ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Издательская деятельность А.Н. Радищева



 

Воспитанный на трудах философов-материалистов Гольбаха и Гельвеция в духе ненависти к тирании и любви к свободе, Радищев стремился к общественной деятельности на благо народа. Под влиянием просветителей, в том числе и Н.И. Новикова, Радищев решил посвятить свою жизнь борьбе с самодержавием и крепостничеством, за освобождение народа. Произведения А.Н. Радищева были революционны, что очень затрудняло их издание. «Житие Федора Васильевича Ушакова», напечатанное в типографии Академии наук, вызвало недовольство правительства, «Путешествие из Петербурга в Москву», хотя и пропущенное цензурой (книга была подписана к печати петербургским обер-полицмейстером Н.И. Рылеевым, по всей видимости не читавшим ее), долгое время оставалась в рукописи. Радищеву не, удалось найти издателя для своей книги, «грозившей плахой царям».

В 1790 г. Радищев вынужден был открыть типографию в своем доме — в Петербурге на Грязной улице (теперь улица Марата). Печатный станок и шрифт были приобретены в долг у Шнора. В начале 1790 г. он напечатал «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске». О Петре I говорится как о великом преобразователе России, воодушевленном заботой об отечестве, но уничтожившем «последние признаки дикой вольницы» в стране. В мае того же года Радищев при помощи друзей отпечатал тиражом около 650 экз. «Путешествие из Петербурга в Москву» без указания автора. Из предосторожности он отдал в книжную лавку Зотова, находившуюся в Гостином дворе, только 26 экз. Весть о книге, бросавшей необычайно смелый вызов самодержавию, быстро облетела столицу, вызвав живой интерес, и вскоре дошла до Екатерины II. Ознакомившись с произведением, разгневанная императрица сейчас же дала приказ найти автора и стала составлять «замечания» на книгу, предназначавшиеся для следственных властей.

30 июня Радищев был арестован и передан в руки начальника тайной канцелярии «кнутобойцы» и палача Шешковского. Радищев был приговорен к смертной казни четвертованием, замененной по именному указу Екатерины II ссылкой в Сибирь, «на десятилетнее безысходное пребывание». Был арестован книгопродавец Зотов и все, кто принимал участие в распространении книги Радищева и просто читал ее, а все экземпляры книги, которые можно было найти и конфисковать, были уничтожены.

Интерес к книге Радищева в русском передовом обществе был очень велик, поэтому широко распространились рукописные списки «Путешествия». Правительство безуспешно стремилось заставить русских людей забыть о крамольном произведении. «Обе струи, — писал Н.П. Огарев в предисловии к сборнику «Русская потаенная литература», — струя Радищева и струя Новикова — оживали с удвоенной силой и сливались в одну потребность положить начало гражданской свободы...» . Более ста лет книга находилась под запретом. Но, несмотря на это, русские издатели XIX в. неоднократно пытались издать ее. Впервые после Радищева ее напечатал А.И. Герцен в 1858 г. в своей «Вольной типографии» в Лондоне по одному из рукописных списков, со всеми его неточностями. Весь тираж изданного в 1872 г. книжным магазином А.А. Черкесова «Путешествия» был уничтожен. К столетию выхода книги издатель А.С. Суворин сумел добиться разрешения на печатание книги, но в виде роскошного издания тиражом в 100 нумерованных экземпляров. Первая русская революция 1905-1907 гг. освободила «Путешествие из Петербурга в Москву», как и многие другие издания, от запрета. В эти годы вышло несколько изданий книги. После победы Великой Октябрьской социалистической революции она стала доступной широким массам советского народа. С первого издания, сохранившегося всего лишь в 14 экз., была снята в 1935 г. факсимильная копия, которая дает нам полное о нем представление.

 

Издательская деятельность И.А. Крылова

 

Недовольство правительства вызвала и деятельность И.А. Крылова, антикрепостническая сатира которого развивалась в русле новиковских традиций.

В 1789 г. 20-летний Крылов начал издавать журнал «Почта духов», где в аллегорической и гротескно-сатирической манере ярко и талантливо показал разложение аристократии, разгул крепостников-помещиков. Косному провинциальному дворянству, слепо преклонявшемуся перед всем чужеземным, Крылов противопоставлял прогрессивных людей, находящихся по воле правительства не у дел, даровитых и деятельных интеллигентов — из третьего сословия, крепостных крестьян, о которых он писал с большой теплотой и симпатией. «Почта духов» печаталась в Петербурге, в типографии И.Г. Рахманинова. Журнал прекратился по причинам, явно не зависящим от воли и желания издателя.

В конце 1791 г. совместно с А.И. Клушиным, актером И.А. Дмитревским и драматургом П.А. Плавильщиковым Крылов купил у Рахманинова типографию и книжную лавку. Типография «Крылова с товарищи» представляла собой своеобразную трудовую артель, — члены которой были связаны узами дружбы и идейной общности. В 1792-1796 гг. было издано около 20 книг, преимущественно переводных драматических произведений.

Основным изданием Крылова и его друзей был журнал «Зритель», выходивший в течение почти всего 1792 г. В условиях реакции, наступившей в последние годы царствования Екатерины II, приходилось больше, чем ранее, прибегать к иносказаниям, эзопову языку. Тем не менее некоторые произведения, помещенные в «Зрителе» («Каиб», «Похвальная речь в память моему дедушке»), выделяются своей публицистической остротой. Значительное внимание журнал уделял проблеме национального русского искусства и теории самобытности русского народа.

Деятельность «Крылова с товарищи» была взята под подозрение. В мае 1792 г. в типографии произведен обыск, установлен полицейский надзор за Крыловым и Клушиным. В конце года издатели были вынуждены прекратить издание «Зрителя».

С 1793 г. Крылов и Клушин издают новый журнал «Санкт-Петербургский Меркурий». Однако в обстановке политического режима 90-х гг., усиления реакции и цензуры журнал отказался от политически острой сатиры и обратился к узколитературным вопросам. Издание журнала было перенесено в типографию Академии наук. Гонимый Крылов вынужден был временно покинуть Петербург и навсегда прекратить журнально-публицистическую деятельность.

 

Провинциальные издательства

 

После указа 1783 г. с появлением типографий в различных городах повысился удельный вес провинциальных изданий в книжной продукции России.

Наиболее интересна деятельность типографии известного вольтерьянца, сподвижника Новикова, помещика И.Г. Рахманинова. «Моему отечеству трудами моими, по возможности, доставлять полезные книги» — так определял свою цель сам Рахманинов. В 80-е гг. он приступает к выпуску сочинений Вольтера. Первые два тома печатались в типографии Е.К. Вильковского и Ф.А. Галченкова, третий том — в собственной типографии Рахманинова, которую он приобрел в 1788 г. Гонения на печать в конце 80-х гг. побудили Рахманинова перевести свою типографию из Петербурга в село Казинку Козловского уезда Тамбовской губернии. В «казинский» период Рахманинов приступил к изданию Полного собрания сочинений Вольтера в 20 томах. В начале 90-х гг. ему удалось напечатать пять томов, на титульных листах которых указывался как место издания г. Козлов. Екатерина II, ознакомившись с тремя томами, поступившими в продажу, признала их «вредными и развращением, наполненными». По доносу местных властей в типографии началось следствие, затянувшееся до 1797 г., когда типография внезапно сгорела вместе с оборудованием и книгами. Все конфискованные ранее «крамольные» экземпляры были сожжены в «тайной экспедиции». Умер Рахманинов в 1807 г.

Книги печатались во многих провинциальных городах. Активно работала с 1789 по 1794 г. типография в Тобольске, открытая купцом В.Я. Корнильевым. В ней печаталось несколько журналов, в том числе «Иртыш, превращающийся в Ипокрену», а также переводные и оригинальные книги научного и прикладного характера. В 1796 г. типография была передана губернскому правлению для ведомственного пользования.

В 1787 г. при содействии правителя, Тамбовского наместничества, поэта Г.Р. Державина была открыта Вольная типография в Тамбове. За восемь лет она напечатала 20 книг, преимущественно переводных беллетристических произведений модных в то время авторов. Печатались здесь и произведения самого Державина.

После указа 1796 г. некоторые московские и петербургские типографы, желавшие продолжать свое дело, переехали в провинциальные города и стали там печатать книги под видом губернских изданий (М.П. Пономарев, С.И. Селивановский, И.Я. Сытин). Их деятельность способствовала развитию книгоиздательского дела в провинции.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.005 с.)