ТОП 10:

Положение ног и движения ими



При определении движений ногами в основных и промежу­точных плоскостях указывается название ноги и направление выполняемого движения. Движения ног в лицевой плоскости(рис. 20):а) правую в сторону на носок; б) правую в сторону-кни-зу; в) правую в сторону; г) правую в сторону-кверху.

Движения в боковой плоскости(рис. 21);а) левую на носок; б) левую вперед-книзу; в) левую вперед; г) левую вперед-кверху; д) левую назад на носок; е) левую назад-книзу; ж) левую назад.


Разноименные движенияобозначаются так (рис. 22): а) пра­вую влево; б) правую влево-книзу.


При выставлении ноги на носок в том или ином направлении указывается нога, которой делают движение, направление дви­жения и словосочетание «на носок». Например, правую на но­сок в сторону. Здесь опускаются слова «нога» и «выставить». В отдельных случаях, если не совсем понятно, чем производит­ся движение (рукой или ногой), следует это указать.

Для обозначения сгибания ног в коленном суставе применя­ется термин «согнуть» и указывается нога. Например, согнуть правую, стопа находится у голени опорной ноги. Если же дви­жение выполняется с отведением ноги, то после слова «согнуть» указывается направление движения ногой. В этом случае нога сгибается до прямого угла или несколько выше, но голень долж­на быть параллельна опорной ноге.

В боковой плоскости(рис. 23): а) согнуть правую; б) согнуть правую вперед; в) согнуть правую назад.

В лицевой плоскости(рис. 24); а) согнуть правую в сторону; б) согнуть правую назад, колено в сторону.

Кроме названных терминов, при выполнении движений ру­ками и ногами применяется термин «мах», которым обознача­ется резкое движение в каком-либо направлении с полной ам­плитудой.

Чаще всего ОРУ выполняются из различных стоек, наиболее распространенными из которых являются:

основная стойка(сокращенно о. с.) — положение соответству­ет строевой стойке (рис. 25, а), но положение рук в ней может быть различным (о. с, руки на пояс или о. с, руки за голову). Этим она и отличается от строевой;

узкая стойка ноги врозь— стойка, в которой ноги расставле­ны врозь вдвое меньше, чем в стойке ноги врозь (рис. 25, б);

стойка ноги врозь— в этой стойке ступни расположены так же, как и в о. с., но ноги расставлены на ширину плеч (рис. 25, в). О положении рук, если они не внизу, должны быть дополнитель­ные указания;


широкая стойка ноги врозь— стойка, в которой ноги широ­ко разведены в стороны (рис. 25, г);

стойка скрестно— одна нога находится перед другой скрест­но и касается колена опорной ноги, ступни параллельны, на расстоянии 10-15 см (рис. 25, д);

стойка ноги врозь правой— стойка, в которой правая нога находится на шаг впереди левой (рис. 25, е). Данная стойка мо­жет быть широкой и узкой, о чем следует указывать.


При выполнении позиций необходимо стремиться к предель­ной выворотности ног, колени должны быть вытянуты, ягодич­ные мышцы напряжены, тяжесть тела равномерно распределе­на на обе ступни, туловище подтянуто, с правильной осанкой.

К разновидностям стоек, которые могут быть также исполь­зованы при выполнении ОРУ, можно отнести следующие:

стойка на правом (левом) колене— при обычном способе вы­полнения одну ногу поднимают и, сгибая, отводят назад. Одно­временно с этим сгибают другую ногу, опускаясь на колено так, чтобы бедро опорной ноги и голень другой (находящейся впере­ди) были перпендикулярны полу (рис. 27,а) ;

стойка на коленях— стойка, в которой колени, голени и нос­ки опираются о пол (снаряд) всей длиной, носки вытянуты (рис. 27, б)

стойка на лопатках— выполняется с опорой лопатками и за­тылком (рис. 27, в). Обычно руки упираются в поясницу;

стойка на голове— выполняется с опорой головой и руками (рис. 27,г);

стойка на руках— выполняется на прямых руках, тело вер­тикально (рис. 27, д).


 


При выполнении хореографических упражнений, кроме ука­занных выше стоек, могут использоваться различные позиции ног:

первая позиция— пятки вместе, носки развернуты в сторо­ны (рис. 26, а);

вторая позиция— ноги врозь на расстоянии ступни одна от другой, носки развернуты в стороны (рис. 26,б);

третья позиция— пятка одной ступни прижата к середине другой, носки развернуты в стороны (рис. 26, в);

четвертая позиция— одна нога впереди другой на расстоя­нии ступни, пятка одной ноги находится против носка другой (рис. 26,г);

пятая позиция— ступни плотно сомкнуты носками в сторо­ны, пятка одной ноги прижата к носку другой (рис. 26, д).


Приседы

Присед— положение занимающегося, в котором ноги согну­ты (опора на носки), руки в любом положении (рис. 28, а).

Полуприсед— приседание, выполняемое на половину ампли­туды (рис. 28, б); часто применяется с полунаклоном и называ­ется «старт пловца» (рис. 28, д).

Круглый присед(полуприсед) — приседание на носках, коле­ни вместе, туловище согнуто вперед, руки вперед, голова опу­щена (рис. 28, в).


Присед наклонно— присед, при выполнении которого бедра, туловище и голова на одной прямой линии. Положение рук, ес­ли они не вдоль тела, указывается дополнительно. Например, руки вперед (рис. 28, г).

Присед на правой(левой) — приседание, выполняемое на од­ной ноге, другая поднята вперед, руки вперед (рис. 28, е)

Выпады

Выпадвыполняется выставлением ноги в любом направле­нии с одновременным сгибанием ее.

Выпад правой(левой) — выставление ноги вперед с одновре­менным сгибанием ее так, чтобы колено находилось на уровне носка, а ступня другой ноги несколько поворачивалась носком наружу (рис. 29, а).

Выпад назад— выставление ноги назад (рис. 29,б).

Выпад с наклоном— соединение выпада с одновременным наклоном туловища вперед, руки свободно скрещиваются перед коленом выставленной ноги. Например, выпад вправо с накло­ном (рис. 29, в).

Глубокий выпад— выпад с максимальным разведением ног. Положение рук и туловища указываются дополнительно. Напри­мер, глубокий выпад правой, руки в стороны-назад (рис. 29, г).


Наклоны

Наклон— термин для определения сгибания тела в тазобед­ренных суставах вперед, назад или в стороны с полной ампли­тудой движения. При выполнении вперед указание о направле­нии можно опускать. Например, наклон (рис. 30,а).

Наклон прогнувшисьвыполняется обычно вперед, руки в сто­роны, голова приподнята (рис. 30, б).

Наклон с захватом— наклон вперед, при котором руки за­хватывают голеностопные суставы (30,в).

Седы и положения лежа

Сед— положение занимающегося сидя на полу или на снаря­де с прямыми ногами, руки касаются опоры или находятся в ка­ком-либо положении (рис. 31, а).

Седуглом — положение сидя с поднятыми вперед ногами, об­разующими с туловищем прямой угол (примерно), голова пря­мо (рис. 31,б).

Сед согнувшись— сед, при котором ноги подняты до верти­кального положения (рис. 31,в).

Сед с захватом— то же, но туловище и голова наклонены к ногам, а ноги захватом за голеностопные суставы подтягивают­ся к туловищу, голова опущена (рис. 31,г).

Сед на пятках— сед на обеих пятках, туловище вертикально, руки обычно на поясе (рис. 31,д).

Сед на пятках с наклоном— аналогичный сед, но туловище наклонено вперед до касания поднятыми вверх руками пола (рис. 31, е).

Разновидности положения лежа:

на спине— ноги сомкнуты, прямые, руки вдоль тела. Иное положение рук указывается дополнительно;

на животе— согнутые руки касаются пола, сомкнутые пря­мые ноги лежат свободно;


 
 


прогнувшись— тело максимально прогнуто, руки вверх- на­ружу, ноги и голова приподняты.

Упоры (смешанные)

Упор присев— присед, колени вместе, руки опираются око­ло носков снаружи, голова прямо (рис. 32, а). При выполнении на одной ноге указывается нога, на которой выполняется присе­дание, а также положение свободной ноги. Например, упор при­сев на правой, левая сзади на носке (рис. 32, б).

Упор стоя на коленях— опора руками и коленями, носки вы­тянуты (рис. 32, в). Если опора производится на одном колене, то указывается, на каком и дополнительно указывается поло­жение свободной ноги. Например, упор на левом колене, пра­вую назад (рис. 32, г).

Упор лежа— занимающийся обращен передней стороной те­ла к опоре. Термин «спереди» принято опускать (рис. 33, а).

Упор лежа сзади— учащийся обращен к опоре спиной (рис. 33, б).

Упор лежа боком— тело обращено боком при опоре на одну руку, другая рука обычно у тела (рис. 33, в).

Упор лежа на бедрах— упор, при котором тело максимально прогнуто, бедра касаются опоры или лежат на ней (рис. 34,а).


Упор лежа сзади на предплечьях— аналогичный упору лежа сзади, но руки упираются предплечьями (рис. 34, б).

Равновесия

Равновесие— положение, в котором учащийся стоит на од­ной ноге, наклонившись вперед, другая нога отведена назад до отказа, руки в стороны (рис. 35, а).

Боковое равновесие— исполнитель находится боком к опоре, одноименная рука вверх, другая за спину (рис. 35, б). Заднее равновесие— исполнитель обращен спиной к опоре, руки в сто­роны (рис. 35, в).

Шпагат— сед с предельно разведенными ногами (в стороны), туловище вертикально, руки в стороны (рис. 36, а).

6 Методика преподавания -tc-i

гимнастики в школе I 01


Шпагат правой(левой) — указывается нога, находящаяся спереди (рис. 36, б).

Полушпагат— сед на пятке согнутой вперед ноги, другая сза­ди, туловище вертикально, руки в стороны (рис. 36, в).

Мосты

Мост— дугообразное, максимально прогнутое положение за­нимающегося спиной к опорной плоскости с опорой руками и ногами (рис. 37, а).

Мост на предплечьях— с опорой предплечьями (рис. 37, б). Мост может также выполняться с опорой на одну ногу, на одну руку или на одну ногу и одну руку, одноименные или разно-именные.

Упражнения с предметами

Многие ОРУв школе проводятся с предметами (скакалками, обручами, палками, набивными мячами, гантелями и т. п.). Они повышают у детей интерес к занятиям. Мышечные ощуще­ния сигнализируют о положении частей тела, напряжении мышц, происходит сложный процесс согласования в работе от­дельных мышечных групп, коррекции выполняемого движения с заданным образцом. Использование предметов создает ощуще­ние сопротивления. При этом физические усилия становятся от­четливее, лучше осознаются. Некоторые предметы помогают


дифференцировать мышечные ощущения (гантели, набивные мячи и др.).

Поэтому развитие двигательных качеств и способностей в уп­ражнениях с предметами происходит значительно эффектив­нее. Все упражнения с предметами в той или иной степени тре­буют работы пальцев рук. Совершенствование координации движений пальцев важно и для интеллектуального развития де­тей. В упражнениях с предметами решаются и воспитательные задачи: дети приучаются аккуратно, бережно обращаться с ни­ми, организованно и быстро брать и класть их на место. Терми­нологические основы названий упражнений с предметами ана­логичны терминологии упражнений без предметов. Некоторую специфику имеют упражнения с гимнастическими палками. Поэтому ниже приводятся основные положения для упражне­ний с ними.

Положения с палкой определяются в зависимости от ее распо­ложения по отношению к телу занимающегося. Различают сим­метричные и несимметричные положения.

Симметричные положения с палкой

В симметричных положениях палка удерживается за концы обеими руками, которые могут быть прямыми или согнутыми.

Палку вниз — палка удерживается опущенными руками за концы и касается спереди бедер (рис. 38, а).

Палку вверх— палка удерживается за концы поднятыми вверх руками (рис. 38, б).

Палку вперед — палка удерживается прямыми руками за концы на уровне груди (рис. 38, в).

Палку на грудь — палка удерживается за концы согнутыми руками и касается груди (рис. 38, г).

Палку перед собой — перевернутая палка находится между предплечьями (рис. 38, д).

Палку на голову, за голову — палка удерживается за концы согнутыми руками и серединой касается головы сверху (рис. 38, е), а во втором случае — сзади шеи.

Палкуна лопатки— палка удерживается за концы согнуты­ми руками и касается лопаток (рис. 38, ж).

Палку назад — палка удерживается за концы руками, отве­денными назад до отказа.

Палку вниз-сзади — палка удерживается за концы и касает­ся бедер сзади (рис. 38, з).

Палку за спину(на поясницу) — палка удерживается согну­тыми руками за концы и касается поясницы.

6*


Несимметричные положения с палкой

Палку к плечу— палка удерживается у плеча большим и ука­зательным пальцами, остальные поддерживают ее снизу (рис. 39, а). Это основное положение с гимнастической палкой во вре­мя передвижения.

С палкой «вольно»— положение занимающегося соответст­вует стойке «вольно» в разомкнутом строю без предмета. Левый конец палки при этом касается пола около левого носка, левую руку на пояс (рис. 39,б).

Палку вправо (влево)— палка удерживается правой (левой) рукой за один конец, составляя с нею прямую линию (рис. 39, в).в

Палку вправо (влево)-книзу (кверху)— палка поднята или опущена на 45° от положения «палку вправо (влево)».

Палку к плечу вперед (вправо, кверху, вправо-кверху и др.) — левая рука удерживает палку у правого плеча, а правая в указанном направлении (рис. 39,г, д).

Палку к бедру кверху (вправо, вперед)— палка удерживает­ся у правого (левого) бедра разноименной рукой, а одноименной рукой в указанном направлении (рис. 39,е).

Палку на голову вправо (за голову, на грудь, и т. п.)— палка удерживается левой рукой за конец и касается головы, а пра­вой — в указанном направлении (рис. 39, ж).


Несимметричные положения могут быть такими, в которых палка и рука, удерживающая ее, не составляют прямой линии, например: правую руку в сторону, палку вверх (рис. 40, а); пра­вую руку вверх-наружу, палку влево (рис. 40, б) или вправо (рис. 40, в).

Палка мо,: от удерживаться обеими руками за один конец, на­пример: руки вверх, палку вправо (рис. 41, а) или руки вверх, палку назад (рис. 41, б). Могут быть и иные положения палки:

Палку наклонно вправо (влево)— палка удерживается двумя руками за концы: правая рука в сторону, левая вверх (рис. 42, а).


 




Палку наклонно вперед, правой сверху (рис. 42, б).

Палку на грудь, правымконцом кверху — а правая направ­ляет ее вверх (рис. 42, в).

Палку на грудь, левым концом вправо-кверху(рис. 42, г).

Для удержания палки используются известные способы хва­тов: сверху, снизу, разный хват, обратный хват, узкий хват. При беге палку держат за середину в левой руке.

ПРАВИЛА ЗАПИСИ ОРУ И ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОМПЛЕКСОВ

При записи отдельного движения необходимо указывать:

а) исходное положение, из которого начинается движение;

б) название движения (наклон, присед, поворот, выпад и др.);

в) направление движения (вправо, назад, влево и т. п.);

г) конечное положение (если необходимо).
Например: и. п. — о. с.

1 — руки в стороны;

2 — руки вверх;

3 — руки в стороны;

4 — и. п.

В соответствии с правилами сокращения гимнастической тер­минологии принято опускать некоторые слова: «нога» — прак­тически во всех случаях; «вперед» — при выполнении шагов и выпадов; «туловище» — при наклонах; «выставить», «отста­вить», «поднять» — при выполнении движений руками или но­гами; «ладонь внутрь» — в положении рук вперед, назад, вверх или вниз; «ладони книзу» — в положении рук в стороны, вле­во или вправо; «вернуться» — при возвращении в и. п. Напри­мер, вместо полного описания «выпад правой ногой вперед, ру­ки в стороны ладонями книзу» записывается — «выпад правой, руки в стороны»; вместо «наклон туловища влево, поднять ру­ки вверх ладонями внутрь» — «наклон влево, руки вверх» и т. п. Не указывается также обычный, наиболее распространен­ный способ хвата сверху.

При записи нескольких движений, выполняемых одновре­менно, сначала необходимо указать основные для всего тела (обычно выполняемые ногами или туловищем), а затем второ­степенные.

Например: и. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны.

1 — сгибая левую, наклон вправо, руки вверх;

2 — и. п.


Если несколько движений выполняются неодновременно, то они записываются в соответствующей последовательности. Например: и. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны.

1 — дугой книзу правой с поворотом налево, правая сзади на носке, руки вперед;

2 — встать на правое колено, руки вверх, наклон головы назад;

3-4 — движение в обратной последовательности в и. п. Если упражнение сначала выполняется в одну сторону, потом в другую или сначала одной рукой (ногой), а потом другой, то запись всего движения не повторяется, а только указывается, вкакую сторону или какой ногой (рукой) начинается повторное выполнение.

Например: и. п. — о. с, руки вверх.

1 — мах правой, руки вперед;

2 — и. п.;

3-4 — то же левой. Если при выполнении упражнения необходимо удерживать статическое положение, то указывается счет и слово «держать». Например: и. п. — сед.

1 — сед углом;

2 — сед углом, руки в стороны;

3 — держать;

4 — и. п.

При записи комплекса ОРУ каждое упражнение нумеруется, например:

1. И. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны.

1 — сгибая левую, наклон вправо, руки вверх;

2 — и. п.;

3-4 — то же в другую сторону.

2. И. п. — о. с.

1 — присед, правая рука за голову, левая в сторону, смотреть налево;


2 —и. п.;

3-4 — то же с другой руки и т. д.

Кроме терминологической записи, ОРУ можно изобразить графически (полуконтурно или контурно). Изображение на­глядно и экономично. Например, как на рис. 43.

Возможно сочетание текстовой и графической записей, что по­зволяет наиболее правильно понять предлагаемое упражнение.

Одним из сложных моментов при подготовке урока гимнасти­ки в школе является составление комплекса ОРУ. Прежде все­го комплексы должны составляться с учетом задач урока, воз­раста учащихся, части урока, для которой они предназначают­ся. Так, например, комплексы ОРУ для подготовительной час­ти урока в первую очередь должны решать задачи общеукреп­ляющего воздействия, охватывающего все основные мышечные группы, задачи разминки и подготовки организма к основной части урока, задачи воспитания правильной осанки и овладе­ния школой движений.

ОРУ, используемые в основной части, могут быть направлены на решение задач развития физических качеств (силы, гибко­сти). При этом могут быть использованы либо отдельные упраж­нения, избирательно воздействующие на развитие конкретных качеств и мышечных групп (например, силу мышц брюшного пресса), либо серия упражнений, оказывающих комплексное воздействие на организм. Совсем другие задачи могут решаться комплексом утренней гимнастики и физкультминуток, ком­плексом для показательных выступлений и физкультурных праздников. В связи с этим более подробно остановимся на ме­тодике подбора упражнений в комплекс ОРУ для подготови­тельной части урока. Как показывает практика работы, в зави­симости от класса комплекс ОРУ составляют из 6-12 упражне­ний для различных мышечных групп и систем организма.

Определяя очередность упражнений в комплексе, рекоменду­ется соблюдать следующие правила:

1. Сначала должно быть упражнение на ощущение правиль­ной осанки (особенно это важно для детей и подростков).

2Г Затем простые упражнения, в которых заняты большие группы мышц (ходьба на месте с высоким подниманием ног, приседание с наклоном вперед и движением рук, выпады и др.). Эти упражнения общего воздействия активизируют деятель­ность всех органов и систем организма.

3. Следующими в комплексе должны быть упражнения с пре­имущественной работой разных групп мышц (рук и плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног). При этом в работу долж-


ны включаться последовательно различные части тела. Таких упражнений в комплексе может быть одна серия или несколь­ко в зависимости от класса и поставленных задач.

4. Далее в комплекс включают 2-3 наиболее сложных упраж­нения для всех частей тела.

5. Комплекс завершается упражнениями, преимущественно направленными на улучшение деятельности сердечно-сосуди­стой системы. Обычно это различные варианты прыжков и бе­га на месте с согласованными движениями рук и ног с обяза­тельным переходом на ходьбу на месте, упражнениями на дыха­ние и ощущение правильной осанки.

5.5. ОБУЧЕНИЕ ОРУ

Обучение ОРУ проводят различными способами.

По показу. Упражнение показывают «зеркально», стоя ли­цом к учащимся. Для начала подается команда «Исходное по­ложение ПРИНЯТЫ». Если все приняли правильное положе­ние, то далее следует команда «Упражнение начи-НАЙ!». Учи­тель при этом вместе с учениками выполняет упражнение 2-3 раза сам. Для окончания упражнения—по맫тся__команда «СТОЙ!». После выполнения прыжков и бега на месте подается команда «На месте шагом — МАРШ!». Этот способ наиболее доступен учащимся младших классов, когда они еще не знают специальной терминологии, не умеют правильно принимать ис­ходные положения.

По рассказу. Учитель указывает исходное положение и рас­сказывает, что нужно сделать на каждый счет. Затем подает ко­манду «Исходное положение ПРИНЯТЬ!». Проверяет исполне­ние и подает следующую команду: «Упражнение (указывает в какую сторону) начи-НАЙ!». Этот способ с большой эффектив­ностью можно использовать в средних и старших классах, когда у учащихся уже есть знание терминологии, что позволяет им по рассказу учителя мысленно воспроизводить упражнение.

По показу и рассказу. Учитель, показывая упражнение, объ­ясняет, что и как нужно выполнять, обращает внимание на наи­более трудные места. Способ может использоваться во всех воз­растных группах, особенно при освоении новых и сравнительно сложных по координации движений.

По разделениям. Учитель подает команду «Исходное поло­жение ПРИНЯТЬ!» (показывает или называет его), а далее вме­сте с учащимися выполняет движения на каждый счет. Напри-


 


мер: «Упор присев принять — ДЕЛАЙ РАЗ!», проверяет и тре­бует правильного исполнения; «Упор лежа — ДЕЛАЙ ДВА!»; «Согнуть руки — ДЕЛАЙ ТРИ!» и т. д. После выполнения все­го упражнения по частям с поправками и уточнениями подает­ся команда: «В целом упражнение начи-НАЙ!». Применение данного способа позволяет сразу исправить ошибки и повыша­ет плотность занятий, так как учащиеся не просто смотрят или слушают учителя, а сразу вместе с ним начинают выполнять упражнения. Этот способ наиболее эффективен в младших классах, а также при освоении новых упражнений, рассчитан­ных на 4-8 счетов.

Игровой способ.Наиболее характерен для учащихся млад­ших классов. Они легко представляют себе различные действия в виде игр. Можно выполнять упражнения по сигналу: учитель поднимает руки в стороны (лучше с флажками). По этому сиг­налу ученики должны сделать упор присев и возвратиться в и. п., а по сигналу руки на пояс — стоя на коленях, наклонить­ся назад и т. п. Для изучения положений рук в начальной шко­ле можно использовать «Морскую азбуку», которая применяет­ся на флоте для передачи команд на видимое расстояние*. На занятиях также используются подвижные игры: «Запрещен­ные движения», «Передача мячей по кругу», «Пятнашки», • «День и ночь» и др.

СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОРУ

Для выполнения ОРУ в подготовительной части урока уча­щихся обычно строят в разомкнутую колонну, в круг (несколь­ко кругов) или шеренгу. Существуют три основных способа проведения комплекса ОРУ: раздельный, поточный и проход­ной.

Раздельный способ

Внешним признаком раздельного способа является пауза для объяснения между отдельными упражнениями комплекса. Спо­соб наиболее доступен для проведения ОРУ с учащимися млад­ших классов, а также освоения упражнений комплекса при про­ведении урока поточным способом. Способ представляет наи-

* Подробное описание см. в кн.: Мартовский А. Н. Гимнастика в школе. — М.: Физкультура и спорт, 1976.


большие возможности для обучения и достижения высокого ка­чества выполнения каждого упражнения.

Для проведения комплекса ОРУ этим способом предваритель­но ведется обучение каждому упражнению одним из описанных выше приемов (по показу, рассказу и т. д.). Далее подаются ко­манды «Исходное положение ПРИНЯТЬ!» и «Упражнение на­чи-НАЙ!». Для окончания упражнения подается команда «СТОЙ!». После учащиеся должны принять положение стойки «ВОЛЬНО», если упражнение выполняется из различных стоек (о. с, стойка ноги врозь и т. п.), или положение седа, если уп­ражнение выполняется лежа. Для перевода учащихся из поло­жения стоя в положение сидя, лежа и наоборот подаются соот­ветствующие команды «СЕСТЬ!», «ЛЕЧЬ!», «ВСТАТЬ!».

Несмотря на ряд положительных сторон, раздельный способ имеет и недостатки, к основным из которых можно отнести низ­кую плотность занятий из-за большого числа пауз между уп­ражнениями. Поэтому если комплекс предварительно разучен или основной задачей урока является разминка, то наиболее эф­фективно использование других способов проведения ОРУ.

Поточный способ

Поточный способ предусматривает непрерывность выполне­ния комплекса упражнений, т. е. без пауз и остановок, что зна­чительно повышает плотность занятий, активизирует деятель­ность центральной нервной системы и внимание учащихся. Способ рекомендуется учащимся среднего и старшего возраста (V-IX и X-XI классы). При данном способе проведения ОРУ к комплексу предъявляются определенные требования:

во-первых, упражнения должны быть знакомы учащимся или предварительно разучены и проведены раздельным спосо­бом;

во-вторых, переходы от одного упражнения к другому долж­ны быть просты и удобны;

в-третьих, поточный способ требует обязательного музыкаль­ного сопровождения.

Первое упражнение начинается после объяснения и команды «Упражнение начи-НАЙ!». Для перехода к следующему уп­ражнению подаются команды: «Последний» — упражнение на­чинают выполнять последний раз — и «МОЖНО» или «И» на последний счет выполняемого упражнения. Создание представ­лений о последующих упражнениях комплекса осуществляет­ся либо по показу в момент перехода к другому упражнению по-


 


еле команды «МОЖНО», либо по предварительному объясне­нию и показу одновременно с выполнением предыдущего уп­ражнения.

Одной из разновидностей проведения ОРУ поточным спосо­бом является ритмическая гимнастика. Методика проведения и комплексы ритмической гимнастики имеют свою специфику. Поэтому уделим немного внимания этим вопросам. Для прове­дения подготовительной части урока можно использовать не полные комплексы ритмической гимнастики, рассчитанные на 45 или 90 мин, а только ту их часть, которая выполняется стоя (разминка). При этом комплекс может состоять из следующих упражнений:

1) на осанку;

3) танцевальные шаги;

2) типа ходьбы на месте;

4) общего воздействия;

5) для мышц, шеи;

6) для рук и плечевого пояса;

7) для туловища;

8) для ног;

9) разновидности бега и прыжков.

Для составления таких комплексов можно использовать от­дельные упражнения или фрагменты комплексов, имеющихся в литературе, передаваемых по ЦТ и т. п.

Немаловажное значение при составлении комплекса ритми­ческой гимнастики имеет подбор музыкального сопровожде­ния. В зависимости от характера упражнения подбирается темп музыкального сопровождения, который подсчитывается на ос­нове количества ритмических акцентов в минуту с помощью се­кундомера. Так, например, темп в 40-60 ритмических акцентов считается медленным, под такой темп выполняются дыхатель­ные упражнения, на расслабление, волны руками, туловищем, упражнения на равновесие; 60-90акцентов — умеренный темп, выполняются упражнения на растягивание, для мышц шеи, вводятся элементы психорегуляции; 90-120акцентов — сред­ний темп, выполняются махи ногами, наклоны, выпады, уп­ражнения для рук, плечевого пояса, туловища, разновидности ходьбы; 120-140акцентов — быстрый (бег, прыжки, махи, тан­цевальные движения); 140и больше — очень быстрый (бег, под­скоки, танцевальные движения типа рок-н-ролла). После того как подобраны упражнения и составлен комплекс из музыкаль­ных фрагментов с соответствующим темпом, записывается фо­нограмма для выполнения всего комплекса.


Проходной способ

Отличается тем, что упражнения выполняются в движении или со значительным перемещением учащихся через центр за­ла. В первом случае упражнения выполняются в колонне по одному во время движения в обход или по кругу (в основном на уроках спортивных игр и легкой атлетики). Во втором слу­чае упражнения выполняются при поочередном передвижении шеренг в 2, 4, 6 человек и более в каждой. Так, например, уча­щиеся размещены в колонну по четыре за одной линией в верхней или нижней части зала с необходимым интервалом. Учитель должен подобрать упражнения с продвижением впе­ред: 1-3 — начиная левой три шага вперед; 4 — приставить правую, 5 — присед, руки в стороны; б встать, руки вверх;

7 — присед, руки вперед; 8 — и. п. Учитель, продвигаясь впе­
ред спиной к классу, показывает первое упражнение, и по ко­
манде занимающиеся первой шеренги начинают выполнять
его. Во время выполнения упражнения первой шеренгой в пер­
вый раз вторая шеренга занимает и. и. С началом выполнения
упражнения первой шеренгой во второй раз заступает вторая
шеренга и т. д. Таким образом, каждая шеренга повторяет уп­
ражнение до тех пор, пока не пройдет всю длину зала. После
этого противоходом налево и направо в обход по два человека
учащиеся бегом возвращаются в и. п. Следующим проходом
они либо повторяют предыдущее упражнение, либо выполня­
ют новое.

Такой способ позволяет включать в занятие не только ти­пичные ОРУ, но и различные виды танцевальных движений и прыжков с продвижением, а также простые акробатические упражнения (равновесия, кувырки и перевороты). Способ очень эмоционален, так как проводится под музыкальное со­провождение, но требует от учителя умения хорошо владеть классом, соблюдения строгого порядка и дисциплины. Поэто­му, прежде чем проводить ОРУ проходным способом, учащие­ся должны овладеть на высоком уровне раздельным и поточ­ным способами.

Круговой способ

Для развития физических качеств в основной части урока наиболее эффективно использование кругового способапрове­дения ОРУ, особенности которого заключаются в следующем.

8 зале определяются несколько мест занятий (станций) в зави-


 


симости от имеющихся гимнастических снарядов и инвента­ря, а также задач урока. Количество станций и групп (отделе­ний) учащихся должно быть одинаковым. После проведения общей разминки, если в этом есть необходимость, учащиеся распределяются по «станциям», на которых в целях сокраще­ния затрат времени на объяснение на каждом месте занятий могут быть использованы учебные карточки (рисунки) с уп­ражнениями для данной «станции» и указанием режимов ра­боты. Сам учитель должен находиться на той «станции», где в данный момент наиболее сложное задание и где необходима его помощь. По указанию учителя учащиеся выполняют из­вестное количество упражнений и переходят на следующее ме­сто занятий против часовой стрелки, и так до завершения пол­ного круга. В целях усиления эффекта учитель постепенно увеличивает от занятия к занятию нагрузку, вес отягощений, количество «станций» в круге, количество кругов, число по­вторений на каждом месте занятий и скорость выполнения за­даний.

Примерная схема организации круговой тренировки на уро­ках гимнастики следующая. На первом уроке учащиеся знако­мятся с расположением станций и организацией занятий на них, последовательностью выполнения и т. п. На втором уроке определяют МТ (максимальный тест, т. е. максимальное коли­чество повторений) выполнения упражнений на каждой стан­ции, нагрузки по схеме МТ : 2 или МТ : 4 в зависимости от фи­зической подготовленности учащихся, на 3-6-м уроке по схеме (МТ : 4) + 1 или (МТ : 2) + 1 с последующим увеличением на ка­ждом занятии на одно или несколько повторений. На 7-м уро­ке определяется новый МТ. В комплексы круговой тренировки на уроках гимнастики подбираются упражнения, преимущест­венно направленные на развитие мышц плечевого пояса, рук, живота и спины, увеличение подвижности суставов, укрепле­ние всей мускулатуры, а также тренировку вестибулярного ап­парата.

Для примера приведем несколько вариантов круговой трени­ровки для основной части урока гимнастики. Наиболее распро­страненными здесь являются упражнения для развития силы. Как уже отмечалось выше, для этой цели более эффективен комбинированный метод, используемый по принципу круговой тренировки. При этом возможны два варианта*.

"Приводятся из кн.: Система подготовки юных гимнастов: Метод, пособие / Сост. A.M. Шлемин, П.К. Петров. — М.: ГЦОЛИФК, 1977.


Первый вариант Упражнения проводятся по кругу для развития силы мышц разных частей тела с использованием одновременно всех четы­рех методов развития силы (рис. 44).







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.33.158 (0.037 с.)