Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Положение ног и движения имиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При определении движений ногами в основных и промежуточных плоскостях указывается название ноги и направление выполняемого движения. Движения ног в лицевой плоскости (рис. 20): а) правую в сторону на носок; б) правую в сторону-кни-зу; в) правую в сторону; г) правую в сторону-кверху. Движения в боковой плоскости (рис. 21); а) левую на носок; б) левую вперед-книзу; в) левую вперед; г) левую вперед-кверху; д) левую назад на носок; е) левую назад-книзу; ж) левую назад. Разноименные движения обозначаются так (рис. 22): а) правую влево; б) правую влево-книзу. При выставлении ноги на носок в том или ином направлении указывается нога, которой делают движение, направление движения и словосочетание «на носок». Например, правую на носок в сторону. Здесь опускаются слова «нога» и «выставить». В отдельных случаях, если не совсем понятно, чем производится движение (рукой или ногой), следует это указать. Для обозначения сгибания ног в коленном суставе применяется термин «согнуть» и указывается нога. Например, согнуть правую, стопа находится у голени опорной ноги. Если же движение выполняется с отведением ноги, то после слова «согнуть» указывается направление движения ногой. В этом случае нога сгибается до прямого угла или несколько выше, но голень должна быть параллельна опорной ноге. В боковой плоскости (рис. 23): а) согнуть правую; б) согнуть правую вперед; в) согнуть правую назад. В лицевой плоскости (рис. 24); а) согнуть правую в сторону; б) согнуть правую назад, колено в сторону. Кроме названных терминов, при выполнении движений руками и ногами применяется термин «мах», которым обозначается резкое движение в каком-либо направлении с полной амплитудой. Чаще всего ОРУ выполняются из различных стоек, наиболее распространенными из которых являются: основная стойка (сокращенно о. с.) — положение соответствует строевой стойке (рис. 25, а), но положение рук в ней может быть различным (о. с, руки на пояс или о. с, руки за голову). Этим она и отличается от строевой; узкая стойка ноги врозь — стойка, в которой ноги расставлены врозь вдвое меньше, чем в стойке ноги врозь (рис. 25, б); стойка ноги врозь — в этой стойке ступни расположены так же, как и в о. с., но ноги расставлены на ширину плеч (рис. 25, в). О положении рук, если они не внизу, должны быть дополнительные указания;
широкая стойка ноги врозь — стойка, в которой ноги широко разведены в стороны (рис. 25, г); стойка скрестно — одна нога находится перед другой скрестно и касается колена опорной ноги, ступни параллельны, на расстоянии 10-15 см (рис. 25, д); стойка ноги врозь правой — стойка, в которой правая нога находится на шаг впереди левой (рис. 25, е). Данная стойка может быть широкой и узкой, о чем следует указывать. При выполнении позиций необходимо стремиться к предельной выворотности ног, колени должны быть вытянуты, ягодичные мышцы напряжены, тяжесть тела равномерно распределена на обе ступни, туловище подтянуто, с правильной осанкой. К разновидностям стоек, которые могут быть также использованы при выполнении ОРУ, можно отнести следующие: стойка на правом (левом) колене — при обычном способе выполнения одну ногу поднимают и, сгибая, отводят назад. Одновременно с этим сгибают другую ногу, опускаясь на колено так, чтобы бедро опорной ноги и голень другой (находящейся впереди) были перпендикулярны полу (рис. 27, а); стойка на коленях — стойка, в которой колени, голени и носки опираются о пол (снаряд) всей длиной, носки вытянуты (рис. 27, б) стойка на лопатках — выполняется с опорой лопатками и затылком (рис. 27, в). Обычно руки упираются в поясницу; стойка на голове — выполняется с опорой головой и руками (рис. 27, г); стойка на руках — выполняется на прямых руках, тело вертикально (рис. 27, д).
При выполнении хореографических упражнений, кроме указанных выше стоек, могут использоваться различные позиции ног: первая позиция — пятки вместе, носки развернуты в стороны (рис. 26, а); вторая позиция — ноги врозь на расстоянии ступни одна от другой, носки развернуты в стороны (рис. 26, б); третья позиция — пятка одной ступни прижата к середине другой, носки развернуты в стороны (рис. 26, в); четвертая позиция — одна нога впереди другой на расстоянии ступни, пятка одной ноги находится против носка другой (рис. 26, г); пятая позиция — ступни плотно сомкнуты носками в стороны, пятка одной ноги прижата к носку другой (рис. 26, д). Приседы Присед — положение занимающегося, в котором ноги согнуты (опора на носки), руки в любом положении (рис. 28, а).
Полуприсед — приседание, выполняемое на половину амплитуды (рис. 28, б); часто применяется с полунаклоном и называется «старт пловца» (рис. 28, д). Круглый присед (полуприсед) — приседание на носках, колени вместе, туловище согнуто вперед, руки вперед, голова опущена (рис. 28, в). Присед наклонно — присед, при выполнении которого бедра, туловище и голова на одной прямой линии. Положение рук, если они не вдоль тела, указывается дополнительно. Например, руки вперед (рис. 28, г). Присед на правой (левой) — приседание, выполняемое на одной ноге, другая поднята вперед, руки вперед (рис. 28, е) Выпады Выпад выполняется выставлением ноги в любом направлении с одновременным сгибанием ее. Выпад правой (левой) — выставление ноги вперед с одновременным сгибанием ее так, чтобы колено находилось на уровне носка, а ступня другой ноги несколько поворачивалась носком наружу (рис. 29, а). Выпад назад — выставление ноги назад (рис. 29, б). Выпад с наклоном — соединение выпада с одновременным наклоном туловища вперед, руки свободно скрещиваются перед коленом выставленной ноги. Например, выпад вправо с наклоном (рис. 29, в). Глубокий выпад — выпад с максимальным разведением ног. Положение рук и туловища указываются дополнительно. Например, глубокий выпад правой, руки в стороны-назад (рис. 29, г). Наклоны Наклон — термин для определения сгибания тела в тазобедренных суставах вперед, назад или в стороны с полной амплитудой движения. При выполнении вперед указание о направлении можно опускать. Например, наклон (рис. 30, а). Наклон прогнувшись выполняется обычно вперед, руки в стороны, голова приподнята (рис. 30, б). Наклон с захватом — наклон вперед, при котором руки захватывают голеностопные суставы (30, в). Седы и положения лежа Сед — положение занимающегося сидя на полу или на снаряде с прямыми ногами, руки касаются опоры или находятся в каком-либо положении (рис. 31, а). Сед углом — положение сидя с поднятыми вперед ногами, образующими с туловищем прямой угол (примерно), голова прямо (рис. 31, б). Сед согнувшись — сед, при котором ноги подняты до вертикального положения (рис. 31, в). Сед с захватом — то же, но туловище и голова наклонены к ногам, а ноги захватом за голеностопные суставы подтягиваются к туловищу, голова опущена (рис. 31, г). Сед на пятках — сед на обеих пятках, туловище вертикально, руки обычно на поясе (рис. 31, д). Сед на пятках с наклоном — аналогичный сед, но туловище наклонено вперед до касания поднятыми вверх руками пола (рис. 31, е). Разновидности положения лежа: на спине — ноги сомкнуты, прямые, руки вдоль тела. Иное положение рук указывается дополнительно; на животе — согнутые руки касаются пола, сомкнутые прямые ноги лежат свободно;
Упоры (смешанные) Упор присев — присед, колени вместе, руки опираются около носков снаружи, голова прямо (рис. 32, а). При выполнении на одной ноге указывается нога, на которой выполняется приседание, а также положение свободной ноги. Например, упор присев на правой, левая сзади на носке (рис. 32, б). Упор стоя на коленях — опора руками и коленями, носки вытянуты (рис. 32, в). Если опора производится на одном колене, то указывается, на каком и дополнительно указывается положение свободной ноги. Например, упор на левом колене, правую назад (рис. 32, г).
Упор лежа — занимающийся обращен передней стороной тела к опоре. Термин «спереди» принято опускать (рис. 33, а). Упор лежа сзади — учащийся обращен к опоре спиной (рис. 33, б). Упор лежа боком — тело обращено боком при опоре на одну руку, другая рука обычно у тела (рис. 33, в). Упор лежа на бедрах — упор, при котором тело максимально прогнуто, бедра касаются опоры или лежат на ней (рис. 34, а). Упор лежа сзади на предплечьях — аналогичный упору лежа сзади, но руки упираются предплечьями (рис. 34, б). Равновесия Равновесие — положение, в котором учащийся стоит на одной ноге, наклонившись вперед, другая нога отведена назад до отказа, руки в стороны (рис. 35, а). Боковое равновесие — исполнитель находится боком к опоре, одноименная рука вверх, другая за спину (рис. 35, б). Заднее равновесие — исполнитель обращен спиной к опоре, руки в стороны (рис. 35, в). Шпагат — сед с предельно разведенными ногами (в стороны), туловище вертикально, руки в стороны (рис. 36, а). 6 Методика преподавания -tc-i гимнастики в школе I 01 Шпагат правой (левой) — указывается нога, находящаяся спереди (рис. 36, б). Полушпагат — сед на пятке согнутой вперед ноги, другая сзади, туловище вертикально, руки в стороны (рис. 36, в). Мосты Мост — дугообразное, максимально прогнутое положение занимающегося спиной к опорной плоскости с опорой руками и ногами (рис. 37, а). Мост на предплечьях — с опорой предплечьями (рис. 37, б). Мост может также выполняться с опорой на одну ногу, на одну руку или на одну ногу и одну руку, одноименные или разно-именные. Упражнения с предметами Многие ОРУ в школе проводятся с предметами (скакалками, обручами, палками, набивными мячами, гантелями и т. п.). Они повышают у детей интерес к занятиям. Мышечные ощущения сигнализируют о положении частей тела, напряжении мышц, происходит сложный процесс согласования в работе отдельных мышечных групп, коррекции выполняемого движения с заданным образцом. Использование предметов создает ощущение сопротивления. При этом физические усилия становятся отчетливее, лучше осознаются. Некоторые предметы помогают дифференцировать мышечные ощущения (гантели, набивные мячи и др.). Поэтому развитие двигательных качеств и способностей в упражнениях с предметами происходит значительно эффективнее. Все упражнения с предметами в той или иной степени требуют работы пальцев рук. Совершенствование координации движений пальцев важно и для интеллектуального развития детей. В упражнениях с предметами решаются и воспитательные задачи: дети приучаются аккуратно, бережно обращаться с ними, организованно и быстро брать и класть их на место. Терминологические основы названий упражнений с предметами аналогичны терминологии упражнений без предметов. Некоторую специфику имеют упражнения с гимнастическими палками. Поэтому ниже приводятся основные положения для упражнений с ними.
Положения с палкой определяются в зависимости от ее расположения по отношению к телу занимающегося. Различают симметричные и несимметричные положения. Симметричные положения с палкой В симметричных положениях палка удерживается за концы обеими руками, которые могут быть прямыми или согнутыми. Палку вниз — палка удерживается опущенными руками за концы и касается спереди бедер (рис. 38, а). Палку вверх — палка удерживается за концы поднятыми вверх руками (рис. 38, б). Палку вперед — палка удерживается прямыми руками за концы на уровне груди (рис. 38, в). Палку на грудь — палка удерживается за концы согнутыми руками и касается груди (рис. 38, г). Палку перед собой — перевернутая палка находится между предплечьями (рис. 38, д). Палку на голову, за голову — палка удерживается за концы согнутыми руками и серединой касается головы сверху (рис. 38, е), а во втором случае — сзади шеи. Палку на лопатки — палка удерживается за концы согнутыми руками и касается лопаток (рис. 38, ж). Палку назад — палка удерживается за концы руками, отведенными назад до отказа. Палку вниз-сзади — палка удерживается за концы и касается бедер сзади (рис. 38, з). Палку за спину (на поясницу) — палка удерживается согнутыми руками за концы и касается поясницы. 6*
Несимметричные положения с палкой Палку к плечу — палка удерживается у плеча большим и указательным пальцами, остальные поддерживают ее снизу (рис. 39, а). Это основное положение с гимнастической палкой во время передвижения. С палкой «вольно» — положение занимающегося соответствует стойке «вольно» в разомкнутом строю без предмета. Левый конец палки при этом касается пола около левого носка, левую руку на пояс (рис. 39, б). Палку вправо (влево) — палка удерживается правой (левой) рукой за один конец, составляя с нею прямую линию (рис. 39, в).в Палку вправо (влево)-книзу (кверху) — палка поднята или опущена на 45° от положения «палку вправо (влево)». Палку к плечу вперед (вправо, кверху, вправо-кверху и др.) — левая рука удерживает палку у правого плеча, а правая в указанном направлении (рис. 39, г, д). Палку к бедру кверху (вправо, вперед) — палка удерживается у правого (левого) бедра разноименной рукой, а одноименной рукой в указанном направлении (рис. 39, е). Палку на голову вправо (за голову, на грудь, и т. п.) — палка удерживается левой рукой за конец и касается головы, а правой — в указанном направлении (рис. 39, ж). Несимметричные положения могут быть такими, в которых палка и рука, удерживающая ее, не составляют прямой линии, например: правую руку в сторону, палку вверх (рис. 40, а); правую руку вверх-наружу, палку влево (рис. 40, б) или вправо (рис. 40, в).
Палка мо,: от удерживаться обеими руками за один конец, например: руки вверх, палку вправо (рис. 41, а) или руки вверх, палку назад (рис. 41, б). Могут быть и иные положения палки: Палку наклонно вправо (влево) — палка удерживается двумя руками за концы: правая рука в сторону, левая вверх (рис. 42, а).
Палку наклонно вперед, правой сверху (рис. 42, б). Палку на грудь, правым концом кверху — а правая направляет ее вверх (рис. 42, в). Палку на грудь, левым концом вправо-кверху (рис. 42, г). Для удержания палки используются известные способы хватов: сверху, снизу, разный хват, обратный хват, узкий хват. При беге палку держат за середину в левой руке. ПРАВИЛА ЗАПИСИ ОРУ И ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОМПЛЕКСОВ При записи отдельного движения необходимо указывать: а) исходное положение, из которого начинается движение; б) название движения (наклон, присед, поворот, выпад и др.); в) направление движения (вправо, назад, влево и т. п.); г) конечное положение (если необходимо). 1 — руки в стороны; 2 — руки вверх; 3 — руки в стороны; 4 — и. п. В соответствии с правилами сокращения гимнастической терминологии принято опускать некоторые слова: «нога» — практически во всех случаях; «вперед» — при выполнении шагов и выпадов; «туловище» — при наклонах; «выставить», «отставить», «поднять» — при выполнении движений руками или ногами; «ладонь внутрь» — в положении рук вперед, назад, вверх или вниз; «ладони книзу» — в положении рук в стороны, влево или вправо; «вернуться» — при возвращении в и. п. Например, вместо полного описания «выпад правой ногой вперед, руки в стороны ладонями книзу» записывается — «выпад правой, руки в стороны»; вместо «наклон туловища влево, поднять руки вверх ладонями внутрь» — «наклон влево, руки вверх» и т. п. Не указывается также обычный, наиболее распространенный способ хвата сверху. При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, сначала необходимо указать основные для всего тела (обычно выполняемые ногами или туловищем), а затем второстепенные. Например: и. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 — сгибая левую, наклон вправо, руки вверх; 2 — и. п. Если несколько движений выполняются неодновременно, то они записываются в соответствующей последовательности. Например: и. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 — дугой книзу правой с поворотом налево, правая сзади на носке, руки вперед; 2 — встать на правое колено, руки вверх, наклон головы назад; 3-4 — движение в обратной последовательности в и. п. Если упражнение сначала выполняется в одну сторону, потом в другую или сначала одной рукой (ногой), а потом другой, то запись всего движения не повторяется, а только указывается, в какую сторону или какой ногой (рукой) начинается повторное выполнение. Например: и. п. — о. с, руки вверх. 1 — мах правой, руки вперед; 2 — и. п.; 3-4 — то же левой. Если при выполнении упражнения необходимо удерживать статическое положение, то указывается счет и слово «держать». Например: и. п. — сед. 1 — сед углом; 2 — сед углом, руки в стороны; 3 — держать; 4 — и. п. При записи комплекса ОРУ каждое упражнение нумеруется, например: 1. И. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 — сгибая левую, наклон вправо, руки вверх; 2 — и. п.; 3-4 — то же в другую сторону. 2. И. п. — о. с. 1 — присед, правая рука за голову, левая в сторону, смотреть налево; 2 —и. п.; 3-4 — то же с другой руки и т. д. Кроме терминологической записи, ОРУ можно изобразить графически (полуконтурно или контурно). Изображение наглядно и экономично. Например, как на рис. 43. Возможно сочетание текстовой и графической записей, что позволяет наиболее правильно понять предлагаемое упражнение. Одним из сложных моментов при подготовке урока гимнастики в школе является составление комплекса ОРУ. Прежде всего комплексы должны составляться с учетом задач урока, возраста учащихся, части урока, для которой они предназначаются. Так, например, комплексы ОРУ для подготовительной части урока в первую очередь должны решать задачи общеукрепляющего воздействия, охватывающего все основные мышечные группы, задачи разминки и подготовки организма к основной части урока, задачи воспитания правильной осанки и овладения школой движений. ОРУ, используемые в основной части, могут быть направлены на решение задач развития физических качеств (силы, гибкости). При этом могут быть использованы либо отдельные упражнения, избирательно воздействующие на развитие конкретных качеств и мышечных групп (например, силу мышц брюшного пресса), либо серия упражнений, оказывающих комплексное воздействие на организм. Совсем другие задачи могут решаться комплексом утренней гимнастики и физкультминуток, комплексом для показательных выступлений и физкультурных праздников. В связи с этим более подробно остановимся на методике подбора упражнений в комплекс ОРУ для подготовительной части урока. Как показывает практика работы, в зависимости от класса комплекс ОРУ составляют из 6-12 упражнений для различных мышечных групп и систем организма. Определяя очередность упражнений в комплексе, рекомендуется соблюдать следующие правила: 1. Сначала долж но быть упраж нени е на ощ ущение правильной осанки (особенно это важно для детей и подростков). 2Г Затем простые упражнения, в которых заняты большие группы мышц (ходьба на месте с высоким подниманием ног, приседание с наклоном вперед и движением рук, выпады и др.). Эти упражнения общего воздействия активизируют деятельность всех органов и систем организма. 3. Следующими в комплексе должны быть упражнения с преимущественной работой разных групп мышц (рук и плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног). При этом в работу долж- ны включаться последовательно различные части тела. Таких упражнений в комплексе может быть одна серия или несколько в зависимости от класса и поставленных задач. 4. Далее в комплекс включают 2-3 наиболее сложных упражнения для всех частей тела. 5. Комплекс завершается упражнениями, преимущественно направленными на улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы. Обычно это различные варианты прыжков и бега на месте с согласованными движениями рук и ног с обязательным переходом на ходьбу на месте, упражнениями на дыхание и ощущение правильной осанки. 5.5. ОБУЧЕНИЕ ОРУ Обучение ОРУ проводят различными способами. По показу. Упражнение показывают «зеркально», стоя лицом к учащимся. Для начала подается команда «Исходное положение ПРИНЯТЫ». Если все приняли правильное положение, то далее следует команда «Упражнение начи-НАЙ!». Учитель при этом вместе с учениками выполняет упражнение 2-3 раза сам. Дл я окон чан ия упражнения —по맫тся__команда «СТОЙ!». После выполнения прыжков и бега на месте подается команда «На месте шагом — МАРШ!». Этот способ наиболее доступен учащимся младших классов, когда они еще не знают специальной терминологии, не умеют правильно принимать исходные положения. По рассказу. Учитель указывает исходное положение и рассказывает, что нужно сделать на каждый счет. Затем подает команду «Исходное положение ПРИНЯТЬ!». Проверяет исполнение и подает следующую команду: «Упражнение (указывает в какую сторону) начи-НАЙ!». Этот способ с большой эффективностью можно использовать в средних и старших классах, когда у учащихся уже есть знание терминологии, что позволяет им по рассказу учителя мысленно воспроизводить упражнение. По показу и рассказу. Учитель, показывая упражнение, объясняет, что и как нужно выполнять, обращает внимание на наиболее трудные места. Способ может использоваться во всех возрастных группах, особенно при освоении новых и сравнительно сложных по координации движений. По разделениям. Учитель подает команду «Исходное положение ПРИНЯТЬ!» (показывает или называет его), а далее вместе с учащимися выполняет движения на каждый счет. Напри-
мер: «Упор присев принять — ДЕЛАЙ РАЗ!», проверяет и требует правильного исполнения; «Упор лежа — ДЕЛАЙ ДВА!»; «Согнуть руки — ДЕЛАЙ ТРИ!» и т. д. После выполнения всего упражнения по частям с поправками и уточнениями подается команда: «В целом упражнение начи-НАЙ!». Применение данного способа позволяет сразу исправить ошибки и повышает плотность занятий, так как учащиеся не просто смотрят или слушают учителя, а сразу вместе с ним начинают выполнять упражнения. Этот способ наиболее эффективен в младших классах, а также при освоении новых упражнений, рассчитанных на 4-8 счетов. Игровой способ. Наиболее характерен для учащихся младших классов. Они легко представляют себе различные действия в виде игр. Можно выполнять упражнения по сигналу: учитель поднимает руки в стороны (лучше с флажками). По этому сигналу ученики должны сделать упор присев и возвратиться в и. п., а по сигналу руки на пояс — стоя на коленях, наклониться назад и т. п. Для изучения положений рук в начальной школе можно использовать «Морскую азбуку», которая применяется на флоте для передачи команд на видимое расстояние*. На занятиях также используются подвижные игры: «Запрещенные движения», «Передача мячей по кругу», «Пятнашки», • «День и ночь» и др. СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОРУ Для выполнения ОРУ в подготовительной части урока учащихся обычно строят в разомкнутую колонну, в круг (несколько кругов) или шеренгу. Существуют три основных способа проведения комплекса ОРУ: раздельный, поточный и проходной. Раздельный способ Внешним признаком раздельного способа является пауза для объяснения между отдельными упражнениями комплекса. Способ наиболее доступен для проведения ОРУ с учащимися младших классов, а также освоения упражнений комплекса при проведении урока поточным способом. Способ представляет наи- * Подробное описание см. в кн.: Мартовский А. Н. Гимнастика в школе. — М.: Физкультура и спорт, 1976. большие возможности для обучения и достижения высокого качества выполнения каждого упражнения. Для проведения комплекса ОРУ этим способом предварительно ведется обучение каждому упражнению одним из описанных выше приемов (по показу, рассказу и т. д.). Далее подаются команды «Исходное положение ПРИНЯТЬ!» и «Упражнение начи-НАЙ!». Для окончания упражнения подается команда «СТОЙ!». После учащиеся должны принять положение стойки «ВОЛЬНО», если упражнение выполняется из различных стоек (о. с, стойка ноги врозь и т. п.), или положение седа, если упражнение выполняется лежа. Для перевода учащихся из положения стоя в положение сидя, лежа и наоборот подаются соответствующие команды «СЕСТЬ!», «ЛЕЧЬ!», «ВСТАТЬ!». Несмотря на ряд положительных сторон, раздельный способ имеет и недостатки, к основным из которых можно отнести низкую плотность занятий из-за большого числа пауз между упражнениями. Поэтому если комплекс предварительно разучен или основной задачей урока является разминка, то наиболее эффективно использование других способов проведения ОРУ. Поточный способ Поточный способ предусматривает непрерывность выполнения комплекса упражнений, т. е. без пауз и остановок, что значительно повышает плотность занятий, активизирует деятельность центральной нервной системы и внимание учащихся. Способ рекомендуется учащимся среднего и старшего возраста (V-IX и X-XI классы). При данном способе проведения ОРУ к комплексу предъявляются определенные требования: во-первых, упражнения должны быть знакомы учащимся или предварительно разучены и проведены раздельным способом; во-вторых, переходы от одного упражнения к другому должны быть просты и удобны; в-третьих, поточный способ требует обязательного музыкального сопровождения. Первое упражнение начинается после объяснения и команды «Упражнение начи-НАЙ!». Для перехода к следующему упражнению подаются команды: «Последний» — упражнение начинают выполнять последний раз — и «МОЖНО» или «И» на последний счет выполняемого упражнения. Создание представлений о последующих упражнениях комплекса осуществляется либо по показу в момент перехода к другому упражнению по-
еле команды «МОЖНО», либо по предварительному объяснению и показу одновременно с выполнением предыдущего упражнения. Одной из разновидностей проведения ОРУ поточным способом является ритмическая гимнастика. Методика проведения и комплексы ритмической гимнастики имеют свою специфику. Поэтому уделим немного внимания этим вопросам. Для проведения подготовительной части урока можно использовать не полные комплексы ритмической гимнастики, рассчитанные на 45 или 90 мин, а только ту их часть, которая выполняется стоя (разминка). При этом комплекс может состоять из следующих упражнений: 1) на осанку; 3) танцевальные шаги; 2) типа ходьбы на месте; 4) общего воздействия; 5) для мышц, шеи; 6) для рук и плечевого пояса; 7) для туловища; 8) для ног; 9) разновидности бега и прыжков. Для составления таких комплексов можно использовать отдельные упражнения или фрагменты комплексов, имеющихся в литературе, передаваемых по ЦТ и т. п. Немаловажное значение при составлении комплекса ритмической гимнастики имеет подбор музыкального сопровождения. В зависимости от характера упражнения подбирается темп музыкального сопровождения, который подсчитывается на основе количества ритмических акцентов в минуту с помощью секундомера. Так, например, темп в 40-60 ритмических акцентов считается медленным, под такой темп выполняются дыхательные упражнения, на расслабление, волны руками, туловищем, упражнения на равновесие; 60-90 акцентов — умеренный темп, выполняются упражнения на растягивание, для мышц шеи, вводятся элементы психорегуляции; 90-120 акцентов — средний темп, выполняются махи ногами, наклоны, выпады, упражнения для рук, плечевого пояса, туловища, разновидности ходьбы; 120-140 акцентов — быстрый (бег, прыжки, махи, танцевальные движения); 140 и больше — очень быстрый (бег, подскоки, танцевальные движения типа рок-н-ролла). После того как подобраны упражнения и составлен комплекс из музыкальных фрагментов с соответствующим темпом, записывается фонограмма для выполнения всего комплекса. Проходной способ Отличается тем, что упражнения выполняются в движении или со значительным перемещением учащихся через центр зала. В первом случае упражнения выполняются в колонне по одному во время движения в обход или по кругу (в основном на уроках спортивных игр и легкой атлетики). Во втором случае упражнения выполняются при поочередном передвижении шеренг в 2, 4, 6 человек и более в каждой. Так, например, учащиеся размещены в колонну по четыре за одной линией в верхней или нижней части зала с необходимым интервалом. Учитель должен подобрать упражнения с продвижением вперед: 1-3 — начиная левой три шага вперед; 4 — приставить правую, 5 — присед, руки в стороны; б встать, руки вверх; 7 — присед, руки вперед; 8 — и. п. Учитель, продвигаясь впе Такой способ позволяет включать в занятие не только типичные ОРУ, но и различные виды танцевальных движений и прыжков с продвижением, а также простые акробатические упражнения (равновесия, кувырки и перевороты). Способ очень эмоционален, так как проводится под музыкальное сопровождение, но требует от учителя умения хорошо владеть классом, соблюдения строгого порядка и дисциплины. Поэтому, прежде чем проводить ОРУ проходным способом, учащиеся должны овладеть на высоком уровне раздельным и поточным способами. Круговой способ Для развития физических качеств в основной части урока наиболее эффективно использование кругового способа проведения ОРУ, особенности которого заключаются в следующем. 8 зале определяются несколько мест занятий (станций) в зави-
симости от имеющихся гимнастических снарядов и инвентаря, а также задач урока. Количество станций и групп (отделений) учащихся должно быть одинаковым. После проведения общей разминки, если в этом есть необходимость, учащиеся распределяются по «станциям», на которых в целях сокращения затрат времени на объяснение на каждом месте занятий могут быть использованы учебные карточки (рисунки) с упражнениями для данной «станции» и указанием режимов работы. Сам учитель должен находиться на той «станции», где в данный момент наиболее сложное задание и где необходима его помощь. По указанию учителя учащиеся выполняют известное количество упражнений и переходят на следующее место занятий против часовой стрелки, и так до завершения полного круга. В целях усиления эффекта учитель постепенно увеличивает от занятия к занятию нагрузку, вес отягощений, количество «станций» в круге, количество кругов, число повторений на каждом месте занятий и скорость выполнения заданий. Примерная схема организации круговой тренировки на уроках гимнастики следующая. На первом уроке учащиеся знакомятся с расположением станций и организацией занятий на них, последовательностью выполнения и т. п. На втором уроке определяют МТ (максимальный тест, т. е. максимальное количество повторений) выполнения упражнений на каждой станции, нагрузки по схеме МТ: 2 или МТ: 4 в зависимости от физической подготовленности учащихся, на 3-6-м уроке по схеме (МТ: 4) + 1 или (МТ: 2) + 1 с последующим увеличением на каждом занятии на одно или несколько повторений. На 7-м уроке определяется новый МТ. В комплексы круговой тренировки на уроках гимнастики подбираются упражнения, преимущественно направленные на развитие мышц плечевого пояса, рук, живота и спины, увеличение подвижности суставов, укрепление всей мускулатуры, а также тренировку вестибулярного аппарата. Для примера приведем несколько вариантов круговой тренировки для основной части урока гимнастики. Наиболее распространенными здесь являются упражнения для развития силы. Как уже отмечалось выше, для этой цели более эффективен комбинированный метод, используемый по принципу круговой тренировки. При этом возможны два варианта*. "Приводятся из кн.: Система подготовки юных гимнастов: Метод, пособие / Сост. A.M. Шлемин, П.К. Петров. — М.: ГЦОЛИФК, 1977. Первый вариант Упражнения проводятся по кругу для развития силы мышц разных частей тела с использованием одновременно всех четырех методов развития силы (рис. 44). |
|||||||||||||||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1034; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.182.195 (0.014 с.)