ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Номинальный и реальный национальный продукт.



Номинальный ВВП. ВВП отражает объем добавленной стоимости обработки за определенный период времени. При этом главную роль выполняет годовой пока­затель ВВП. При расчете ВВП всю массу произведенных за год товаров и услуг легче всего оценивать с использованием текущих рыночных цен. ВВП, который отражается через уровень текущих цен, есть показатель номинального ВВП. Но дело в том, что цены не являются постоянными, тем более в условиях инфляции. Выход из положения состоит в том, чтобы объем ВВП рассчитывать в постоянных ценах. Это означает, что в показатель номинального ВВП необходимо внести со­ответствующие коррективы с учетом индекса цен. ВВП, рассчитанный в сопоста­вимых ценах, есть реальный ВВП. Динамика реального ВВП точно отражает из­менение физического объема национального производства, не зависит от уровня рыночных цен текущего года.

Реальный ВВП= Номинальный ВВП/ Индекс цен (коэффициент поправки)

При приведении номинального ВВП к его реальному значению можно исполь­зовать такие коэффициенты, как: 1)индекс потребительских цен 2)дефлятор ВВП. Индекс цен, который рассчитывается по корзине ВВП и используется при расчете реального ВВП, называется дефлятором ВВП. Дефлятор предполагает учет цен не только на потребительские, но и на важнейшие инвестиционные товары. Дефля­тор ВВП= Корзина ВВП в ценах 2004/ Корзина ВВП в ценах 2003 года.

В условиях инфляции при расчете реального ВВП приходится понижать пока­затель номинального ВВП из-за произошедшего в отчетном году повышения уровня цен.

Т.о. Номинальный ВВП равен объему конечного производства товаров и услуг, измерен­ному в ценах текущего года. Реальный ВВП — это то же количество това­ров и услуг, измеренных в неизменных ценах базового года. Если мы разделим номинальный ВВП на реальный, то получим дефлятор валового внутреннего про­дукта.


Национальное богатство.

Национальное богатство в узком смысле, есть то, что создано трудом человека и может быть им воспроизведено.

Национальное богатство в широком смысле, все то, чем располагает страна, включая природные ресурсы, климат, произведения искусства.

Т.о. НБ выступает как совокупность материальных и культурных благ, накоп­ленных данной страной на протяжении всей ее истории, к данному моменту вре­мени. В целом к национальному богатству принято относить: 1. материальные ос­новные производственные активы, в т.ч. основные производственные фонды, при­родные ресурсы, овеществленную художественную деятельность. 2. Непроизвод­ственные фонды (жилье, имущество домашних хозяйств) 3. Нематериальные ос­новные производственные активы (программное обеспечение, информационные технологии) 4.Невоспроизводимые активы (материальные и нематериаль­ные):земля, подземные богатства. 5. Финансовые активы(золото, ценные бумаги). 6. Материальные запасы и резервы (страховые фонды и государственные ре­зервы).

ВЫВОД: НБ- запас материальных благ, а также духовных ценностей, интеллек­туального потенциала, накоплений в национальной экономике на определенную дату за предшествующий период развития.

Для подсчета национального богатства в соответствии с рекомендациями ста­тистической службы ООН используются понятия «активы» и «пассивы».

Активамиявляются объекты собственности, в отношении которых институ­циональные единицы осуществляют свои права собственности и от владения и использования которых они получают экономическую выгоду. К активам отно­сятся здания, машины и оборудование, земля, акции, облигации, депозиты и др. Каждый из них дает владельцу определенный экономический эффект, выгоду. Так, здания и сооружения создают необходимые условия для производственной деятельности. Применение более совершенных машин и оборудования позволяет получить экономический эффект от роста производительности труда. Владельцы денежных депозитов, акций и облигаций получают доход в виде дивидендов и процентов.

Пассивы– это задолженность или обязательство по погашению своих долгов. Пассивы представляют собой источник формирования активов хозяйствующих субъ­ектов. Как правило активы и пассивы эквивалентны друг другу. По объему НБ страны есть совокупные активы минус совокупные пассивы. Т.е. НБ = чистым национальным активам.

Совокупный спрос.

Совокупный спрос относит­ся к основным показателям, характеризующим со­стояние экономики страны.

Совокупный спрос. Это общая сумма опросов на ко­нечную продукцию, или сумма планируемых расходов на отечественные товары и услуги. Совокупный спрос фор­мируется четырьмя секторами экономики и включает по­требительский спрос С совокупный спрос домохозяйств, спрос на инвестиционные товары со стороны предприни­мателей, спрос на товары и услуги со стороны государства С, спрос на отечественные товары со стороны иностранных государств чистый экс­порт X. На величину совокупного спроса влияют ценовые и неценовые факторы. К ценовым факторам относят эффект процентной ставки, эффект богатства, эф­фект импортных закупок, которые и определяют траекторию кривой AD.

с понижением уровня цен объем национального производства, который будет реали­зован, увеличится, и наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта найдет своих покупателей.

Эффект процентной ставки состоит в том, что при росте общего уровня цен по­вышаются и процентные став­ки и наоборот. Эффект богатства проявляется в из­менении реальной стоимости и покупательной способности финансовых акти­вов и доходов населения. Так, снижение цен будет способст­вовать росту реальных доходов и росту совокупного спроса, инфляция, наоборот, будет снижать покупа­тельную способ­ность домашних хозяйств и совокупный спрос. Эффект импорт­ных закупок имеет место при изменении соотношения цен на отечественные и иностранные товары. К неценовым факторам совокупного спроса принадле­жат изменения в расходах: потребительских, инвестицион­ных, государственных, на чистый объем экспорта. Увеличение потребительских расходов вследствие роста реального дохода приводит к увеличению совокуп­ного спроса и сдвигу его кривой вправо. Рост инвестиций увеличивает совокупный спрос и сдвигает кривую AD впра­во. Если увеличение государственных расходов на покуп­ку товаров и услуг приведет к росту совокупного спроса и смещению кривой AD вправо, то их со­кращение из-за свертывания государственных программ снизит совокуп­ный спрос и сдвинет кривую AD влево. Изменения в инвестиционных расходах связаны с увеличением или уменьшением расходов на покупку инвестиционных товаров. Рост инвестиций увеличивает совокупный спрос и сдвигает кривую AD вправо. К факторам роста инвестиций относятся снижение процентной ставки, ожидание высоких прибылей от инвестиций, внедрение новых технологий. Увеличение чис­того экспорта, вызванное неценовыми факторами, приводит к росту совокупного спроса и сдвигу его кривой вправо. Факторами, обусловливающими такую ситуа­цию, могут быть рост национального дохода иностран­ных государств, обесцени­вание отечественной валюты по отношению к другой, которое будет означать от­носительно более дешевый экспорт и более дорогой импорт товаров и наоборот.

Совокупное предложение.

Совокупное предложение — это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это понятие часто ис­пользуется как синоним ВВП или ВНП.

Кривая совокупного предложения AS, показывает, какой реальный объем на­ционального производства может быть предложен на рынок предпринимателями при разных значениях общего уровня цен в экономике. AS может быть приравнено к величине ВНП или ВВП (AS = ВНП = ВВП).

На способность экономики произвести тот или иной объем товаров и услуг влияет количе­ство и качество применяемых факторов произ­водства (земли, труда, капитала, предпринима­тельские способности). Тогда AS = рента + зар­плата + процент + прибыль.

Кривая совокупного предложения условно состоит из трех частей:

· горизонтальной или кейнсианской (производство растет при неизменяемом уровне цен и при не полном использовании производственных мощностей и ре­сурсов);

· восходящей (увеличивается объем национального продукта и растут цены);

· вертикальной или классической (экономика достигает высшей точки своих про­изводственных возможностей).

Совокупное предложение находится в зависимости от уровня цен. Более высо­кие цены стимулируют производство товаров и их предложение. Более низкие цены, наоборот, сокращают производство и предложение товаров.

На совокупное предложение также влияют неценовые факторы. Если ценовые факторы показывают движение по кривой совокупного предложения, то нецено­вые смещают кривую вправо при уменьшении издержек и влево – при их увели­чении. К неценовым факторам относятся те, которые могут изменить издержки:

· цены на ресурсы (земельные, трудовые, капитальные). Их повышение увеличи­вает издержки производства, поэтому снижает совокупное предложение и кривая AS смещается влево;

· рост производительности труда увеличивает объем производства и тем самым – совокупное предложение и кривая AS сместится вправо;

· правовое регулирование (налоги, субсидии): если налоги вырастут, то из­держки увеличатся, совокупное предложение сократится, кривая сместится влево, и наоборот.

Изменения величины совокупного предложения могут оказаться разными в за­висимости от кратко- и долгосрочности.

В краткосрочном периоде номинальные величины (цены, номинальная зара­ботная плата, номинальная ставка процента) под воздействием рыночных колеба­ний изменяются медленно. Реальные величины (объем выпуска, уровень занято­сти, реальная ставка, процента) — более гибкие. В долгосрочном периоде, наобо­рот, номинальные величины достаточно гибкие, а реальные меняются крайне мед­ленно.

Поэтому, если рассматривать поведение экономики в долгосрочном периоде, то кривая AS будет вертикальна на уровне выпуска при полной занятости факторов, а когда исследуется функционирование экономики на сравнительно коротких от­резках времени, то кривая AS горизонтальна (при жестких ценах и номинальной заработной плате) или имеет положительный наклон (при жесткой номинальной заработной плате относительно подвижных ценах).





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.185.97 (0.006 с.)