Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация первых советских издательствСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Издательское дело в республике было коренным образом перестроено на государственных началах в соответствии с принципами Советского государства и стоявшими перед ним задачами. Управление издательским делом было сосредоточено в Наркомпросе. Советские издательства стали создаваться с конца 1917 г. Первым из них был Литературно-издательский отдел (ЛИО) Наркомпроса (тогда — Народной комиссии по просвещению). Он был создан по инициативе В.И. Ленина в середине ноября 1917 г. на одном из первых заседаний Наркомпроса как государственное издательство. 29 декабря (по старому стилю) того же года был принят и утвержден ВЦИК декрет «О Государственном издательстве», отражавший ленинские идеи партийности культуры, использования классического культурного наследия и критического его освоения. Декрет предписывал Наркомпросу через Литературно-издательский отдел приступить к широкому выпуску русской классической литературы и учебников. ЛИО должен был издавать произведения русских классиков двух типов — полные научные издания и сокращенные издания избранных сочинений. В первую очередь должны были быть выпущены дешевые народные издания русских классиков в одном компактном томе. При выборе произведений для издания редакция должна была руководствоваться, помимо других соображений, степенью близости их трудовому народу. Все собрания и отдельные особенно значительные сочинения должны были сопровождаться предисловиями авторитетных критиков и историков литературы. Народные издания классиков предполагалось продавать по себестоимости, а иногда распространять по льготной цене, а то и бесплатно, через библиотеки. В феврале 1918 г. постановление Наркомпроса «Об издании сочинений русских писателей» объявило о национализации государством права издания литературных произведений и о разрешительном порядке для издания научных трудов. Ранее, в январе 1918 г., был опубликован список 58 русских беллетристов, поэтов и критиков, сочинения которых было решено издать, монополизировав их на 5 лет (в дальнейшем монополия была продлена еще на 5 лет). Сочинения писателей, не вошедших в этот перечень и умерших не позднее 31 декабря 1917 г., могли выпускать без разрешения государства любые издательства. Сочинения же, перешедшие в собственность ЛИО согласно списку, частные издатели могли выпускать только с разрешения ЛИО. Правительственным комиссаром ЛИО был назначен ученый-большевик, член партии с 1902 г., «впередовец», один из крупнейших советских литературоведов-марксистов, активный государственный деятель П.И. Лебедев-Полянский. ЛИО состоял из трех подотделов — литературно-художественного, научно-популярного и педагогического. В литературно-художественную редакционную комиссию входили А.А. Блок, Н.И. Альтман (живописец, график и скульптор), историк русской литературы, пушкинист, член-корреспондент Российской Академии наук П.О. Морозов и художник Д.П. Штеренберг, а после переезда издательства в Москву — В.Я. Брюсов, В.В. Вересаев, И.Э. Грабарь и др. Подотдел по изданию научно-популярных книг состоял из общественно-политической и естественноисторической секций. В последнюю вошли К.А. и А.К. Тимирязевы, Л.С. Берг, П.И. Вальден, астрономы К.Л. Баев, С.Н. Блажко, В.В. Стратонов и другие ученые и популяризаторы по всем отраслям естественных наук. Педагогический подотдел был сформирован позже других, издал два-три учебника, педагогические произведения Н.К. Крупской, А.В. Луначарского и др. В декабре 1917 г. создается издательский отдел Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, реорганизованный в середине 1918 г. в самостоятельное издательство, возглавлявшееся правдистом К.С. Еремеевым. В издательстве было несколько отраслевых отделов, первое место занимали общественно-политический и военный. Издательство выпустило несколько произведений классиков марксизма-ленинизма, труды А. Бебеля, П. Лафарга, Ф. Меринга, К. Цеткин. Оно издавало историко-революционные, научно-популярные книги, журнал «Вестник знания». Но по преимуществу выпускались массовые агитационно-политические брошюры и массовая военная литература. Осенью 1918 г. при Наркомпросе было создано издательство «Всемирная литература». Оно было организовано А.М. Горьким вместе с А.Н. Тихоновым, З.И. Гржебиным и И.П. Ладыжниковым. Горький привлек к работе более 80 крупнейших писателей, историков, литературоведов. Каталог изданий «Всемирное литературы», отпечатанный в 1919 г. на хорошей бумаге, с параллельным русским и иностранными текстами, включал более 1500 книг. «По широте своей это издание является первым и единственным в Европе», — с гордостью писал Горький в предисловии к каталогу. Ознакомившись с ним, В.И. Ленин сказал: «Я очень рад, что Алексей Максимович успел здесь у нас разработать это огромной важности дело и составить такой прекрасный каталог. Мы должны ему всячески помочь в этом деле. Это будет очень полезно для наших читающих масс». По замыслу А.М. Горького, издания «Всемирной литературы» должны были знакомить читателей как с творчеством отдельных писателей, так и с литературными школами и направлениями, с взаимным влиянием литератур, с развитием искусства прозы и техники стиха. Издания снабжались вступительными статьями, примечаниями, биографическими справками. В издательстве был очень сильный Восточный отдел, в котором академики И.Ю. Крачковский, Н.Я. Марр, С.Ф. Ольденбург работали над литературными памятниками Востока. В редакционную коллегию издательства входили, кроме А.М. Горького, А.А. Блок, В.Я. Брюсов, А.В. Луначарский и некоторые писатели из буржуазного лагеря, вскоре эмигрировавшие. «Всемирная литература» наметила выпуск двух серий. В основную: серию входили наиболее значительные произведения мировой литературы. Народная серия (книжки малого формата) включала более известные и доступные произведения и предназначалась для массового читателя. Для издания отбирались самые значительные произведения каждой страны, преимущественно с социальной тематикой. Большое внимание уделялось полноценности текстов и мастерству перевода. Издательство смогло приступить к выпуску книг только со второй половины 1919 г. Удалось выпустить 72 названия из предполагавшихся 1500 (основной серии). В 1920 г. «Всемирная литература» влилась в Госиздат на правах автономного отдела. Замысел библиотеки «Всемирная литература», одобренный В.И. Лениным, отражал сущность культурной политики Советского правительства, бережного отношения Советской власти к культурному наследию прошлого. После посещения Советской России Герберт Уэллс писал в своей книге «Россия во мгле»: «В этой непостижимой России, воюющей, холодной, голодной, испытывающей бесконечные лишения, осуществляется литературное начинание, немыслимое сейчас в богатой Англии и богатой Америке». «Всемирная литература» продемонстрировала подлинно народный и интернациональный характер советской культуры, ее бережное отношение к литературному наследию всего мира. Грандиозный замысел Горького частично был реализован в дальнейшем издательством «Academia», где одно время сотрудничал и Горький, а в наше время получил воплощение в серии «Библиотека всемирной литературы». В сентябре 1918 г. созданные ранее партийные издательства «Прибой», «Волна» и «Жизнь и знание» были слиты в одно подведомственное ЦК партии издательство «Коммунист». Руководили им видные партийные деятели — В.Д. Бонч-Бруевич, М.С. Ольминский, И.И. Скворцов-Степанов. Издательство включало в свой план помимо общественно-политической естественнонаучную, художественную, детскую и юношескую, педагогическую и учебную литературу. За короткий срок «Коммунист» успел издать произведения В.И. Ленина и партийных литераторов — Н.К. Крупской, И.И. Скворцова-Степанова, М.С. Ольминского — и небольшое количество художественных произведений и книг для детей. В 1919 г. при Политуправлении Реввоенсовета республики (ПУР) создан Литературно-издательский отдел, в дальнейшем — Воениздат. Он руководил работой издательств, обслуживающих Красную Армию. По приказу Совета рабоче-крестьянской обороны издательский отдел обязан был усилить выпуск военно-научной и прежде всего военно-политической литературы. Во главе Литературно-издательского отдела стоял известный литературный деятель и критик В.П. Полонский. В отделе сотрудничали видные партийные руководители и публицисты — В.А. Антонов-Овсеенко, П.М. Керженцев (Лебедев), М.С. Ольминский, талантливые поэты и художники: Д. Бедный, Е. Зозуля, А. Апсит, В. Дени, Д. Моор и др. Литературно-издательский отдел ПУРа наладил издание массовых серий — «Библиотека командира», «Библиотека красноармейца», выпускал популярный журнал «Красноармеец» (тиражом 150 тыс. экз.). Велика была популярность в армии произведений Д. Бедного. Об этом говорит и телеграмма члена Реввоенсовета Южного фронта: «Южный фронт требует издания Демьяна Бедного. Срочно отпечатайте наш счет «Красный казак», «Красноармейцы», «Каиново наследство» по 50 000 каждая...» Литературно-издательский отдел ПУРа издавал воззвания, обращения, теоретические труды, художественные плакаты и лубочные картины. В золотой фонд советского графического искусства вошли плакаты ПУРа: «Ты записался добровольцем?», «Петроград не отдадим», «Царский жандарм — барон Врангель» Д. Моора, «На могиле контрреволюции» В. Дени и др. С 1919 по 1921 г. им было выпущено 30 млн. экз. различных изданий. «Вагон литературы на фронте по силе своего взрыва равен вагону снарядов», — писал штаб Северо-Уральского фронта. Литературно-издательский отдел руководил армейской издательской работой сначала через журнал «Политработник», а с апреля 1919 г. — через созданное при ПУРе Бюро печати. В 1918 г. были созданы несколько издательств при органах государственного управления: издательства Петроградского и Московского Советов, издательские отделы ВСНХ и Народного комиссариата земледелия, выпускавшие общественно-политическую, художественную литературу, книги по народному хозяйству. В годы гражданской войны был создан центральный советский информационный орган — Российское телеграфное агентство (РОСТА). РОСТА не только обеспечивало прессу международной информацией, но и само, так же как и его местные отделения, выпускало для расклейки на видных местах «Экстренные бюллетени» и «Стенные газеты», в которых печатались последние известия и отклики на них. Наибольшего расцвета деятельность РОСТА достигла в 1919-1920 гг., когда им руководил П.М. Керженцев. Он привлек к работе в РОСТА В. Маяковского, М. Черемных и многих других художников и поэтов. С их участием с осени 1919 г. Российское телеграфное агентство выпускало агитационные «Окна сатиры РОСТА», — сделанные от руки красочные плакаты. «Окна сатиры РОСТА» были задуманы как увеличенные страницы сатирического журнала, вывешиваемые в окнах пустующих магазинов, откуда и произошло их название. Но темы «Окон» были не только сатирические, поэтому они стали называться просто «Окнами РОСТА». «Окна РОСТА» откликались на все выдающиеся события на фронтах и в тылу, освещали события международной жизни, борьбу Красной Армии с врагами Советской Республики, борьбу с голодом и пр. «Окна РОСТА» размножались и расклеивались молниеносно. Их «тираж» доходил до 300 экз. Естественно, тиражи печатных плакатов были значительно больше тиражей рукописных «Окон РОСТА», но последние были более оперативны, а значит, и более злободневны. Плакаты иногда изготовлялись огромные — около 3х3 метра. РОСТА выпускало «Окна» до февраля 1921 г., а затем производство их вместе со всем аппаратом перешло в Главполитпросвет Наркомпроса. РОСТА и Главполитпросвет выпустили около 1500 плакатов. Примерно 80% текстов написано и около 350-400 плакатов нарисовано Маяковским. Говоря словами самого поэта, «Окна РОСТА» — «красочная история трех боевейших годов Союза», это «...предки всех советских сатирических журналов, предки труднейшего безбумажного, безмашинного, ручного времени».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.100.40 (0.008 с.) |