Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественное производство и его факторы.

Поиск

Вопрос №1

Общественное производство и его факторы.

Производство – всякая полезная деятельность человека в ходе которой преобразуются вещества природы с целью создания вещей и услуг для удовлетворения чело-веческих потребностей. (Маршалл)

Факторы производства (ресурсы):

1. Материальные:

земля (леса, вода, полезн. ископаемые)

капитал (инструменты, машины, оборудование)

2. Людские:

труд (физические и умственные способности людей)

предпринимательская способ-ность (способность лучше других наиболее эффективно соединять труд, землю и капитал)

Фазы общественного производства.

Производство, распределение, обмен и потребление.

Производство – осознанное, целенаправленное воздействие человека на вещества природы, для создания материальных благ, удовлетворяющих потребности человека.

Распределение (рабочая сила и средство производства; продукты) – отчасти входит в производство в виде распределения средств производства, по сферам и отраслям производства, экономическим регионам и предприятиям.

Обмен (деятельностью и продуктами) – опосредует связь между производством и распределением с одной стороны, и потреблением с другой.

Потребление (личное и производственное) – завершающая стадия движения продукта.

Общественное производство и его факторы:

Основой и условием человеческой жизни является потребление эк. благ. Главная задача людей - материальное пр-во. Пр-во – это процесс воздействия человека на вещ-во природы с целью видоизменить вещ-во и приспособить к своим нуждам. Пр-во включает в себя три основныхэлемента процесса труда: 1. сам труд, 2. предметы труда, 3. средства пр-ва.

Труд – есть целесообразная деятельность человека. Позднее Уильям Пеккер скажет: «Труд – главный фактор, отец богатства, а земля его мать». Второй фактор пр-ва – предметы труда, все то на что на что направлена деятельность человека. Прежде всего это различные природные ресурсы (земля, ее недры). Средства труда – это все те вещи, с помощью которых человек воздействует на предмет труда с целью его преобразования.

Пр-во – это сложное взаимодействие всех факторов. Всеобщие средства труда – это дороги, здания, каналы, сама земля. Средства пр-ва – это люди с их знаниями, умениями (опытом +средства пр-ва). Результатом пр-ва явл. совокупный общественный продукт. Постоянное повторение процесса пр-ва назыв. Воспроизводством.

Различают воспроизводство: простое, когда объем пр-ва в опред. масштабе; расширенное, когда объем пр-ва из года в год возрастает; суженное, когда пр-во повторяется в усеченном объеме.

Факторы пр-ва

– особо важный элемент или объект, который оказывает решающее воздействие на возможность и результат производства.

Марксистская теория в качестве факторов выделяет: рабочую силу, предмет труда и средства труда.

Факторы производства делятся на 2 группы:

  • Личный: рабочая сила – совокупность физических и интеллектуальных способностей человека к труду.
  • Вещественный: все средства производства.

Немарксистские теории выделяют четыре фактора производства:

o Земля – общее название всех ресурсов, данных природой.

o Капитал – совокупность благ, используемых в производстве товаров и услуг. Выступает в двух формах: натурально-вещественной и денежной.

o Труд – целесообразная деятельность человека, с помощью которой он преобразует природу и приспосабливает ее для удовлетворения своих потребностей.

o Предпринимательская деятельность – специфичный фактор производства, предполагает использование инициативы, смекалки и риска в организации производства

 

 

Вопрос №2

Политическая экономия и экономикс: различия предмета и методологии.

Различия предмета.

Политэкономия – наука, в центре внимания которой находится изучение социально-экономических отношений между классами и социальными груп-пами. Из предмета науки исключаются те организационно-экономические свя-зи между людьми, которые являются общими для всех исторических эпох.

Предметом «экономикс» является изучение рационального поведения хозяйствующих субъектов (т.е. грамот-ного ведения хозяйства) и эффектив-ного использования ограниченных ресурсов. Экономикс, в отличие от политэкономии, отрицает важность социальных и политических проблем.

Различия методологии.

В политэкономии применяются два противоположных философских метода – метафизика и диалектика.

В курсе «экономикс» применяются два основных метода познания эконо-мических явлений: позитивный и нор-мативный. Марксистский диалекти-ческий метод не приемлем ввиду его социально-классовой направленности.

Позитивный – основан на описании, анализе и систематизации экономии-ческих факторов, явлений и процессов, взятых такими, какими они выступают в реальной действительности.

Нормативный – предметом исследо-вания является практическая деятель-ность людей, базирующаяся на прин-ципе максимальной эффективности. Всякий анализ эконом. явлений и процессов должен быть направлен на получение результатов, приносящих практическую пользу всем субъектам хоз. деятельности.

Вопрос №3

Экономическая система: понятие и характеристика.

Экономическая система – это целостная совокупность прочно взаимосвязанных между собой хозяйственных отношений и свя-зей, которые устанавливаются в производстве, распределении, обмене и потреблении матери-альных и нематер-х благ и услуг.

Важнейшие элементы экономи-ческой системы:

- Производительные силы

- производственные отношения

- экономические ресурсы

- обществен-е разделение труда

- сам процесс производства

- формы хозяйственных связей

- производственные результаты

- экономическая эффективность

Характеристика:

1. Каждый элемент эконом. системы обладает относительной самостоятельностью.

2. Эконом. система – совокуп-ность элементов. Свойства и воз-можные состояния каждого эле-мента обусловлены как его соб-ственным содержанием и струк-турой, так и свойствами, состоя-ниями и структурными отношени-ями всех остальных элементов эконом. системы, характером их взаимных связей.

3. Эконом. систему можно охарак-теризовать также как такую сово-купность взаимосвязанных и вза-имообусловленных элементов, которая обладает целостностью.

4. Эконом. системе свойственна многосторонняя внутренняя про-тиворечивость, обусловленная единством и противоположностью ее разнородных элементов.

Вопрос №4.

Классификация экономических систем: формационный и цивилизационный подходы.

Общественно-экономическая формация – исторически определен-ный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии.

Формационный подход трактует уро-вень развития производственных сил в качестве общего и высшего критерия экономического процесса. С позиции этого подхода выделяют следующие типы эконом. систем:

1)первобытнообщинный 2)рабовладе-льческий 3)феодальный 4)капиталис-тический 5)социалистический 6)коммунистический.

Чаще всего цивилизация означает просто определенную эпоху в истори-ческом (экономическом, социальном, культурно-психологическом) развитии общества. С этой точки зрения выделя-ют 3 основные стадии в развитии чело-веческого общества: аграрная цивили-зация, эра индустриализма и суперин-дустриальное общество.

Понятия цивилизация и формация чаще всего характеризуют развитие общества с различных сторон и в раз-ных системах координат. Поэтому мож-но говорить о том, что смена форма-ций - путь развития человеческой цивилизации.

Различия между формационной и цивилизационной теориями:

Формационная теория 1. Исследуются социально-эконом.отношения 2. Доминирует классовый подход к оценке эконом. явлений 3. Переход от одной истор. сту-пени к другой про-исходит путем социальной революции.   Цивилизацион-ная теория 1. Исследуются хозяйственные отношения 2. Классовый подход к оценке эконом. явлений отсутствует 3. Переход от одной истор. ступени к другой происходит ес-тественным эво-люционным путем.

Вопрос №6.

Американская модель.

Для нее характерна приоритетная роль частной собственности. Правительство регулирует экономику через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику. Для США характерно прогнозирование и стратегическое планирование. Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики США является государственный (федеральный) бюджет. В США развита кредитная система. Ее основным государственным компонентом является Федеральная резервная система, выполняющая функции центрального банка США. Японская модель.

Использование системы социально-экономических планов и научно-технических программ как инструментов правительственного регулирования экономики. Основным средством достижения социально-экономических целей является технологическое развитие, ориентированное на отраслевую структуру промышленности. Правительство стимулирует исследования и разработки посредством налоговых льгот и ускоренной амортизации.

Шведская модель.

В шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Принципы, которые обеспечили высокий уровень эк. Разв.:

1.высокий уровень развития политической культуры

2.высокая конкурентоспособность в промышленности.

3. в социальной области – возрастание среди традиционных факторов производства (труд – капитал – технологии – природные ресурсы)

значения человеческого фактора.

Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

Российская модель.

Промышленность выпускала по большей части продукцию, которая не отвечала, в основном, ни по качеству, ни по количеству запросам потребителей.

1. специфические стороны менталитета значительной части населения страны

2. огромные масштабы страны с широкой гаммой природно-географических и климатических условий.

3. специфическая уникальная многонациональность.

Однозначно, рыночные механизмы не действуют потому, что существует монополия государства почти во всех отраслях. Задача перехода к рыночной экономике состоит в том, чтобы свести к минимуму экономические и социальные издержки; неизбежные в переходный период. Необходимо учесть, что переход к рыночной экономике до момента, когда она в полной мере раскроет свои возможности, есть процесс длительный, охватывающий весь период глубинной структурной перестройки социально-экономических отношений, серьезных изменений в установках и нормах поведения миллионов людей.

Вопрос №7.

Вопрос №8.

Вопрос №9.

Вопрос №10.

Закон денежного обращения

Товарно-денежные отношения требуют определенного количества денег для обращения. Закон денежного обращения, открытый К. Марксом, устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

Количество денег, необходимое для выполнения функции денег как средства обращения, зависит от трех факторов:

· количества проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);

· уровня цен товаров и тарифов (связь прямая);

· скорости обращения денег (связь обратная).

Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг и цены.

Количество денег для обращения и платежа определяется следующими условиями:

· общим объемом обращающихся товаров и услуг (зависимость прямая);

· уровнем товарных цен и тарифов на услуги (зависимость прямая, поскольку чем выше цены, тем больше требуется денег);

· степенью развития безналичных расчетов (зависимость обратная);

· скоростью обращения денег, в том числе кредитных (зависимость обратная).

Таким образом, закон, определяющий количество денег в обращении, имеет следующий вид:

Количество денег, необходимых в качестве средства обращения и средства платежа   Сумма цен реализуемых товаров и услуг - Сумма цен проданных товаров в кредит, срок оплаты по которым не наступил + Сумма платежей по долговым обязательствам - Сумма взаимно погашающихся платежей
= ------------------------------------------------------------------------
  Среднее число оборотов денег как средства обращения, так и средства платежа

Закон денежного обращения выражает объективную связь между количеством бумажных денег, находящихся в обращении, и уровнем цен. Закон гласит, что покупательная способность денег прочна, если их количество соответствует потребностям рынка в определенной массе денег. Эта масса прямо пропорциональна сумме цен на товары и платные услуги и обратно пропорциональна скорости обращения денег.

Так же существует еще множество других экономических законов, например: закон падения эффективности дополнительных затрат факторов производства, закон накопления, и. т. д.

 

 

Вопрос №11.

Вопрос №12.

Вопрос №13.

Рынок - система социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых происходит удовлетворение потребностей покупателей и общественное признание произведённых затрат в сфере производства

Объективными причинами возникновения рынка являются:

1) Разделение труда и специализация трудовых функций

2) Обмен экономических благ.

3) Экономическое обособление товаропроизводителей.

Существуют различные классификации рынка в зависимости от выбора критерия:

1) По степени экономической самостоятельности субъектов рыночной системы (рынок совершенной конкуренции, монополистическая конкуренция, олигополия, дуополия, чистая монополия, монопсония)

2) По объекту купли-продажи ( рынок товаров и услуг, рынок капиталов, рынок средств производства, рынок духовных благ и др.)

3) По способу продаж (оптовый, розничный и др.)

4) По уровню экономического анализа (индивидуальный, отраслевой, национальный и др.)

Возникновение и становление экономической системы, основанной на рыночных отношениях, предопределили:

· Разделение труда (отделение скотоводства т земледелия – выделение ремесла – появление купечества и возникновение машинного производства) – когда внимание умственных способностей рабочего направленно к одной лишь определенной цели и когда оно не рассеивается на большое количество разных операций, он может легко открыть более легкий и быстрый способ совершенствования своей деятельности.

· Экономическое обособление товаропроизводителей

 

Функции рынка.

1.Информационная. Реализуется посредством ценообразования на

все произведённые товары и услуги, а также факторы производства.

2. Стимулирующая. Проявляется через реализацию экономических интересов производителей продукции, направленных на получение прибыли.

3.Регулирующая. Обеспечивает производство товаров и услуг в соответствии с общественными потребностями, выражающимися через совокупный спрос и оптимальное распределение ресурсов между различными отраслями.

4.Функция дифференциации участников рынка. Её реализация приводит к расслоению общества по имущественному признаку и в итоге к обострению социальной напряжённости. Она приводит также к ликвидации экономически неустойчивых, нежизнеспособных предприятий.

Позитивные: Через спрос — двигатель рыночной экономики конкурентный рынок поворачивает производство к потребителю. Создает материальную заинтересованность всех участников в удовлетворении их потребностей. В целом рынок через конкурентное ценообразование обеспечивает сбалансированность экономики, производства и потребления.Основанные на личной свободе субъектов, конкурентный рынок координирует экономическую деятельность людей без принуждения, создавая добровольную состязательность между ними посредством купли-продажи. Таким образом, механизм «самонастройки» (автоматическое функционирование и корректирование рыночной экономики с помощью «невидимой руки») и свобода экономического поведения людей свидетельствует в пользу рыночной системы. Негативные: На мой взгляд рыночная система порождает неравное распределение дохода, формирование социальных классов и невозможность удовлетворить потребности любого человека.Существуют также и некоторые другие аспекты несостоятельности рыночной системы. Там, где спрос и предложение не отражает точно все выгоды и все издержки производства, т.е. где существуют внешние выгоды и издержки, рыночная система не способна обеспечить такое распределение ресурсов, какое наилучшим образом удовлетворяет потребности общества. Рыночная экономика учитывает лишь индивидуальные потребности, но существует много потребностей в таких товарах и услугах, производство которых не может финансироваться индивидами через посредство рынка. Рыночная система не способна учитывать общественные или коллективные потребности. Конкурентная рыночная экономика не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.

 

Вопрос №14.

Вопрос №17.

Вопрос №19

Классики и марксизм о ЗП.

2 основные концепции в определении сущности заработной пла­ты (далее ЗП):

1) заработная плата есть денежное выражение стоимости или цены товара «рабочая сила»;

2) заработная плата есть цена труда.

А. Смит полагал, что товаром является сам труд и в качестве такового он имеет «естественную цену». По­этому он рассматривал ЗП как естественное вознаграждение за труд. Причину низкой ЗП, ее близости к физиче­скому минимуму А. Смит видел в неорганизованности и плохой сплоченности рабочих. И наконец, закономер­ности движения он связывал с состоянием экономики страны, различая три ее ситуации: экономический про­гресс, экономический регресс, неизменное состояние. Наряду с зависимостью ЗП от роста богатства А. Смит подчеркивал ее связь с движением народонаселения.

Д. Рикардо разграничивал естест­венную и рыночную цены труда. Естественная цена труда под воздействием спроса на труд и его предложения сводится им к стоимости определенной суммы жизненных средств. Рыночная же цена труда (фактическая ЗП), по Рикардо, колеблется вокруг естественной под воздействием «естественного закона» движения рабочего населения.

Разработанная К. Марксом концепция ЗП исходит из разграничения понятий «труд» и «рабочая сила». По­скольку труд по своей природе не является товаром, не может быть объектом купли-продажи, а следовательно, не имеет стоимости, то и ЗП не является ценой труда. Товаром является сама рабочая сила,

К. Маркс не сводил стоимость рабочей силы и ЗП к физиологическому ми­нимуму средств существования. Он считал, что «сумма жизненных средств должна быть достаточна для того, чтобы поддержать трудящегося индивидуума, как такового, в состоянии нормальной жизнедеятельности». Ми­нимальную границу стоимости рабочей силы составляет стоимость товарной массы, без наличия которой чело­век не в состоянии «возобновлять свой жизненный процесс».

 

Вопрос №20

Вопрос №21

Вопрос №22.

Вопрос №23.

Вопрос №24.

Вопрос №25.

Марксистская концепция прибыли как превращенной формы прибавочной стоимости. Образование средней прибыли и цены производства.

В экономической теории Маркса прибыль и прибавочная стоимость соотносятся как форма и сущность. Прибавочная стоимость создается наемными рабочими и по существу представляет прирост переменного капитала (V). Прибыль по Марксу определяется как порождение всего авансированного капитала, т. е. Как «превращенная форма прибавочной стоимости». В марксистской теории прибыль рассматривается также не только как «превращенная форма прибавочной стоимости», но и как реализованная прибавочная стоимость, прошедшая не только через стадию производства, но и через стадию обращения. Второе определение прибыли указывает не на качественное различие Р и М, а на их количественное различие. Если цена равняется стоимости, то прибыль (Р) по величине совпадает с прибавочной стоимостью (М), если цена выше стоимости, то Р больше М, если цена ниже стоимости, то Р меньше М.

В условиях свободной конкуренции происходит образование средней прибыли и цены производства в качестве объективных ориентиров, к которым стремятся все капиталы. Конкуренция на межотраслевом уровне ведется за выгодные сферы приложения капитала, за получение наиболее высокой прибыли. Состязательность возникает потому, что в разных видах производства изначально образуется неравная по величине прибыль на равный капитал. Возьмем три отрасли: в одной процент прибыли на капитал составляет 10, в другой - 20, в третьей - 30. При таком соотношении предприниматели, занятые в первой, да и во второй отрасли, постараются перевести свои капиталы в третью, как наиболее доходную отрасль. Приток капиталов и труда в более выгодные сферы будет сопровождаться расширением производства, изменением соотношения между предложением и спросом и, следовательно, понижением цен. Образование средней нормы прибыли ведёт к тому, что стоимость капиталистически произведённого товара выступает как совокупность издержек производства и средней прибыли на капитал. Это есть цена производства. Перелив капитала будет происходить до тех пор, пока различные нормы прибыли не выровняются в какую-то общую или среднюю прибыль. Проблему образования средней нормы прибыли, приливов и отливов капитала опять-таки необходимо рассматривать применительно к четырем рыночным ситуациям: 1) в условиях чистой конкуренции; 2) чистой монополии; 3) монополистической конкуренции и 4) олигополии. Если в обществе возникают отношения, ограничивающие конкуренцию, становится неизбежным подрыв механизма образования средней нормы прибыли.

Товары продаются не по их стоимости, а по общественной цене производства. Прибыль, произведенная на всех предприятиях, как бы поступает в "общий котел" для дальнейшего перераспределения и превращения в среднюю прибыль. Из анализа издержек производства и образования средней прибыли К. Маркс сделал вывод, что рабочие эксплуатируются не только "своим" капиталистом, а всеми капиталистами, поскольку они делят между собой созданную ими прибавочную стоимость. Поэтому они должны бороться за уничтожение всей системы "Капиталистического рабства"

Прибыль как превращенная форма прибавочной стоимости. Модель образования средней прибыли и цены производства.

В экономической теории К. Маркса прибыль и прибавочная стоимость соотносятся как форма и сущность. Прибавочная стоимость создаётся наёмными рабочими и по существу представляет прирост переменного капитала (V). Но для капиталиста каждый доллар израсходованного им ка­питала одинаково ценен, независимо от того, вложен ли он в постоянный или же в переменный капитал. Поэтому прибыль определяется К. Марксом как порождение всего авансированного капитала, т. е. как «превращённая форма прибавочной стоимости».

Категория «прибыль» тесно связана с категорией издержек произ­водства. Если стоимость товаров принимает форму издержек производст­ва, то прибавочная стоимость представляется в форме прибыли. Поэтому структура стоимости товара с точки зрения производства такова W=C+(V+M), а с точки зрения предпринимателя W=K+P, где К - издержки производства, Р - прибыль.

Формула W=K+P, по мнению К. Маркса, маскирует подлинную структуру стоимости. Здесь постоянный и переменный капитал, несмотря на существенное различие между ними, объединены под рубрикой издер­жек производства (К), а прибавочная стоимость в виде прибыли (Р) высту­пает как прирост не переменного, а всего капитала.

В марксистской теории прибыль рассматривается также не только как «превращённая форма прибавочной стоимости», но и как реализован­ная прибавочная стоимость, прошедшая не только через стадию производ­ства, но и через стадию обращения. Второе определение прибыли указыва­ет не на качественное различие Р и М, а на их количественное различие. Если цена равняется стоимости, то прибыль (Р) по величине совпадает с прибавочной стоимостью (М), если цена выше стоимости, то Р больше М, если цена ниже стоимости, то Р меньше М. Между издержками производ­ства и стоимостью может быть целый ряд цен, при Которых капиталисты будут продавать свои товары ниже стоимости, но с прибылью.

В марксистской теории средней прибыли исходной для анализа является следующая формула нормы прибыли:

Р'=M/K=[M/(C+V)]*100% (1)

где Р' - средняя прибыль, М - годовая масса прибавочной стоимо­сти, К - авансированный капитал, С - постоянный капитал, V - перемен­ный капитал.

На величину нормы прибыли оказывают влияние следующие факто­ры.

1. Норма прибавочной стоимости М'(=M/V). При всех прочих равных усло­виях Р' тем больше, чем больше М'. Тогда: Р'=[(M'*V)/K]*100% (2)

2. Органическое строение капитала — чем выше, при прочих равных условиях, тем ниже Р'. Мы можем из формулы (1) получить формулу (3).

Р'=[(M/V)/(C/V+1)]*100% (3)

Эта формула равносильно (1) показывает обратно пропорциональ­ную зависимость между Р и (C.-V).

3. Скорость оборота капитала. При прочих равных условиях средняя прибыль прямо пропорциональна числу оборотов капитала в год.

Если формулу (1) преобразовать в формулу Р' = (MNV)/K (4), где N- число оборотов переменного капитала за год, то очевидно, что норма при­были прямо пропорциональна N.

Те факторы, которые влияют на норму прибыли, не могут склады­ваться одинаково во всех отраслях капиталистического производства. Су­щественные различия есть прежде всего в органическом строении капита­ла. Маркс в результате анализа образования средней нормы прибыли сделал два важных вывода: 1) Товары (при условии равен­ства спроса и предложения) продаются по ценам производства, включаю­щим издержки производства и нормальную среднюю прибыль. 2) Цены производства, отклоняясь от стоимости, тем не менее, базируются на стоимости - совокупная стоимость, созданная в общественном производст­ве, равна сумме цен производства всех производственных товаров.

 

Вопрос №26.

Вопрос №27.

Фиктивный капитал.

Капитал фиктивный – капитал, который в отличие от реального не представляет материально-вещественные или духовные ценности, а в отличии от ссудного не есть денежный капитал.

Фиктивный не функционирует непосредственно в производственном процессе.

Фиктивный капитал представлен обычно ценными бумагами, дающими право их владельцам на получения дохода в виде %, дивидендов.

Название «фиктивной» обусловлено тем, что такой капитал сам по себе не создаёт доход, прибыль, а лишь способствует перераспределению дохода.

Фиктивный капитал - капитал, вложенный в ценные бумаги (акции, облигации), дающие право их владельцам регулярно присваивать часть прибыли в виде дивиденда или процента. Будучи бумажным двойником реального капитала, фиктивный капитал имеет особое движение вне кругооборота действительного капитала. Как специфический товар, он обращается на особом рынке - фондовой бирже и приобретает цену. Но т.к. ценные бумаги не обладают стоимостью, то движение их рыночной цены может не совпадать (и часто не совпадает) с изменениями реального капитала. Цена фиктивного капитала представляет собой капитализированный доход по ценным бумагам. Она прямо пропорциональна величине дохода от ценных бумаг и обратно пропорциональна уровню нормы банковского процента в стране. Разница между размерами фиктивного и действительного капитала составляет учредительскую прибыль. Один из способов ее получения - разводнение капитала - выпуск акций на сумму, значительно превышающую капитал, реально вложенный предприятием.

Фиктивный капитал отличается так же от ссудного капитала. Ценные бумаги - это одна из сфер размещения ссудного капитала. Количество фиктивного капитала превышает ссудный, а их движение не совпадает. В категории фиктивного капитала отражается дальнейшее развитие фетишизма и паразитизма капиталистических производственных отношений. Источник доходов по фиктивному капиталу полностью скрыт. В представлении владельцев ценных бумаг последние обладают способностью приносить доход сами по себе. Паразитизм фиктивного капитала особенно проявляется в облигациях государственных займах, когда государство непроизводительно растрачивает привлеченные средства. Это особая форма фиктивного капитала не только не имеет стоимости, но и часто и не представляет никакого реального капитала. Проценты по облигациям государственных займов выплачиваются в основном за счет налогов.

В эпоху общего кризиса капитализма происходят изменения, в структуре фиктивного капитала. В связи с расширением государственного сектора в экономике и увеличением государственного долга рынок ценных бумаг все больше заполняется государственными ценными бумагами. Сращивание монополий и государства проявляется в их совместных операциях с фиктивным капиталом. Государство все чаще выступает на рынке ценных бумаг как должник, кредитор и гарант, при чем, в отличие от частных предприятий занимает привилегированное положение, т.к. имеет свободный доступ к эмиссии ценных бумаг, представляет подписчикам на государственные облигации налоговые льготы и гарантии против риска обесценивания денег. Связь фиктивного капитала с государственным кредитом и правительственными гарантиями способствует усилению инфляции. Государственный монополистический контроль над операциями с фиктивным капиталом позволяет использовать последний для покрытия нужд казначейства в дополнительной эмиссии ценных бумаг, увеличивая тем самым размеры контролируемого финансовой олигархией капитала.

 

Реальный капитал.

Материальные ценности, которые могут быть представлены в финансовых условиях (например, балансы сберегательных счетов, ценные бумаги и недвижимое имущество).

Реальный капитал – та часть активов, которая реально участвует в получении прибыли, а кроме того – некие возможности, не учитываемые в балансе, но реально участвующие в бизнес-идея предприятия, деловые связи, имидж и т.п. Принятый затратный принцип бухгалтерского учёта активов позволяет вводить перечисленные возможности в состав формального капитала лишь настолько, насколько их создание оплачено из средств предприятия, и это, как правило, лишь малая доля от их оценки, если бы таковая могла быть сделана по их полезности в бизнесе.

Виды ценных бумаг.

К ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Ценные бумаги как экономическая категория - это права на ресурсы, обособившиеся от своей основы и даже имеющие собственную материальную форму (например, в виде бумажного сертификата, записи по счетам и т.п.), а также имеющие следующие фундаментальные свойства:

· обращаемость;

· доступность для гражданского оборота;

· стандартность и серийность;

· документальность;

· регулируемость и признание государством;

· рыночность;

· ликвидность;

· риск.

Облигация – долговая, срочная, ценная бумага. Они более надежны, чем акции, т.к. выплата процентов по облигациям проходит в первую очередь. По истечению срока фирма обязана погасить, выкупить облигации у их держателей. Выпуск облигаций не ведет к увеличению уставного капитала фирмы, у фирмы не появляются новые совладельцы в лице акционеров. Владелец облигации является только кредитором.

Векселем является ценная бумага, удостоверяющая обязательства векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлению предусмотренного векселем срока определенную сумму векселедержателю.

Чеком признается ценная бумага, содержащая письменное распоряжение чекодателя банку уплатить держателю чека указанную в нем сумму.

Депозитными и сберегательными сертификатами признаются ценные бумаги, представляющие собой письменные свидетельства банка о вкладе денежных средств, удостоверяющие право владельца на получение в установленный срок суммы вклада и процентов по ней в любом учреждении данного банка.
Сберегательные сертификаты выдаются вкладчикам - гражданам, а депозитные - юридическим лицам

Банковская сберегательная книжка на предъявителя является ценной бумагой, удостоверяющей внесение в банковское учреждение денежной суммы и право ее владельца на получение этой суммы в соответствии с условиями денежного вклада.

А́кция (нем. Aktie, от лат. actio - действие, претензия) — бессрочная, долевая, эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой. Существуют обыкновенные и привилегированные акции, доля обыкновенных может составлять от 75 до 100% в уставном капитале. Владелец привилегированной акции получает небольшой фиксированный процент, но не имеет право голоса.

Акция в отличие от облигации бессрочна. Она перестает существовать только при ликвидации АО либо если она аннулирована решением общего собрания акционеров.

Отличительной чертой акции является ее неделимость. Если одна акция принадлежит нескольким лицам, то все они осуществляют права, удостоверенные в акции, через одного из них либо через общего представителя. Акция не дает право на изъятие части уставного капитала АО. Такое право возникает только в случае ликвидации АО.

Уставной капитал АО – сумма вкладов всех акционеров.

 

Акционерный капитал

Основной капитал акционерного общества, который образуется за счет эмиссии акций. Является уставным капиталом, так как его размер определяется уставом общества. А.к. называется еще номинальным и разрешенным капиталом. А.к. — это собственность компании, представляющая собой стоимость выпущенных ею акций, включая привилегир



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1020; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.113.79 (0.011 с.)