Следствия для педагогической практики до 9 года жизни ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Следствия для педагогической практики до 9 года жизни ребенка



Педагогическая и медицинская практика отчетливо показывает следующее: ничто так не способствует дифференцированному созреванию нервно–чувственной системы, а также сенсомоторной координации (т.е. соединению нервно–чувственных функций с телесной деятельностью), как физическое движение и радость открытия чувственного мира с помощью всех органов чувств. Дети больше всего любят бегать, они инстинктивно знают, что приносит им пользу. Взрослые и прежде всего воспитатели должны поэтому создавать пространство для движения и игр, в котором дети должны как можно более ловко и умело двигаться и действовать в соответствии с их возрастом. Этот принцип последовательно используется в вальдорфском учебном плане от яслей до 9 года жизни включительно. Нa любом занятии каким-то образом задействован элемент движения, и не только в так называемых двигательных дисциплинах, учебный план которых особенно насыщен сенсомоторным компонентом. Ведь любое движение – в том числе и соответствующие возрасту ребенка игры и физкультурные упражнения в этом возрасте еще очень тесно связаны с чувственными переживаниями, они практикуются и часто сопровождаются музыкально–ритмическими игровыми упражнениями, связанными с пением, речью и движением. Благодаря музыкально–ритмической деятельности закладывается также необходимое для социализации умение слушать и предоставлять свободное пространство другому. Отсутствие компьютеров и мультимедиа в детских садах и начальной школе является требованием вальдорфского воспитания, основанным исключительно на фактах физиологии и психологии развития. Слоган, пропагандируемый в мировом масштабе и имеющий своей целью огромную экономическую прибыль: «Компьютер каждому ребенку» (мини–монитор с flash–накопителем, WLAN и операционной системой Linux, подаваемый как желание предоставить прежде всего детям стран третьего мира возможность почувствовать себя детьми цифрового века) является хорошей идеей в неподходящее для ребенка время. И не столько потому, что так называемые развивающиеся страны нуждаются прежде всего в чистой воде, базовом медицинском обеспечении и в «нормальных школах», сколько потому, что каждый час, проведенный перед монитором, препятствует возникновению собственных, возникающих при отсутствии стимуляции и манипуляции внутренних образов, а также удерживает детей от движения. Активность мозга при этом замедляется, сенсомоторная интеграция нарушается – совершенно независимо от содержимого информации и тех проблем, которые ребенок не в состоянии переработать самостоятельно.

Практические аспекты воспитания детей и дошкольников

• Пробуждение их инициативы личным примером.

• Использование игрового материала, который способствует пробуждению личной активности ребенка: простые предметы и материалы, которые оставляют больший простор для фантазии и побуждают к новым возможностям их использования.

• Активация органов чувств и уход за ними.

• Закладка хороших привычек регулярными действиями, с помощью маленьких ритуалов по утрам, во время еды, вечером перед засыпанием.

• Ритмическая структура дня, недели, месяца, года.

• Регулярное и безраздельное уделение внимания ребенку: например, когда он встает или ложится спать, а также периодически – в течение дня.

• Преимущественно «невербальный» стиль воспитания, так как действие, пример – говорят ребенку, который испытывает потребность подражать – гораздо больше, чем слова.

• Возможность переживать природу.

• Избегание мультимедиа и технических игрушек.

• Даже если день наполнен множеством важных дел, все равно помнить о ребенке, держать его в сознании, «мысленно носить его с собой». Это справедливо как для родителей, так и для воспитателей. Подобное внутреннее усилие помогает быстрее восстановить контакт при следующей встрече и быть заинтересованным в самом ребенке, а не в его школьных успехах.

• Находить причины для радости и благодарности – больше всего дети любят веселую и полную благодарности атмосферу.

Начиная с 9 лет на первый план выходит то, что стимулирует ритмические функции: это ощущения и чувства. Мы никогда не дышим так глубоко, как когда чувствуем себя хорошо, никогда наше сердце не бьется так ритмично, как когда радуются дети, или когда они погружены в кипучую деятельность. Между 9 и 15–16 годами педагогика и дидактика направлены на то, чтобы прежде всего задействовать процессуально–художественный и эстетический элемент во всех школьных предметах. То, что в спортивной гимнастике является точным и завершенным процессом движения, которому необходимо научиться, на уроках истории является дискуссиями и вопросами, в которых события рассматриваются с разных сторон таким образом, что ребенок в результате обретает целостное видение мира и испытывает эстетическое состояние, в котором он может почувствовать свое «созвучие» миру. На уроках естествознания это прежде всего эксперименты: ученик точно и внимательно наблюдает и документирует проявляющиеся закономерности. Он учится определять радиус действия данного явления и пользоваться этим. Математические законы – также несут красоту, поскольку они действуют не только в науке и технике, но и в жизни. Таким образом ученики знакомятся с характеристиками и «согласованностями» жизни, человеческой культуры и истории. На протяжении этих лет также рекомендуется воздерживаться от использования цифровых технологий. Машинам следует поручать лишь то, что человек и сам способен понять и сделать. Сначала следует научиться самостоятельно считать в уме, играть театральные пьесы, музицировать, танцевать, пережить ощущения от реальных поездок и открытий. Научиться строить взаимоотношения в реальном мире. То, что дома часто делаются слишком ранние уступки в отношении мультимедийной индустрии, должно тем более мотивировать к тому, чтобы в школе заниматься жизнью и реальностью, а не техникой и виртуальностью. Часто, чтобы мобилизовать родителей и детей к «временному отказу» помогает простая мысль о том, что изобретатели компьютера, будучи детьми, росли без его игровых возможностей. Чтобы изобрести новое, необходима креативность, а не выработка условного рефлекса.

Аспекты воспитания в школьном возрасте и до 15 лет

• Культура речи – давать ребенку возможность участвовать в интересных разговорах взрослых. Задавать себе следующие вопросы: когда мы в последний раз разговаривали? Когда у меня было время, желание? Высказал ли я одобрение и признание – достаточно ли я хвалю или я скорее высказываюсь по поводу того, что мне не нравится?

• В современных системах управления много говорят о культуре обращения с ошибками. Тот, кто умеет учиться на собственных ошибках, постоянно развивается — это же справедливо и в отношении группы людей, работающих как одна команда. Как я реагирую на ошибки и плохое поведение в школе? Как я помогаю ребенку охотно учиться на своих ошибках, а не считать их (только) чем-то плохим?

• Четкая линия поведения в принципиальных вопросах на протяжении дня с учетом желаний детей. Выработка совместных соглашений и четких договоренностей о том, как они будут соблюдаться.

• Занятия искусством, в особенности – освоение музыкальных инструментов.

• Контролируемое потребление средств массовой информации: как можно меньше. Совместное обсуждение увиденного.

До 22 лет

С 13, 14, 15 лет и до 19, 20, 21 года возникает вопрос, каким образом с помощью педагогических средств можно поддержать те физиологические процессы развития, которые в этом возрасте стоят на первом месте: созревание и окончание роста костной системы и гормональная перестройка, созревание интермедиарного обмена веществ после пубертата. Вначале может показаться, что обмен веществ и скелет – нуждаются прежде всего в физической активности; это, конечно, так, но этого не достаточно. Есть другая способность, которая постоянно словно бы подогревает человека изнутри, побуждает его к деятельности, и прежде всего создает в нем вертикаль, прямоту, внутренний стержень и наполненность: это целеполагание, интересы, взгляды и мотивация, которые разжигают в человеке внутренний огонь, воодушевляют и одухотворяют его.

По осанке, походке, жестам и движениям подростков непосредственно видно, есть ли у них мысли, которые их внутренне подогревают, мотивируют, дают им ощущение внутреннего стержня, или же они живут в мыслительной пустоте и вследствие этого чувствуют безрадостность и безразличие. Мудрость языка выражает это явным образом, поскольку слово прямота имеет двойное значение: с одной стороны есть выражение говорить прямо, т.е. честно, правдиво, искренне, с другой стороны прямо означает вертикально, ровно.

В средней школе в отношении воспитания принцип подражания и примера и принцип согласованности и красоты – отступают на второй план. Теперь главными становятся совесть, правдивость и свобода. Необходимо задаваться вопросом, затрагивающим абсолютно все предметы: как я должен преподавать, чтобы подросток сам пришел к осмысленным выводам в данном предмете? Как достигнуть того, чтобы подросток не пересказывал то, что продумал учитель, как дать ему ключи, как создать условия для того, чтобы он сам смог найти ответ на определенный вопрос.

Аспекты воспитания в подростковом возрасте:

• Выработка культуры задавания вопросов, побуждение подростка к самостоятельному мышлению.

• Умение быть другом и спутником, интересоваться тем, что интересует подростка.

• Уважение к растущей потребности в свободе и самостоятельности подростка, отказ от родительских ожиданий.

• Проведение «семейного совета». Выработка совместных соглашений, анализ их не/успешности и обсуждение будущих перспектив.

• Научиться радоваться и научиться понимать то «абсолютно другое», что интересует подростка.

• Умение доверять и сообщать подростку: «Я за тебя, чтобы ни произошло, и мне очень интересно, как будет развиваться твоя жизнь».

Понимание преподавания как процесса нахождения себя, а воспитания во всех его фазах как процесса самовоспитания – вот основная идея воспитания, основанного на физиологии развития. Речь идет о том, чтобы сначала самостоятельно подражать, а потом самостоятельно переживать красоту и согласованность, видя различные аспекты и возможности рассмотрения, самостоятельно понимать, получать ответы на поставленные вопросы. Ведь поскольку ребенок развивается сам, он должен постоянно переживать следующее ощущение: я сам это наблюдал, сам видел, сам научился этому. Уже маленький ребенок говоря «я сам» и делая что-то самостоятельно, испытывает гораздо большую радость, чем поручая это тому, кто может сделать это «лучше». Воспитание, построенное на базе физиологии развития, побуждает подростка к собственной деятельности, и понимает свою задачу так, как ее выразил Рудольф Штайнер в своем базельском курсе для учителей[4]:

Любое воспитание является самовоспитанием, и мы, учителя и воспитатели, являемся лишь окружением ребенка, который воспитывает себя сам. Мы должны представлять собой благоприятное окружение, чтобы ребенок благодаря нам воспитывал себя так, как он должен себя воспитать в соответствии со своей внутренней судьбой.

Тот, кто относится к себе таким образом, будет внутренне настолько активным, что не станет скучать и не станет зависимым от наркотиков, людей, мультимедиа. Он сможет осмысленно использовать технику, не становясь при этом безвольным и пассивно–недовольным. У него появляется шанс самостоятельно определять свое дальнейшее развитие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.213.235 (0.009 с.)