Теории экономических циклов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории экономических циклов.



Наибольшую известность среди первоначальных теорий циклов приобрели концепции Н.Д. Кондратьева и Й. Шумпетера. Кондратьев занимался исследованием длинных волн. Каждая подобная волна состоит из двух фаз: повышательной и понижательной. Подъем характеризуется инвестиционной активностью, вложением капитала в наращивание объема производства, что сопровождается ростом занятости и повышением ссудного процента. В фазе спада появляется избыточный капитал, который не находит себе применения ни в одной из отраслей, в результате сокращается объем производства, растет безработица, а в связи с падением спроса на ссудный капитал уменьшается ссудный %.Согласно теории Кондратьева материальной основой периодичности долгосрочных колебаний является обновление основного капитала с длительными сроками службы, в основе которого лежит внедрение новых технологий, материалов, источников сырья и энергии.

Идеи Кондратьева были развиты Шумпетером. Он обосновал концепцию, в соответствии с которой основой долгосрочных колебаний является волнообразная динамика технических и технологических нововведений., кот. включают: создание принципиально нового товара или придание новых свойств существующему; внедрение нового метода производства; внедрение новой технологии; освоение нового рынка сбыта; использование нового источника сырья или энергии; изменения в организации производства. Переход от фазы подъема к спаду, и наоборот, объясняется рыночным дисбалансом, возникающим под воздействием нововведений. Нововведение открывает сферы прибыльного приложения капитала, в результате происходит внедрение новейшей техники и технологии в ряде отраслей. Это способствует ускоренному накоплению капитала, росту нормы прибыли и экономическому подъему. По мере насыщения рынка совокупный спрос начинает уменьшаться, средняя норма прибыли падает, часть капитала оказывается избыточной.

Выделяют виды циклов: 1. Длинные волны – кризис, кот. по времени охватывает 50-60 лет. Эти циклы назыв. циклами Кондратьева. Основная причина – изменение технологического уклада. 2. В основе кризисов – обновление основного капитала (Маркс). Циклы занимают 70 лет и связаны с массовым обновлением основного капитала. 3. Циклы Жугляра – колебания с периодичностью 7-11 лет, кот. связаны с обновлением основного капитала и деятельностью банков (могут на основе кредитования стимулировать подъем или спад). 4. Циклы Кузнеца (строительные) – продолжительность 15-20 лет, связаны с периодичностью обновления жилищ и производственных сооружений. 5. Краткосрочные циклы (Китчена) – 2-4 года, обусловлены циклом товара

26.Антиинфляционная политика .

В связи с тем, что антиинфляционная политика в первую очередь направлена на устранение причин инфляции, главными ее составляющими являются контроль и регулирование совокупного спроса и совокупного предложения.

Основными инструментами воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение является налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика, контроль над заработной платой и ценами индексация.

При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. Однако такая политика может привести к возникновению инфляции, сопряженной со спадом.

В условиях спада налогово-бюджетная политика направляется на повышение совокупного спроса путем наращивания государственных капитальных вложений, понижения налогов. Недостатком стимулирования совокупного спроса является опасность возникновения инфляционного спроса и ограниченная возможность маневрирования налогами и расходами вследствие большого бюджетного дефицита.

Довольно эффективной временной мерой по преодолению инфляции, сопряженной со спадом, является контроль над заработной платой и ценами. Такой контроль при наличии доверия к правительственным мерам должен сократить уровень ожидаемой инфляции. Не ожидая повышения цен на привлекаемые факторы производства, фирмы не станут сокращать объем производства и повышать цены.

В целом при разработке антиинфляционной политики с определенной условностью можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долговременного характера, и антиинфляционную тактику, результаты которой становятся очевидными уже в кратковременном периоде.

Антиинфляционная стратегия включает 4 основных компонента: преодоление инфляционных ожиданий, страха перед обесцениванием сбережений. Хорошие результаты в мировой практике достигаются при создании конкурентной среды и условии для развития предпринимательства, стимулировании диверсификации производства, проведении антимонопольной политики, ослаблении таможенных и импортных ограничений; долгосрочную денежно-финансовую политику, направленную на введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. сокращение бюджетного дефицита и перестройку структуры доходов и расходов государственного бюджета в соответствии с требованиями рыночной экономики; увеличение совокупного предложения посредством структурного преобразования народного хозяйства, государственное стимулирование научно-технического прогресса, мотивации инвестиционных процессов, конверсии.

Меры антиинфляционной тактики в зависимости от цели условно можно разделить на две группы: 1) при необходимости увеличения совокупного предложения без адекватного увеличения совокупного спроса применяется (льготное налогообложение, приватизация государственной собственности; 2) для снижения текущего спроса без соответствующего падения предложения используются повышение процентных ставок по вкладам и депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости, проведение денежных реформ.

Антиинфляционная стратегия и тактика в Республике Беларусь должны учитывать особенности современного состояния ее экономики: необходимость структурной перестройки народного хозяйства; запаздывание с формированием рыночной экономики; монопольный характер экономики; перекладывание налогового пресса на себестоимость продукции.

24. Инфляция.

В реальной жизни инфляция проявляется как повышение общего уровня цен. Однако не всякое повышение цен носит инфляционный характер. Вместе с тем систематический рост цен на товары без улучшения их качественных характеристик объясняется инфляцией.

При постоянном росте цен наблюдается падение реальных доводов населения, так как рост цен обгоняет доходы и за то же количество денег можно приобрести все меньше благ, происходит падение покупательной способности денег. В связи с этим инфляцию можно определить как процесс обесценивания денег, или, как ситуацию, когда слишком большое количество денег "охотится" за меньшим количеством товара.

Причины инфляции многообразны и могут быть подразделены па внутренние и внешние. К внешним причинам относятся: отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов, неблагоприятная конъюнктура на мировом рынке например, падение цен на экспортируемые товары и рост цен на импортируемую продукцию, а также увеличение внешнего долга.

К внутренним причинам инфляции принадлежат: деформация, народнохозяйственной структуры, наращивание и одновременное падение эффективности капиталовложений, отставание отраслей потребительского сектора, недостатки в системе планирования, в механизме денежного обращения, отсутствие антиинфляционного регулирования. В зависимости от характера и темпов нарастания инфляционных процессов различают следующие типы инфляции.

Ползучая инфляция. Для данного типа инфляции характерны невысокие темпы роста цен (до 10 % в год). Ползучая инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой.

Галопирующая инфляция. Темп роста цен при такой инфляции составляет от 10 до 40 % в год. Она становится трудноуправляемой, а развитие инфляционных процессов зависит от уровня развития страны, ее социально-экономической структуры, действенности денежно-кредитной и финансовой политики.

Гиперинфляция ежемесячный рост цен превышает 50 %. Гиперинфляция практически неуправляема, однозначного представления о том, как бороться с гиперинфляцией, не существует. Последствия инфляции.

1. Снижение реальных доходов населения. Особенно сильно это отражается на лицах, получающих фиксированные доходы (пенсии, стипендии). Сужаются мотивы к трудовой деятельности, усиливается дифференциация населения по уровню доходов.

2. Обесценение сбережений населения.

3. Ухудшение условий жизни социальных групп с твердыми доходами. Возникновение опасности социальных потрясений.

4. Ослабление позиции властных структур, снижение доверия населения к правительственным программам и мероприятиям.

5. Возникновение трудностей с долгосрочным планированием, решения принимают спекулятивную направленность.

6. Повышение риска инвестирования. Появляются требования более высоких прибылей и процентов в качестве платы за риск.


22. Занятость. Безработица. Закон Оукена.

Занятость населения – деятельность граждан, кот. не противоречит законам страны, направленная на удовлетворение потребностей личности (общества) и приносит доход. Важнейшая макроэкономич.цель – полная занятость: 1.- тип занятости, когда все желающие трудиться имеют работу с полной продолжительностью дня и полной зарплатой; 2. – такой уровень, когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест (Западная трактовка). Эффективная занятость – определяется получением максимального дохода от функционирования трудоспособного населения (необходимость распределения раб.силы, кот.дает возможность получать максимальный прирост благ). Рациональная занятость характеризует соответствие между наличием рабочих мест и профессиональной структурой работников (соотвтствие между имеющимися вакансиями и квалифицированными работниками). Самозанятость - занятость осуществляется по собственной инициативе, самоуправляемая, не имеет общепризнанной формы оплаты. Занятость: 1. Официальная→традиционная (полная форма занятости ) 2. Неофициальн. (без офиц. Регистрации, распространяется в теневом бизнесе, так называемая безналоговая) → нетрадиционная (выступает в след.видах: - сезонная з.(з.на основе сезонного контракта при условии полного рабочего дня); - поденная (определяется количество дней при оплате труда за каждый день); - временная (з.субъекта в течение некоторого периода времени); - периодическая (чередующая з.и незанятость независимо от сроков того и другого в течение срока); - по вызову (складывается под влиянием стечения обстоятельств без гарантии буд. занятости).

Уровень занятости= количество занятых /количество трудоспособных (в %). Трудоспос.население: 16-60 лет. Безработица – весьма распространенное явление и во многих странах с рыночной экономикой, особенно в Западной Европе, остается довольно высокой, порой охватывая более 10 % трудоспособного населения. Безработный – лицо, кот.нигде не работает и занимается поиском работы и готово приступить к ее выполнению (должно быть официально зарегистрировано). Виды безработицы: 1.по продолжительности существования: краткосрочную (4-8 мес.) и долгоср. (8-18 мес.); 2.по характеру проявления: открытую, учитываемую официальной статистикой, и скрытую, характеризующуюся наличием в производстве излишних работников; 3. по степени охвата различных групп населения: основную безработицу лиц трудоспособного возраста, молодежную и остаточную, охватывающую работников с ограниченной трудоспособностью и лиц предпенсионного и пенсионного возраста; 4.по отношению безработных к занятости: действительную, когда безработные могут и желают трудиться, и фиктивную, когда у безработных нет желания, а со временем и возможности работать. Причины: фрикционная структурная безработица, непропорционально высокий уровень зар.платы по отношению к производительности труда, жесткость зар.платы и безработица ожиданий. В зависимости от причин возникн. безработицы выделяют: 1. фрикционная б. (связана с отсутствием работы в связи со сменой места жительства, поиском более высокооплач. работы, семейн. обстоятельствами); 2. структурная (в результате несовпадения структуры спроса на труд и его предложения, изменяется под влиянием НТП. Требуется осуществление переподготовки работника. 3. циклическая (обусловлена спадом производства во время промышл.кризиса. 4. естественная(или уровень безработицы при полной занятости)(достигается в том случае, когда циклическая б. находится на нулевом уровне и означает реализацию производственного потенциала экономики. Последствия и закон Оукена: Чрезмерная безработица отрицательно сказывается на всей жизни общества. Б.означает экономич.потери для общества. Статистические данные показывают, что с ростом безработицы отставание ВНП увеличивается. В западной экономич.науке исчисление потенциальных потерь производства товаров и услуг в результате вытеснения рабочей силы осуществляется на законе Оукена: процентная величина падения объема производства по сравнению с его уровнем при полной занятости равняется проценту роста безработицы, умноженному на определенный коэффициент. (Q1 – Q2)/Q2= K(Y1-Y2), где Q1,, Q2 – соответственно потенциальный и фактический объем производства; Y1,, Y2 – фактический уровень безработицы и уровень безработицы при полной занятости. К – коэф., установленный эмпирическим путем и равен 2,5.Смысл этой формулы выражает так называемый закон Оукена: если циклическая безработица увеличивается на 1%, то фактический ВНП отстает от потенциального на 2.5%.Из закона Оукена следует, что если в период спада производство сокращается на 2.5%, то это увеличивает циклическую безработицу на 1%. Кроме того, закон утверждает, что ежегодный прирост реального ВНП должен составлять 2.5%, чтобы безработица осталась на прежнем уровне, так как примерно таким темпом ежегодно возрастает численность рабочей силы.

25.Взаимовлияние инфл. и безраб. Кривая Филлипса .

Инфляция и безработица взаимосвязаны между собой. Английский экономист А. Филлипс на основе эмпирических исследований показал, что рост безработицы существенно замедляет рост цен и заработной платы, а уменьшение безработицы сопровождается ростом цен и заработной платы. Инфляция и безработица не могут увеличиваться одновременно. Одним из вариантов переосмысления концепции Филипса стала монетаристская теория адаптивных ожиданий. В соответствии с теорией, в краткосрочном периоде изменение уровней инфляции и безработицы находятся в обратной зависимости. Но в долгосрочном периоде такой взаимозависимости нет.

Долгосрочная связь между безраб. и инфл. показана вертикальной линией. В этой ситуации меры правительства, направленные на стимулирование совокупного спроса и повышение уровня занятости, приводят к росту инфляции без изменения реального уровня занятости.

Некоторые экономисты полагали,что эк. Система будет оптимально функционировать в т. К, где полная занятость достигается ценой умеренной инфляции. Противники инфл.в любом ее проявлении выбирали т.М, в кот.стабильность цен существует благодаря некоторому уровню безработицы.Обратная зависимость между уровнем безраб.и темпом инфл.существует лишь на краткоср.временных интервалах. На долгоср.временном интервале кривая представляет собой вертик.линию N, характеризующую естественную норму безработицы. Ордината т.пересечения краткоср.и долгоср.кривых Филипса соответствует значению ожидаемого темпа инфляции.

Финансовая система (ФС)

Термин "Ф" происходит от лат. "financia", что означает платеж.

Финансы (Ф) – совокупность ден. отношений, возникающих в процессе распределения, перераспределения части национального продукта, формирования и использования денежных фондов, необходимых для удовлетворения общественных потребностей.

Система финансовых отношений включает денежные отношения:1) между предприятиями как хозяйствующими субъектами;2) между государством и предприятиями;3) между предприятиями и банковской системой; 4) внутри предприятий; 5) между гос. органами различных уровней управления; 6) между государством и населением.

Субъекты финансовых отношений: государство, предприятия, организации и работники предприятий, граждане. Объект финансовых отношений – финансовые ресурсы, которые включают чистый доход, амортизационные отчисления на реновацию, налоги и неналоговые платежи, финансовые резервы, часть средств общественных организаций и пр.

Ф выполняют 3 основные функции: распределительную (распределение и перераспределение чистого дохода), контрольную (осуществление контроля за распределением и использованием финансовых ресурсов) и регулирующую (Ф являются одним из основных инструментов госрегулирования экон-ки), а также воспроизводственная и стимулирующая.

Основными звеньями ФС выступают:

· бюджеты различных уровней власти;

· фонды социального, имущественного и личного страхования;

· валютные резервы гос-ва;

· Ф предприятий, учреждений, организаций и населения.

Структура ФС: централизованные (государственные) и децентрализованые Ф.

Централизованные Ф включают госбюджет, внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, государственный фонд занятости, федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования) и госкредит.

Децентрализованные Ф охватывают:а) Ф предприятий; б) Ф организаций и учреждений; в) бюджеты семей.

Принципы построения ФС государства: принципы демократического централизма и фискального федерализма. Первый характерен для плановой экономики и состоит в сосредоточении в руках высшей гос. власти права на мобилизацию и использование преобладающей части финансовых средств национальной экономики. Принцип фискального федерализма означает распределение функций между отдельными звеньями ФС. Правительство призвано обеспечивать общенациональные цели (оборону, космос, внешние государственные отношения). Источником их финансирования является госбюджет. Местные органы власти осуществляют финансирование деятельности школ, жилищного строительства, охрану общественного порядка и т.д.


Госбюджет

Бюджет – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, штата, области, района, города, отдельной организации или домохозяйств и составляется на определенный период времени.

В странах, имеющих унитарное устройство (Франция, Беларусь), бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местный бюджеты. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Россиия) имеются промежуточные звенья – бюджеты штатов, земель, кантонов. Это явление получило название бюджетного федерализма. Он означает четкое разграничение ф-ций между бюджетами разных уровней, их самостоятельность, но и предполагает оказание финансовой помощи вышестоящими звеньями бюджетной системы нижестоящим в форме дотаций и субвенций.

Функции бюджета: распределительная (концентрация денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций.) и контрольная (проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики).

Ведущее место в бюджетном устройстве каждой страны принадлежит государственному бюджету. Бюджет является мощным рычагом госрегулирования эк-ки, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществление мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т. д.

Местные бюджеты – бюджеты штатов, земель, субъектов федерации, областей, районов. Под влиянием усложнения производства, роста НТП в развитых рыночных странах развивается тенденция повышения и усиления влияния местных органов власти. На их долю в федеративных государствах приходится от 40 до 50 % всех бюджетных ресурсов, тогда как в унитарных государствах не более 30 %.

Бюджет центрального правительства и местные бюджеты тесно взаимосвязаны как по источникам поступления денежных средств, так и их расходованию. В главном они совместно решают политические, экономические и социальные цели общества на принципе компромисса интересов основных групп как в политике, так и в экономике. Носителями этих интересов выступают министерства, политические партии, финансово–промышленные группы, монополии, союзы предпринимателей, профсоюзы отраслей и т. д.

Налоги

Налог – это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.

Функции:

§фискальная – формирование ресурсов государства, территорий (штатов, республик) и местных органов власти для финансирования соответствующих расходов;

§распределительная;

§регулирующая – избирательное изменение налоговых ставок, позволяющее целенаправленно воздействовать на темпы экономического роста, инфляцию, занятость;

§контрольно-учетная – учет использования экономических ресурсов, доходов фирм и домохозяйств, объемов производства, направления и размеров движения финансовых потоков;

§стимулирующая – снижение налоговых ставок, введение льгот, способствующих созданию предпосылок для повышения деловой активности;

§ограничительная – сдерживание развития производства некоторых видов продукции, защита определ. отраслей посредством ограничения импорта товаров.

Принципы (А.Смит): нейтральность (обеспечение равных налоговых стандартов для налоговых плательщиков), справедливость (возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физ. и юр. лиц, не ущемляя интересов каждого плательщика) и простота расчета (построение налоговой системы с использованием набора таких функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, которые всем понятны).

Классификации налогов.

1. По способу взимания: прямые (платежи, взимаемые непосредственно с лиц и выплачиваемые с их дохода: подоходные, на собственность и капитал) и косвенные (выплачиваются опосредованно через цены товаров и услуг в момент их приобретения: НДС, налог с продаж, акцизы).

2. По отношению суммы, взимаемой в виде налога с дохода, к величине дохода: пропорциональный (абсолютная сумма налога пропорциональна доходу работника), регрессивный (рост налога в %-отношении по мере снижения дохода работника) и прогрессивный (в %-отношении налог устанавливается тем выше, чем выше доход).

3. По сфере распространения: общегосударственные (налоги на экспорт и импорт, таможенные пошлины, большая часть налога на прибыль и доходы) и местные (земельный налог, налог с владельцев строений, часть налога на добавленную стоимость, на доходы и прибыль).

4. По использованию поступивших средств: общие и специфические (предназначены для использования их в строго определенных целях).

5. Подоходное налогообложение.

Кривая Лаффера. R – налоговая ставка, V – поступления в бюджет.

Оптимальный размер ставки R1 (оптимальным считается налоговое изъятие 30–40% прибыли, но не более 50%) обеспечивает максимальные поступления в государственный бюджет V1. Повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или стимулирующее воздействие на динамику социально–экономического развития общества, что должно учитывать государство в налоговой политике.

Правительства используют след. методы налогового регулирования:

§ с видами, ставками, структурой налогов (введение новых или повышение ставок действующих налогов; изменение структуры налогов; использование разнообразных систем подоходного обложения корпораций);

§ с льготами и скидками (льготы и скидки на личные доходы налогоплательщиков, льготы по отдельным отраслям и компаниям, скидки на прибыль малого бизнеса и убыточных предприятий, льготы при обложении доходов от прироста капитала);

§ с гармонизацией и унификацией национальных налоговых систем (унификация ставок по ведущим видам налогов, структур налогообложения).

Дефицит

Если расходы бюджета равны доходам, бюджет считается сбалансированным, если доходы превышают расходы, имеет место профицит государственного бюджета; когда же расходы превышают доходы – то наблюдается дефицит государственного бюджета.

Бюджетный дефицит (БД) – это сумма, на которую расходы правительства за определенный период превосходят доходы бюджета. В государствах с развитой экономикой БД в пределах 3% от ВНП считается нормальным явлением.

Различают "структурный дефицит" и "циклический дефицит" бюджета.

Если правительство закладывает в госбюджет превышение расходов над доходами, то образуется структурный БД, т.е. он возникает в результате сознательного его планирования в связи с выполнением определенных социально–экономических программ. Покрытие структурного БД происходит главным образом за счет внутреннего финансирования: кредитов Национального банка, выпуска государственных ценных бумаг.

Если в ходе выполнения госбюджета образуется положительное сальдо между реально наблюдаемым и структурным бюджетным дефицитом, возникает циклический БД. Это дефицит республиканского бюджета, образованный в результате падения деловой активности и сокращения налоговых поступлений. В результате происходит, с одной стороны, недопроизводство и недопоступление в госбюджет; с другой – рост выплат и пособий по безработице и другим социальным программам.

Рост дефицита ведет к снижению уровня жизни. В связи с этим правительства предпринимают различные методы регулирования бюджета, направленные на минимизацию дефицита и контроль над ним, среди которых можно выделить: кредитование Центральным (Национальным) банком государства в лице Министерства финансов; кредитование небанковским сектором; привлечение внешних источников финансирования; денежную эмиссию.

В экономической теории выделяют три концепции регулирования бюджета:

· концепция ежегодно балансируемых бюджетов, в соответствии с которой исключается фискальная деятельность государства как антициклическая, стабилизирующая сила.

· концепция бюджета, балансируемого на циклической основе, предполагает, что правительство реализует антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет. При этом бюджет балансируется не ежегодно, а в ходе экономического цикла.

· концепция функциональных финансов, в соответствии с которой основной целью государственных финансов является стабилизация экономики, а проблемы, порождаемые дефицитами или излишками, имеют второстепенное значение.

Государственный долг

Госдолг – это общий размер задолженности правительства владельцам гос. ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков; эта сумма выпущенных и непогашенных госзаймов с невыплаченными процентами по ним. В развитых странах правительственные займы подразделяются на облигационные (их владельцами могут быть фонды социального страхования, центральные и коммерческие банки, небанковские финансовые институты, население) и безоблигационные (займы правительства у Сбербанка и внешние межправительственные займы).

Причины госдолга: спады в производстве (в период падения деловой активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые поступления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. Попытки уменьшить его путем продажи гос. ценных бумаг и госкредитов создают и увеличивают государственный долг.), милитаризация экономики и войны (военный сектор является только потребляющим => правительство изыскивает средства для его финансирования).

В зависимости от рынка размещения валюты, на котором выпущены и размещены займы и другие платежные средства, различают внутренний и внешний долг; в зависимости от срока погашения – капитальный и текущий долги.

Внутренний долг – это задолженность государства физическим и юридическим лицам данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.

Внешний долг – это задолженность страны государствам, физическим и юридическим лицам других стран. Он отличается от "иностранного долга" тем, что внешний долг – это сумма, которую государство взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит платежного баланса. Наличие внешнего долга ведет к потере части национального продукта и падению престижа страны.

Последствия госдолга:

§ он сокращает запас капитала в экономике. Это означает сокращение выпуска продукции и падение уровня жизни в будущем.

§ процентные платежи по государственному долгу обременительны для населения, так как покрываются за счет увеличения налогов и дополнительного выпуска денег.

§ выплаты внутреннего долга сопровождаются перераспределением доходов среди населения в пользу наиболее обеспеченных слоев.

Нарастание внутреннего долга считается менее опасным, чем внешнего. Для погашения внешнего долга нация вынуждена рассчитываться частью национального продукта, недвижимостью. Немаловажное значение имеет то, что рост внешнего долга подрывает авторитет страны; усиливает неуверенность населения в завтрашнем дне; происходит перекладывание долгового бремени на будущее поколение.

Погашение государственного долга и процентов по нему производится либо путем рефинансирования – выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов, либо путем конверсии и консолидации

Фискальная политика (ФП)

ФП – меры по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния госбюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса, экономического роста при производстве неинфляционного ВВП (ВНП).

Основными инструментами осуществления ФП являются налоговые (виды налогов и платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции) и бюджетные регуляторы (уровень централизации средств гос-вом, дефицит бюджета).

Виды ФП: дискреционная и недискреционная (автоматическая).

Дискреционная ФП может быть стимулирующей или сдерживающей. Стимулирующая (фискальная экспансия) имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. Сдерживающая (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.

Стабилизационное воздействие налогов и госрасходов на экономическое развитие обусловлено тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывают прямое влияние на совокупный спрос, объем национального производства, занятость населения.

Мультипликатор госрасходов: MPr= 1/ (1-MPC), МРС – предельная склонность к потреблению. Он показывает приращение ВВП в результате роста государственных расходов на закупку товаров и услуг.

Мультипликатор чистых налогов – это отношение величины изменения совокупного спроса к величине заданного изменения реальных чистых налогов: МР налогов = МРг – 1 = МРС/ (1 – МРС).

В РБ высока доля централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете (48,7 %), большое количество взимаемых налогов и льгот; неравномерна налоговая нагрузка по отраслям и секторам экономики. Наблюдается слабая координация ФП с другими формами госрегулирования. Сильный налоговый пресс стимулирует уклонения от уплаты налогов; ухудшает финансовое положение хозяйствующих субъектов, снижает налоговые поступления в бюджет, способствует утечке отечественного капитала из страны. Предприятиям и организациям наряду с налогами приходится выплачивать сборы во внебюджетные фонды, которые значительно повышают себестоимость и цены на отечественную продукцию.

Недостатки обусловливают необходимость поэтапного реформирования фискальной системы по следующим направлениям.

В области налоговой политики предстоит серьезная реформа не только всей системы применяемых налогов и сборов, но и законодательных основ налогообложения в рамках подготовки к введению в действие Налогового кодекса РБ унифицированного с Налоговым кодексом РФ.

Бюджетная политика в ближайшие годы будет направлена на инвестирование бюджетных средств в формирование конкурентоспособной структуры национальной экономики, реализацию соц.-экономических приоритетов и гос. программ, проведение активной соц. политики.

Предложение денег

Предложение денег – общее кол-во денег в стране. Денежная масса состоит из нескольких групп – денежных агрегатов (М1, М2, М3 и др.). Каждая страна определяет их по-своему и кол-во агрегатов в каждой стране различно, что объясняется спецификой денежно-кредитной сис-мы. Самый узкий агрегат М1: наличные деньги (бумажные деньги и монеты), вклады до востребования и другие чековые депозиты. М1 – это деньги, используемые в качестве средства обращения.

М2 состоит из: М1, сберегательных вкладов, срочных мелких вкладов (до 100 тыс. дол.). М2 включает деньги как средство обращения, а также ту часть накапливаемых денег, которую легко вовлечь в сферу обращения.

М3 равен сумме М2 и крупных срочных вкладов. М3 включает менее ликвидные активы, чем М1 и М2.

Четвертый агрегат L состоит из М3 и отдельных видов ценных бумаг, которые считаются довольно ликвидными (векселя и облигации казначейства США, коммерческие бумаги и т.д.).

Экономическая теория в основном имеет дело с денежным агрегатом М1. Поэтому предложение денег MS можно определить как сумму наличных денег CU и депозитов до востребования: MS = M1 = CU + D.

Роль денег и их виды.

Деньги являются средством оплаты товаров и услуг, средством измерения стоимости и средством сохранения стоимости. Существует 2 типа денежных систем: металлического обращения и обращения кредитных и бумажных денег. При первом типе в качестве денег функционировали металлические монеты, а при втором – банкноты, казначейские билеты, векселя. С 30-х гг. 20 века во всех странах утвердилась сис-ма неразменных бумажных и кредитных денег.

Бумажные деньги – денежные знаки, наделенные принудительным курсом и выпускаемые гос-вом для покрытия своих расходов (казначейские билеты). В развитых странах теперь нет денег, выпускаемых казначейством. Там обращаются кредитные деньги – знаки стоимости, возникающие на основе кредита. Виды кредитных денег: вексель, банкнота, чек.

Вексель – письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, которое дает право кредитору требовать от должника уплаты определенной суммы денег в срок, указанный на векселе. Банкноты похожи на бумажные деньги, т.к. их выпускает центральный банк с принудительным курсом, устанавливаемым гос-вом. Сейчас банкноты, как правило, называют бумажными деньгами. Чек – письменный приказ владельца текущего счета банку о выплате наличными или переводе на счет другого лица определенной суммы денег.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.095 с.)