Чувашский государственный педагогический 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чувашский государственный педагогический



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И. Я. ЯКОВЛЕВА

Е. А. Данилова

 

Русский язык и культура речи

 

Учебно-методический комплекс дисциплины

для студентов естественно-научных специальностей

Чебоксары 2009

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И. Я. ЯКОВЛЕВА

Е. А. Данилова

 

Русский язык и культура речи

 

Учебно-методический комплекс дисциплины

для студентов естественно-научных специальностей

Чебоксары 2009

 

 

ББК 81.411.2 - 5 я 73

Д 183

 

Данилова Е.А. Русский язык и культура речи: Учебно-методический комплекс дисциплины для студентов естественно-научных специальностей. – Чебоксары: Чуваш.гос.пед.ун-т, 2009. – 84 с.

 

 

Печатается по решению ученого совета Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.

 

 

Ответственный редактор – доктор филологических наук, профессор Л.Н.Оркина.

 

Рецензенты: Гришаева З.В., кандидат филологических наук, доцент кафедры Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова;

Пастухова Л.Б., кандидат филологических наук, доцент, проректор по учебной работе Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева;

Субботина М.В., доктор филологических наук, доцент кафедры теории языка и культуры речи Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева.

© Чувашский государственный педагогиче-

ский университет им. И.Я. Яковлева, 2009

©Данилова Е.А., 2009

 

 

Предисловие

Культура речи – это инструмент, обеспечивающий профессиональное становление специалистов. Это не только непременная составляющая современных деловых людей, но и показатель культуры мышления, а также общей культуры человека. Поэтому преподавание курса «Русский язык и культура речи» является задачей сложной, ответственной, но необходимой: он призван развивать умение студентов оптимально использовать средства русского языка, способствовать усвоению навыков общения, формированию у студентов коммуникативных качеств, которыми должен владеть профессионал любого профиля для успешной работы по своей специальности.

Данное пособие предназначено для студентов физико-математического факультета. Его основными задачами являются, во-первых, повысить у студентов нефилологического профиля уровень практического владения современным русским литературным языком в письменной и устной его разновидностях (соблюдение акцентологических, лексических, грамматических, стилистических норм), причем главным образом в тех сферах, которые непосредственно связаны с их будущей профессиональной деятельностью, и, во-вторых, развить их коммуникативные способности и речевую компетенцию.

Пособие состоит из 23 практических занятий, направленных на изучение таких разделов, как «Нормы современного русского литературного языка», «Стилистика русского языка», «Риторика». Каждое практическое занятие состоит из теоретического блока, блока практических заданий на закрепление теории и орфо-пунктуационного практикума, направленного на совершенствование орфографических и пунктуационных навыков студентов. Помимо этого, предполагается выполнение студентами индивидуальных заданий, таких, как конспектирование и реферирование научных статей, подготовка небольших устных сообщений, работа со словарями и справочниками. С учетом специфики факультета студентам предлагаются задания, связанные с выбранной ими специальностью.

Особое внимание уделяется развитию навыков владения устной и письменной речью: умения вести деловую беседу, выступать перед широкой аудиторией и строить связные тексты, обмениваться информацией, отстаивать свое мнение, вести дискуссию, соблюдать правила речевого этикета, составлять деловые бумаги, грамотно оформлять письменные тексты и редактировать написанное.

К каждому практическому занятию прилагается список необходимой литературы для подготовки к теоретической части. В пособие включены примерные темы рефератов, вопросы к зачету, список литературы (включая словари и справочники) и приложения.

Курс русского языка и культуры речи предполагает выполнение студентами контрольных и самостоятельных работ по каждому разделу, а также написание и устную защиту реферата по выбранной теме. Изучение дисциплины заканчивается зачетом.

 

Рабочая программа курса

Тематика практических занятий

№ п/п Тема Кол-во часов
  Понятие языковой нормы. Виды нормы  
  Орфоэпические нормы современного русского языка  
  Лексические нормы современного русского языка (синонимы, антонимы, паронимы, заимствованная лексика)  
  Лексические нормы современного русского языка (омонимы; плеоназм и тавтология)  
  Фразеология как компонент речевой культуры  
  Грамматические нормы современного русского языка. Трудные случаи употребления имен существительных (категория рода; род несклоняемых имен существительных)  
  Грамматические нормы современного русского языка. Трудные случаи употребления имен существительных (склонение имен собственных, категория одушевленности/неодушевленности, категория числа)  
  Грамматические нормы современного русского языка. Трудные случаи употребления имен числительных  
  Грамматические нормы современного русского языка. Употребление имен прилагательных и местоимений.  
  Грамматические нормы современного русского языка. Употребление форм глагола  
  Синтаксические нормы современного русского языка. Трудные случаи употребления предлогов  
  Синтаксические нормы современного русского языка. Трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим  
  Стилистические нормы современного русского языка  
  Функциональные стили современного русского языка  
  Научный стиль речи  
  Официально-деловой стиль речи  
  Технология делового общения  
  Публицистический стиль речи  
  Дискутивно-полемическая речь.  
  Искусство публичного выступления  
  Вербальное и невербальное речевое воздействие  
  Изобразительно-выразительные средства языка  
  Публичные выступления в разных жанрах  

Примерные вопросы для подготовки к зачету

1. Русский язык начала XXI века. Русский язык среди других языков мира.

2. Язык как знаковая система. Основные функции языка.

3. Язык и речь.

4. Формы существования языка (литературный язык и нелитературные формы языка).

5. Понятие языковой нормы. Признаки нормы. Виды норм.

6. Орфоэпические нормы современного русского языка (особенности произношения гласных, согласных звуков и их сочетаний, иностранных слов). Особенности русского ударения.

7. Лексические нормы современного русского языка.

8. Синонимы и антонимы. Их стилистические функции.

9. Омонимы, виды омонимов (омофоны, омографы, омоформы). Их употребление в речи.

10. Паронимы. Трудности, связанные с их употреблением.

11. Лексика современного русского языка с точки зрения употребления.

12. Устаревшие слова (архаизмы и историзмы). Неологизмы и заимствованная лексика.

13. Понятие о лексической сочетаемости.

14. Русская фразеология. Источники возникновения фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в речи.

15. Грамматические нормы современного русского языка.

16. Категория рода имен существительных. Определение рода несклоняемых имен существительных, аббревиатур. Дифференциация значений в зависимости от родовых окончаний. Род названий лиц по профессии, должности.

17. Особенности склонения иностранных имен и фамилий.

18. Проявление категории одушевленности/неодушевленности в падежных формах.

19. Образование названий жителей городов.

20. Употребление имен прилагательных. Особенности полной и краткой формы имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных.

21. Особенности употребления местоимений.

22. Трудные случаи употребления имен числительных. Особенности сочетания имен числительных с существительными. Особенности склонения. Употребление собирательных числительных.

23. Грамматические нормы употребления форм глагола. Особенности образования некоторых личных форм глагола (понятие о недостаточных и изобилующих глаголах).

24. Особенности образования и употребления причастий и деепричастий.

25. Употребления предлогов в речи. Правила управления.

26. Трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим.

27. Стилистические нормы современного русского языка. Понятие о функциональных стилях русского языка.

28. Характеристика научного стиля речи.

29. Первичные и вторичные жанры научного стиля.

30. Характеристика официально-делового стиля речи.

31. Правила оформления деловых бумаг.

32. Технология делового общения. Деловой речевой этикет.

33. Характеристика публицистического стиля речи.

34. Язык рекламы.

35. Характеристика разговорного стиля речи.

36. Характеристика языка художественной литературы.

37. Особенности дискутивно-полемической речи. Правила эффективной аргументации в споре.

38. Понятие об ораторском искусстве. Культура публичной речи. Виды публичных выступлений.

39. Этапы подготовки к публичному выступлению.

40. Композиция публичного выступления.

41. Вербальное и невербальное речевое воздействие.

42. Изобразительно-выразительные средства языка.

43. Тропы как образно-выразительные средства языка.

44. Фигуры как образно-выразительные средства языка.

45. Особенности речевого этикета.

46. Словари русского языка.

47. Чистота и правильность речи.

48. Типология речевых ошибок.

49. Правила оформления справочно-библиографического аппарата и цитат.

50. Культура речи в современном обществе.

 

 

Примерные темы рефератов

1. Новые явления в русском языке.

2. Молодежный язык и его особенности.

3. Арго, жаргон, сленг.

4. Язык рекламы.

5. Искусство комплимента.

6. Особенности русского речевого этикета.

7. Вербальное и невербальное речевое воздействие.

8. Особенности речевого этикета изучаемого вами иностранного языка.

9. Теория аргументации.

10. Юмор в языке прессы.

11. Лексические заимствования в языке.

12. Культура речи в современном обществе.

13. Современная городская коммуникация.

14. Языковые игры.

15. Современная публицистика.

16. Источники возникновения фразеологизмов.

17. Культура парламентской речи.

18. Речевой этикет на радио.

19. Русская разговорная речь как явление городской культуры.

20. Поведение говорящего в конфликтной ситуации.

21. Фразеологический каламбур в современной публицистике.

22. Каламбур в живом диалоге.

23. История русской риторики.

24. Как проводить деловые беседы.

25. Искусство делового общения.

26. Педагогическая риторика.

27. Словари русского языка.

28. Язык чатов.

29. Типология речевых ошибок.

30. Культура речи на радио и телевидении.

31. Особенности делового речевого этикета.

 

 

Литература

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – 6-е изд., перераб. и доп. – М., 1984.

Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. – М., 1990.

Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М., 1983.

Андреев В.И. Деловая риторика. – Казань, 1993.

Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. – М., 2000.

Болотнова Н.С., Орлова О.В. Стилистика русского языка: Контрольно-тренировочные задания. – Томск, 2000.

Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М., 1990.

Васильева Л.М., Скворцова Р.Е., Шкатова Л.А. Документоведение: Учебное пособие. – Челябинск, 2000.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону, 2003.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, 1996.

Веселова Р.Б. Деловой телефонный разговор. – М., 1991.

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002.

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.

Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. – М., 1997.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1981.

Горшков А.И. Русская стилистика: Учеб. пособие. – М., 2001.

Далецкий Ч. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты. – М., 2003.

Десяева Н.Д., Лебедева Т.А., Ассуирова Л.В. Культура речи педагога. – М., 2003.

Дорогова Л.Н. Основы мастерства публичного выступления. – М., 1989.

Дроняева Т.С., Клушина Л.И., Бирюкова И.В. Стилистика современного русского языка: Практикум / Под ред. Т.С. Дроняевой. – М., 2003.

Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. – М., 1998.

Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. – М.,1978.

Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. – М., 1983.

Карлина Н.Н., Марков В.Т. и др. Языковые средства выражения элементов научного текста. – М., 1987.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учебник для студентов пед. институтов. – М., 1993.

Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы. Риторика. Этикет: Учеб. пособие для вузов. – М., 2000.

Костомаров В.Г., Бурвикова Н.Д. Старые мехи и молодое вино: Из наблюдений над русским словоупотреблением конца XX века. – СПб., 2001.

Кохтев Н.Н. Реклама: Искусство слова. – М., 1997.

Кохтев Н.Н. Риторика. – М., 1994.

Кузин Ф.А. Культура делового общения. – М., 2000.

Купина Н.А. Риторика в упражнениях и играх. – М., 2002.

Кукушина О.В. Типы речевых неудач в русском языке. – М., 1999.

Культура парламентской речи. – М., 1994.

Культура русской речи: Учебник для вузов / Ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М., 1999.

Культура русской речи и эффективность общения. – М., 1996.

Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2005.

Ладанов И.Д. Мастерство делового воздействия. – М., 1989.

Михальская А.К. Основы риторики. – М., 2002.

Мицич П. Как проводить деловые беседы. – М., 1987.

Мурашов А.А. Педагогическая риторика. – М., 2001.

Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления. – М., 1996.

Ножин Г.А. Мастерство устного выступления. – М., 1989.

Пиз А. Язык телодвижений. – М., 1995.

Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Русский язык и культура речи. – Минск, 1999.

Поварнин С.И. Спор: о теории и практике спора. – Псков, 1994.

Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М., 1988.

Рогожин М.Ю. Документы делового общения. – М., 1999.

Русский язык и культура речи: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина и др.; Под ред. проф. О.Я.Гойхмана. – М., 2002.

Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. – М.; СПб., 2002.

Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. – М., 2000.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1974.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М., 2006.

Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и редактирование научной литературы. – М. 1976.

Сиротинина О.Б. Русская разговорная речь. – М., 1993.

Скорикова Т.П. Основы культуры речи. – М., 1999.

Славгородская Л.В. Научный диалог. – Л., 1986.

Снелл Ф. Искусство делового общения. – М., 1990.

Соловьев Э.Я. Современный этикет и деловой протокол. – М., 2000.

Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М., 2002.

Сопер Поль Л. Основы искусства речи. – Ростов-на-Дону, 1999.

Стернин И.А. Практическая риторика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003.

Стилистика и литературное редактирование / Под ред. В.И. Максимова. – М., 2004.

Стишов А.В. Как победить в споре: Культура полемики. – Л., 1981.

Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. – М., 2003.

Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. – М., 2001.

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.

Честар Д. Деловой этикет. – М., 1997.

Шейнов В.П. Искусство убеждать. – М., 2001.

Шилова К.А. Телефонные разговоры делового человека. – М., 1992.

Эрнест О. Слово предоставляется вам. – М., 1988.

 

 

Словари и справочники

Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. – М., 2000.

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М., 1986.

Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: литературные цитаты, образные выражения. – М., 1988.

Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. – М., 1994.

Большой орфографический словарь русского языка / Ред. С.Г. Бархударов и др. – М., 1999.

Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. – Ростов-на-Дону, 1995.

Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Современные крылатые слова и выражения. – М., 2000.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. – М., 1994.

Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1999.

Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка. – Ростов-на-Дону, 1995.

Колесников Н.П. Словарь паронимов русского языка. – М., 1971.

Крысин А.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.

Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю.Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. – М., 2003.

Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка: Около 2000 антонимических пар / Под ред. Л.А. Новикова – М., 1978.

Матвеева Т.В. Русский язык. Культура речи. Стилистика. Риторика: Учеб. словарь. – М., 2003.

Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / Под общ. рук. акад. Ю.Д. Апресяна. – М., 2000.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М. 1996.

Орфоэпический словарь русского языка / Ред. И.И. Аванесов. – М., 1997.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1996.

Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2008.

Розенталь Д.Э., Теленкова Н.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 1986.

Словарь антонимов русского языка. – М., 1984.

Словарь иностранных слов. – М., 1988.

Словарь новых слов русского языка / Под ред. Н.З. Котеловой. – СПб., 1995.

Словарь сочетаемости слов русского языка. – М., 1983.

Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник. – М., 1995.

Современный словарь иностранных слов. – М., 2000.

Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – М., 2003.

Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. – М., 1968.

Яранцев Р.И. Словарь-справочник по русской фразеологии. – М., 1985.

 

 

Практическое занятие №1

Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону, 2003.

2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002.

3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1981.

4. Кукушина О.В. Типы речевых неудач в русском языке. – М., 1999.

5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1996.

6. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина и др.; Под ред. проф. О.Я.Гойхмана. – М., 2002.

7. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. – М.; СПб., 2002.

8. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. – М., 2000.

9. Стилистика и литературное редактирование / Под ред. В.И. Максимова. – М., 2004.

10. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. – М., 2003.

 

 

Практическое занятие №2

Литература

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – 6-е изд., перераб. И доп. – М., 1984.

2. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. – М., 2000.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону, 2003.

4. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1981.

5. Орфоэпический словарь русского языка / Ред. И.И. Аванесов. – М., 1997.

6. Словарь ударений русского языка / Под ред. М.А. Штудинера. – М., 2000.

 

Практическое занятие №3

Литература

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М., 1986.

2. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. – М., 1994.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону, 2003.

4. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. – Ростов-на-Дону, 1995.

5. Колесников Н.П. Словарь паронимов русского языка. – М., 1971.

6. Крысин А.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.

7. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка: Около 2000 антонимических пар / Под ред. Л.А. Новикова – М., 1978.

8. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / Под общ. рук. акад. Ю.Д. Апресяна. – М., 2000.

9. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. – М.; СПб., 2002.

10. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. – М., 2003.

 

 

Практическое занятие №4

Литература

1. Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка. – Ростов-на-Дону, 1995.

2. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю.Иванова, А.П. Сковородникова

3. Матвеева Т.В. Русский язык. Культура речи. Стилистика. Риторика: Учеб. словарь. – М., 2003.

4.Розенталь Д.Э., Теленкова Н.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 1986.

5. Словарь сочетаемости слов русского языка. – М., 1983.

 

 

Практическое занятие №5

Литература

1. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: литературные цитаты, образные выражения. – М., 1988.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, 1996.

3. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Современные крылатые слова и выражения. – М., 2000.

4. Телия В.Н. Русская фразеология. – М., 1996.

5. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. – М., 2003.

6. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. – М., 1968.

7. Яранцев Р.И. Словарь-справочник по русской фразеологии. – М., 1985.

 

 

Практическое занятие №6

Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону, 2003.

2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002.

3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1981.

5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1996.

6. Розенталь Д.Э., Теленкова Н.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 1986.

7. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина и др.; Под ред. проф. О.Я.Гойхмана. – М., 2002.

8. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. – М.; СПб., 2002.

 

Практическое занятие №7

Литература

См. к практическому занятию №6

 

 

Практическое занятие №8

Литература

См. литературу к практическому занятию №6

 

Практическое занятие №9

Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону, 2003.

2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002. – С. 305-308.

3. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта; Наука, 2002. – С. 64-68.

4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: Высшая школа, 1974. – С. 135-159.

5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Рольф, 1996. – С. 218-232.

6. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык и культура речи (для студентов-нефилологов): Учебное пособие. – М., 2003.

 

 

Практическое занятие №10

Употребление форм глагола

1.Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Особенности образования некоторых личных форм глагола. Понятие о недостаточных и изобилующих глаголах.

2. Особенности образования и употребления форм причастий.

3. Особенности образования и употребления деепричастий и деепричастных оборотов.

 

2.Выполните практические задания:

1. От данных глаголов образуйте форму 1-го лица единственного числа, где это возможно.

Течь, убедить, класть, чудить, отпочковаться, уведомить, выздороветь, ржаветь, вести, махать, пылесосить, опротиветь, стелить, победить, мокнуть, ощутить, ненавидеть, сквозить, очутиться, преградить, опостылеть, полоскать, колыхаться, роптать.

 

2. От следующих глаголов образуйте форму 3-го лица единственного числа. Укажите варианты и стилистические/семантические различия между ними.

Двигать, брызгать, капать, кликать, сыпать, метать, полоскать, кудахтать, мурлыкать, махать, плескать.

 

3. Перепишите, раскрывая скобки: замените инфинитив необходимой глагольной формой. Укажите варианты.

1. Лодки не стоят неподвижно, они (колыхаться) на воде. 2. Дует ветер, дождь (брызгать) в лицо. 3. Собрание выбирает комиссию и (уполномочить) ее составить проект резолюции. 4. Провожающие стоят на перроне, что-то кричат уезжающим, (махать) вслед уходящему поезду. 5. Наступила весна, текут ручьи, с крыш (капать). 6. Во мраке засветилась яркая точка, вспыхнула и тут же (померкнуть). 7. Несколько дней волк (рыскать) по лесу, ищет добычу. 8. В тот же день на рассвете неприятельский отряд (вторгнуться) в район расположения наших войск. 9. Женщины стоят у самого берега и (полоскать) белье. 10. Жюри уже заканчивает свою работу и в настоящее время (подытожить) результаты конкурса. 11. Мы были довольны тем, что (избегнуть) неприятной встречи. 12. После контузии он все больше и больше (глохнуть) и оставалось мало надежды на восстановление слуха. 13. Я (обессилеть), если дальше буду работать с таким напряжением. 14. Как только получишь денежный перевод, (уведомить) меня о его получении.15. Специалисты сказали, что я скоро (выздороветь).

 

4. Выберите нужную форму причастий, выбирая из тех, что приведены в скобках. Свой выбор обоснуйте.

1. Теперь я вижу, что это автор, бережно (относящийся, отнесшийся) к родному слову. 2. Раскрылись (набухшие, набухавшие) на деревьях почки. 3. Она сняла с себя насквозь (промокший, промокнувший) плащ и повесила его сушить. 4. Горький – писатель, с детства (проникшийся, проникнувшийся) сочувствием к своему народу. 5. Проблема, (обсуждаемая, обсуждающаяся) на страницах газеты, очень непростая. 6. Передо мной сидел человек, слегка утомленный, (привыкший, привыкнувший) ко всеобщему вниманию. 7. Он стряхивал с пальто (липшие, липнувшие) снежинки.

 

5. Исправьте ошибки в образовании и употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.

1. Вспомня решение совета, я предвидел долговременное заключение в тюремных стенах. 2. Прочитав вторично рукопись, мне думается, что она нуждается в серьезной доработке. 3. Так, готовясь к походу, проходили дни. 4. Кто-то прислушивался, притаясь изнутри и приложа ухо к двери. 5. Собравшись на праздник, не забудьте купить бенгальские огни. 6. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 7. Будучи председателем комиссии, мне пришлось принимать экзамены у абитуриентов в течение двух месяцев. 8. И только присмотрясь внимательно, замечаешь в серых глазах мягкое, спокойное упрямство. 9. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 10. Заметя, что хозяйка внимательно прислушивается к его словам, он почувствовал себя просто и свободно. 11. Употребляя существительные в различном роде, меняется смысл. 12. «Этак и я могу…» – прибавил он хриплым голосом, уткнув лицо вперед и растопыря пальцы. 13. Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли. 14. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов.

 

6. Составьте словосочетания с приведенными ниже глагольными формами, учитывая их стилистическую окраску.

Припевая – припеваючи, играя – играючи, умея – умеючи, глядя – глядючи, зная – знаючи.

 

7. Дайте оценку формам деепричастий в следующих фразеологических сочетаниях

Бежать высуня язык; сказать положа руку на сердце, согласиться скрепя сердце; бежать сломя голову; работать спустя рукава; слушать разиня рот; работать засучив рукава.

 

8. Исправьте данные предложения. Укажите характер стилистических ошибок.

1. Экскурсанты сначала шли пешком, а затем больше недели проехали на лошадях. 2. Почаще навещайте больного, каждый раз несите ему свежие фрукты. 3. Затем семена дробятся, разминаются и отмываются холодной водой. 4. Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности. 5. Каждый день на работу нас везли на машине. 6. Коллектив завода много раз премировался. 7. Войска сосредоточивались для нанесения решающего удара по противнику. 8. Когда в следующий раз я очучусь в этих местах, я сумею уже хорошо ориентироваться в обстановке. 9. Легкий морозец приятно щиплет лицо и руки. 10. Если вам опротивят мясные блюда, врач переведет вас на диету.

 

 

Литература

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002.

2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1989.

3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1974.

4. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1996.

 

Практическое занятие №11

Литература

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002.

2. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2002.

3. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1996.

4. Розенталь Д.Э., Теленкова Н.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 1986.

5. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. – М., 2000.

6. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык и культура речи (для студентов-нефилологов): Учебное пособие. – М., 2003.

 

Практическое занятие №12

Литература

См. литературу к практическому занятию №11

 

 

Практическое занятие №13

Литература

1. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. – М., 2000.

2. Болотнова Н.С., Орлова О.В. Стилистика русского языка: Контрольно-тренировочные задания. – Томск, 2000.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону, 2003

4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1988.

5. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М., 2002.

6. Дроняева Т.С., Клушина Л.И., Бирюкова И.В. Стилистика современного русского языка: Практикум / Под ред. Т.С. Дроняевой. – М., 2003.

7. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.

8. Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления. – М., 1996.

9. Ушакова Г.М., Труфанова С.Л. Комплексный анализ текста. – Чебоксары, 2003.

 

 

Практическое занятие №14

Литература

См. литературу к практическому занятию №13

 

Практическое занятие №15

Тема: Научный стиль речи

1. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Дайте общую характеристику научному стилю речи.

2. Особенности устной научной речи.

3. Жанры устной научной речи (доклад, лекция, реферативное сообщение).

4. Особенности письменной научной речи.

5. Жанры письменной научной речи (реферат, аннотация, рецензия, тезисы, конспект).

6. Правила оформления справочно-библиографического аппарата и цитат.

 

2. Выполните практические задания:

1. Назовите собственно лексические особенности научного стиля в приведенных ниже отрывках:

1) Современная астрономия обладает большим количеством аргументов в пользу утверждения, что звезды образуются путем конденсации облаков газово-пылевой межзвездной среды. Процесс образования звезд из этой среды продолжается и в настоящее время. Выяснение этого обстоятельства является одним из крупнейших достижений современной астрономии. Еще сравнительно недавно считали, что звезды образовались почти одновременно много миллиардов лет назад. Крушению этих метафизических представлений способствовал, прежде всего, прогресс наблюдательной астрономии и развитие теории строения и эволюции звезд. В результате стало ясно, что многие наблюдаемые звезды являются сравнительно молодыми объектами, а некоторые их них возникли тогда, когда на Земле уже был человек (Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум).

2) При исследовании звуков языка современными акустическими или физиологическими методами с применением всякого рода аппаратуры, позволяющей чрезвычайно точно и тонко анализировать эти звуки, не следует тем не менее забывать, что это звуки, которые тем самым принимают непосредственное участие в его социальной роли, что в фонетике и является главным. Выражается же эта роль в том, что язык, как известно, средство общения, а звуки и есть та форма, при помощи которой это общение осуществляется. Поэтому звуки языка надо рассматривать не только как некое акустическое и физиологическое явление, но вместе с тем и как факт лингвистический (иначе социальный) (Матусевич М. И. Современный русский язык. Фонетика).

 

2. Укажите грамматические (морфологические и синтаксические) особенности научного стиля в следующем отрывке:

В науке всегда на протяжении всей ее истории существовали две противоположные тенденции. Стремление к детальному и глубокому изучению феномена, конкретного факта всегда соседствовало с попытками построения обобщающих синтетических конструкций. Накопление конкретных фактов необходимо требует однажды их систематизации и приводит не только к появлению широких обобщений, но и новой парадигмы, то есть нового представления о содержании проблемы, и новой шкалы ценностей добываемых знаний. Поэтому каждая крупная синтетическая конструкция, возникающая в науке, представляет собой своеобразную научную революцию. (Моисеев Н. Н. Динамика биосферы и глобальные модели (концепции и проблемы)).

 

3. Докажите, что предложенный отрывок из статьи Аннушкина В. И. «Зачем нужна риторика?» написан в научно-популярном стиле. Для этого определите функцию текста; установите, кому предназначен текст (специалистам или широкому кругу читателей); имеются ли в тексте языковые средства, оживляющие изложение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.154.41 (0.265 с.)