ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности безработицы в современных условиях.



Формирование рынка труда Республики Беларусь происходит в условиях социально-экономического, экологического и демографического кризиса. Ситуация усугубляется падением уровня жизни населения. В результате спада производства, полной или временной остановки работы предприятий наблюдаются уменьшение спроса на рабочую силу при всё более увеличивающемся ее предложении, неуклонный рост реальной безработицы и накопление скрытой.

Для предотвращения массовой и длительной безработицы и увеличения уровня занятости требуется принятие комплекса организационных, правовых и социально-экономических мер, направленных на обеспечение занятости населения, а без тщательного изучения данной проблемы верных решений принять невозможно.

Важнейшим условием достижения стабильного экономического и социального положения каждого члена общества и страны в целом является обеспечение занятости населения, сохранение и накопление трудового потенциала, предотвращение роста безработицы. Вынужденная неполная занятость ведёт к резкому снижению уровня жизни значительной части населения, потере предприятиями квалифицированной рабочей силы, увеличению расходов на материальную поддержку населения, в том числе безработных, возникновению социальной напряженности в обществе .

Занятость — интегральная категория, затрагивающая интегральные, трудовые, экономические и психологические отношения в обществе. Состояние занятости можно считать барометром социально-политической обстановки в стране, поэтому регулирование процессов, происходящих в этой сфере, является одной из приоритетных задач экономической политики.

В Республике Беларусь за период с 1991 по 2003 годы произошли значительные изменения в сфере трудовых отношений. Эти изменения явились результатом перехода республики к рыночным отношениям. Основные проблемы занятости населения в этот период были связаны с массовым высвобождением работников общественного производства, медленными темпами развития отраслей социальной сферы, негосударственных форм собственности, незначительными масштабами межотраслевого и межсекторного перераспределения рабочей силы, ростом скрытой безработицы на предприятиях, сопровождаемой низкими производительностью и трудовой активностью, несоответствием профессионально-квалифицированной структуры кадров и числа рабочих мест

В этих условиях приоритетной задачей государства стало осуществление политики, направленной на обеспечение занятости населения, предотвращение массовой и длительной безработицы, смягчение ее последствий. Государство стремилось посредством соответствующих законодательных и нормативных актов сдерживать массовые увольнения граждан с целью сохранения трудовых коллективов, а также во избежание социальной напряженности в обществе. Высвобождение работников сдерживалось путем предоставления им разного рода отпусков, частичной остановки производства, перехода на сокращенный рабочий день или неделю, выделения государственных дотаций и льготных кредитов на поддержание убыточных и неконкурентоспособных предприятий, что тормозило процедуру банкротства многих из них. В результате на предприятиях скопилась излишняя рабочая сила, больших размеров достигла скрытая безработица (примерно 13%). Кроме того, основные усилия государства были направлены не на расширение и создание новых рабочих мест, развитие альтернативных форм занятости, а в основном на оказание материальной помощи людям, потерявшим работу (преимущественно выплату пособий по безработице). Необходимо было приостановить дальнейших рост безработицы, обеспечить как можно более полное удовлетворение потребности в рабочих местах всех желающих участвовать в общественном производстве, дающем человеку хотя бы минимальные средства для существования.

5. Цели макроэкономического регулирования.

В современном механизме макроэкономического регулирования очень важная роль принадлежит государству. Без его регулирующего вмешательства не может обойтись уже ни одна экономика, ни одна страна. Главной целью государственного регулирования является экономическая стабильность, устойчивость развития. Для достижения этой цели приходится выдвигать и решать также ряд других, опосредующих целей.

Государственное регулирование: Основные субъекты – органы власти, построенные по иерархическому типу, включая центральный (нац.) банк; Главная цель – экономическая и социальная стабильность общества; Основные функции – установление норм права в области экономических отношений; обеспечение эффективного функционирования экономической системы; контроль за уровнем занятости и безработицы; контроль за уровнем инфляции; стимулирование экономического роста; перераспределение доходов и соц. защита.

Добиваясь реализации поставленных целей, государство формирует, а затем осуществляет несколько основных видов регулирующей политики: бюджетно – налоговую; денежно – кредитную; социальную; внешнеэкономическую политику.

Государственное регулирование преследует и еще три цели: минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов; создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики; обеспечение соц. защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Для достижения названных целей современное государство располагает мощными средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику.

42. Специальные кредитные учреждения.

На основе кредитно – денежных отношений возникает и формируется кредитно – денежная система, основу которой состовляют банки. Банк – это юридическое лицо, созданное в определенной организационн – правовой форме и имеющее исключительное право на осуществление в установленном законодательно порядке деятельности от своего имени по привлечению средств на вклады и размещение указанных средств на условиях возвратности, платности, срочности.

Классификация банков: по территории (международные, национальные и т.д.); по отраслевому признаку (промышленные, торговые и т.д.); по признаку собственности (гос., частные, акционерные и т. д.); по услугам, оказываемым банком (специализированные, универсальные); по функциям (сберегательные, депозитные); по организационной структуре (банковская группа, холдинг и т.д.); по срокам активных операций (коммерческие, инвестиционные, банки развития).

В Республике Беларусь в настоящее время создана двухуровневая банковская система, состоящая из Национального банка РБ (первый уровень) и коммерческих банков – (второй уровень). Специализированные кредитно – финансовые учреждения (финансовые компании) относятся также ко второму уровню и отличаются от банков размерами и видами оказываемых услуг, а также размером собственного капитала.

К функциям первого уровня банковской системы (Нац. банк РБ) относятся: проведение единой гос. денежно – кредитной политики; валютное регулирование; выполнение функций центрального депозитария; организация и осуществление валютного контроля; консультирование, кредитование и осеществление функций финансового агента; выдача лицензий на осуществление банковских операций; регулирование внешнеэкономической банковской деятельности и кредитных отношений; разработка платежного баланса; создание и накопление золотовалютных резервов; эмиссия денег; осуществление всех видов банковских операций, необходимых для выполнения основных целей Нац. банка; инкассация и доставка денежной наличности, валютных и других ценностей коммерческим банкам и другим субъектам хозяйствования.

Второй уровень банковской системы (коммерческие банки и специализированные кредитно –финансовые учреждения) осуществляют непосредственное обслуживание клиентов на денежном рынке. К основным функциям кредитных учреждений второго уровня относятся: предоставление кредитов от своего имени за счет собственных средств; кассовое обслуживание; открытие и ведение счетов физических и юридических лиц, в том числе банков – корреспондентов, осуществление расчетов по их поручению; факторинг и форфейтинг; поручительство (предоставление гарантий); доверительное управление активами; инвестиционное и финансовое посредничество; дилинг с наличной и безналичной валютой; деятельность депозитария; инвестиционное и финансовое консультирование; деятельность инвестиционного банкира.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.013 с.)