Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бюрократические типы организационных структурСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Бюрократические структуры управления показали свою эффективность, особенно в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель. Эти структуры позволяют мобилизовать человеческую энергию и кооперировать труд людей при решении сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве. Если все эти компоненты присутствуют в полной мере в бюрократии, то данный тип бюрократии именуется рациональным. Ключевые концептуальные положения нормативной модели рациональной бюрократии: > четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности; > иерархичность управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему; > наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач; > дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности; > осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями; > защищенность служащих от произвольных увольнений. По Веберу, бюрократия наилучшим образом реализует концепцию «социального равенства», поскольку уравнивает возможности людей в замещении тех или иных должностей. Однако самое важное в концепции бюрократии — это все же принцип иерархичности, уровневого строения организации. На практике, как продемонстрировал Холл, организации отклоняются от этого идеального типа. Тем самым бюрократической структуре присущи недостатки, особенно заметные в контексте современных условий и задач экономического развития. Причем эти недостатки особо ярко начинают проявляться в крупных и особо крупных организациях. К числу главных из них относятся: > гипертрофия значимости стандартизации, раз и навсегда установленных норм, правил, процедур; > тенденция решать возникающие проблемы не на основе их продуманного анализа, а на основе прецедентов в прошлом; громоздкость и инерционность в принятии решений и согласовании планов; > отсутствие гибкости реагирования на внешние и внутренние изменения; > иммунитет к инновациям; > слабая способность к саморазвитию и совершенствованию. Однако М. Мескон считает, что «причина столь длительного и широкомасштабного использования бюрократической структуры в том, что ее характеристики еще достаточно хорошо подходят для большинства промышленных фирм, организаций сферы услуг и всех видов государственных учреждений». Линейная организационная структура основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы, т.е. каждый подчиненный имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчиненных. Два руководителя не могут непосредственно связываться друг с другом, они должны это сделать через ближайшую вышестоящую инстанцию. Такую структуру часто называют однолинейной. Преимущества такой структуры: > четкая система взаимных связей функций и подразделений; > четкая система единоначалия — один руководитель сосредоточивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель; ясно выраженная ответственность; > быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих. Недостатки такой структуры: > отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; > в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы («текучка») доминируют над стратегическими; > тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений; > малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации; разные критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом; > тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности; > большое число «этажей управления» между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение; > повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев; > перегрузка управленцев верхнего уровня. Функциональная организационная структура (рис. 7) основана на создании подразделений для выполнения определенных функции на всех уровнях Управления. К таким функциям относят исследования, производство, сбыт, маркетинг и т.д. Здесь с помощью директивного руководства могут быть соединены иерархически нижние звенья управления с различными более высокими звеньями управления.
Рис. 6. Линейная организационная структура Передача поручений, указаний и сообщений осуществляется в зависимости от вида поставленной задали. Поэтому такую организационную структуру называют многолинейной.
Рис. 7. Функциональная организационная структура К преимуществам такой структуры можно отнести: > сокращение звеньев согласования; > уменьшение дублирования работ; > укрепление вертикальных связей и усиление контроля над деятельностью > > нижестоящих уровней; > высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций. Недостатками такой структуры являются: > неоднозначное распределение ответственности; > затрудненная коммуникация; > длительная процедура принятия решений; > возникновение конфликтов из-за несогласия с директивами, так как каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место. Наиболее распространенной является линейно-функциональная организация, до сих пор широко используемая компаниями всего мира. Это так называемая комбинация линейной структуры с функциональной. Преимущества данной структуры: > более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов; > некоторая разгрузка высших руководителей; > возможность привлечения внешних консультантов и экспертов; > при наделении штабных подразделений правами функционального руководства такая структура — хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления. В то же время выявились и существенные недостатки: > недостаточно четкое распределение ответственности, так как лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении: тенденции к чрезмерной централизации управления: > аналогичные линейной структуре, частично — в ослабленном виде. Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур управления показал, что они наиболее эффективны там, где аппарату управления приходится выполнять множество рутинных, часто повторяющихся процедур и операций при сравнительной стабильности управленческих задач и функций: посредством жесткой системы связей обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом. Данная структура может являться хорошей промежуточной ступенью при переходе от линейной ОСУ к более эффективной. Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой (рисунок 8) становятся не руководители функциональных подсистем, а управляющие производственными отделениями. Структурирование организации по отделениям производится, как правило, по одному из трех критериев: > видам выпускаемой продукции или предоставляемых услуг (продуктовая специализация); > ориентации на те или иные группы потребителей (потребительская специализация); > обслуживаемым территориям (территориальная специализация).
Рис. 8. Принципиальная схема дивизионной организации
Такой подход обеспечивает более тесную связь с потребителями и рынками, существенно ускоряя реакцию организации на изменения, происходящие во внешней среде. Формирование указанных структур за рубежом связано с процессами «разукрупнения» гигантских корпораций в 60-е гг. Стремясь повысить гибкость и приспособляемость к изменениям во внешней среде, крупнейшие компании начали выделять из своего состава производственные отделения с предоставлением им определенной самостоятельности в осуществлении оперативного управления. Все важнейшие общекорпоративные функции управления оставались в ведении центрального аппарата управления, который разрабатывал стратегию развития организации в целом, решал проблемы инвестирования, научных исследований и разработок.
ЛЕКЦИЯ 28
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1805; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.119.191 (0.011 с.) |