Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Здоровое расписание уроков: «всему свое время»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Михаэла Глёклер До сих пор актуально провокативное высказывание Рудольфа Штайнера, ставящее До сих пор актуально провокативное высказывание Рудольфа Штайнера, ставящее под вопрос общераспространенные учебные планы и организацию преподавания: Если мы хотим сегодня заниматься воспитанием, необходимо иметь определенную свободу действий, но она отсутствует, если в школе работают по ужасному расписанию: с 8 до 9 – религия, с 9 до 10 физкультура, с 10 до 11 история, с 11 до 12 математика. В таком случае каждый последующий урок стирает предыдущий; ничего невозможно сделать, у учителя возникает отчаяние, если при этом необходимо еще и достигать каких-то результатов. Поэтому в вальдорфской школе у нас есть то, что можно назвать эпохами преподавания. Ребенок приходит в класс. Главный урок организован так, что ребенок каждый день обычно до обеда с 8 до 10 или с 8 до 11, с соответствующими короткими перерывами для отдыха изучает что-то одно. В классе – один учитель, в том числе и в старших классах. Здесь не происходит ежечасной смены предмета изучения. Напротив, для того, чтобы что-то проработать, например в области арифметики, может понадобиться, скажем, 4 недели. Поэтому каждый день с 8 до 10 прорабатывается соответствующая глава, и пройденное за каждый последующий день связывается с тем, что было изучено в предыдущий. Изучаемое позднее не изглаживает из памяти то, что было раньше; легче концентрироваться. Когда пройдут 4 недели и глава из арифметики достаточно усвоится и будет полностью проработана, можно будет начать работать с одной главой из истории, которая тоже, в зависимости от того, сколько необходимо, будет изучаться 4–5 недель, и т.д. [18] Рисунок 1: Изменение трудоспособности в течение дня на основе исследований Bjerner'a и др. Рисунок 2: Схема изменения трудоспособности и зависимости от времени суток. Известная еще в 60–х годах кривая трудоспособности не только учитывается в вальдорфской педагогике, но и дополняется другими физиологическими следствиями, связанными с этим положением вещей. Ведь что значит тот факт, что кровообращение ребенка централизуется утром (т.е. тело и в особенности голова лучше пронизаны кровью по сравнению с системой обмена веществ и конечностей), а во время следующего пика продуктивности после обеда и вечером дело обстоит наоборот? Это означает, что после обеда периферия лучше снабжается кровью, чем центр тела. Поэтому Штайнер говорит о необходимости заниматься до полудня предметами, которые в основном задействуют голову и требуют спокойного сидения, для того, чтобы «деятельность головы» могла происходить концентрированно. Около полудня и после обеда следует концентрированно заниматься предметами, которые задействуют волю и конечности. В число этих предметов входит религия (поскольку в ней речь идет о «доброй воле»), художественные виды деятельности, эвритмия и спорт, а также предметы, связанные с физическим трудом и изучением необходимых для жизни навыков. К сожалению, по чисто личным причинам это идеальное расписание не всегда последовательно проводится в жизнь. Однако, если в нем разобраться, возникает желание приложить усилия, чтобы реализовать его, насколько это возможно. Нижеследующий обзор существенных ритмов, существующих между нервной деятельностью и приспосабливаемостью к окружающему миру показывает, насколько при составлении расписания имеет смысл учитывать не только ритмы дня, но и ритмы недели, месяца, года. Благодаря хронобиологии и исследованиям ритма было обнаружено, что ритмы регенерации и реактивного исцеления являются недельными ритмами. Более серьезные проблемы возникают вследствие того, что сегодняшняя пятидневная рабочая неделя нарушает эту оздоравливающую эндогенную ритмику. Ведь пятидневный ритм и двухдневный ритм – это нечто совсем иное, чем семидневный ритм. К сожалению, при международном переходе с шестидневной на пятидневную рабочую неделю в школьном образовании практически не исследовалось, к каким последствиям для здоровья детей и учителей это приведет. Одно из немногих пилотных исследований, которое, к сожалению, не было опубликовано, показало, что частота заболеваемости и частота отсутствия после выходных при пятидневной и шестидневной неделе значимым образом отличались[19]. Рисунок 3. Частота пропущенных дней после выходных в случае пяти– и шестидневной недели. В совокупности 1694 ученика средней школы (по данным Klemp'a, неопубликованные данные). До сих пор никто не стремился проводить подобные исследования, поскольку родители, учителя и ученики по большей части настроены на длинные выходные. Но подобные исследования чрезвычайно необходимы! Однако тот, кто достаточно понимает необходимость заботы об эндогенных ритмах в период роста и развития (дающий в зрелой жизни необходимую физическую выносливость, которая обуславливается здоровой ритмической системой), может прибегнуть к следующему компромиссу: на протяжении пятидневной недели задавать как можно меньше домашних заданий, для того, чтобы у учеников было достаточно свободного времени. А в отношении утра субботы нужно заключить следующую договоренность: все ученики встают утром в то же время, что и обычно и затем у себя дома или же в небольших группах собираются вместе и делают домашние задания, выполнив которые они свободными вступают в седьмой день, на котором заканчивается семидневный ритм. «Одного раза недостаточно» – это высказывание представляет собой строгий закон исследований ритма. Ведь единственность, однократность не является ритмически и физиологически действенной. Лишь со вторым разом, при повторении начинается ритм, а с ним и глубинное влияние на живую систему. Однократные события регулярно прорабатываются с помощью ритмической функциональной системы организма. Повторяющиеся события сами начинают влиять на ритмическую функциональную систему, и тем самым – на ее способность к переработке событий. Что касается месячного ритма, интересно, насколько определенно в вышеприведенной цитате Рудольф Штайнер указывает на четырехнедельный ритм и даже говорит «4–5 недель». Ведь благодаря исследованиям ритма известно, что репродуктивный ритм (менструация у женщин, ритм долгосрочного отдыха) хотя и составляет 4 недели, но при переходе в другой месяц на одну–две недели закрепляет успех регенерации. Спектр периодической длительности функциональных ритмов у человека, по Hilderbrandt'y 1975, с изменениями Мы не говорим сейчас о том, что второй месяц сам по себе, конечно, же усиливает то, что было заложено в первом месяце вследствие месячной ритмики. Интересно также, что Штайнер говорит не только о двух часах «с соответствующими паузами для отдыха», но и конкретном времени этого урока (о промежутке времени с 8 до 11 часов). Ему представлялось, что классный учитель без спешки, располагая достаточным количеством времени, работает с детьми каждый день и действительно может объяснить им все необходимое и тем самым сделать учебный процесс более интенсивным. Что было бы, если бы основной урок действительно шел с 8 до 11 часов, а элементы других предметов были включены в протекающую эпоху таким образом, чтобы определенная тема рассматривалась с самых разных сторон, а учитель–предметник был бы также включен в этот процесс? В любом случае подобное преподавание было бы гораздо более преемственным, интересным и соответствующим жизни, чем чрезмерно быстрая смена предметов на протяжении одного школьного дня. Учителю также было бы легче осознанно обозревать то, что его ученики воспринимают в течение дня и на что ему следует опираться на следующий день. С другой стороны ясно, что вследствие такой интенсивности сопровождения класса между учителем и учениками должны быть хорошие отношения. Ведь если здесь что-то будет «не складываться», тогда каждый последующий урок станет для учителя и/или ученика новой проблемой. Поэтому обучению вальдорфского учителя придается такое большое значение, и новые преподаватели вальдорфской школы должны регулярно проходить специализированную переподготовку и посещать уроки опытных учителей. Заботе о годовом ритме помогает работа с годовыми целями обучения, отмечание праздников года и определенных дней, а также особое внимание к дням рождения и смерти на протяжении школьного дня. Наконец, к заботе о ритмах также относится осознанная работа с восстановительными силами, действующими на протяжении ночи и со связанными с ними возможностями углубления и лучшего постижения изученного.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.254.202 (0.007 с.) |