Использование трофейного оружия и одежды до его распределения между мусульманами.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование трофейного оружия и одежды до его распределения между мусульманами.



Вопрос: Можно ли использовать трофейное оружие и одежду, до распределения трофеев между мусульманами?

Ответ: Да, можно, если в этом есть необходимость. Например, если во время боя пришло в негодность личное оружие или разорвалась одежда. Но если нет необходимости, то нельзя использовать трофейное оружие и одежду. (Аль-Равдга (том 10, стр. 262), Аль-Мугни (том 9, стр. 257), Аль-Мудавван (том 33), Бадаи Аль-Санаи (том 7, стр. 121)).

Вопрос: Если муджахид использовал в бою трофейное оружие или одежду из-за непригодности личного, то как он должен поступить с ним после окончания боя?

Ответ: Он должен положить это оружие или одежду в трофеи. (Аль-Равдга (том 10, стр. 262), Аль-Мудавван (том 3, стр. 36), Бадаи Аль-Санаи (том 7, стр. 124)).

Порча вещи из трофеев.

Вопрос: Если муджахид по халатности произвел порчу какой-либо вещи из трофеев, например, продуктов питания, одежду, и т.п., то обязан ли он возместить ее стоимость?

Ответ: Алимы мазхаба Шафии считают, что он должен выплатить стоимость испорченной им вещи из трофеев. Алимы мазхаба Ханафи считают, что он не должен возмещать стоимость этой вещи. (Аль-Равдга (том 10, стр. 213), Бадаи Аль-Санаи (том 7, стр. 121)).

Отношение муджахида к имуществу, которое он получил для ведения джихада.

Вопрос: Если муджахид получил какое-то имущество для ведения джихада, то становится ли он полноправным хозяином полученного имущества?

Ответ: Нет, не становится, пока не начнет участвовать с этим имуществом в джихаде. Когда начнет участие в джихаде, он может распоряжаться этим имуществом по своему усмотрению, но только в том случае, когда он получил его для использования в джихаде, без каких-либо условий. Если он получил это оружие в аренду или взаймы, или это оружие было завещано для джихада, то оно не становится его собственностью, и он должен вернуть его после джихада. (Аль-Мугни (том 9, стр. 202)).

Женщины и дети кафиров.

Вопрос: Можно ли убивать женщин и детей кафиров?

Ответ: Имамы Аш-Шафии, Абу Ханифа, Малик и Ахмад считают, что нельзя убивать женщин и детей кафиров, потому что Умар передал: «В одном из сражений во времена Пророка, была найдена убитая женщина, и тогда Пророк запретил убийство женщин и детей». Хадис приводится у Аль-Бухари и Муслима. (Аль-Равдга (том 10, стр. 243), Аль-Мугни (том 9, стр. 301), Аль-Мудавван (том 3, стр. 6), Бадаи Аль-Санаи (том 7, стр. 101)).

Вопрос: Можно ли убивать женщин и детей кафиров, если они принимают участие в бою?

Ответ: Если женщины и дети кафиров принимают участие в бою, то разрешается убивать их, потому что Рабяха ибн Робия передал, что Пророк узнав об убитой женщине, сказал, что она не была из сражающихся.

Этот хадис приводится у Абу Дауда, и этот хадис доказывает, что если бы она была из сражающихся кафиров, то можно было бы убить ее. (Аль-Ровдга (том 10, стр. 243), Аль-Мугни (том 9, стр. 301), Аль-Мудавван (том 3, стр. 6), Бадаи Аль-Санаи (том 7, стр. 101)).

Старики кафиров:

Вопрос: Можно ли убивать стариков кафиров?

Ответ: Имам Аш-Шафии считает, что можно убивать стариков кафиров одинаково, принимают они участие в бою или не принимают, потому что Пророк сказал: «Убивайте стариков мушриков и оставляйте в живых детей». Этот хадис приводится у Ан-Насаи.

Имамы Абу Ханифа, Малик и Ахмад считают, что их можно убивать, только если они принимают участие в бою, а если они не участвуют, то их нельзя убивать. При этом эти ученые опираются на хадис Пророка «Не убивайте старика дряхлого и ребенка малого». Этот хадис приводится у Абу Дауда.

Имам Аль-Шавкани говорит, комментируя эти хадисы, что старик, которого запрещено убивать, это тот от которого нет пользы для кафиров и нет вреда для мусульман. То есть если от него есть польза для кафиров и вред для мусульман, то его можно убить, даже если он не воюет. (Аль-Ровдга (том 10, стр. 243), Аль-Мугни (том 9, стр. 301), Хашийа ибн Абидин (том 4, стр. 132), Найлу Аль-Автгар (том 7, стр. 248)).

Слепые, умственно отсталые, хронически больные и монахи.

Вопрос: Можно ли убивать слепых, умственно отсталых, хронически больных кафиров и монахов?

Ответ: Имам Аш-Шафии считает, что можно их убивать одинаково, принимают они участие в войне или нет.

Имамы Абу Ханифа, Ахмад и Малик считают, что нельзя их убивать, если они не принимают участие в войне, т.е. если они участвуют в войне, то их можно убивать. При этом имамы основываются на хадисе, в котором говориться о том, что когда Пророк посылал войска, он говорил: «Выходите с именем Всевышнего Аллаха и воюйте на пути Аллаха с теми, кто делает куфр в отношении Аллаха, не поступайте вероломно, не берите вещь из трофея, до его раздела, не обезображивайте, не убивайте детей и служителей келий».

В этом хадисе приводится запрет убивать монаха-отшельника и в отношении слепых, умственно отсталых и хронически больных применяет такое же решение, как и по отношению к монаху-отшельнику. (Аль-Равдга (том 10, стр. 243), Аль-Мугни (том 9, стр. 302), Аль-Мудавван (том 3, стр. 6), Бадаи Аль-Санаи (том 7, стр. 101), Найлу Аль-Автгар (том 7, стр. 248)).

Рубить деревья и сжигать посевы.

Вопрос: Можно ли вырубать деревья и сжигать посевы?

Ответ: Имам Аль-Кудама говорит, что деревья и посевы делятся на три категории:

1) То, что необходимо уничтожать, как например то, что находится вблизи укреплений кафиров и препятствует ведению войны с ними. Если деревья или посевы служат кафирам прикрытием, или необходимо вырубить деревья для расширения дороги, приготовления позиций. Если кафиры поступают так с нашими деревьями и посевами, то можно вырубать деревья и сжигать посевы кафиров.

2) То, что вредит мусульманам, как, например, вырубка деревьев и сжигание посевов, поскольку мусульмане тоже используют их, например, для разжигания костра, или же кафиры не вырубают наши деревья и не сжигают наши посевы, то в таких случаях запрещается вырубать деревья и сжигать посевы.

3) Все, что не входит в эти две категории, и не приносит никакой пользы для мусульман, кроме как вызывает гнев врага, то на этот счет есть два мнения:

а) Имамы Аш-Шафии и Малик считают, что в этом случае можно вырубать деревья и сжигать посевы кафиров.

б) некоторые другие улемы считают, что в этом случае нельзя вырубать деревья и сжигать посевы кафиров (Аль-Мугни (том 9, стр. 280)).

Уничтожения животных и другого имущества, принадлежащего кафирам.

Вопрос: Можно ли уничтожать животных, принадлежащих кафирам, на их территории, если не идет война?

Ответ: Имам Аш-Шафии считает, что если не идет война между нами и кафирами, то нельзя уничтожать животных, принадлежащих им.

Имам Абу Ханифа и Малик считают, что можно уничтожать их одинаково, идет война или нет. (Аль-Мугни (том 9, стр. 278), Аль-Мудавван (том 3, стр. 40)).

Вопрос: Можно ли резать животных, принадлежащих кафирам, для употребления в пищу, во время войны?

Ответ: Да, можно, по мере необходимости. (Аль-Равдга (том 10, стр. 263), Аль-Мугни (том 9, стр. 278), Бадаи Аль-Санаи (том 7, стр. 123), Аль-Мудавван (том 3, стр. 36)).

Вопрос: Если при ведении войны с кафирами на их территории, было зарезано животное для употребления в пищу, то можно ли использовать кожу этого животного?

Ответ: Имамы Аш-Шафии и Ахмад считают, что нельзя использовать кожу животного, зарезанного для употребления в пищу на территории кафиров, а нужно отдать эту кожу в трофеи.

Имам Малик считает, что можно использовать эту кожу. (Аль-Равдга (том 10, стр. 263), Аль-Мугни (том 9, стр. 279), Аль-Мудавван (том 3, стр. 36), Бадаи Аль-Санаи (том 7, стр. 123)).

Вопрос: Если армия мусульман добыла трофей, и существует опасность того, что кафиры заберут этот трофей обратно, то можно ли уничтожить этот трофей, чтобы он не достался кафирам?

Ответ: Можно, кроме животных, находящихся в трофее, но если трофеем оказались лошади и есть опасность, что кафиры потом используют их в войне с нами, то разрешается их уничтожение. (Аль-Ровдга (том 10, стр. 258), Аль-Каванин (том 101)).

Пленные.

Вопрос: Каково решение Ислама по отношению к пленным?

Ответ: Пленные считаются частью трофеев, потому что Пророк разделил выкуп за пленных захваченных в битве при Бадре, между теми, кто участвовал в этой битве» (Аль-Мугни (том 9, стр. 207), Аль-Равдга (том 10, стр. 250), Аль-Каванин (том 99)).

Вопрос: Сколько категорий пленных?

Ответ: Пленные делятся на две категории; 1) те, кто с пленением становятся рабами – это женщины и дети кафиров, 2) те, кто с пленением не становятся рабами – это совершеннолетние мужчины кафиров. (Мугни Аль-Мухтаж (том 4, стр. 227), Аль-Мугни (том 9, стр. 203), Аль-Каванин (том 99)).

Вопрос: Как нужно поступить с совершеннолетними мужчинами кафиров, которые попали в плен?

Ответ. Пленные мужчины бывают из людей писания, из огнепоклонников или же из язычников.

а) Что касается пленных мужчин из людей писания и огнепоклонников, то имамы Аш-Шафии и Ахмад считают, что имам должен вынести в отношении этих пленных одно из четырех решений, которое отвечает интересам мусульман:

1) их можно убить;

2) их можно сделать рабами;

3) можно взять за них выкуп деньгами или обменять их на пленного мусульманина;

4) можно отпустить их без выкупа.

Имам Абу Ханифа считает, что их нужно убить или сделать рабами, т.е. нельзя отпускать их за выкуп или обменять их на пленных, и тем более нельзя отпустить их без выкупа. Имам Малик считает, что нельзя отпускать их без выкупа.

б) Что касается пленных мужчин из язычников, то имамы Аш-Шафии и Ахмад в одном из своих ответов говорят, что нельзя делать рабами пленников из язычников, т.е. или они примут Ислам, или же их убьют.

Имамы Абу Ханифа и Ахмад в другом своем ответе говорят, что можно порабощать пленных мужчин-язычников из не арабов, но нельзя порабощать пленных мужчин-язычников из арабов, т.е., они примут Ислам или же их убьют. Имам Малик считает, что можно порабощать любых пленных, но нельзя отпускать их на свободу без выкупа. (Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 246), Аль-Мугни (том 9, стр. 243), Бадаи Аль-Санаи (том 7, стр. 12), Аль-Каванин (том 99), Найму Аль-Автгар (том 7, стр. 306)).

Вопрос: Является ли равное количество пленных условием для их обмена?

Ответ: Нет, равное количество пленных не является условием для их обмена, можно обменять одного кафира на двух мусульман, потому что Пророк выкупил двух мусульман на одного из мушриков. Этот хадис приводится у Абу Дауда и Ат-Тирмизи.

Вопрос: Можно ли обменять мужчину на женщину?

Ответ: Да, можно обменять мужчину на женщину, потому что Пророк выкупил некоторое количество мусульман на женщину из мушриков. Этот хадис приводится у Муслима, Абу Дауда и Ибн Маджа.

Вопрос: Как нужно поступить с пленными женщинами и детьми кафиров?

Ответ: Имам Аш-Шафии считает, что имам должен выбрать в отношении женщин и детей одно из трех решений:

1) рабство;

2) выкуп за деньги или обмен на пленного мусульманина;

3) отпустить их на свободу без выкупа.

Имам Абу Ханифа считает, что нельзя их отпускать без выкупа, а также нельзя отпустить их за выкуп и обменять на пленного мусульманина. Имам Ахмад считает, что нельзя отпустить их за выкуп, но можно обменять на пленного мусульманина. Имам Малик считает, что нельзя отпускать их без выкупа.

Ответ Аш-Шафии считается предпочтительным, потому что так поступал Пророк. (Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 235), Бадаи Аль-Санаи (том 7, стр. 118)).

Вопрос: Если мусульмане взяли в плен женщину с ребенком, то можно ли отделить мать от ребенка при разделе трофеев?

Ответ: Нет, нельзя отделять мать от ее ребенка. (Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 269)).

Вопрос: Можно ли убить кафира, который объявил, что он сдается в плен во время боя до того, как кафиры понесли большие потери в живой силе?

Ответ: Лучше убить его, потому что Всевышний Аллах сказал: «Ни одному пророку не годилось иметь пленных, пока он не произвел избиения на земле» (Аль-Анфал, 67). (Аль-Джихад Аль-Китаб (том 3, стр. 1557)).

Вопрос: Можно ли убить кафира, который объявил, что он сдается в плен во время боя после того, как кафиры понесли большие потери в живой силе?

Ответ: Да, можно его убить, потому что он не считается пленным, пока его не разоружат или не свяжут. (Аль-Джихад Аль-Китаб (том 3, стр. 1557)).

Вопрос: Можно ли убить пленного после боя до того, как имам примет решение относительно его?

Ответ: Нет, нельзя убивать пленного после боя, пока имам не примет решение об его участи. (Аль-Мугни (том 9, стр. 208)).

Вопрос: Можно ли убить пленного после боя, до того как имам примет решение относительно его, если он оказывает сопротивление при его сопровождении, и нет возможности для его доставки в лагерь мусульман?

Ответ: Если нет возможности доставить пленного к имаму из-за его сопротивления при сопровождении, то его можно убить. (Аль-Мугни (том 9, стр. 208)).

Вопрос: Можно ли добивать тяжелораненых кафиров после боя?

Ответ: Да, можно, если нет надежды на их выздоровление. (Аль-Мугни (том 9, стр. 208)).

Вопрос: Как нужно наказать того, кто убил пленного без разрешения имама?

Ответ:

а) Если пленного убили до того, как имам вынес решение относительно этого пленного, то тот, кто убил его, должен быть наказан по усмотрению имама и кадия.

б) Если пленного убили после того, как имам принял решение о его порабощении, то тот, кто убил его, должен выплатить компенсацию в размере, равном цене этого пленного.

в) Если пленного убили после того, как имам принял решение об освобождении этого пленного, и до того как этот освобожденный кафир дошел до безопасного места, то тот, кто его убил, должен выплатить компенсацию родственникам этого кафира, потому что освобождение от плена гарантирует ему безопасность, пока он не прибыл до места, которое он считает для себя безопасным.

г) Если освобожденного кафира убили после того, как он дошел до места, которое он считает безопасным, то тот, кто убил, не несет никакой ответственности.

д) Если имам отпустил пленного взамен за выкуп, и его убили до того, как имам получил этот выкуп, то тот, кто убил этого пленного, должен выплатить компенсацию в размере выкупа.

е) Если имам получил выкуп за пленного и отпустил его, и кто-то убил этого освобожденного кафира до того, как он дошел до того места, которое он считает безопасным, то тот, кто убил его, должен выплатить компенсацию родственникам этого кафира. (Мугни Аль-Мухтаж (том 4, стр. 228)).

Вопрос: Можно ли резать пленных?

Ответ: Алимы по-разному ответили на этот вопрос. Некоторые из них считают, что можно резать пленных, если в этом есть польза для мусульман, если же в этом нет никакой пользы, то нельзя делать этого.

Некоторые алимы считают, что нельзя резать пленных, например, шейх Абдулла Азам пишет: «Нельзя калечить пленных, нельзя отрезать им уши и выкалывать им глаза, потому что Пророк запретил издевательство, нельзя отрубать им головы и отрубать им ноги». (Филь Джихад адаб ва ахкам, 58).

Но даже если сделали вывод, что в этом есть общая польза для мусульман, то решение об этом должен принимать имам или кадий. Если кто-то самовольно сделает это, то его нужно наказать, как это указано в выше упомянутых вопросах.

Вопрос: Каково решение в отношении женщины, которую украли на территории кафиров, которые находятся с мусульманами в состоянии войны и привезли на территорию мусульман?

Ответ: Имамы Аш-Шафии, Малик и Ахмад считают, что она считается трофеем, т.е. нужно выплатить пятую часть от ее стоимости.

Имам Абу Ханифа считает, что она считается собственностью того, кто ее украл, т.е. не нужно выплачивать пятую часть от ее стоимости, (примечание: это относительно кафиров, которые находятся с нами в состоянии войны, если между нами и кафирским государством существует мирный договор, то запрещается убивать, красть или наносить кокой-либо другой ущерб подданным этого государства. (Смотри разделы: «Аль-Аман и Аль-Джизья»). (Аль-Ашбах в Аль-Назгаир (том 63).

Вопрос: Если мы взяли в плен женщин кафиров и их детей, и существует опасность, что кафиры возьмут их обратно, то можно ли их убить?

Ответ: Нет, нельзя убивать женщин и детей кафиров, даже если существует такая опасность. (Ровдга (том 10, стр. 258)).

Вопрос: Каким должно быть обращение с пленными?

Ответ: С пленными нужно обращаться хорошо.

Всевышний Аллах сказал: «Они кормят едой, несмотря на любовь к ней, бедняка, сироту и пленника» (Аль-Инсан, 8).

Ибн Касир, комментируя этот аят, сказал: «Их пленниками в этот день были мушрики. Это свидетельствует, что Пророк приказал своим асхабам в день Бадра, уважать пленных и они (асхабы) во время еды первым делом кормили пленных».

Пророк разделил пленных между асхабами и сказал: «Обходитесь с пленными хорошо». Нубайх ибн Вахм, который передал этот хадис, был среди пленных и он говорил: «Я был в группе ансаров, когда меня привели в Медину, и когда подавали еду, мне давали хлеб, а сами ели финики. В то время хлеб был самым ценным продуктом. Так с нами обращались из-за завещания Пророка. Если появлялся кусок хлеба в руках одного из них, то он непременно отдавал его нам. Я, стесняясь, возвращал его им, но они даже не дотрагивались до него».

Вопрос: Можно ли избивать пленных при допросе?

Ответ: Да, если в этом есть необходимость, но нельзя избивать их до смерти. Решение применения к пленному силового метода при допросе, должен принимать имам или кади. И они должны назначить того, кто сделает это.

Вопрос: Что мы должны предпринять, если мусульманин попал в плен к кафирам?

Ответ: Нужно освободить его нападением на кафиров, а если нет возможности освободить его силовым методом, то нужно его выкупить. Богатый мусульманин, попав в плен кафирам должен выкупать себя сам. Если в плен попал бедняк, то имам должен выделить деньги из «Байт Аль-Мал», если нет денег в «Байт Аль-Мал», сбор денег на его освобождение становится обязательным для всех мусульман. (Аль-Каванин (том 3, стр. 33)).

Вопрос: Если мусульманин попал в плен, и кафиры требуют взамен его освобождения водку или свинью, то можно ли мусульманам выкупить его, отдав им это?

Ответ: Да, если нет другого способа для его освобождения. (Аль-Каванин (том 3, стр. 33)).

Бегство с поля боя.

Здесь уместно упомянуть некоторые аяты и хадисы, касающиеся бегства с поля боя.

1) Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Когда вы встретите неверных в движении, то не обращайте к ним тыл. А кто обратит к ним в тот день тыл, если не для поворота к битве или для присоединения к отряду, тот навлечет на себя гнев Аллаха. Убежище для него – Геенна, и скверно это возвращение!»(Аль-Анфал, 15-16).

2) Всевышний Аллах говорит: «О, Пророк! Побуждай уверовавших к сражению, если будет среди вас двадцать терпеливых, то они победят две сотни, если будет среди вас сотня, то они победят тысячу тех, которые не уверовали, потому что они народ не понимающий. Ныне облегчил вам Аллах, Он знает, что у вас есть слабость. А если будет среди вас сотня терпеливых, то они победят двести, а если будет среди вас тысяча, то они победят две тысячи с дозволения Аллаха» (Аль-Анфал, 65-66).

3) Пророк сказал: «Остерегайтесь семи пагубных грехов». Асхабы спросили: «О, Посланник Аллаха, какие это грехи?» Он сказал: «Придавать Аллаху сотоварищей, колдовство, убийство души, которую запретил Аллах, только как по праву (т.е. только в тех случаях, когда разрешается это делать), ростовщичество, пожирание имущества сирот, бегство с поля боя, и клевета на целомудренных верующих женщин». Этот хадис приводится у Аль-Бухари и у Муслима.

Вопрос: Есть ли ситуации, в которых разрешается отступление?

Ответ: Да, есть.

1) Когда идет бой, можно отступить для того, чтобы поменять позицию для продолжения боя (как, например, передвигаться с одной стороны на другую, из узкого места на широкое место, где легче вести бой, с открытого места в скрытое, или из низкого места на высокое).

2) Когда нет возможности продолжать бой, тогда можно отойти к другим частям мусульманской армии для дальнейшего ведения войны вместе с ними, и нет разницы в том, близки ли эти части или находятся далеко.

3) Когда количество кафиров в два раза больше количества мусульман, тогда разрешается отступление к другим силам мусульман.

Вопрос: Каковы доказательства разрешения отступления в упомянутых ситуациях?

Ответ: Доказательство дозволенности отступления в первом и втором случаях содержится в аяте: «А кто обратит к ним в тот день тыл, если не для поворота к битве или для присоединения к отряду, тот навлечет на себя гнев Аллаха»(Аль-Анфал, 16).

Доказательством разрешения отступления в третьем случае, содержится в аяте: «Ныне облегчил вам Аллах, Он знает, что у вас есть слабость. А если будет среди вас сотня терпеливых, то они победят двести, а если будет среди вас тысяча, то они победят две тысячи, с позволения Аллаха» (Аль-Анфал, 66).

Имам Шайрази, один из Шафиитских ученых пишет: «Если встретилось войско мусульман с войском неверных, и количество неверных не превышает количества мусульман более чем в два раза, то следует выстоять и сражение становится для них обязательным, но им разрешается отойти по двум причинам:

а) с намерением поворота для битвы,

б) для присоединения к другому отряду, даже если он находится далеко (а если кто-то из воинов отступает не с этими двумя намерениями, то он совершил большой грех).

Если же количество неверных превышает количество мусульман, более чем в два раза, то можно отступить. Но если муджахиды думают, что сражение не приведет к их гибели, то лучше им сражаться, не отступать и не убегать. Если же они думают, что бой приведет к их гибели, то отступление желательно, но не обязательно, потому что если они будут убиты, они получат степень шахидов. (Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 232-233)).

Автор книги «Аль-Джихад Аль-Китал фи Аль-Сияса Аль-Шарий» приводит разъяснения по поводу отступления:

1) Если какому-то муджахиду или военной группе выделена определенная позиция, или обозначена определенная роль в военной операции, то нельзя выходить за рамки запланированного, с намерением присоединиться к другой группе, или отойти для дальнейшего ведения войны, согласно доказательству, которое приводится в «Сахих Аль-Бухари» про лучников, которым Посланник Аллаха сказал: «Не оставляйте (это место) даже если вы увидите, что мы победили над ними. Не оставляйте (это место) даже если вы увидите, что мы проиграли им».

2) Если военный план разрешает маневренный отход, согласно обстоятельствам, то в этом случае муджахиду или группе можно передвигаться, оставив бой на какое-то, разрешенное время, с намерением отойти для ведения дальнейшей войны или примкнуть к другой группе. Любое перемещение, или движение, или прекращение стрельбы, кроме как для этих двух причин, считается бегством.

3) Джихад, в случае наступательной войны, когда он отвечает интересам мусульман, обязателен, если количество кафиров не превосходит больше чем в два раза количества мусульман. Если силы мусульман меньше этого числа, то наступательный джихад в этом случае разрешен, но не обязателен, если в отказе от него не будет вреда для мусульман.

4) Обязательный джихад, в случае оборонительной войны, имеет две ситуации:

Первая ситуация:

Когда кафиры объединились против всей мусульманской уммы, с целью стереть мусульманскую умму и Ислам с лица земли, в этом случае обязательно нужно вступить в бой с кафирами, каким бы не было соотношение сил, и мусульмане не имеют права думать об отступлении.

Вторая ситуация:

Когда кафиры не имеют цели полного уничтожения мусульманской уммы, а начали войну с целью захвата имущества мусульман или захвата территорий, то здесь, как и в предыдущей ситуации, следует обязательно защищаться и запрещается бегство, потому что бегство породит больше вреда, чем тот вред, который враг нанесет при поражении.

Но если все же можно избежать большого вреда, оставив сопротивление в данной местности в городе или в селе, то высшим амирам муджахидов можно разработать план отхода, после совещания и тщательного изучения ситуации, но нельзя иметь намерение окончательного отхода, отдав врагу эти места, а нужно иметь намерение подготовить необходимые силы и отобрать эту территорию у кафиров. (Аль-Джихад Аль-Китал фи Аль-Сияса Аль-Шарий (том 2, стр. 1189)).

Вопрос: Что является критерием в определении силы, количество или только сила?

Ответ: Большинство улемов считают, что критерием в определении силы является количество, опираясь при этом на аят: «А если будет среди вас сотня терпеливых, то они победят двести, а если будет среди вас тысяча, то они победят две тысячи с дозволения Аллаха» (Аль-Анфал, 66).

Другие улемы считают, что критерием в определении силы является сама сила, а не количество, и при этом основываются на действии Пророка, который при осаде Таифа отступил, несмотря на то, что количество мусульман было больше количества кафиров. Из этих двух ответов мы можем сделать два вывода:

1) Количество сражающихся будет считаться критерием в определении силы, когда обе армии, мусульманская и кафирская, имеют одинаковое вооружение.

2) Сила будет считаться критерием тогда, когда мусульманская и кафирская армии не имеют одинакового вооружения.

Наказание за бегство с поля боя:

Вопрос: Как нужно наказать того, кто без разрешения покинул поле боя?

Ответ: В Коране и в хадисах Пророка нет конкретного текста, определяющего наказание тому, кто без разрешения покинул поле боя. И поэтому наказание тому, кто покинул поле боя, будет определяться по усмотрению имама или кадия, учитывая при этом, в каких обстоятельствах это произошло.

Здесь можно привести некоторые случаи, касающиеся бегства с поля боя, которые имели место в истории.

1) В джихаде «Хунайн» Пророк поставил одно племя позади племени Бану-Сулайм и приказал им применить оружие, если Бану-Сулайм будут отступать в бою.

2) В том же джихаде «Хунайн», Умм Сулайма требовала от Пророка, убить тех, кто будет отступать в бою, но Пророк не согласился с ней.

3) В джихаде «Ярмук», командование мусульманской армии поставило женщин-мусульман позади армии, и потребовало от них, убить каждого, кто оставит поле боя.

4) Умар ибн Аль-Хаттаб, когда узнал, что мусульманская армия в битве при «Жиср» предпочла шахидство отступлению, сказал: «Если бы они отступили ко мне, то я бы был для них группой, о которой сказано в Коране: «…для присоединения к отряду».

5) Умар ибн Аль-Хаттаб поругал двух мусульман, покинувших поле боя без разрешения.

Аль-Мухаззал и Аль-Муржив.

Вопрос: Кто такой аль-мухаззал?

Ответ: Аль-мухаззал – это тот, который всегда жалуется. Например, говорит, что слишком холодно или слишком жарко и т.д. (Аль-Мугни (том 9, стр. 183), Аль-Ровдга (том 10, стр. 230)).

Вопрос: Кто такой аль-муржив?

Ответ: Аль-муржив – это тот, кто своими разговорами сеет панику в армии мусульман. Например, кричит, что мусульмане погибнут, нам нет поддержки, против кафиров не устоит никто и т.д. (Аль-Мугнит (том 9, стр. 183), Аль-Ровдга (том 10, стр. 230)).

Вопрос: Как нужно поступить с аль-мухаззалом и аль-мурживом, если джихад фарз-кифая?

Ответ: Имам должен запретит им выходить на джихад вместе с мусульманской армией, потому что от них нет пользы.

Вопрос: На каком основании можно запретить им выход на джихад?

Ответ: Всевышний Аллах сказал: «Если бы они вышли с вами, то увеличили бы в вас только порчу и поторопились бы среди вас, стремясь к смятению у вас. А если среди вас есть прислуживающиеся к ним: ведь Аллах знает несправедливых!» (Ат-Товба, 47).

Вопрос: Если аль-мухаззал и аль-муржив вышли на джихад, то будут ли они иметь долю из трофеев?

Ответ: Нет, они не будут иметь долю от трофея. (Аль-Мухаззаб (том 2, стр. 245), Аль-Мугни (том 9, стр. 218)).

Шахиды.

Вопрос: Что означает слово «шахид»?

Ответ: Шахид, который не омывается, над которым не совершается похоронный намаз – это тот, кто умер в битве с кафирами, во время боя, одинаково, был ли он убит кафиром, или был нечаянно убит мусульманином, или нечаянно ударил сам себя, или упал с коня и умер, или на него наступило любое другое животное, или его поразила стрела, выпущенная неизвестно кем, мусульманином или кафиром, или его нашли убитым после боя и неизвестна причина его смерти, без разницы, есть на нем след крови или нет, и без разницы, сразу он умер или остался жить некоторое время, а потом умер из-за этого ранения, одинаково кушал он, или пил, или делал завещание, или ничего не делал после ранения. (Аль-Мажму (том 5, стр. 218)).

Вопрос: Почему его назвали шахидом?

Ответ: Точным переводом слова «шахид» является «свидетель». Имам Ан-Навави указал семь причин, по которым его назвали свидетелем:

1) Потому что Аллах и Его Посланник свидетельствуют в том, что он будет в Раю.

2) Потому что он живой у Аллаха.

3) Потому что ангелы милости будут свидетельствовать, когда берут его душу.

4) Потому что он из тех, которые будут свидетельствовать над общинами.

5) Потому что это будет явное свидетельство о его вере и благом конце.

6) Потому что его кровь является свидетелем его «шахады».

7) Потому что душа будет свидетелем Рая (т.е. увидит Рай) в то время, как души других не будут свидетелями Рая до Судного Дня. (Аль-Маджму (том 5, стр. 342)).

Вопрос: Каким бывает шахид?

Ответ: Имам Ан-Навави говорит, что шахид бывает трех категорий.

1) Шахид этого мира и Судного Дня (ему будет отдельный аджр, они (шахиды) живые, у Аллаха получают свой удел) – это тот, который умер по одной из причин в войне с кафирами до окончания войны.

2) Шахид загробной жизни – это умерший от эпидемии или утонувший и т.д.

3) Шахид этого мира, но не следующего – это тот, кто был убит в войне с кафирами, но взял вещь из трофея до его распределения, или был убит при бегстве с поля боя, или воевал ради показухи и т.п. В отношении этих людей, будет применяться решения шахидов в этом мире, (т.е. их не будут омывать и совершать над ними молитву), но в том мире для них не будет аджра шахидов. (Аль-Маджму (том 5, стр. 219)).

Вопрос: Нужно ли омывать шахида?

Ответ: Имамы Аш-Шафии, Абу Ханифа, Малик и Ахмад считают, что шахида не нужно омывать, потому что Джабир рассказал, что Пророк сказал о шахидах в битве Ухуд: «Похороните их вместе с их кровью и не омывайте их». Этот хадис приводится у Аль-Бухари и Ан-Насаи, Ибн Маджа и Ат-Тирмизи. (Аль-Маджму (том 5, стр. 219), Аль-Мудавван (том 1, стр. 183), Тухва Аль-Фукаха (том 1, стр. 259)).

Вопрос: Что нужно сделать, если мусульманин стал шахидом будучи жунуб?

Ответ: Имамы Аш-Шафии, Малик и Ахмад считают, что если мусульманин стал шахидом, будучи жунуб, то не нужно его омывать.

Имам Абу Ханифа считает, что его нужно омывать, опираясь при этом на то, что Ханзала ибн Абу Амр стал шахидом, будучи жунуб, и Пророк сказал: «Его искупали ангелы». Этот хадис приводится у Аль-Хакима и Аль-Байхаки. Имам Аль-Навави считает этот хадис недействительным, следовательно, мнение имамов Аш-Шафии, Малика и Ахмада является предпочтительным. (Тухва Аль-Фукаха (том 1, стр. 260), Аль-Маджму (том 5, стр. 218), Хашийа Аль-Дусуки (том 1, стр. 326)).

Вопрос: Можно ли омывать женщину-мусульманку, если она стала шахидом до полного омовения от менструации?

Ответ: Алимы мазхаба Шафии считают, что если мусульманка стала шахидом до того, как сделала полное омовение от менструации, то ее не нужно омывать.

Алимы мазхаба Ханафи считают, если она стала шахидом до того, как остановилась кровь месячного цикла, то не надо омывать ее. Если же она стала шахидом после того, как остановилась кровь месячного цикла, но до того, как она сделала полное омовение, то нужно ее омывать. (Аль-Маджму (том 5, стр. 217), Тухва Аль-Фукаха (том 1, стр. 260)).

Вопрос: Нужно ли омывать ребенка-мусульманина, ставшего шахидом?

Ответ: Большинство алимов считают, что не нужно омывать ребенка-мусульманина ставшего шахидом.

Имам Абу Ханифа считает, что нужно его омывать. Мнение большинства алимов по этому вопросу считается предпочтительным. (Аль-Маджму (том 5, стр. 224)).

Саван для шахида.

Вопрос: Что будет саваном для шахида?

Ответ: Саваном для шахида будет его одежда, в которой он стал шахидом. Потому что Пророк приказал похоронить мусульман, ставших шахидами при Ухуде в их одеждах. Этот хадис приводится у Абу Дауда. (Аль-Мудавван (том 1 стр. 183), Бадаи Аль-Санаи (том 1 стр. 323)).

Вопрос: Что нужно сделать, если одежда шахида не покрывает его тело полностью?

Ответ: Нужно прикрыть открытые части тела чем-то другим, потому что так сделали с Мусабом ибн Умайром, ставшим шахидом в день Ухуда. Этот хадис приводится у Аль-Бухари и Муслима.

Вопрос: Что нужно снять с шахида?

Ответ: С шахида снимают все, что не считается одеждой, его оружие, все кожаное и т.д. (Аль-Мажму (том 5 стр. 218), Аль-Мудавван (том 1 стр. 183), Бадаи Аль-Санаи (том 1 стр. 324)).



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.022 с.)