений и навыков от медицинской сестры пациенту или его близким в процессе обучения. В результате пациент или его близкие усваивают и формируют навыки для удовлетворения прежде всего основных жизненно-важных человеческих потребностей.
Медсестра должна учитывать окружающую обстановку- это важное условие для успешного обучения. Прежде всего, необходимо определиться, как проводить обучение: o группой o малой группой (парой) o индивидуально Так групповое обучение не всегда эффективно, но это зависит от количества обучаемых, достаточного времени у медсестры, финансовых возможностей ЛПУ и пациента. Лучше всего обучение проводить индивидуально. Обучение всегда начинается с более простых навыков, например, умывания, одевания, приема пищи, пользования мочеприемником - повседневных навыков, а затем переходят к более сложным: например, пользованию инвалидной коляской и технике измерения АД. При обучении могут встретиться новые термины, непонятные для пациентов. Нужно рекомендовать все записывать в виде словарика, в котором термину соответствует его значение. Например: o поручни - приспособления для самостоятельного передвижения пациента; o тонометр - прибор для измерения давления; o гипертония - высокое АД и так далее. ПРИ ОБУЧЕНИИ МОЖНО ШИРОКО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СПЕЦИАЛЬНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, МЕДИЦИНСКИЙ АТЛАС, ПАМЯТКИ, КА-ЛЕНДАРИКИ, ИНСТРУМЕНТЫ И ТАК ДАЛЕЕ. Печатные материалы должны быть доступны, написаны простым языком, иметь небольшие объемы (большой объем отпугивает пациента), не содержать непонятных медицинских терминов. 1. При обучении избегайте медицинских терминов. 2. Выделяйте главное (можно простым подчеркиванием). 3. Используйте большое количество примеров. 4. Соблюдайте последовательность в обучении. СХЕМА ПРОСТА: 1. Расскажите, что необходимо изучить. 2. Попросите все повторить. 3. Покажите все - что необходимо. 4. Попросите продемонстрировать, помогая при этом пациенту - выполните, по возможности, вместе. 5. Пусть пациент все продемонстрирует сам от начала до конца. При обучении стремитесь от передачи знаний к умению и навыку. В процессе обучения задавайте больше конкретных вопросов, наблюдайте, как пациент выполняет новые навыки. Обучите своих пациентов вести дневник наблюдения, где они будут отражать определенные показатели (например: пульс, АД, массу тела и так далее). Если пациенты не могут запомнить даты, сроки - попросите отмечать их у себя в календарике. ЗАПОМНИТЕ! ПАЦИЕНТ УСВАИВАЕТ ИНФОРМАЦИЮ ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА ОНА ЕМУ НУЖНА, БЛИЗКА ЕМУ, ПЕРСОНАЛЬНО ВАЖНА ДЛЯ НЕГО
Процесс обучения сестринской практике подразумевает взаимосвязанную деятельность медработника и пациента. Результаты этой учебной деятельности во многом зависят от того, какой характер носит деятельность пациентов. Перефразируя слова А. Дистервега, можно сказать следующее: «Плохая медсестра преподносит истину, хорошая — учит ее находить». При обучении пациентов медицинской сестрой реализация принципа сознательности и активности выражается в понимании пациентом необходимости овладения каким-то умением или навыком при условии, что пациент должен: o знать, что следует выполнить, o представлять, как выполнить задание, способ выполнения, требования к технике выполнения, o отдавать себе отчет, для чего он это делает, o понимать, почему именно следует делать так, а не иначе.
На этапе реализации педагогических мероприятий в «Школе пациента» или при патронаже медицинской сестрой, можно условно выделить семь шагов:
Привлечение внимания, ознакомление с темой. На этом вводном этапе концентрируется внимание пациента на вас и на теме, проблеме беседы. Время 0т 1 до 5 минут. Информирование о задачах обучения. В доступной форме пациенту рассказывается о задачах обучения, о том, что он будет знать и уметь. Время от 1 до 23 минут. Активизация в памяти предыдущих знаний. Определяют путем опроса предыдущие знания пациента, уровень его осведомленности о проблеме или заболевании. Либо вспоминают знания, усвоенные на предыдущем занятии (патронаже). Время от 5 до 10 минут. Подача новой информации. Преподноситься незнакомая пациенту информация, обязательно в комплексе со стимулирующим наглядным материалом и печатными памятками. Время от 20 минут до 1 часа. Формирование желаемого поведения, умений. Родители получают возможность усвоить те или иные действия по уходу за ребенком и т.д. Время от 10 до 20 минут. Обеспечение обратной связи. Преподаватель отмечает успехи пациента, обозначает достигнутые цели. Пациент поощряется к задаванию вопросов. Определение дальнейшей стратегии обучения. Медсестра дает некий вариант домашнего задания (измерять ребенку температуру два раза в день и начертить график), обозначает тему и цель следующей встречи (беседы). Психологические особенности обучения пациента Любое серьезное заболевание, тем более хроническое, сильно меняет восприятие человека, снижает самооценку, часто заставляет занять оборонительную позицию и использовать защитные психологические механизмы для уменьшения тревоги из-за ухудшения качества жизни. Процесс этот динамический и, как правило, представляет собой ряд последовательных стадий принятия заболевания или «скорби по здоровью». Стадия принятия заболевания влияет на способность пациента воспринимать информацию и выполнять рекомендации медицинских работников.
Пять стадий принятия заболевания: Отрицание. На этой стадии пациент вследствие шока отвергает саму возможность наличия у него заболевания («Такого не могло со мной случиться»). Медицинская сестра может неверно оценить состояние пациента, посчитав, что он не хочет понимать серьезности заболевания. Обучение на этой стадии неэффективно. Бунт. Позиция пациента: «За что мне это? Кто-то должен за это ответить!». Со стороны пациента может быть агрессивная реакция, упреки в некомпетентности врача, настаивание на дообследовании, обращение в другие медицинские учреждения. Поведение пациента может способствовать формированию у медсестры ошибочного мнения о «сложности характера» и потенциальной агрессивности данного пациента. Подобные впечатления могут стать серьезным препятствием для последующего общения. Обучение на этой стадии также не даст результатов.
Торговля. Появляется первое осознание нового состояния – болезни. Пациент соглашается на лечение, однако часто оспаривает назначения: «Хорошо, я согласен на введение инсулина, но … только один раз в день». Неполное принятие болезни ведет и к неполному согласию с лечением, режимом, диетой. Медиков это раздражает и часто приводит к постановке ультиматума: «Или вы выполняете все, что назначено, или лечитесь сами!». На этой стадии обучение затруднено, так как пациент может неправильно воспринимать, искажать информацию.
Самоанализ. На этой стадии пациент осознает свое заболевание и задается вопросом: «Смогу ли я с ним справиться?». В нем борются уныние и надежда. Пациент становится более спокойным и способным к сотрудничеству, он испытывает явный интерес к обучению. Медперсонал же, помня о сложностях предыдущих этапов, недооценивают новые возможности пациента и не предоставляют ему возможности для обучения.
Принятие. Завершающая стадия сложного и болезненного психологического процесса. Пациент осознает, что с заболеванием он сможет вести нормальную жизнь при условии определенных ограничений и медикаментозных вмешательств. Он восприимчив к медицинской информации и активно использует полученные знания. Это наилучшая стадия для обучения.
Таким образом, для адекватного выбора начала обучения конкретного пациента медицинской сестре необходимо умение распознавать стадии принятия заболевания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.95.236 (0.006 с.) |