По теме: «судебное разбирательство» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По теме: «судебное разбирательство»



1. Цели игры.

Целями данного вида деловой (ролевой) игры являются:

- во-первых, определение уровня теоретических знаний и основ практического применения уголовно-процессуального закона при проведении судебного разбирательства, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, а также знания студентами позиций Конституционного и Верховного судов РФ, Европейского Суда по правам человека;

- во-вторых, выявление ошибочного уяснения сущности уголовно-процессуального законодательства, в частности его отдельных норм в области регулирования порядка проведения судебного разбирательства;

- в-третьих, формирование и закрепление навыков практического применения и профессионального поведения участников судебного разбирательства, продемонстрированных лично или наблюдаемых в ходе проведения данной деловой игры;

- в-четвертых, выявление способностей студентов по самостоятельному (но соответствующему УПК РФ) и оперативному разрешению процессуальных казусов, внедрению в учебный процесс основ толкования процессуального закона;

- в-пятых, выявление способности к оценке доказательств и процессуально правильному аргументированию своей позиции;

- в-шестых, выявление уровня владения навыками составления мотивированных процессуальных документов;

- в-седьмых, воспитание персональной профессиональной ответственности за принятые в ходе проведения судебного разбирательства процессуальные решения.

2. Общее задание.

В ходе деловой игры участникам на основе распределения процессуальных ролей предлагается в условиях, приближенных к реальности, провести судебное разбирательство по одной из ранее выбранных фабул уголовного дела (материалы уголовного дела могут быть предложены руководителем деловой игры или подготовлены студентами самостоятельно). Данный вид деловой игры проводится со студентами в часы семинарских занятий по курсу «Уголовный процесс».

Во многом успешность проведения деловой игры зависит от четкого определения и следования правилам деловой игры.

В связи с этим необходимо определить общие правила деловой игры.

Участникам деловой игры следует:

1. Знать нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность участников процесса в судебном разбирательстве (при этом, необходимо обратить внимание на решения Европейского Суда по правам человека, Постановления Конституционного и Верховного судов РФ).

2. Знать теоретические положения, существующие научные взгляды в теории и практике уголовного процесса, тенденции развития и разрешения отдельных правовых проблем, включенных в тему деловой игры.

3. Ознакомиться и проанализировать основные требования к данному виду деловой игры.

4. Изучить основные этапы блок-схемы (структуры, сценария) деловой игры, последовательность их проведения, четко выполнять алгоритм игры.

5. В рамках объема индивидуального задания выполнять работу самостоятельно с использованием творческого потенциала и профессиональных навыков в области уголовного судопроизводства.

6. Юридически грамотно, с соблюдением требований УПК РФ составить все необходимые процессуальные документы (в зависимости от индивидуального задания).

7. По всем возникшим вопросам, касающихся как методики организации проведения самой деловой игры, так и вопросов теории и практики уголовного процесса, участники вправе обращаться за консультацией к руководителю игры (преподавателю).

8. В процессе деловой игры следует соблюдать дисциплину, культуру и этику профессионального общения, своевременно выполнять указания руководителя деловой игры.

Руководитель [1] в процессе подготовки и проведения деловой игры:

1. Четко определяет и объясняет участникам замысел деловой игры, ее цели и задачи;

2. Уточняет совместно с участниками сценарий деловой игры с учетом особенностей избранной правой ситуации;

3. Распределяет роли участников (с учетом их мнения) или предоставляет участникам возможность самим распределить роли;

4. Принимает на себя руководство выполнением и координирование всего подготовительного этапа деловой игры;

5. Определяет индивидуальные задания участников групп;

6. Предоставляет студентам сведения об основной, дополнительной литературе, нормативно-правовых актах, решениях Европейского Суда по правам человека, постановлениях Верховного и Конституционного судов РФ, использование которых необходимо при подготовке и проведению деловой игры;

7. Знакомит с бланками необходимых процессуальных документов и правилами их оформления;

8. Находится в постоянном взаимодействии с игровым коллективом, дает необходимые указания, проводит консультирование участников;

9. Создает необходимый эмоциональный фон деловой игры;

10. Следит за выполнением регламента деловой игры и оперативно координирует ее ход;

11. Проводит совместно с участниками обсуждение итогов деловой игры. Систематизирует допущенные индивидуальные и групповые ошибки и, в целях предотвращения их дальнейшего допущения, акцентирует на них внимание при проведении лекционных, семинарских занятий по курсу «Уголовный процесс».

3. Сценарий игры (блок-схема):

Подготовительный этап (данный этап может быть проведен в часы консультации руководителя деловой игры, а также часы, отведенные для самостоятельной работы студентов.).

В ходе подготовительного этапа деловой игры «Судебное разбирательство» руководитель разъясняет будущим игрокам замысел деловой игры и определяет цели, которые планируется достичь.

Кроме того, руководитель игры обращает внимание на нормативные акты, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, правовые позиции Конституционного Суда РФ, Европейского Суда по правам человека, образцы процессуальных документов, которые необходимо проанализировать при подготовке к деловой игре.

При выборе уголовного дела (которое может быть предложено руководителем игры или самими студентами) следует учитывать следующие обстоятельства: в проведении деловой игры «Судебное разбирательство» должно быть задействовано максимально возможное количество студентов учебной группы, поэтому уголовное дело должно содержать достаточное количество участников (рекомендуемый состав участников содержится в Приложении №А); в процессе проведения деловой игры необходимо проиграть максимально возможное число судебно-следственных и других процессуальных действий; излишне объемные уголовные дела не позволят соблюсти временные рамки деловой игры и обеспечить концентрацию внимания студентов.

Материалы выбранного уголовного дела должны быть адаптированы с учетом дат (следует использовать фактические даты проведения деловой игры), квалификации преступления в соответствии с УК РФ, требований УПК РФ, а также с учетом выше изложенных обстоятельств.

Исходя из уточненной фабулы уголовного дела, составляется список участников деловой игры. С учетом мнения членов игрового коллектива руководитель деловой игры осуществляет распределение ролей между конкретными участниками игрового коллектива, осуществляет постановку конкретных задач и определяет объем индивидуального задания.

Если материалы уголовного дела были изменены, то на участников, выполняющих процессуальную роль государственного обвинителя совместно с руководителем деловой игры, возлагается составление нового обвинительного заключения. Копия обвинительного заключения представляется участникам деловой игры в соответствии с ч.2,3,4 ст.222 УПК РФ.

Руководителем деловой игры составляется график ознакомления участников с выбранным уголовным делом. Ознакомление с уголовным делом происходит на кафедре уголовного процесса, прокурорского надзора и правоохранительной деятельности или в другом месте, определенном руководителем. Участники деловой игры вправе делать выписки и снимать копии с необходимых для подготовки к проведению деловой игры материалов уголовного дела.

Участники игрового коллектива в зависимости от выполняемой процессуальной роли готовят необходимые процессуальные документы (например, ходатайства об исключении доказательств, ходатайства о вызове свидетелей, об истребовании документов, ходатайство о прекращении уголовного дела, т.д.), а также развернутые тезисы выступлений в судебных прениях.

Участники, представляющие состав суда, обязаны решить все необходимы процессуальные вопросы и оформить решения, предусмотренные гл. 33 УПК РФ (напр., составить постановление о назначении судебного заседания без проведения предварительного слушания). Кроме того, указанные участники начинают готовить возможные проекты приговоров, а также определений, которые могут быть вынесены в рамках данного судебного разбирательства. Все проекты процессуальных документов согласовываются с руководителем деловой игры и дорабатываются с учетом его замечаний.

Все процессуальные документы, подготавливаемые участниками предварительного слушания, должны быть составлены с учетом требований УПК РФ.

Один или несколько участников деловой игры, выполняющих роль судьи, готовит(ят) сценарий деловой игры. В сценарии отражается последовательность совершения процессуальных действий участниками уголовного процесса на каждом этапе судебного разбирательства (подготовительном этапе, судебном следствии, судебных прениях и т.д.). При составлении сценария необходимо использовать Приложение №Б. Следует учитывать, что если при проведении деловой игры «Судебное заседание» планируется проведение видео-, аудио-, фотосъемки, то должен быть соблюден соответствующий процессуальный порядок получения разрешения председательствующего (в соответствии с ч.5 ст.241 УПК РФ).

При необходимости руководитель игры проводит консультирование участников коллектива по всем вопросам, возникающим в ходе подготовки к деловой игре.

Для анализа хода деловой игры «Судебное разбирательство» и оценки деятельности ее участников возможно приглашение соответствующих представителей правоохранительных органов и суда. Их участие обеспечивается руководителем деловой игры.

Местом проведения деловой игры является либо учебный зал судебных заседаний, либо участники деловой игры специально готовят и оформляют выбранное помещение (кафедра для свидетелей, скамья для подсудимого, место для состава суда, защитников, государственных обвинителей).

Игровой процесс состоит из трех этапов: вступительного, основного и заключительного.

В ходе вступительного этапа руководитель обозначает вид деловой игры ее специфику, определяет цели, которые необходимо достигнуть в результате проведения деловой игры «Судебное разбирательство» и ее регламент.

Основной этап, являющийся основным, заключается в ролевой деятельности участников игрового коллектива, которая реализуется в соответствии с разработанным сценарием деловой игры. Руководит судебным разбирательством председательствующий, который определяет его регламент (ст.ст. 257, 258 УПК РФ).

Заключительный этап. Представляет собой этап подведения итогов и обсуждения результатов деловой игры.

В ходе коллективного обсуждения деловой игры руководитель предлагает высказаться участникам деловой игры, а затем осуществляет мотивированный анализ допущенных коллективных и индивидуальных ошибок, высказывается об уровне предметных знаний участниками, степени достижения поставленных целей, проявлении профессиональных навыков, готовности к профессиональной деятельности, оценивает уровень выполненных заданий. Кроме того, он обращает внимание на те инновационные решения процессуальных ситуаций, которые были приняты в условиях отсутствия их прямой регламентации в УПК РФ, либо их недостаточной регламентации, влекущей неоднозначное толкование норм процессуального закона, и оценивает их практическую значимость (по возможности необходим анализ проведенной деловой игры и практическими работниками, если они принимали участие).

Помимо этого руководитель отмечает наличие или отсутствие процессуального реагирования на заранее запланированные ошибки, включенные тем или иным участником уголовного судопроизводства в свою процессуальную деятельность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.014 с.)