Организация изучения умственно отсталых детей после обследования их в медико-педагогических комиссиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация изучения умственно отсталых детей после обследования их в медико-педагогических комиссиях



 

Изучение умственно отсталых детей не заканчивается обследованием в медико-педагогической комиссии. Оно продолжается в том учреждении, куда направляет ребенка комиссия.

Цели этого изучения разные. Иногда необходимо уточнить состояние ребенка. Это бывает, когда очень сложный случай в дифференциально-диагностическом отношении и разовое обследование в комиссии было недостаточным. В заключение медико-педагогическая комиссия пишет: «Направить во вспомогательную школу условно с повторным обследованием через год». Эти случаи редки, но они возлагают особую ответственность на педагогов вспомогательной школы и требуют внимательного изучения ребенка. Оно необходимо с первых дней пребывания в школе для уточнения класса, группы в соответствии с уровнем общего развития ребенка, объемом его знаний и умений. Глубокое и всестороннее изучение необходимо для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Зная индивидуальные особенности каждого ребенка, педагог имеет возможность выбрать соответствующие методы, средства и пути коррекционного воздействия.

Систематическое и целенаправленное изучение позволяет проследить динамику развития детей, своевременно находить новые направления работы с ними, прогнозироватьих состояние, дать рекомендации в выборе профессии, обеспечить их максимальную социальную реабилитацию.

При проведении изучения следует руководствоваться теми же принципами, что и при обследовании детей в медико-педагогических комиссиях: комплексное, всестороннее и целостное динамическое изучение детей с учетом их индивидуальных особенностей.

Этапы изучения умственно отсталых детей

Началу занятий с детьми предшествует ознакомление педагогов с их личными делами (медицинской и педагогической документацией). Протоколы обследования в комиссии дают первые сведения о ребенке, которые позволяют педагогам правильно определить место ребенка в коллективе, заинтересовать его занятиями, установить с ним контакт. Важно учесть состояние слуха, зрения, чтобы сразу же посадить его за соответствующую парту. Материалы характеристики раскрывают черты личности, которые следует учитывать уже при первом общении с ребенком. Если возможно, необходимо побеседовать заранее с родителями ребенка.

Следующий этап изучения ставит специально диагностические цели. В условиях вспомогательных школ эта работа проводится в первые две недели учебного года. В программу учебных занятий включаются «выявляющие уроки», на которых с помощью специальных заданий уточняются состояние психических процессов ребенка, соответствие данному классу. Эти экспериментальные задания органически входят в процесс обучения. Целенаправленное изучение детей, проводящееся по специальной программе, помогает выявить отдельные стороны личности ребенка, которые не были замечены членами комиссии при кратковременном обследовании.

После первых двух «диагностических» недель начинается этап «текущего» изучения, которое продолжается весь период пребывания ребенка в данном учреждении.

Очень важным вопросом является оформление материалов изучения детей. В садах, школах, детских домах для умственно отсталых принято вести дневники наблюдения.

На первых страницах дневника записываются общие сведения о ребенке, домашний адрес, место работы родителей, данные из истории развития, диагноз, данные сада, школы, семьи (после обследования педагогом условий домашнего воспитания). Все эти сведения должны быть всегда под рукой у педагогов. После этого материала начинаются записи текущего изучения детей.

Обязательным требованием к ведению дневника является регулярность записей и анализ наблюдений. Записывается не все, а лишь то, что в большей мере характеризует изучаемое явление, что отражает продвижение в развитии ребенка или, наоборот, свидетельствует об ухудшении его состояния. Записи должны быть точными и объективными, фиксируется сам факт, а не обобщенное мнение педагога о нем. Нельзя откладывать записи.

В дневник вносятся не только личные наблюдения педагога, но и наблюдения других педагогов, технического персонала, родителей, детей и т. п. В этом случае обязательно следует отметить, с чьих слов сделана запись

Очень полезно фиксировать в дневнике (в тех случаях, когда это необходимо) приемы и результаты педагогического воздействия, реакцию ученика на это воздействие.

Интересной и полезной формой изучения учащихся является «малый педсовет» (по Ю. К. Бабанскому, «медико-педагогический консилиум»). Это совещание всех педагогов, работающих в данном классе (воспитательской группе), с участием логопеда и врача. Его организует классный руководитель.

На первом совещании на основании анализа документов классный руководитель дает краткую характеристику каждого ученика, выделяя сведения, необходимые для правильной организации учебно-воспитательного процесса и коррекционной работы. Намечается система единых требований, единым подход к ребенку со стороны всех педагогов.

«Малые педсоветы» собираются 1—2 раза в четверть. Их цель — выявить эффективность педагогического воздействия на ученика, динамику его развития, изменения в поведении и успеваемости для определения путей и средств дальнейшей работы с ребенком. В ходе обсуждения используются материалы дневника наблюдений.

Дневники наблюдений оказывают большую помощь при подготовке к медико-педагогическим конференциям. Эти конференции бывают 2—3 раза в учебном году.

Цели конференций зависят от уровня дефектологической подготовки, квалификации и опыта педагогического коллектива. В тех случаях, когда нет дефектологов и опыт работы педагогов с умственно отсталыми невелик, на первых конференциях рассматриваются типичные случаи всех форм слабоумия (осложненные и неосложненные формы олигофрении, травматическое слабоумие и т. п.) и пути работы с умственно отсталыми каждой категории.

Если дефектологическая квалификация педагогического коллектива достаточно высока, на медико-педагогических конференциях анализируются характеристики наиболее сложных в обучении и поведении детей, сложные для диагностики случаи или редкие формы слабоумия.

Фамилии 2—3 воспитанников, намеченных для обсуждения на очередной медико-педагогической конференции, объявляются коллективу в начале полугодия, с тем чтобы все педагоги на протяжении нескольких месяцев могли вести целенаправленное наблюдение за этими детьми в учебное и внеучебное время.

Одновременно педагоги получают список литературы, которая поможет им в теоретической подготовке к конференции.

Педагоги, работающие с детьми, которых будут обсуждать на конференции, ведут особенно тщательные наблюдения, фиксируя их в дневнике наблюдений. В случае необходимости проводятся специальные психолого-педагогические обследования с использованием экспериментально-психологических методик. Врач и логопед проводят углубленное обследование этих детей. Классный руководитель (в интернате — вместе с воспитателями) составляет подробную характеристику ученика, которая вместе с медицинским заключением, логопедической картой и заключением логопеда зачитывается и обсуждается на медико-педагогической конференции.

На конференции подчеркиваются те особенности личности умственно отсталого школьника, которые обусловлены формой его слабоумия, а также его индивидуальные черты. Это помогает педагогам-дефектологам разобраться как в типичных формах слабоумия, так и в их конкретных проявлениях и путях помощи ученикам. С этой целью, готовясь к конференции, педагоги, врачи и весь персонал, работающий с ребенком, анализируют его успехи и неудачи, а также результаты оказанной ребенку помощи. На конференции каждый из специалистов высказывает свое мнение. В случае необходимости обследуют ребенка.

Одна из задач медико-педагогических конференций — вскрыть причины и наметить пути коррекции имеющихся у детей отклонений в развитии, выработать пути единого педагогического подхода с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Медико-педагогические конференции — прекрасная школа повышения профессиональной квалификации дефектологов.

Первая детальная психолого-педагогическая характеристика ребенка составляется после полугодового пребывания его в детском учреждении и внимательного изучений его учителями и воспитателями. В конце каждого учебного года вносятся дополнения и изменения, которые отмечаются в разбитии ребенка. Обязательно указываются наиболее эффективные приемы и методы коррекционного воздействия. Для удобства работы и выявления динамики развития ребенка хорошо как первую подробную характеристику, так и все ежегодные дополнения к ней оформлять в одной тетради, завершая каждую запись датой ее составления и подписями педагогов. Характеристика хранится в личном деле ребенка.

На основе анализа материалов, собранных в дневниках наблюдений, составляется характеристика ребенка. Она является итогом определенного этапа изучения.

Для проведения изучения и составления характеристики в помощь педагогам можно рекомендовать следующую программу:

Содержание изучения Методы изучения
1. Общие сведения об учащихся
Фамилия, имя, дата рождения. В каких детских учреждениях находился (ясли, детский сад, школа и др.) Изучение документации.
2. История развития
Здоровье родителей. Как протекала беременность, роды? Особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания и травмы перенес в первые годы жизни Беседа врача с родителями. Изучение медицинской документации.
3.Семья ребенка
Состав семьи, взаимоотношения между членами семьи. Профессия родителей. Отношение членов семьи к ребенку. Условия воспитания. Режим дня ребенка. Посещение семьи, беседа с родителями.
4. Физическое состояние учащегося
Изменения в физическом развитии (рост, упитанность и т.д.). Нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения). Утомляемость. Наблюдения во время занятий, в перемены, во время игр и т.д. Обследование ребенка врачом.
5. Особенности познавательной деятельности ребенка
-Состояние анализаторов. -Познавательные интересы, любознательность. Изучение медицинской документации. Специальное исследование. Индивидуальные беседы с учащимися, наблюдения за ребенком на занятиях и в свободное время. Изучение творческих работ детей.
-Особенности внимания. Легко ли привлекается внимание? Устойчивость внимания. Легко ли переключается с одного вида деятельности на другой? Объем внимания. Степень развития произвольного внимания. Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время. Специальный эксперимент.
-Особенности восприятия и мышления. Восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения предметов. Особенности восприятия времени. Точность и осмысленность восприятия. Понимание главного в воспринимаемом. Понимание содержания картин, текстов. Способность обобщать и делать самостоятельные выводы. Умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различий между ними. Уровень усвоения общих и абстрактных понятий. Установление причинно-следственных зависимостей. Наблюдение на занятиях и вне занятий. Беседы с ребенком. Специальный эксперимент.
-Особенности памяти. Преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная). Быстрота и прочность запоминания. Что лучше запоминает: цифры, факты, описания? Использование приемов запоминания, припоминания. Индивидуальные особенности памяти. Беседы с родителями, воспитателями о ребенке. Наблюдения за ребенком на занятиях, во внеурочное время. Индивидуальные беседы с ребенком. Специальный эксперимент.
-Особенности речи. Дефекты произношения. Понимание устной речи (указаний, объяснений). Понимание письменной речи (текстов, таблиц и т.д.). Запас слов, грамматический строй речи. Эмоциональная окраска речи. Умеет ли давать полные ответы и связно рассказывать? Нет ли болтливости, нецеленаправленной речи? Наблюдения за речью ребенка на занятиях и в свободное время. Беседы с ребенком. Изучение письменных работ. Специальный эксперимент.
-Умение учиться. Организованность, выполнение требований педагогов, самостоятельная работа с книгой, самоконтроль и пр. Особенности усвоения учебного материала. Умение применять усвоенный материал, подбирать собственные примеры на изученное правило. Трудности в овладении новым материалом. Результаты работы, проведенной учителем по преодолению этих трудностей. Наблюдение во время занятий. Беседы с педагогом. Изучение работ детей.
-Отношение к отдельным учебным предметам. Мотивы учебной деятельности. Прилежание. Отношение к отметке, похвале или порицанию учителя, воспитателя. Изучение педагогической документации. Беседы о ребенке.
6. Эмоционально-волевая сфера.
Глубина и устойчивость чувств. Преобладающее настроение ребенка. Наличие аффективных вспышек. Способность к волевому усилию, внушаемость, проявление негативизма. Наблюдение за ребенком на занятиях, вне занятий, на экскурсиях. Специальный эксперимент.
7. Особенности личности.
Нравственные качества и общественная направленность личности. Наличие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения в обществе, в школе, дома. Наблюдение за ребенком на занятиях, вне занятий, на экскурсиях. Специальный эксперимент.
8. Взаимоотношения с коллективом:
Роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам. Поведение в учебной, игровой и трудовой деятельности. Отношение к общественной деятельности, как выполняет поручения. Уровень притязаний и самооценка. Наблюдение за ребенком в различной деятельности. Беседа с педагогами. Специальный эксперимент.

 

Четкая, целенаправленная система изучения детей помогает совершенствовать коррекционно направленный процесс их обучения и воспитания, способствует своевременному выявлению детей, нуждающихся в специальных условиях воспитания.

Контрольные вопросы

1. С какой целью проводится изучение детей после медико-педагогической комиссии?

2. Какие этапы изучения детей вы знаете?

3. Как вести дневники наблюдения за детьми?

4. С какой целью проводятся медико-педагогические конференции?

5. Назвать основные разделы характеристики ребенка.

Литература

 

1. Занков Л. В. О педагогическом изучении учащихся вспомогательных школ. — М.: АПН РСФСР, 1953.

2. 3абрамная С. Д., Романова Л. И. Организация изучения учащихся во вспомогательной школе//Дефектология.-1978. —№ 5.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1. Положение об областной медико-педагогической комиссии

 

Цели и задачи

Областная медико-педагогическая комиссия осуществляет дифференцированный отбор детей с недостатками умственного и физического развития в специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы) и дошкольные учреждения специального назначения системы просвещения согласно инструкциям по приему в эти учреждения;

дает рекомендации к направлению в лечебно-профилактические учреждения системы здравоохранения, а также в учреждения специального обеспечения детей, не подлежащих обучению в школах и дошкольных учреждениях общего назначения по состоянию здоровья и интеллекта;

решает вопросы о выводе из спецшкол и дошкольных учреждений специального назначения или переводе из одного типа учреждения в другое;

консультирует родителей и педагогов по вопросам лечения, воспитания и обучения детей с легкими отклонениями в развитии, не подлежащих направлению в специальные школы и дошкольные учреждения специального назначения.

Состав и организация работы областной медико-педагогической комиссии

1. Медико-педагогическая комиссия организуется при областном отделе народного образования.

Примечание. В республиках, не имеющих областного деления, а в случае необходимости и при наличии условий в областях при районном (городском) отделе народного образования могут создаваться медико-педагогические комиссии, которые в своей работе руководствуются данным Положением.

2. В состав областной медико-педагогической комиссии входят:

— представитель областного отдела народного образования — председатель комиссии;

— представитель областного отдела здравоохранения—заместитель председателя комиссии;

— представитель отдела социального обеспечения;

— члены комиссии: детский психоневролог или психиатр; отоларинголог, офтальмолог, психолог, педагог-дефектолог, дефектолог дошкольного учреждения, логопед, секретарь комиссии.

3. Персональный состав медико-педагогической комиссии утверждается областными отделами народного образования и здравоохранения

4. Медико-педагогические комиссии работают по определенному графику в течение года с учетом ежедневной пропускной способности не более 10 человек.

Комиссия работает на базе областной детской больницы, специальной школы или дошкольного учреждения, где имеются необходимые условия для всестороннего обследования детей.

5. В дни работы областной медико-педагогической комиссии члены комиссии освобождаются от своих обязанностей по основному месту работы.

6. В областную медико-педагогическую комиссию районными отделами народного образования направляются списки детей для обследования и документы на каждого ребенка (приложение).

7. На основании полученных документов секретарь комиссии назначает время приема и извещает об этом школу или дошкольное учреждение, родителей или лиц, их заменяющих.

При обследовании ребенка на комиссии присутствие родителей или лиц, их заменяющих, обязательно.

8. Медико-педагогические комиссии в своих рекомендациях руководствуются инструкциями по приему в специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы) и дошкольные учреждения для детей с недостатками физического и умственного развития.

9. Медико-педагогические комиссии ведут журнал приема, в котором записывается фамилия, имя, отчество ребенка, год рождения, место жительства, диагноз и тип учреждения, куда рекомендовано направить ребенка.

10. Данные медико-педагогического обследования каждого ребенка протоколируются.

Личное дело обследованного ребенка, протокол с заключением комиссии и рекомендациями по организации обучения и лечения передаются в ту школу, куда направлен ученик.

11. Комплектование специальных школ-интернатов (школ) и дошкольных учреждений специального назначения производит областной (районный, городской) отдел народного образования на основании заключения медико-педагогической комиссии.

Родители или лица, их заменяющие, получают путевки в соответствующие спецшколы и дошкольные учреждения.

Определение уровня подготовленности и распределение учащихся по классам производятся школьными комиссиями. Комплектование возрастных групп в дошкольных учреждениях проводится администрацией.

12. Заключение медико-педагогической комиссии о детях, подлежащих лечению или устройству в учреждения системы социального обеспечения, направляются в областной отдел здравоохранения для определения ребенка в соответствующее лечебное учреждение или в отдел социального обеспечения для направления в дома-интернаты.

13. Прием детей в спецшколы и дошкольные учреждения специального назначения, отчисление или перевод из школы, дошкольного учреждения одного типа в другой без заключения областной (районной, городской) медико-педагогической комиссии не разрешаются.

14. В тех случаях, когда окончательный диагноз о степени умственной отсталости при тяжелых задержках психического развития или пограничных состояниях между дебильностыо и имбецильностью может быть установлен лишь в процессе учебно-воспитательной работы, ребенок направляется во вспомогательную школу с целью уточнения диагноза сроком не более одного года. В случае необходимости по истечении этого срока он повторно направляется на медико-педагогическую комиссию для определения типа учреждения, в котором ребенок должен обучаться.

Примечание. При наличии необходимого количества таких детей допускается организация диагностических классов и диагностических дошкольных групп раздельно для каждой категории этих детей в составе вспомогательных школ или дошкольных учреждений специального назначения. Методическое руководство работой диагностических классов и дошкольных групп осуществляется медико-педагогическими комиссиями

15. Контроль за правильной организацией работы областной медико-педагогической комиссии возлагается на заведующих областными отделами народного образования и здравоохранения.

Приложение 2. Инструкция по приему детей в специальные школы-интернаты (школы) для умственно отсталых детей

 

I. Приему во вспомогательные школы-интернаты (школы) подлежат умственно отсталые дети в возрасте 7—9 лет (старше в порядке исключения), как обучавшиеся в I—II классах общеобразовательной школы, так и не обучавшиеся.

II. Медицинскими показаниями по приему во вспомогательные школы и школы-интернаты являются:

а) олигофрения в степени дебильности различного генеза, в том числе дебильность и при болезни Дауна;

б) органическая деменция негрубой степени, являющаяся следствием инфекционных, интоксикационных, травматических и других постнатальных поражений головного мозга;

в) эпилептическая деменция (при отсутствии дневных или частых ночных судорожных припадков);

г) шизофреническая деменция (при отсутствии психотических расстройств).

III. Медицинскими противопоказаниями к приему во вспомогательные школы и школы-интернаты являются:

а) тяжелые формы слабоумия (олигофрения в степени имбецильностп и идиотии, в том числе и при болезни Дауна, органическая деменция тяжелой степени с выраженной дезадаптацией, отсутствием навыков самообслуживания).

Примечание. Дети, страдающие названными формами слабоумия, направляются в соответствующие учреждения системы социального обеспечения;

б) психические заболевания, при которых, помимо слабоумия, наблюдаются другие тяжелые нервно-психические нарушения:

— олигофрения либо органическая деменция с выраженными и стойкими психопатоподобными расстройствами;

— органические заболевания головного мозга с дневными либо частыми ночными судорожными припадками;

— шизофрения со стойкими психотическими расстройствами.

Примечание. Дети, страдающие указанными психическими заболеваниями, в зависимости от состояния направляются в детские психоневрологические стационары или в детские отделения психиатрических больниц для хронических форм заболеваний;

в) состояния, при которых различные отклонения в психическом развитии связаны с первичным нарушением функций слуха, зрения, речи, моторики.

Примечание. Эти дети подлежат обучению в соответствующих специальных школах. Обучение детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, у которых первичный дефект указанных функций сочетается с умственной отсталостью, осуществляется во вспомогательных классах соответствующих спецшкол;

г) задержка психического развития при следующих состояниях:

— остаточные явления органического поражения головного мозга,

— педагогическая запущенность.

Примечание. Дети с задержкой психического развития подлежат обучению в общеобразовательной школе при обеспечении индивидуального подхода к ним в процессе обучения или в специальных школах (классах), если таковые имеются.

IV. Направление во вспомогательные школы-интернаты (школы) производится органами народного образования на основании заключения медико-педагогической комиссии. Директор школы несет личную ответственность за прием детей в школу в соответствии с порядком, установленным данной Инструкцией.

V. Перевод ребенка в процессе обучения из вспомогательной школы в общеобразовательную либо в специальную школу другого типа также осуществляется органами народного образования на основании заключения медико-педагогической комиссии. Школа предоставляет комиссии документы и данные клинико-педагогического обследования ребенка в процессе обучения, доказывающие целесообразность перевода.

Приложение 3. Примерный перечень материалов для психолого-педагогического обследования детей школьного возраста в медико-педагогических комиссиях

 

Для исследования внимания:

1. Бланки корректурных проб.

2. Таблицы для подсчета разноцветных кружков в секторах круга.

3. Таблицы для одновременного подсчета фигур двух видов (00+0 + +0...).

4. Таблицы Шульте (5 таблиц с произвольно расположенными цифрами от 1 До 25. Необходимо показать и назвать по порядку все цифры).

5. Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями (из методики Векслера).

Для исследования восприятия:

1. Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения (предметы врисованы, наложены один на другой).

2. Набор карточек с изображением геометрических фигур двух размеров (большие и маленькие), четырех видов, четырех цветов (красные, зеленые, синие, желтые). Необходимо произвести группировку с учетом указанного признака.

3. «Почтовый ящик» (коробка форм).

4. Доски Сегена разных вариантов сложности.

5. Кубики Кооса.

6. Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать (методика Т. Н. Головиной).

7. Набор предметных картинок, разрезанных на 2—3—4 части.

8. Картинки для определения правой, левой стороны, понятий «низ», «верх», «посередине».

Для исследования мышления:

1. Таблица с изображением 4-х предметов. Необходимо исключить один из них, не подходящий к остальным по тем или иным признакам (по величине, форме, цвету, родовой категории).

2. Таблицы с логическими задачами на поиск недостающих фигур (по типу прогрессивных матриц Равена).

3. Таблицы с заданием на исключение понятий, не подходящих к остальным.

4. Бланки с заданием на выделение существенных признаков.

5. Бланки методик «Простые аналогии», «Сложные аналогии».

6. Таблицы с пословицами и поговорками.

7. Сюжетные картинки для сравнения; таблицы с заданием на сравнение пар слов-понятий.

8. Набор сюжетных картинок разной степени трудности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий).

9. Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации.

10. Таблицы с текстами разной сложности (простые описательные, сложные, с конфликтным содержанием).

11. Таблицы с загадками.

12. Бланки со словами для исследования ассоциаций (один из вариантов— подбор слов, противоположных по смыслу).

13. Таблицы и карточки для проведения «обучающего эксперимента» (методика А. Я. Ивановой).

Для исследования памяти:

1. Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (возможны разные варианты: запоминание цифр, слов, геометрических фигур и т. д.).

2. Бланки для запоминания 10 слов.

3. Картинки для опосредованного запоминания слов с изображенном предметов (методика А. Н. Леонтьева).

4. Пиктограмма (методика А. Р. Лурия).

5. Бланки с текстами для воспроизведения.

Для исследования эмоционально-волевой сферы, качеств личности:

1. Таблицы с набором задач разной трудности и соответствующие им карточки с номерами задач для проведения методики исследования уровня притязаний личности.

2. Серия картин (один из вариантов ТАТ) для исследования личности, интересов, внутренних переживаний и т. д.

3. Рисунки со стимульным материалом по тесту Роршаха.

4. Наборы сюжетных картин с изображением различных ситуаций, подлежащих оценке (нравственной, эстетической и т. д.).

5. Бланки с методикой незаконченных предложений.

6. Бланки с вариантами заданий для исследования волевых усилий (корректурные пробы, лабиринты и т. д.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.254.36 (0.085 с.)