Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место теории организации среди наук о менеджменте.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Место теории организации среди наук о менеджменте. Почему наука: Любая наука имеет свой предмет исследования и определяет рамки (границы), в которых анализируются ее объекты. Теория организации не является исключением. Объект ее изучения - организация. Нас интересует экономическая организация, возникающая в ходе хозяйственной деятельности человека в процессе его взаимодействия с природной материей по поводу превращения (трансформации) ее в элементы жизнедеятельности. Определяющая роль в обеспечении жизнеспособности организации и достижении ими своих целей принадлежит науке об управлении. Основополагающая задача теории организации — изучение влияния, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов. Теория организации призвана использовать достижения и данные целого ряда смежных научных дисциплин (психологии, социологии, социальной психологии, антропологии) для решения этих задач. Исследования в области социологии расширяют методологические основы теории организации за счет изучения социальных систем, где индивидуумы исполняют свои роли и вступают в определенные отношения между собой. На вопросы, возникающие в процессе функционирования организации, о том, как индивидуумы ведут себя в групповой деятельности и почему они ведут себя так, а не иначе, дает ответы сравнительно новая научная дисциплина — социальная психология. Связь теории организации с экономической наукой определяется объективной потребностью формировать цели и стратегию организаций как основу их построения, обеспечения их внутренних и внешних взаимодействий. Особую значимость приобретает связь теории организации с юридической наукой, изучающей право как систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. Важную роль играют современные информационные системы, связывающие воедино все процессы функционирования организаций и собственно управленческой деятельности, а также информатика как наука, изучающая законы, закономерности, методы, способы и средства реализации информационных процессов в этих системах.
Дисциплина теории организации лежит на пересечении ряда научных теорий менеджмента: - теории менеджмента (целенаправленном воздействии субъекта управления на объект управления с целью достижения определенных целей, результатов); - экономика (наука о получении определенных результатов с заданной эффективностью); - организационное поведение, социология, управление персоналом (дисциплины, учитывающие важность человеческого фактора в менеджменте); - финансовый менеджмент (дисциплина, направленная на оптимальное управление финансовыми потоками); - общая теория систем, кибернетика, теория информации, экономико-статистическое и математическое моделирование организационных систем.
Определение организации. “Большой энциклопедический словарь” дает такое определение организации: организация (франц. - organisation, от средневекового латинского organizo – сообщаю стройный вид, устраиваю) - 1) внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. Обычно соотносится с понятиями структуры, системы, управления. Понятие организации трактуется в следующих направлениях: · организация как совокупность юридических и правовых форм (ООО, ЗАО, государство); · организация как искусственное объединение людей, занимающих определенное место в обществе, и предназначенное для выполнения заданных функций; организация возникает тогда, когда достижения каких-либо целей признается возможным через достижения индивидуальных целей, возможно через достижение общих целей Предпринимательская организация это доминанта (главенство) общей цели. Общественная организация это доминанта индивидуальных целей. Организация понимается как динамичная, адаптивная, социальная система, стремящаяся действовать эффективно в условиях своего внешнего и внутреннего окружения; под организацией понимается процессы упорядочивания какого-либо объекта. Выводы: во всех определениях организации присутствуют - цель, деятельность, субъекты деятельности (люди), элементы внешней и внутренней среды.
Понятие системы. Система это множество составляющих единство, целостность элементов, связей и взаимоотношений между ними и внешней средой, образующие присущую данной системе целостность, качественную определенность и целепологание. Система является таким множеством элементов, у которых взаимодействие и взаимоотношения направлено на получение заданных целей и результатов. Отличие организации от системы заключается наличием в организациях как искусственных образованиях свойства упорядоченности, иерархичности. Особенностями любой системы являются: целостность (несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов, невыводимость из последних свойств целого), структурность (возможность описания системы через установление ее структуры), иерархичность (каждая часть системы выступает как своего рода подсистема, обладающая своими качествами) и др. Управление рассматривается как особая система, включающая в себя: - субъект и объект управления - собственно процесс управления - обратную связь между объектом и субъектом. По уровню иерархии системы классифицируются на: 1. Неживые: статистические структуры, простые динамические системы с заданным движением, кибернетические системы с обратной связью. 2. Живые: открытые системы с самосохраняемой структурой (уровень клеток), социальные системы, социальные организации (общество), трансцендентные системы (лежащие сегодня вне нашего сознания). Все организации являются системами.
Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой.
Характеристики организационных систем. Особенностями любой системы являются: целостность (несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов, невыводимость из последних свойств целого), структурность (возможность описания системы через установление ее структуры), иерархичность (каждая часть системы выступает как своего рода подсистема, обладающая своими качествами) и др.
Организационная система имеет следующие основные признаки: · наличие целостной структурности, т.е. сочетания объектов, взаимосвязанных друг с другом, обеспечивающих в системе новые интерактивные качества; четко фиксированные состояния и положения элементов по отношению друг к другу и целому; · существование в сфере или заданной функциональной направленности: иерархичность, упорядоченность структуры в целом.
Описание организации как объекта управления (количественные и качественные параметры). Любая организация как объект управления вне зависимости от ее конкретного назначения может быть описана с помощью ряда параметров, число и состав которых зависит от целей этого описания и целей управления. Самое общее представление об организации как об объекте управления можно получить, имея информацию о ее целевом предназначении, юридическом статусе, имеющихся ресурсах и ряде частных параметров.
Классификация систем. Классификационные признаки систем -непосредственно определяются целями систем, а также целями их исследования. Таким образом системы, в том числе и организационные; могут быть классифицированы в зависимости от свойств целеполагания, характера и уровня взаимосвязи между элементами и взаимоотношением границ системы (внешней и внутренней среды). Наиболее распространенная классификация организационных систем: 1. Естественные и искусственные системы. Естественные системы: создаются природой или обществом. Искусственные создаются для реализации целей людей. Поэтому большинство организационных систем имеют характер искусственных. 2.Открытые и закрытые системы. Где открытые системы характеризуются - наличием разветвленных связей с внешней средой и зависимостью от нее, т.е. открытые системы это, системы находящиеся в постоянном обмене информацией, ресурсами. Закрытые системы это системы, которые характерны наличием тесных внутренних связей и отсутствием связей с внешней средой. Для эффективного существования организационной системы необходимо с одной стороны поддерживать, создавать необходимые связи с внешней средой, исследовать ее для обеспечения адаптивных свойств. Но с другой стороны, для предотвращения «размывания» организации во внешней среде необходимо поддерживать стабильность в системе за счет укрепления внутренних взаимосвязей. Одной из задач менеджмента является создание информационных систем, в которых определяется направленность информационных потоков как внутри системы так и с внешней средой. 3. Детерминированные и вероятностные системы. Детерминация определение причинно-следственных связей. Вероятностный подход означает, что одна и та же причина может приводить к разным следствиям, или же разные причины могут давать одинаковые результаты. Организация представляет собой систему, которая в результате процессов управления, переходит из вероятностной в детерминированную систему связи. Наиболее эффективными организационными системами являются детерминированные системы с возможностью изменения функций и структуры системы в зависимости от условий внешних и внутренних факторов. 4. Кибернетические и идеологические системы. Кибернетические, имеющие внешнюю цель развития, целенаправленное поведение. Идеологические, имеющие внутреннюю цель развития. Кроме этого в различных научных дисциплинах, в теории организации используется следующая классификация организационных систем: 1. Любую организацию можно разделить на формальную и неформальную системы. Формальная система характеризует официальный статус элементов организации, их жесткое закрепление в иерархии реализации управленческих решений и соответствует формальной структуре организации. Неформальные системы основываются на прямых информационных контактах, а также на интересах и желаниях членов организации. В любой организации можно выделить конечное число формальных систем и бесконечное, постоянно меняющееся, число неформальных систем. Неформальные отношения могут как повышать эффективность системы, так и уменьшать. 2. Жесткие и мягкие системы. 3. Вертикальные и горизонтальны системы
По уровню иерархии системы классифицируются на: 1. Неживые: статистические структуры, простые динамические системы с заданным движением, кибернетические системы с обратной связью. 2. Живые: открытые системы с самосохраняемой структурой (уровень клеток), живые организмы с низкой способностью воспринимать информацию (уровень растений), живые организмы с более развитой способностью воспринимать информацию (животные), люди (самосознание, мышление, нетривиальное поведение), социальные системы, социальные организации (общество), трансцендентные системы (лежащие сегодня вне нашего сознания). Все организации являются системами.
Таким образом в основе всех видов классификаций лежат характер и направленность организационных отношений, складывающихся в процессе производства, труда, социальной деятельности работников. Цель классификации - ограничить выбор подходов к отображению системы, сопоставить выделенным классам приемы и методы системного подхода, что должно привести к улучшению управляемости заданной системы. Основные понятия информации в построении организационных систем Под информацией понимается совокупность данных, которые могут служить для планирования, прогнозирования организационных систем. Информация это то, что определяет действия или деятельность организационной системы, поведение которой контролируется достижением, доставленных целей. Информация это то, что лежит при подготовке управленческого решения, выработке и его реализации. Энтропия это количественная оценка информации, полученной из проведенных исследований, наблюдений. Энтропия характеризует количество разнообразия (неопределенности), которая оценивает или поведение или число состояний объекта (монета имеет два состояния, кубик 6 состояний). Увеличение энтропии - это разрушение информации, увеличение разнообразия и наоборот. Информация - это то, что ограничивает разнообразие, устраняет неопределенность, снижает энтропию. Условия неувеличения энтропии - это способность организационной системы сохранять свое организационное состояние несмотря на постоянную тенденцию дезорганизации. Это условие открытой системы, которое постоянно взаимодействует с внешней средой, и наоборот, условия увеличения энтропии в изолированности системы от внешней среды. Основные требования, предъявляемые к информации: · достоверность, т.е. соответствие сведений самой системе своевременность · полнота информации доступность сравнимость, количественная оценка В любой организационной системе присутствует информационная система, которая определяет силу и направленность взаимодействия между элементами, направляет и распределяет информационные потоки и является содержанием и механизмом процесса управления. Информационная система пронизывает все функции менеджмента: планирование, координация, регулирование, контроль, мотивация Суть коммуникационных процессов как формальной, так и неформальной структуры организации. Информационную систему можно представить обобщенно в виде следующей формулы: ЧТО? КТО? ГДЕ? КОМУ? С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?
С точки зрения структурного подхода информационную систему можно представить как распределенную систему, модель реализации управленческого решения, т.е. совокупности необходимой информации на каждом уровне управления для реализации своих функций. По данным многочисленных исследований около 90% информационных потоков приходятся на внутренних потребителей и только 10% информации приходится из внешней среды или для нее. Одной из самых главных характеристик непродуктивной организации - это когда основной поток информации происходит путем передачи от служащего к служащему бюрократическая система). Для продуктивных организаций характерно установление информационных связей с потребителями. TO Лекций №05 (01.10.02) Основной закон Мэрфи Если какая-нибудь неприятность может произойти, она случается. Следствия 1. Все не так легко, как кажется; 2. Всякая работа требует больше времени, чем вы думаете; 3. Из всех неприятностей произойдет именно та, ущерб от которой больше; 4. Если четыре причины возможных неприятностей заранее устранены, то всегда найдется пятая; 5. Предоставленные сами себе, события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему; 6. Как только вы принимаетесь делать какую-то работу, находится другая, которую надо еще сделать раньше; 7. Всякое решение плодит новые проблемы.
Органическая система управления: Она направлена на максимальное высвобождение человеческого потенциала. Свойства органической системы управления: 1. В системах управления отсутствует жесткое распределение обязанностей, задач, ответственности и целей. Происходит их постоянное перераспределение и корректировка. 2. В структуре управления, управленческих решений иерархия нарушается. Преобладают над вертикальными горизонтальные коммуникации и неформальные связи. 3. Регламентация работ низкая, основная ставка на исполнительность, инициативу и мотивацию. 4. Главным в управлении и организации делается на развитии персональных качеств работников, их творческого потенциала. Органическая система управления наиболее эффективна для высоко динамичных организационных систем, адаптивных организаций.
Что есть «СТРУКТУРА»? Структура управления - упорядоченная совокупность связей между звеньями и работниками, занятыми решением управленческих задач организационных систем. В ней выделяют 1) элементы связи уровни 2) отношения между элементами поддерживается на основе связей, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и является, как правило, одноуровневым. Вертикальные связи - связи подчинения, необходимость которых возникает при иерархии управления 3) кроме этого, в состав с разделение управленческого труда связи могут иметь линейный и функциональный характер Линейные связи отражают движение информации управленческих решений между линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации (директор): - большая сфера влияния, больше объем решений. - может быть не всегда компетентным Функциональные связи. Им место по линии движения информации управленческих решений, по функциям управления. Специализация в очень узкой области знаний. Все структуры управления отражают степень распределения управленческих решений по видам и уровням связей. Структура управления может рассматриваться как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления. В соответствии с этим построение организационной структуры требует: анализ и группировка всех видов работ по функциям, целям и задачам формирование соответствующих подразделений, подсистем и исполнителей установление полномочий по принятию решений и видов связей между элементами формирование систем информации и механизмов, обеспечивающих координацию и передачу решения по вертикали и горизонтали Структура управления - структура управленческого решения. Понятие управленческого решения, тесно связано с понятием власти в организации, которая рассматривается в менеджменте как право влиять на поведение других людей и заставлять их действовать в определенном направлении. Линейная структура. Сущность линейной структуры управления является прямое подчинение работников руководителю, решающему все проблемы группы, т.е. прямое подчинение, которое осуществляется в виде прямых управленческих решений. При этом труппа сотрудников или работников м.б. как однородной, так и разнородной, при этом они равны между собой. Наиболее распространена данная структура в сфере деятельности небольших организаций с законченным циклом трудового процесса и численностью работников не более 15 человек. При большем количестве работников трудно осуществлять управление ими. Сущность линейного руководства заключается еще и в том, что руководитель несет полную ответственность за своих сотрудников. В этой связи предъявляются высокие требования к личности руководителя, его уровню профессионализма и компетентности. Достоинства и недостатки линейной структуры. Достоинства: высокий уровень централизации (руководитель пишет, что кому надо сделать, сотрудник получает четкую команду) предполагает быстроту, оперативность принятия управленческого решения; четкость в осуществлении функций контроля; влияние руководителя на социальные и социально-психологические отношения в группе. Недостатки: высокие требования к руководителю (трудно найти такого руководителя, уровень профессионализма дается только большим опытом); трудность перемещения, замены руководителя; перегрузка руководителя управленческими решениями; низкая адаптивность организации (компетентности) к внешней среде; отсутствие эффективных механизмов участия работников в принятии решения. 2. Обладает всеми достоинствами и отсутствием недостатков линейной структуры Линейно-штабная структура. При руководителе создается штаб, задачей которого является подготовка предварительных решений группой специалистов, профессионалов по разным сферам деятельности организации (руководитель не обязан быть «глубоким» специалистом в отдельных вопросах). Пример - военная структура. Одной из особенностей данной структуры является отсутствие ответственности сотрудников штаба за подготовленное решение. Дополнительное достоинство данной структуры - более высокий уровень качества подготовки и принятия управленческого решения. Недостатки: увеличение согласований, времени принятия управленческих решений; при развитой линейной структуре возникает проблема согласования процессов подготовки и принятия решения между различными штабами. В организации м.б. несколько различных ячеек линейных структур. Поэтому, чтобы принять какое- то решение, в штаб должны придти документы из различных ячеек, эти документы должны быть обработаны, переданы руководителю, он должен принять решение, а это решение как правило связано в с другими видами деятельности, отсюда бесконечный бюрократический поток перемещений из одного звена в другое. 3. Линейно-функциональная структура. В этих структурах попытка избавиться от недостатков функциональных структур. Линейно-функциональная структура основывается не только на выделении отдельных функций руководителя, но и в создании дополнительных структур под каждого руководителя, основанных на: линейных схемах управления (У главного бухгалтера есть отдел бухгалтеров). Достигается большая продуманность, качественность решения. При этом от руководителя того или иного звена уже не требуется знания всего трудового процесса. Гл. бухгалтер совсем не должен знать химическое производство. Точно также и менеджер должен только продвигать конечный продукт на рынке. Т.е. существует узкая специализация руководителей. Кстати сказать, гл. бухгалтер совсем на обязан знать все тонкости бухгалтерского дела. Его обязанность хорошо организовать процесс и управлять им. Существует целевой и дифференцированный принцип подготовки специалистов. Наша система образования готовит специалистов широкого профиля. Западно-европейская система образования основа на дифференциации и готовит узкоспециализированных специалистов. В этом есть и достоинства и недостатки. Достоинства линейно-функциональной структуры: · высокий уровень специализации, возможность установления информационной контроля по каждому направлению деятельности; · использовать преимущества линейной структуры в условиях функциональной разделения управленческого труда. Под руководителями отдельных звенье] (бухгалтерия, маркетинг, транспорт) линейные структуры. Недостатки: · медленное реагирование управленческих структур на изменения внешней среды · противодействие инновационным (новшество) изменениям; · отсутствие гибкости взаимоотношений аппарата управления из-за высокого уровня формализации; · бюрократический тип управленческого решения. 4. Диагональная структура управления. В связи с изменением требований внешней среды, ростом организаций, диверсификации их деятельности и повышения уровня конкуренции заставляет менеджмент сконцентрировать свои усилия на создании организаций, ориентированных на потребителя. В менеджменте подход к перестройке и формированию структур, основу которых составляет видение в составе организаций производственных отделений (подразделений) как самостоятельных объектов управления (отделения - дивизий). Ключевыми фигурами в управлении организациями с диагональной структурой управления становятся руководители подразделений. Структура строится по одному из следующих критериев: · по выпускаемой продукции (услуга) (булочная, гостиница, холодильники); · по видам и типам рынков, с ориентацией на потребителя - потребительская или рыночная специализация (Самсунг вьшускает телевизоры, телефоны и др и каждое производство ориентировано на своего потребителя и руководителями становятся независимые друг от друга менеджеры, они подчиняются только головному совету); · по географическому, пространственному признаку, т.е. разбиение происходит на основе локализации отдельных регионов, стран, частей света. Например производство табачной продукции на севере, юге, востоке и западе одной фирмой учитывает специфику потребления определенных видов продукции в конкретном регионе. Достоинства: наибольшая приближенность к потребителю; независимость, минимизация риска от возможных неудач в коммерческой и производственной деятельности; возможность создания эффективных локальных информационных систем; свобода руководителей подразделений в выборе организации производства и сфер производственной деятельности. Недостатки: · Сложность в обеспечении централизации (змей с 7-ю головами, трудно координировать работу между собой; между отделениями, которые разнесены территориально); · сложности в подборе и расстановке управленческих кадров, менеджмент (назначить местного или послать кого-то в длительную командировку); · сложности формирования и координация реализации стратегических, тактических и оперативных планов. 5. Матричная структура управления. Наиболее связана с инновационными, маркетинговыми требованиями внешней среды. Особенное распространение данная структура получила в научно-исследовательских организациях и венчурных организациях. Результатом внедрения таких структур стало выделение в составе организации полуавтономных групп, каждая из которых концентрируется на выполнении определенного задания. (Из каждого отдела взяли по несколько нужных людей для какого-то нового проекта. Формально они подчинены старому начальнику). Особенностью данной структуры является двойное подчинение работника (руководителю проекта и руководителю функциональной службы).
Достоинства: - высокая направленность конечного продукта, конечной деятельности) на потребителя, удовлетворение его запросам; - целостный характер деятельности (делаем конкретный костюм для конкретного человека, чтобы он его удовлетворял); - участие в трудовом процессе различных специалистов, между которыми устанавливаются отношения кооперации; - высокий уровень социально-психологических отношений, совместимости членов трудового коллектива, участие всех работников не только в подготовке к решению, но и в его результате - справедливое распределение стимулирующих факторов между сотрудниками; - высокая эффективность в соотношении времени и ресурсов, выделяемых для достижения конечных целей (набираю сам сотрудников для своего проекта, эффективность достижения конечного результата). Недостатки: - возможные конфликты между руководителями функциональной группы и - возможная дисквалификация привлеченных сотрудников по отношению к своей основной профессиональной деятельности; - отсутствие контроля между распределением заданий функциональных и матричных структур; - отсутствие контроля за поведением исполнителей; - отсутствие социально-экономических критериев в оценке конечной деятельности данных структур; - ослабление действующих функциональных служб за счет отбора наиболее квалифицированных специалистов. 6. Хоть это и не совсем верно, но можно рассмотреть еще и Бригадная форма организации труда. Суть заключается в определении замкнутого, конечного продукта, определении его стоимости, роли и месте в производственном процессе, а также установления жесткой материальной связи между достижением этих результатов. Бригадная форма ограничена численностью бригады и составляет не более 30 человек. Основные требования, предъявляемые к бригадной организации труда: автономная работа бригады, в состав которой входят исполнители разного уровня (менеджеры, инженеры, рабочие), полностью отвечающие за работу и получающие вознаграждение за конечный результат деятельности; самостоятельное принятие решений и координация работ с другими бригадами; замена жестких связей на гибкие, т.е. возможность привлечения в бригаду работников других подразделений. Закон самосохранения, Каждая организационная система стремиться сохранить себя (выжить), используя для этого всю совокупность и комбинацию внутренних и внешних ресурсов, т.е. максимизировать свой совокупный потенциал. Когда создается организация, то у нее существуют как внутренняя цель, которая позволяет организации соответствующим образом функционировать внутри самой себя, так и внешняя цель, которая наиболее важна и которая определяет на сколько данная организация способна удовлетворить внешние потребности среды. Т.е. для того, чтобы организация выжила, она должна быть кому-то нужна, должна быть востребована внешней средой. Это необходимое условие. Достаточным же условием является способность так сгруппировать свои внутренние ресурсы, чтобы организация достойно могла проявлять себя во внешнем рынке, т.к. она не обособлена, а находится во взаимодействии с такими же организациями. (На примере человека: либо человек совершенствуется изнутри, либо приспосабливается к внешней среде путем изучения свойств этой внешней среды.). Организация может потерпеть кризис, когда ее внутренняя структура была неустойчивая и совокупность ресурсов не обеспечивала выживаемость организации или же когда внешняя среда была настолько сильна, что организация не смогла соответствующим образом адаптироваться. В организационной системе происходит разбиение на 2 подсистемы: управляемая и управляющая. Это деление объективно необходимо для выживания организации, и предполагается, что управляющая подсистема возьмет на себя функцию самосохранения, т.е. дирекция или высший менеджмент занимаются обеспечением этих условий. (На примере человека: таковыми являются наши знания, опыт, ум). К компонентам внутренней среды организации относятся следующие ресурсы: 1) Персонал (уровень профессиональной и квалификационной подготовки, культурный и образовательный уровни). 2) Техническая и технологическая подсистема организации (производство, оборудование и т.п.) Материальная основа существует как в банке так и в туристической фирме. 3) Социальная среда (условия труда, организация труда). Приятнее работать в хорошо оформленном офисе на хорошо оборудованном рабочем месте. 4) Уровень социально-психологических отношений в коллективе (конфликтность, взаимопомощь, удовлетворенность работой). Организация без конфликтов не бывает. И если оно есть то необходимо управлять ими, т.к. конфликты могут привести не только к отрицательным, но и к положительным последствиям. 5. Управление финансовыми потоками (показателями финансовой и бухгалтерской отчетности), т.е. на сколько; рационально и оптимально будут распределены финансовые н потокиi настолько и зависит совокупный потенциал организации) 6) Подсистема материального и морального стимулирования, подсистема стимулирующей мотивации (программа долгосрочного мотивирования: работников, управление статусным положением, карьерой и т.п., т.е. что надо сделать, чтобы в данной организации было престижнее работать, чем в аналогичной). 7) Структура управления организацией (способ построения организационной структуры, подготовка и реализация управленческого решения). Информационное обеспечение организации (система информации, информационные потоки). Одной из основных причин существования менеджмента является недостаток ресурсов в организации. Задача менеджмента заключается в том, чтобы не просто совершенствовать каждую из этих систем в отдельности, а найти способ комбинаций этих различных ресурсов для достижения максимального потенциала, т.е. менеджер за счет своей компетенции, своих знаний сможет скомбинировать недостаток ресурсов и уменьшить уязвимость организации. Внешние факторы организационной системы: 1) Уровень конкурентной среды (степень конкуренции, маркетинговвая деятельность 2) Уровень научно-технического прогресса, инноваций. 3) Политическая среда организации 4) Экономические мотивы 5) Уровень законодательства (налогового, арбитражного, административного и т.д.) 6) Уровень образовательной и культурной среды 7) Факторы международной политики и макроэкономики Координация в организациях Организация является объектом управления, в котором люди и выполняемые ими задачи находятся в постоянной взаимозависимости и взаимосвязи. Для обеспечения синхронизации деятельности и взаимодействия различных частей организации используется координация. Координация представляет собой процесс распределения деятельности во времени, обеспечения взаимодействия различных частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач. Координация обеспечивает целостность, устойчивость организаций. По своему характеру координационная деятельность бывает: · превентивная, т. е. направленная на предвидение проблем и трудностей; · устраняющая, т. е. предназначенная для устранения перебоев, возникающих в системе; · регулирующая, т. е. направленная на сохранение существующей схемы работы; · стимулирующая, т. е. направленная на улучшение деятельности системы или существующей организации даже при отсутствии конкретных проблем.
Координационная деятельность осуществляется с помощью определенных механизмов, среди которых различают такие, как: неформальная непрограммируемая, программируемая безличная, программируемая индивидуальная и программируемая групповая координация. Для осуществления координации предприятия могут использовать один или несколько таких подходов (механизмов). Неформальная координация строится на взаимопонимании, общих установках и психологических стереотипах, диктующих необходимость совместной согласованной работы и взаимодействия. Программируемая безличная координация. Если для неформальной координации не создано надлежащих условий или если организация слишком сложная для того, чтобы неформальные связи оказались эффективными, то руководитель может применить стандартные методы и правила работы. Индивидуальная координация. Работники не всегда одинаково понимают задачи и направления работы. Групповая координация. Вопросы координации можно также решать на совещаниях групп - будь то регулярно заседающие комитеты или специально создаваемые комиссии. Значение коммуникаций 1. руководители тратят большую часть времени на коммуникации. Согласно данным многих экспертов, на это уходит 75—95% времени руководителей. Поэтому они должны быть заинтересованы в улучшении данного вида деятельности; 2. коммуникации необходимы для эффективности управления; 3. коммуникации необходимы для утверждения авторитета и выражения воли руководителя; 4. хорошо налаженные коммуникации содействуют обеспечению организационной эффективности. Если организация эффективна в области коммуникаций, она эффективна и во вс
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.21.119 (0.012 с.) |