Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспертное исследование следов зубов человека

Поиск

Предметом судебно-трасологической экспертизы следов зубов человека является установление лица, оставившего следы зубов, а также условий, при которых образовались следы.

Исследование следов зубов позволяет экспертам решить вопросы идентификационного характера:

· оставлены ли зубами следы, представленные на экспертизу;

· не принадлежат ли следы зубному аппарату конкретного человека;

· зубами верхней или нижней челюсти оставлены следы;

· какими конкретно зубами оставлены следы;

· каковы особенности строения зубного аппарата человека, оставившего следы;

· не оставлены ли следы зубными протезами, в частности протезом, представленным на экспертизу.

Если установлено, что следы оставлены зубами человека, перед экспертом могут быть поставлены неидентификационные вопросы: о механизме образования следов и взаимном положении потерпевшего и преступника и др.

Перед экспертом могут быть поставлены диагностические задачи, такие, как определение возраста, пола и профессии человека, оставившего следы зубов.

Следы ногтей обнаруживаются на теле человека, реже — на предметах. Как правило, эти следы для идентификации оставившего их лица непригодны, так как представляют собой вдавленности или царапины, образованные ногтевыми кромками, лишенные индивидуальных особенностей. Однако по их размерам, форме, расположению в ряде случаев можно судить о размере кисти руки, размере и форме ногтей. Информация о наличии, числе, степени выраженности, месте расположения следов ногтей позволяет реконструировать элементы происшедшего события (борьба, самооборона, удушение); судить о способе причинения телесных повреждений. По характеру следов ногтей на следовоспринимающем объекте и в зависимости от вида этого объекта делается предположение о наличии под ногтями частиц следовоспринимающего объекта: крови, кусочков кожи, волос, волокон ткани одежды и других, по которым этот объект может быть впоследствии идентифицирован.

Объемные следы ногтевой пластинки значительно более информативны, поскольку расположение бороздок и ложбинок на ней для человека так же индивидуально, как и отпечаток пальца и не изменяется в течение всей его жизни. Изъятие таких следов производится по общим для объемных следов правилам. Их индивидуальная идентификация возможна при наличии образцов для сравнительного исследования.

При обнаружении на месте происшествия частей ногтей по ним возможна идентификации личности как целого по его частям. Наличие на ногтях лака позволяет установить его групповую принадлежность (страну изготовитель, фабрику, марку, тон).

Следы транспортных средств.

Под следами транспортных средств понимают следы, отображающие внешнее строение отдельных частей транспорта (протекторов, бортов кузова и т.п.); части, отделившиеся от транспортного средства; вещества, используемые для эксплуатации автомобиля (тормозная жидкость, тосол, смазочные масла), которые были обнаружены на месте происшествия. По этим следам удаётся установить:

- групповую принадлежность транспортного средства (вид, марку, модель);

- тождество транспортного средства по его следам и отделившимся от него деталям и частям;

- механизм и характер повреждений, возникших на транспортном средстве в результате происшествия;

- неисправность некоторых механизмов;

- отдельные обстоятельства происшествия, имеющие значение для дела (скорость движения транспорта, взаиморасположение транспортных средств в момент столкновения, перевозимый груз и многое другое).

Чаще всего на месте происшествия обнаруживают следы колёс. Они могут быть в виде следов качения или скольжения. Следы скольжения возникают при блокировке колёс. При качение криволинейная поверхность протектора отображается в виде полосы. При этом нужно учитывать, что некоторые особенности колеса могут отобразиться с искажением. Ведущее колёсо может буксовать, а тормозящее – проскальзывать. Поэтому расстояние, которое пройдёт колесо за один оборот, может быть меньше либо больше длины его окружности, что сказывается на форме и размерах отобразившихся особенностей. Другие следы возникают чаще всего при столкновениях и наездах. По механизму образования они близки к следам орудий взлома (в частности, следам удара и скольжения). По следам транспортных средств могут быть установлены: колея, база, количество осей и колёс, ширина беговой дорожки и длина окружности колеса (а отсюда и их диаметр). Эти данные позволяют судить о типе, марке, модели транспортного средства.

Колея – расстояние между средними линиями следов колеса, установленных на одной оси. Колею передних колёс можно замерять лишь на повороте, так как на прямолинейном участке пути уничтожается задними колёсами.

База транспортного средства – расстояние между передней и задней оси.

Беговая дорожка может иметь различный рисунок. В процессе эксплуатации элементы рисунка иногда нарушаются.

Осмотр следов транспортных средств позволяет установить ряд обстоятельств, имеющих значение для дела. Эти следы изъять в натуральном виде практически невозможно, поэтому особую роль приобретает их тщательный осмотр и фиксация. Необходимо осматривать следы на возможно большем участке, что позволяет выявить места стоянки, поворота. На стоянке, в частности, могут быть обнаружены и другие следы (например, следы ног водителя, выходившего из кабины, какие-либо оброненные или выброшенные вещи и т.д.). По следам транспортных средств нередко удаётся определять направление движения. Так, капли жидкости, вытекающие с движущегося транспортного средства, разбрызгиваются в сторону движения. При повороте следы передних и задних колёс расходятся и затем опять сходятся. Более острый угол будет в месте окончания поворота.

Обнаруженные следы фотографируются. Как правило, следы колёс снимают масштабным способом по правилам линейной панорамы таким образом, чтобы зафиксировать след полного оборота колеса. Отдельно фотографируются следы передних и задних колёс, делается также снимок общего вида следов колёс. Некоторые важные особенности фотографируются крупным планом масштабным способом.

С объёмных следов делают слепки. Лучше всего, чтобы был сделан слепок полного оборота колеса. Но такой слепок будет тяжёлым. Поэтому след разбивают на участки по 30-35 см, перегораживают тонкой фанерой, жестью и отливают по частям по тем же правилам, что и следы ног. При этом перегородка не должна пересекать отразившиеся в следе особенности протектора. Полученные слепки нужно пронумеровать.

Следы протектора на одежде потерпевшего следует вначале сфотографировать, а потом закрепить бесцветным лаком.

Поверхностные следы транспортных средств, образованные пылевидными частицами, можно перекопировать на крупноформатную фотобумагу. Перекопировать следы можно также на прошкуренную резину и следокопировальную плёнку большого размера.

Целями транспортно-трасологической экспертизы являются установление транспортного средства, оставившего следы, выявление существенных обстоятельств механизма образования следов или дорожно-транспортного происшествия в целом.

Вопросы диагностического характера, разрешаемые транспортно-трасологической экспертизой, следующие:

1. Каким видом транспорта, типом, моделью автомобиля (мотоцикла, велосипеда, трактора и пр.), какими его частями оставлены следы?

2. Какой моделью шины оставлены следы? Каким колесом транспортного средства оставлены следы (правым, левым, передним, задним)?

3. В каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы? Какое место являлось местом столкновения транспортных средств? Каково взаимное расположение транспортных средств перед столкновением? Под каким углом столкнулись транспортные средства? Каково взаимное расположение транспортного средства и пешехода в момент наезда?

4. Имеются ли на данном объекте (теле, одежде потерпевшего, ограждении дороги и пр.) следы транспортного средства? Образовались ли следы в результате столкновения, наезда или переезда? Какова последовательность образования повреждений? Каков механизм образования имеющихся следов?

Вопросы идентификационного характера:

1. Оставлены ли следы данным транспортным средством?

2. Не является ли обнаруженный предмет (фрагмент) частью данного транспортного средства (например, обломок кронштейна, гайки, осколок фарного или лобового стекла, частица краски) и не составляли ли они ранее единое целое?

3. Не образованы ли следы, имеющиеся на транспортном средстве (преграде, одежде потерпевшего), частями данного транспортного средства?

Объектами транспортно-трасологической экспертизы являются:

• транспортное средство и его детали (кронштейны, фарные ободки и осколки фарного стекла, защитных стекол, болты и гайки, осколки лакокрасочных покрытий и пр.);

• одежда потерпевшего (при наезде на пешехода), на которой могут быть обнаружены следы частей транспортного средства (шины, бампера, радиатора), образовавшиеся при контакте, осколки стекла, следы горюче-смазочных материалов и частицы лакокрасочного покрытия*;

Одежду необходимо тщательно упаковать таким образом, чтобы следы на ней не были повреждены при транспортировке. Мокрую одежду, прежде чем упаковать, раскладывают на горизонтальной поверхности, покрытой белой бумагой, и высушивают при комнатной температуре. Если при этом на бумаге остались какие-либо микрочастицы, их упаковывают и также направляют эксперту.

• слепки из гипса или специальных полимерных масс объемных следов транспортных средств;

• ориентирующие, обзорные, узловые и детальные фотоснимки, запечатлевшие общую обстановку места происшествия (панорамные), показывающие положение и состояние каждого из объектов на месте происшествия, изображения следов протекторов шин и отдельных повреждений на транспортных средствах;

• протоколы осмотра места происшествия, осмотра транспортного средства, его частей, схемы и планы.

В качестве образцов для сравнительного исследования представляются:

• колеса, шины или экспериментальные следы беговых поверхностей колес проверяемого транспортного средства на бумаге или ткани;

• осколки фарных и защитных стекол, отделившиеся части и детали, изъятые при осмотре проверяемого транспортного средства, если аналогичные части обнаружены на месте дорожно-транспортного происшествия;

• транспортное средство со сколами лакокрасочного покрытия, если на месте происшествия обнаружены частицы краски.

При обнаружении на месте дорожно-транспортного происшествия следов лакокрасочных покрытий, горюче-смазочных материалов и иных веществ назначаются комплексная транспортно-трасологическая экспертиза и экспертиза веществ и материалов. Если для установления механизма дорожно-транспортного происшествия необходимо определение технического состояния транспортных средств, скорости их движения, тормозного и остановочного пути и пр., назначается комплексная автотехническая и трасологическая экспертиза.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 764; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.172 (0.007 с.)