Лекция 4. Сводка и группировка статистических данных



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 4. Сводка и группировка статистических данных



4.1. Задачи сводки и группировки.............................................................................................................

4.2. Типы группировок...............................................................................................................................

4.2.1. Структурные группировки...........................................................................................................

4.2.2.Типологическая группировка........................................................................................................

4.2.3. Аналитические группировки........................................................................................................

4.3. Сложные группировки.........................................................................................................................

4.4. Статистические таблицы и графики...................................................................................................

4.1. Задачи сводки и группировки.

Для получения обобщающих характеристик собранную информацию необходимо систематизировать, превратить ее в упорядоченную систему статистических показателей. Систематизация полученной информации и обобщение наблюдаемых факторов является содержанием второй стадии статистического исследования, называемой сводкой и группировкой.

Статистическая сводка представляет собой комплекс последовательных операций по обобщению конкретных единичных фактов, образующих совокупность, для выявления типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению.

Целью сводкиявляется получение итоговых данных путем подсчета единичных сведений.

Классификация:

1. По глубине проработки материала:

v Простой сводкой называется операция по подсчету общих итогов по совокупности единиц наблюдения, то есть определение размера исследуемого явления.

v Сложной сводкой называется комплекс операций, включающих группировку единиц наблюдения, подсчет итогов по каждой группе и совокупности в целом, а также представление результатов группировки в табличной форме.

2. По форме обработки материала:

v централизованная сводка-весь первичный материал поступает в одну организацию, где и подвергается обработке по принятой программе, по единой методике (например, в Государственном комитете по статистике РФ или территориальных управлениях статистики).

v децентрализованнаясводка - разработка статистического материала осуществляется по иерархической системе управления, подвергаясь соответствующей обработке на каждом уровне.

Программа статистической сводки включает в себя:

• выбор группировочных признаков;

• определение порядка формирования групп;

• разработка системы статистических показателей для характеристики выделенных групп и совокупности в целом;

• разработка макетов таблиц для представления результатов сводки.

План статистической сводки содержит указания о сроках и последовательности выполнения отдельных этапов сводки, ее исполнителях, о порядке представления ее результатов.

 

Научной основой сводки является статистическая группировка,которая представляет собой процесс образования однородных групп на основе расчленения (разделения) статистической совокупности на части или объединение изучаемых статистических единиц в частные совокупности по существенным для них признакам.

Основными категориями метода группировок являются группировочный признак (основание группировки)и интервал.

Ø Группировочным признаком (основанием группировки)называется признак, по которому происходит выделение однородных групп. В качестве группировочного обычно выбирается один из существенных легко распознаваемых признаков, носящих как атрибутивный, так и количественный характер.

Ø Интервал – это совокупность варьирующих значений признака в группе, он определяет количественные границы групп, а его ширина представляет собой промежуток между максимальным и минимальным значениями признака в группе.

Типы интервалов:

равные – во всех выделенных группах ширина интервала является одинаковой;

неравные – в каждой группе ширина интервала различна; при этом ее изменение может изменяться закономерно (например, равномерно возрастать), или произвольно, то есть быть свободной;

закрытые _ если известны верхняя и нижняя границы интервалов (максимальное и минимальное значения признака в группах);

открытые - если известна только одна граница интервала, верхняя или нижняя.

С помощью группировок в статистике решают следующие задачи:

изучение состава статистических совокупностей;

выделение отдельных типов явлений внутри совокупности;

выявление причинно-следственных связей разных признаков внутри совокупности;

классификация единиц совокупности по множеству признаков.

Типы группировок

В зависимости от степени сложности изучаемого явления и от поставленных задач статистические группировки могут выполняться по одному или нескольким группировочным признакам. Группировка

называется простой (одномерной), если однородные группы формируются по одному признаку одновременно.

Если однородные группы образуются по двум и более признакам, то группировка называется сложной.

В классе одномерных группировок выделяют следующие типы:

структурные – предназначены для выявления состава изучаемого явления;

типологические – предназначены для выделения в статистической совокупности различных социально-экономических типов явлений;

аналитические (факторные) – используются для изучения связей и зависимости между варьирующими признаками.

Типологическая группировка

Ее цельсостоит в изучении распространенности различных типов экономических явлений в статистической совокупности.

Типологические группировки применяются, как правило, к неоднородной совокупности и осуществляются посредством сложных неравноинтервальных группировок. Результатом типологических группировок является разделение совокупности на классы, социально-экономические типы, однородные группы единиц.

По своей сути типологическая группировка представляет собой группировку-классификатор. Такие группировки часто основываются на устойчивом перечне групп, не меняющихся или меняющихся незначительно во времени.

Примером такой группировки является группировка предприятий по форме собственности (государственная, муниципальная, частная, смешанная) или группировка секторов экономики.

При выполнении типологических группировок важно правильно выбрать основание группировки. Для этого необходимо предварительно выявить возможные типы явления на основе анализа сущности и закономерностей его развития. Число групп и их параметры устанавливаются неформально на основе выделенных качественных закономерностей, часто с привлечением количественных признаков.

Например, при выполнении группировки населения по возрастному составу выделяются 4 возрастные категории: дошкольный возраст – до 7лет; школьный - с 7 до 17 лет; рабочий - с 17 до 55(60) лет; пенсионный - с 55 (60) лет.

Аналитические группировки

Аналитические группировки предназначены для выявления связи между изучаемыми признаками. Они позволяют выявить наличие и направление связи, а также измерить ее тесноту и силу.

Все исследуемые признаки в этом случае делятся на две группы:

факторные и результативные. Взаимосвязь между ними проявляется в том, что с изменением среднего значения факторного признака систематически изменяется среднее значение результативного признака.

Аналитические группировки отличаются от структурных и типологических по технике выполнения, которая заключается в следующем:

1. Производится группировка единиц совокупности по факторному признаку, она выполняется как структурная.

2. В каждой выделенной группе отбираются соответствующие значения результативного признака, и на их основе рассчитывается некоторый обобщающий показатель, обычно, среднее значение.

3. Анализируются изменения обобщающего показателя – среднего значения результативного признака по группам, и делается вывод о наличии или отсутствии взаимосвязи и ее направлении. Если при изменении значений факторного признака, положенного в основу группировки изменяется величина результативного, то признается наличие связи между признаками; при этом, если с увеличением значений факторного признака увеличивается значение результативного, то связь

относится к прямой; в противном случае – к обратной.

Сложные группировки

К сложным группировкам относятся группировки, выполняемые по двум и более основаниям. Сложные группировки делятся на комбинационные и многомерные.

Комбинационные группировкивыполнятся по нескольким признакам последовательно. Последовательность устанавливается исходя из логики взаимосвязи показателей. Как правило, группировку начинают с атрибутивного признака. При комбинационной группировке совокупность логически последовательно разбивается на однородные части по отдельным признакам: на группы - по одному признаку, затем внутри каждой группы по второму признаку - на подгруппы и т.д.

Такие группировки предназначены для более глубокого анализа изучаемого явления, позволяют выявить и сравнить различия и связи между исследуемыми признаками, которые невозможно установить на основе изолированных группировок по каждому из исследуемых признаков.Комбинационная группировка по двум признакам (X, Y) оформляется в виде шахматной таблицы, в которой значения одного признака X откладываются по строкам, а значения второго признака Y –

по столбцам. На пересечении j–ого столбца и i-ой строки (в теле таблицы) находятся частоты совместного проявления значения признака Y в j-ом столбце и значения признака X в i -ой строке.

 

Многомерные группировки - относятся группировки, выполненные по нескольким группировочным признакам одновременно.

Цель многомерных группировок – классификация данных на основе множества признаков, то есть выделение групп статистических единиц, однородных по нескольким признакам одновременно. В процессе такой группировки решаются, например, задачи типизации – выделяются самостоятельные экономические или социальные типы явлений. Так, приемами многомерной классификации можно всю совокупность промышленных предприятий разбить на «мелкие», «средние» и «крупные», используя следующие признаки: численность промышленно- производственного персонала, объем продукции, стоимость ОПФ, потребление материальных ресурсов и т.д.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.64 (0.007 с.)