Модель кругового потока ресурсов и продуктов.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель кругового потока ресурсов и продуктов.



Модель кругового потока ресурсов и продуктов.

Модель народнохозяйственного оборота лежит в основе системы национальных счетов, поскольку позволяет анализировать потоки доходов и расходов, осущест­вляемых между агентами; описывает поток товаров и услуг, которыми обменива­ются фирмы и домашние хозяйства, сбалансированный контрпотоком денежных платежей. Существует простая версия кругооборота в экономической системе, в которой отсутствует государство и финансовые, а также иностранный сектор эко­номики. Также предположим, что домашние хозяйства тратят все получаемые доходы на покупку потребительских това­ров, а фирмы продают свои продукты до­машним хозяйствам сразу после осуществ­ления процесса производства.

Национальный доход - суммарная вели­чина зарплаты, ренты, процента и прибыли, составляющих суммарных доход домашних хозяйств. Национальный продукт - оценка суммарной стоимости всех товаров и услуг, произведенных в экономической системе. Рынки продуктов – это рынки, на которых домашние хозяйства приобретают произ­водимые фирмами товары и услуги. Рынки ресурсов – рынки, на которых фирмы при­обретают у дом. хозяйств ресурсы, необхо­димые для производства.

С включением в модель кругооборота финансовых рынков возникает новая про­блема. Уже существуют 2 пути, по которым потоки денежных средств поступают от домашних хозяйств на рынки продук­тов: прямой – через потребительские рас­ходы; косвенный – сбережения превраща­ются в инвестиции при посредничестве финансовых рынков. В соответствии с этим действуют 2 группы лиц, принимаю­щих самостоятельные решения: домашние хозяйства и предприниматели.Следующим шагом является включение в модель государственного сектора. Участие этого элемента осуществляется тремя способами: через налоги, государственные за­купки и займы.

Общие понятия системы национальных счетов.

Национальный продукт рассчитывается по системе национальных счетов (СНС), которая представляет взаимосвязь показателей развития экономики на макроуровне. СНС представляет собой способ упорядочения сбора, описания и увязки статистикой информации об экономических операциях, совершаемых хо­зяйственными субъектами в процессе общественного воспроизводства.

Основной целью использования СНС является описание макроэкономических показателей, характеризующих результаты и пропорции экономического развития страны для обеспечения комплексного анализа процесса создания национального продукта и национального дохода.

СНС изучает и фиксирует процесс создания, распределения и перераспределе­ния национального продукта и национального дохода в стране. Особенностью СНС является ее всеобъемлющий характер.

В СНС изучаются операции между субъектами национальной экономики. К экономическим субъектам (агентам) национальной экономики здесь относятся хо­зяйственные единицы, совершающие экономические операции с материальными или финансовыми активами. Экономические агенты группируются в 6 секторов: 1) нефинансовые предприятия; 2) финансовые учреждения и организации; 3) го­сударственные учреждения, оказывающие услуги; 4) частные некоммерческие ор­ганизации; 5) домашние хозяйства; 6) заграница.

Современная СНС состоит из трех взаимосвязанных блоков. Первый позволяет сопоставить инвестиции и сбережения, дать количественную оценку созданию, распределению и конечному использованию национального дохода. Второй пред­назначен для анализа создания и распределения продукта между отраслями, ото­бражаемого в таблицах «затраты – выпуск» В. Леонтьева. Третий блок представ­ляет собой счета потоков фондов и отражает движение финансовых активов в виде покупок и продаж на денежном рынке.


Номинальный и реальный национальный продукт.

Номинальный ВВП. ВВП отражает объем добавленной стоимости обработки за определенный период времени. При этом главную роль выполняет годовой пока­затель ВВП. При расчете ВВП всю массу произведенных за год товаров и услуг легче всего оценивать с использованием текущих рыночных цен. ВВП, который отражается через уровень текущих цен, есть показатель номинального ВВП. Но дело в том, что цены не являются постоянными, тем более в условиях инфляции. Выход из положения состоит в том, чтобы объем ВВП рассчитывать в постоянных ценах. Это означает, что в показатель номинального ВВП необходимо внести со­ответствующие коррективы с учетом индекса цен. ВВП, рассчитанный в сопоста­вимых ценах, есть реальный ВВП. Динамика реального ВВП точно отражает из­менение физического объема национального производства, не зависит от уровня рыночных цен текущего года.

Реальный ВВП= Номинальный ВВП/ Индекс цен (коэффициент поправки)

При приведении номинального ВВП к его реальному значению можно исполь­зовать такие коэффициенты, как: 1)индекс потребительских цен 2)дефлятор ВВП. Индекс цен, который рассчитывается по корзине ВВП и используется при расчете реального ВВП, называется дефлятором ВВП. Дефлятор предполагает учет цен не только на потребительские, но и на важнейшие инвестиционные товары. Дефля­тор ВВП= Корзина ВВП в ценах 2004/ Корзина ВВП в ценах 2003 года.

В условиях инфляции при расчете реального ВВП приходится понижать пока­затель номинального ВВП из-за произошедшего в отчетном году повышения уровня цен.

Т.о. Номинальный ВВП равен объему конечного производства товаров и услуг, измерен­ному в ценах текущего года. Реальный ВВП — это то же количество това­ров и услуг, измеренных в неизменных ценах базового года. Если мы разделим номинальный ВВП на реальный, то получим дефлятор валового внутреннего про­дукта.


Национальное богатство.

Национальное богатство в узком смысле, есть то, что создано трудом человека и может быть им воспроизведено.

Национальное богатство в широком смысле, все то, чем располагает страна, включая природные ресурсы, климат, произведения искусства.

Т.о. НБ выступает как совокупность материальных и культурных благ, накоп­ленных данной страной на протяжении всей ее истории, к данному моменту вре­мени. В целом к национальному богатству принято относить: 1. материальные ос­новные производственные активы, в т.ч. основные производственные фонды, при­родные ресурсы, овеществленную художественную деятельность. 2. Непроизвод­ственные фонды (жилье, имущество домашних хозяйств) 3. Нематериальные ос­новные производственные активы (программное обеспечение, информационные технологии) 4.Невоспроизводимые активы (материальные и нематериаль­ные):земля, подземные богатства. 5. Финансовые активы(золото, ценные бумаги). 6. Материальные запасы и резервы (страховые фонды и государственные ре­зервы).

ВЫВОД: НБ- запас материальных благ, а также духовных ценностей, интеллек­туального потенциала, накоплений в национальной экономике на определенную дату за предшествующий период развития.

Для подсчета национального богатства в соответствии с рекомендациями ста­тистической службы ООН используются понятия «активы» и «пассивы».

Активамиявляются объекты собственности, в отношении которых институ­циональные единицы осуществляют свои права собственности и от владения и использования которых они получают экономическую выгоду. К активам отно­сятся здания, машины и оборудование, земля, акции, облигации, депозиты и др. Каждый из них дает владельцу определенный экономический эффект, выгоду. Так, здания и сооружения создают необходимые условия для производственной деятельности. Применение более совершенных машин и оборудования позволяет получить экономический эффект от роста производительности труда. Владельцы денежных депозитов, акций и облигаций получают доход в виде дивидендов и процентов.

Пассивы– это задолженность или обязательство по погашению своих долгов. Пассивы представляют собой источник формирования активов хозяйствующих субъ­ектов. Как правило активы и пассивы эквивалентны друг другу. По объему НБ страны есть совокупные активы минус совокупные пассивы. Т.е. НБ = чистым национальным активам.

Совокупный спрос.

Совокупный спрос относит­ся к основным показателям, характеризующим со­стояние экономики страны.

Совокупный спрос. Это общая сумма опросов на ко­нечную продукцию, или сумма планируемых расходов на отечественные товары и услуги. Совокупный спрос фор­мируется четырьмя секторами экономики и включает по­требительский спрос С совокупный спрос домохозяйств, спрос на инвестиционные товары со стороны предприни­мателей, спрос на товары и услуги со стороны государства С, спрос на отечественные товары со стороны иностранных государств чистый экс­порт X. На величину совокупного спроса влияют ценовые и неценовые факторы. К ценовым факторам относят эффект процентной ставки, эффект богатства, эф­фект импортных закупок, которые и определяют траекторию кривой AD.

с понижением уровня цен объем национального производства, который будет реали­зован, увеличится, и наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта найдет своих покупателей.

Эффект процентной ставки состоит в том, что при росте общего уровня цен по­вышаются и процентные став­ки и наоборот. Эффект богатства проявляется в из­менении реальной стоимости и покупательной способности финансовых акти­вов и доходов населения. Так, снижение цен будет способст­вовать росту реальных доходов и росту совокупного спроса, инфляция, наоборот, будет снижать покупа­тельную способ­ность домашних хозяйств и совокупный спрос. Эффект импорт­ных закупок имеет место при изменении соотношения цен на отечественные и иностранные товары. К неценовым факторам совокупного спроса принадле­жат изменения в расходах: потребительских, инвестицион­ных, государственных, на чистый объем экспорта. Увеличение потребительских расходов вследствие роста реального дохода приводит к увеличению совокуп­ного спроса и сдвигу его кривой вправо. Рост инвестиций увеличивает совокупный спрос и сдвигает кривую AD впра­во. Если увеличение государственных расходов на покуп­ку товаров и услуг приведет к росту совокупного спроса и смещению кривой AD вправо, то их со­кращение из-за свертывания государственных программ снизит совокуп­ный спрос и сдвинет кривую AD влево. Изменения в инвестиционных расходах связаны с увеличением или уменьшением расходов на покупку инвестиционных товаров. Рост инвестиций увеличивает совокупный спрос и сдвигает кривую AD вправо. К факторам роста инвестиций относятся снижение процентной ставки, ожидание высоких прибылей от инвестиций, внедрение новых технологий. Увеличение чис­того экспорта, вызванное неценовыми факторами, приводит к росту совокупного спроса и сдвигу его кривой вправо. Факторами, обусловливающими такую ситуа­цию, могут быть рост национального дохода иностран­ных государств, обесцени­вание отечественной валюты по отношению к другой, которое будет означать от­носительно более дешевый экспорт и более дорогой импорт товаров и наоборот.

Совокупное предложение.

Совокупное предложение — это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это понятие часто ис­пользуется как синоним ВВП или ВНП.

Кривая совокупного предложения AS, показывает, какой реальный объем на­ционального производства может быть предложен на рынок предпринимателями при разных значениях общего уровня цен в экономике. AS может быть приравнено к величине ВНП или ВВП (AS = ВНП = ВВП).

На способность экономики произвести тот или иной объем товаров и услуг влияет количе­ство и качество применяемых факторов произ­водства (земли, труда, капитала, предпринима­тельские способности). Тогда AS = рента + зар­плата + процент + прибыль.

Кривая совокупного предложения условно состоит из трех частей:

· горизонтальной или кейнсианской (производство растет при неизменяемом уровне цен и при не полном использовании производственных мощностей и ре­сурсов);

· восходящей (увеличивается объем национального продукта и растут цены);

· вертикальной или классической (экономика достигает высшей точки своих про­изводственных возможностей).

Совокупное предложение находится в зависимости от уровня цен. Более высо­кие цены стимулируют производство товаров и их предложение. Более низкие цены, наоборот, сокращают производство и предложение товаров.

На совокупное предложение также влияют неценовые факторы. Если ценовые факторы показывают движение по кривой совокупного предложения, то нецено­вые смещают кривую вправо при уменьшении издержек и влево – при их увели­чении. К неценовым факторам относятся те, которые могут изменить издержки:

· цены на ресурсы (земельные, трудовые, капитальные). Их повышение увеличи­вает издержки производства, поэтому снижает совокупное предложение и кривая AS смещается влево;

· рост производительности труда увеличивает объем производства и тем самым – совокупное предложение и кривая AS сместится вправо;

· правовое регулирование (налоги, субсидии): если налоги вырастут, то из­держки увеличатся, совокупное предложение сократится, кривая сместится влево, и наоборот.

Изменения величины совокупного предложения могут оказаться разными в за­висимости от кратко- и долгосрочности.

В краткосрочном периоде номинальные величины (цены, номинальная зара­ботная плата, номинальная ставка процента) под воздействием рыночных колеба­ний изменяются медленно. Реальные величины (объем выпуска, уровень занято­сти, реальная ставка, процента) — более гибкие. В долгосрочном периоде, наобо­рот, номинальные величины достаточно гибкие, а реальные меняются крайне мед­ленно.

Поэтому, если рассматривать поведение экономики в долгосрочном периоде, то кривая AS будет вертикальна на уровне выпуска при полной занятости факторов, а когда исследуется функционирование экономики на сравнительно коротких от­резках времени, то кривая AS горизонтальна (при жестких ценах и номинальной заработной плате) или имеет положительный наклон (при жесткой номинальной заработной плате относительно подвижных ценах).


Инвестиции.

Инвестиции – различные вложения капитала в расширение производства; все, что приносит доход субъекту, любые расходы, ориентированные на получение дохода. Формы: производственные инвестиции (здания, оборудования); жилищные(строительные); инвестиции в запасе(сырье, материалы, готовые изделия; Выделяют: валовые инвест. (амортизация, инвест. на замещение старого оборудования+ прирост инвест. на расширение производства); чистые инвест.(инв. на расширение производства). По форме: реальные (на создание новых факторов производства) и финансовые( вложения в ценные бумаги) инвестиции. Инвестиционный спрос – самая динамичная, неустойчивая часть совок. спроса. Динамику инвест. определяют ожидаемая норма прибыли и %ставка (по Кейнсу) Факторы, влияющие на субъективную готовность к инвестированию: фактор риска (чем выше риск, тем выше прибыль); технологич. факторы (если происходят изменения в технологии, то крупный пучок инвест. сопровождают все сложные производства); политика государства (для инвестора важны: уровень налогообложения, уровень субсидирования, %ставка за пользование кредитом и т.д.).

Мультипликатор – множитель; отношение изменения национального дохода к изменению расходов(потребит., гос., и т.д.). Мультипликатор: инвестиционный, внешнеэкономич., по гос. Закупкам и т.д.. Мульт. определяется величиной национального дохода, склонностью к потреблению и сбережению субъекта, степенью загрузки производственных мощностей, технич. прогрессом. Чем выше в экономич. системе наличие свободных факторов производства, тем выше эффект мультипликатора. Механизм м-ра осуществляется через напряженный спрос в экономике. Впервые мультипликационный эффект был открыт в 1931 году. Неокейнсианцы параллельно открывают эффект акселератора. Акселератор – показатель, обратный м-ру(ускоритель); отношение изменения инвестиций к изменению национального дохода. М-р стимулирует акселератор=> кумулятивный процесс (самоподдержание). Инвестиционная политика в РБ В 2001 году принят Инвестиционный кодекс, направленный на улучшение инвестиционного климата и установления ясности политики белорусского государства в отношении инвесторов.

В 2001 году Правительством учрежден Консультативный совет по иностранным инвестициям, в состав которого вошли представители иностранных компаний и международных организаций. Основными задачами Совета являются формирование и реализация политики привлечения иностранных инвестиций, а также создание "зеленого коридора" для преодоления конкретных проблем иностранных инвесторов. Начиная с 2003 года намечается привлечение прямых инвестиций в основные производственные фонды общим объемом до 0,9 1,0 млрд. долларов США. Предполагается завершить формирование нормативно-правовой базы в области налогового, кредитного, валютного, таможенного регулирования инвестиций, обеспечить иностранным инвесторам стабильные, благоприятные условия для предпринимательской деятельности.

Предусматривается также развивать систему страхования некоммерческих рисков, улучшить информационное обеспечение иностранных инвесторов, а также развивать организационно-правовые формы привлечения иностранного капитала (транснациональные компании, международные лизинговые компании, международные консорциумы, концессии).

В экономику Беларуси за январь-сентябрь 2003 года привлечено (кроме банков) 857,6 млн. долларов США иностранных инвестиций, в том числе прямых 487,7 млн. долларов. В промышленность республики иностранные инвесторы вложили 175,78 млн. долларов США, сельское хозяйство - 4 млн., транспорт - 58,6 млн., связь - 117,8 млн., строительство - 12,4 млн., торговлю и общественное питание - 290,89 млн., материально-техническое снабжение и сбыт - 13,49 млн., жилищно-коммунальное хозяйство - 892 тыс. долларов. В Министерстве статистики и анализа сообщили, что основными формами привлечения прямых инвестиций были кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций (78,6% от общего объема прямых инвестиций), прочие прямые инвестиции (12,6%), взносы в уставный фонд (8,2%). За девять месяцев 2004 года наибольшие суммы иностранные инвесторы вложили в предприятия Минска (61,9%), Минской области (19,5%) и Витебской области (6,3%).

17.Взаимозависимость сбережений и инвестиций.

Сбережения, под которыми в рыночной экономике понимается часть дохода, не используемая для потребления, являются источником инвестиционных ресурсов. Величина реальных ресурсов для сбережений, которыми располагает экономика на каждом конкретном этапе ее развития, в решающей степени зависит от того, какие приоритеты лежат в основе распределения произведенного продукта текущее потребление или накопление.

В свою очередь изменение нормы сбережений существенно влияет на сдвиги в структуре общественного продукта. При уменьшении нормы сбережений происходит рост потребления и снижение уровня инвестиций, в результате чего выбытие капитала превышает инвестиции. Это вызывает нарушение равновесия в экономике. По мере уменьшения сбережений объемы производства, инвестиций и потребления также снижаются: происходит восстановление равновесия на ином технологическом уровне.

Увеличение нормы сбережения обусловливает другой сценарий экономического развития, характеризующийся падением уровня потребления и увеличением уровня инвестиций. Рост инвестиций через определенное время приводит к накоплению капитала в производстве, уровень накопления и уровень инвестиций повышаются до тех пор, пока не достигнут оптимального с позиции устойчивости экономики значения. При этом в результате роста сбережений обеспечивается более высокий уровень потребления.

Рост инвестиций достигается при повышении доли сбережений в получаемых доходах. Вместе с тем роль сбережений как инвестиционного ресурса во многом зависит от влияния таких факторов, как растущее предпочтение к наличности, развитие системы институциональных сбережений (страхование, социальное страхование), основная часть которых не поступает в распоряжение нуждающихся в капитале предприятий, увеличение значения государства, которое контролирует часть кредита.

18. Кейнсианская модель макр.эк. равновесия.

Кейнсианская модель утверждает, что в экономике действует «эффект Храповика» (движется только в одну сторону). Цена может только повышаться (м.б. снижена с огромным трудом)=>может меняться спрос, цена – нет=> на изменение совок. спроса производитель реагирует изменением объема производства. Равновесие может установиться в точке с неполной занятостью, т.е. при неполном использовании ресурсов. При анализе кейнсианской модели следует различать планируемые и фактические инвестиции и сбережения. Фактические инвестиции включают запланированные и незаплан. инвестиции. Незапланированные инвестиции осуществляются в виде товарно-материальных запасов, которые являются нивелирующим элементом. Так, при превышении сбережениями запланированных инвестиций, а следовательно, при уровне ЧИП выше равновесного фактические инвестиции будут равны сбережениям вследствие роста товарно-материальных запасов на величину превышения сбережений. Если же сбережения превысят планируемые инвестиции и уровень чистого национального продукта опустится ниже равновесно, фактические инвестиции будут приведены в соответствие со сбережениями путем уменьшения товарно-материальных запасов на величину превышения инвестиций.

Таким образом, равновесный уровень чистого национального продукта означает равенство запланированных инвестиций и сбережений. Если же инвестиции не соответствуют сбережениям, то фактическое равенство все рано наступает вследствие образования или расходования непредусмотренных товарно-материальных запасов.

Финансовая система (ФС)

Термин "Ф" происходит от лат. "financia", что означает платеж.

Финансы (Ф) – совокупность ден. отношений, возникающих в процессе распределения, перераспределения части национального продукта, формирования и использования денежных фондов, необходимых для удовлетворения общественных потребностей.

Система финансовых отношений включает денежные отношения:1) между предприятиями как хозяйствующими субъектами;2) между государством и предприятиями;3) между предприятиями и банковской системой; 4) внутри предприятий; 5) между гос. органами различных уровней управления; 6) между государством и населением.

Субъекты финансовых отношений: государство, предприятия, организации и работники предприятий, граждане. Объект финансовых отношений – финансовые ресурсы, которые включают чистый доход, амортизационные отчисления на реновацию, налоги и неналоговые платежи, финансовые резервы, часть средств общественных организаций и пр.

Ф выполняют 3 основные функции: распределительную (распределение и перераспределение чистого дохода), контрольную (осуществление контроля за распределением и использованием финансовых ресурсов) и регулирующую (Ф являются одним из основных инструментов госрегулирования экон-ки), а также воспроизводственная и стимулирующая.

Основными звеньями ФС выступают:

· бюджеты различных уровней власти;

· фонды социального, имущественного и личного страхования;

· валютные резервы гос-ва;

· Ф предприятий, учреждений, организаций и населения.

Структура ФС: централизованные (государственные) и децентрализованые Ф.

Централизованные Ф включают госбюджет, внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, государственный фонд занятости, федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования) и госкредит.

Децентрализованные Ф охватывают:а) Ф предприятий; б) Ф организаций и учреждений; в) бюджеты семей.

Принципы построения ФС государства: принципы демократического централизма и фискального федерализма. Первый характерен для плановой экономики и состоит в сосредоточении в руках высшей гос. власти права на мобилизацию и использование преобладающей части финансовых средств национальной экономики. Принцип фискального федерализма означает распределение функций между отдельными звеньями ФС. Правительство призвано обеспечивать общенациональные цели (оборону, космос, внешние государственные отношения). Источником их финансирования является госбюджет. Местные органы власти осуществляют финансирование деятельности школ, жилищного строительства, охрану общественного порядка и т.д.


Госбюджет

Бюджет – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, штата, области, района, города, отдельной организации или домохозяйств и составляется на определенный период времени.

В странах, имеющих унитарное устройство (Франция, Беларусь), бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местный бюджеты. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Россиия) имеются промежуточные звенья – бюджеты штатов, земель, кантонов. Это явление получило название бюджетного федерализма. Он означает четкое разграничение ф-ций между бюджетами разных уровней, их самостоятельность, но и предполагает оказание финансовой помощи вышестоящими звеньями бюджетной системы нижестоящим в форме дотаций и субвенций.

Функции бюджета: распределительная (концентрация денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций.) и контрольная (проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики).

Ведущее место в бюджетном устройстве каждой страны принадлежит государственному бюджету. Бюджет является мощным рычагом госрегулирования эк-ки, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществление мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т. д.

Местные бюджеты – бюджеты штатов, земель, субъектов федерации, областей, районов. Под влиянием усложнения производства, роста НТП в развитых рыночных странах развивается тенденция повышения и усиления влияния местных органов власти. На их долю в федеративных государствах приходится от 40 до 50 % всех бюджетных ресурсов, тогда как в унитарных государствах не более 30 %.

Бюджет центрального правительства и местные бюджеты тесно взаимосвязаны как по источникам поступления денежных средств, так и их расходованию. В главном они совместно решают политические, экономические и социальные цели общества на принципе компромисса интересов основных групп как в политике, так и в экономике. Носителями этих интересов выступают министерства, политические партии, финансово–промышленные группы, монополии, союзы предпринимателей, профсоюзы отраслей и т. д.

Налоги

Налог – это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.

Функции:

§фискальная – формирование ресурсов государства, территорий (штатов, республик) и местных органов власти для финансирования соответствующих расходов;

§распределительная;

§регулирующая – избирательное изменение налоговых ставок, позволяющее целенаправленно воздействовать на темпы экономического роста, инфляцию, занятость;

§контрольно-учетная – учет использования экономических ресурсов, доходов фирм и домохозяйств, объемов производства, направления и размеров движения финансовых потоков;

§стимулирующая – снижение налоговых ставок, введение льгот, способствующих созданию предпосылок для повышения деловой активности;

§ограничительная – сдерживание развития производства некоторых видов продукции, защита определ. отраслей посредством ограничения импорта товаров.

Принципы(А.Смит): нейтральность (обеспечение равных налоговых стандартов для налоговых плательщиков), справедливость (возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физ. и юр. лиц, не ущемляя интересов каждого плательщика) и простота расчета (построение налоговой системы с использованием набора таких функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, которые всем понятны).

Классификации налогов.

1.По способу взимания: прямые (платежи, взимаемые непосредственно с лиц и выплачиваемые с их дохода: подоходные, на собственность и капитал) и косвенные (выплачиваются опосредованно через цены товаров и услуг в момент их приобретения: НДС, налог с продаж, акцизы).

2.По отношению суммы, взимаемой в виде налога с дохода, к величине дохода: пропорциональный (абсолютная сумма налога пропорциональна доходу работника), регрессивный (рост налога в %-отношении по мере снижения дохода работника) и прогрессивный (в %-отношении налог устанавливается тем выше, чем выше доход).

3.По сфере распространения: общегосударственные (налоги на экспорт и импорт, таможенные пошлины, большая часть налога на прибыль и доходы) и местные (земельный налог, налог с владельцев строений, часть налога на добавленную стоимость, на доходы и прибыль).

4.По использованию поступивших средств: общие и специфические (предназначены для использования их в строго определенных целях).

5. Подоходное налогообложение.

Кривая Лаффера. R – налоговая ставка, V – поступления в бюджет.

Оптимальный размер ставки R1 (оптимальным считается налоговое изъятие 30–40% прибыли, но не более 50%) обеспечивает максимальные поступления в государственный бюджет V1. Повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или стимулирующее воздействие на динамику социально–экономического развития общества, что должно учитывать государство в налоговой политике.

Правительства используют след. методы налогового регулирования:

§ с видами, ставками, структурой налогов (введение новых или повышение ставок действующих налогов; изменение структуры налогов; использование разнообразных систем подоходного обложения корпораций);

§ с льготами и скидками (льготы и скидки на личные доходы налогоплательщиков, льготы по отдельным отраслям и компаниям, скидки на прибыль малого бизнеса и убыточных предприятий, льготы при обложении доходов от прироста капитала);

§ с гармонизацией и унификацией национальных налоговых систем (унификация ставок по ведущим видам налогов, структур налогообложения).

Дефицит

Если расходы бюджета равны доходам, бюджет считается сбалансированным, если доходы превышают расходы, имеет место профицит государственного бюджета; когда же расходы превышают доходы – то наблюдается дефицит государственного бюджета.

Бюджетный дефицит (БД) – это сумма, на которую расходы правительства за определенный период превосходят доходы бюджета. В государствах с развитой экономикой БД в пределах 3% от ВНП считается нормальным явлением.

Различают "структурный дефицит" и "циклический дефицит" бюджета.

Если правительство закладывает в госбюджет превышение расходов над доходами, то образуется структурный БД, т.е. он возникает в результате сознательного его планирования в связи с выполнением определенных социально–экономических программ. Покрытие структурного БД происходит главным образом за счет внутреннего финансирования: кредитов Национального банка, выпуска государственных ценных бумаг.

Если в ходе выполнения госбюджета образуется положительное сальдо между реально наблюдаемым и структурным бюджетным дефицитом, возникает циклический БД. Это дефицит республиканского бюджета, образованный в результате падения деловой активности и сокращения налоговых поступлений. В результате происходит, с одной стороны, недопроизводство и недопоступление в госбюджет; с другой – рост выплат и пособий по безработице и другим социальным программам.

Рост дефицита ведет к снижению уровня жизни. В связи с этим правительства предпринимают различные методы регулирования бюджета, направленные на минимизацию дефицита и контроль над ним, среди которых можно выделить: кредитование Центральным (Национальным) банком государства в лице Министерства финансов; кредитование небанковским сектором; привлечение внешних источников финансирования; денежную эмиссию.

В экономической теории выделяют три концепции регулирования бюджета:

· концепция ежегодно балансируемых бюджетов, в соответствии с которой исключается фискальная деятельность государства как антициклическая, стабилизирующая сила.

· концепция бюджета, балансируемого на циклической основе, предполагает, что правительство реализует антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет. При этом бюджет балансируется не ежегодно, а в ходе экономического цикла.

· концепция функциональных финансов, в соответствии с которой основной целью государственных финансов является стабилизация экономики, а проблемы, порождаемые дефицитами или излишками, имеют второстепенное значение.

Государственный долг

Госдолг – это общий размер задолженности правительства владельцам гос. ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков; эта сумма выпущенных и непогашенных госзаймов с невыплаченными процентами по ним. В развитых странах правительственные займы подразделяются на облигационные (их владельцами могут быть фонды социального страхования, центральные и коммерческие банки, небанковские финансовые институты, население) и безоблигационные (займы правительства у Сбербанка и внешние межправительственные займы).

Причины госдолга: спады в производстве (в период падения деловой активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые поступления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. Попытки уменьшить его путем продажи гос. ценных бумаг и госкредитов создают и увеличивают государственный долг.), милитаризация экономики и войны (военный сектор является только потребляющим => правительство изыскивает средства для его финансирования).

В зависимости от рынка размещения валюты, на котором выпущены и размещены займы и другие платежные средства, различают внутренний и внешний долг; в зависимости от срока погашения – капитальный и текущий долги.

Внутренний долг – это задолженность государства физическим и юридическим лицам данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.

Внешний долг – это задолженность страны государствам, физическим и юридическим лицам других стран. Он отличается от "иностранного долга" тем, что внешний долг – это сумма, которую государство взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит платежного баланса. Наличие внешнего долга ведет к потере части национального продукта и падению престижа страны.

Последствиягосдолга:

§ он сокращает запас капитала в экономике. Это означает сокращение выпуска продукции и падение уровня жизни в будущем.

§ процентные платежи по государственному долгу обременительны для населения, так как покрываются за счет увеличения налогов и дополнительного выпуска денег.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.85.57.0 (0.023 с.)