Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о качестве продукцииСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Качество продукции является важнейшим элементом организации и планирования производства, определяющим конкурентоспособность проекта, выбор технологического процесса изготовления, организацию производства и поставок комплектующих. Для лучшего понимания понятия качества изделий, как материальных объектов, вспомним определение материи из философии. Например, материалистическое определение, данное В.И. Лениным: Материя (лат. Materia – вещество) есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 117). Другими словами, все окружающие нас материальные предметы существуют не зависимо от нашей воли, и воспринимаются нашими органами чувств. То есть все материальные предметы нами воспринимаются органами чувств, так как эти предметы обладают совокупностью свойств. Поэтому чтобы спроектировать какое-либо изделие нужно спроектировать свойства, которыми бы обладало это изделие. С этой точки зрения можно рассмотреть, например, вал. Вал можно оценить по его надежности, прочности, износостойкости, цвету, вкусу, форме и т.д. Все эти показатели являются совокупностью свойств вала, по которым можно судить об изделии. Следовательно, изделия (вещь, материя) можно представить как некую «вешалку», на которую навешены различные свойства, воспринимаемыми нашими органами чувств. Таким образом, под качеством понимается совокупность свойств продукции, относящихся к ее способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности общества. Многообразие свойств продукции определяет показатели качества, к которым относятся показатели назначения, надежности, технологичности, стандартизации и унификации, транспортабельности, эргономические, эстетические, экологические, безопасности, патентно-правовые, а также экономические показатели. Технические свойства продукции характеризуют ее технический уровень, который отражает степень использования научно-технических достижений для ее создания и определяется теми же показателями, что и качество продукции, за исключением экономических показателей. Экономические показатели составляют особую группу показателей качества. Их исключительная ценность заключается в универсальности, так как любой технический показатель качества может быть представлен в денежном выражении (увеличении затрат на повышение технического уровня продукции или выручки от реализации такой продукции). Технический уровень продукции имеет определенную связь с ее экономическими показателями. В общем, эту связь можно представить в таком виде. Технический уровень продукции, ее потребительские свойства определяют как себестоимость ее производства, так и рыночную цену. Повышение технического уровня продукции требует дополнительных затрат (издержек производства), что приводит к росту себестоимости. Однако повышенный спрос на продукцию с высоким техническим уровнем вызывает рост цены. Увеличение себестоимости и цены с повышением технического уровня происходит по-разному. На рис. 2 технический уровень продукции, например. в виде коэффициента технического уровня Кту представлен по оси абсцисс, а цена и себестоимость в денежном выражении — по оси ординат. Повышение технического уровня продукции означает появление у нее свойств, которые удовлетворяли бы все большее число потребностей. В этом процессе повышения технического уровня продукции с позиций экономических показателей можно выделить характерный цикл. За исходную точку этого цикла выбрано такое состояние, когда цена и себестоимость равны (на рис. 2 Kту1) и выпуск такой продукции экономически невыгоден, нерентабелен, так как не приносит прибыли. Для получения прибыли необходимо повышать технический уровень продукции, чтобы создать повышенный спрос на нее. На участке Kту1—Кту2 повышение технического уровня приводит к более быстрому росту цены, чем себестоимости: прибыль растет и достигает максимального значения. Дальнейший рост технического уровня (участок Кту2—Кту3) ведет к уменьшению прибыли за счет того, что себестоимость растет быстрее, чем цена. Для того чтобы производство находилось в точке Кту2, когда имеет место максимальная прибыль, необходим постоянный анализ качества продукции и воздействие на него, т.е. управление качеством.
Рис. 2. Зависимость экономических показателей от технического уровня продукции
Показатели качества и технического уровня Xi могут иметь размерность (показатели назначения - метры, килограммы, киловатты и др., показатели транспортабельности - стоимость упаковки или перевозки единицы продукции) или быть безразмерными (показатели надежности - вероятность безотказной работы, эстетические показатели - количество баллов экспертной оценки). По способу получения значений показателей качества продукции различают следующие методы оценки качества: • измерительный - на основе технических средств; • регистрационный - на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов или затрат; • расчетный - на основе использования теоретических и (или) эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров; • органолептический - на основе анализа восприятия органами чувств; • экспертный, при котором решение о значении показателей качества продукции принимается экспертами; • социологический - на основе сбора и анализа мнений фактических или возможных потребителей. При оценке технического уровня и качества продукции, а также проведении технико-экономического анализа проектных решений используются следующие принципы: 1. Качество продукции рассматривается как иерархическая совокупность свойств, расположенных на различных уровнях значимости, поэтому для каждого из показателей вводится коэффициент значимости 2. Отдельные свойства определяются абсолютными показателями этих свойств Xi (i - число свойств). Каждый из этих показателей может иметь свою размерность и по-разному сказываться на повышении качества; увеличение одних приводит к повышению качества, других - снижает его. Таким образом, свойства могут быть разнонаправлены. 3. Качество по отдельным параметрам может быть оценено с помощью относительного показателя где - показатель качества рассматриваемого изделия; - аналогичный показатель качества изделия, с которым производится сравнение. Сопоставление проектируемого изделия проводится · с перспективным («идеальным») образцом, т.е. прогнозируемой совокупностью реально достижимых на данном этапе развития науки и техники (но не достигнутых) численных значений параметров; · с аналогом, т.е. продукцией отечественного или зарубежного производства, выполняющей те же функции; · с базовым образцом, т.е. объектом, принятым за базу для сравнения, как правило, лучшим на данный момент времени. Необходимо отметить, что функция полезности и функция потерь имеют различный знак, разнонаправлены. Поэтому для показателей, увеличение значений которых ухудшает качество (увеличение массы, число отказов в единицу времени и т.п.) для оценки относительного показателя используется следующая формула:
4. Каждое свойство изделия определяется двумя числовыми характеристиками: относительным показателем свойства и коэффициентом весомости этого свойства в рассматриваемом ряду свойств. Таким образом, показатели качества становятся безразмерными, однонаправленf1матриваемом ряду свойств. Таким образом, показатели качества становятся безразмерными, однонаправленными, и к ним можно применить аддитивную функцию (функцию сложения). 5. Суммарный показатель качества продукции или проекта может быть определен с помощью функции сложения отдельных относительных показателей: где - суммарный коэффициент качества рассматриваемого изделия по сравнению с изделием по отношению к которому производится сравнение по n выходным параметрам; — коэффициент значимости (весомость) каждого из n параметров. Параметрами качества в приведенных формулах могут использоваться как показатели технического уровня, так и экономические параметры. Более точную оценку качества дает коэффициент конкурентоспособности, особенно в тех случаях, когда одни технические параметры и экономические показатели проекта лучше, чем у образца, а другие — хуже. Конкурентоспособность — это свойство товара данной фирмы вытеснить с рынка аналогичный товар фирм-конкурентов за счет относительно высоких технических показателей и относительно низких затрат на ее изготовление и реализацию. В общем случае коэффициент конкурентоспособности Ккс определяется как: , где —коэффициент технического уровня — экономический показатель затрат на достижение требуе6мой полезности. Коэффициентом технического уровня определяется по формуле: В эту формулу входят только технические показатели проектируемого изделия и образца, с которым производится сравнение . Экономический показатель затрат определяется как В зависимости от характера изделия и этапа его жизненного цикла под затратами на проектируемое изделие , и затратами на проектирование образца понимаются себестоимость, чистый дисконтированный доход, цена продукции или другие экономические показатели. Таким образом, коэффициент конкурентоспособности Ккс — это относительная техническая полезность продукции для потребителя, отнесенная к относительным затратам на достижение этой полезности. Он является интегральным показателем качества, поскольку учитывает как показатели технического уровня продукции, так и экономические параметры, которые вместе составляют показатели качества.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.191 (0.012 с.) |