Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перестройка мозга и «помешательство»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Под действием наркотиков, включая алкоголь, разум прекращает нормально функционировать, так как префронтальная кора больше не в состоянии обеспечивать координацию и равновесие между потоками информации, поступающими от тела и внешнего мира. Однако проблемы с координацией могут быть вызваны и не наркотиками. Иногда мы просто испытываем «временное помешательство», и префронтальная кора головного мозга утрачивает свою объединяющую и координирующую функцию. Поскольку она испытывает интенсивную перестройку в переходном возрасте, то в это время мы особенно подвержены временной утрате координации, обеспечивающей целостное функционирование системы. Иногда даже при нормальном развитии какая-то часть префронтальной коры не функционирует оптимальным образом. Перестройка мозга – необходимый этап развития для построения целостной психики в переходном возрасте – включает разные фазы, когда у юношей и девушек происходит отсечение и миелинация нейронных связей в разных отделах и в разное время. Перестройка требует много энергии. У мужчин и женщин она движется по разным траекториям, но ее результаты довольно похожи у обоих полов. Функционирование мозга зависит от его состояния: когда он пребывает в покое, объединяющие функции работают хорошо и эффективно, в других же ситуациях они могут «сбоить», что ведет к утрате определенных функций мышления. В чем дело: в «чрезмерной эмоциональности» или во «влиянии сверстников»? Думаю, однако, дело в том, что чувствительность и интерес к сверстникам возникают в процессе адаптации: нам нужно прислушиваться к мнению сверстников, чтобы стать частью жизненно важной группы общения. С точки зрения родителей, повышенная эмоциональность и влияние сверстников разрушительны для домашней жизни. В крайних случаях мы утрачиваем контроль над собой и «слетаем с катушек». Такое может произойти с кем угодно, но в начале переходного возраста мы особенно подвержены этому при определенных условиях – например, когда родители мешают нам, хотя знают, что мы заняты, или когда подруга не звонит, хотя обещала позвонить. Собрав «портативную модель» мозга и внезапно разжав пальцы, вы увидите анатомическое изображение, символизирующее утрату объединяющей роли префронтальной коры мозга. Без успокаивающего воздействия этого управляющего отдела лимбическая «лава» – древние реакции страха, бегства, борьбы или обморока – могут извергаться внезапно, без всякого предупреждения. Это наши примитивные, подкорковые реакции на угрозу. Поскольку кора мозга является центром осознания, нижние отделы могут активизироваться без сознательного понимания того, что происходит глубоко внутри мозга. Случайное внешнее воздействие вызывает бурный всплеск реакций, о которых мы и не подозревали. Звучит знакомо? Это много раз случалось со мной, когда я был подростком. И взрослые тоже не застрахованы от этого. Когда уязвимая префронтальная кора отстраняется от управления и наблюдения, реакции подкорковых областей выходят на первый план. Если мы плохо спим или едим, находимся под давлением или испытываем неосознанное эмоциональное напряжение, успокаивающее влияние префронтальной коры слабеет, и мы «слетаем с катушек». Это часть нашей природы – подростка или взрослого, неважно. Бурные эмоции часто считают «подростковым помешательством». Но это не помешательство, а перестройка и сдвиги в процессе интеграции психики. На стройке иногда временно отключаются водопровод и электричество. Но мы не называем это «безумным строительством» – это лишь процесс реконструкции. Перестройка нейронных связей создает новые, более эффективные способы функционирования психики. Это необходимо для адаптации нашей основной нейронной структуры к новым потребностям; для подростков это естественная часть адаптации к меняющемуся миру. Возникают новые уровни интеграции, формируются и укрепляются новые способности. Но при перестройке нейронных связей в префронтальной коре многие функции этого «контрольного центра управления» – эмоциональное равновесие, планирование будущего, интуиция и сопереживание – легко отбрасываются в сторону из-за бурных эмоций и под влиянием сверстников. Эти функции менее устойчивы и легче поддаются давлению, чем в детстве. Один из моих друзей как-то признался мне, что, окончив первый курс, его сын «будто вернулся в мир нормального человеческого общения». А до этого тот, казалось, утратил эмоциональное равновесие и способность планировать будущее, забыл о самооценке и сочувствии – во всяком случае, с точки зрения его отца. Как нам разобраться в этой распространенной ситуации? Понятно, почему переход к более спокойному состоянию кажется столь разительным: после перестройки наступает стабилизация, и префронтальная кора может заниматься своим делом. В чем оно заключается? Этот отдел занимается координацией и балансировкой мозга и тела, а также взаимодействия с внешним миром. Да, этот регион, расположенный сразу за лбом, соединяет все отделы мозга и связывает их функции с тем, что происходит внутри тела (сигналы от сердца, мышц, кишечника и т. д.). Потом эти объединенные сигналы взаимодействуют с сигналами, поступающими от других людей. Поэтому в переходном возрасте мы должны иногда сбавлять обороты, а в зрелом – понимать важные процессы, происходящие в мозге подростка. Это не означает, что тема закрыта, но мы должны вносить поправку на то, что мозг подростка иногда бывает похож на стройплощадку.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.49.252 (0.01 с.) |