ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Lights Test (тест исправности лампочек)



Давайте закончим предполетную подготовку и перейдем к процедуре запуска двигателей.

 

Lights ............................................... Test

 

Переключатель LIGHTS TEST расположен на левой передней панели, выше ND (navigation display):

Переведите переключатель в положение TEST (пкм), осмотрите оверхед и панели пилотов, убедитесь, что все лампочки исправны. Вы должны осматривать панели по памяти (направлении осмотра указано в FCOMv1, ст. NP.11.5.).

Как только Вы закончите осмотр панелей, переведите переключатель в положение BRT или DIM.

 

 

EFIS Control Panel (панель настройки дисплеев)

 

EFIS control panel .............................................. Set

 

Установки сделанные на левой панели управления EFIS определяют, какая информация будет отображаться на внешнем и внутреннем дисплейных блоках капитана, в то время как правая панель управления EFIS управляет отображением информации на DUs второго пилота.

Давайте начнем с селектора MINS в левом верхнем углу панели EFIS:

Вы можете видеть, что эта ручка состоит из двух селекторов, внешнего и внутреннего. Внешний и внутренний селекторы можно повернуть, внутренний селектор также можно нажать. Чтобы различать селекторы, курсор мышки будет меняться, указывая каким селектором в данный момент Вы управляете:

· Курсор в виде открытой руки, серого цвета - указывает на управление внешним селектором. Для управления используйте колесико мышки или лкм/пкм.

· Курсор в виде открытой руки, белого цвета - указывает на управление внутренним селектором. Для управления используйте колесико мышки или лкм/пкм.

· Курсор в виде указательного пальца, белого цвета - указывает на управление (нажатие) внутренним селектором. Для управления используйте лкм/пкм.

С помощью этих селекторов устанавливается MDA/MDH (Minimum Descent Altitude - минимальная абсолютная высота снижения/Minimum Descent Height - минимальная относительная высота снижения) для захода на посадку. Пока мы не знаем как будем заходить на посадку в KLAX и соответственно не знаем, какие минимумы будем использовать.

Сейчас в KIAX прекрасная погода, слабый ветер и отсутствуют осадки, поэтому если после взлета, по тем или иным причинам, нам нужно будет вернутся обратно в KIAX, мы будем выполнять визуальный заход на посадку. В плохих метеоусловиях Вам нужно было бы настроить радио панель и панель управленияEFIS для захода на посадку по ILS (Instrument Landing System). В этот руководстве мы пропустим этот шаг.

Справа от селектора MINS находится кнопка FPV (flight path vector) с помощью которой можно включить/отключить отображение вектора траектории полета на PFD:

Если Вы нажмете эту кнопку, Вы увидите, что на PFD появился маленький символ в виде самолета, наложенный на центральную точку.

В то время как точка в центре PDF указывает местоположение носовой части самолета, символ FPV информирует Вас о фактическом направлении движения самолета. На земле центральная точка и символ FPV накладываются друг на друга, но в воздухе обычно присутствует встречный ветер, из-за которого самолет не всегда движется именно туда, куда указывает центральная точка. Например, если во время полета есть встречный ветер с правой стороны, фактическое движение самолета будет левее центральной точки, на это укажет символ FPV.

Решайте сами, нужно ли Вам отображение FPV на PFD или нет. Я рекомендую включать FPV.

 

Следующая кнопка MTRS, используется для включения отображения высоты на PFD в метрах. Эта функция очень полезна, при выполнении полета в воздушном пространстве, в котором используются метрическая, а не футовая система эшелонирования и указания высоты - например в России или Китае. В России и странах СНГ, с 17 ноября 2011 года используется футовая система эшелонирования, с возможностью запроса метров. В Китае, с 2007 года, действует метрическая система RVSM).

Правее кнопки MTRS находится селектор BARO, он состоит из внешнего и внутреннего селекторов:

Внешний селектор используется для переключения настройки давления в дюймах ртутного столба (IN), которые используются в США и Канаде, и гектопаскалях (HPA), используемых в других странах. Сегодня мы выполняем внутренний рейс в США, поэтому убедитесь, что внешний селектор установлен в позицию IN.

Внутренний селектор используется для установки барометрического давления, значение которого Вы получаете по ATIS или ATC. Сегодня давление в KIAH - 29.92 InHg, установите это значение. Установленное значение отображается в нижнем правом углу PFD:

Нажатие на кнопку STD устанавливает на высотомере стандартное давление (29.92 InHg).

 

Ниже селекторов MINS и BARO Вы найдете два переключателя VOR/ADF:

С помощью этих переключателей, Вы можете включить отображение на ND (navigation display) указателей, которые указывают направление на навигационные маяки, настроенные в VOR1, ADF1 и VOR2 радио (радио ADF2 в NGX заменено третьим VHF радио для голосовой связи, таким образом позиция переключателя ADF2 нерабочая).

Если Вы посмотрите схему Junction Seven departure для KIAH (доступна по ссылке: http://155.178.201.160/d-tpp/1206/05461JUNCTION.PDF), Вы увидите, что вся процедура определяется пересечением радиалов VOR маяков. Например, после вылета ATC выведет нас (даст нам направление полета) на CUZZZ, который является пересечением радиала 276 ° от Humble VOR (IAH, 116.6 MHz) и радиала 142 ° от College Station VOR (CLL, 113.3 MHz). Необходимые для выполнения полетов карты Вы можете найти на сайте http://www.faa.gov.

 

Мы не будем использовать VOR маяки в качестве первичных средств навигации во время вылета. Мы будем использовать режим LNAV реализованный в NGX. Тем не менее, в навигационных радио мы настроим частоты и, используя задатчики курса на МСР, установим радиалы VOR маяков для проверки роботы режима LNAV.

С настройками дисплея по умолчанию, линии курса VOR маяков будут отображаться на ND, поэтому отображение указателей направления на VOR маяки я считаю излишним. Но если Вы хотите видеть эти указатели, переместите переключатели в позицию VOR 1/VOR 2 (щелкните пкм на каждом переключателе). В большинстве случаев указатели направления на VOR маяки не будут отображаться до окончания процедуры взлета, так как мы не будем в состоянии получать радио сигналы от VOR маяка до набора определенной высоты.

Слева, в центре панели управления EFIS находится селектор выбора режима ND:

Поворот селектора позволяет выбрать один из следующих режимов ND:

· Режим АРР используется для отображения информации о курсовом маяке и глиссаде во время точных заходов на посадку.

Обычно, Вы не должны использовать этот режим во время точного захода на посадку, так как информация о курсовом маяке и глиссаде отображается на PFD. Однако, во время полета в полном составе экипажа, PNF может использовать данный режим на своем ND.

· Режим VOR используется для отображения навигационной информации VOR.

· Режим МАР используется для отображения сгенерированного FMC маршрута, дополнительной информации о нем и точках маршрута. Этот режим Вы будете использовать большую часть времени.

· Режим PLN позволяет Вам проверить Ваш маршрут (в этом режиме Вы проходите по каждой точке маршрута).

 

Чтобы увидеть режим PLN в действии, поверните селектор выбора режима в положение PLN. Вы увидите примерно следующее (с помощью селектора выбора дистанции, который находится справа от селектора выбора режима, Вы можете настроить масштаб карты):

 

Согласно схеме отхода Junction Seven, запрограммированной в FMC, после взлета мы должны набрать высоту 497’ (400’ выше уровня земли), затем выполнить резкий левый разворот и продолжить полет к первой точке маршрута на схеме SID, CUZZZ. В реальной жизни мы, скорее всего, не выполняли бы отход таким образом. Вместо этого, после взлета АТС дал бы нам направление полета и навел на CUZZZ таким образом, чтобы избежать конфликта с вылетающим и прибывающим в KIAH и другие аэропорты этой зоны трафиком.

 

Чтобы увидеть остальную часть нашего плана полета, отображенного таким образом, откройте CDU и нажмите кнопку LEGS для перехода на одноименную страницу:

 

Теперь, если Вы нажмете RSK6 напротив строки STEP> на ND будут следующие изменения (я немного увеличил масштаб):

 

ND в настоящее время сосредоточен на точке CUZZZ, справа от которой мы можем видеть нынешнее положение самолета, а слева следующую точку маршрута ZUUUU, приблизительно в 10 nm к западу. На CDU Вы теперь должны видеть:

 

Обратите внимание на маркер <CTR> на странице LEGS. Он указывает на точку маршрута отображаемую в центре ND. Каждый раз, когда Вы нажимаете кнопку RSK6 напротив строки STEP>, этот маркер перемещается вниз к следующей точке маршрута и она отображается в центре ND.

 

Вы можете использовать этот метод, чтобы получить визуальное подтверждение того, что маршрут был введен правильно.

Если Ваш маршрут по плану полета взят из маршрутной базы данных или инструментов планирования рейса, у Вас под рукой может быть распечатанный вариант маршрута. В таком случае Вы должны сравнить печать со страницей LEGS. Обратите внимание, что на CDU между точками маршрута отображается путевой угол и расстояние рассчитанное FMC между этими двумя точками. Согласно расчетам FMC, например, между CUZZZ и ZUUUU путевой угол составляет 276 °, расстояние 9.3 nm. Как правило, нет 100% совпадения между данными рассчитанными FMC и указанными в распечатке маршрута созданного с помощью имеющихся у нас в наличии инструментов. Допускаются небольшие различия в значениях путевого угла (на несколько градусов) и/или расстояния.

 

Как только Вы закончите работу с режимом PLN, переместите селектор выбора режима ND в положение МАР.

В зависимости от режима в котором Вы находитесь, Вы можете нажать селектор выбора режима ND, кликнув CRT, для центровки вида на ND. Нажмите селектор в режиме МАР один раз и Вы получите полный 360° обзор с самолетом в центре:

Второе нажатие на CRT включает дисплей вертикальной ситуации (VSD – vertical situation display):

VSD служит для графической индикации вертикального и горизонтального пути самолета для повышения ситуационной осведомленности, что особо полезно во время набора высоты, снижения и захода на посадку. Так как мы будем использовать VSD во время процедуры выхода из зоны аэропорта, не выключайте его. Для возврата в боковой режим МАР снова нажмите CRT. Более подробно VSD раскрыт в FCOMv2, начиная с страницы 10.10.36.

 

Правее селектора выбора режима ND находится селектор выбора дистанции:

 

Использование селектора очевидно - поверните селектор для изменения дистанции на ND. Во время вылета селектор должен быть установлен на значении 10 или 20. Для отображения на ND информации TCAS нажмите кнопку TFC.

 

С помощью ряда кнопок вдоль нижнего края панели управления EFIS Вы можете включать отображение различной дополнительной информации на ND:

· WXR: Метеорадиолокатор. В NGX не реализован.

· STA: отображает навигационные средства из базы данных FMC.

· WPT: отображает точки маршрута на карте, которые не являются частью маршрута по плану полета.

· ARPT: отображает аэропорты из базы данных FMC.

· DATA: отображает высотные ограничения и расчетное время прибытия для точек маршрута.

· TERR: отображает данные ландшафта полученные системой предупреждения опасного сближения с землей (GPWS).

 

Я обычно использую только отображение ландшафта (TERR). Вы можете поэкспериментировать с этими кнопками, чтобы найти для себя наиболее полезные из них. Отметьте, что в некоторых случаях информация будет отображаться с изменением масштаба карты. Дополнительную информацию об этих кнопках Вы найдете в FCOMv2, страница 10.16.4.

 

Как только Вы закончите с настройками панели управления EFIS капитана, сделайте тоже самое на стороне FO. По желанию, Вы можете настроить панель управления EFIS капитана и FO по разному.

 

 

Mode Control Panel

 

Mode control panel ............................................... Set

 

В NGX Вы можете выбрать между двумя различными вариантами МСР, более старым МСР Honeywell и устанавливаемым с 2003 года МСР Rockwell Collins. В этом туториале мы будем использовать МСР Collins:

 

 

Средства управления на MCP можно разделить на четыре категории:

· Средства управления скоростью (расположены на левой стороне МСР).

· Средства управления вертикальной навигацией, такие как переключатель VNAV и задатчик высоты (располагаются в средней части МСР).

· Средства управления горизонтальной навигацией, такие как переключатель LNAV и задатчик направления полета.

· Средства управления автопилотом и флайт директором (расположены на правой стороне МСР).

 

Мы рассмотрим различные средства управления на MCP, поскольку будем использовать их в течение этого полета. Полное обсуждение МСР Вы найдете в FCOMv2, страницы 4.10.1 - 4.10.19. На данном этапе мы должны выполнить следующее:

 

Установите задатчики курса:

 

Во время первого этапа полета наши навигационные радио будут настроены на Humble VOR (IAH, 116.6 MHz) в NAV1 и College Station VOR (CLL, 113.3 MHz) в NAV2. На схеме SID Junction Seven наша первая точка маршрута CUZZZ определяется как пересечение радиала 276 от IAH и радиала 142 от CLL, таким образом используя левый задатчик курса установите 276, а с помощью правого задатчика курса установите 142.

 

Затем мы должны перевести два переключателя F/D в позицию ON:

 

В NGX есть два независимых компьютера управления полетом (FCCs - flight control computers), которые управляют флайт директорами и автопилотами. После перемещения переключателей F/D в позицию ON на PFD капитана (левый F/D) и FO (правый F/D) будут отображаться директорные стрелки флайт директора.

Порядок, в котором Вы перемещаете переключатели F/D в позицию ON определяет, какой FCC будет основным. Если капитан является PF (pilot flying - пилотирующий пилот), основной должна быть система А (левая), если FO будет выполнять функции PF, основной должна быть система В (правая). Я предполагаю, что Вы будете выполнять полет с левого кресла, поэтому сперва переведите левый F/D в позиции ON, затем правый. В этот момент над левым переключателем F/D должна загореться зеленая лампочка МА:

 

Отметьте, что директорные стрелки не будут отображаться пока Вы не нажмете TO/GA и начинаете разбег.

 

Далее, установите селектор угла крена в нужную позицию:

 

Если посмотреть с боку, это внешний селектор на задатчике направления полета, расположенный ниже дисплея HEADING. Этот селектор управляет максимальным углом крена который автоматическая система управления полетом будет допускать в режимах HDG SEL или VOR (в режиме LNAV этот селектор не активен).

После отрыва, как только мы достигнем высоты выше 400’ над уровнем земли (AGL - above ground level) или скорости не меньше V2+15 узлов мы можем благополучно выполнять маневры с креном до 30 °. Так как в данном полете не ожидается никаких поворотов до достижения выше указанной высоты и скорости, мы можем оставить селектор в положении 30. (На скорости ниже V2+15 узлов, Вы должны ограничить угол крена до 15 °).

 

В завершении, Вы должны убедиться, что ручка отключения автопилота находится в верхнем положении:

 

Если ручка находится в нижнем положении, автопилоты не могут быть задействованы.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.32 (0.016 с.)