Понятие о групповой сплоченности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о групповой сплоченности.



Групповая сплоченность – это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. Групповая сплоченность может выступать и как цель психологического тренинга, и как необходимое условие успешной работы. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач. Можно выделить следующие факторы, способствующие групповой сплоченности:

· совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников группы;

· достаточный уровень однородности групп по составу (особенно по возрастному показателю);

· атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;

· активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;

· привлекательность ведущего как образца, модели оптимально функционирующего участника;

· квалифицированная работа ведущего, использующего специальные психотехнические приемы и упражнения для усиления сплоченности;

· наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-то отношении.

Причинами снижения групповой сплоченности могут выступить:

· возникновение в тренинговой группе мелких подгрупп (это особенно вероятно в группах, превышающих 15 человек; впрочем, иногда своеобразная соревновательность, появляющаяся между подгруппами, ускоряет групповую динамику и способствует оптимизации тренинга);

· знакомство (дружба, симпатия) между отдельными членами группы до начала тренинга – это ведет к сокрытию от остальных участников группы какой-то частной информации, к стремлению защитить друг друга и не вступать в полемику, к отчуждению такой диады от группы;

· неумелое руководство со стороны ведущего, которое может привести к излишнему напряжению, конфликтам и развалу группы;

· отсутствие единой цели, увлекающей и объединяющей участников, и совместной деятельности, организованной ведущим; вялая групповая динамика.

Сплоченность определяет успех тренинговой работы уже хотя бы потому, что делает группу более устойчивой к ситуациям, сопровождающимся негативными эмоциональными переживаниями, помогает преодолевать кризисы в развитии.

приложение№2 (игры на сплочение)

Проводник»

Ребята выстраиваются в колонну по одному, положив руки на плечи друг другу (если отряд большой, в 2 или 3 колонны). Вожатый объясняет правила: - нельзя разговаривать - у всех, кроме последнего, закрыты глаза (для надёжности глаза можно завязать) - последний человек – проводник - хлопок по правому/левому плечу – поворот вправо/влево - хлопок по обоим плечам – вперёд - двойной хлопок по обоим плечам – назад - хлопок по обоим плечам дробью – стоп. Задача проводника – провести «паровозик» по маршруту, который укажет вожатый (несколько поворотов). Для продолжения игры последний участник становиться впереди всех.

Слон»

Все участники, используя подручные материалы (ручки, карандаши, ветки, шишки и др.) за ограниченное время (можно не ограничивать) должны выложить на полу изображение слона. Задание выполнять в полной тишине.

Угадай, кого нет»

Все участники закрывают глаза. В это время ведущий дотрагивается до одного игрока, и тот бесшумно покидает комнату (в это время можно пошуметь). По сигналу ведущего все открывают глаза и смотрят, кого нет. Кто первым назвал имя отсутствующего, становиться ведущим.

Крокодильчики»

Игроки делятся на 2 команды, одна из которых загадывает слово (существительное, явление или фразу, или др.). Из другой команды выбирается человек, которому говорят загаданное слово. Этот игрок, используя мимику и жесты (без слов) должен объяснить своей команде слово. Отгадав слово, команды меняются местами.

Зоопарк»

Ребята становятся по кругу, положив руки друг другу на плечи. Ведущий каждому на ухо, так, чтобы никто не слышал, говорит какое он животное. Затем объясняет правила игры: как только вы услышите своё животное, сразу же поджимаете ноги, а ваши соседи должны вас удержать. После рассказывается история «Как мы ходили в зоопарк», где упоминается каждое животное. Далее проводится второй тур игры. Опять каждому говориться животное, но уже одно на всех, и при рассказе о походе в зоопарк в итоге все дети падают.

Йоги»

Все разбиваются на пары. Ведущий говорит команды. Например, «рука-голова», плечо-бедро» и т.д. Играющие должны приклеиться этими частями тела друг к другу. Затем даются новые команды, при условии, что старые остаются в силе. Надо как можно дольше продержаться и не упасть. Побеждают настоящие йоги.

7. «Дотронься до…»

По команде ведущего необходимо дотронуться до какого-либо цвета, материала (дерево, железо, кожа и др.) или до чего-то ещё (может быть до кого-то в отряде). Касаться нужно непременно на ком-то или чем-то, на себе дотрагиваться нельзя.

8. «Карандаши»

Ребята становятся в круг и между указательными пальцами устанавливаются карандаши (ручки). Далее ведущий раздает команды: ходить по кругу, приседать, поднимать руки. Если у кого-то упал карандаш, игра начинается заново.

9. «Равновесие».

Ребята стоят в кругу и берутся за руки. По команде ведущего все участники начинают медленно наклоняться назад, стараясь сохранить равновесие всей группы.

Занятие № 3

Задача занятия: познакомить группу с возрастными особенностями детей и способами работы с ними.

Возрастные особенности

Возрастной период Особенности возраста Способы работы
3-6 лет Ведущая деятельность: игра 3г.- потребность утверждать и завоевывать свою самостоятельность, что влечет к конфликтам     Развивающие игры (различать предметы по форме, цвету, размерам, тактильное восприятие). Смена деятельности через 5 минут.  
4г.- интерес к самому себе, вера в свои сверхспособности   Сказки (различать линии, графические изображения)
5 лет- интерес к людям и миру, испытывает привязанность, подражает и усваивает роли, придумывают себе героя Сказки (различать линии, графические изображения)  
6 лет- знания о вещах, их свойствах; мышление становится более объективным, формируются умственные умения и операции   Игра в школу, слова, города, животные, цветы, «замри», «буквы»  
  Младший школьник 7-10 лет.     Ведущая деятельность: учёба Склонность к экспериментам над собственным телом; Склонность к фантазёрству, лжи; В этом возрасте, для них главным авторитетом является учитель; Свойственна повышенная возбудимость и быстрая утомляемость; Нет своей точки зрения. Подвижные игры; Игры на сообразительность; Смена видов деятельности через 10-15 минут.
Подросток 11-15 (16) лет   Ведущая деятельность: общение со сверстниками. Быстрый рост организма; Стремление походить на старших; Высокая конфликтность; Высокий интерес к противоположному полу; Появляется подростковый жаргон; Взрывчатость; Импульсивность; Как правило, появляется необходимость в ведении дневника; Появление прыщей. Игры на сплочение; Тренинговые формы работы; Совместная подготовка различных мероприятий.
Юношеский возраст 16-21 (25) лет   Ведущая деятельность: профессиональное самоопределение. Богатая речь; Имеет свою точку зрения и умеет её отстаивать; Развитие специальных способностей; Меньшая конфликтность. Профориентационные игры; Игры на самопознание; Тематические мероприятия, требующие серьёзной подготовки; Деловые игры.

 

 

Приложение№3 (подвижные игры)

Карандаши»

Суть игры состоит в удержании карандашей или авторучек, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Даётся задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх – вниз, вперед – назад, ходить по кругу приседать. Можно просто ходить по кругу и проигрывать какой-нибудь стишок.

Равнение»

По команде ведущего игрокам необходимо с закрытыми глазами построится по росту; возрасту; встать в круг и т.п.

Равновесие»

 

Участники становятся в круг и берутся за руки. Но команде ведущего «Начали» - игроки одновременно наклоняются назад, стараясь удержать равновесие всей команды.

Дракон»

Группа делится на две команды, каждый участник держит за пояс, стоящего впереди. Начало команды «голова», конец «хвост дракона». Голова пытается ухватить хвост команды соперника, а тот пытается увернуться.

Снежки»

Участники делятся на две команды, на полу проводится линия делящая помещение на пополам. Каждая команда располагается на своей стороне. Каждый участник из бумаги делает себе 4 снежка. По команде ведущего игра начинается. Задача игроков перебросить как можно больше снежков на сторону соперника. Продолжительность игры 1 минута. Выигрывает та команда, на чьей стороне меньше всего снежков.

6. «Ледяная лодонь»

Несколько детей выбираются ведущими, они имеют «ледяную ладонь», остальные разбегаются. Водящие считают до 10 и начинают гоняться за остальными. Если убегающего задели, он замирает на месте. Чтобы «расколдовать» его, любой неводящий должен потрясти его за руку.

Кузнечики»

Задача заключается в том, чтобы группой сделать прыжок как можно дальше. Первый номер в команде делает первый прыжок от стартовой линии. Второй прыгает с того места, где приземлился первый.

Передай по цепочке»

Две команды выстраиваются друг против друга. Участники должны взять своих соседей под руки. По сигналу они поднимают различные предметы и передают соседям, которые передают их дальше по цепочке. Руки играющих должны быть соединены на протяжении всей игры. Если кто-то уронит предмет, то должен его поднять, не разрывая цепи. Выигрывает та команда, первой передавшая все предметы.

Похитители»

Две команды выстраиваются друг напротив друга на расстояние 10 метров. В центре между командами помещается какой-нибудь предмет. Участники каждой команды должны рассчитаться по порядку. Руководитель называет номера, а играющие с соответствующими номерами выбегают в центр. Балл засчитывается той команде, чей игрок успел первым задеть предмет.

Футбол цепочкой»

Разделите детей на две команды. Они выстраиваются друг на против друга. Участники команд берут своих соседей под руку, образуя цепочку. На противоположных сторонах игровой площадке установите «ворота». Мяч – в центре поля. Игра начинается по свистку. Задача команды провести мяч к воротам соперника и забить гол, не разрывая цепи.

Орлятский круг»

Весь отряд встаёт в один большой круг (левая рука на плече соседа, правая на поясе у соседа с права.). После этого ведущий предлагает всем пройти в одну – другую сторону, присесть, поднять одну – другую ногу. Темп игры постепенно ускоряется.

 

Занятие №4

Задачи занятия: создать условия для проявления лидерских способностей; продолжение работы по групповому сплочению, формирование доверительной обстановки.

Лидеры. Кто они такие?

Что такое лидерство?

Лидерство – одно из проявлений власти, отличительное свойство деятельности.

Лидер передаёт своему окружению знания, моральные ценности. Личные достоинства лидера – образец для подражания, предмет уважения, поэтому нравственный облик лидера привлекает внимание и играет не малую роль в его успехе или неудачах. В информационном обществе всё труднее скрывать дефекты личности лидера и, наоборот, легче показать его достоинства.

2. Качества присущие лидеру:

- умение сформировать группу,

- сплотить её,

- определить цели,

- поставить перед обществом необходимые задачи.

Лидер не только должен хотеть вести людей за собой, но и обладать необходимыми для этого качествами. Ведомые должны быть готовы идти за ним и выполнять намеченную им программу. Одно из условий лидерства – получение максимальной функции в минимальное время.

Отношения лидера и его коллектива – является важным аспектом новой, лидерской организации власти. Целеустремлённость, принципиальность, сознание ответственности перед обществом, понимание его задач и запросов являются неотъемлемыми качествами лидера.

3. Функции лидера:

- конструктивная (выражение и удовлетворение интересов группы)

- организационная (создание кадров и системы управления,. сплочение, планирование)

- координационная (согласование действий между другими группами)

- интегративная (сплочение единомышленников вокруг программы лидера).

приложение №4 (игры на доверие)

1.«Номерки»

Члены команды, перейдя на этот этап, выстраиваются в одну шеренгу и поворачиваются спиной к ведущим этапа. Судьи прикрепляют за воротники в хаотическом порядке, заранее заготовленные номерки (например, от 1 до 12) участникам команды, после чего просят повернуться их к себе лицом. Задача команды как можно быстрее без слов, используя только мимику и жесты построиться по порядку номеров от 1 до 12.

Пойми меня»

Команда выстраивается в колонну (в затылок друг другу). Первый участник команды поворачивается к ведущему этапа и вытягивает один из предложенных ему вариантов видов спорта, которые написаны на карточках. После этого он поворачивается назад, хлопает по плечу 2-го участника команды. После того, как он к нему повернулся, 1-й игрок без слов, используя только мимику и жесты, показывает впереди стоящему выбранный вид спорта (например: биатлон, фехтование, фигурное катание и т. д.). Если 2-й игрок понял, он показывает это кивком головы и поворачивается вперед и хлопает по плечу следующего игрока, если же нет, то 1-й игрок повторяет свой показ. Последний игрок в колонне ничего не показывает, он только называет тот вид спорта, который ему показали. При проведении этого этапа важно проследить, чтобы игроки до того, как их попросят повернуться, не поворачивались.

Переправа»

На этапе «Переправа» команда, должна переправиться по скамейке. При этом совершенно нельзя касаться пола, если все же это произошло, то вся команда возвращается на стартовую линию и начинает весь процесс сначала. Все участники становятся на скамейку в шеренгу. Задача всех игроков - по очереди друг за другом пройти по краю скамейки, не упав.

Узелки»

Перед началом этапа команда выстраивается в шеренгу. Перед ней лежит веревка, на которой завязаны на равноудаленном расстоянии три обычных узла. Все игроки вытягивают левые руки вперед и одновременно поднимают веревку до уровня пояса. Задача: не разжимая левые руки при помощи правых развязать узлы. Для проведения этого этапа желательно использовать туристические веревки сечением 8 или 10 мм, но никак не бельевые.

Мячик»

Знакомое для всех задание. Команда выстраивается в шеренгу, лучше по принципу «мальчик-девочка». Задача: не используя руки передать мячик зажатый подбородком от первого игрока до последнего. Если мячик падает, задание начинается выполняться заново.

Живые волосы»

Миниатюра "живые волосы" является одним из тех номеров вожатых, который готовится за 5 минут. Суть этого номера очень проста - Вам необходимо изобразить волосы. Вот несколько примеров того, как можно это сделать.

1. Лысина - все становятся полукругом.

2. Крутая лысина - все также стоят полукругом, но посередине танцует один человек.

3. Шерсть животного - все стоят в шахматном порядке, изображая волосы, а два человека мигают между ними, изображая блох.

4. Волосы под феном - все изображают, будто их сносит.

5. Волосы панка - все становятся в виде ирокезы и выставляют вверх руки.

6. Корона - все становятся в круг и соединяют руки наверху таким образом, чтобы получилась корона.

7. Волосы утром - т.е. полный бардак.

8. Грязные волосы - все наваливаются друг на друга.

Поймай друга»

Участники группы делятся на пары. Один участник закрывает глаза и, расслабившись, падает спиной в руки партнёра. Второй участник уверенно поддерживает его. Если весовые категории в паре не совпадают, упражнение выполняется в тройке (двое поддерживают третьего участника, который падает). Затем участники меняются ролями. Обсуждение результатов:

Самочувствие Что нового открыли для себя? В чём состояли трудности при выполнении заданий?

Путаница»

Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию». Число игроков должно быть четным. Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это был не тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т. е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое словесное общение.

 

Занятие №5

Игра дело серьёзное

Задача занятия: в ведение понятия «игра», классификация игр.

Игра -вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыты, в которых складываются и совершенствуется поведение.

Функции игры:

1.Обучающая (приобретение новых знаний);

2. Развивающая (создание благоприятных условий, способствующих развитию общих способностей);

3. Коммуникативная (общение)

4. Релаксационная (снятие эмоционального напряжения);

5. Воспитательная (воспитание ценностей, норм).

Этапы игры:

1. Мотивационный (настрой на игру)

2. Инструкционный (предъявление правил)

3. Выполнение игровых заданий

4. Анализ полученного результата

5.Анализ способов деятельности

6. Рефлексия

 

Принципы игры:

*активность игрока,

*открытость, доступность,

*динамичность,

*занимательность, эмоциональность,

*моделирование,

*разыгрывание ролей,

*индивидуальность,

*коллективность,

*целеустремленность игрока,

*состязательность, соревновательность.

 

Игры являются не только средством выявления физических способностей детей, но и средством оздоровления, развития, реализует потребность детей в эмоциональном общении.

Игры бывают:

a. Спортивные – предполагают наличие строгих правил обеспечение судейством (баскетбол, лапта)

b. Подвижные - не предполагают наличие строгих правил, они могут варьировать в зависимости от ситуации, возраста участников, их фантазии («Красочки», «цепи» «хвостики» и т.д.)

Особое место среди подвижных игр занимают эстафета. Это очень интересный вид соревнований. В эстафетах можно использовать любой предмет, здесь нет предела фантазии. Эстафеты хороши ещё и тем, что дети сами могут придумать себе задания, что развивает и творческие способности.

c. Традиционные и шуточные – когда используются нетрадиционный инвентарь, пластиковые бутылки, спичечные коробки.

d. Малоподвижные – требуют большой игровой площадки, в них можно играть в зале, когда погодные условия не позволяют проводить занятия на улице (игры на внимание, на чувство времени, глазомер, меткость).

 

Приложение№5 - Игры - шутки

В основе всех игр – шуток лежит розыгрыш, он может быть несколько неприятен кому – то из играющих, особенно тем детям, которые попали впросак.

Для того чтобы смягчить подобные неприятные моменты, необходимо заранее объяснить всем детям, что в этих играх нет злого умысла.

1.Игра: «Семейка Адамс»

Из комнаты удаляются участники, которые не знают эту игру. Заходит первый. Ведущий уму говорит: «Здравствуй, мы семейка Адамс. Хочешь к нам в семью? Тогда сделай так, чтобы мы тебе похлопали». После этого ведущий замолкает и наблюдают за игроком. Задача семейки повторять всё, что делает и говорит игрок. Вошедший должен догадаться об этом и просто самому похлопать в ладоши.

Покажи»

необходимо изобразить, используя всех участников команды:

· оркестр, электричку, сороконожку, зоопарк, телевизор, телефон.

· Болельщиков, команда которых проигрывает; зрителей, смотрящих крутой боевик; людей в очереди за колбасой; пациентов из палаты перед операцией.

· Крутых зайцев, диких поросят, одиноких волков, сумасшедших куриц.

· Пизанскую башню. Китайскую стену. Кремль.

· Букву «А» «К» «Ш» «Р» «Ю»

· Картину «медведи в сосновом бору», «бурлаки на волге» и т. п.

3 «Сплетни». Из зала выходят пять человек, и заходят обратно по одному. Им по очереди рассказывается история (любая), а они пересказывают ее вновь входящему. Обращается внимание на разницу в рассказе в начале и в конце.

«Игры с залом»

Игры с залом – условное обозначение игр, которые проводятся с большим количеством детей во время массовых праздников и программ (в залах, на площадках и стадионах). Впрочем, эти игры могут с успехом проводиться и в малой группе.

Как правило, игры с залом используются для того, что бы заполнить паузу перед началом программы или избежать неловких заминок по ходу её провидений.

Я чайник»

Я чайник, чайник, чайник. У меня есть ручка, у меня есть краник. Я маленький и толстенький, ля, ля, ля, ля, ля, ля, ля, ля. дети повторяют слова и движения.

У оленя дом большой»

У оленя дом большой, он сидит, глядит в окно. Мимо заинька бежит и ушами шевелит. Стук, стук, дверь открой там, в лесу, охотник злой. Зайка, зайка, забегай-ка, лапу мне давай-ка.

 

Приложение№5 - Игры - шутки

В основе всех игр – шуток лежит розыгрыш, он может быть несколько неприятен кому – то из играющих, особенно тем детям, которые попали в просак.

Для того чтобы смягчить подобные неприятные моменты, необходимо заранее объяснить всем детям, что в этих играх нет злого умысла.

1.Игра: «Семейка Адамс»

Из комнаты удаляются участники, которые не знают эту игру. Заходит первый. Ведущий уму говорит: «Здравствуй, мы семейка Адамс. Хочешь к нам в семью? Тогда сделай так, чтобы мы тебе похлопали». После этого ведущий замолкает и наблюдают за игроком. Задача семейки повторять всё, что делает и говорит игрок. Вошедший должен догадаться об этом и просто самому похлопать в ладоши.

Покажи»

необходимо изобразить, используя всех участников команды:

· оркестр, электричку, сороконожку, зоопарк, телевизор, телефон.

· Болельщиков, команда которых проигрывает; зрителей, смотрящих крутой боевик; людей в очереди за колбасой; пациентов из палаты перед операцией.

· Крутых зайцев, диких поросят, одиноких волков, сумасшедших куриц.

· Пизанскую башню. Китайскую стену. Кремль.

· Букву «А» «К» «Ш» «Р» «Ю»

· Картину «медведи в сосновом бору», «бурлаки на волге» и т. п.

3 «Сплетни». Из зала выходят пять человек, и заходят обратно по одному. Им по очереди рассказывается история (любая), а они пересказывают ее вновь входящему. Обращается внимание на разницу в рассказе в начале и в конце.

«Игры с залом»

Игры с залом – условное обозначение игр, которые проводятся с большим количеством детей во время массовых праздников и программ (в залах, на площадках и стадионах). Впрочем, эти игры могут с успехом проводиться и в малой группе.

Как правило, игры с залом используются для того, что бы заполнить паузу перед началом программы или избежать неловких заминок по ходу её провидений.

Я чайник»

Я чайник, чайник, чайник. У меня есть ручка, у меня есть краник. Я маленький и толстенький, ля, ля, ля, ля, ля, ля, ля, ля. дети повторяют слова и движения.

У оленя дом большой»

У оленя дом большой, он сидит, глядит в окно. Мимо заинька бежит и ушами шевелит. Стук, стук, дверь открой там, в лесу, охотник злой. Зайка, зайка, забегай-ка, лапу мне давай-ка.

 

Занятие № 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 894; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.108 с.)