Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы организации и деятельности органов государственной власти России↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Виды государственных органов Государственные органы подразделяются: а] по порядку формирования на первичные, т.е.избираемыми непосредственно населением, и производные, которые формируются первичными; б] по срокам полномочий — на временные и постоянные. Временные органы создаются для достижения краткосрочных целей, тогда как постоянные функционируют без ограничения срока; в] по месту в иерархии — на федеральные органы, органы субъектов федерации и местные органы; г] по правовым формам деятельности — на правотворческие (парламенты), правоприменительные (правительства) и правоохранительные (суды, органы внутренних дел); д] по характеру принятия решений — на коллегиальные и единоличные; е] в соответствии с принципом разделения властей: законодательные, исполнительные и судебные органы. Органы государственной власти России Роль законодательной власти в управлении государством Вопросам законодательной власти в Конституции РФ посвящена 5 глава. Расположение её сразу после положений о президенте и перед разделом о Правительстве указывает на значение представительной и законодательной власти, а также ее место в системе разделения властей. Высшим законодательным органом российского государства является Федеральное Собрание. Конституция (ст.94) прямо называет Федеральное собрание парламентом России и тем самым утверждается его представительный и законодательный характер. Правовой статус Федерального Собрания раскрывается не только в 5 главе Конституции РФ, но и в других её разделах, а также иных федеральных конституционных актах, посвященных Федеральному Собранию. Федеральное Собрание, как законодательная власть России, состоит из двух палат: верхней - Совет Федерации (178 человек - по два представителя от субъекта) и нижней – Государственная дума (435 депутатов). Обе палаты создают внутренние структурные органы – комиссии. Такая структура Федерального Собрания связана, прежде всего, с федеративным устройством нашего государства и принципами его образования. Почти все федерации в мире имеют двухпалатную систему. В очень редких случаях (в прошлом ЮАР, Югославия)парламент насчитывает большее число палат от 3 до 6. Иногда в понятие парламента вкладывается тройственность содержания: Великобритания – две палаты и монарх, в Индии – две палаты и президент. В некоторых странах мира однопалатные парламенты, которые имеют свои названия; Всекитайское собрание народных представителей, Народное собрание в Египте, фолькетинг в Дании,риксдаг в Швеции). Почти во всех странах одна палата именуется палатой депутатов, а другая сенатом. Как правило, нижняя палата депутатов имеет больше полномочий, чем верхняя. Каждая из палат Федерального Собрания России имеет свои особенности по порядку формирования, процедуре работы, кругу полномочий.Здесь также незримо присутствует принцип разделения властей и система сдержек и противовесов, только в другом аспекте внутри одной ветви власти. Государственная Дума формируется на основе выборов.225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, когда общее число избирателей делится на 225 округов. Другая половина (225) избирается по федеральному округу пропорционально количеству голосов, поданных в федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и блоками. К распределению мандатов в этом случае допускаются только списки, получившие не менее 5 % голосов избирателей, принимавших участие в выборах. Такая система выборов называется смешанная. Она соединяет два принципа: принцип большинства (мажоритарность) и пропорциональности (для партийных списков). Конституция установила три требования для депутатов(кандидатов): гражданство РФ, возраст 21 год и наличие права участвовать в выборах и избираться признание судов недееспособным и содержание в местах лишения свободы по приговору суда). Парламент России, как и в большинстве зарубежных государств, единственный коллегиальный законодательный орган государства. В странах где нет парламента законодательством занимается монарх – султан, король, эмир (катар, Саудовская Аравия, Оман), или совет монархов (эмиров)составных частей федерации (ОАЭ). В мусульманских странах такие законодательные акты называют низамами, так как считается, что все законы (кануны) содержатся в Коране. В отдельных странах мира законы могут приниматься надпарламентскими (Туркменистан – Халк Маслахаты) или подпарламентскими(Греция, Италия, Испания, Португалия и др.) органами, так называемыми решающими комиссиями, а также на основе делегирования полномочий (делегированное законодательство). Управление государством Парламент, как законодательная ветвь власти в России, как и в других странах, осуществляет, прежде всего, путем принятия законов и иных правовых актов, а также участия в формировании государственных органов (назначение председателя Правительства, назначении судей Конституционного суда и др.) на разных уровнях и осуществления контрольных функций (счетная Палата – бюджет, соблюдение и исполнение законов. Выполнять функции в системе государственного управления Федеральное Собрание может только в совокупности обеих палат. Законодательный акт принятый Государственной Думой считается принятым Федеральным Собранием только после его утверждения Советом Федерации и подписания Президентом. Хотя подпись Президента носит согласительный характер и одобрения закона, а также своего рода распоряжение исполнительным органам к неукоснительному его исполнению. В отдельных случаях достаточно участия только одной палаты: половина ЦИК РФ избирается каждой палатой отдельно. Индивидуальные действия депутатов (запрос в государственный орган) является использованием прав парламентария, а не Парламента, хотя бы потому, что Парламент коллегиальный орган. Участие Парламента в управлении государством проявляется в его функциях: a) Является органом народного представительства всего и выражает суверенитет населения страны; b) Только Парламент вправе от имени народа осуществлять законодательствование и принимать законы, имеющие высшую силу в государстве не только для граждан, но и для органов государственной власти. Тем самым осуществляет регулирование общественных отношений в обществе, в чем проявляется верховное руководство государственными делами. c) Участвует в формировании, роспуске, освобождении других высших органов и должностных лиц государства и субъектов Федерации; d) Осуществление парламентского контроля в отношении органов исполнительной власти и в различных сферах общественной жизни. e) Объявление амнистии является исключительной компетенцией Парламента (около 15 раз); f) Деятельность в сфере внешней политики проявляется в заслушивании посланий Президента, участие в международных межпарламентских слушаниях и др. g) Государственная Дума вправе обращаться в Конституционный Суд с запросами о соответствии законодательных и нормативных актов Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти и субъектов Федерации. Все свои полномочия Федеральное Собрание осуществляет на своих заседаниях во время сессий (весенняя с 12.01 по 20.06 и осенняя с01.09 по 25.12). Принятие закона происходит по определенной процедуре.Законодательный процесс – это система действий в парламенте, завершающаяся принятием закона или отклонением его проекта. Обсуждение закона происходит в трех чтениях, которые могут быть проведены в отдельных случаях в один день. Принятые законы подлежат опубликованию в средствах массовой информации. Принципы организации и деятельности органов государственной власти России Российская Федерация является государством с республиканской формой правления. Источником власти в РФ является ее народ, который осуществляет свою власть: - непосредственно (референдум и выборы); - через органы государственной власти; - через органы местного самоуправления. Это означает, что в России все высшие федеральные органы государственной власти избираются населением либо формируются избранными народом представительными органами: 1 - Государственную власть в РФ на федеральном уровне осуществляют (ст.11 КРФ): » Президент РФ; » Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации); » Правительство РФ; » суды РФ (федеральные суды). 2 - Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ст. 11 Конституции РФ). 3 - На местном уровне действует система органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти (ст.12 К.). Порядок образования органов государственной власти РФ: • избрание (Президента РФ, Государственной Думы); • назначение (Правительства РФ, судей федеральных судов); • формирование (Совета Федерации). Система государственной власти России является двухуровневой и включает в себя: федеральные органы и органы власти субъектов Федерации. Особенность и исключительность федеральных органов управления проявляется в их подчиненности и ответственности, над ними, как правило, нет других органов, которым они подчинены (Президент, Парламент, Верховный суд, Центральная избирательная комиссия). Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов Федерации осуществляется двумя способами: конституционным (считается универсальным) и договорным(например, между РФ и Татарстаном в 1994 г.). Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов федерации составляют единую систему органов государственной власти Российской Федерации. Такое единство обусловлено федеративным устройством России, ее государственной целостностью и производно от полновластия многонационального народа Российской Федерации, его права формировать государственные органы. Под государственными органами понимаются физические лица или организации, наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в управлении делами государства. Государственные органы образуются и действуют на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих компетенцию данных органов. Общегосударственный характер управления государственными органами проявляется в особом порядке их формирования, территориальной и предметной сферах, формах и методах деятельности. Государственный орган (орган государства) — это относительно обособленная составная часть государственного аппарата, которая в соответствии с законом: » участвует в осуществлении функций государства, осуществляя конкретные функции; » действует от имени и по поручению государства, обладая государственно-властными полномочиями; » имеет соответствующую своим функциям структуру и компетенцию. Под компетенцией государственного органа понимается объем и перечень государственно-властных полномочий и юридических обязанностей, закрепленных за этим органом, а также перечень вопросов, по которым данный орган имеет право самостоятельно принимать властные решения. Не всякий государственный орган является органом государственной власти, хотя некоторые авторы считают, что это идентичные понятия. Представляется, что под органом государственной власти следует понимать такой государственный орган, который принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения другими государственными органами и гражданами РФ. Термин "государственное учреждение" относится к объектам в основном социально-культурного назначения, находящимся в государственной собственности (образовательные и научные учреждения, дома культуры, кинотеатры, библиотеки, больницы и др.). Совокупность органов государства составляет систему органов государственной власти в Российской Федераций. Под системой органов государственной власти Российской Федерации будем понимать совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих федеральных и региональных (субъектов Федерации) органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющих в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти. В Конституции РФ (ст.10 К.) закреплено осуществление государственной власти в России на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется...»(ст. 10 Конституции РФ) (одна власть, а не три власти) на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом все ветви власти в пределах своих полномочий самостоятельны. Принцип разделения властей в наиболее полном виде был сформулирован французским философом Ш.-Л. Монтескье. Потребность в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, полагал Монтескье, из природы человека, его склонности к злоупотреблению властью: всякая власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан. Он предложил разделить власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Необходимость такого разделения он обосновывал тем, что в государстве необходимо осуществлять три различных вида деятельности: принимать законы, исполнять их и осуществлять правосудие, т. е. наказывать нарушителей этих законов, а также разрешать конфликты, связанных с применением законов. Разделение властей означает, что законодательная деятельность, принятие законов осуществляется высшим представительным органом государства (парламентом); исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на правительство и другие органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судами. С истема органов государственной власти в Российской Федерации отражает единство конституционных принципов построения и деятельности государственных органов. К ним относятся: Приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст.2,7,18 Конституции РФ). Именно права и свободы человека и гражданина определяют главное содержание и направление деятельности органов государственной власти России с целью обеспечения достойной жизни и свободного развития человека; Народовластие (ст.3Конституции РФ). Верховной властью в стране наделяются органы, которым народ доверяет и вручает соответствующие полномочия. Эти органы формируются непосредственно населением страны или от его имени представителями народа – депутатами. Федерализм (ст.5Конституции РФ). Благодаря этому принципу обеспечивается единство страны, децентрализация государственной власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий, равноправие и самоопределение народов. Разделение властей (ст.10,11Конституции РФ) Основные функции власти (законодательная, исполнительная, судебная)осуществляются самостоятельными органами, которые не зависимы, самостоятельны и взаимно уравновешенны. Разделение властей действует как по горизонтали(самостоятельные ветви власти), так и по вертикали (федеральный уровень и субъектов Федерации). Кроме того, в ветвях власти происходит структурное деление функций и полномочий. Децентрализация власти и ее разделение является гарантией предупреждения ее концентрации не только в каком-либо органе власти, но и в руках отдельной личности. Законность (ст.15Конституции РФ) Формирование органов государственной власти, их функции, полномочия и деятельность осуществляется на основании Конституции, законов и в рамках законодательства. Деидеологизация (ст. 13 ч.2Конституции РФ) Никакая идеология (как это было в советский период или существующий в мусульманских странах - Иран) не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; Употребление национальных языков наряду с государственным языком. Конституция в ст. 26 закрепила право использования родного языка. Субъекты Федерации в праве устанавливать собственный государственный язык, который может официально использоваться наравне с русским (ст.68 Конституции РФ). Светский характер государства (ст.14Конституции РФ) Религия во всех ее видах отделена от государства, осуществляется взаимное невмешательство в дела, взаимоотношения строятся на основе Конституции РФ и законодательства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 4099; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.119.129 (0.013 с.) |