УЧЕБНОГО КУРСА «УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

УЧЕБНОГО КУРСА «УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС»



Тема 1. Понятие, сущность и задачи уголовного процесса

По этой теме, прежде всего, необходимо уяснить понятие уголовного процесса. При этом следует иметь в виду, что по данному вопросу в юридической литературе высказаны разные точки зрения. Под уголовным процессом, во-первых, понимается урегулированная нормами уголовно-процессуального права деятельность, реализуемая посредством уголовно-процессуальных отношений. Во-вторых, уголовно-процессуальное право - это отрасль права, занимающая определенное место в правовой системе. Уголовный процесс - это и наука, и, наконец, учебная дисциплина.

При рассмотрении задач уголовного процесса внимательно изучить ст. 6 УПК РФ.

Студенты должны иметь четкое представление о стадиях уголовного процесса (его составных частях); знать общее понятие стадии уголовного процесса, совокупность признаков (черт), которыми характеризуется каждая стадия. С этой целью рекомендуется графически изобразить систему стадий уголовного процесса, указав задачи каждой из них; круг субъектов в каждой стадии; особенности процессуального действия; процессуальный документ, которым она завершается.

Следует усвоить содержание уголовного процесса, таких основополагающих понятий, как процессуальные функции, процессуальная форма, процессуальные гарантии, уголовно-процессуальные акты и их виды. Это позволит раскрыть сущность уголовного процесса, полномочия его субъектов, гарантии прав граждан в процессе и другие важные вопросы курса.

Трактовка ряда вопросов в литературе по уголовному процессу различна. Студенты должны знать, прежде всего, закон. Они могут иметь свою точку зрения по обозначенному вопросу, которую надо уметь обосновать. Так, имеются различные трактовки понятия процессуальной функции. Однако в любом случае функции нельзя отождествлять с задачами уголовного судопроизводства. Надо исходить из того, что различные функции, возложенные на органы и должностных лиц, ведущих уголовный процесс, способствуют выполнению задач уголовного судопроизводства, которые поставлены перед правоохранительными органами. Различные функции государственных органов в процессе (например, обвинение и разрешение дела). Разделение функций обвинения и защиты, обеспечение равенства процессуальных прав обвинения и защиты в целом создает условия для реализации принципа состязательности в уголовном процессе.

 

Тема 2.Источники уголовно-процессуального права

Основные положения о законе как источнике права студентам должны быть известны из курса общей теории государства и права. Опираясь на полученные ранее знания, нужно уяснить сущность и значение уголовно-процессуального закона в осуществлении задач уголовного судопроизводства.

Необходимо разобраться в следующих вопросах: о влиянии на уголовно-процессуальное законодательство и прямом действии конституционных норм в уголовном судопроизводстве; о соотношении конституционных норм, федеральных законов и подписанных Россией международных договоров, о роли и значении для уголовно-процессуальной деятельности Постановлений Пленума Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ, приказов Генерального прокурора и министра внутренних дел.

Необходимо разобраться в вопросе о действии уголовно-процессуального закона во времени и пространстве. С этой целью следует вспомнить соответствующие положения из курса теории государства и права. Необходимо также уяснить отличие действия уголовно-процессуального закона по месту и времени от уголовного закона, проследить развитие уголовно-процессуального законодательства, выделить законодательные акты, направленные на развитие и совершенствование демократических принципов судопроизводства.

При изучении курса нужно обращаться не только к уголовно-процес­суальным законам, но также к законам, регулирующим судоустройство или определяющим компетенцию и порядок деятельности других органов в судопроизводстве, например, федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», закон «О статусе судей в Российской Федерации», а также действующие постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

 

Тема 3. Принципы уголовного процесса и их система

Изучение данной темы необходимо начать с изучения понятия и значения принципов (начал) уголовного процесса как основных, руководящих положений, выражающих сущность уголовного судопроизводства. Указанные принципы характеризуются рядом признаков, определяющих их сущность, место и значение в уголовном процессе. Эти признаки нужно знать.

Студенты должны изучать тексты соответствующих статей Конституции РФ и УПК РФ. Нужно знать, как принципы, закрепленные в Конституции РФ, конкретизируются в уголовно-процессуальных нормах. С этой целью полезно сопоставить конституционные нормы о принципах с уголовно-процессуальными нормами, обратив внимание на то, как в уголовно-процессуальном законе раскрывается содержание принципов.

От студентов требуется умение раскрыть понятие, содержание и гарантии таких начал судопроизводства, как состязательность, неукос­нительное соблюдение презумпции невиновности, недопустимость как обвинительного уклона, так и попустительство по отношению к тем, кто посягнул на закон.

Нужно не только знать содержание каждого принципа, но уметь показать, как он реализуется и каковы особенности проявления каждого из них в различных стадиях процесса. При этом нельзя забывать о том, что эти принципы имеют нормативный характер, то есть являются закрепленными в законе правовыми предписаниями (наиболее общими и руководящими).

 

Тема 4. Участники уголовного судопроизводства

Прежде чем приступить к изучению данной темы, необходимо уяснить понятие субъекта уголовного процесса. При этом целесообразно исходить из предложенной в ряде работ классификации субъектов уголовного процесса по определенным основаниям. Приступая к рассмотрению органов, осуществляющих производство по уголовному делу, следует вспомнить конституционные положения о каждом из этих органов, имея в виду, что их процессуальное положение различно (это вытекает из различия выполняемых ими функций).

Относительно полномочий государственных органов студенты должны знать, что особое место в их системе занимает суд, исключительные полномочия которого вытекают из конституционных основ правосудия и полномочий суда.

Одной из важнейших задач правовой реформы является поднятие авторитета суда, обеспечение безусловной независимости судей и подчинение их только закону. Меры, направленные на поднятие авторитета суда, закреплены в законе о статусе судей. Если по, времени изучения данного курса будут приняты новые законы, внесены изменения в действующие нормативные акты, студенты должны уметь объяснить суть изменений и те организационные и правовые гарантии, которые они создают для осуществления справедливого правосудия.

Необходимо знать задачи прокурора в уголовном судопроизводстве, его процессуальное положение в разных стадиях процесса. Для более полного уяснения полномочий прокурора в уголовном процессе нельзя ограничиваться, изучением только УПК РФ, следует обратиться к федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации».

Необходимо уяснить, по какому принципу разграничиваются процессуальные полномочия органов следствия и органов дознания, наполняемые ими функции. Студенты должны знать, в чем различие полномочий органа дознания и лица, производящего дознание.

Затем надо рассмотреть понятие и круг участников процесса, выяснить отличие этого понятия от понятий «участник судебного разбирательства» и «участвующие в деле лица».

Что касается отдельных участников процесса, то здесь следует уяснить следующие вопросы:

- понятие конкретного участника процесса по закону (например, понятие «подозреваемый», «обвиняемый»);

- момент появления конкретного участника в деле. Так, потерпевший как процессуальная фигура появляется в деле после вынесения соответствующего постановления (определения) о признании лица потер­певшим. Обвиняемый - лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении его в этом качестве;

- процессуальное положение участника, то есть совокупность его прав и обязанностей.

Их рассмотрение рекомендуется начать с процессуального положения обвиняемого как центральной фигуры процесса. Целесообразно сопоставить процессуальные права и обязанности различных участников процесса (обвиняемого и подозреваемого, обвиняемого и потерпевшего, потерпевшего и гражданского истца и др.) и понять, в чем заключается различие их процессуального положения и чем оно объясняется.

Важное значение имеет участие защитника в уголовном процессе. Необходимо знать момент допуска защитника, круг лиц, допускаемых в качестве защитника на предварительном следствии и в суде, порядок приглашения и назначения защитника, случаи обязательного участия защитника, процессуальное положение защитника, его права и обязанности.

Следует ознакомиться с соответствующими постановлениями Пленума Верховного Суда РФ по вопросам обеспечения прав участников процесса.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.170.171 (0.014 с.)