Указания по изучению особенной части учебного курса «уголовный процесс» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Указания по изучению особенной части учебного курса «уголовный процесс»



 

Тема 7. Ходатайства и жалобы

Студент должен уяснить роль жалоб и ходатайств в достижении задач уголовного процесса. Необходимо знать, кто может пользоваться жалобами и ходатайствами, чьи действия и решения могут быть обжалованы.

Следует учесть, что УПК РФ предусматривает три вида порядка обжалования: руководителю следственного органа, прокурору и в суд. Соответственно каждому виду определен порядок рассмотрения жалоб.

 

Тема 8. Процессуальные сроки и процессуальные издержки

При изучении данной темы нужно уяснить значение соблюдения сроков для расследования дел, понятие разумного срока и последствия его нарушения.

Необходимо также изучить содержание судебных издержек, их назначение.

 

Тема 9. Реабилитация

Реабилитация – новый институт уголовного процесса и его изучению необходимо уделить особое внимание. При этом важно уяснить: какие субъекты имеют право на реабилитацию, каковы основания для реабилитации, каков механизм реализации права на реабилитацию.

 

Тема 10. Возбуждение уголовного дела

Возбуждение уголовного дела считается первой стадией уголовного процесса, поскольку для него характерны те черты, которым должна соответствовать стадия.

Студенты должны знать понятие повода к возбуждению дела, а также конкретные поводы, установленные законом; уяснить, что понимается под основаниями к возбуждению дела, и его характеристику.

Затем необходимо рассмотреть обстоятельства, исключающие производство по делу, и научиться их классифицировать по уголовно-правовому или процессуальному признаку. Надо разобраться, с помощью каких методов устанавливается наличие или отсутствие оснований к возбуждению уголовного дела, в какие сроки должен быть разрешен вопрос о возбуждении дела. Необходимо также знать: I) какие органы наделены полномочиями разрешить вопрос о возбуждении дела; 2) какие решения могут быть приняты в этой стадии процесса; 3) как оформляется решение о возбуждении дела или об отказе в этом. Особое внимание при этом следует обратить на обязанности следователя (другого органа) при возбуждении дела по принятию мер к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления; уяснить, как осуществляется надзор прокурора за законностью и обоснованностью возбуждения дела или отказа в этом. Надо знать также особенности возбуждения дел определенных категорий: частного и частно-публичного обвинения, по заявлению коммерческой или иной организации, в отношении судей, депутатов, прокуроров и т. д.

Кроме того, надо знать, какие наиболее типичные ошибки допускаются при приеме и проверке заявлений и жалоб, в чем именно может проявиться незаконность отказа в возбуждении уголовного дела и в чем состоят негативные последствия такого решения.

 

Тема 11. Предварительное следствие и дознание

Следствие и дознание (предварительное расследование) относятся к досудебной деятельности, досудебному производству.

При изучении темы «Предварительное следствие и дознание» необходимо прежде всего уяснить понятие и значение стадии предварительного расследования. Надо знать, что предварительное расследование – родовое понятие, охватившее два вида расследований: предварительное следствие и дознание. В связи с этим следует уяснить место каждого вида расследования в системе данной стадии.

Необходимо внимательно ознакомиться с общими условиями предварительного следствия, в которых определяются начала деятельности следователя (общие правила), обеспечивающие быстрое, полное, объективное, всестороннее исследование всех имеющих значение для дела обстоятельств совершенного преступления и установление истины по делу; знать понятие общих условий, их соотношение с принципами процесса, а также характеристику каждого общего условия. Следует четко представлять, как в законе определяется место производства предварительного следствия, сроки предварительного следствия и порядок их продления, требования, предъявляемые к, документам на стадии предварительного расследования, виды, содержание, структуру этих документов. Необходимо также разобраться в подследственности уголовных дел следователям разных ведомств, правильно понимать исключительную подследственность дел следователям следственного комитета РФ.

Студенты должны уяснить понятие следственного действия, а также системы следственных действий, совершаемых в этой стадии процесса.

В отношении каждого следственного действия необходимо знать его сущность, назначение, основания, условия и порядок проведения; порядок процессуального оформления и фиксации хода и результатов следственного действия в протоколах; круг участвующих в нем лиц; какие научно-технические средства могут применяться при производстве следственных действий и каков порядок их применения.

Среди процессуальных действий особое место занимает привлечение лица в качестве обвиняемого. Оно осуществляется при наличии определенных условий и оснований. Надо иметь четкое представление о том, какие действия и решения оно в себя включает, изучить процессуальный порядок привлечения лица в качестве обвиняемого, права обвиняемого в стадии предварительного расследования, порядок допроса обвиняемого, порядок избрания меры пресечения и порядок отстранения обвиняемого от должности.

При определении момента привлечения лица в качестве обвиняемого важно исходить из таких понятий, как предмет и пределы доказывания, что дает возможность правильно понять основания привлечения в качестве обвиняемого. Целесообразно сравнить основания возбуждения уголовного дела и основания привлечения лица в качестве обвиняемого и определить, в чем сходство и различие этих оснований, а также сопоставить содержание постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого и обвинительного заключения.

Изучая порядок приостановления предварительного расследования, студенты должны уяснить, что означает приостановление производства по делу, в чем состоит различие приостановления и прекращения дела, каковы условия, основания и порядок такого приостановления, каковы условия и порядок возобновления производства по приостановленному делу. Затем следует рассмотреть формы и порядок окончания предварительного следствия, основания для прекращения дела, предусмотренные законом, порядок прекращения дела и порядок обжалования постановления следователя о прекращении дела.

Студенты должны хорошо знать процедуру ознакомления участников процесса с материалами предварительного следствия, их права и обязанности.

Необходимо уяснить требования закона к обвинительному заключению и обвинительному акту, их структуру, содержание и значение, права прокурора при утверждении им обвинительного заключения и обвинительного акта.

 

Тема 12. Подсудность

УПК РФ предусматривает несколько видов подсудности. Поэтому нужно выявить критерии каждого вида подсудности и иметь навыки пользоваться ими для правильного определения подсудности. Важно также знать последствия нарушения определения подсудности.

 

Тема 13. Подготовка дела к судебному заседанию

Стадия подготовки дела к судебному заседанию направлена на решение следующих задач: проверить наличие всех условий, необходимых для успешного следственного разбирательства.

Вопросы, разрешаемые в этой стадии, можно разбить на две группы:

1.Есть ли основания для рассмотрения уголовного дела в суде вообще и именно в этом суде? Соблюдены ли правила о подсудности? Нет ли оснований для прекращения или приостановления дела, либо возвращения его прокурору?

2. Разрешение вопросов по непосредственной подготовке дела к судебному разбирательству (о месте и времени судебного заседания; лицах, подлежащих вызову в суд; о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании; о мере пресечения и др.).

 

Тема 14. Судебное разбирательство

Необходимо прежде всего уяснить сущность, значение судебного разбирательства как центральной стадии процесса, в которой реализуются особые полномочия суда, указанные в ст. ст. 118 и 120 Конституции РФ. Именно в судебном разбирательстве наиболее полно реализуются все конституционные принципы уголовного процесса.

Особое внимание следует обратить на общие условия судебного разбирательства, их соотношение с принципами уголовного судопроизводства. Специфику данной стадии, ее особую процессуальную форму и гарантии правильного разрешения дела во многом определяют общие условия судебного разбирательства. От студентов требуется умение охарактеризовать каждое общее условие, объяснить его значение для законности судебного разбирательства и вынесения законного и обоснованного приговора.

Необходимо уяснить структуру судебного разбирательства, непосредственную задачу каждой его части, содержание и порядок производимых процессуальных действий и принимаемых решений; знать, какое место занимает в судебном разбирательстве судебное следствие, какое значение оно имеет для постановления правосудного приговора.

Затем следует рассмотреть порядок постановления приговора, разрешаемые в нем вопросы, обратив внимание на тесную связь этого порядка с принципами уголовного процесса (например, тайна совещания судей - одно из проявлений принципа независимости судей и подчинение их только закону). Чтобы лучше разобраться в структуре данной стадии, рекомендуется составить схему судебного разбирательства, выделить его части и указать основные процессуальные действия в последовательности, предусмотренные законом.

Что касается приговора, то при изучении этого вопроса нужно исходить из его значения как важнейшего акта правосудия, понимать, что оно достигается вынесением законного и обоснованного как обвинительного, так и оправдательного приговора по делу. Необходимо знать, какие вопросы находят свое решение в приговоре, уяснить требования, которым должен отвечать правосудный приговор. Важно понять, в чем должны выражаться законность, обоснованность и мотивированность приговора, какое значение законом и судебной практикой вкладывается в понятие «справедливость приговора». При этом следует показать правовое значение обвинительного или оправдательного приговора.

Студенты должны знать виды приговора, основания его постановления, содержание приговора, его структуру. Тем, кто не работает в суде и не прошел практику, необходимо посетить одно - два судебных заседания, ознакомиться с приговорами и определениями суда.

Большое внимание нужно обратить на изучение особенностей судебного разбирательства при согласии обвиняемого с обвинением и при заключении соглашения о сотрудничестве (глава 40 и 40-1 УПК РФ).

В связи с имеющимися особенностями разбирательства у мирового судьи нужно уяснить: подсудность дел, относящихся к мировому судье, возбуждение дел частного обвинения, порядок рассмотрения дел.

Нужно обратить внимание на привлечение мировым судьей органов расследования для установления виновных и оказания помощи в собирании доказательств.

Студентам следует внимательно отнестись к изучению суда присяжных. В первую очередь нужно разобраться в назначении суда присяжных, его отличии от обычного суда. Необходимо знать порядок составления списков присяжных и порядок подбора присяжных заседателей для рассмотрения конкретного дела в суде (общие списки и запасные; освобождение присяжного от исполнения обязанностей, особенности отводов присяжных и жеребьевка). Необходимо уяснить функциональное назначение присяжных.

Производство в суде присяжных состоит из двух частей: разбирательство дела с вынесением сначала вердикта присяжных, а затем приговора суда. Студенты должны иметь четкое представление об особенностях производства в суде присяжных в сравнении с производством в обычном суде. При этом особое внимание следует обратить на реализацию в деятельности суда присяжных принципа состязательности.

 

Тема 15. Производство в суде второй инстанции

Апелляционное производство

При изучении данной темы нужно уяснить сущность апелляционного производства. При этом, особое внимание уделить на его признаки, которые выгодно отличают апелляцию от кассации. В полном объеме апелляция начнет действовать в российском уголовном процессе с 01.01.2013 г., поэтому основным источником для изучения данной темы должен быть Федеральный закон РФ от 29.12.2010. Особого внимания требует уяснение порядка заседания, исследование доказательств апелляционным судом. Следует также изучить виды решений апелляционного суда, порядок их обжалования.

 

Производство в кассационной инстанции

Кассационное производство - форма надзора вышестоящих су­дов за законностью и обоснованностью приговора. Студенты должны уяс­нить понятие и задачи кассационного производства, его значение для своевременного выявления и устранения допущенных судом первой и апелляционной инстанций процессуальных нарушений и ошибок для охраны прав и законных интересов участников процесса.

Кассация характеризуется определенными чертами, которые выражают ее сущность и вытекают из общих процессуальных принципов. Особое внимание следует обратить на правила, допускающие возможность поворота к худшему. Нужно знать, из каких принципов процесса оно вытекает, какие права личности обеспечивает, с какими чертами кассации связано и их дополняет, как ограничивает полномочия суда кассационной инстанции на принятие решений суда первой инстанции при новом рассмотрении дела после отмены приговора.

Важное значение имеет, усвоение вопроса о кассационных основаниях к отмене и изменению приговора, перечень и содержание которых дается в законе. Студенты должны знать процессуальный порядок кассационного обжалования и опротестования приговоров, а также рассмотрения дела в кассационной инстанции; правовое положение лиц, обжаловавших и опротестовавших приговор и участвующих в рассмотрении дел.

Необходимо уяснить полномочие суда кассационной инстанции, особен­ности оценки доказательств в этой стадии процесса, вопросы об обязатель­ности указаний кассационной инстанции при новом расследовании и рассмотрения дела судом первой инстанции, о последствиях рассмотрения дела в кассационном порядке. Необходимо изучить виды и содержание кассационных определений, знать полномочия суда первой инстанции, рассматривающего дела после отмены первоначального приговора, а также полномочия прокурора при возращении ему дела.

Закон РФ от 29.12.2010 г. вносит существенные изменения в кассацию. Закон может применяться с 01.01.2013 г. Однако студенты должны быть знакомы с ним.

Тема 16. Исполнение приговора

Исполнение приговора - заключительная стадия уголовного процесса. Студенты должны уяснить понятие данной стадии и ее значение, исходя из того, что в нее входит не собственно реализация решения - исполнение приговора (эта деятельность регламентируется административным, уголовно-исполнительным и другими отраслями права), а лишь решение возникающих при этом вопросов процессуального характера.

При изучении темы необходимо остановиться на таких моментах, как вступление приговора, определения и постановления суда в законную силу и приведение их в исполнение, разрешение судом вопросов при приведении приговора в исполнение, процессуальный порядок разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора. Следует знать, что исполнение приговора – широкое понятие, охватывающее, помимо административной и иной деятельности исправительно-трудовых учреждений, деятельность суда, прокуратуры по реализации приговора. Однако в курс уголовного процесса входит изучение лишь процессуальных вопросов, возникающих при исполнении приговора.

Нужно иметь четкое представление о том, что такое вступление приговора в законную силу, когда этот момент наступает, какими свойствами характеризуется вступивший в законную силу приговор. Необходимо при этом уяснить зависимость между двумя моментами: вступлением приговора в законную силу и обращением его к исполнению.

Студенты должны усвоить круг вопросов, разрешаемых судом в стадии исполнения приговора, и процессуальный порядок их разрешения.

 

Тема 17. Производство в надзорной инстанции

Изучая эту тему, студенты должны знать, что надзорная инстанция является исключительной. По общему правилу именно в апелляционной и кассационной инстанциях исправляются ошибки, допущенные судом первой инстанции. В порядке же надзора судебные акты должны пересматриваться в исключительных случаях. Исключительность надзорного пересмотра уголовных дел предопределяется, прежде всего тем, что пересматриваются приговоры судов, уже вставшие в законную силу, исполняющие или даже уже исполненные. В этом заключается одно из главных особенностей надзорной инстанции.

Студентам следует знать и другие отличия рассмотрения дел в порядке надзора от кассационного рассмотрения.

Важное значение имеет тише уяснение вопроса об основаниях отмены и изменения судебных актов по уголовным делам в порядке надзора, их отличия от кассационных оснований, об участниках рассмотрения дел в порядке надзора.

Необходимо уяснить полномочия надзорной инстанции, виды и содержание судебных актов надзорной инстанции.

Закон РФ от 29.12.2010 г. вносит серьезные изменения в надзорное производство. Закон начнет применяться с 01.01.2013 г. Студенты должны быть с ним ознакомлены.

 

Тема 18. Возобновление дел по новым и вновь открывшимся обстоятельствам

Возобновление дел по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, как и надзорное производство – исключительная стадия уголовного процесса. Студенты должны уяснить сущность рассматриваемой стадии и ее отличие от надзорного производства.

Нужно знать основания возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам и их классификацию, сроки и порядок возобновления дел. Разбирая понятие «новых» и «вновь открывшихся обстоятельств», следует иметь в виду, что законодательство делит все обстоятельства на две группы. От того, к какой группе относятся обстоятельства зависит порядок производства в данной стадии процесса.

 

Тема 19. Производство по делам несовершеннолетних

Производство по делам несовершеннолетних осуществляется по общим правилам, установленным уголовно-процессуальным законом, но имеет ряд особенностей. Особый порядок производства по делам этой категории создает дополнительные гарантии для несовершеннолетнего обвиняемого, который хотя и может быть субъектом уголовного процесса, но еще не сформировался в психолого-социальном отношении как личность.

Студенты должны знать особенности возбуждения уголовного дела, производства предварительного расследования, судебного разбирательства по делам несовершеннолетних, права и обязанности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого), его защитника и законных представителей. Эти особенности относятся, в частности, к предмету доказывания по делам несовершеннолетних, участию защитника, законного представителя, применению задержания и мер пресечения, привлечению представителей несовершеннолетнего, прекращению дела и т.д.

 

Тема 20. Производство по применению принудительных мер медицинского характера

При изучении данной темы рекомендуется вспомнить учение, о субъекте преступления в уголовном праве и об основаниях уголовной ответственности. Нужно исходить из того, что принудительные меры медицинского характера - не уголовное наказание, они преследуют иные цели.

Студенты должны уяснить понятие принудительных мер медицинского характера, основания и условия их применения, особенности возбуждения дела, расследования и судебного рассмотрения, в частности, особенности предмета доказывания для данной категории дел.

Необходимо знать, какие вопросы разрешает суд, каков порядок обжалования и опротестования решения суда, а также порядок отмены или изменения принудительных мер медицинского характера.

 

Тема 21. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц

 

Следует иметь в виду, что УПК РФ устанавливает особое положение отдельных лиц, которых необходимо оградить от необоснованного вторжения в их деятельность путем возбуждения против них уголовного преследования.

Студенты должны знать круг таких лиц. Необходимо уяснить, как обеспечивается недопустимость необоснованного вмешательства в деятельность таких лиц, обратить внимание на особенности возбуждения уголовных дел.

 

Тема 22. Уголовный процесс в зарубежных странах и международном сотрудничестве

Студентам необходимо знать общую характеристику уголовного процесса развитых зарубежных государств (Германии, Великобритании, США и др.). При этом следует учитывать, что для развитых зарубежных стран характерны две формы процесса: состязательный и смешанный. На примере отдельных стран необходимо уметь объяснить разницу между первым и вторым видом процессов.

Желательно, чтобы студент мог ориентироваться в том, что именно из опыта этих стран в области уголовного судопроизводства можно было бы использовать при реформировании уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Необходимо уяснить и формы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.045 с.)