История становления и развития арбитражных судов в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История становления и развития арбитражных судов в России



История становления и развития арбитражных судов в России

Как система коммерческие суды в России появились в Одессе в 1808 г. В 19в. такие суды были созданы в Москве, Петербурге, Архангельск, но к 20в многие суды б. упразднены с отнесением подведомственных дел к производству общих судов. К подведомственности коммерческих судов относились торговые дела, вексельные дела, дела о торговой несостоятельности.

В 20-х гг., в период новой эк. политики, в рамках общей судебной системы действовали арбитражные комиссии, к подсудности которых относились дела по спорам между гос. предприятиями и учреждениями.

В связи с переходом на административные методы регулирования хозяйственных отношений арбитражные комиссии были упразднены. В 1931 г. была образована система органов государственного арбитража. Гос. арбитраж рассматривался в качестве органа гос. управления, и как орган руководства народным хозяйством; в качестве органа защиты гр. имущ. прав; как специальный орган, сочетающий в себе черты органа гос. управления и судебного органа. Не явл. судебным органом власти и осущ. ведомственными структурами в отношении относящимся к ним предприятий и организаций.

В связи с принятием в 1991 - 1992 гг. Закона РФ "Об арбитражном суде" и АПК система гос. и ведомственного арбитража была упразднена с ее одновременным преобразованием в арбитражные суды.

Потребности становления новой экономики и отказ от административного руководства экономики привели к появлению множества субъектов хозяйственной деятельности, которые находились между собой в отношениях не соподчинения, а координации и равенства. В Конституции РФ 1993 г. было окончательно закреплено самостоятельное место арбитражных судов в системе органов судебной власти России.

Необходимость дальнейшего совершенствования арбитражного процессуального законодательства привела к разработке и принятию в 1995 г. 2 новых актов: ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ", который является правовой основой действующей системы арбитражного судоустройства, и АПК, который действовал до 2002 г.

24 июля 2002 г. Президентом РФ был подписан новый АПК.

 

2.Система и структура А.С. в РФ.

В соответствии с ФКЗ «об арб.судах в Рф» выделяют 4 звена системы арб.судов: 1. арб.суды субъектов РФ. Такие суды в пределах своей компетенции рассматривают дела по 1й инстанции, а так же по вновь открывшимся обстоятельствам.

2. Арб.аппеляционные суды - являются судом 2й инстанции и проверяют законность решений судов субъектов, принятых по 1й инстанции.

3. фед.окружные арб.суды - данные суды осущ. производство по проверке судебных постановлений в кассац.порядке.

4. Высший арбитражный суд - осущ. надзор за деятельностью нижестоящих судов, а так же дает разъяснения по вопросам судебной практики. В исключительных случаях и пределах указанных в АПК, рассматривает дела по 1й инстанции.

В структуру высшего арбитражного суда включены: 1.пленум ВАС РФ, 2.президиум ВАС РФ, 3.судебная коллегия по рассмотрению споров из гражданских правоотношений, 4.судеб.коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Функции А.С. и задачи арбитражного судопроизводства.

Функции делят на 2 группы:1.присущие всем арбитражным судам, 2.возложенные только на ВАС.

Всем арбитражным судам присущи следующие функции: 1. разрешение правовых споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, 2.предупреждение нарушения зак-ва, 3.ведение статистического учета и анализа статистических данных, 4.осущ.международной связи в пределах установленных законом.

ВАС РФ осущ. следующие функции:1.обобщение практики применения зак-ва арб.судами, 2.подготовка предложений по совершенствованию практики и ее унификации (постановл. пленума, обзоры, информационные письма),3.подготовка и внесение предложений по совершенствованию зак-ва в порядке законодат. инициативы.

Задачи: 1.защита нарушенных или оспариваемых прав лиц осущ. предпринимательскую и иную эк. деятельность, а так же интересов публичных органов власти в данной сфере,2.обеспечение доступности правосудия в предприним. и иной эк. деятельности,3.справедливое публичное суд. разбирательство в разумный срок справедливым и беспристрастным судом,4.укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, 5.формирование ув. отношения к закону и суду, 6.содействие становлению, развитию деловых отношений и формирование обычаев делового оборота.

 

Понятие, предмет и метод арбитр.процессуального судопроизводства.

АПП -совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения входящие в предмет АПП.

Предмет АПП - общественные отношения, возникающие между арб.судом и иными участниками процесса, направленные на осуществление правосудия в сфере предпринимательских и иных экономических споров.

Специфика метода АПП состоит в сочетании императивных и диспозитивных начал, что проявляется в составе и правовом положении субъектов правоотношений, характере юр. фактов, правах и обязанностях, санкциях.

Императивность метода правового регулирования определяется тем, что все арб. процессуальные отношения явл. отношениями власти и подчинения в силу участия в них суда - органа государства, уполномоченного на осуществление правосудия и облеченного властными полномочиями.

Диспозитивность метода АПП определяется тем, что основу процессуальных прав и обязан­ностей сторон составляют нормы материальных отраслей права, в к-ых стороны юридически равны и где предполагается свобода их распорядительных действий.

 

5.Арб.процесс. Арбитраж.процессуальная форма.

Арбитражный процесс - это установленная нормами АПП форма деятельности арбитражных судов в РФ направленная на защиту прав и интересов участников предпринимательского оборота, а так же органов публичной власти в экономической сфере.

Арб.процессуальная форма - предусмотренный нормами АПП, порядок возбуждения, подготовки, рассмотрения, обжалования и пересмотра, а так же исполнение актов арбитражных судов.

Признаки арбитражной процессуальной формы: 1.деятельность участников процесса подчинена требованиям АПП, 2.участники могут совершать только такие действия, которые предусмотрены процессуальными нормами, 3.отношения между участниками арб.процесса не могут носить фактический характер, а только в форме правоотношений, 4.арб.процессуальная форма предполагает равные возможности по защите прав участников процесса.

Арб.процессуальная форма предполагает определенную дифференциацию предусматривающую следующие виды: 1.исковое, 2.производство по делам из административных и иных публичных отношений, 3.особое производство, 4.упращенное производство, 5.производство по делам о несостоятельности, 6.иные вспомогательные виды (выдача исполнительного листа на решения третейского суда)

 

Заключение эксперта как средство доказывания. Понятие и виды судебных экспертиз. Процессуальный статус эксперта и специалиста

Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний, арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или с его согласия назначает экспертизу (ч. 1 ст. 82 АПК ). Экспертом в арбитражном суде является лицо, обладающее специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам и назначенное судом для дачи заключения. Лицо, которому поручено проведение экспертизы, обязано по вызову арбитражного суда явиться в суд и дать объективное заключение по поставленным вопросам. Эксперт вправе с разрешения арбитражного суда знакомиться с материалами дела, участвовать в судебных заседаниях, задавать вопросы лицам, участвующим в деле, и свидетелям, заявлять ходатайство о представлении ему дополнительных материалов. Эксперт вправе отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы его специальных знаний, а также в случае, если представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения. За дачу заведомо ложного заключения эксперт несет уголовную ответственность, о чем он предупреждается арбитражным судом и дает подписку. Проведение экспертизы м. б. поручено нескольким экспертам, при этом различается 2 вида экспертизы:1) комиссионная экспертиза - проводится несколькими экспертами одной специальности;2 ) комплексная экспертиз а - в ней принимают участие специалисты разных областей.

АПК предусматривает возможность проведения повторной и дополнительной экспертизы:1) основание для назначения повторной экспертизы - возникновение сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличие противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов (проводится другим экспертом). Основанием для назначения доп. экспертизы явл. недостаточная ясность или недостаточная полнота заключения эксперта, а также возникновение вопросов в отношении ранее исследованных обст-в дела. (проводится тем же самым экспертом или другим экспертом). Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенных исследований, сделанные в результате них выводы и ответы на поставленные арбитражным судом вопросы.

Специалистом является лицо, обладающее необходимыми знаниями по соответствующей специальности, осуществляющее консультации по касающимся рассматриваемого дела вопросам. Лицо, вызванное арбитражным судом в качестве специалиста, обязано явиться в суд, отвечать на поставленные вопросы, давать в устной форме консультации и пояснения. Специалист вправе с разрешения арбитражного суда знакомиться с материалами дела, участвовать в судебных заседаниях, заявлять ходатайство о представлении ему дополнительных материалов. Специалист вправе отказаться от дачи консультаций по вопросам, выходящим за пределы его специальных знаний, а также в случае, если представленные ему материалы недостаточны для дачи консультации.

 

Предварительное судебное заседание в арбитражном процессе

В предварительном судебном заседании дело рассматривается единолично судьей с извещением сторон и других заинтересованных лиц о времени и месте его проведения. Срок проведения предварительного судебного заседания определяется судьей по согласованию со сторонами в ходе собеседования.

При неявке в предварительное судебное заседание надлежащим образом извещенных истца и (или) ответчика, других заинтересованных лиц, которые могут быть привлечены к участию в деле, заседание проводится в их отсутствие.

Арбитражный суд в предварительном судебном заседании: 1) разрешает ходатайства сторон;

2) определяет достаточность представленных доказательств, доводит до сведения сторон, какие доказательства имеются в деле;

3) выносит на рассмотрение вопросы, разрешаемые при подготовке дела к судебному разбирательству, и совершает иные процессуальные действия.

В предварительном судебном заседании стороны вправе представлять доказательства, заявлять ходатайства, излагать свои доводы по всем возникающим в заседании вопросам.

Суд по ходатайству лиц, участвующих в деле, вправе объявить перерыв в предварительном судебном заседании на срок не более 5 дней для представления ими дополнительных доказательств.

После завершения рассмотрения всех вынесенных в предварительное судебное заседание вопросов арбитражный суд с учетом мнения сторон и привлекаемых к участию в деле 3х лиц решает вопрос о готовности дела к судебному разбирательству.

Судья, признав дело подготовленным, выносит определение о назначении дела к судебному разбирательству.

В определении о назначении дела к судебному разбирательству указывается на окончание подготовки дела к судебному разбирательству и разрешение вопросов о привлечении к делу третьих лиц, принятие встречного иска, соединение или разъединение нескольких требований, привлечение арбитражных заседателей, а также на разрешение других вопросов, если по ним не были вынесены соответствующие определения, время и место проведения судебного заседания в арбитражном суде первой инстанции.

Копии определения о назначении дела к судебному разбирательству направляются лицам, участвующим в деле.

Если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, и они не возражают против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, суд завершает предварительное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции, за исключением случаев, если требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.

 

История становления и развития арбитражных судов в России

Как система коммерческие суды в России появились в Одессе в 1808 г. В 19в. такие суды были созданы в Москве, Петербурге, Архангельск, но к 20в многие суды б. упразднены с отнесением подведомственных дел к производству общих судов. К подведомственности коммерческих судов относились торговые дела, вексельные дела, дела о торговой несостоятельности.

В 20-х гг., в период новой эк. политики, в рамках общей судебной системы действовали арбитражные комиссии, к подсудности которых относились дела по спорам между гос. предприятиями и учреждениями.

В связи с переходом на административные методы регулирования хозяйственных отношений арбитражные комиссии были упразднены. В 1931 г. была образована система органов государственного арбитража. Гос. арбитраж рассматривался в качестве органа гос. управления, и как орган руководства народным хозяйством; в качестве органа защиты гр. имущ. прав; как специальный орган, сочетающий в себе черты органа гос. управления и судебного органа. Не явл. судебным органом власти и осущ. ведомственными структурами в отношении относящимся к ним предприятий и организаций.

В связи с принятием в 1991 - 1992 гг. Закона РФ "Об арбитражном суде" и АПК система гос. и ведомственного арбитража была упразднена с ее одновременным преобразованием в арбитражные суды.

Потребности становления новой экономики и отказ от административного руководства экономики привели к появлению множества субъектов хозяйственной деятельности, которые находились между собой в отношениях не соподчинения, а координации и равенства. В Конституции РФ 1993 г. было окончательно закреплено самостоятельное место арбитражных судов в системе органов судебной власти России.

Необходимость дальнейшего совершенствования арбитражного процессуального законодательства привела к разработке и принятию в 1995 г. 2 новых актов: ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ", который является правовой основой действующей системы арбитражного судоустройства, и АПК, который действовал до 2002 г.

24 июля 2002 г. Президентом РФ был подписан новый АПК.

 

2.Система и структура А.С. в РФ.

В соответствии с ФКЗ «об арб.судах в Рф» выделяют 4 звена системы арб.судов: 1. арб.суды субъектов РФ. Такие суды в пределах своей компетенции рассматривают дела по 1й инстанции, а так же по вновь открывшимся обстоятельствам.

2. Арб.аппеляционные суды - являются судом 2й инстанции и проверяют законность решений судов субъектов, принятых по 1й инстанции.

3. фед.окружные арб.суды - данные суды осущ. производство по проверке судебных постановлений в кассац.порядке.

4. Высший арбитражный суд - осущ. надзор за деятельностью нижестоящих судов, а так же дает разъяснения по вопросам судебной практики. В исключительных случаях и пределах указанных в АПК, рассматривает дела по 1й инстанции.

В структуру высшего арбитражного суда включены: 1.пленум ВАС РФ, 2.президиум ВАС РФ, 3.судебная коллегия по рассмотрению споров из гражданских правоотношений, 4.судеб.коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.024 с.)