Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Узлы вертикальных коммуникаций

Поиск

и противопожарные требования

Лестнично-лифтовой узел имеет большое значение в планировочной структуре многоэтажного жилого дома. Функционально он представляет важное звено в системе вертикальных и горизонтальных коммуникаций и обеспечивает аварийную эвакуацию жителей дома.

Решение вестибюля и поэтажных холлов в жилых домах тесно связано с противопожарными требованиями. В настоящее время установлены правила,обеспечивающие наиболее быструю и безопасную эвакуацию жителей многоэтажного жилого дома во время пожара. Лестнично-лифтовой узел многоэтажного дома должен включать лестницу (или лестницы), лифты, в первом этаже – вестибюль и камеру мусороудаления, а в типовых этажах – лифтовые холлы, отделенные дверями, из которых можно пройти в коридоры, ведущие к входам в квартиры, на незадымляемую(или обычную) лестницу, а также к мусоропроводу.

Согласно СНиП 21-01-97*, в многоквартирных жилых домах применяются обычные лестничные клетки типов Л1, Л2 и незадымляемые лестничные клетки типов Н1, Н2, Н3. Минимальная ширина лестничных маршей в секционных домах – 1,05 м, в коридорных – 1,2 м.

 

Рис. 6

Лестничные клетки типа Л1 применяются в зданиях высотой до 28 м,типа Л2 – в зданиях высотой до 12 м.

В зданиях выше 28 м следует предусматривать незадымляемые лестничные клетки.

Незадымляемые лестничные клетки бывают трех типов:

- Н1 – с входом в лестничную клетку с этажа через наружную воздушную среду по открытым переходам, при этом должна быть обеспечена незадымляемость перехода через воздушную зону;

- Н2 - с подпором воздуха в лестничную клетку при пожаре;

- Н3 - с входом в лестничную клетку с этажа через тамбур-шлюз.

Рис. 7

Рис. 8

Выходы из лестничных клеток и поэтажных коридоров или холлов в воздушную зону на каждом этаже следует осуществлять через тамбуры.

При общей площади квартир на этаже в секции более 500 м2 должны предусматриваться две лестничные клетки, одна из которых 1-го типа, вторая 2-го или 3-го типов.

Удаление дыма из поэтажных коридоров с незадымляемыми лестничными клетками следует предусматривать через специальные шахты с принудительной вытяжкой и клапанами, устраиваемыми на каждом этаже.

Типовые решения лестнично-лифтовых узлов с обычными и незадымляемыми лестничными клетками с входами через наружную воздушную среду приведены на рис. 7, 8. Количество лифтов в жилых домах выбирается с учетом этажности и наибольшей поэтажной площади квартир,обслуживаемой данными лифтами (таблица 5).

Для зданий выше 17 этажей необходимо предусматривать пожарный лифт. Этот лифт служит для подъема пожарной команды во время пожара, когда все остальные лифты автоматически опускаются на первый этаж и блокируются. Стены пожарного лифта делаются из несгораемых материалов, а выход на первом этаже осуществляется через тамбур в помещение, имеющее непосредственный выход на улицу.

Машинные отделения лифтов предпочтительно располагать на уровне чердака или верхнего технического этажа.

Таблица 5

Минимальное число пассажирских лифтов

Этажность здания Число лифтов Грузоподъемность, кг Скорость, м/с Наибольшая поэтажная площадь квартир, м2
До 9   630 или 1000 1,0  
10-12     1,0  
    630 или 1000    
13-17     1,0  
    630 или 1000    
18-19     1,6  
    630 или 1000    
20-25     1,6  
    630 или 1000    
    630 или 1000    
20-25     1,6  
         
    630 или 1000    
    630 или 1000    
Примечания 1. Лифты грузоподъемностью 630 или 1000 кг должны иметь габариты кабины min 2100Ч1100 мм. 2. Таблица составлена из расчета: 18 м2 общей площади квартиры на человека, высота этажа 2,8 м, интервал движения лифтов 81 - 100 с. 3. В жилых зданиях этажностью 20 этажей и выше, в которых величины значений поэтажной площади квартир, высоты этажа и общей площади квартиры, приходящейся на одного проживающего, отличаются от принятых в таблице, число, грузоподъемность и скорость пассажирских лифтов устанавливаются расчетом. 4. В жилых зданиях с расположенными на верхних этажах многоуровневыми квартирами остановку пассажирских лифтов допускается предусматривать на одном из этажей квартир. В этом случае этажность здания для расчета числа лифтов определяется по этажу верхней остановки.

 

Рис. 9

Перед лифтами предусматриваются лифтовые холлы. Размеры лифтовых холлов зависят от выбранной компоновки лифтов. Ширина площадок перед лифтами должна позволять использование лифта для транспортирования больного на носилках скорой помощи и быть не менее, м:

1,5 -перед лифтами грузоподъемностью 630 кг при ширине кабины 2100 мм;

2,1 -перед лифтами грузоподъемностью 630 кг при глубине кабины 2100 мм.

При двухрядном расположении лифтов ширина лифтового холла должна быть не менее, м:

1,8 -при установке лифтов с глубиной кабины менее 2100 мм;

2,5 - при установке лифтов с глубиной кабины 2100 мми более.

В зависимости от принятой в районе строительства системы мусороудаления жилые здания могут проектироваться с мусоропроводами или без них. Мусоропроводы следует проектировать с учетом требований СП 54.13330.2011 (актуализированная редакцияСНиП 31-01-2003) «Здания жилые многоквартирные». Применяемые схемы расположения мусоропроводов см. рис. 10.

Мусоропроводы в жилом доме чаще всего совмещаются с узлами вертикальных коммуникаций и располагаются:

- на задымляемых лестницах типа Л1 – на промежуточных лестничных площадках;

- на задымляемых лестницах типа Л2 – рядом с лифтовым холлом;

- на незадымляемых лестницах типа Н1 – в тамбуре или во внеквартирном коридоре, рядом с лифтовым холлом;

- на незадымляемых лестницах типов Н2, Н3 – рядом с лифтовым холлом, в тамбуре, во внеквартирном коридоре или в отдельном помещении.

В тех случаях, когда мусоропровод не совмещается с вертикальными коммуникациями, предусматривается отдельное помещение,изолированное от внеквартирного коридора, размеры которого должны быть не менее1,5 х 2,0 м.

 

 

Рис. 10

Мусоросборную камеру следует размещать под стволом мусоропровода для непосредственной загрузки мусора из ствола в контейнеры, а также с учетом удобного подъезда мусоровозного транспорта. При размещении первого этажа жилого дома на крыше стилобатной общественно-деловой части возможно размещение мусоросборных камер внутри стилобатной части. Подъезд мусороуборочной техники осуществляется в этих случаях через тоннель.

В жилых зданиях секционного и коридорного типов допускается предусматривать другие варианты систем мусороудаления, в том числе устройство пневматической системы для сбора и удаления мусора.

Гаражи и автостоянки для хранения индивидуальных транспортных средств, проживающих в МФЖК, как правило, размещают под землей, но в некоторых случаях они могут занимать пространства внутри стилобатной части с расположением въездов с уровня земли. Используются также многоэтажные надземные гаражи и стоянки. Высота этажа для гаражей и стоянок принимается 2,0 – 2,5 м до низа выступающих конструкций. Нельзя располагать стоянки под детскими и лечебными учреждениями.При совмещении жилого дома с гаражом необходимо разделить жилую зону и гараж техническим этажом, а над въездами устраивать изолирующие козырьки. Гаражи и стоянки в многофункциональных жилых комплексах не включают посты технического обслуживания и ремонта машин, а также мойки.

Выходы из гаражей-стоянок в другие функциональные зоны комплекса осуществляются через тамбур-шлюзы с подпором воздуха и устройством противопожарной дренчерной завесы.

Кроме гаражей, стоянок и тоннелей проездов, в подземной части МФЖК должны располагаться вентиляционные камеры, системы дымоудаления и автоматического пожаротушения. Вытяжные вентиляционные шахты из подземной части комплекса обязательно должны выводиться выше жилых зданий при расположении стоянок более чем на 100 машино-мест. При стоянках менее 100 мест вытяжные вентиляционные шахты располагают на расстоянии не менее 15 м от жилых домов, детских и лечебных учреждений.

Для спусков машин в подземный гараж и подъемов на этажи надземного уровня используют пандусы и рампы. Уклон открытого прямого пандуса равен 10%, то есть для спуска на 3 метранеобходим пандус длиной 30 метров. Если прямой пандус закрыт, то его уклон принимается 18% и для спуска на 3 метра устраивают пандус длиной 17 метров. Для криволинейной рампы уклон составляет 13%.

Однопутный пандус применяется в гаражах и стоянках вместимостью не более 50 машин на этаже. Его ширина 3,5 м. Двупутный пандус используется при расположении более 50 машин на этаже. Его ширина 6 метров. Расстояние въездного пандуса от окон жилого здания – не менее 15 метров. При устройстве пандуса в торце здания, не имеющего окон, его размещение не нормируется.

Для обеспечения пожарной безопасности, подземная часть комплекса делится на пожарные отсеки несгораемыми стенами и перекрытиями.Площадь пожарного отсека подземной части стоянки 3000 м2, а для многоэтажной надземной стоянки площадь пожарного отсека – 5200 м2. Из каждого пожарного отсека необходимо предусмотреть не менее двух выездов на рампу (или наружу) при вместимости стоянки более 70 машин на этаж.

Из каждого пожарного отсека должно быть два эвакуационных выхода. Одним может служить пандус при устройстве в нём тротуара не менее 0,8м,другим – лестница. Лестничные клетки и лифтовые шахты, связывающие подземные этажи гаражей-стоянок с надземной частью комплекса, не должны непосредственно совмещаться с вертикальными коммуникациями общественно-деловой и жилой частями МФЖК. В этих случаях лестничный марш, ведущий в гараж, изолируется противопожарной стеной (лестница с «рассечкой»).

 

Рис. 10

Противопожарные требования в МФЖК. Многофункциональные комплексы,занимающие территорию меньше 9 га, могут иметь пожарный въезд только с одной стороны.При территории комплекса свыше 9 га организуется круговой пожарный объезд по периметру комплекса, а через 300 мпо фронту делаются пожарные проезды или тоннели. Подъезды пожарных машин могут быть только с магистрали, если жилые дома имеют квартиры, ориентированные на две стороны. При односторонней ориентации квартир в сторону жилого двора организуется доступ пожарных машин на крышу стилобатной части по пандусам.

Путями эвакуации в МФЖК служат лестницы. Дополнительные способы эвакуации – выходы на плоские кровли, по которым можно пройти к другим лестничным клеткам или открытым лестницам, а также выходы на открытые балконы и лоджии, при наличии на них глухого простенка не менее 1,2 м и 1,6 м при расположении простенка между двумя оконными проемами.

 

3.4. Общественно-деловая группа учреждений МФЖК

В жилом комплексе должно быть обеспечено полноценное удовлетворение потребностей жителей разнообразными видами общественного обслуживания: это учреждения образования (школы и дошкольные образовательные учреждения), наиболее массовых видов культурной деятельности и досуга,торгово-бытовые, физкультурно-оздоровительные.

Состав учреждений обслуживания в жилом комплексе делится на два типа: закрытый и открытый, в зависимости от их использования только жителями комплекса или всеми желающими. Объекты обслуживания, интегрированные в единый комплекс с жилищем, очень разнообразны по своему характеру, что и создает особую сложность при проектировании МФЖК. Существуя как единое целое, все объекты жилого комплекса должны быть максимально обособлены. Это обстоятельство вызывает целый ряд нормативных ограничений, которые необходимо учитывать при разработке проекта МФЖК. В общественной и деловой зоне комплекса предусматривают независимые входы в каждое учреждение (магазин, кафе,библиотека, аптека, офис и т.д.). Входы должны располагаться в зоне пешеходного движения посетителей комплекса на уровне земли или с уровней пешеходной платформы.

Состав общественных учреждений, расположенных в стилобатной части, регламентируется лишь заданием на проектирование. При совмещении общественной группы учреждений с жилыми зданиями существуют ограничения. Они распространяются на те учреждения, режим или условия работы которых могут помешать нормальной жизни проживающих в комплексе (шум в ночное время, запахи,химическая или бактериальная вредность т.д.). Жилые здания могут быть непосредственно совмещены с детскими учреждениями, учреждениями социального обеспечения, досуговыми учреждениями с режимом работы до 23 часов,физкультурно-оздровительными объектами небольшой вместимости и т.п.

Деловые учреждения МФЖК могут располагаться как в стилобатной части, так и совмещаться с жилыми зданиями. Входные вестибюли офисов изолируются от других входов. Предприятия общественного питания должны иметь подъезд к служебным помещениям, для загрузки продуктов и выгрузки отходов,который располагается либо на уровне земли, либо через тоннель в стилобатной или подземной части МФЖК.

Магазины должны иметь складские зоны, к которым можно легко подъехать. Если магазин встроен в жилой дом, то загрузку осуществляют с торцов здания, не имеющих окон, из подземных тоннелей или со стороны магистралей, при наличии специальных загрузочных помещений. При площади учреждений общественного назначения до 150 м2загрузочные помещения допускается не проектировать.

Общественно-деловая часть комплекса часто проектируется с применением атриумов и пассажей. Это позволяет осветить естественным светом помещения, находящиеся в глубине (магазины, рестораны, выставочные залы и др.),а также создавать удобный, светлый коммуникационный блок в офисных зданиях. При проектировании атриумов надо учитывать, что при системе естественного дымоудаления высота атриума не может превышать 15 метров. В случае использования принудительной системы дымоудаления, высота атриума принимается до 10 этажей.

Наибольшую плотность застройки дает прием вертикального послойного расположения различных функциональных зон. Общественно-торговые учреждения образуют первые несколько этажей стилобатной части, которая служит буферной зоной между жилой и нежилой группами комплекса. Многослойная структура комплекса одновременно является фактором, усложняющим проектирование МФЖК.Определенные сложности возникают при совмещении конструктивных шагов жилой и общественной групп и сочетании инженерных коммуникаций разных функциональных объектов. Для того, чтобы перейти от мелкого шага несущих конструкций жилых зданий к крупному модулю общественной группы, обычно используют технический этаж, представляющий собой кессонную конструкцию, так называемый «стол». Его высота 1,8-2,2 м.В техническом этаже осуществляется сбор и разводка инженерных коммуникаций жилых домов (канализация, водопровод, вентиляция). Технический этаж отделяет также общественно-деловую зону МФЖК от гаража и технических проездов, являясь противопожарной преградой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 983; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.110.231 (0.013 с.)