Решение по отношению к шпиону. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Решение по отношению к шпиону.



КНИГА О ДЖИХАДЕ

(вопросы и ответы)

От автора

Хвала Аллаху, которого мы восхваляем и которого молим о помощи и прощении, у которого мы ищем защиты от зла наших душ и от зла наших скверных деяний, кого Аллах наставит на прямой путь, того никто не собьет, а кого Аллах собьет с него, того никто не наставит.

Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, у которого нет сотоварищей. И я свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник.

Поистине, самое верное слово – это книга Аллаха. Поистине, самый прямой путь – это путь Пророка Мухаммада.

Поистине, самое скверное деяние – это новшество, новшество – это бидьа, бидьа – это заблуждение, а заблуждение введет в адское пламя.

Эта книга посвящена решению вопросов, связанных с джихадом. Ответы на вопросы, я старался строить предельно кратко и ясно. В работе я использовал труды выдающихся мусульманских Алимов – имамов Аш-Шафии, Абу Ханифа, Малика и Ахмада. У того, кто будет читать эту книгу, может возникнуть вопрос, почему я не отвечаю на каждый вопрос аятом из Корана или хадисами Пророка. Я отвечу, не во всех вопросах, связанных с мусульманским правом, можно найти прямой ответ из Корана или из хадисов. Поэтому мусульманские алимы, отвечая на вопросы, в первую очередь, опираются на аят из Корана и хадисы Пророка. А если не находят прямого ответа на конкретный вопрос, то делают выводы из аятов и хадисов, которые косвенно касаются исследуемого вопроса. И прошу Всевышнего Аллаха, чтобы Он сделал мой труд полезным для мусульман и искренним пред Его ликом.

Джихад.

Вопрос: Что означает слово джихад?

Ответ: Слово джихад означает расходование силы в войне против кафиров с намерением возвысить слово Всевышнего Аллаха.

Вопрос: Каких видов бывает джихад?

Ответ: Джихад бывает двух видов:

1) фарз-айн,

2) фарз-кифая.

Вопрос: Что такое фарз-айн?

Ответ: Фарз-айн – это деяние, выполнение которого требуется от каждого дееспособного мусульманина в отдельности, тому, кто выполнит его, будет награда и воздаяние, а тому, кто оставил его, будучи способным, будет грех и наказание (например, как оставившему намаз, уразу, закят и т.д.).

Вопрос: Что такое фарз-кифая?

Ответ: Фарз-кифая – это деяние, выполнение которого требуется от всей мусульманской уммы в целом, а не от каждого мусульманина в отдельности. Если это деяние выполняет достаточное количество людей, то от остальных не требуется его выполнения и с них снимается грех. Если это деяние никто не выполняет или выполняют недостаточное количество лиц, то все, не участвующие в выполнении этого фарза, будут грешниками.

Вопрос: Когда джихад бывает фарз-кифая?

Ответ: Джихад бывает фарз-кифая в двух ситуациях:

1) Когда идет наступательный джихад на территории кафиров, при условии что мусульмане, ведущие этот джихад, способны вести его своими силами. В этом случае джихад является фарз-кифая для тех мусульман, которые не участвуют в этом джихаде.

2) Когда идет оборонительный джихад, при котором обороняющиеся способны своими силами держать оборону. В этом случае джихад является фарз-кифая для мусульман, живущих в отдаленности от того места, где идет этот джихад.

Вопрос: Когда бывает джихад фарз-айн?

Ответ: Джихад бывает фарз-айн в трех ситуациях:

1) Когда враг вступил на землю мусульман, или двинул свои войска с этой целью, или намерен причинить зло некоторым жителям, живущим на этой земле.

2) Когда имам объявил мобилизацию и призвал к джихаду. Пророк сказал: «Нет хиджры после взятия Мекки, но джихад–намерение, если вас призвали к выступлению на джихад – то выступайте». Этот хадис приводится у Аль-Бухари, у Муслима и Абу Дауда.

3) Когда мусульманин, достигший совершеннолетия, окажется на поле боя.

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали, когда вы встретите неверных в движении, то не обращайте к ним тыл» (Аль-Анфал, 15).

Вопрос: Для кого джихад обязателен, когда он является фарз-кифая?

Ответ: Когда джихад фарз-кифая, то он является обязательным для мусульманина, который соответствует следующим требованиям.

1) Быть совершеннолетним, потому что Ибн Умар сказал: «Я предстал перед Пророком в день Ухуда, мне было тринадцать лет и он не разрешил мне участие в джихаде, я предстал перед ним в день «Хандака», мне было пятнадцать лет и он разрешил мне участие в джихаде». Этот хадис приводится у Аль-Бухари и у Муслима.

2) Иметь здравый рассудок, потому что Пророк сказал: «Перо поднято от троих (т.е. им не записывается их грех): ребенка, пока он не достиг совершеннолетия, спящего, пока он не проснулся, умалишенного, пока он не выздоровеет».

3) Быть мужского пола, потому что Айша сказала: «О, Посланник Аллаха, обязателен ли джихад для женщин»? Он ответил: «Джихад, в котором нет войны – хадж и умра (т.е. малый хадж). Этот хадис приводится у Ахмада, Ибн Маджа, Аль-Дарактни.

4) Быть свободным от рабства, потому что раб не может участвовать в джихаде без разрешения своего хозяина.

5) Быть в состоянии вести джихад (т.е. быть здоровым), потому что Всевышний Аллах сказал: «Нет греха на слепом, нет греха на хромом и нет греха на больном» (Нур, 61).

6) Иметь материальное состояние, которого бы хватило ему и его семье в его отсутствие, потому что Всевышний Аллах сказал: «Нет тягости ни на слабых, ни на больных, ни на тех, которые не находят что расходовать, если они искренни перед Аллахом и Его Посланником» (Ат-Товба, 91).

Вопрос: Для кого джихад обязателен, когда он является фарз-айн?

Ответ: Когда джихад фарз-айн, то он является обязательным для всех мусульман, проживающих на территории, где идет джихад. Если мусульмане, живущие на этой территории, не могут прогнать врага, тогда джихад становится фарз-айн для мусульман, живущих поблизости от этой территории. Если и они не смогут прогнать врага, то джихад становится фарз-айн для мусульман, живущих поблизости к этой территории, и так он переходит, пока не охватит все мусульманские земли.

Вопрос: Обязательно ли существование халифа мусульман для того, чтобы выполнить джихад?

Ответ: Существование халифа мусульман не обязательно для того, чтобы выполнить джихад. (Аль-Мугни (том 10, стр. 374)).

Вопрос: Каково решение ведения джихада с распутными амирами и с распутными муджахидами?

Ответ: Можно вести джихад с распутными амирами и распутными муджахидами, если они не совершают ширк, потому, что Пророк сказал: «Иногда Аллах укрепляет эту религию распутным человеком». В другом хадисе говорится: «…людьми, не имеющими доли в религии». Это хадис приводится у Аль-Бухари и у Муслима.

Вопрос: Что мы подразумеваем под словом «ширк»?

Ответ: Ширк – это приобщение сотоварища Всевышнему Аллаху в атрибутах господства и поклонения. Ширк бывает двух видов:

а) Первый вид – это большой ширк, который ставит человека вне мусульманской уммы.

Такой ширк подразумевает поклонение кому-либо, помимо Всевышнего Аллаха, например, обращение с мольбой к кому-либо, наряду со Всевышним Аллахом, или жертвоприношение и принесение обетов могилам святых, джиннам и шайтанам, или страх перед покойными, джинами и шайтанами, которые, якобы, могут повредить человеку или наслать на него болезнь, или обращение к кому-либо, помимо Всевышнего Аллаха, с просьбами об удовлетворении своих нужд, избавлении от скорби и т.п., из того что может сделать только Всевышний Аллах.

Всевышний Аллах говорит: «И поклоняются они помимо Аллаха тому, что не приносит им ни вреда, ни пользы, и говорят: «Это наши заступники перед Аллахом» (Йунус, 18).

Всевышний Аллах не принимает деяния (намаз, уразу, закят, хадж, джихад и т.д.) того, кто делает ширк, Он сказал: «А если бы они придавали Ему сотоварищей, то тщетным для них оказалось бы то, что они делали» (Аль-Анам, 88).

Всевышний Аллах также сказал: «Открыто было уже тебе и тем (посланникам), которые были до тебя, что если ты приобщишь (к Аллаху) сотоварища, то пусто окажется твое дело, и окажешься ты среди потерпевших убыток» (Аль-Зумур, 65).

Всевышний Аллах не простит тех, кто не покается от ширка, Он сказал: «Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей, но прощает все, что помимо этого, кому пожелает…» (Ан-Ниса, 48).

Всякий, кто умрет, не покаявшись от большого ширка, будет вечно пребывать в аду, потому что Всевышний Аллах сказал: «Ведь тому, кто придает Аллаху сотоварищей, Аллах запретил Рай. Убежище для него огонь, и нет для неправедных помощников» (Аль-Маида, 72).

б) Второй вид это малый ширк, который не выводит мусульманина из Ислама, но умаляет чистоту его убежденности в единобожии. Этот вид ширка проявляется в желаниях и намерениях, как например показуха и стремление к славе.

Пророк сказал «Самое страшное, чего я боюсь для вас, это малый ширк». Асхабы спросили его: «А что такое малый ширк?» Он сказал: «Показуха». Хадис приводится у Ахмада.

Разрешение родителей.

Вопрос: Обязательно ли разрешение родителей, когда джихад становится фарз-айн?

Ответ: Нет, разрешение родителей не является обязательным, когда джихад становится фарз-айн.

Вопрос: Имеют ли родители право запретить своему сыну участие в джихаде, когда он становится фарз-айн?

Ответ: Нет, они не имеют на это право.

Вопрос: Когда разрешение родителей является обязательным для участия в джихаде?

Ответ: Разрешение родителей является обязательным для участия в джихаде, когда он является фарз-кифая.

Вопрос: Что должен делать мусульманин, который вышел на джихад, являющийся фарз-кифая, с разрешения родителей, и узнал, что родители взяли обратно свое разрешение?

Ответ: Если они взяли обратно свое разрешение до того, как их сын достиг поля сражения, то сын должен вернуться, если его возвращение не ослабит моральное состояние мусульман.

Если они взяли обратно свое разрешение после того, как он достиг поля сражения, то джихад стал для него фарз-айн, и он должен участвовать в джихаде без их разрешения.

Намерения (ният) в джихаде.

Вопрос: Кто считается муджахидом на пути Аллаха?

Ответ: Муджахидом на пути Аллаха считается тот, кто вышел на джихад, чтобы слово Аллаха было превыше всего, потому что Абу Муса сказал: «Пришел мужчина к Пророку и сказал: «Мужчина воюет из-за трофея, мужчина воюет для того, чтобы стать знаменитым, мужчина воюет для того, чтобы достичь высокого поста. Так кто из них на пути Аллаха?» Пророк ответил: «Тот, кто воюет для того, чтобы слово Аллаха было превыше всего, тот на пути Аллаха». Этот хадис приводится у Аль-Бухари, у Муслима, Абу Дауда, Ат-Тирмизи, Ибн Маджа.

Один человек спросил Пророка: «Что ты думаешь о человеке, который воюет ради богатства и славы, что ему будет?» Пророк сказал: «Ничего ему не будет». Он повторил этот вопрос три раза, и Пророк ответил ему: «Ничего ему не будет». Воистину, Аллах принимает из деяний только то, что было совершено искренне в стремлении к Его лику». Этот хадис приводится у Ан-Насаи и Абу Дауда.

Вопрос: Муджахид вышел на джихад для того, чтобы слово Аллаха было превыше всего, если при этом он получил имущество или трофей, то уменьшится ли его аджр?

Ответ: Да, если мужчина, вышедший на джихад, во время ведения джихада получил какое-либо имущество (как, например, трофей), то его аджр уменьшается на две трети, потому что Пророк сказал: «Нет отряда, который выходит на джихад на пути Аллаха и добывает трофей, кроме как они получили две трети их аджара от того, что будет в Судный день, и останется им третья часть (в Судный день). Если они не добыли трофей, то их аджр стал полным». Этот хадис приводится у Муслима.

Вопрос: Считается ли тот, кто воюет за народ или за суверенитет, на пути Аллаха?

Ответ: Нет, тот, кто воюет за народ или за суверенитет, не считается на пути Аллаха, потому что Пророк сказал: «Тот, кто воюет под знаменем невежества, гневаясь из-за патриотизма, и воюет из-за невежества, то он не из моей уммы». Этот хадис приводится у Муслима.

Объявление джихада.

Вопрос: Является ли объявление джихада обязательным?

Ответ: Мусульманские ученые по-разному ответили на этот вопрос:

а) Имам должен делать дават и предупреждение кафирам перед войной вне зависимости, дошел ли до них раньше призыв к Исламу или не дошел.

б) Дават желательный, но не обязательный, одинаково, дошел до кафиров призыв к Исламу или не дошел. Абдурахман ибн Авф сказал: «Пророк совершил нападение на Бану Мусталак, когда они этого не ожидали, их скот был у водопоя, Пророк убил воинов и увел женщин и детей».

в) Призыв к Исламу обязателен в отношении кафиров, до которых не дошел призыв раньше, и необязателен в отношении кафиров, до которых дошел призыв к Исламу. Это мнение большинства алимов.

Вопрос: Нужно ли доводить дават до каждого кафира в отдельности?

Ответ: Необязательно, чтобы дават дошел до каждого кафира в отдельности, достаточно чтобы дават дошел до их лидеров. Потому что Пророк посылал гонцов к правителям арабов и не арабов.

Вопрос: В какой форме нужно объявлять джихад?

Ответ: Во время объявления джихада надо предполагать три вещи. Бурайда сказал: «Пророк когда назначал амира армии или отряда, советовал ему особенно быть богобоязненным и хорошо относиться к мусульманским воинам и говорил: «Если встретишься с врагом из мушриков, призывай их к трем вещам – какое из них примут, то соглашайся и не воюй с ними: призывай их к Исламу, если примут, соглашайся и не трогай их, если не примут, то потребуй у них джизью, если согласяться, то прими от них и не трогай их. Если откажутся, то проси помощи у Аллаха и воюй с ними».

Трофеи.

Вопрос: Что подразумевает слово трофей?

Ответ: Трофей – это богатство, взятое у кафиров силой, оно охватывает три вида трофеев:

1) движимое имущество;

2) пленные;

3) земля.

Фикх Аль-Сунна (том 3, стр. 55).

Вопрос: Решение о распределении трофеев считается обязательным (ваджибом) или желательным?

Ответ: Распределение трофея между муджахидами считается ваджибом (Аль-Икна (том 2, стр. 563)).

Вопрос: Когда трофей считается собственностью муджахидов?

Ответ: Имамы Аш-Шафии и Ахмад считают, что трофей становится собственностью муджахидов после его распределения между ними. Имам Абу Ханифа считает, что трофей становится собственностью муджахидов с его доставкой на территорию мусульман. (Аль-Ровдга (том 10, стр. 267), Бадаи Аль-Санаи (том 7, стр. 122), Аль-Каванин (том 99), Аль-Мугна (том 9, стр. 212)).

Вопрос: Кто имеет право на получение трофея?

Ответ: Право на получение трофея имеет мусульманин, достигший совершеннолетия, и находящийся в здравом уме, который пришел на место боя с намерением воевать (одинаково, воевал в этом бою или нет, находится он там с разрешения амира или нет) т.е. критерием считается его присутствие на поле боя с намерением воевать. (Найлу Аль-Автгар (том 7, стр. 271)).

Вопрос: Как начинается распределение трофея?

Ответ:

1) Надо взять из трофеев расходы, которые ушли на его хранение и транспортировку,

2) Нужно выделить салаб тем, кто заслужил его.

3) Если в трофеях оказалось имущество мусульманина, то нужно возвратить его хозяину, например: кафиры забрали имущество мусульманина и потом муджахиды забрали его у кафиров, это имущество нужно возвратить его владельцу.

4) Потом нужно разделить то, что осталось, на пять частей, написать на пяти листах бумаги следующее: на одном – «для общего дела», на четырех других листах – «для тех, кто добыл трофей». Потом положить эти бумаги в ящик так, чтобы никто не видел их и потом нужно вытаскивать бумаги по одной и отмечать, какая часть будет считаться «для общего дела», а какая «для тех, кто добыл трофей» (это процесс выделения пятой части из трофеев) (Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 233)).

Вопрос: Как нужно распределить то имущество, на которое, в процессе разделения, выпала бумага «для общего дела» (т.е. как нужно распределять пятую часть трофеев)?

Ответ: Мусульманские алимы по-разному ответили на этот вопрос.

Имам Аш-Шафии считает, что пятую часть трофеев нужно разделить на пять частей и распределить следующим образом:

1) Первую часть нужно использовать для общего дела (например, на охрану границ, постройку мечетей, зарплату кадиям, муэдзинам, улемам и т.д.).

2) Вторую часть для родственников Пророка. Это бану Хашим и бану Абду Аль-Муталлиб.

3) Третью часть для сирот (сирота – это ребенок, у которого нет отца).

4) Четвертую часть для бедняков.

5) Пятую часть для путников.

Имам Аш-Шафии при этом опирается на слова Всевышнего Аллаха: «Знайте, то, что вы добыли, это для Аллаха и Его Посланника, и для обладателей родства, и для сирот, и для бедняков, и для путников» (Аль-Анфал, 41).

Имам Абу Ханифа считает, что пятую часть трофеев нужно разделить на три части, и распределить следующим образом:

1) для бедняков,

2) для сирот,

3) для путников,

Он считает, что часть, которую выделяли для родственников Пророка, не нужно выделять им после его смерти. Имам Малик считает, что не нужно разделять пятую часть, а нужно отдать ее полностью в «Байт Аль-Мал» и распределять его для общих интересов мусульман, при этом он опирается на то, что Пророк при жизни не делил пятую часть ни на какие части. (Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 244), Хашийа ибн Абидин (том 4, стр. 151), Аль-Мудавван (том 3, стр. 26)).

Вопрос: Как нужно распределить то, что осталось после выделения пятой части (т.е. те четыре части, на которые выпали бумаги с надписью «для тех, кто добыл трофей»)?

Ответ: Эти четыре части трофея, нужно распределить между теми, кто добыл этот трофей, кроме пленных. В отношении их, имам должен принять решение, которое отвечает интересам мусульман.

Он должен принять одно из четырех решений:

1) Убить пленных.

2) Сделать их рабами.

3) Обменять на деньги или пленных мусульман.

4) Отпустить их на свободу. (Бадаи Аль-Санаи (том 7, стр. 123), Найлу Аль-Автгар (том 7, стр. 260), Аль-Каванин (том 99)).

Вопрос: Как должен поступать имам, когда он выбирает одно из четырех решений по отношению к пленным?

Ответ: Если он принял решение сделать из пленных рабов, то они достаются муджахидам.

Если он принял решение сделать обмен на деньги, то деньги тоже достаются муджахидам.

Если он принял решение, отпустить пленных без выкупа, то он должен получить от муджахидов разрешение на это, если кто-то из них не согласен с этим решением, то он должен выплатить ему компенсацию, равную его доле.

Если он решил убить пленных, то он должен опять же возместить компенсацию муджахидам, равную цене этих пленных. (Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 237)).

Вопрос: Сколько частей из трофеев, достается при разделе конному и пешему муджахиду?

Ответ: Имамы Аш-Шафии, Малик и Ахмад считают, что три части нужно выделить для конного и одну часть пешему (при этом, из этих трех частей выделенных для конного, две части выделяются для лошади) при этом они основываются на хадисе, переданном от Ибн Умара: «Пророк в день «Хайбара» выделил три части конному и одну часть пешему». Этот хадис приводится у Аль-Бухари, Муслима и Ибн Маджа.

Имам Абу Ханифа считает, что нужно выделить конному две части и пешему одну часть, но у него в этом решении нет достоверного источника. (Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 246), Аль-Мугни (том 6, стр. 246), Тухфа Аль-Фукаха (том 3, стр. 301), Аль-Мудавван (том 3, стр. 32), Шарх Муслим (том 12, стр. 83)).

Вопрос: Если муджахид пришел на сражение с двумя и более лошадьми, то выделяется ли отдельная часть для каждой лошади?

Ответ: Имамы Аш-Шафии, Абу Ханифа и Малик считают, что надо выделить им долю одной лошади.

Имам Ахмад считает, что надо выделить долю для двух лошадей, но не больше. (Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 245), Аль-Мугни (том 9, стр. 236), Аль-Мудавван (том 3, стр. 32), Найлу Аль-Автгар (том 7, стр. 284), Шарх Муслим (том 12, стр. 69)).

Вопрос: Если муджахид вышел на джихад на территорию кафиров пешком и потом, в ходе джихада, добыл лошадь (путем покупки, или в бою, или взял в аренду), то какую долю нужно выделить ему: долю пешего или долю конного?

Ответ: Имам Аш-Шафии и алимы мазхаба Малики считают, что он заслуживает долю конного.

Имам Абу Ханифа считает, что он заслуживает долю пешего. (Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 235), Бадан Аль-Санан (том 7, стр. 27), Аль-Мудавван (том 3, стр. 33)).

Вопрос: Если муджахид вышел на поле боя на верблюдице, на осле, на слоне или на машине, то будет ли выделяться доля для этого верблюда, осла, слона или машины?

Ответ: Нет, не будет. Мусульманские алимы едины в этом вопросе, потому что при жизни Пророка, муджахиды выезжали на джихад на верблюдах и на ослах, но Пророк выделял часть из трофея только лошадям. (Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 243), Бадаи Аль-Санаи (том 7, стр. 126), Аль-Мугри (том 9, стр. 237), Аль-Мудавван (том 3, стр. 32)).

Вопрос: Выделяется ли доля тому, кого имам послал куда-то, по какому-либо делу и из-за этого он не был на поле боя?

Ответ: Да, выделяется, потому что по рассказу Ибн Умара, когда Усман отсутствовал при Бадре (а он был женат на дочери Пророка и она была больна), Пророк сказал ему: «Тебе аджр (воздаяние) одного мужчины и его доля». Этот хадис приводится у Аль-Бухари, Ахмада и Аль-Термизи. (Найму Аль-Автгар (том 7, стр. 285), Аль-Мугри (том 4, стр. 211), Аль-Каванин (том 99)).

Вопрос: Выделяется ли доля из трофея для прислуги?

Ответ: Имам Аш-Шафии считает, если прислуга из мусульман нанята для участия в бою, то нужно выделить им долю, но нельзя выплачивать им плату найма, потому что с их приходом на поле боя джихад стал для них «фарз-айн». Если же наняли того на ком джихад «фарз-кифая», т.е. несовершеннолетнего или раба, то нельзя выделять ему долю, а нужно выплатить плату найма.

Имам Ахмад в этом вопросе считает, что нужно выплатить плату найма одинаково, был ли он совершеннолетним или нет.

Имамы Абу Ханифа и Малик считают, что нельзя выделять долю трофея тому, кто нанят для прислуги, если он не принял участия в бою.(Найлу Аль-Автгар (том 7, стр. 286), Аль-Мудавван (том 3, стр. 33), Аль-Мудавван (том 3, стр. 33), Аль-Мухаззаб (том 2 стр. 246, Аль-Мугни (том 9 стр. 249, Хашийа ибн Абидин (том 4 стр. 148)).

Вопрос: Выделяется ли доля для торговцев, которые живут с муджахидами, т.е. передвигаются с ними на войне?

Ответ: Имамы Аш-Шафии и Ахмад считают, что нужно выделить им долю, одинаково, принимали они участие в бою или нет.

Имамы Абу Ханифа и Малик считают, что нужно выделить им долю, только в том случае, если они приняли участие в бою, а если они не приняли участие в бою, то не нужно выделять им долю. (Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 246), Аль-Мугри (том 9, стр. 246), Аль-Мудавван (том 3, стр. 33), Бадаи Аль-Санаи (том 7, стр. 126)).

Вопрос: Имеет ли право имам сказать перед боем: «Кто взял какую - либо вещь, то она принадлежит ему»?

Ответ: Имамы Абу Ханифа и Ахмад считают, что имам имеет на это право, потому что Пророк в день Бадра сказал это.

У имама Аш-Шафии два ответа на этот вопрос. Первый ответ такой же, как у Абу Ханифа и Ахмада. Во втором ответе он сказал (подобно тому, что сказал имам Малик), что имам не имеет на это право, потому что Пророк и его сподвижники после него, делили трафеи, а так же эти слова могут привести к грабежам. (Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 244), Аль-Мугри (том 9, стр. 237), Бадаи Аль-Санаи (том 7, стр. 115), Аль-Мудавван (том 3, стр. 30)).

Вопрос: Если армия мусульман находится на территории кафиров, и после того, как эта армия закончила войну и добыла трофеи, прибыло подкрепление, то нужно ли выделить для этого подкрепления долю из трофеев?

Ответ: Имамы Аш-Шафии, Малик и Ахмад считают, что подкрепление, прибывшее после окончания войны на территорию кафиров, не заслуживает доли из трофеев, потому что трофей заслуживает тот, кто присутствовал на сражении. Имам Абу Ханифа считает, что если подкрепление прибыло до того, как трофеи были доставлены на территорию мусульман, то оно заслуживает долю из трофеев, если же подкрепление прибыло после того, как трофеи были доставлены на территорию мусульман, то оно не заслуживает доли из трофеев. (Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 236), Аль-Мугри (том 9, стр. 238), Бадаи Аль-Санаи (том 7, стр. 121), Аль-Мудавван (том 3, стр. 33)).

Вопрос: Если армия мусульман находится на территории врага, то можно ли провести распределение добычи на этой территории?

Ответ: Имамы Аш-Шафии, Малик и Ахмад считают, что можно провести распределение трофеев на территории кафиров, потому что так делал Пророк.

Имам Абу Ханифа считает, что нельзя проводить распределение трофеев между муджахидами на территории кафиров, если в этом нет необходимости, а нужно отложить это, пока они не возвратятся домой. (Аль-Мугри (том 9, стр. 238), Аль-Мудавван (том 3, стр. 12), Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 244), Бадаи Аль-Санаи (том 7, стр. 121)).

Вопрос: Если муджахид умер после добычи трофеев, то, что нужно сделать с его долей из трофеев?

Ответ: Имамы Аш-Шафии и Ахмад считают, что если муджахид умер после добычи трофеев, то нужно отдать его долю его наследникам.

Имам Абу Ханифа считает, что муджахид умерший до доставки трофеев с территории кафиров на территорию мусульман, не получает доли. (Аль-Ровдга (том 10, стр. 267), Аль-Мугри (том 9, стр. 232), Аль-Мудавван (том 3, стр. 33), Хашийа ибн Абидин (том 7, стр. 132)).

Вопрос: Если муджахид стал шахидом во время боя, то выделяется ли ему доля из трофеев, добытых в этом бою?

Ответ: Имамы Аш-Шафии и Малик считают, что ему выделяется доля.

Имам Ахмад считает, что не выделяется доля тому, кто стал шахидом до добычи трофеев. (Аль-Икна (том 2, стр. 563), Аль-Мугни (том 9, стр. 238), Бадаи Аль-Санаи (том 7, стр. 121), Аль-Мудавван (том 3, стр. 33)).

Вопрос: Если один мусульманин, или группа мусульман вошла на территорию кафиров, с которыми не заключен договор, без разрешения имама и добыла трофей, то нужно ли выделять из того, что они добыли пятую часть или нет?

Ответ: Имамы Аш-Шафии, Малик и Ахмад считают, что они должны отдать пятую часть имаму.

Имам Абу Ханифа считает что то, что они добыли таким путем, принадлежит им и не нужно отдавать от него пятую часть имаму. (Аль-Ровдга (том 10, стр. 260), Тухва Аль-Фукаха (том 3, стр. 303), Аль-Каванин (том 99)).

Вопрос: Можно ли принять подарок кафира, который находится с мусульманами в состоянии войны?

Ответ: Да, можно. Потому что Пророк, принял подарок от Аль-Мукавкаса, правителя Египта. (Аль-Мугни (том 9, стр. 318)).

Вопрос: Если можно принять подарок от кафира, находящегося в состоянии войны с нами, то что нужно делать с этим подарком, т.е. будет ли этот подарок трофеем или он достается тому, кому его подарили?

Ответ: Имамы Аш-Шафии и Ахмад считают, что если подарок получил амир, то этот подарок считается трофеем для всех муджахидов, если подарок получил рядовой муджахид, то он достается ему.

Имам Абу Ханифа считает, что подарок в любом случае достается тому, кто получил его. (Аль-Мугни (том 9, стр. 318), Аль-Ровдга (том 10, стр. 296), Хашийа ибн Абидин (том 7, стр. 137)).

Вопрос: В хадисах приводится, что Пророк в своих походах выбирал из трофея (до его раздела) то, что ему понравится. Имеет ли право имам или военный амир делать то же самое после Пророка?

Ответ: Автор книги «Бидайа Аль-Муджтахид» пишет, что все исламские улемы, кроме Абу Совра едины в том, что имам (или кто-либо другой) не имеет права выбирать из трофеев какую-либо вещь и говорят, что это разрешалось Пророку лично, но никому другому. (Бидайа Аль-Муджтахид (том 1, стр. 286)).

Вопрос: Если кафиры напали на нас, захватили нашу территорию и наше имущество и начали продавать это имущество, то можно ли другим мусульманам покупать у них это имущество?

Ответ: Нельзя покупать у кафира это имущество, если кто-то купил у кафира это имущество, и хозяин этого имущества узнал об этом, то хозяин имеет право забрать его у того, кто купил его у кафиров, без какого-либо возмещения. (Хашийа ибн Абидин (том 2, стр. 188), Хашийа ибн Абидин (том 4, стр. 162)).

Вопрос: Если кафиры захватили, имущество мусульманина и после этого муджахиды взяли это имущество у кафиров, то будет ли это имущество трофеем для муджахидов или нужно возвратить его хозяину?

Ответ: Имамы Аш-Шафии, Малик, Абу Ханифа и Ахмад считают, что если мусульманин нашел свое имущество до разделения трофеев между муджахдами, то оно должно быть возвращено ему. (Аль-Мугни (том 9, стр. 258), Аль-Мудавван (том 3, стр. 14), Бадаи Аль-Санаи (том 7,стр. 127)).

Вопрос: Как нужно поступить с имуществом мусульманина, которое нашли среди трофеев после распределения трофеев между муджахидами?

Ответ: Имам Аш-Шафии считает, что это имущество в любом случае должно быть возвращено хозяину, а муджахид, которому при разделе трофея досталось имущество мусульманина, должен получить компенсацию из «Байт Аль-Мала». Имамы Абу Ханифа, Малик и Ахмад считают, что если узнали об этом после разделения трофея между муджахидами, то имам должен оставить это имущество как трофей и выделить из «Байт Аль-Мала» компенсацию для хозяина имущества, равную по цене имуществу. (Найлу Аль-Автгар (том 7, стр. 93), Аль-Мугни (том 9, стр. 259), Аль-Мудавван (том 3, стр. 14), Бадан Аль-Санаи (том 7, стр. 128)).

Вопрос: Если муджахиды добыли трофей и узнали, что в этом трофее имущество мусульманина, но не известен хозяин этого имущества, то что нужно сделать с этим имуществом?

Ответ: Имам Аш-Шафии считает, что это имущество нужно оставить без раздела пока не найдется его хозяин.

Имамы Малик, Абу Ханифа и Ахмад считают, что это имущество нужно разделить между муджахидами как трофей. (Аль-Мугни (том 9, стр. 260), Аль-Мудавван (том 3, стр. 14)).

Вопрос: Что нужно делать с потерянной вещью кафиров?

Ответ: Если нашли вещь, принадлежащую кафиру на его же территории, то это считается трофеем, если нашли вещь, принадлежащую кафиру на территории мусульман, то это считается «Файом» и его нужно отдать в «Байт Аль-Мал». (Аль-Ровдга (том 10, стр. 231)).

Вопрос: Как нужно поступить с тем, кто имел половое сношение с наложницей из трофея, до того, как трофей был разделен между муджахидами?

Ответ: Имамы Аш-Шафии и Абу Ханифа считают, что нельзя его наказывать как предписывает это «хад» (хад – убить, если он женат или был женат, и сто палок и год выселения, если он никогда не был женат), потому что эта наложница была обшей собственностью и этот муджахид имел в ней какую-то долю, но нужно его наказать по усмотрению имама или кадия.

Имам Малик считает, что нужно его наказать, как предусматривает «хад». (Аль-Мугни (том 9, стр. 315), Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 249), Бадаи Аль-Санаи (том 7, стр. 122), Аль-Каванин (том 99)).

Вопрос: Что нужно сделать с муджахидом, укравшим вещь из трофеев до их распределения между муджахидами?

Ответ: Его нужно наказать по усмотрению имама или кадия, но нельзя отрубать руку. (Аль-Ровдга (том 10, стр. 267), Аль-Мугни (том 9, стр. 214), Аль-Каванин (том 99)).

Вопрос: Как нужно поступить с муджахидом, который, украл вещь из трофеев после их распределения на пять частей, но до распределения между муджахидами?

Ответ: Нельзя отрубать руку, потому что он до сих пор имеет в ней долю, в любом случае вещь необходимо вернуть в трофеи. Если он испортил ее, то нужно взять с него сумму, равную цене этой вещи и положить в трофеи. (Аль-Ровдга (том 10, стр. 268), Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 23), Аль-Каванин (том 99)).

Вопрос: Как нужно поступить, если вещь из трофея украл тот, кто не имеет к нему отношения?

Ответ: Если у того, кто украл вещь, имеется среди обладателей трофея сын, или отец, или раб, то это считается как кража вещи из трофея тем, кто имеет в ней долю, т.е. ему руку не отрубают. Если у него нет среди них никого, тогда надо выяснить, если он украл до распределения трофея, то это считается как кража из «Байт Аль-Мал», т.е. руку ему не отрубают, а наказывают по усмотрению имама или кадия.

Если он украл после распределения трофея на пять частей, и кража произведена из четырех частей выделенных для муджахидов, то нужно ему отрубить руку. Если он украл из пятой части, до распределения этой пятой части на пять других частей, или украл из той части, на которой написано «для общего дела», то это считается, как кража из «Байт Аль-Мал». (Аль-Ровдга (том 10, стр. 269)).

Вопрос: Нужно ли наказывать муджахидов, которые провинились на территории кафиров, как этого требует шариат (т.е. отрубить руку, наказать палками и т.д.)?

Ответ: Имамы Аш-Шафии и Малик считают, что нужно.

Имамы Абу Ханифа и Ахмад считают, что не нужно. (Аль-Мугни (том 9, стр. 298), Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 241), Бадаи Аль-Санаи (том 7, стр. 131), Аль-Мудавван (том 3, стр. 12)).

Вопрос: Если муджахид отказался от своей доли из трофея, то теряет ли он право на свою долю?

Ответ: Если он отказался от своей доли до распределения трофея, то он теряет право на свою долю. Если он отказался от своей доли после распределения трофея, то он не теряет право на свою долю. (Аль-Ровдга (том 10, стр. 266), Аль-Мугни (том 9, стр. 263)).

Вопрос: Если муджахид отказался от своей доли до распределения трофея и потерял право на свою долю, то как нужно поступить с его долей?

Ответ: Нужно присоединить ее к трофеям. (Аль-Ровдга (том 10, стр. 267)).

Вопрос: Что необходимо сделать с трофеем, если от него отказались все муджахиды?

Ответ: Если от трофея отказались все муджахиды, то нужно распределить его так, как распределяют пятую часть трофея. (Аль-Ровдга (том 10, стр. 266)).

Вопрос: Имеет ли право на долю из трофея тот, кто покинул поле боя с намерением напасть на врага с другой стороны или присоединиться к другой группе мусульман?

Ответ: Если он покинул поле боя, то он имеет право на долю из трофея, добытого до того, как он покинул поле боя. (Аль-Мугни (том 9, стр. 810), Мугни Аль-Мухтаж (том 4, стр. 225)).

Вопрос: Как узнать, с каким намерением он покинул поле боя?

Ответ: Если покинувший поле боя муджахид утверждает, что он покинул поле боя с намерением присоединиться к другой группе мусульман или напасть на врага с другой стороны, то он должен поклясться перед имамом или перед кадием. (Мугни Аль-Мухтаж (том 4, стр. 310)).

Вопрос: Когда армия мусульман вышла на джихад, и амир армии послал группу мусульман на задание, и эта группа добыла трофей, то имеет ли армия долю в этом трофее?

Ответ: Да, армия имеет долю в этом трофее, так же, как эта группа имеет долю в трофее, добытом армией в ее отсутствие. (Аль-Мудавван (том 3, стр. 32), Аль-Мугни (том 9, стр. 296), Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 236)).

Вопрос: Если имам послал часть армии мусульман на джихад и оставил другую часть на территории мусульман, то имеет ли та часть армии, которая остается на территории мусульман, долю от трофея, добытого той частью армии, которая находится на территории кафиров?

Ответ: Нет, армия, которая осталась на территории мусульман, не имеет долю от трофея, добытого той частью армии, которая находится на территории кафира. (Аль-Мудавван (том 8, стр. 32), Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 234), Аль-Мудавван (том 3, стр. 2), Хашийа ибн Абидин (том 3, стр. 56)).

Вопрос: Как нужно поступить с территорией, отнятой у кафиров?

Ответ: Имам Аш-Шафии считает, что имам обязан разделить ее между муджахидами, которые принимали участие в завоевании этой земли.

Имамы Абу Ханифа и Ахмад считают, что имам имеет право выбрать одно из двух решений по отношению к этой земле:

1) Разделить между муджахидами.

2) Оставить ее в руках того, кто на ней жил, возложив на него налог за ее использование.

Имам Малик считает, что имам не имеет права разделять землю между муджахидами, а нужно использовать ее в интересах всех мусульман. (Аль-Ровдга (том 10, стр. 119), Бадаи Аль-Санаи (том 7, стр. 118), Бидайа Аль-Муджтахид (том 1, стр. 293)).

Ас-Салаб:

Вопрос: Что означает слово «салаб»?

Ответ: Салаб – это то, что имеет при себе кафир: его одежда, его личное оружие, средство передвижения, на котором он передвигается. (Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 238)).

Вопрос: Кто заслуживает салаб?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1870; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.175.5.131 (0.155 с.)