Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отсрочка. Майндсайт и осознанностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Я пользуюсь термином «отсрочка» для описания времени, которое мы можем уделить – хоть минуту в день – для осознанной фокусировки внимания на внутреннем мире своего опыта. Большая часть того, что происходит в семье, в школе и даже в Интернете и в соцсетях заставляет нас фокусировать внимание на внешнем мире. Подумайте, сколько времени люди тратят на смартфоны, айпады и т. п.? Да, в сетях можно завести массу связей, новых друзей и знакомых, но опасность в том, что мы начинаем игнорировать внутреннюю жизнь – жизнь собственного разума. Если мы хотим, чтобы наша жизнь была более целостной, то не можем фокусироваться исключительно на внешнем мире физических объектов. Майндсайт необходим для интеграции нашей внутренней жизни, развития интуиции и сопереживания. Регулярные «отсрочки» приводят в действие цепи майндсайт, интегрирующие мозг и обогащающие жизнь. Один из способов «взять отсрочку» – тренировка способности присутствовать в настоящем моменте, отказываться от готовых суждений и воспринимать жизнь такой, как она есть. Фокусировка внимания в общем и целом называется «медитацией». Исследования показывают, что медитация способствует здоровому функционированию тела, разума и взаимоотношений. Чем больше мы сосредоточены на текущем моменте, тем выше в организме уровень энзима теломеразы, который поддерживает и восстанавливает сохраняющие жизнь хромосомные окончания – теломеры. Из-за повседневных стрессов и естественного старения теломеры постепенно укорачиваются. Повышение уровня теломеразы делает нас более здоровыми и увеличивает срок жизни. Способность фокусировать внимание на внутреннем мире может изменять биохимический баланс организма и продлевать жизнь клеток. Сосредоточенность на текущем моменте улучшает способность следить за эмоциями и делать их союзниками, а не противниками. Она также укрепляет способность фокусировать внимание на изучаемом предмете. Медитация также помогает уверенно подходить к решению сложных проблем, а не отстраняться от них, испытывать ощущение более осмысленной и полноценной жизни. Некоторые люди называют это счастьем. Проще говоря, «отсрочки» помогают быть настолько разумными людьми, насколько это возможно. Что касается взаимоотношений, «отсрочки» и сосредоточенность на внутреннем мире помогают более сочувственно относиться к людям и лучше понимать их. С другой стороны, ощущая такое сочувствие и понимание, они начинают лучше относиться к нам. Практика «отсрочек» и построение майндсайт-основ эмоционального и социального мышления повышает успеваемость. В некоторых школах был принят ряд инновационных программ, привлекающих этот новый подход к обучению. Фокусировка на внутреннем мире и сосредоточенность на текущем моменте делает учебный процесс более насыщенным и увлекательным не только для учеников, но и для учителей. Введение подобных занятий в школе означало бы новый подход к образованию в целом. Почему же тогда этому не учат в каждой школе? Думаю, потому, что люди просто не знают о научно доказанных преимуществах такой работы над собой. В семье также можно сделать «отсрочки» частью повседневной жизни. Всегда лучше начинать с себя. Махатме Ганди принадлежат великие слова: «Если желаешь, чтобы мир изменился, сам стань этим изменением». Памятуя об этом, я приглашаю вас присоединиться ко мне в изучении этих практик. Сколько бы вам ни было лет, эти упражнения помогут вам сосредоточиться на текущем моменте, ускорить процесс интеграции мозга и укрепить разум.
Для начала Относитесь к «отсрочкам» как к регулярному повседневному занятию для активации майндсайт-способностей вашего мозга. Подобно чистке зубов, они должны стать ежедневной привычкой, частью здоровой жизни. Попеременное напряжение и расслабление постепенно укрепляют мышцы. В мозге нет мышц, но идея разминки и укрепления какой-либо части тела точно так же относится и к мозгу. Правда, здесь вы не сокращаете мышцы, а фокусируете внимание. Методика фокусировки внимания направляет поток энергии и информации в нервной системе. Там, куда направлено внимание, активизируются нейронные цепочки. Регулярное направление внимания приводит к их укреплению. Укрепляя же нейронные связи между разными отделами мозга, вы обеспечиваете его интеграцию, или целостность. Скажем проще: фокусировка внимания во время регулярных «отсрочек» способствует интеграции мозга. «Отсрочки» и сосредоточенность на текущем моменте, которую они создают, в буквальном смысле позволяют мозгу выращивать больше соединительных волокон, укрепляющих способность регулировать эмоции, внимание, мышление и поведение, ваше ощущение благополучия и связи с другими людьми. Если бы тщательные научные исследования не доказывали этого, я сам посмотрел бы на этот перечень и заявил: «Это слишком хорошо, чтобы оказаться правдой!» Но было доказано, что все эти положительные результаты – чистая правда. Остается простой вопрос: готовы ли вы начать? Если да, не торопитесь – сначала разберемся в предмете. Присутствие в происходящем Вы можете «взять отсрочку» в любое время дня. Моя посуду, я намеренно фокусирую внимание на этом занятии. Это значит, что я позволяю внутреннему ощущению этого опыта заполнить свое осознание. Когда мысли начинают блуждать и я задумываюсь о том, что делал на прошлой неделе, или о том, что буду делать в следующем месяце, то теряю сосредоточенность на сиюминутном опыте, забываю об ощущении воды, моющего средства или тарелки у меня в руках и утрачиваю осознание текущего момента. «Взять отсрочку» и сосредоточиться на текущем моменте – значит присутствовать в происходящем, когда оно происходит. Вы можете спросить: «А разве мысли о прошлом или будущем – это не то, что происходит с вами в настоящем? Если так, то разве это не «отсрочка», поскольку мысли о прошлом и будущем присутствуют внутри вас именно сейчас? А поскольку вы присутствуете в происходящем, когда оно происходит, разве это не значит, что вы сосредоточены на своих мыслях в этот момент?» Ответ на эти вопросы будет положительным, если вы намеренно позволяете мыслям блуждать и остаетесь открытыми ко всему, что происходит в процессе размышления. Но если ваше намерение – сосредоточиться на восприятии мытья тарелок, а ваш разум непреднамеренно отвлекается от этого процесса, мысли начинают блуждать и внимание фокусируется на прошлом или будущем, то ответ будет отрицательным. «Взяв отсрочку», мы намеренно фокусируемся на том или ином аспекте своего внутреннего мира. Мы фильтруем поток информации, поступающий в сознание, и сосредоточиваемся на определенном аспекте ощущений, образов, мыслей и чувств. Так мы укрепляем способность присутствовать в настоящем, воспринимать происходящее по мере того, как оно происходит. Обучение присутствию в настоящем в любом возрасте делает нас более стойкими. Стойкость в данном случае означает гибкость и силу при столкновении со стрессом; это то, что необходимо для решения жизненных проблем, преодоления невзгод, усвоения опыта и уверенного движения вперед. Одним словом, присутствие в настоящем создает ощущение счастья и благополучия в нашей жизни. Прежде чем предпринять дальнейшие шаги для создания прочного и надежного присутствия в настоящем, нужно сделать первый шаг – научиться использовать сознание для стабилизации внимания. Именно так мы укрепляем наблюдательную способность. Практика майндсайт 1 Осознанное дыхание Вот основные инструкции для практики «отсрочки» по отношению к дыханию. Ваша задача – сосредоточиться на ощущении дыхания. Следите за тем, когда разум начинает отвлекаться, и снова направляйте внимание на ощущение дыхания. Это простое упражнение можно выполнять сидя или стоя. Оно может продолжаться 2 минуты или 20 минут, раз в день или короткими интервалами несколько раз в день. Многие предпочитают назначать определенное время для этой практики и обнаруживают, что ею очень хорошо заниматься с утра. Некоторые утверждают, что взрослые должны уделять этой практике минимум 12 минут, чтобы она имела ощутимый эффект. Но лучше заниматься ею ежедневно хотя бы по 2 минуты. Это все равно что заниматься аэробикой: хотя регулярные тренировки по 30–45 минут в день считаются идеальными, если вам не хватает времени для этого, то лучше каждый день делать хоть что-то, чем ничего. Отлично. Но что делать с телом, пока вы фокусируетесь на дыхании? Кто-то предпочитает удобно сидеть на стуле, слегка расставив ноги, упершись ступнями в пол и выпрямив спину, кто-то – на полу, скрестив ноги. А кто-то – лежать на спине, подняв ноги на стул или на подушку, чтобы ослабить давление на крестцовую область и колени. Выберите то, что вам больше по нраву. А глаза? Одни держат их открытыми, другие – прикрытыми, третьи закрытыми. Делайте то, что помогает вам сосредоточиться на дыхании. Выключите приборы – чтобы вас было нелегко отвлечь. Вы можете выполнять это упражнение один или в группе. Главное, чтобы все шло гладко. Все новое для вашего «внутреннего моря» может казаться необычным. Поэтому, говоря о простоте, я не имею в виду, что вам будет легко. Трудность в том, что мы настолько привыкли к внешним стимулам для зрения и слуха, что сосредоточенность на мире внутренних ощущений кажется гораздо менее увлекательной. Иначе говоря, она может быстро наскучить вам! Часть этой практики – наблюдение за тем, чтобы не заснуть от скуки. Пожалуйста, не падайте духом, но, если вы разочарованы или испытываете сходные чувства, признайте их существование. Это важно для присутствия в настоящем. Если какие-то чувства мешают сосредоточенности на дыхании, назовите их, чтобы обуздать их, просто сказав что-то вроде «я расстроен» или «я озабочен», а потом дайте этому чувству выйти из фокуса вашего внимания и сосредоточьтесь на дыхании. Не нужно стараться избавиться от чего-то вроде чувства разочарования, просто признайте его как объект внимания, а потом направьте внимание на ощущение дыхания. Присутствие в настоящем имеет оттенок доброты, позитивного отношения к себе и другим. Некоторые люди называют это сочувствием к себе; это значит, что вы признаете, что ничто человеческое вам не чуждо. Разум имеет собственную жизнь, и отвлекаться на что-то – значит быть человеком. Добро пожаловать в человеческую семью! Вместо того чтобы укорять себя за невнимательность, просто признайте, что ваше внимание отвлеклось на звуки разговора в коридоре, а потом бережно и спокойно направьте его на ваше дыхание. Снова и снова, по одному вдоху зараз.
Давайте приступим (Вы можете попросить кого-нибудь читать вам этот текст, пока будете выполнять это упражнение, записать свой голос и включить запись или на моем сайте DrDanSiegel.com: откройте вкладку Resources, потом раздел everyday mindsight tools и выберите breath awareness practice.) Начните с фокусировки на внешнем мире. Откройте глаза и сосредоточьте внимание на центре комнаты. Потом направьте визуальное внимание на дальнюю стену или потолок. Теперь сосредоточьте внимание на расстоянии, удобном для чтения, будто вы держите в руках книгу или журнал. Посмотрите, как вам удается фокусировать внимание. В этом упражнении объектом внимания будет ощущение дыхания. Начнем с уровня ноздрей и легкого ощущения входящего и выходящего воздуха. Посмотрите, можете ли вы направить внимание от ноздрей к грудной клетке. Позвольте ощущению поднимающейся и опускающейся грудной клетки заполнить сознание. Вверх и вниз, просто двигайтесь на волнах вдохов и выдохов. Теперь направьте внимание на область брюшины. Если вы новичок в технике брюшного дыхания, то можете положить ладонь на живот и почувствовать, как он движется, когда воздух наполняет ваши легкие. Двигайтесь с волнами дыхания, фокусируя внимание на ощущении подъемов и спадов брюшной области. Выполняя это упражнение, ненадолго сосредоточимся на старинной истории, передаваемой из поколения в поколение. Она начинается так: разум подобен океану. На глубине океана царят ясность и спокойствие. Оттуда можно посмотреть вверх и увидеть, что творится на поверхности. Она может быть гладкой, покрытой волнами или даже бурлить от шторма, но, независимо от этого, на глубине все остается ясным и спокойным. Разум подобен океану. А ощущение дыхания уносит вас под поверхность разума. Из этого глубокого места можно замечать любую активность на поверхности – мысли, чувства, идеи и воспоминания. Там всегда царит спокойствие, и ощущение дыхания переносит вас в это место ясности и безмятежности. Возвращайтесь к фокусировке внимания на ощущении дыхания каждый раз, когда это дается вам без усилий. Двигайтесь с волнами дыхания внутрь и наружу. В этом упражнении мы «берем отсрочку» просто затем, чтобы ощущение дыхания заполнило осознание. Когда что-то отвлекает вас от дыхания и нарушает целостность осознания, обратитесь к этим мыслям или чувствам, а потом отпустите их, вернув фокус внимания на процесс дыхания и связанные с ним ощущения. Мы будем выполнять это упражнение несколько минут. (Если у вас есть таймер, установите 5, 10 или 20 минут.) Во время упражнения ваше внимание может переключиться на что-то еще, кроме дыхания. Для некоторых людей определения отвлекающей мысли или эмоции достаточно, чтобы отпустить ее. Для других это само по себе становится отвлекающим фактором. Полезно дать отвлекающему фактору самое общее определение. Например, если вы отвлекаетесь на воспоминание о пляже, просто скажите про себя «воспоминание, воспоминание…» и отпустите его. Некоторым это помогает, для других это бесполезно. Выясните, что будет работать для вас. Помните: кроме фокусировки на дыхании, рекомендуется относиться к себе с пониманием и сочувствием. Мы все отвлекаемся, потому что мы люди. В сущности, укрепляющий эффект этого упражнения отчасти возникает из-за переключения внимания, которое можно сравнить с сокращением мышцы. Если непредумышленное отвлечение похоже на расслабление мышцы, то возврат к фокусировке на дыхании – на сокращение мышцы. Фокусировка, отвлечение внимания, повторная фокусировка и т. д. Так мы тренируем разум во время «отсрочки». Фокусировка на ощущениях внутренней жизни может быть в новинку для многих. Если, закрывая глаза, вы чувствуете, что начинаете засыпать, то всегда можете открыть глаза. А если это не помогает, попробуйте выполнять это упражнение стоя. Главное – попробовать. Потренировавшись, вы сможете намеренно делать дыхание более глубоким и держать глаза открытыми, если раньше они были закрыты. Ну, как впечатления? Если вам понравилось, добро пожаловать! Как я уже говорил, это выглядит просто, но не так уж и легко. Человеку свойственно отвлекаться. Для этого упражнения мы учим сознание присутствию в настоящем моменте. При регулярном повторении эта практика способствует развитию важной части мозга, связанной не только с вниманием, но и с эмоциями и сопереживанием. Это объединяющие контуры, поэтому упражнение по фокусировке внимания на дыхании способствует интеграции мозга. Сборка майндсайт-объектива Мы можем воспользоваться «отсрочкой» для сборки объектива, который позволит лучше фокусироваться на «внутреннем море» и видеть происходящее там глубже и в больших подробностях. Представьте, что майндсайт – объектив, установленный на треноге. Каждая из трех ног символизирует один из аспектов того, чего мы достигаем благодаря «отсрочкам». Первая нога называется непредубежденностью. Это готовность воспринимать происходящее по мере того, как оно происходит, устойчивое присутствие в настоящем моменте, принимающее все, что поступает в сознание благодаря вниманию. Вторая нога – объективность. Этот термин сродни предыдущему в том смысле, что мы просто принимаем к сведению объект внимания. Мы не пытаемся исказить происходящее своими мнениями, а рассматриваем его как объект восприятия, а потом вписываем в более широкий контекст нашего сознательного опыта. Когда мы перейдем к следующей майндсайт-практике, это различие между ощущением и наблюдением будет фокусом нашего внимания. Третья нога треноги, стабилизирующей объектив майндсайт, называется наблюдением. Определяя цель для умозрительной практики и намеренно направляя внимание, мы занимаемся наблюдением нашего восприятия. Интересно, что в мозгу было определено два отдельных контура восприятия. Первый – это сенсорный контур, который направляет ощущения непосредственно в сознание. Другой – наблюдательный контур, позволяющий наблюдать за происходящим, а потом, если понадобится, пересказывать этот момент жизни. Способность к наблюдению создает дистанцию по сравнению с непосредственным ощущением, так что мы можем гибче реагировать на происходящее. Как говорил один из моих студентов, именно так мы «овладеваем» восприятием: наблюдаем происходящее, осознаем и пересказываем события. Из книги Дэниела Дж. Сигела «Майндсайт: новая наука личной трансформации» (Mind Your Brain, Inc., 2010.) Эта способность к наблюдению позволяет делать кое-что интересное во время упражнения по ощущению дыхания. Вот пример: «Хм-м-м, интересный разговор в коридоре. Мне нужно поговорить со Стивом… Ох, что я делаю? [наблюдение отвлекающего фактора]… Да, я хочу поговорить, поговорить с ним, но сейчас нужно сосредоточиться на дыхании [осознание]… подслушивание, подслушивание, подслушивание… [определение отвлекающего фактора]». Теперь наблюдательный контур намеренно переключает внимание на дыхание. Ощущение дыхания наполняет сознание, так как включается сенсорный контур, отвечающий за непосредственное восприятие. Упражнение выполнено! Это различие между ощущением и наблюдением играет важную роль. Во время «отсрочки» работают оба контура, что позволяет не только находиться в потоке ощущений, но и наблюдать за внутренними процессами, такими, как фокусировка внимания, чтобы при необходимости модифицировать их в зависимости от намерения. Пребывание в настоящем объединяет два потока восприятия: ощущение и наблюдение. Для развития обеих способностей мы перейдем к следующей практике и узнаем побольше об укреплении наших навыков майндсайт.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.56.251 (0.012 с.) |