Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зарождение и развитие клинической психологии как области профессиональной деятельности психологов.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Прикладная, практическая ориентация — исходная внутренняя сущность клинической психологии. Развитие теории клинической психологии в нашей стране осуществлялось на основе включенности клинических психологов в решение прикладных задач здравоохранения. Такая "заземленность", активное прикладное развитие обусловлены: - личностными особенностями тех, кто стоял у ее истоков, - тем, что "Клиническая психология" (в отличие от ряда других областей психологии) не может носить только популяционный характер, она требует индивидуализации, ориентации и психологов-практиков, и исследователей на конкретную личность, на отдельного человека. Это гарантирует ей постоянную связь с практикой, с реальными больными людьми. Клиническая практика — критерий оценки психологических теорий. "Не навреди!" — заповедь медицины и клинической психологии. Необходимы научно-обоснованные принципы и методы практической работы клинических психологов. В США первые программы подготовки "клинических психологов" были созданы в 1945 г. За рубежом это дисциплина, направленная на решение большого круга практических задач, не имеющая общей теоретической концепции и разделения на направления. В нашей стране до 44-45 гг психологов не готовили. До революции психологические знания распространялись в медицинских учебных заведениях, а также на философских факультетах университетов. Курсы психологии читали медики, преподаватели философии, а в гимназиях - преподаватели логики, русского языка. В 1944-1945 гг на философских факультетах МГУ и ЛГУ были открыты отделения психологии. Что касается клинической психологии, то в 1984 году в системе практического здравоохранения страны работало около 1000 психологов. Эта цифра для нашей страны невелика, но мы можем констатировать существование формирующейся медико-психологической службы в стране. Кафедры клинической психологии в ВУЗах, ведущие научную работу и осуществляющие подготовку кадров для практической деятельности, - существование оригинальных экспериментально-психологических методик для нейро- и патопсихологической работы, - многочисленные публикации, - лаборатории - ряд законодательных актов, документов, вводящих в штатное расписание лечебных учреждений страны разного профиля должности психологов, обеспечивают на сегодня признанное существование в системе научной психологии и в системе нашего здравоохранения клинического психолога. Объем государственно сформулированной потенциальной потребности в медицинских психологах на сегодняшний день весьма велик и составляет несколько тысяч человек.
18. Сферы приложения клинической психологии (в рамках медицины и вне медицинских учреждений). 41. Сфера здравоохранения; Участие в работе лечебных и профилактических учреждений (от онкологии до стоматологии). 42. Система народного образования и задачи клинических психологов. Работа в дошкольных заведениях, в школах, в детских санаториях-профилакториях, в интернатах для детей с задержкой и недоразвитием психики, в центрах коррекционной педагогики и т.п. 43. Клинические психологи в службах социальной защиты населения: центры занятости, службы по подбору кадров, службы планирования семьи, центры психологической помощи жертвам насилия, социальных, стихийных и производственных катастроф, службы кризисных состояний и многое другое. 44. Разнообразие сфер деятельности клинических психологов и их постоянное умножение. Формы связи психологии и медицины имеют разнообразный характер: они касаются диагностических, коррекционных, экспертных профилактических областей. Психологические знания прочно внедрены в неврологическую и психиатрическую клинику, используются в соматической и клинических пограничных состояниях. Психологи начинают применять свои знания в области профилактики заболеваний, в решении проблем социальной и трудовой реабилитации больных, в области психофармакологии. Речь идет обо всех психиатрических и наркологических стационарах страны, о восстановительных стационарах общесоматического профиля, о восстановительных отделениях городских поликлиник общего профиля. Готовятся приказы о должностях психологов в психиатрических диспансерах и в логотерапевтической службе. Работа клинических психологов в воспитательных и образовательных учреждениях. Основные аспекты деятельности клинического психолога в воспитательных и образовательных учреждениях - диагностический, коррекционный и профилактический. Диагностический аспект деятельности заключается в уточнении роли психологических и психосоциальных факторов в возникновении проблемного поведения ребенка в самых разнообразных сферах: в обучении, в межличностных отношениях и т. д. Клинико-психологическое обследование помогает определить актуальные причины проблем, скрытые признаки нарушения развития, определить структуру этих нарушений и их взаимосвязь. Клинико-психологическое обследование по содержанию шире, чем патопсихологическое, поскольку сюда включается не только экспериментальная диагностика (тестирование) психических функций, но и самостоятельное обследование структуры и специфики системы отношений личности проблемного ребенка опросными методами (самоотчеты, клиническое интервью, экспертные оценки и т. п.), а также анализ поведения проблемного ребенка в естественных условиях и его интерпретация, основывающаяся на понимании внутренних мотивов и побуждений, а не только нормативных требований. Знание основ клинической психологии также позволяет педагогу и школьному психологу в первом приближении дифференцировать отклонения в развитии и поведении ребенка, возникшие под влиянием социальной ситуации развития, от внешних проявлений болезненных нарушений психической деятельности и выбрать адекватную стратегию взаимодействия и помощи проблемному ребенку.
45. 20. Факторы, способствовавшие возрастанию роли клинических психологов и становлению новой специальности. Потребности людей в клинических психологах возрастают. Главная задача клинического психолога – повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека в современном обществе, в условиях болезни и в кризисных ситуациях. Роль клинического психолога возрастает в связи с особенностями развития человечества. В современном мире количество причин (патогенных влияний) увеличивается прогрессивно. Наиболее яркие из них: 1. Экологическое загрязнение окружающей среды Токсические факторы оказывают влияние на функционирование I блока мозга; радиация снижает соматическую устойчивость организма. 2. Накопление негативных эффектов технического прогресса. Техногенные катастрофы, например, на Чернобыльской АЭС. У людей возникают страхи, тревоги, паника, неудовлетворенность местом бытия в целом. 3. Социально-экономическая нестабильность. Терроризм, безработица, локальные войны. 4. Ускорение темпа жизни. 5. Новые потребностные состояния. Новые технологии удовлетворения потребностей и появление новых форм зависимостей. 6. Новые информационные технологии. Чрезмерное расширение информационного поля может привести к патосу. 7. «Изменение социальной анатомии здоровья» Многие цивилизационные приобретения приводят к страданиям. За счет достижений медицины в обществе остаются жить люди с ограниченными возможностями (инвалиды в широком смысле слова). Увеличивается продолжительность жизни. Отклонения в детском развитии. Вопросы воспитания и обучения детей, родившихся в маленьком весе. Гипокинезия современного ребенка – чрезмерное увлечение виртуальным пространством – затрудняет изучение математики и чтения. 8. Возникновение социально-психологического стресса, связанного с миграционными процессами. Вследствие контактов представителей разных этносов возникают культурные смешения и изменения. Появляются феномены в виде культурного шока, которые приводят к социальной изоляции, тревогам, депрессии. ВЫВОД: все перечисленное создает дополнительные и очень большие нагрузки на нервно-психическую жизнь (деятельность) человека. Это требует участия специалиста в оказании помощи, направленной на поддержание личностной целостности индивида и его адекватного функционирования.
46. 26. Аномалии психического развития. Их виды и возможности психологической коррекции. 27. Недоразвитие и задержка психического развития как варианты дизонтогенеза. Проблемы их различения и коррекции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 982; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.252.87 (0.007 с.) |