Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Лексические нормы современного русского языкаСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Подготовьте ответы на следующие вопросы: 1.Понятие о лексической норме. 2.Синонимы и речевая культура. 3.Стилистическая функция антонимов в современной речи. 4. Слова-паронимы и точность речи. 5. Стилистическое использование заимствованных слов.
2.Выполните практические задания: 1.Укажите различия значения и употребления слов, входящих в предложенный синонимический ряд: Лгать-врать-сочинять-темнить-заливать-трепаться-плести-брехать.
2.Пользуясь словарем синонимов, постройте синонимические ряды к предложенным словам: Построить, удивить, плакать, работать, много, хороший, правда.
3.Подберите антонимы к выделенным словам в следующих словосочетаниях: Высокие цены, состояние движения, горизонтальные связи, прогрессивные взгляды, праздничный день, позитивное отношение.
4.Составьте антонимичные пары из приведенных ниже слов: либеральный неимущие легальный окончательный эксклюзивный коммерческий государственный новаторский хороший оригинальный традиционный массовый стартовый нелегальный поддельный радикальный элитарный доступный богатые вредный
5.Подберите антонимы к разным значениям каждого из приведенных ниже слов, иллюстрируйте примерами: Частный, низкий, свежий, густой, тихий, простой.
6.Какие антонимические пары характерны для языка вашей специальности? Приведите примеры.
7. Объясните значение следующих слов-паронимов, составьте с ними словосочетания Абонент-абонемент, адресат-адресант, болотистый-болотный, ванна-ванная, водный-водяной-водянистый, гарантийный-гарантированный, главный-заглавный, дефектный-дефективный, длинный-длительный, запасной-запасливый, ложный-лживый, отборный-отборочный, подпись-роспись, представить-предоставить.
8.Найдите ошибки в приведенных ниже предложениях, исправьте их: 1)Игральная кампания в большом футболе началась жаркими поединками команд. 2) Этот молодой депутат сумел сыскать доверие у горожан. 3) В моей жизни это было самое памятливое событие. 4) Несмотря на определенные трудности, наше командование сумело сыскать расположение старейшин. 5) Изобретательный бухгалтер знал, как уклониться от уплаты налогов. 6) В качестве демонстрационного материала использовались старые плакаты и фотографии. 7)В конце соревнования авторитарному жюри предстоит назвать победителя.
9.Объясните значение следующих иноязычных слов: Авангард, адепт, ай-кью, адекватный, андеграунд, аннексия, антипод, апломб, априори, байер, бомонд, брифинг, ва-банк(идти), вестерн, вето, вип, гастарбайтер, гуру, демпинг, джакузи, дилетант, импичмент, импозантный, импресарио, какофония, картинг, клондайк, коммюнике, коррупция, лапидарный, легитимный, лизинг, нотабене, ноу-хау, петиция, приватный, промоутер, реноме, саммит, фетиш, форс-мажор, хай-тек.
Орфо-пунктуационный практикум 1.Повторите правило правописания гласных О-Ё после шипящих. 2.Перепишите, вставляя пропущенные буквы: Ш…лк, ш…рох, ш…л, сгущ…нка, ноч…вка, стаж…р, ож…г руки, туш…нка, нипоч…м, груш…вка, изж…га, страш…н, подж…г дом, алыч…вый, размеж…вка, огорч..н, девч…нка, душ…нка, дириж…р, друж…к, печ…нка, пораж…нный, деш…вый, груш...вый, сундуч…к, тяж…лый, горяч…, никч…мный, руч…нки, ш…мпол, ш…колад, беч..вка, галч…нок, ш…в, ш…пот, удруч…н.
Литература 1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М., 1986. 2. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. – М., 1994. 3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону, 2003. 4. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. – Ростов-на-Дону, 1995. 5. Колесников Н.П. Словарь паронимов русского языка. – М., 1971. 6. Крысин А.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998. 7. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка: Около 2000 антонимических пар / Под ред. Л.А. Новикова – М., 1978. 8. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / Под общ. рук. акад. Ю.Д. Апресяна. – М., 2000. 9. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. – М.; СПб., 2002. 10. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. – М., 2003.
Практическое занятие №4 Тема: Лексические нормы современного русского языка 1.Подготовьте ответы на следующие вопросы: 1.Стилистическая функция устаревших слов. Историзмы и архаизмы. 2.Типы омонимов: омофоны, омографы, омоформы. Принципы разграничения полисемии и омонимии. 3. Плеоназм и тавтология как нарушения лексических норм. 4. Лексическая сочетаемость.
2.Выполните практические задания: 1. Объясните значение устаревших слов и подберите к ним синонимы из активного запаса лексики современного русского языка: Брадобрей, ланиты, лекарь, зело, водомет, сие, очи, лазарет, уста, послух, зефир, днесь, сеча, глаголет, лик, снедь, алчность, грядет, чело, надлежит, сонм, скрижаль, бражничать, отсель, оный.
2.Объясните значение следующих слов-омонимов, составьте словосочетания с каждым словом из пары омонимов. Долг, ключ, акция, баба, балка, банк, блок, боксер, болтать, вкус, образование, настоять, наряд, пол, сип. Пользуясь «Толковым словарем русского языка» приведите свои примеры слов-омонимов (не менее 5).
3.Определите значения следующих пар слов. Составьте с ними словосочетания или предложения. Подв и жный – подвижн о й, а тлас – атл а с, в е дение – вед е ние, кр е стный – кр ё стный, кр у гом – круг о м, разводн о й – разв о дный, бр о ня – брон я, р о жки – рожк и, у гольный – уг о льный, ч и нящий – чин я щий, чудн о й – ч у дный, хар а ктерный – характ е рный.
4. Проанализируйте омонимические рифмы. Назовите тип омонимов. 1) Над горами звездный рай, звезд на небе – пропасть, яму ближнему не рой, сам сорвешься в пропасть (Я. Козловский). 2) Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов (Я. Козловский). 3) Я мог бы зажечься любой из тем, мне в голову льющихся лавою, но я не хочу зажигаться тем, что для всех сегодня не главное (В. Кубанев). 4) Не щеголяй, приятель, тем, что у тебя избыток тем, произведенья знаем те мы, где лучшие погибли темы (Д. Минаев).
5. Какие словосочетания кажутся вам ошибочными, а какие допустимы и закрепились в языке? Почему? Опытный ветеран, ностальгия по родине, ноябрь месяц, мемориальный памятник, свободная вакансия, веселый инцидент, повседневная обыденность, автобиография жизни, в конечном итоге, прейскурант цен, реальная действительность, период времени, внутренний интерьер, ведущий лидер, габаритные размеры, толпа людей.
6. Продолжите список прилагательных, сочетающихся с предложенными существительными: Предприятие: убыточное,… Власть: региональная,… Служба: налоговая,… Оппозиция: непримиримая,… Политика: антимонопольная,…
7.Составьте как можно больше словосочетаний по модели «глагол+существительное» со следующими словами: А. Победа, ущерб, приговор, требование, значение, интерес, пари, упрек. Б. Адресовать, бороться, внедрять, гарантировать, грустить, дополнить, коснуться, начинать, требовать.
Орфо-пунктуационный практикум 1.Повторите тему «Правописание приставок пре- и при-». 2.Перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя значение приставки: Пр…стегнуть, пр…оритет, пр…даться мечтам, пр…беречь, пр…зреть сироту, беспр…станный, Пр…азовье, пр…бывать в замке, пр…вивка, дождь пр…кратился, знаки пр…пинания, пр…ступление, пр…бывать в город, пр…богатый человек, пр…вращение, пр…тендент, пр…вратности судьбы, пр…клоняться перед талантом, пр…непр…ятное известие, пр…дел храма, пр…смыкаться, пр…брежный, сопр….касаться, молодой пр…емник, пр…зентация, пр…ступить к делу, пр…учить, жизнь пр…ходяща, беспр…дельный, пр…феранс, пр…остановить, пр…пираться с мамой, радиопр…емник.
Литература 1. Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка. – Ростов-на-Дону, 1995. 2. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю.Иванова, А.П. Сковородникова 3. Матвеева Т.В. Русский язык. Культура речи. Стилистика. Риторика: Учеб. словарь. – М., 2003. 4.Розенталь Д.Э., Теленкова Н.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 1986. 5. Словарь сочетаемости слов русского языка. – М., 1983.
Практическое занятие №5
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.216 (0.012 с.) |