Виды ансамбля на уроке музыки.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды ансамбля на уроке музыки.



Ансамбль – это слитное согласованное пение

Приемы работы над ансамблем:

1) собрать внимание перед пением

2) добиться одновременного вступления

3) приучать слушать себя и других

4) приучать петь негромко

5) приучать петь как один человек

6) добиться объединяющего детей настроения

7) приучать в младшем возрасте петь в одном темпе.

 

Ансамбль может быть: интонационный (мелодический , гармонический и полифонический), метро-ритмический, темповый, тембровый, динамический, артикуляционный.

 

Работа с плохо интонирующими детьми

"Вопрос о возможностях музыкального развития фальшиво поющих детей издавна волнует педагогов - музыкантов". Часто педагоги приходили к такому выводу: "Не все же должны обязательно уметь петь… Пусть вместо пения рисуют, танцуют, читают; раз уж нет способностей – ничего не поделаешь, а другим хоть мешать не будут". К сожалению, эта точка зрения существует до сих пор. Даже сами родители внушают ребенку мысль о том, что ему не следует заниматься пением, в результате ребенок начинает замыкаться в себе, так как не может выразить себя ни в школе, ни дома. На учителе музыки лежит большая ответственность, потому что только он может помочь ребенку раскрыть свои способности. Поэтому особое внимание в первом и втором классах следует уделять работе с плохо интонирующими детьми, так называемыми «гудошниками». Но для этого в первую очередь нужно определить причину подобного явления. К ним относятся:

- низкий уровень развития музыкальных способностей, отсутствие или ограниченность музыкальных представлений, музыкального опыта;

- неразвитость ладового чувства;

- отсутствие условно-рефлекторных связей между слуховым и двигательным анализатором, и слабое отражение двигательных ощущений в коре головного мозга;

- несформированность певческих навыков и вокального слуха;

- нарушение координации нервных и физиологических процессов;

- нарушение функций мягкого неба;

- острые и хронические заболевания уха, горла и носа;

- неквалифицированное обучение пению, сформировавшее неправильные певческие навыки;

- подражание эстрадным певцам; пение в грудном регистре, использование придыхательной атаки, форсирование звука и прочие;

- двигательная и мышечная зажатость, стеснительность, вялость, апатичность или чрезмерная активность;

- адаптационный синдром у первоклассников.

При медицинском обследовании неточно интонирующих учащихся было выявлено две группы детей: «гудошники» и «лжегудошники». У «гудошников» в ларингоскопическом строении были отмечены довольно стойкие отклонения от нормы. Это либо треугольное несмыкание в задней трети голосовых связок, либо их полное смыкание, тогда как для детей семи лет неполное смыкание связок является физиологической нормой. У «лжегудошников» не было выявлено отклонений от нормы. В результате чего к этой группе отнесли детей 7 лет, трудно привыкающих к школе.

В течение многих лет педагоги и методисты обращались в своей работе к этой проблеме и пришли к выводу, что нельзя плохо поющих детей лишать пения.

А.Л. Маслов и И.П. Пономарьков начинали занятия с детьми с низких звуков (си, си-бемоль малой октавы), так как эти звуки воспроизводились детьми удобно, естественно с чистой интонацией. Сначала пение начиналось с закрепления интонации одного звука, затем прибавлялся второй и третий звуки. Постепенно педагог расширял диапазон голосов детей и подводил их к обычной тесситуре.

Также существует другая точка зрения работы с «гудошниками». Например, А.Г. Раввинов предлагал детям читать и говорить на высоких звуках. Он отметил, «что многие дети имеют низкий разговорный голос и переносят характер его звучания в свое пение».

В.К. Белобородова изначально начинала работу с «гудошниками» с примарных звуков, но потом заметила, что дети в играх преимущественно пользуются высокими звуками. После этого она стала предлагать детям изобразить пение кукушки – «ку-ку», как стреляет пистолет – «пиф-паф» и прочее. Игровые моменты заинтересовали и помогли детям справиться с неправильным пением.

Н.Куликова использовала в своей работе оба метода и пришла к выводу, что сдвиг диапазона резко вверх является более эффективным и целесообразным, так как приводит к большей продуктивности работы.

На основании исследования многих работ по этому вопросу я пришла к выводу, что при работе с неверно интонирующими детьми надо:

  1. Выяснить причину плохого интонирования.
  2. Работать с детьми в индивидуальном порядке. Записывать наблюдения.
  3. Не разрешать «гудошникам» петь с правильно поющими детьми, так как они еще больше закрепят привычку фальшивого пения.
  4. Знать, что правильно выстроенная вокальная работа (выработка дыхания, звуковедения и т.д.) помогают в исправлении интонации.

5. Немаловажным фактором для успешной вокально-хоровой работы является расположение детей. Отстающие дети должны сидеть в первом ряду: во-первых, для того, чтобы учитель мог их постоянно контролировать, во-вторых, чтобы дети ближе находились к источнику звука, в-третьих, они будут постоянно слышать сзади себя правильное пение, в то же время, не сбивая верно поющих детей. По мере развития место расположение учащихся можно постоянно варьировать.

 

Распевание на уроке.

Как правило, начинать вокально-хоровую деятельность на уроке целесообразно с настройки на певческий процесс и распевания певческого аппарата. Настройка на певческий процесс выполняет функцию унисонного звучания голосов учащихся. Цель распевания — «распеть» голос и подготовить его к более совершенному овладению пев­ческими навыками, необходимыми для исполнения песен, раз­учиваемых на уроке. Распевание является систематической тре­нировкой голоса, укрепляющей усвоение основных навыков голосообразования и дыхания.

Настройка певческого процесса во многом зависит от показа учителя. Отсюда следует, что звук учителя должен быть предельно интонационно точным, собранным (округлым), мягким и выразительным по звучанию. В первом и втором классах осуществлять настройку крайне трудно. Поэтому вначале к пению нужно привлекать верно, интонирующих детей, а затем остальных. Обязательно надо сделать остановку на первом звуке, чтобы ребята услышали унисон, следить за тем, чтобы голоса сливались один с другим, чтобы не форсировали звук, а пели на динамике mp. Также постоянно ведется работа с плохо интонирующими детьми, надо просить их больше слушать правильное пение одноклассников, а затем и их включать постепенно в работу.

Распевание строится на упражнениях, которые должны содействовать постепенному и последова­тельному накоплению различных певческих навыков. Поэтому они должны быть систематическими, то есть иметь опре­деленную усложняющуюся последовательность в овладении отдельными навыками. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей детей, следовательно, нужно обращать внимание на диапозон и дыхание в упражнении. Также упражнения должны содействовать наиболее быстрому преодолению технических трудностей, встречающихся в разучи­ваемой песне. Необходимость в такого рода упражнениях воз­никает в связи с той или иной конкретной вокальной задачей, и носит эпизодический характер.

Важнейшим принципом упражнений является их максималь­ная связь с песенным материалом и ясность художествен­ной цели, то есть осознанность работы над любой технической деталью.

Как правило, в распевание включаются упражнения, повторяющиеся постоянно, из урока в урок. Их задача — дать правильное направление работе голосового и дыхательного аппарата. «Перед началом пения учитель проверяет, соблюдают ли дети певческую установку: сохраняют при пении правильное положение корпуса и головы».

Первое упражнение обычно исполняется на одном звуке, например, соль первой октавы. Детям предлагается тянуть этот звук весьма продолжительно на гласную у, потому что на этом звуке ротовая полость и глотка раскрываются широко и пение совершается как бы «на зевке». Как только педагог почувствует собранность внимания всех певцов и уверенный унисон, то переходит к следующему упражнению. Теперь дети должны пропеть этот же звук соль вновь на гласную у два раза коротко, с активным выдохом, а на третий раз протянуть его. Этот исполнительский прием активизирует процесс дыхания и утверждает свободное, ненапряженное звукообразование. Затем это же упражнение следует пропеть на гласную и, при котором приходится его округлять, то есть приближать его к ю или ы; при этом появляется возможность найти яркое, близкое звучание и активизировать работу голосовых связок.

Другая группа упражнений, включаемая в распевание, обычно связывается с последовательным воспитанием тех или иных вокально-хоровых навыков, необходимых для постепенного повышения общего исполнительского мастерства. Они направлены на развитие цепного дыхания, акапельного пения. Следующая группа упражнений создается педагогом непосредственно для решения проблем, возникающих при разучивании той или иной песни. Эти трудности могут иметь интонационный, ритмический или какой-либо другой характер. В качестве упражнения также можно взять отрывок из разучиваемой песни.

Но независимо от упражнения педагог обязан донести до сознания детей, что работа над ними есть важнейшая часть вокально-хорового воспитания и образования. Вот почему исполнять их следует обязательно с удовольствием, увлеченно и активно. Упражнения для детей младшего возраста чаще всего используются со словами. Для развития некоторых навыков или теоретических понятий хорошо в качестве упражнений использовать небольшие песенки, например, песни Е. Тиличеевой на слова поэта Я. Серпина, каноны Л. Бетховена, В. Моцарта и О. Мандичевского.

 

Принципы подбора репертуара

 

Песни, исполняемые на уроке, должны отвечать следую­щим условиям:

1) быть идейно-художественно ценными;

2) соответствовать возрасту детей;

3) мелодия разучивае­мой песни для достижения устойчивой интонации должна дублироваться в сопровождении, а в последующих песнях иметь четкую гармоническую поддержку в аккомпанементе;

4) мелодическая ткань песни должна отвечать не столько диапазону детского голоса, сколько его звучащей зоне;

5) должна быть доступной возрасту по ритмической труд­ности;

6) песни должны быть разнообразными по харак­теру, интересными для детей, обогащать детские представле­ния и развивать у них фантазию.

Исходя из этого, можно сказать, что высокохудожественный репертуар – это репертуар, в котором сочетаются произведения патриотические и игровые, лирические и шуточные, медленные и быстрые. В нем должны найти место сочинения русских и зарубежных классиков, народное творчество и старинная музыка, а также произведения современных композиторов.

Так как одной из актуальных проблем является быстрота запоминания муз. материала, что особенно большое значение приобретает в разучивании песни, то начинать вокально-хоровую работу с детьми младшего школьного возраста целесообразнее с народных песен. Народные песни преимущественно построены на повторяющихся мотивах, небольшие по объему, не содержат большого количества трудностей, удобны в исполнении, что способствует быстрому запоминанию музыкального и текстового материала. Дети исполняют народные песни с большим удовольствием, потому что их часто можно совмещать с танцевальными движениями, сопровождать с помощью простейших музыкальных инструментов. На основе народной песни можно знакомить детей с элементами многоголосного пения, с каноном. Исполнение народной музыки помогает учителю решать задачи воспитательного характера. Дети начинают относиться к прошлому своего народа с большим уважением и любовью.

Большую роль на уроке музыки играют произведения композиторов – классиков. Именно классическая музыка способствует воспитанию музыкального и эстетического вкуса учащихся. Существует ряд причин, по которым учитель музыки мало поет произведения классиков. Главными из них являются ограниченные вокальные возможности детей, а также небольшое количество песен, написанных специально для детей. Полезно вокализировать знаменитые мелодии с детьми, подставляя свой текст. Этот метод она применяла как в музыкальном приветствии, так и в виде распевания. В результате чего воспитанники получили широкое представление о классической музыке. Потому что детям надолго запомнится песня, которую они сами неоднократно исполняли. Перед учителем музыки стоит важная задача: отобрать весь музыкальный материал, доступный для детей определенного возраста, сделать облегченное переложение и проработать текст. В то же время произведение не должно пострадать из-за халатного отношения педагога, всему нужна своя мера. Только учитель музыки может сделать так, чтобы классическая музыка стала неотъемлемой частью жизни школьников.

Музыка детям должна быть интересна и понятна.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.009 с.)