Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Механизмы развития личности (идентификация, обособление). Условия психического развития. Проблема возраста в зарубежной и отечественной психологии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В.С Мухина описывает два механизма, выделенные Л. С. Выготским, с помощью которых происходит развитие личности: механизм идентификации и обособления. Механизмом присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности является идентификация (от позднелат. identificftio -отождествление). В психологии идентификация представлена как процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом. Различают интериоризационную идентификацию, которая обеспечивает само «присвоение» и «вчувствование» в другого, а также экстрариоризационную идентификацию, которая обеспечивает перенос своих чувств и мотивов на другого. Только во взаимодействии эти идентификационные механизмы дают возможность индивиду развиваться, рефлексировать и быть адекватным социальным ожиданиям. Кроме того, различают идентификацию: 1) непосредственные. 2) специально отработанные - предстающие в общении с детьми как техника воздействия с воспитательными целями. Происхождение механизма идентификации. Элементарную идентификацию - уподобление - можно найти в любом сообществе стадных (стайных) животных. Например, детеныши имитируют действия, формы поведения взрослых особей. Таким образом, налицо определенные биологические предпосылки процесса идентификации у человека. В онтогенезе новорожденного ребенка современного человека механизм идентификации начинает проявляться уже на самых ранних этапах жизни. Например, ребенок в первые недели уже способен подражать некоторым мимическим действиям, которые ему демонстрируют. При этом мать пристально всматривается в лицо своего дитя, стараясь угадать возможности ребенка, идентифицируясь с ним, а затем предлагает ему повторить возможные выразительные движения, эмоционально поощряя его. В свою очередь, та элементарная знаковая система, которой овладевает ребенок, стимулирует определенные реакции у матери. Очень часто мать начинает пользоваться детской мимикой и жестами для общения с ребенком. Здесь мы наблюдаем отношения развивающейся взаимной идентификации, которая обеспечивает формирование у ребенка чувства доверия сначала к матери, а позднее и к человеку вообще. В детстве приписывание своих чувств и мотивов другому человеку или предмету проявляется очень ярко. Из непосредственных наблюдений детей в специально созданных ситуациях видно, сколь велика готовность ребенка переносить свой эмоциональный опыт на другого человека или неодушевленный предмет. Поэтому ребенок легко идентифицируется с куклой или с другой любимой игрушкой: кукле он приписывает то или иное состояние, которое известно самому малышу (экстрариоризационная идентификация), затем ребенок интериоризируется с этим состоянием куклы и действует в игре от имени куклы и от своего имени. Не только сюжет, но и переживания идентификационных состояний захватывают ребенка и придают игре особую значимость. Развитие способности к идентификации дает ребенку возможность различать и распознавать эмоции и чувства другого, а позднее соотносить их с эталонным нормативным поведением. С одной стороны, идентификация обеспечивает присвоение многообразных психических действий, формирует способность к установлению положительных взаимоотношений с людьми, ведет к развитию социально значимых личностных качеств. С другой стороны, идентификация может привести к растворению индивида в другом человеке, выхолащиванию индивидуального. Механизмом отстаивания отдельным индивидом своей природной и человеческой сущности является обособление – это стремление отделиться, выделиться из общего целого; занять особое положение. Происхождение механизма обособления. Реакцию бессознательного обособления можно наблюдать в любом сообществе стадных (стайных) животных: каждый стремится занять более высокое иерархическое место, каждый устремлен к пище и биологическому комфорту для себя. Таким образом, в животном мире мы находим некоторые биологические предпосылки к обособлению человека. В онтогенезе механизм обособления начинает действовать также в самом раннем возрасте. Неоспоримо, что мать поощряет у ребенка идентификацию. Однако, она организует и ситуации, когда ребенок действует самостоятельно (обособляется): называет ребенка по имени сразу же после его рождения, говорит: «Сам сделай!», «Сам мой ручки!», «Сам ешь!», «Сам оденься!» и т.д. Обособление - прежде всего механизм установления с другим человеком отношений на социально приемлемых началах, дающих возможность общающимся сохранять свою индивидуальность, чувство собственного достоинства и тем самым реализовывать свои притязания на признание. Идентификация и обособление - это два равноценно значимых и одновременно диалектически противоречивых элемента единого механизма, развивающего личность и делающего ее психологически свободной. В обыденной человеческой жизни идентификация и обособление постоянно регулируют действия, поступки, потребности и состояния человека. Этим объясняется то, что индивид может развиваться в трех направлениях: 1) постоянная гиперболизированная, ярко выраженная готовность к идентификации с другими индивидами; 2) постоянная гиперболизированная, ярко выраженная готовность к обособлению от других индивидов; 3) гармоническое взаимодействие в соответствии с внутренними потребностями личности и социальной необходимостью. Говоря о механизмах развития, необходимо подчеркнуть, что их роль в становлении психики разных людей не одинакова, она меняется в течение жизни человека, однако в той или иной мере каждый из них присутствует, выполняя свои функции. В ранние годы жизни на первый план выходит механизм идентификации с окружающими. В зрелом и, особенно, в пожилом возрасте большее значение приобретает механизм обособления. Снижение роли идентификации приводит к тому, что новые знания формируются с большим трудом, их трудно наполнить эмоциональными переживаниями, чтобы сформировались новые мотивы. Поэтому у пожилых людей с трудом формируются новые ролевые отношения, они плохо привыкают к новым ценностям и новым представлениям о себе и других. Возрастная психология как наука, анализирующая условия развития человека на разных этапах онтогенеза, требует выявления связи культурных условий и индивидуальных достижений в развитии. В.С. Мухина выделяет следующие условия развития человека на разных этапах онтогенеза. 1. Предметный мир Мир вещей определяет мир потребностей, чувств, образа мышления и образа жизни человека. В него входят предметы природы, рукотворные предметы и система отношений к предмету. 2. Образно-знаковые системы Знаком считается любой материальный чувственно воспринимаемый элемент действительности, выступающий в определенном значении и используемый для хранения и передачи некоторой идеальной информации о том, что лежит за пределами этого материального образования. Современные знаковые системы подразделяются на языковые и неязыковые. С помощью языка человек познает окружающий мир: он выступает орудием психической деятельности и средством культурного развития, формирует глубинные установки, изменяет психические функции человека, развивает его рефлексивные способности, объективирует самосознание человека. Неязыковые системы (символы, копии, жесты, эталоны и др.) служат, как и языковые, средством психологического воздействия на поведение – чужое и свое - и средством внутренней деятельности. 3. Природа Всегда была для человека условием и источником жизни и жизнедеятельности: давала пищу, материал для жилища, служила источником познания. Когда человек впервые обособился от природы, это был прогресс: выделение из мира природы дало возможность перейти от приспособления к ней к ее преобразованию. Однако в настоящее время процесс обособления зашел слишком далеко и превратился в отчуждение и эксплуатацию. Тем не менее, для гармоничного развития необходим не только процесс обособления от природы, но и идентификация с ней. 4. Социальное пространство Включает в себя реальности общения, деятельности, обязанностей и прав. Общение обеспечивает погружение человека в социум, развитие индивидуальных черт, возможность предстать в мире и повлиять на него. Деятельность представлена ведущими в различных возрастах видами, которые подробно исследуются в отечественных теориях развития. Обязанности и права являются организующим началом поведения человека. Человек зависит от общества и не может без него обойтись (недаром Ч. Дарвин назвал его «общественным животным»), однако он будет принят в обществе только если примет существующую систему, отраженную в своде обязанностей и прав. Данная система предлагает образ одобряемого человека, который с трудом вербализуется, меняет оттенки в определенные исторические моменты, ориентируется на большое число внешних составляющих и в каждом сознании обретает уникальный смысл. В современной отечественной психологии принято выделять два понятия, описывающие соотношение наследственности и среды в развитии, как основных условий развития индивида. Предпосылки развития – это природные свойства организма человека, без которых человек не может стать человеком. К ним относятся: 1. Человеческий мозг. Доказательством служат попытки отечественного зоопсихолога Н.Н. Ладыгина-Котс и американской семьи Келлог вырастить из шимпанзе человека, которые, разумеется, не удались. 2. Развитие мозга в сензитивные периоды. Доказательством служит случай с девочками, которых вырастили волки. Несмотря на воспитание старшей (ей было 8 лет, когда их нашли) людьми, человеком в полном смысле этого слова она не стала. 3. Специфическое строение речевого аппарата и слухового анализатора, благодаря чему человек может различать речь, а не просто интонацию и тон, как это делают животные. Источник и движущая сила развития, которые обнаруживаются лишь в человеческом обществе. Общественный опыт - источник психического развития, из него ребенок через посредника (взрослого) получает материал для формирования психических качеств и свойств личности. Движущей силой развития выступает противоречие между потребностями и умениями человека. Некоторые исследователи предлагают не просто определить значение наследственности и среды в развитии, но и установить, в каком соотношении находятся эти условия в различных ситуациях. Американский психолог Дж. Вулвилл предложил четыре модели влияния опыта на развитие поведения: 1. «больничная койка» - субъект находится под влиянием среды как беспомощный пациент (таковы условия первых месяцев жизни); 2. – «лунапарк» - субъект выбирает те условия, которые будут на него влиять, но он не может изменить их последующее влияние на себя; 3. – «соревнование пловцов» - субъект осуществляет свой путь фактически независимо от внешних стимулов (среда здесь - лишь поддерживающий контекст для поведения субъекта); 4. - «теннисный матч» - здесь осуществляется постоянное взаимодействие между влиянием среды и субъектом. В обыденной жизни существует представление о возрасте. Люди могут определить по внешнему виду примерный возраст человека, знают, как нужно вести себя с людьми того или иного возраста. Однако только в теориях и периодизациях онтогенеза эмпирическое понятие «возраст» получает научное содержание. Представления о возрасте, как в зарубежной, так и в отечественной психологии можно классифицировать по нескольким основаниям. Во-первых, теории различаются по выделяемому ими основанию для периодизации: Ряд теорий рассматривают развитие в целостности и неделимости, не выделяя периодов, так как считают личность целостным образование. Данные теории предлагают рассматривать динамику, но связывать ее с определенным возрастом (К. Хорни, Г. Олпорт, Р. Кеттел, Г. Айзенк и др.); Другие теории считают онтогенез сменой периодов, но каждый автор предлагает свое основание для построения периодизации развития (например, для З. Фрейда - это движение психосексуальной энергии, для Д.Б. Эльконина – смена ведущих видов деятельности и др.). Во-вторых, в различных теориях возраст может быть однопорядковым (например, теории Л.С. Выготского, Э. Эриксона и др.) и разнопорядковым (например, Д.Б. Эльконин, который выделяет эпохи и периоды, или Ж. Пиаже, который выделяет периоды, подпериоды и стадии и др.). В отечественной психологии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) принято рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев: 1) социальная ситуация развития, это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит; 2) ведущий вид деятельности - вид деятельности человека, в рамках которого в данном возрасте происходят главные положительные изменения в психике и поведении; 3) основные новообразования возраста - психические свойства и явления, которые возникают в данном возрасте как результат ведущей деятельности и ведут к переходу на новый этап; 4) кризисы — переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого. Структура возрастного кризиса включает следующие фазы: 1. Предкритическая фаза (фаза влечения). Человек выходит во временную перспективу, открывает новою идеальную форму и осознает несовершенство, неполноценность реальной формы. Например, подросток видит, что взрослые самостоятельны и независимы, а он находится под контролем. 2. Собственно критическая фаза. · Идеализированные и наивные попытки реализовать идеальную форму в реальной жизненной ситуации. Например, подросток копирует внешние проявления самостоятельности взрослого (курение, позднее возвращение домой и др.), или ребенок, желающий идти в школу, копирует внешние атрибуты школьника (портфель, пенал и др.). · Этап конфликта. Человек раскрывает невозможность прямого воплощения идеальной формы в реальной жизни. Препятствия этому могут быть связаны с внешними табу и собственными неумениями. Например, подросток запрещает входить в свою комнату, или у ребенка 3 лет не получается выполнить те действия, которые он хочет сделать сам. · Рефлексия собственных способностей и возникновение новообразования кризиса. Возникает отношение к реальным и идеальным (желаемым) возможностям. Например, дифференцируется Я-реальное и Я-идеальное. 3. Посткритическая фаза. Создается новая социальная ситуация развития, возникает новая ведущая деятельность. Принимая во внимание разницу в темпах физиологических, психологических и социальных изменений, а также разницу в содержании, которое вкладывается в понятие «возраст» различными науками, было предложено различать несколько типов возрастов. Так, уже Л.С. Выготский различает три точки созревания: органического, полового и социального. Б. Ливехуд предлагает различать биологический ритм, психическое и духовное развитие, которые расходятся на протяжении всей жизни. А.В. Мудрик предлагает различать четыре типа возраста: хронологический возраст - прожитое данным индивидом число лет, физиологический возраст - степень физического развития человека, психологический возраст - степень душевного развития, педагогический возраст - степень овладения культурой данного общества. Б.Г. Ананьев выделяет физическую, гражданскую, умственную и трудовую зрелость. Л.И. Божович различает физическое, умственное и социальное развитие. Некоторые исследователи предлагают выделять следующие типы возрастов: 1) биологический, основным критерием оценки которого служит зрелость, оцениваемая по срокам прорезывания зубов, наступления вторичных половых признаков и порядку и срокам окостенения скелета, а также по показателям зрелости физиологических систем организма; 2) психический, который в свою очередь можно подразделить на умственный (определяемый зрелостью мышления), психосексуальный (уровень эротических интересов и поведения), рекреационный (соответствие досуга возрастным нормам) и др.; 3) социальный, определяемый нормативно-ролевыми характеристиками, существующими в данном обществе в конкретную историческую эпоху. Все вышеперечисленные исследователи отмечают, что у современного ребенка все линии развития могут расходиться, но это вовсе не указывает на какие-то ненормальности в развитии. Как писал Б.Г. Ананьев, «наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадает, и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1704; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.166.61 (0.009 с.) |