Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование навыков и уменийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Часто можно услышать мнение: «В детском саду «только» играют – только в школе начинают учиться «по-настоящему»». Нам бы хотелось высказаться против этого заблуждения и попытаться его устранить. Ребенок детсадовского возраста обучается, хотя неявно и невербально, зато очень интенсивно, благодаря своей способности к подражанию. Он учится по-другому, чем школьник. Даже многие политики в области образования впадают в это заблуждение и пытаются навязать детскому саду школьный материал и школьные методики. Следует выступить против этой распространенной точки зрения, ставящей под угрозу детство. Если спросить, чему должны и чему хотят научиться дошкольники, то речь пойдет о так называемых базисных навыках, на которых впоследствии строится явное и объяснительное школьное обучение. 1. Навык восприятия собственного тела и движения В последние годы ученые, врачи, учителя и воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, имеющими нарушения осанки, ожирение и нарушения равновесия. Дети страдают от недостатка движения, их крупная и мелкая моторика развиты недостаточно. Однако, душевное и духовное состояние человека соответствует его телесной подвижности: кто не может держать свое тело в равновесии, скорее склонен к душевному дисбалансу. Способность двигаться ловко и целеустремленно решающим образом влияет на освоение языка. Умение распознать предмет и приблизиться к нему формирует восприятие и расширяет границы опыта ребенка, а также активирует процесс развития речи. Поэтому в вальдорфских детских садах обращается особое внимание на разнообразие двигательной активности детей. Регулярные длительные прогулки, игры и работа в саду, равно как и хороводы, пальчиковые игры, ручной труд, рисование и лепка относятся к этому спектру движений. Перспектива: Обучаясь активному и разностороннему движению, дети готовятся к квалифицированной речевой и мыслительной деятельности. 2. Навык восприятия Детям необходимо пробужденное сознание, чутко воспринимающее то, что происходит вокруг них и с ними самими. Это сознание развивается вместе с доверием к силе собственного восприятия. Поэтому дошкольнику так необходимы подлинные, нефальшивые чувственные впечатления. В вальдорфском детском саду дети переживают реальный мир, качественно созданный взрослыми. С помощью органов чувств они наблюдают взаимосвязи между явлениями и учатся их понимать. Вместе с радостью первооткрывателя постепенно они познают и элементарные законы природы. Существенной частью педагогической работы является забота о двенадцати органах чувств. Этому развитию способствуют натуральные продукты питания, материалы природного происхождения, не вызывающие обмана чувств, а также гармоничная обстановка комнат и приятные для восприятия сочетания цветов и материалов в окружении ребенка. Необходимая и в дальнейшем компетентность в области СМИ требует педагогического фундамента. «Для того, чтобы действительно быть в состоянии познавать мир, дети должны вступить с ним в прямое взаимодействие в детском возрасте. Только пощупав воду, я узнаю, что это значит, что она мокрая. Помимо этого я слышу ее бульканье или звук падающих капель, вижу волны, может быть вдыхаю запах моря или травы на морском берегу, и таким образом у меня создается общее впечатление, которое вместе с другими подобными переживаниями формирует сложную и дифференцированную репрезентацию воды.... Состоявшееся взаимодействие с реальностью является предпосылкой того, что я смогу обращаться с виртуальной компьютерной реальностью как с чем-то вторичным. Поэтому компьютеру нечего делать в детском саду и на подготовительных занятиях к школе» [26] Перспектива: Виртуальные миры распространяются вокруг нас, они жонглируют перед нами качествами, которые на деле не существуют. Чтобы не попасть в ловушку подобных иллюзий, дети должны учиться полагаться на свои органы чувств. 3. Речевые навыки Мышление и речь тесно связаны друг с другом. Только с помощью речи мы можем выразить свои мысли, дать имена всем вещам на свете и вступить в разговор друг с другом. Дети учатся говорить лишь тогда, когда они растут в соответствующем окружении. Пронизанное душевным теплом речевое взаимодействие между взрослым и ребенком является благоприятной почвой для развития хорошей и дифференцированной речи. Во многих странах мира за последние 20 лет стремительно вырос процент детей дошкольного возраста с нарушениями речи и речевого развития. Так, например, исследование, проведенное в 2002 году клиникой коммуникативных нарушений при университете в Майнце (Германия), показало, что сегодня у 20% детей в возрасте от трех до четырех лет, посещающих детские сады, имеется задержка речевого развития, у половины из них в настолько тяжелой степени, что это требует немедленного лечения. Беспокойство вызывает тот факт, что у этих детей нет медицинских причин для подобного нарушения развития. Профессор Гайнеманн, являющийся руководителем проекта, видит причину этого прежде всего в том, что в семьях мало говорят друг с другом, мало читают вслух и мало рассказывают. Среди специалистов распространилось понятие «молчащая семья». Когда дети учатся рассказывать о вещах со своей точки зрения, они формируют мир согласно своим впечатлениям. Однако здесь таится еще одна проблема, связанная со слишком ранним использованием телевизора и компьютера. Нейробиологи Манфред Шпитцер и Геральд[27] описывают явление «ментальной слабости» как результат того, что мозг детей заполняется чужеродными образами как раз в то время, когда ребенок должен учиться развивать собственное видение историй и создавать собственные образы. Еще в начале 20 века Рудольф Штайнер обращал внимание на непосредственную взаимосвязь между качеством восприятия и развитием детского мозга: «Если ребенок до 7 лет видит в своем окружении только безрассудные поступки, то его мозг принимает такую форму, которая в позднейшей жизни делает его приспособленным только к подобным глупостям». [28] Когда ребенок начинает говорить – вопрос индивидуальный. Но всем детям нужны хорошие речевые примеры, чтобы впитать в себя родной язык. Поэтому в вальдорфских детских садах большое значение имеют песни, истории, сказки, стихи, пальчиковые игры и хороводы. Речь воспитательницы должна при этом быть ласковой, ясной, четкой и образной и соответствовать возрасту ребенка. При этом следует избегать сюсюканья и абстрактных объяснений. Перспектива: Ранняя, активная и тщательная забота о развитии речи, возможность высказать все, что хочется, без постоянных исправлений, возможность в течение продолжительного времени слушать речь взрослых – все это является базисом для последующей радости от чтения, способности к чтению и хорошего понимания прочитанного у подростков и взрослых. 4. Фантазия и творческие способности В нашем нормированном и жестком мире со множеством готовых клише довольно сложно быть креативным и обладать развитой фантазией, поэтому развитие этих способностей представляет собой большую педагогическую задачу. Дети приносят с собой силы фантазии и творчества, они хотят развивать их в детском саду, но им необходима соответствующая атмосфера. Например, детей 4–5 лет можно застать за таким разговором: «Я теперь буду мамой, а ты пойдешь на работу, чтобы зарабатывать деньги. А ты будешь ребеночком, а ты – собачкой. Я сейчас буду готовить еду. Сегодня на обед будет пицца. Я сейчас построю машину для раскатывания пиццы…». Детская фантазия берет элементы мира восприятия и собственного опыта и строит из них свой собственный мир, примеряет роли, изобретает небывалые аппараты. Поэтому немецкий физиолог Вильям Штерн пишет о «детской творческой силе», которая с одной стороны опирается на реальный чувственный опыт и переживания, а с другой стороны является «силой, которая дает детям способность создавать такой мир, какого в данный момент и в данном месте не существует»[29]. Для дальнейшего развития человечества, общества и культуры необходимы творчество и фантазия. Развитие детской фантазии и забота о ней принимает в вальдорфском детском саду конкретные формы. В нем нет монофункциональных фабричных игрушек: все материалы из окружения ребенка можно использовать в творческой игре, в ролевых играх участвует вся обстановка комнаты; рассказанные истории побуждают детей к игровой деятельности и находят в ней свое отражение. Кукольные спектакли, которые показывает воспитательница, пробуждают в ребенке интерес к самостоятельной игре с куклами. Детская фантазия использует все, что ей предлагается. И, поскольку дети еще плохо умеют различать плохое и хорошее, задача педагога состоит в том, чтобы это делать. Перспектива: Все, что связано с фантазией и искусством, расширяет душу и сознание человека. Способность к творчеству, заложенная в раннем детстве, оборачивается в юношеском и взрослом возрасте богатством идей, душевной и духовной подвижностью в повседневной жизни и на работе. 5. Навык социальности Дети социальны от рождения и хотят, обучаясь, входить в мир человеческих взаимоотношений. Процесс обучения начинается в семье и продолжается в детском саду. При этом именно в наше время важно, чтобы детский сад создал основу для приобретения социального опыта, так как структура семьи сильно изменилась и в некоторых маленьких семьях нет достаточного социального пространства для упражнений. В социальном общежитии главное заключается в том, чтобы всегда соотносить желания и потребности отдельного человека с сообществом в целом. Важно, чтобы в сообществе было место для интересов каждого его члена, а также, чтобы можно было опереться на существующие договоренности и правила, что рождает атмосферу доверия. Именно дети нуждаются в сообществах, где они могут научиться этим многочисленным социальным правилам, чтобы применять их в последующей жизни. Вальдорфский детский сад создает такое жизненное пространство. Здесь дети учатся быть включенными в ритм дня и недели, они узнают, что есть правила и задания для каждого ребенка в группе (например, что-то убрать, накрыть на стол, полить цветы и т.д.). Во время этих дел ребенок всегда может брать пример со взрослого. Дети учатся брать на себя ответственность. Они также видят своих родителей, которые принимают активное участие в общественной жизни детского сада, например, ремонтируют комнату, работают в саду весной и осенью и т.д. Ремонтируя игрушку, стирая белье или празднуя вместе с другими, дети переживают, что социальному сообществу необходимо много активных людей. Нам взрослым в этом помогает медитативное изречение Рудольфа Штайнера, данное им для социальной этики современных сообществ: «целительно лишь то, когда в зеркале человеческой души отражается вся община, и когда в общине живет сила каждой души». Перспектива: Без социальной компетентности жизнь человека в сообществе полна конфликтов, и зачастую она деструктивна. Если рано учить детей социальным жизненным правилам, то могут возникать сообщества, где все и каждый в отдельности могут вносить свой вклад в соответствии со своими интересами и способностями. 6. Способность к мотивации и концентрации В педагогических кругах, детских садах, школах и среди детских врачей много говорится в последнее время об одной болезни детского возраста. Речь идет о гиперактивных детях, о детях с синдромом нарушения внимания, а также о детях, которым просто сложно сконцентрироваться, которые нервозны, страдают нарушениями сна и т.д. Эти дети обделены радостью созидания, а также у них страдает способность некоторое время заниматься определенным делом. Все больше детей в детских садах и школах ежедневно получают лекарства, которые должны их «успокоить». При этом лечатся лишь симптомы, а не причины, не говоря уж об отдаленных последствиях, которые могут проявиться спустя десятки лет. В детском саду речь идет не о том, чтобы лечить детей с нарушениями поведения. Но важно действовать профилактически, поскольку многие из этих нарушений являются следствиями современного образа жизни, в котором царит нехватка времени, суета, стресс, ориентация на результат, шум и потребление средств массовой информации, что дезориентирует детей. Поэтому педагоги вальдорфского детского сада стараются создать радостную ненапряженную атмосферу, в которой детям будет уютно и хорошо. Современным детям необходима возможность пережить взаимосвязанность действий для того, чтобы совершать собственные поступки. У маленьких детей разносторонние интересы, они любопытны и легко и быстро отвлекаются; это свойственно сущности маленького ребенка. Поэтому очень важно, чтобы повсеместная суета, поверхностность и скука не распространялись в детских садах. Регулярные повторения, ритмическое построение дня вплоть до переживания круговорота года с его многочисленными праздниками помогают пробудить и укрепить способность к концентрации у ребенка. Дети хотят действовать самостоятельно, и следует всегда удовлетворять эту базовую потребность, если это возможно и имеет смысл. При этом надо помнить, что избыток предложений препятствует выработке намерения к действию. Все обстоит как раз наоборот: чем меньше, тем лучше. По этой же причине в вальдорфских детских садах практикуется воздержание от средств массовой информации, причем не в силу враждебного отношения к технике, а для того, чтобы защитить детей от отвлекающих факторов и избыточной нервной стимуляции, которые негативно влияют на процесс развития головного мозга. Перспектива Необходимо усилить оздоравливающие и стабилизирующие факторы в дошкольной педагогике. Дети, взрастившие в себе уверенность и стабильность, становятся сильными, активными подростками и взрослыми. 7. Морально–этические ценности и навыки Как детям, так и взрослым в жизни необходимы духовно–душевные ориентиры, представления о ценностях и задачи, с которыми они смогли бы самоотождествиться. Детям нужны правила, ритуалы, ясность и истинность. При этом речь не идет о том, чтобы читать детям мораль. Кто это делает, тот обучает детей в лучшем случае чтению морали, но не самой морали. «Не речи о морали, не рассудочные поучения воздействуют на ребенка в заданном направлении, а то что окружающие его взрослые делают на его глазах.... Здоровое зрение развивается в том случае, когда ребенка окружают правильные цветовые и световые соотношения, а в головном мозге и кровообращении закладывается физическая основа для здорового чувства морали, если ребенок видит моральные поступки в своем окружении»? [30] Так, например, дети хотят иметь перед собой пример взрослого, который бережно обращается с природой, они хотят переживать благодарность в обеденной молитве, они хотят иметь дело с родителями и воспитателями, которые заботятся о больных и нуждающихся и стараются строить социальную жизнь с большей любовью и с меньшей ненавистью, завистью и недоброжелательством. Им нужны родители, активно принимающие участие в жизни детского сада, в общественных союзах, политике. Перспектива: Дети, которые смогли ощутить, что взрослые постоянно стремятся к ясности и правдивости, работают над морально–этическими ориентирами, – эти дети с большей вероятностью станут подростками и взрослыми, вносящими творческий вклад в культуру. В 1998 году в ЮАР открылся один из центров вальдорфской педагогики. Тогдашний президент Нельсон Мандела выступил с приветственной речью на открытии. Мы хотели бы завершить эту главу его словами, вселяющими в нас мужество к дальнейшей борьбе за право детей на их детство: «Ни в чем так явно не проявляет себя общество, как в отношении к своим детям. Наши успехи следует оценивать по уровню счастья и благосостояния наших детей, которые являются одновременно и самыми чудесными гражданами, и великим сокровищем каждого общества».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.45 (0.012 с.) |